Душевными недугами страдают многие люди. Одни – из-за проблем в личной жизни, другие – на фоне наследственности или употребления наркотических препаратов. Вот только не каждый готов признаться себе в появлении такой патологии и уж тем более отправиться за медицинской помощью к специалисту. Но даже если человек отважился посетить доктора, ему бывает сложно определить, чем отличается психолог от психотерапевта или психиатра. Чтобы понять, какой врач нужен в конкретном случае, рассмотрим разницу между этими профессиями.
Кто такой психолог?
Задача специалиста – помочь человеку, оказавшемуся в непростой жизненной ситуации. Его клиентами являются абсолютно здоровые люди, которые не имеют психических отклонений, но остро нуждаются в психологической помощи.
Особенности работы
Основное отличие психолога от психотерапевта состоит в том, что у него нет медицинского образования, то есть он не может ставить диагнозы и назначать медикаментозное лечение. Его работа базируется на предоставлении консультаций, проведении тестирования и тренингов, которые помогают людям выйти из кризисного периода, повысить самооценку, наладить взаимоотношения с окружающими.
Существует широкий спектр специализаций в области психологии, в том числе:
- Педагог-психолог – работает в учебных заведениях, помогая детям в их развивающей деятельности, решении поведенческих проблем, повышении успеваемости.
- Специалист по семейным делам – дает консультации семьям по разрешению конфликтов, налаживанию отношений между супругами или с родственниками старшего поколения.
- Специалист по юридической психологии – ведет работу с трудными подростками, стоящими на учете в отделе по делам несовершеннолетних.
- Клинический психолог – помогает людям, которые страдают тяжелыми физиологическими болезнями или испытывают стресс из-за предстоящей хирургической операции.
Выбирая между посещением психолога или психотерапевта, важно осознавать различия этих профессий – специалист в психологической области является гуманитарием, который не лечит, а только помогает восстановить душевное равновесие.
Основные особенности психики и поведения человека
Человеческая психика существует в некоей целостности. Это личностная, субъектная, неразделимая системность, интегрированность. Психику производит и несет в себе живой человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект, а не какие-то его части или аспекты. Однако при всей разноголосице подходов к пониманию перечисленных терминов, связанных с обобщенной категорией человека, понятие личности является одним из узловых, базовых и наиболее употребляемых в отечественной литературе по психологии. Хотя трактовка данного понятия, конечно, далеко не однозначна.
Эволюция не линейный процесс постепенного количественного приращения свойств или признаков. Это обязательное наличие скачкообразных, качественных изменений, подобных самостоятельным ответвлениям от общего, к тому же спиралевидного «древа жизни». Расхождение, отстояние между современным человеком и животными являются непереходимыми. Сообразно таким представлениям человеческая психика и поведение имеют ряд принципиальных особенностей, качественно отличающих человека от всего другого живого на Земле. Эти отличия вовсе не означают биологической изолированности человека. Напротив, реальные связи, взаимодействия и отношения человека с миром составляют основу жизни, задают специфику самой человеческой психики.
- Главной особенностью человека как вида является его социальность. Человек появился, сформировался вместе с обществом, и социум возник вместе с человеком. Эти категории, явления не отделимы, не существуют вне своего единства. Последнее не означает, конечно, что у человека нет биологической специфики (например, всеядность, прямохождение). Но и его биологические особенности в значительной мере обусловлены социально, точнее, объединены с ними в некое жизненное единство. Человек существует в среде не только природной, биологической, но и социальной. Его психику «производит» не только нервная система, но и социальные взаимодействия и отношения людей. Ни одна высшая психическая функция у человека не является полностью унаследованной или врожденной, гарантированной, однозначно предопределенной биологическими механизмами. Каждая из них есть результат прижизненного формирования и развития в процессе социального бытия, в котором возникают особые психологические феномены, механизмы и закономерности. Л .С. Выготский писал, что для индивида всякая психическая функция появляется и проявляется дважды. Для новорожденного ребенка она существует как принадлежащая всему человечеству (интерпсихически). Носителями речи, мышления, переживаний, сознания выступают окружающие люди. И только по мере развития, формирования, социализации личности эти психические функции переходят во внутреннее, интрапсихическое существование, т.е. становятся принад лежащими конкретному субъекту. У человека формируется особый вид социогенных психических образований, обусловленных его исключительно социальной природой. Такие психологические феномены обеспечиваются соответствующими биологическими, нервными субстратами, но они в определенном смысле «отрываются» от исконной биологической жизни, переходя на уровень более широкой, социальной категории человеческой жизни. Известно, что человек совершает поступки, которые никак не связаны с сохранением и продолжением собственной жизни, даже идут против нее во имя реализации нравственных идеалов. Психологи говорят, что только человек может делать бессмыслицу. Животное этого делать не умеет. Здесь имеется в виду необязательность наличия в поведении индивида четкого биологического смысла, когда, к примеру, физически изнемогающий человек продолжает с трудом работать во имя исполнения своих общественных обязанностей. Подобное возможно потому, что человеку присущ особый вид социогенных потребностей, т.е. таких, которые не имеют порой даже опосредствованной связи с потребностями биологическими. Человек освобождается от неукоснительно строгого следования своим неустранимым физиологическим нуждам. В результате его поведение становится свободным. Психика и поведение приобретают специфически человеческую направленность , вследствие чего отражаются предметы, совершаются действия, не имеющие прагматически узкого значения выжить. Отражаемый, создаваемый, преобразуемый человеком мир, по существу, неограниченно расширяется для него. Появляются психологические предпосылки для возникновения науки и культуры, искусства и религии, человеческой духовности.
- Второй и также социально обусловленной особенностью человеческой психики и поведения является присвоение, активное усвоение индивидом общечеловеческого опыта, исторически сложившегося в ж изни и деятельности предшествующих поколений. Этот опыт не механически транслируется от несущего источника к пассивно воспринимающему приемнику. Он активно перерабатывается, присваивается, интериоризуется во взаимодействии человека и мира, образа и мира. Выделяют два средства, две формы такой «передачи» опыта: это предметы и орудия труда, деятельности в целом, а также знаки, языки и речь. Любые орудия труда (молоток, швейная игла, столовая ложка, токарный станок) несут в себе «обучающую» функцию, поскольку предопределяют собой и конечный результат, и саму логику действий человека с предметами окружающ его мира. Материальная деятельность человека вооружена орудием как средством, т.е. она опосредствована. Считается, что у животных нет орудий труда, и палка, используемая, например, обезьяной для доставания плода, выступает лишь « биологическим удлинением руки» (Л.С. Выготский), поскольку эта палка перестает существовать для животного вне конкретной, биологически значимой ситуации. Ж ивотные не хранят орудия труда, не изготавливают их впрок. Чтобы сделать орудие труда, нужно предвидеть его будущее использование, предугадать его смысл или то, для чего оно будет нужно. Для этого необходима работа не только мышления, но и сознания. Предметы внешней деятельности становятся материализацией, кристаллизацией человеческой мысли, всей психики. Человек рождается и существует в материальном предметном мире, который в значительной мере создан предшествующими поколениями. Дома и улицы, картины и музыка, одежда и мебель, дворцы и трущобы — все это не просто создает индивиду объективную окружающую среду. Это немалая, порой ведущая часть его собственно психологического окружения, которое несет в себе людской опыт, т.е. обязательно обучает и воспитывает. Человек живет в мире вещей и предметов, которые имеют некоторое постоянное назначение. Они опосредствуют поведение и психику человека. Однако психологически центральным средством сохранения и передачи опыта являются искусственно созданные человечеством знаки, языки и речь. Знак (в самом универсальном виде — слово) заменяет собой предмет (вещь, явление, качество, действие) и потому производит психологическое «удвоение» мира. С одной стороны, есть объективный мир реальных предметов. С другой стороны, стольже объективный мир его символических заменителей, с которыми человек может работать самостоятельно. Созданное человеком слово не просто заменяет мир, оно как бы анализирует его, раскладывая на составные части, предметы-слова. В самой возможности такого обращения с отражаемым объективным миром заключается еще одна сторона свободы человеческой психики и поведения. Более того, знаковые системы выступают внутренними средствами, орудиями самой человеческой психики. Психическая деятельность опосредствована , по аналогии с инструментальной вооруженностью материальной человеческой деятельности (Л.С. Выготский). Это убедительно подтверждают многочисленные экспериментальные исследования, например восприятия, памяти, мышления, воображения. Поэтому развитие высших психических функций — это не столько количественное увеличение, « созревание» их как таковых, по отдельности, сколько расширение, усложнение их внутреннего знакового опосредствования, развитие межфункциональных связей и отношений между ними. Сформировавшиеся психические процессы являются в той или иной степени знаковыми, речевыми, а потому специфически общечеловеческими.
- Отсюда вытекает еще одна характерная особенность человеческой психики, заключающаяся в наличии возможности, способности отражения абстрактных признаков или свойств предметов объективного мира. Это мысленное обобщение отраженного мира до уровня выделения объективно существующих связей и закономерностей. Человек отражает то, что не дано в виде чувственного, наглядного опыта. Например, человеку физически невозможно воспринять скорость света, увидеть устройство солнечной системы, определить температуру в тысячу градусов. Но человек может все это представить, сформулировать в виде разнообразных объективных и мысленных знаковых моделей. Отсюда для человека возможно истинное познание мира, в чем заключается еще одна сторона свободы человеческой психики и поведения. Это свобода познания мира и себя в нем. Потому для личности характерны фантазии и творчество, предвидение и прогноз, управление и самоуправление.
Кто такой психотерапевт?
Работа психотерапевта связана с лечебным воздействием на человеческую психику. Он получает высшее медицинское образование и занимается пациентами, которые имеют трудности с психическим здоровьем. Часто его путают с психиатром, но отличие этого специалиста состоит в том, что к нему обращаются не с тяжелыми психическими заболеваниями, а с психосоматическими расстройствами, возникшими в связи с социальными, личностными, эмоциональными и иными проблемами.
Особенности работы
Основная сфера деятельности врача в области психотерапии – неврозы и неврозоподобные состояния, которые проявляются депрессией, фобиями, навязчивыми мыслями, ипохондрией, нарушением качества сна. Он стремится не просто устранить симптоматику, но и разобраться в причинах пошатнувшегося здоровья, выявить факторы, вызвавшие психическое расстройство. Для этого специалист использует различные инструменты:
- разговор с пациентом;
- гипноз;
- психотерапевтические техники (модификация опыта, субличностный анализ и др.);
- медикаменты.
Если рассматривать, в чем заключается разница между психологом и психотерапевтом, необходимо заметить, что первый не занимается физиологическими исследованиями. Он может отчасти применять методы психотерапии, но не назначает лекарственные препараты.
Психическое и психологическое: в чем разница? Или о страхе сойти с ума
Разделение на психологическое
и
психическое
, как на норму и патологию, исторически понятно, но терминологически неоправданно. Если говорят, что у человека
психические проблемы
– чаще всего, на самом деле, подразумевают
психотические нарушения психики
, что сужает понятие психики до психоза, крайней формы психических нарушений. А если хотят сказать, что человек испытывает общечеловеческие затруднения, то говорят о
психологических проблемах
, что, строго говоря, весьма странно, потому что психологические проблемы могут быть только в научном смысле (да, у науки
психологии
много проблем), а у человека могут быть только психические проблемы. Говорить о «психологических проблемах» у человека также семантически неверно, как говорить о «медицинских проблемах», вместо «проблем со здоровьем».
Тем не менее, не только в быту, но и в науке прижились два понятия: «психика человека» и «психология человека». Таким образом, слово «психология» стало защитным от признания тревожной истины, что любой человек наделен психикой. Надо признаться, этому весьма посодействовали сами психологи, всячески избегая употреблять слово «психика». И слово «психология» слишком плотно вошло в своем втором, переносном, значении в речь, что от этого смысла слова уже невозможно отказаться. Например, словосочетание «психологическая поддержка» невозможно заменить на «психическую поддержку». Слово «психическое», все же, приобрело более негативный характер, и словосочетание «психическая поддержка» вызовет, скорее, ассоциации с «психической обработкой».
Между прочим, определение психологии как науки о душе – исторически понятно, но не оправдано. Термин «душа» (по-гречески «психе») имеет исключительно религиозное значение и никак не используется сегодня среди научных терминов в психологии. Душу «изучали» религиозные философы, а современные психологи изучают психику, а точнее, ее проявления.
Однако, если кого-то пугает слово «психика» по ассоциации с «психическими болезнями», то его должно также пугать слово «душа» по ассоциации с «душевными болезнями». Однако, надо признаться, слово «психический» более отталкивает, и, очевидно, заслуга этому, прежде всего, психиатров.
Но если человек «боится» всего, что связано с психическим на это должно быть много причин.
Конечно, эти сложности и путаница в понятиях связаны не только с историческим развитием этих двух наук о психике человека, но и с историей отношения к людям, имеющим психические заболевания. Вряд ли психиатрия и психиатры могли заслужить доверие с такими варварскими способами «лечения» как электросудорожная терапия и лоботомия (вспомним, хотя бы, «Полет над гнездом кукушки»).
Но дело даже не в тех ужасах психиатрических клиник, о которых мы читали в книгах и видели в кино. Дело, прежде всего, во врачах, задачей которых является лечить, для чего необходимо изучать болезнь. И врачи, изучавшие психические болезни, говорили о психике только в связи с болезнью. Но хуже того, т.к. врачи лечат больных, любой обратившийся к врачу, лечащему психические болезни, оказывался, вроде бы как сразу, психически больным.
Более того, если человек обращается к психиатру, или даже заговаривает о проблемах с психикой – окружающие сразу приписывают его к «психам», так сказать, приклеивают ярлык
, хотя могут никогда и не сказать об этом в лицо.
Подумать о психическом жутко и потому, что психически больной человек почти никогда не может заметить свои психические проблемы.
НАВЕРХ
читайте далее Лечить или помогать?
>>>
Кто такой психиатр
Психиатр – специалист в области психиатрии, работающий с тяжелыми патологиями психики. В отличие от эксперта в области психологии, он имеет специализированное медицинское образование и проводит медикаментозную терапию. Проблемы его пациентов являются настолько серьезными, что он не может ограничиваться только предоставлением консультаций.
Особенности работы
Если психолог или психотерапевт больше применяют в работе психологические техники, то главным инструментом психиатра, отличающим его от этих профессий, служат медикаменты. Разница заключается в том, что теоретически он может воздействовать на душу больного состраданием или теплом, но основное его лечение строится на назначении психотропных препаратов, часто мощных и отпускаемых по рецепту.
Понять, чем отличается психиатр от психотерапевта и психолога, можно по списку заболеваний, которые он лечит:
- биполярное расстройство;
- маниакально-депрессивный психоз;
- галлюцинации, бред;
- эпилепсия;
- шизофрения;
- психопатия;
- болезни Альцгеймера и Паркинсона;
- расстройство памяти или сознания;
- функциональный психоз.
Для полного понимания отличия нужно заметить, что работа психиатра регламентируется законом о психиатрии. В отдельных случаях специалист имеет право на принудительную госпитализацию человека – когда болезнь угрожает жизни (здоровью) самого пациента или окружающих его людей.
К кому обратиться за помощью?
Чтобы точно понять, в чем разница между психиатром, психологом и психотерапевтом, представим компетенцию этих специалистов в таблице.
Специальность | Когда обратиться |
Психиатр | При серьезных заболеваниях психики, психических расстройствах на фоне алкоголизма, наркомании, черепно-мозговой травмы, инсульта, отравлений. Также пациент может быть направлен к врачу после попытки суицида. |
Психолог | При проблемах личного характера, неудовлетворенности работой и жизнью, для проведения тренингов, психологического тестирования. |
Психотерапевт | При психосоматических патологиях – депрессивных состояниях, стрессах, неврастении, заикании, энурезе, повышенной тревожности и навязчивом страхе, панических атаках, нервном срыве. |
Если разобраться, чем отличается психолог от психиатра и психотерапевта, можно не просто понять разницу между этими специальностями, но и выбрать именно того доктора, который нужен в данный момент. Главное – не затягивать с посещением специалиста, ведь своевременно начатое лечение значительно повышает шанс на выздоровление.