Психическое отражение: что это?
Понятие психическое отражение – философское. Оно включает в себя общее и фундаментальное явление, которое выражается в воспроизведении прошедших через сознание образов, признаков и свойств объекта.
Начальная форма психики – чувствительность. Благодаря этому свойству мы способны воспринимать информацию извне и перерабатывать ее в мозге. Органы чувств, координация – это способствует более яркому проявлению психического отражения.
Сознание и самосознание – форма психологического отражения. В мозг человека поступает информация, осуществляется влияние извне, а в сознании имеющиеся образы обрабатываются и проявляются в виде отблеска случившегося. Причем сознание способно и отражать мир, и творить его. Благодаря психике человек может умственно оперировать своей деятельностью, речью и даже эмоциями. Самосознание – это личностное понимание своего места в обществе и в отношениях с другими людьми.
Особенности и свойства
К особенностям возможно причислить:
- образы, появляющиеся в ходе всей жизни;
- проявление логичной деятельности;
- существование опережающих факторов;
- правильное понимание реальности;
- развитие и самосовершенствование;
- имение собственной нестандартности.
Под свойствами подразумевается:
- получение необходимой информации из вне;
- не является прямым отражением окружения;
- его невозможно отследить.
Характеристика психического отражения
Человек способен воспринимать окружающий мир, находить себя в деятельности, развиваться и расти в духовном отношении, только благодаря психическому отражению. Однако далеко не все люди правильно отражают окружающие явления. Это происходит в том случае, если у них есть проблемы с психикой. Однако у психически здорового человека наблюдаются следующие характеристики психического отражения:
Динамичность.
В процессе жизни у людей меняются обстоятельства, мнения и условия. Поэтому психологическое отражение может измениться под влиянием внешних факторов.
Активность.
Психологическое отражение – это активный процесс, он никак не ассоциируется с пассивностью или зеркальностью. Благодаря этому свойству психики человек, сам того не осознавая, занимается поиском адекватных для себя условий.
Объективность.
Человек постоянно совершенствуется, поэтому и психика претерпевает различные изменения. Так как мы познаем мир в практической деятельности, то психологическое отражение объективно и обосновано.
Субъективность.
Хотя психологическое отражение объективно, на него влияет прошлое человека, личностные качества, окружающие люди. Поэтому к характеристикам относят и субъективность. Все люди видят один и тот же мир, одни и те же обстоятельства, однако видим и воспринимаем мы их по-разному.
Скорость.
Благодаря психике мы способны с большой скоростью принимать решения. Отражение можно назвать опережающим действительность.
К особенностям психического отражения относится:
— отражает действительность на практике;
— самосовершенствование и личностное развитие;
— опережающий характер;
— прояление индивидуальности личности;
— формируется только на основании активной деятельности человека;
— контролирует поведение индивидуума.
Уровень представлений
Второй уровень тесно связан с воображением и творческими способностями личности. Представления возникают в голове человека тогда, когда на основе имеющихся образов в результате определенных мыслительных действий формируются новые модели окружающего мира и суждения.
Такой феномен, как творческая деятельность, безусловно, в большинстве случаев зависит от того, насколько развита у личности эмоционально-образная сфера. Если индивид обладает яркими художественными способностями, то у него будут складываться свои представления сообразно тому, как часто и быстро новые образы будут взаимодействовать с уже имеющимися.
Уровни психического отражения
Хотя психическое отражение предстает перед нами и воспринимается как цельный образ, на самом деле, оно имеет несколько уровней:
Чувственный или сенсорный. На данном этапе осуществляется формирование и построение психических образов на основе того, что мы воспринимаем через органы чувств. Это и способствует дальнейшей переработке информации в нужном русле. Благодаря стимуляции зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания сведения об объекте расширяются и оказывают еще большее влияние на субъект. Когда в жизни человека происходит нечто подобное, всплывают в памяти из подсознания отложившиеся воспоминания и оказывают влияние на дальнейшее отражение. Такая способность человека позволяет ему независимо от времени создавать реальные картины в своем сознании. Представление. Этот уровень характеризуется активной работой подсознания человека. То, что уже отложилось в памяти, всплывает в воображении. Осуществляться этот процесс может без непосредственного участия органов чувств. Важную роль играет значимость событий, некоторое из произошедшего отсеивается, остается лишь то, что крайне важно. Человек благодаря мышлению составляет эталоны, планирует, контролирует сознание. Таким образом и строится собственный опыт. Логическое мышление. Реальные события на этом уровне вообще не играют никакой роли. Личность пользуется уже теми знаниями, что имеются в сознании. Значение имеет и общечеловеческий опыт, о котором известно индивиду.
Уровни психического отражения гармонично переплетаются и вытекают один из другого. Это обусловлено единой работой чувственной и рациональной деятельностью человека.
6.1. Категория «отражение» и ее характеристики
Для понимания сущности многообразия психических явлений одной из базовых и ведущих категорий в отечественной психологии выступает категория «психическое отражение».
Категория отражения
является фундаментальным философским понятием, под ней понимается всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Это такая форма взаимодействия феноменов, при которой один из них
отражаемый
, – сохраняя свою качественную определенность, создает во втором
отражающем
специфический продукт:
отраженное
[74]. В. И. Ленин, в свое время, развивая «догадку Дидро», писал: «Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу, родственным с ощущением, свойством отражения» [44, с. 91]. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. В качественно различных формах отражение выступает в неживой природе, в мире растений, животных и, наконец, у человека.
В неживой природе взаимодействие различных материальных систем имеет своим результатом взаимоотражение
, которое выступает в виде простой механической деформации, сокращения или расширения в зависимости от колебаний окружающей температуры, отражения света, изменения и отражения электромагнитных, звуковых волн, химических изменений, физиологических процессов и т. д. Иными словами, отражение в неживой материальной природе отражает действие законов механики, физики, химии.
В учение о познании как отражении действительности значительный вклад внес В. И. Ленин, поэтому диалектико-материалистическая теория отражения носит название ленинской теории отражения. Принцип отражения часто подвергается критике: теория отражения якобы ограничивает человека рамками существующего (поскольку нельзя отражать будущее т. е. то, чего еще нет); недооценивает творческую активность сознания поэтому предлагается заменить диалектико-материалистическую категорию отражения понятием субъективистски толкуемой практики. В ответ на это Ленин, подчеркивая творческую активность сознания, о [45, с. 194], поскольку только на основе адекватного отражения объективного мира и возможна творческая активность человека, практически преобразующего мир.
Принцип и категория отражения являются краеугольным камнем диалектико-материалистической теории познания, исходящей из признания первичности внешнего мира и воспроизведения его в человеческом сознании.
А. Н. Леонтьев, говоря об отражении, отмечал, что следует прежде всего подчеркнуть исторический смысл этого понятия. Он состоит, во-первых, в том, что его содержание не является застывшим. Напротив, в ходе прогресса наук о природе, человеке и обществе оно развивается и обогащается.
Второе, особенно важное, положение состоит в том, что в понятии «отражение» заключена идея развития, идея существования различных уровней и форм отражения. Речь идет о разных уровнях тех изменений отражающих тел, которые возникают в результате испытываемых ими воздействий и являются адекватными им [46, с. 48].
Эти уровни очень различны. Но все же это уровни единого отношения, которое в качественно разных формах обнаруживает себя и в неживой природе, и в мире животных, и, наконец, у человека.
В связи с этим возникает задача, имеющая для психологии первостепенное значение: исследовать особенности и функцию различных уровней отражения, проследить переходы от более простых его уровней и форм к уровням и формам более сложным [46, с. 49].
Особенности уровней и форм психического отражения достаточно хорошо изложены в психологической литературе. Вкратце суть общих положений сводится к следующим положениям.
Неотъемлемым свойством живого организма является раздражимость —
отражение воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Будучи допсихической формой отражения, она выступает в качестве регулятора приспособительного поведения.
Дальнейший этап в развитии отражения связан с возникновением у более высоких видов живых организмов нового свойства чувствительности,
т. е. способности иметь ощущения, являющиеся начальной формой психики.
Формирование органов чувств и взаимная координация их действий привели к образованию способности отражать вещи в некоторой совокупности их свойств способности к восприятию окружающей действительности в определенной целостности, в форме субъективного образа
этой действительности. Животные не только дифференцированно воспринимают свойства и отношения вещей, но и отражают значительное число существенных в биологическом отношении пространственно-временных и элементарных причинных связей в окружающем мире.
Становление человека и человеческого общества в процессе трудовой деятельности и общения с помощью речи обусловило возникновение специфически человеческой, социальной по своей сущности формы отражения в виде сознания
и
самосознания.
Для отражения, свойственного человеку, характерно то, что оно есть социальный по своей природе творческий процесс. Оно предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческую активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятиями. Творческая активность познающего человека раскрывается также в актах продуктивного воображения, фантазии, в поисковой деятельности, направленной на раскрытие истины путем формирования гипотезы и ее проверки, в создании теории, продуцировании новых идей, замыслов, целей.
Таким образом, психические явления во всем многообразии своих проявлений выступают как различные формы и уровни субъективного отражения объективной действительности, как образы предметов и явлений окружающего мира, как единство реального бытия и его отражения. С. Л. Рубинштейн о [86, с. 20].
В предшествующие десятилетия в итоге многочисленных теоретических и эмпирических исследований, фундаментальных и прикладных разработок, выполненных несколькими поколениями советских и российских ученых на основе конструктивного использования ими научных традиций, сложившихся в отечественной психологии, в современной психологической науке сформировалось, несмотря на наличие в ней множества оригинальных и самобытных научных школ, единое понимание базовых, ключевых характеристик отражательной природы психического. В качестве таковых характеристик выделяются:
• психика, рассматриваемая как особая форма отражения, присущая высшим животным, т. е. возникающая на определенном этапе развития живого мира. Различные формы психического отражения выступают как свойство (атрибут) органической материи (живого организма вообще и человеческого мозга в частности);
• адекватность психических явлений окружающей действительности;
• психика как система отражения, в которой слиты воедино и сама отражающая система, и носитель отражения;
• объективизация содержания отражения (превращение его в субъективную реальность и приобретение предметного значения для живого организма и смыслового для каждого конкретного человека).
Активность психического отражения заключается в том, что:
• психика удваивает окружающий мир в субъективном образе;
• живой организм выступает как самоорганизующаяся, внутренне и внешне активная система в соответствии с уровнем развития присущих ему форм психического отражения;
• психика выступает важнейшим фактором биологической эволюции и культурно-исторической человека. Главными факторами, детерминирующими развитие психики человека, являются деятельность, общение и другие формы, в которых и реализуется, проявляется активность;
• внутренняя активность избирательное отношение к внешнему миру.
Активность и избирательное отношение к внешнему миру лежат в основе психического отражения в форме субъективного образа окружающего мира, а также выполняют функции регуляции поведения и деятельности, которые проявляются следующим образом:
• психическое выступает как регуляторная система, определяющая функционирование соматической и ментальной подсистем человека;
• адаптивный характер психического отражения позволяет живому организму и человеку активно приспосабливаться к окружающей среде посредством изменения функций отдельных органов, поведения и деятельности;
• антиципация (предвосхищение) является одним из важных свойств психического отражения, обеспечивая возможность не только фиксировать прошлое и настоящее, но и предвосхищать в отдельных моментах результат потребностного будущего [82, с. 150].
В свете вышеизложенных положений несомненный интерес представляет рассмотрение методологических подходов к решению выдвинутой А. Н. Леонтьевым задачи исследования особенностей и функций различных уровней психического отражения, возможности проследить переходы от более простых его уровней и форм к уровням и формам более сложным.
Так, в отечественной психологической литературе наиболее часто используется классификация уровней и форм психического отражения, предложенная А. Н. Леонтьевым и К. Э. Фабри [93], а также А. Г. Маклаковым [54] и Р. С. Немовым [61].
В данной классификации авторами выделяются стадии элементарной сенсорной психики
и ее уровни: низший и высший, а также
перцептивной психики
и ее уровни: низший, высший и наивысший. Несомненным преимуществом классификации является то, что каждому выделенному уровню соответствуют представленные особенности поведения, присущие тем видам живых существ, которые достигли этого уровня развития.
В то же время нельзя не заметить, что в основу данной классификации положен в основном физиологический принцип усложнения развития нервной системы, анатомического строения органов и соответствующего усложнения двигательных реакций и поведения в целом.
Недостаточность такого основания подчеркивал Б. Ф. Ломов в своей статье «Системность в психологии»: «Понять закономерности формирования ощущений и восприятий, а также их свойства без анализа условий и механизмов физического (и химического) взаимодействия органов чувств и отражаемого объекта невозможно. Но невозможно также вывести их целиком только из этого взаимодействия. Дело в том, что сенсорно-перцептивные образы, формируясь в процессе физического взаимодействия, обслуживают другую систему поведение живого организма. Поэтому возникает необходимость выхода за пределы физического взаимодействия и перехода к другому плану анализа функциональных свойств образа в контексте поведения и деятельности» [52, с. 37].
Далее Ломов отмечает, что психические явления по существу своему многомерны…
а система психических явлений
многоуровневая
и… строится
иерархически.
Она включает ряд подсистем, обладающих различными функциональными качествами [там же, с. 42-43].
Важнейшим же условием выявления взаимоотношений между разными подсистемами в каждом конкретном случае является определение «системообразующего фактора» [6] или «системообразующих компонентов» [91]. Имеется в виду тот фактор, благодаря которому различные механизмы объединяются в целостную функционально-динамическую систему.
Вполне естественно, заключает Б. Ф. Ломов, что самыми сложными среди всех качественных определенностей являются, конечно, системные качества, заслуга открытия которых принадлежит прежде всего К. Марксу. Являясь интегральными качествами, они недоступны прямому наблюдению и могут быть выявлены только путем анализа систем, к которым принадлежит человек, и закономерностей, которым подчиняется его жизнь.
Системный подход предполагает рассмотрение изучаемого объекта в его отношениях к различным системам. А это, в свою очередь, позволяет вести исследования в разных плоскостях или планах [52, с. 54].
Яркий пример такого методологического подхода к решению данной проблемы с позиций выделения нового системного качества на каждом уровне психического отражения мы находим у известного психолога К. К. Платонова [74]. На рис. 6.1 представлены взгляды на эволюцию психики как форм психического отражения и возникновение на соответствующем уровне нового системного качества.
По мысли автора, переход от одной формы психического отражения к другой происходит в форме скачка и на соответствующем уровне возникает новое системное качество.
Рис. 6.1.
Эволюция психики как форм психического отражения по К. К. Платонову
В свете изложенных взглядов и методологических подходов, на наш взгляд, за проблемами соотношения психического отражения и конкретных форм его проявления на различных уровнях развития психики стоит не принцип общего и частного, сущности и явления и даже не соотношение общефилософского, философско-психологического и конкретно-научного подходов. За этими проблемами пропущенное существенное звено, выпавшее из движения абстракций, восстановление которого представляется необходимым.
Это выпавшее из движения абстракции звено явление адаптации
живого организма к условиям окружающей среды и социума, которое представляется возможным восстановить только на основе накопленного за последние годы богатого эмпирического материала и принципов диалектики, вскрывающих соотношение всеобщих, родовых и индивидуальных форм психического отражения.
Исходя из этого, представляется необходимым восстановление этого существенного звена в ранге общепсихологической категории
как более непосредственного основания для определения конкретных путей и особенностей развития уровней и форм психического отражения. Поэтому можно выделить, на наш взгляд, соответствующие формам психического отражения следующие уровни адаптации и формы адаптивного поведения живых организмов.
Синтезируя изложенные подходы, выделяя в них наиболее существенные моменты, можно в целом проиллюстрировать их представленной на рис. 6.2 схемой.
Таким образом, общее свойство живого и неживого мира это взаимодействие и отражение. Но на уровне неживой природы физическое отражение подчинено законам материального мира. Оно пассивно и инертно. Однако на определенном этапе эволюции материального мира произошел скачок и возникли живые организмы, основой которых является живая клетка. Материальные организмы приобретают новое системное качество
раздражимость,
присущую всему растительному и животному миру. Эта новая отражающая система на основе обмена веществ породила сигнальные связи со средой и генетическую память. В действие вступают биологические законы, биохимические и биоэнергетические закономерности, механизмы обменных процессов живых организмов с окружающей средой. Возникают, развиваются и формируются механизмы, обеспечивающие приспособление, адаптацию и определяющие «поведение», развитие растительных организмов
тропизмы.
Рис. 6.2.
Уровни адаптации и соответствующие им формы адаптивного поведения
…
► Тропизмы (от греч. tropos
– поворот) направленные ростовые движения (изгибы) органов растений, вызванные односторонним действием какого-либо раздражителя (силы земного притяжения, света, химических веществ и др.): геотропизм, фототропизм, хемотропизм, гидротропизм, термотропизм. Различают положительные и отрицательные тропизмы.
В процессе своего эволюционного развития живые организмы усложняются, дифференцируются, и на определенном этапе происходит следующий скачок в развитии: возникает новое системное качество чувствительность.
В этом случае к раздражимости добавляется эмоция, т. е. раздражимость обогащается свойством переживаемости. Первоначально эмоция (а не ощущение) возникает как наиболее простейший психический феномен и несет только два сигнала: жизнеполезно и жизнеопасно, принимая в дальнейшем в процессе развития формы удовольствия и неудовольствия (рис. 6.3).
Этому этологическому [5] уровню отражения (и его низшей форме энтомологическому [6] отражению) соответствует этологическая (энтомологическая) адаптация живых организмов, на основе которой формируются различные формы адаптированного поведения.
Рис. 6.3.
Виды и проявление простейших эмоций
Такое поведение уже заранее приспособлено к внешнему миру (пример: у простейших, многоклеточных и насекомых). Анатомофизиологической основой поведения этого уровня является нервная система различной сложности и организации (сетевидная, ганглиевая, трубчатая), а также врожденные и приобретенные реакции в форме рефлексов и системы условно-рефлекторных связей. Формируется инстинктивное поведение генетически запрограммированное, одинаково направленное у всех представителей одного и того же животного вида. Примитивной формой такого поведения выступает таксис —
положительный тропизм, связанный с активным движением организма. Отрицательные тропизмы свободноживущих организмов называют
патиями.
Далее развиваются сколь угодно сложные формы
цепного поведения
, присущие червям, насекомым, паукообразным.
Следующий уровень психического отражения в процессе скачкообразного эволюционного развития связан с тем, что возникает собственно психическое отражение, психика.
Диалектико-материалистический подход к психике показывает, что психическое порождается материей мозга (центральной нервной системой) и возникает в ходе взаимодействия высшего животного, человека с окружающим миром как отражение его свойств и структуры. Это отражение существует и служит для регулирования поведения и деятельности организма в соответствии с возникающим субъективным образом отраженных объективных свойств окружающего мира (рис. 6.4).
На этом уровне отражения возникает, развивается и ему соответствует психическая адаптация
высших живых существ и человека.
Рис. 6.4.
Эволюция психики как форм психического отражения
Усложнение анатомо-физиологической организации животных в процессе их взаимодействия с окружающим миром привело к возникновению центральной нервной системы, дифференциации органов чувств и развитию способности ощущать
и
воспринимать
окружающий мир в целостности и совокупности его сторон, свойств, характеристик и качеств. На этой основе возникает новое системное качество отражение мира в
субъективном образе.
Меняется и форма поведения оно из адаптированного
перерастает в
адаптирующееся поведение
, которое способно на основе опыта приспособляться к новым для животного организма связям внешнего мира, окружающей действительности. Это так называемое научаемое (или оперантное) поведение, т. е. такое, которое животная особь приобретает в течение своей индивидуальной жизни.
Особенностью этого поведения является то, что на основе генетически заданной инстинктивной программы вида формируется сколь угодно сложная система рефлекторных и условно-рефлекторных связей, позволяющая говорить о животном «интеллекте», т. е. о способности адекватно отражать закономерные причинно-следственные связи окружающего мира и соответственно этому предусматривать и выстраивать целесообразные формы своего поведения.
Однако мышление животного ограничено генетической инстинктивной программой вида (подробнее об этом поговорим в главе 7).
Таким образом, уже на уровне психического отражения складываются все предпосылки для дальнейшего скачкообразного эволюционного витка высшего уровня развития психического возникновения сознания.
Этому уровню психического отражения соответствует социально-психологическая адаптация.
Возникает, развивается и формируется новое системное качество
идеальный образ.
Это такое явление, когда к субъективному образу добавляется
слово
или
понятие.
Человек отражает, воспринимает и реконструирует окружающую действительность в понятиях, в речи, в идеальных образах. Именно идеальный образ лежит в основе возникшего
адаптивно адаптирующего поведения
, которое мы называем осознанным поведением, деятельностью и общением человека.
С. Л. Рубинштейн, характеризуя этот переход, писал: «В дальнейшем отражение, познание действительности выходит за пределы только перцептивного отображения действительности и переходит к ее отражению в мысли, в понятии, раскрывающем ее существенные опосредования, связи, закономерности развития. И опять-таки действия человека, его поведение будет в значительной мере зависеть от того, как он осмысливает действительность, от того, в какой мере он постигает происходящее в закономерностях его развития» [86, с. 102].
В заключение следует отметить, что подобные методологические подходы к системному пониманию форм психического отражения имеют не только теоретико-методологическую значимость, но и непосредственно практическую, поскольку позволяют грамотно отвечать на очень простые, на первый взгляд, вопросы, тем не менее вызывающие большие сложности при ответе на них. Когда студентам, почти выпускникам, задаются вопросы: «плачут» ли березы, есть ли психика у пчелы, таракана, и если есть, то какая, в какой форме и т. п.? – каких только ответов не приходится слышать.
А ответ довольно прост, если ориентироваться на изложенные методологические подходы.
Вопрос о наличии психики у указанных живых организмов поставлен некорректно. В том смысле, в котором мы употребляем понятие «психика», она им не присуща. Данные живые организмы обладают различными элементарными формами психического отражения: растения раздражимостью, а насекомые энтомологической формой психического отражения, или элементарной сенсорной психикой (низшего или высшего уровня). Психика в многообразии ее проявлений и в том смысле, в котором употребляется данное понятие (категория), присуща лишь высшим животным, включая, несомненно, человека. Но психика человека это уже качественно иная психика (а следовательно, и понятие), которая изучается специальными, отдельными отраслями психологии.
Темы
7.1. Общее определение категории «психика». Основные характеристики сферы психического
7.2. Основные формы и механизмы адаптивного поведения
Ступени отражения психики
- Первая является базовой. Индивид ориентируется на свои ощущения и получающую информацию от окружающих, определяет манеру поведения в будущем. Его действия подвержены влиянию объектов реальности. Пройдя эту ступень, на нее возводятся другие. Этот уровень никогда не бывает пустым, он многогранен и постоянно меняется.
- Второй уровень обладает основной особенностью в творчестве и проявлении воображения. Это высшая ступень развития психики, на нее человек переходит, когда создается новая модель умозаключений об окружающем мире. Она осмысливает действия и добавляет уже ранее заложенные образы.
- Творческая личность сложно справляется с эмоциями, ее мышление состоит из сплошных представлений. Художественные способности накладываются на картинки, возникающие в голове, а их усвоение зависит от последующего взаимодействия.
- Третий — главный его критерий это наличие речи. Логика и общение связаны с мыслительной деятельностью, опирающейся на понятия и методики, используемые предками. Он отодвигает на второй план воображение, память, чувственные образы, полагаясь только на рациональность в мышлении и опыт от предыдущего поколения. Это позволяет планировать и управлять жизненным путем.
Только переосмыслив и включив в свое сознание все этапы, личность может представить мир в обобщающем виде с уникальной точки зрения, отличительной от окружающих. И проявить это через поведение: мимику, жестикуляцию, позу.