Существует довольно расплывчатое представление о том, кто же такие маргиналы. Кто-то считает, что это люди, отделившиеся от общества по собственному желанию, а кто-то убеждён, что само общество оставило их за бортом социума. И всё-таки хотелось бы иметь более конкретное понимание об этом термине.
Каждый человек, начиная от самого рождения и на протяжении всей своей жизни взаимодействует с социумом. Сначала ребёнок начинает ходить в детский сад, за тем школа, где у него появляются его первые друзья. Дальше начинаются студенческие годы и прирост новых знакомых и друзей. Потом работа и так далее. У человека есть своя семья и его близкое окружение, друзья. Но выпав из этого привычного человеку социума, он автоматические становится маргиналом в той социальной среде, где он оказался. Но это совершенно не говорит о том, что этот человек «потерян» для общества или что он опустился на дно.
Кто такие маргиналы
Маргинал — это некий асоциальный объект, находящийся на грани социальной, политической, экономической или иных групп людей.
Считается, что первыми так стали называть рабов, получивших свободу от своих хозяев. Но так сложилось, что общество не смогло принять этих людей и тогда они стали объединяться в собственные сообщества, субкультуры и касты.
В 20-е годы ХХ века это слово широко использовалось для определения эмигрантов в Америке не сумевших перестроиться и социализироваться в другом обществе. То есть это человек, оставивший привычный уклад своей жизни, свою страну, прежнюю работу и семью для того, что бы полностью изменить свою жизнь (предположительно к лучшему), но в итоге в новой для него стране и обществе у него ничего не вышло. Их реадаптация к сложившемуся в Штатах социальному поведению, назвали маргинализацией.
Получается, что маргинал — это человек, который по своей воле или не воле оказался за чертой того привычного социума в котором он находится.Иными словами это «изгой».
Маргиналы живут в довольно стрессовой для себя ситуации, часто испытывая эмоциональное напряжение и повышенную чувствительность ко внешнему миру. Многие из маргиналов испытывают неопределённость и даже запутанность в самосознании из-за оторванности от социума и не понимания, как же себя идентифицировать. А кто-то при взаимодействии с другими людьми проявляет враждебные настроения.
Признаки маргиналов
Основным признаком маргиналов социологи называют разрыв экономических, социальных и духовных связей, существующих в «домаргинальной» жизни. В основном маргиналами становятся мигранты, беженцы. Оказаться на краю социальных групп может бывший военный, уволенный со службы, но еще не нашедший себя в гражданском обществе. Связи с прошлым при увольнении разорвались, а новых еще нет, а в особо неблагополучных условиях – и не будет. Тогда человек может деклассироваться – т.е. опуститься на самое «дно» жизни. Другие признаки маргинальности: мобильность – возникает при отсутствии жилья, привязанностей; психические проблемы – появляются вследствие невозможности найти свое «место под солнцем»; выработка собственных ценностей, иногда враждебность к существующему обществу; достаточная легкость вовлечения в противоправную деятельность.
Кого можно отнести к маргинальным слоям населения
Маргинальный — означает нестандартный. Маргиналами так же иногда называют представителей сексуальных или национальных меньшинств.
И всё-таки все эти определения весьма расплывчаты и не дают никакой конкретики. Тогда как определить, относится человек к маргиналам или нет?
Получается, что маргинальный образ жизни может вести, как отдельный человек, так и целая группа людей. В случае с целой группой людей, возникает целая маргинальная среда внутри уже сформированного социума (такие, как религиозные секты, национальные диаспоры и этнические меньшинства).
Одним из ярких примеров маргиналом в нашей стране, являются эмигранты из средней Азии (бывших республик Советского Союза). Семьи, в которых мужчина вынужден работать, совершенствовать свои знания языка и взаимодействовать с новым социумом, дети этой семьи ходят в местные школы, где у них происходит социализация, взаимодействие с людьми другой культуры и изучение другого языка. А мать этой семьи, например, может даже не знать русского языка и никак не взаимодействовать с местным населением, но это никак не помешает ей жить в абсолютно другом, не привычном для неё социуме, гулять по улицам и совершать покупки в магазинах. Получается, что мать семьи уже оторвана от своего общества, но ещё не социализировалась в обществе новом.
От сюда мы можем сделать вывод, что человек может стать маргиналом как добровольно (ярким примером чему являются представители контркультур, ряд молодёжных субкультур или отдельные личности с отличающимся от общепринятого восприятия мира), так и в результате политических, экономических или иных обстоятельств, которые мы более подробно рассмотрим чуть ниже.
Типы маргиналов
При позитивном развитии событий период маргинальности у человека длится не слишком долго – адаптировавшись, трудоустроившись, влившись в общество, он теряет статус маргинала. Исключение составляют люди, ставшие маргиналами вынуждено (беженцы) или те, кто сознательно избрал такой образ жизни (бродяги, радикалы, экстремисты, революционеры). Социологи так разделяют основные виды маргиналов: политические, этические, религиозные, социальные, экономические, биологические.
Политические маргиналы
Чтобы понять кто такой политический маргинал, значение этого термина, можно вспомнить период прихода к власти Фиделя Кастро на Кубе, сопровождающийся кровавыми репрессиями. «Остров свободы» стал невыносимым для жизни порядка 2 млн человек, которые сбежали в другие страны, став, по сути, политическими маргиналами – людьми, которых не устраивает существующий политический режим, его законы.
Этнические маргиналы
К людям, на которых распространяется этническая маргинальность, обычно относят индивидов, рожденных от представителей разных национальностей. Не любой межнациональный брак порождает маргиналов, это происходит лишь тогда, если ребенок не соотносит себя ни с одной национальностью родителей – его в таком случае нигде и не принимают. Еще один ответ на вопрос кто такие этнические маргиналы – это национальные меньшинства, представители крайне малочисленных народностей, живущие среди других национальностей.
Религиозные маргиналы
Основная масса людей в обществе или придерживается определенной конфессии, или вообще не верит в бога. Религиозными маргиналами называют индивидов, которые верят в существование высшей силы, но не могут назвать себя представителями ни одной существующей религии. Среди таких индивидов (пророков) можно встретить тех, кто собрал единомышленников и создал собственную церковь.
Социальные маргиналы
Такое явление как социальная маргинальность развивается в обществе, переживающем катаклизмы: перевороты, революции и т.д. Целые группы людей в меняющимся социуме теряют свое место и не могут найти его в новой системе. Такие социальные маргиналы зачастую становятся мигрантами, как пример можно вспомнить представителей дворянского сословия, уехавших из России после революции 1917 года.
Маргинал экономический
Ответ на вопрос, кто такой экономический маргинал, в основном сводится к безработице и сопутствующей этому явлению бедности. Экономические маргиналы вынуждено или намеренно теряют возможность зарабатывать и живут за чужой счет – получая помощь окружающих, пособия от государства, подаяние и т.д. В современном обществе к экономическим маргиналам причисляют и свехбогатых людей, которые также оторваны от общества.
Биомаргиналы
Идеальная общественная организация подразумевает заботу о тех, кто оказался в сложной ситуации из-за проблем со здоровьем, поэтому вопроса кто такой маргинал биологический не должно и возникать. На деле те, кто не имеет ценности для общества из-за нездоровья, оказываются полностью незащищенными. К биомаргиналам относят инвалидов, хронически больных, стариков, ВИЧ-инфицированных, детей с синдромом Дауна и т.д.
Маргиналы и люмпены
Многие считают понятие маргиналы и люмпены синонимами, но это ошибочное мнение.
Люмпен — это человек, осознанно ведущий асоциальный образ жизни, не стремящийся его улучшать. Это морально опустившиеся, деградировавшие и постоянно опускающиеся всё ниже и ниже люди. Этот человек отказывается работать и ведёт порочный образ жизни.
Люмпенами принято считать:
- Лица без определенного места жительства;
- Наркоманов;
- Алкоголики;
- Осознанных иждивенцев;
- Рабочий класс с доходом ниже прожиточного минимума;
- Преступники, как в местах лишения свободы, так и вернувшихся из заключения.
Все люмпены, как правило, лишены мотивации к действию. У них отсутствуют цели или желание изменить своё материальное положение или улучшить свой социальный статус. Обычно люмпены общаются только с себе подобными, не воспринимая других людей, что часто бывает взаимным.
В некоторых случаях маргиналы могут быть люмпенами. Но всё-таки маргиналы — это люди, которые не смогли вписаться в сформировавшийся социум, имеющие свою философию и ведущий нестандартный и, возможно, непонятный обществу образ жизни.
Люмпенам свойственно попрошайничество денег, что бы обеспечить себя алкоголем или хоть какой-то едой.
Но нужно понимать, что маргинальность не является синонимом таким словам, как «оборванец», «бродяга», «бомж», «алкоголик» или «наркоман». И к определению этих понятий больше подойдёт слово люмпены.
Когда синонимами маргинала могут быть «неформал», «фрик», «изгой», «нигилист» или «деклассированный элемент».
Из этого мы можем сделать вывод, что у маргиналов и люмпенов нет ничего общего.
Маргинал — это значение негативное или позитивное?
Любые жизненные аспекты и ситуации можно рассмотреть с полярных точек зрения: позитивной и негативной. Маргинальность не является исключением.
Плюсы:
- Из-за своей индивидуальности и отличительных черт, человек может развиваться и мыслить вне «стадного» движения. Ведь часто такими людьми становятся и художники, и учёные. Поэтому могут привнести ценный и новый поворот в историю общества.
- Опять же из-за своей особенности они могут придумать бизнес, до которого не «дотумкали» другие люди.
- Маргинальные личности более гибкие и не привязанные к чему-то. Поэтому им легче двигаться к цели: переехать в другой город, пойти на новую работу.
Минусы:
- Негативная сторона маргинальности заключается в том, что она часто возникает на фоне революций, войн, неблагополучных условий в стране.
- Сложно поддержать собственный комфорт и удовлетворить базовые потребности.
- Развивается склонность к действиям вне закона – становятся опасными для окружающих.
Маргинальность и бедность
Карл Маркс, например, относил к маргинальной категории людей бродяг, нищих, опустившихся людей и бандитов. Но в современном обществе это определение не является верным. Более того, маргинальность человека далеко не всегда соседствует с бедностью.
Как мы уже выяснили ранее, маргиналом может стать и очень состоятельный человек, который отличается от большей массы населения или, к примеру, принявший решение уехать из большого города в деревню.
Есть так же такое понятие, как дауншифтер — это человек, принявший решение ограничить или максимально сократить какое-либо общение с людьми вне своей семьи. Это маргиналы, которых устраивает их нахождение в пограничном состоянии, в котором они, по их ощущениям, испытывают свободу. Обычно дауншифтеры связывают свою жизнь с искусством: пишут книги, картины, музыку. Их творчество всегда востребовано и пользуется спросом, так как автор обладает нестандартным видением мира и мощнейшей энергетикой.
Маргиналы в социуме
Из-за того, что мировоззрение и образ жизни маргиналов очень сильно отличаются от большинства представителей других социальных групп, которые имеют традиционные культурно-ценностные ориентации, они представляют своего рода проблему для общества в целом, так как их социально-действенные проявления иногда порождают конфликтные ситуации.
Как правило, именно поэтому люди с маргинальным образом жизни не могут (или не желают) в полной мере соотносить себя с разными социальными группами и идентифицироваться как их члены. В результате этого большинство людей в обществе отвергают такого индивида, что приводит к ситуации социального отчуждения и одиночества. Представителям маргиналов жить, как правило, очень непросто.
Связано это с тем, что они или не в состоянии своими усилиями добиться высокого ранга в обществе, и тогда общество хотя бы частично компенсирует их бессилие (например, это может выражаться в денежных пособиях инвалидам, малаимущим, пенсионерам, безработным), либо в своем поведении игнорируют общепринятые нормы взаимодействия, что способно только усиливать отчуждение от общества.
В социологии термином «маргинал» обозначаются личности и группы, которые находятся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций.
Типичным примером маргинальной личности может служить мигрант из села в город. Приехав на постоянное место жительства в город, он с трудом привыкает к новому для него ритму жизни, новым порядкам и правилам, стереотипам поведения. Он уже не сельский житель, так как постоянно живет в городе, но и еще не горожанин, так как еще не адаптировался к городской культурной среде, в его поступках постоянно просматриваются усвоенные ранее нормы образа жизни.
Поведение маргинала отличается сплошными крайностями: он может быть чрезмерно пассивным, или, наоборот, очень агрессивным, легко может преступать нравственные и правовые нормы и способен на совершенно непредсказуемые поступки.
Такой человек живет одновременно в двух мирах, не будучи адаптирован ни к одному из них. Сознание раздваивается, он легко теряет ориентиры, становится удобным объектом для политического манипулирования, легко впадает в агрессию или в социальную апатию.
Оторванный от своих социальных корней такой человек испытывает чувство постоянной неудовлетворенности, не без основания видя основную и главную причину в общественных переменах.
Маргинальные группы возникают при массовой миграции (беженцы) или в условиях «выталкивания» определенного числа населения за пределы социально значимых структур (потеря работы, жилища, лишение гражданских и политических прав и др.). Угроза, исходящая от этого слоя связана с тем, что представители его теряют свои функциональные (профессиональные, производственные и другие), а затем и многие другие связи с обществом, оказываются вне сети социального контроля.
Маргинал — это хорошо или плохо
Термин маргинал является социологическим, обозначавший лишь промежуточность между разными группами общества. Поэтому считать этот термин негативным будет не совсем верным.
За все времена существования человечества, были люди, отстранённые от общества. Из всеми известных можно выделить таких, как писатели Сахаров и Толстой или Степан Разин и Емельян Пугачеве. А самым ярким примером маргинальности, пожалуй, будет Иисус Христос (на половину Бог, на половину человека в христианской культуре). С момента своего рождения, начиная с нестандартного места появления на свет (в хлеву) и на протяжении всей своей жизни Иисус живёт как бы в своём мире и вовсе не пытается «влиться» в общество, в котором он оказался. Напротив, проповедуя, он словно способствует разрушению того общества в которое он пришёл. И при этом он стал известен и почитаем не только в Христианской культуре, но так же и в исламе (пророк Иса), а так же в светской культуре.
А Льву Толстому, например, по душе была жизнь в деревне и он отрицал большую часть привилегий дворянского сословия. Создавал на бумаге революционные издания. А несмотря на то, что Толстой так же толковал христианские понятия — православная церковь его изгнала.
Тем не менее далеко не всегда маргинальный человек готов смиряться со своим неопределенным статусом и прилагает максимум усилили для того, что бы стать частью нового общества. Кстати, по итогам наблюдений специалистов социологов было замечено, что именно в связи с этим фактором некоторые эмигранты или приезжие достигают больших высот в бизнесе и науке.
Но как и любую жизненную ситуацию, мы можем рассмотреть понятие «маргинал», как с положительной, так и с отрицательной стороны.
Из положительных можно выделить:
- Индивидуальность. Эти люди отличаются от социума и по своим внутренним понятиям и убеждениям идут вне стадного инстинкта. Часто такие люди становятся известными учеными или деятелями искусств.
- Не стандартный взгляд на привычные вещи так же помогает им в создании чего-то нового, например нового бизнеса, до идеи которого никто другой не додумывался.
- Маргиналы очень гибкие, что помогает им в достижении их целей им и легко переезжают в другой город или страну ради работы, например.
Из отрицательных, пожалуй:
- Часто маргиналу бывает трудно закрыть свои базовые потребности самостоятельно.
- Во многих случаях маргинальность возникает из-за неблагоприятных условий жизни, революций или воин в стране.
- У большинства в итоге появляется тяга к противозаконным мероприятиям, и тогда уже маргиналы становятся опасными для общества.
Значение слова «маргинальный»
Сначала нужно четко определить, откуда происходит и что же означает слово «маргинальный». Слово появилось от латинского «margo», что означает край или граница, поэтому в словаре вы найдете определение слова «маргинальный» как нечто, находящееся на границе двух сред.
Чаще всего данное определение можно встретить со словом «человек», «личность». Часто маргиналами называют людей «на дне», ведущих асоциальный образ жизни.
В позитивном ключе маргинальной личностью могут называть творческих людей или живущих «на своей волне». Маргинал — это человек, отрицающий ценности и традиции культуры, он не относится к конкретному социальному слою.
У маргинальной личности существуют свои ценности и нормы, отличающиеся от общепринятых, поэтому маргинал очень склонен к конфликтам с окружающими.
Таким образом, можно выделить основные черты маргинальности:
- мобильность — появляется при отсутствии привязанности к месту, собственного жилья или постоянной работы,
- психологические проблемы — человек не может найти свое место в социуме,
- враждебность к обществу и выработка собственных идеалов,
- легкость вовлечения в незаконную деятельность.
Маргинальность — это не ярлык на всю жизнь, адаптировавшись к жизни, человек может потерять статус маргинала. Исключение могут составить лишь те, кто выбрал такой образ жизни сознательно (пьянство, наркомания).
Слово «маргинальный» многогранно, а в современном обществе может использоваться как с положительным, так и с отрицательным смыслом. Кроме того, маргиналом можно назвать практически любого человека, особенно в тяжелые моменты жизни.
К чему может привести статус маргинала
Никто и никогда не сможет сказать, как именно будет протекать адаптация человека в абсолютно новой для него социальной среде, так как это зависит от большого количества внешних и внутренних факторов. Но если рассмотреть самый неблагоприятный сценарий, то вероятнее всего возникновение конфликтной ситуации разнонаправленного характера:
* Внешняя — агрессивный настрой маргинала по отношению к нападкам социума; * Внутренний — маргинала разрывают противоречия из-за того, что он не может найти своё место в новом социуме.
Но при проявлении своей гибкости, умении и желании подстроиться под новый социум, у маргинала есть все шансы в кратчайшие сроки покинуть этот статус, став частью нового общества.
Суть маргинальности
Маргинальность – особое понятие в социальной психологии, которое обозначает промежуточность или «пограничность» культурной ориентации и положения отдельного человека по отношению к каким бы то ни было группам в обществе. Такая ориентация личности чаще обуславливают именно краевые формы поведенческих проявлений. Маргинализация также характеризуется невозможностью или же сознательным даже нежеланием личности адаптироваться в новых социальных условиях, что и приводит к отрицанию тех или иных культурных, нравственных ценностей и норм общества.
Маргинальный – это не имеющий особенного значения, второстепенный или незначительный. Это определение как правило относят к людям, которые находятся за пределами основной общественной среды или говорят о них, что они живут вне традиционного общества. Также обыкновенно характеризуют поведение человека, которое противоречит культурным и этическим нормам общества, или же несовместимое с общепринятыми нормами поведения. С другой стороны можно охарактеризовать как асоциальный настрой поведения человека.
Факторы маргинальности
Выделяют шесть основных типов маргинальной личности:
- Политическими маргиналами называются тех, кто вынужденные покинуть свою страну из-за непринятия новой политики в стране.
- Этническими маргиналами могут быть дети рождённые в смешенных браках. В наше время этот пункт постепенно теряет свою актуальность благодаря толерантности общества, но ещё несколько лет назад в той же Америке, дети, рождённые от белых эмигрантов или коренного населения африканских рабов — долгое время были изгоями в обществе.
- Религиозные маргиналы — это те, кто не смог определить себя ни к одной из пяти основных мировых религиозных конфессий. Если же человек создал какую-то свою «церковь», религиозное течение — он так же считается религиозным маргиналом.
- Социальными маргиналами обычно становятся люди, ставшие жертвами катаклизмов и природных катастроф, политических переворотов и воин, в результате чего теряют свой социальный статус и у них не получается адаптироваться в новых условиях, который им предлагает социум.
- Экономическими маргиналами обычно называют безработных и оказавшихся за чертой бедности людей. Это люди, способные работать и обеспечивать себя всем необходимым, но по собственному желанию или принудительно теряют свою работу и, соответственно, возможность обеспечивать себя. Вместо того, что бы исправить и наладить свою ситуацию, они садятся на социальные пособия и помощь посторонних людей (прошение милостыни).*Сверхбогатых людей так же в некоторых случаях считают маргиналами, аргументируя это их оторванностью от общества.
- Биологические маргиналы — это люди с ограниченными возможностями по состоянию здоровья. К этому типу относят инвалидов, людей пожилого возраста, людей с синдромом Дауна, ВИЧ инфицированных и так далее.
- Финансовый фактор маргинальности может быть связан с потерей работы, проблемами с поиском новой работы или утраты имущества, денег или вынужденной траты больших денежных средств на лечение. Социологи отмечают прирост экономических маргиналов в периоды экономических кризисов.
Плюсы и минусы маргинальности
Изначально негативное значение термина «маргинал» уже изменилось и не всегда несет отрицательную нагрузки. Быть вне «стада», отличаться от многих – это модно и даже престижно, но положительные стороны маргинальности можно найти даже в классическом значении этого явления: маргиналы более мобильны, чем обычные люди, им легче переехать в экономически более благополучный район, найти более высокооплачиваемую работу, сменить профессию; благодаря своей несхожести с другими членами общества, некоторые маргиналы могут построить на этом свой бизнес, например, этнический маргинал может открыть магазин с товарами, которые производит его народ; благодаря своей гибкости маргиналы часто привносят в общество что-то новое, прогрессивное. К отрицательным моментам маргинальности можно отнести тот факт, что это явление в основном связано с радикальными изменениями структуры общества – реформами, революциями. В целом общество всегда страдает от таких изменений – государство беднеет, его покидают перспективные личности. Еще один минус маргинализации общества – в снижении уровня жизни и безопасности из-за люмпенизации большого количества маргиналов. Отрицательна маргинальность и в случае, когда ее искусственно создают. При длительных революциях, войнах, число маргиналов растет в геометрической прогрессии, в результате гибнут и опускаются «на дно» невинные люди. Примерами вынужденной маргинализации являются холокост еврейской нации, устроенный фашистской Германией и сталинские репрессии, в результате которых были сосланы, переселены, лишены работы и жилья сотни тысяч людей.
0
Источник:
Отношение общества
Период «маргинальности» человека может быть временным явлением. Это напрямую зависит от благоприятных событий и обстоятельств в его жизни. Например, приехав в страну с абсолютно другой культурой, языком и национально-расовыми признаками, на первое время вы будите для этого общества маргиналом, если у вас будут проблемы с языком и адаптацией в новой культуре.
Но стоит адаптироваться в новом обществе, избавиться от языкового барьера и устроиться на работу, как вы тут же перестаёте быть для этого общества маргиналом, даже если при этом вы являетесь представителем другой культуры и религиозной конфессии.
Исключением обычно становятся люди, ставшие маргиналами вынужденно, то есть беженцы или те, кто осознанно выбрали такой образ жизни для себя (к этим категориям можно отнести радикалов, экстремистов, революционеров и бродяг).
Получается, маргиналом может стать любой, кто выбрал свои жизненные ценности и убеждения.
Как маргиналы влияют на общество
Кстати, многие учёные из сферы социологии и психологии отмечают, что маргиналы привносят отдельный вклад в рост культуры, подкидывая обществу новые взгляды на привычные вещи, идеи и задавая новые тенденции.
Характерные черты маргиналов
Независимо от причины перехода из одной группы в другую, маргинал оказывается в промежуточном статусе. Он начинает сомневаться в своей ценности и значимости. Избегает новых контактов, так как боится быть отвергнутым, не понятым. Заранее предполагает, что потерпит неудачу в любом начинании. Страх унижения, застенчивость на фоне потери прежних связей, приводят к одиночеству и изоляции. Человек погружается в себя. Обостряется ощущение несправедливого отношения к своей персоне, что приводит к негативному восприятию окружающих и прямой агрессии. Маргинальность может стать причиной невротических нарушений личности и привести к глубокой депрессии. Человек теряет смысл существования, становится на путь саморазрушения. Однако существует и позитивная сторона этого явления. Покидая свою социальную группу, индивидуум самостоятельно или вынужденно выходит из зоны комфорта. Это становится интенсивной тренировкой характера, силы духа. В итоге человек открывает новую область знаний, объединяет информацию о двух мирах, приобретает независимый, более рациональный взгляд.
Признаки маргинальной личности
- Полный разрыв связей, которые были у человека до рокового события — это могут быть духовные, материальные или социальные;
- Кочевнический образ жизни, отсутствие привязанности к чему-либо, отсутствие постоянного места жительства;
- Потеря связи с близкими, друзьями, родственниками;
- Частая смена места жительства;
- Агрессивный настрой по отношению к окружающему его миру;
- Физическая слабость и болезни из-за их образа жизни.
- Формирование и наличие собственных ценностей и правил, отличающихся от общепринятых социумом;
- В некоторых случаях проблемы с психикой или появление отклонений, что не мудрено при затянувшемся маргинальном образе жизни (постоянно находясь в сложном, стрессовом и неблагоприятном жизненном положении), поведение в стиле «не от мира сего»;
- Пренебрежение моральными установками;
- Двойные стандарты для себя и окружающих людей.
Важно понимать, что маргинальный образ жизни подразумевает неопределённость (которую маргиналы путают со свободой), неуверенность в завтрашнем дне в связи с чем вызвано напряжение и постоянный стресс.
Причины и виды маргинальности
Маргиналы – личности, у которых восприятие мира, принципы мышления, образ жизни и жизненные ценности кардинально отличны от норм, принятых в конкретном обществе. Наглядным примером маргиналов являются молодежные субкультуры.
Маргинал это человек, который не видит смысла в подчинении общим правилам и нормам.
Нестандартный взгляд на жизнь, странная, в общепринятом понятии, внешность, специфические интересы приводят к тому, что маргиналы изгоняются из общества, становясь изгоями. Став изгоем сначала маргиналы начинают вести своего рода «войну», с отвергшим их обществом. Она может проявляться в эпатажном стиле одежды, выставление на показ нетрадиционной ориентации, неповиновение законам, вызывающем поведении.
Крайней степенью показа изгоем обществу, что он не хуже, становятся преступления.
Современные социальные науки разделяют маргиналов на категории. В качестве критерия принято использовать причину возникновения статуса отчужденности.
Таким образом, выделяют следующие виды маргиналов:
- Этнические маргиналы
Причиной, как правило, становится миграция. Особенно остро дезадаптация к новой среде проявляется в ситуации вынужденного переселения у беженцев. Языковой барьер, внешние и культурные различия препятствуют интеграции индивидуума на новой территории.Наглядный пример этнических маргиналов — беженцы. Оказавшись в чужой стране люди, не могут приспособиться к ее законам, порядкам, вероисповеданию, менталитету.
Особенностью данного типа маргиналов является то, что отстраненность их от общего строя и уклада жизни, чаще всего, провоцируют коренные жители страны, отказываясь воспринимать беженцев равными себе.
- Экономические маргиналы
К данному типу можно отнести людей либо с очень большим, либо с очень маленьким доходом.В первом случае, человек считает себя намного лучше всех тех, у кого денег меньше. Во втором – человек, наоборот, считает себя намного хуже других, так как не может зарабатывать столько, сколько получают остальные.
Основной характеристикой и первого и второго случая является показное негативное отношение к окружающим, импульсивность, постоянные попытки наглядно показать, что они лучше остального общества.
К статусу экономического маргинала приводит потеря источников дохода, собственности; невозможность восстановить их. Пик роста подобной категории граждан приходится на финансовые кризисы.
- Политические маргиналы
Данный тип маргиналов характеризуется открытым активным противостоянием существующей в стране власти. У людей данного типа отсутствует гражданская ответственность, они нетерпимо относятся к любой правящей партии.В случае прихода к власти группы, которую поддерживал человек, он начинает противопоставлять себя и ей. Они не признают законов страны и, периодически, для самовыражения, нарушают их.
Крах режима государства, смена правящих партий, обесценивание и потеря доверия политическими лидерами, все это приводит к нарушению причастности личности к устоявшейся группе. Человек «зависает» между двумя мирами.
- Социальные маргиналы
К данной группе можно отнести личностей, у которых резко изменилось социальное положение в лучшую или худшую сторону, либо которые эмоционально разочаровались во всех людях.В обоих случаях человек становится замкнутым, самостоятельно отрешается от общества, эмоционален, с вызывающим поведением. Маргиналы данной группы воспринимают общество как ресурс для достижения определенной цели.
В силу различных жизненных обстоятельств может происходить переход из одной социальной группы в другую как в восходящем, так и в нисходящем направлении. Например, удачный брак или наоборот, потеря успешного партнера. Другие привычки, ценности, образ жизни становятся причиной дистанции с новым окружением.
- Биологические маргиналы
К данному типу маргиналов можно отнести трансгендеров, инвалидов, людей с психическими отклонениями.Биологические маргиналы не могут существовать в обществе на равных правах со всеми только по причине отторжения их обществом.
Среди большинства населения, существует ошибочное мнение, что маргиналы находятся на социальном дне общества. В действительности же среди них много преуспевающих и успешных людей, которые во внерабочее время живут той жизнью, которая им больше всего нравится.
Приобретение статуса маргинала может стать как сознательным выбором самого человека, так и иметь вынужденный характер. Несмотря на разные источники появления, существуют общие закономерности в чертах личности и моделях поведения маргиналов, реакциях со стороны общества.
Понятие маргинальность
Понятия маргинальность, маргиналы пришли из социологии и политологии. Они были введены в науку американским социологом Р. Паком в 1928 году и использовались сначала для обозначения весьма специфической этнокультурной ситуации при характеристике личности на границе культур.
Маргинальность в ее типичной форме — это потеря объективной принадлежности к тому или иному классу, классу, группе без последующего вхождения в другое подобное сообщество. Главный признак маргинальности — разрыв связей (социальных, культурных, расчетных) с прежней средой. Постепенно значение термина маргинальность стало расширяться, и теперь он служит для обозначения границы, периферии или промежуточности по отношению к любому социальному сообществу. Классический маргинал — вчерашний крестьянин в городе — уже не крестьянин и еще не рабочий. В классическом (позитивном) варианте маргинальность постепенно преодолевается за счет включения маргиналов в новую среду и приобретения новых функций. Другой вариант маргинализации (негативный) состоит в том, что состояние перехода и периферии сохраняется и сохраняется в течение длительного времени, в то время как маргинализированные несут черты деклассированного, люмпенового, паразитического поведения. Такая маргинальность была объявлена результатом вертикальной мобильности с отрицательным знаком, то есть следствием движений сверху вниз, мобильности вниз. Также следует иметь в виду, что социология разработала концепции типов общества: открытого, закрытого и переходного типа. Считается, что в открытых обществах мобильность высока, в них преобладает прогрессивное восходящее движение, а маргинальность преходяща, временна. В закрытых обществах мобильность низкая. Наивысшая степень и масштаб мобильности, а, следовательно, маргинальности в обществах переходного типа — от закрытых к открытым. В таких обществах маргинальность стала одной из основных характеристик движения внутри общества на многие годы.
Что касается целей и задач исторического анализа, следует учитывать следующие моменты. В любом обществе, в том числе российском, накануне и после революции по объективным и субъективным причинам маргинальные группы существовали и воспроизводились. Маржинальность может быть естественной и искусственно созданной и поддерживаемой. О естественной маргинальности следует говорить в отношении процессов экономического, социального или культурного характера, из-за которых каждое общество имеет свое дно в виде разрушенных и деградированных элементов и групп, а также антисоциальных элементов — тех, кто отвергаются самим обществом. Другими словами, в любом обществе, открытом или закрытом, стабильном или переходном, есть периферийные группы с относительно схожими источниками формирования, внешнего вида и психологии. Только соотношение этих групп может быть разным.
Другое дело, если процесс перестройки в обществе затянется, а маргинальность станет чрезмерно массовым и длительным социальным явлением. В этом случае маргиналы приобретают черты социальной устойчивости, висят на изломах социальных структур. Это происходит, как правило, в результате сознательно проводимой властями политики искусственной маргинализации, то есть перевода сотен тысяч и даже миллионов людей на периферийное, дискриминационное или ограничительное положение. Например, даже в дореволюционном обществе сознательная политика маргинализации проводилась в отношении политических противников режима (революционеров), а также тех, кто подвергался дискриминации и ограничениям по этническому или религиозному признаку. Однако в послереволюционном обществе искусственная маргинализация затронула целые категории и группы населения. Произошло разделение общества на противников и сторонников режима. Возникли группы, которых раньше не было, и их искусственно поддерживал режим. Таким образом, спецпоселенцы не имели аналогов в дореволюционном обществе, но существовали в сталинском с 1930 по 1955 год, то есть четверть века. Никогда еще не было такой труппы, как тыловое ополчение — дети бесправных, достигшие призывного возраста и призванные не в регулярные части Красной Армии, а в тыловое ополчение — аналог будущего строительного батальона. Группа существовала с 1930 по 1937 год. Таким образом, искусственная маргинализация в сталинском обществе приобрела колоссальные, катастрофические масштабы и стала органическим сопутствующим элементом репрессий и одним из способов решения политических и даже экономических проблем (создание системы принудительного труда).
К сожалению, тема маргинальность и маргинальные группы применительно к российской истории ХХ века разработана недостаточно.
Прежде всего необходимо выделить работы социологов, посвященные проблемам теории и отчасти истории маргинализированных слоев населения первой половины ХХ века. Наиболее полная и квалифицированная теория вопроса вместе с экскурсами в нашу историю представлена в публикациях Е. Старикова. Ему принадлежит приоритет в постановке этой проблемы как исследовательской и наиболее важной для понимания изменений в социальной структуре российского общества в текущем столетии. Он также поднял вопрос о глубине и масштабе процессов рефеодализации послереволюционного общества. Так, Е. Стариков сформулировал гипотезу о том, что при разрушении традиционного общества, если новые структуры не смогут быстро консолидироваться, то фрагменты традиционного общества будут структурированы раньше, а вновь возникшая социальная система будет на порядок ниже. чем разрушенный, то есть более архаичный. И это касается всех элементов конструкции. Он первым из отечественных социологов выдвинул гипотезу о восстановлении сословной модели общества после революций 1917 года в России, хотя и в новом, советском обличье.
В аналогичном ключе писались работы М. Восленского, посвященные рассмотрению становления и развития номенклатуры как особого пласта. Восленский прямо утверждает, что номенклатура — продукт рассекреченного общества, а сама номенклатура — по сути маргинальная группа.
Ряд отечественных исследователей (Н. Иванова, В. Жиромская и др.), Анализируя социальную структуру начала века и послереволюционные годы, также приходят к выводу, что при описании модели структурных изменений и сдвигов Без учета процессов массовой маргинализации понять характер изменений в социальной структуре невозможно.
И. Павлова подняла вопрос о роли сталинских репрессий в социальной трансформации советского общества. Исходя из масштабов и последствий государственных репрессий, от которых напрямую пострадала треть дееспособного населения, и с учетом того, что значительные группы общества поддерживали деятельность карательной машины, исследователь приходит к выводу, что насильственная криминализация и люмпенизация советского общества.
Среди западных исследователей проблемы стоит выделить переводные и оригинальные работы Ш. Фитцпатриком, где ставятся проблемы связи рефеодализации и маргинальности с состоянием общества и сталинской политикой. В частности, она уделяет особое внимание реализации сталинским режимом социальной политики насильственной перестройки общества с использованием прежней феодальной практики отнесения определенных групп к категории друзей или инопланетян. При оценке тенденций изменений социальной структуры постреволюционного общества убедительно доказывается несоответствие марксистских доктринальных установок о классовой природе общества реальной практике, воспроизводившей классово-иерархическую систему отношений.
В рамках изучения отдельных маргинальных групп следует отметить появление первых исследовательских работ, посвященных бесправным (А. Добкин, М. Саламатова, Т. Славко, спецпоселенцам (В. Земсков, Н. Ивницкий, В. Данилов и др.), Заключенные (В. Земсков, А. Гетти, Г. Риттерспорн, В. Попов и др.). Характерной чертой этих публикаций является то, что они сосредоточены на анализе политики большевистского режима в России. отношение к маргинальным группам. В то же время социокультурные характеристики (внешний вид) этих групп все еще остаются на периферии исследовательских интересов. Что касается таких категорий, как тыловая милиция и ссыльные, то в настоящее время имеется лишь несколько публикаций о их автор книги.
Проблема маргинальности
Социальная трансформация общества сегодня характеризуется не только появлением несуществующих ранее слоев в системе расслоения — в первую очередь класса крупных и средних собственников, слоя новых бедняков, маргинализированных, безработных, но и также за счет соответствующей адаптации этих слоев к вновь возникающим статусно-ролевым функциям, переориентации социальной и личной идентичности.
Акцент в разные годы делался на различных аспектах структурного неравенства, на его углублении, на социальной поляризации и маргинализации общества, на интеграции и дезинтеграции социального пространства; о проблемах формирования среднего класса; властные отношения; автономия труда в социальных и производственных структурах. Чтобы получить достаточно полное представление о процессах, происходящих в социальной и структурной сфере российского общества, необходимо рассмотреть тенденции и масштабы формирования различных социальных элементов, социальных сообществ, динамика которых определяется качественными изменениями. В отношениях собственности, власти, в уровне доходов различных социальных групп и слоев действуют законы структурной перестройки экономики и занятости населения. Известно, что определенная часть занятого населения в результате отраслевых сдвигов в экономике страны, кризиса, затронувшего целые группы отраслей, осталась вне сферы занятости, приобрела статус безработного. Сегодня это 8% активного населения России. Появление этой прослойки существенно влияет на качество жизни всего населения. Но в то же время, изменив статус занятости, у этой части населения сформировались черты групповой определенности со своими ценностно-нормативными установками, структурой потребления, качеством и образом жизни, идентификационными предпочтениями и жизненными ценностями. Таким образом, произошла реализация целого комплекса новых социальных и групповых процессов, формирование феномена группового сознания и групповой консолидации и интеграции.