Понятие о методе и методологии психологических исследований.


Понятие о методе и методологии психологических исследований.

Наука – прежде всего, исследование, поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета, она включает и определенные ее методы.

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые познают предмет науки, получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это – методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины XIX века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями.

Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

2 стр., 629 слов

Классификация методов психологического исследования.

… (от лат. еxperimentum – проба, опыт) – один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличительными признаками эксперимента являются: 1) активное вмешательство в … тех же лиц на протяжении длительного времени); — комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. …

Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения.

Часто не разграничивают понятия «метод», «методика», «методология», хотя они имеют разное определение. Поэтому следует более подробно обсудить сущность, содержание этих понятий.

Основные методы психологии

Основными методами психологической науки можно назвать наблюдение и эксперимент.

Наблюдение

Воображение — что это в психологии, определение

Наблюдение – это психологический метод, предполагающий целенаправленное и спланированное изучение поведенческих реакций или психики человека в нормальных, привычных для него условиях с обязательным ведением протокола.

Важно! Наблюдение должен проводить опытный специалист, потому что наблюдаемые факты необходимо грамотно описать.

Эксперимент как метод психологии

Эксперимент – это основной метод психологии и педагогики. В психологии все эксперименты принято делить на:

  • Пилотажные эксперименты. Так называют исследования в малоизученных областях науки, которые проводятся в условиях отсутствия возможности формулирования гипотезы.
  • Педагогические эксперименты – это организация изучения особенностей образовательного и воспитательного процесса в учебных заведениях. К участию в этих исследованиях привлекаются испытуемые разных возрастных групп: от младших дошкольников до студенчества.
  • Естественные эксперименты. Они предполагают изучение того или иного феномена психики в привычных для людей условиях.
  • Лабораторные эксперименты – это организация изучения какого-то психического явления в искусственно созданных условиях, исключающих воздействие внешних факторов, которые могут исказить результаты исследования.
  • Констатирующие эксперименты. Они направлены на выявление особенностей развития личности или группы.
  • Формирующие эксперименты. Они направлены на развитие тех или иных качеств у личности или формирование группового единства коллектива.
  • Контрольные эксперименты. Они проводятся для того, чтобы оценить эффективность разработанной программы развития навыков или качеств у участников эксперимента.

Дополнительная информация. Такое разделение экспериментов на виды условно. Некоторые типы экспериментов являются взаимодополняющими, другие – вспомогательными.

Принципы проведения психологических исследований.

Кроме рассмотренных принципов психологической науки, для повышения качества результатов исследования, необходимо руководствоваться и специальными принципами, относящихся к процессу применения методов в психологическом исследовании.

1. Принцип объективности

. Методы психологического исследования воспроизводят объективный процесс научного познания предмета психологии и должны обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования. Результаты психологического исследования не могут изменить сущность и закономерности предмета, который изучается. Объективность существования его не зависит от научных манипуляций с ним.

Субъективный компонент тоже имеет место в построении психологического исследования.

Он может проявится в инициации исследования как такового, в свободе выбора организационных элементов исследования, в профессиональной компетентности исследователя… Однако эта субъективность должна основываться на стремлении получить истинные результаты исследования.

Важно выбирать такие методы исследования, которые содержат высокую степень получения объективных данных.

Принцип объективности проявляется также в отказе исследователя от коньюктурного отношения к результатам исследования, интерпретация которых не должна подгоняться к подтверждению гипотез и целей исследования.

2. Принцип системности

предусматривает изучение психического явления как своеобразной системы, которая имеет свои специфические закономерности. Одной из форм реализации системного подхода в психологическом исследовании является личностный подход, который предусматривает изучение конкретной ситуации.

3. Принцип индивидуализации

заключается в раскрытии своеобразия каждой личности, присущей индивидуального стиля деятельности и поведения, в определении психологических проблем конкретной личности и способов их решения.

Основные понятия и ключевые слова:

метод, методика, методология, принцип детерминизма, принцип единства психики и деятельности, принцип развития, принцип объективности, принцип системности, принцип индивидуализации.

Рекомендованная литература:

1. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1994.

2. Общая психология: курс лекций / сост. Е.И.Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995.

3. Макарова Л.Л., Синельніков В.М. Загальна психологія: навчальний посібник – К., 2005.

4. Максименко С.Д. Проблема метода в науке – К., 1982.

5. Загальна психологія: Підручник / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська та ін.. – К., 2005.

12 стр., 5595 слов

1 Роль науки в развитии общества.Научная деятельность, научные знания

… науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом. Основой разработки каждого научного исследования … возникают в конечном счете из опыта, все же недостаточно для познания глубоких внутренних закономерностей возникновения и развития познаваемого объекта. Теоретическое знание – это …

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается отличие между понятиями «метод», «методика», «методология»?

2. какая разница между общенаучной и конкретно-научной методологией?

3. Как можно определить понятие «принцип»?

4. В чем заключается сущность принципа детерминизма?

5. Как происходило развитие понятия принципа детерминизма?

6. В чем заключается сущность принципа единства психики и деятельности и кто является его втором?

7. Дайте характеристику принципу развития и генетическому принципу.

8. какой вклад в разработку принципа развития сделали С.Л.Рубинштейн и Р.С.Костюк?

9. В чем заключается отличие между понятиями «филогенез психики», «историогенез психики», «онтогенез психики»?

10. Какова сущность принципа объективности?

11. Какова сущность принципа системности?

12. Какова сущность принципа индивидуализации?

Тестовые задания:

1. Что относится к определению метода научных исследований?

А) совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем;

Б) определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности;

В) способ познания или практического выполнения чего-либо;

Г) разрабатывает универсальные принципы, средства, формы научного познания не связанные с какой-либо определенной наукой;

Д) разрабатывает универсальные принципы, средства и формы познания, связанные только с определенной наукой.

2. Какое высказывание относится к методике?

А) способ познания или практического выполнения чего-либо;

Б) разрабатывает принципы, средства и формы познания, связанные только с определенной наукой;

В) разрабатывает универсальные принципы, средства, формы научного познания не связанные с какой-либо определенной наукой;

Г) совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем;

Д) определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

3. Какое утверждение относится к общему определению методологии?

А) разрабатывает принципы, средства и формы познания, связанные только с определенной наукой;

Б) способ познания или практического выполнения чего-либо;

В) разрабатывает универсальные принципы, средства, формы научного познания не связанные с какой-либо определенной наукой;

Г) совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем;

Д) определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

4. Что относится к общенаучной методологии?

А) совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем;

Б) разрабатывает универсальные принципы, средства, формы научного познания не связанные с какой-либо определенной наукой;

В) способ познания или практического выполнения чего-либо;

Г) определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности;

29 стр., 14037 слов

Психологические закономерности управленческой деятельности.: …

… достаточно высоких уровнях сложности управленческой деятельности. 4. Психологические закономерности управленческой деятельности Закон неадекватности самооценки. Закон самосохранения. Принцип развития Как известно, управление … разрабатываются научные принципы подхода к человеку как к объекту познания. Среди таких принципов можно отметить, в частности, такие, как принцип универсальной талантливости …

Д) разрабатывает принципы, средства и формы познания, связанные только с определенной наукой.

5. Какое высказывание относится к конкретно-научной методологии?

А) разрабатывает принципы, средства, формы научного познания не связанные с какой-либо определенной наукой;

Б) определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности;

В) разрабатывает принципы, средства и формы познания, связанные только с определенной наукой;

Г) способ познания или практического выполнения чего-либо;

Д) совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем.

6. Какое определение относится к принципу детерминизма?

А) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования;

Б) закономерности всех явлений, в том числе психических, познаются в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания;

В) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений;

Г) утверждает, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности.

7. Какое утверждение относится к принципу единства сознания и деятельности?

А) утверждает, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности;

Б) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений;

В) закономерности всех явлений, в том числе психических, познаются в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания;

Г) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования.

8. Что относится к принципу развития или генетическому принципу?

А) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования;

Б) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений;

В) закономерности всех явлений, в том числе психических, познаются в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания;

Г) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования.

9. Какое утверждение относится к принципу объективности?

А) заключается в раскрытии своеобразия каждой личности;

Б) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений;

В) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования;

Г) закономерности всех явлений, в том числе психических, познаются в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания.

7 стр., 3488 слов

Предмет и задачи психологии. Методологические, теоретические …

… психологии: Изучение объективных закономерностей функционирования психических процессов и явлений, … житейская психология» и «научная психология» Житейская (или обыденная) психология … физические тела. Познание мира происходит … истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие,- стала символом души, ищущей свой идеал. Впервые термин «психология» …

10. Какое высказывание относится к принципу системности?

А) закономерности всех явлений, в том числе психических, познаются в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания;

Б) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования;

В) предусматривает изучение психического явления со всех сторон как своеобразной структуры, которая имеет свои специфические закономерности;

Г) заключается в раскрытии своеобразия каждой личности;

Д) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений.

11. Что относится к принципу индивидуализации?

А) предусматривает изучение психического явления со всех сторон как своеобразной структуры, которая имеет свои специфические закономерности;

Б) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений;

В) заключается в раскрытии своеобразия каждой личности;

Г) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования.

Примеры похожих учебных работ

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление психологии как …

… деятельности; поэтому исследования в области психологии … найти закономерность в … в психике … явления длительное время оставались для него непостижимой загадкой. Однако между состоянием «влажности» и «огненности» есть множество переходов. История развития …

Влияние внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассников

… деятельности на развитие личности старшеклассников. Объект исследования — внешкольная деятельность старшеклассников. Предмет исследования — влияние внешкольной деятельности на развитие … в процессе познания и создания … состояний психики субъекта в …

Основные этапы развития взгядов на предмет психологии

… истории психологии как особой отрасли знания 1. Изучить закономерности развития знаний о психике. 2. Раскрыть взаимосвязь психологии … пунктом в истории представлений о психологической деятельности. Принципиально новый подход выразило сменившее анимизм …

Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха …

… речи, игровых навыков и творческой самостоятельности. I. Теоретические основы исследования использования театрализовано-игровой деятельности в развитии речи и фонематического слуха 1.1 Психолого-педагогические основы использования театрализованной …

Развитие основных психологических подходов к исследованию и созданию рекламы

… Элементы геометрической фигуры ●Формы линий 2) психология света: ●Сила – слабость источника света … скрытые. 4. Гештальт – подход Базовые принципы: простые схемы фигура и фон … Суггестия – процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением …

Уровень философской методологии.

Основная задача: задает общую стратегию изучения каких-либо феноменов, явлений в любо области человекознания (основные принципы, категориальный аппарат, методологическое основание и т.д.)

Основные функции:

1. Интегративная – обобщение знаний о человеке.

2. Критико-конструктивная – основная идея: подвергает сомнение постулатов, принятых в качестве аксиом.

3. Мировоззренческая, нормативно-аксеологическая – создание идеалов, ценностных норм, которые должны соответствовать образу человека в научной картине мира.

Таким образом, философская методология, выполняя особые функции в человекопознании, помогает увидеть наиболее общие закономерности развития мышления о человеке в природе и обществе.

2. Уровень общенаучной методологии

(уровень методологии общенаучных принципов исследования).

В современной науке при построении знания о мире имеет системный подход. Этот подход раскрывает явления, какие-либо феномены как систему, имеющую специфические признаки.

Система – это совокупность элементов, находящихся в отношения и связях друг с другом, которая образует определенную ценность и единство (В.Н, Садовский).

1. Целостность – несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и не выводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого.

2. Структурность – связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру или организацию, которая определяет поведение человека в целом.

3. Иерархичность – каждый компоненты системы может рассматриваться как система, в которую входят другие системы (т.е. любой компонент системы одновременно и элемент системы и система).

4. Множественность описания – каждая система являясь сложным объектом не может быть сведена к какой-либо одной картине или отображению (для полного описания системы существует множество картин или отображений).

5. Взаимосвязь системы со средой – это взаимосвязь может иметь закрытый характер (не изменяющий среду и систему) или открытый характер (преобразующий среду и систему).

Таким образом, системный подход – это единственная возможность познания многокачественных, многомерных и целостных явлений действительности, к которым относится и человек.

По отношению к человеку выделяют две разновидности системного вида:

1) многосистемное знание – сфокусирован на познание предмета или явления как системы. Это системоцентрическое знание, направленное на раскрытие внутренних механизмов и закономерностей явлений). Человек рассматривается как замкнутая система.

2) полисистемное знание – раскрытие системности самого мира, т.е. изучение действительного как многомерной реальности. Человек – это элемент многих реальностей миров, входя в которые он приобретает от каждого из них соответствующие качества.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]