Что подразумевают под «общением»?
Общение – это очень сложный интеллектуальный процесс. Он включает в себя создание новых контактов и их развитие. Человек испытывает потребность в том, чтобы осуществлять совместную деятельность с другими людьми.
Совместная практическая деятельность, в свою очередь, подразумевает полноценный обмен информацией, разработку общей стратегии взаимодействия. Также важно уметь понимать других людей.
Общение – это то, через что мы влияем на других людей. Общение позволяет эффективно организовать совместную теоретическую и практическую виды деятельности.
С помощью общения человек способен развивать и поддерживать межличностные отношения. Это позволяет в свою очередь усваивать чужой опыт, накапливать знания и навыки. Общение играет большую роль в удовлетворении духовных потребностей. С помощью общения люди перенимают чужие убеждения и взгляды, усваивают новые для себя моральные аспекты и испытывают новые чувства.
Мы считаем, что когда речь идет об общении людей, то центральным понятием в этом виде деятельности должно быть понятие «культура общения».
Для того, чтобы лучше усвоить смысл этого термина, нужно разбить его на составляющие и обсудить первоначально каждое отдельное слово.
«Культура» с точки зрения исследователей
Термин «культура» сегодня разными авторами характеризуется совершенно по-разному. В повседневной жизни под культурой часто понимают поведенческий образец, на который следовало бы равняться. Некоторые определяют культуру, как интеллигентность. Считается, что культура – это качество личности человека.
С точки зрения теории, культура – это особенность общества, которая отражает имеющийся уровень развития и определяет отношение людей к другим людям и к природе. Некоторые воспринимают культуру, как творческие способности отдельно взятого человека. Другие относят культуру к характеристики общества в целом.
Также существует точка зрения, что культура – это материальные и духовные ценности человека. Культура демонстрирует степень развитости общества в целом и данного конкретного человека. Культура определяет, как осуществляется творческая деятельность, как усваиваются новые знания, хранятся и передаются другим людям.
Согласно психологам культура – это довольно устойчивое свойство личности, которое включает в себя мировоззрение и аксиологию и демонстрирует отношение человека к другим людям и к окружающему миру.
Хотя культура часто воспринимается как свойство отдельного человека, культурные ценности, царящие в обществе характеризуют его состояние в целом. Частью культуры является мораль, которая есть не что иное, как норма, принятая обществом для построения отношений между отдельными его членами. Мораль должна быть объективной и иметь общественное значение.
Введение
Языковая культура и коммуникация важны для развития и образования человека как личности, и в современном образовании этому аспекту придается большое значение.
А поскольку образование и культура — два взаимосвязанных процесса, язык может ввести образование в контекст культуры. Роль языка в жизни общества возрастает на протяжении всей истории человечества. Количество циркулирующей информации на душу населения может служить показателем уровня развития общества.
Язык — это зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное сознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мировоззрение, мироощущение.
Это сокровищница, хранилище, кладовая культуры. Он сохраняет культурные ценности — в лексике, грамматике, пословицах, идиомах, фольклоре, художественной и научной литературе, формах письменной и устной речи.
Язык — это не только средство общения и выражения мыслей, но и накопление культурных ценностей.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, его интеллекта является его язык. Хорошо развитый язык является одним из важнейших средств активной человеческой деятельности в современном обществе. Язык — это форма познания действительности. С одной стороны, от богатства языка во многом зависит обогащение человека новыми идеями и понятиями; с другой стороны, хорошее владение языком, разговорной речью способствует успешному распознаванию сложных отношений в природе и в обществе. Язык — это один из способов общения, необходимый людям в их совместной деятельности, социальной жизни, обмене информацией, обучении, воспитании, он обогащает людей духовно, служит предметом искусства.
Под культурой языка, как правило, понимается — широко распространенное в советской и российской лингвистике XX века понятие объединяет владение языковыми нормами устной и письменной речи, а также «умение пользоваться выразительными языковыми средствами в различных условиях общения».
Мораль общения
Существует также термин «мораль общения». У него есть синоним – «этика общения». Это все вместе взятые гуманистические нормы и ценности, которые затрагивают взаимоотношения между людьми.
Нормы этики основаны на том, что необходимо уважать достоинство свое собственное и достоинство окружающих людей, все люди равны, взаимоотношения между ними должны строиться на принципах человечности и справедливости. Главными мотивами, которые определяют поведения человека, являются его привычки, ценности, потребности и убеждения.
Что такое этикет?
Термин «этикет» мы понимаем, как набор правил, касающихся поведение, с помощью которого человек проявляет свое отношение к другим. Это затрагивает такие области, как манера вести разговор, способы приветствия, одежда и манеры человека. Если кто-то следует нормам этикета педантично, то это не делает человека высококультурным, ведь этикет – это не просто правила, которые должны проявляться внешне.
Истинная культура исходит из сердца человека и основана на том, как он на самом деле относится к окружающим себя людям.
Это же касается и детей. Их культура общения также должна быть основана на уважении взрослых и ровесников, доброжелательном к ним отношении. Также для ребенок должен обладать развитым словарным запасом, который бы позволял продуцировать нужные формы обращения. Сюда же включаются и навыки вежливого поведения в повседневной жизни и в общественных местах.
Как правильно отказывать
Иногда случается, что возникает неловкая ситуация, где вам необходимо отказаться от того или иного предложения. Сделать это можно, используя разные тактики. Выбирается форма отказа, исходя из возможности оказать или не оказать помощь, близости общения с человеком, личного отношения к собеседнику, виде просьбы.
Речевые тонкости отказа:
- Решительное «нет»
Если ситуация предполагает незамедлительный ответ, не стоит тянуть с отказом. Дрожь в голосе и бегающие глаза дадут понять собеседнику, что вы не уверены в себе. Как следствие, это открывает горизонты для повторного манипулирования.
- Аргументы
При обосновании своего отказа повторная просьба или упреки не приемлемы по этике общения. Если такое и возникает, то это свидетельство уровня культуры общения у другого человека, и вы имеете право уйти. Но отказать, не объяснив причину, недопустимо.
- Защитная поза
Подкреплять свой словесный отказ психологическим блоком в виде скрещенных рук или ног, отдаляться от человека не нужно. Таким поведением можно оскорбить собеседника.
- Упреки в сторону просителя
Ни в коем случае нельзя стыдить или обвинять в наглости другого человека за попытку попросить о чем-то. Его право попросить, ваше – отказать. Чаще всего в такой ситуации нотации не нужны. А вот оказать хотя бы моральную поддержку можно.
Культура общения и ее нормы
Согласно работам М.А. Чернышева культура общения – это существующие в обществе нормы взаимодействия людей. Эти нормы являются эталонными для общения внутри определенной социальной группы. В каждом народе существует своя собственная культура общения, которая отражается в национальном своеобразии.
Культуру общения можно сравнить со своеобразной печатью каждого народа. Ведь каждый народ имеет свою собственную неповторимую историю развития, сформированные веками национальные традиции и жизненный уклад.
Если рассматривать культуру общения в узком смысле, то это то, насколько человек усвоил навыки общения, принятые в обществе, в котором он находится.
Культура речи является неотъемлемой частью культуры общения. Согласно работам А.М. Горького, чистота речи – это главный способ сохранить культуру человека в целом. Для того, чтобы этого добиться, нужно воспитывать в людях речевую культуру. Дошкольник должен иметь достаточный лексический запас, уметь лаконично выражать свои мысли и чувства, говорить спокойно в любых обстоятельствах.
Культура общения в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст – это врем, когда дети усваивают основные грамматические особенности родного языка. Дети учатся продуцировать простейшие речевые высказывания. В этом возрасте уже нужно обучать детей обращаться ко взрослым по имени и отчеству, употребляя местоимение «Вы».
Уже в этом возрасте нужно работать над чистотой произношения, обучать детей разговаривать в спокойном темпе, не растягивая при этом слова, но и не говоря скороговоркой.
Когда воспитатель в рамках образовательных мероприятий организует различные совместные занятия, то дети стараются подстраивать свою речь, учитывая содержание материала, правила занятия и следят за своими словами. Однако важно приучать ребенка к культуре речи при обычном повседневном общении.
Ребенок должен обладать привычкой придерживаться этических норм при любом виде деятельности, в том числе и во время осуществления самостоятельной деятельности. Культура речи благоприятно сказывается на активность общения сверстников во время игры, помогает избегать многочисленных конфликтов.
Структура общения
Культура общения – это структурная система, которая состоит из следующих элементов: коммуникация, интерактивность, перцептивность.
Если у человека сформирована культура общения, то он обладает целой системой нравственных убеждений, которые являются частью личности. Для того, чтобы эффективно реализовывать культуру общения, нужно владеть технологией выстраивания взаимоотношений в самых разных обстоятельствах. Качества, которые проявляет человек, его поведение – все это является показателем того, насколько хорошо сформирована у него культура общения.
Сегодня наука разделяет культуру общения на три главных составляющих: это нормативный компонент, коммуникативный компонент и компонент этический.
Если выделить среди этих трех наиболее важный, то им будет нормативный компонент. Он основывается на литературных нормах и способности использовать их в собственной речи. Однако не всегда нужно говорить правильно. Ведь также важно учитывать, для кого звучит речь и насколько этот человек осведомлен в теме и заинтересован ею.
1.1Основные понятия культуры речи
В жизни современного человека речевая деятельность занимает особо важное место, без нее немыслимы ни овладение профессиональными знаниями, ни общекультурное развитие. Умение вести диалог становится одной из основных характеристик личности как социального феномена.
А также понятие «Культура речи» трактуется как владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при которой осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации.
«Итак, культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач», – так определяет понятие культуры речи Е.Н. Ширяев.
Для того чтобы разобраться в путях и способах самостоятельного развития речевой культуры, необходимо ясно представлять содержание и объем понятий данной дисциплины.
Центральным понятием этой дисциплины является понятие о языке. Язык — «естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная, прежде всего для целей коммуникации»
Способность соотносить звук и значение — главнейшая характеристика языка. Язык в одно и то же время — система знаков, замещающих предметы и речи и совокупность значений, сосредоточивших в себе духовный опыт людей.
С языком тесно связано понятие речи. Речь — это «конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом» Речь воспринимаема, конкретна и неповторима, преднамеренна и направлена к определенной цели, она обусловлена ситуацией, субъективна и произвольна. В речи функции языка проявляются в различных сочетаниях с преобладанием одной из них.
Общение между людьми является и социально-психологическим взаимодействием и каналом передачи информации. Поэтому в учебниках по культуре речи используется термин коммуникация. Коммуникация — общение между людьми, процесс обмена информацией, процесс, поддерживающий функционирование общества и межличностные отношения. Коммуникация складывается из коммуникативных актов, в которых участвуют коммуниканты (автор и адресат сообщения), порождающие высказывания (тексты) и интерпретирующие их. Процесс коммуникации начинается замыслом говорящего и имеет целью понимание высказывания адресатом.
Результатом речевой деятельности, говорящего, является текст. Текст — это законченное речевое произведение (письменное или устное), основными свойствами которого являются цельность и связность. Правильность построения текста состоит в соответствии требованиям внешней связности, внутренней осмысленности, возможности своевременного восприятия, осуществления необходимых условий общения. Правильность восприятия текста обеспечивается не только языковыми единицами и их соединениями, но и необходимым общим фоном знаний.
Важным является понятие о качествах речи. Качества речи — это свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего.
В филологии различают: речевую культуру личности и речевую культуру общества. Речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус.
Речевая культура общества есть отбор, собирание и хранение лучших образцов речевой деятельности, образование литературной классики и следование нормам литературного языка. Такого понимания речевой культуры придерживается Ю.В. Рождественский (Общая филология. М., 1996. С. 14).
Конечно, в рамках науки о культуре речи рассматриваются не только примеры высокого уровня владения литературными нормами и правилами общения, но и случаи нарушения норм, как в речевой деятельности индивида, так и в речевой практике общества.
Основными понятиями культуры речи являются также такие понятия, как литературный язык, нормы языка, стиль, языковой стандарт, языковая личность, виды и формы речи, речевой этикет.
Методы общения
Язык человека использует огромный арсенал методов, которые позволяют находить наиболее подходящие слова, для того, чтобы объяснить суть обсуждаемого вопроса.
Нужно выбирать такие языковые средства, которые позволяют эффективно выполнить задачи, для которого организовано общение в данный момент. И то, насколько хорошо человек справляется с выбором этих средств, и является коммуникативным компонентом культуры общения.
Если говорить об эстетическом компоненте, то это то, насколько хорошо человек соблюдает нормы общественного поведения, проявляет ли он уважение и доброжелательность к окружающим людям, умеет ли вести себя тактично и деликатно.
Итак, под культурой общения в данной работе понимаются все вместе взятые знания и навыки, которые позволяют людям осуществлять целенаправленное взаимодействие, во время которого они адекватно выбирают и применяют подходящие средства общения, способны прогнозировать влияние продуцируемой речи на собеседника, способны понимать информацию, исходящую от других.
Сегодня наука разделяет культуру общения на три главных составляющих: это нормативный компонент, коммуникативный компонент и компонент этический.
Определение культурных норм речи
Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) — это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, то есть правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма — это образец единообразного, общепринятого использования языковых элементов (слов, фраз, предложений).
Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как: Соответствие структуре языка; массовое и регулярное воспроизведение в процессе речевой деятельности большинства говорящих; общественное одобрение и признание.
Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап развития литературного языка целого народа. Языковые нормы нельзя ввести или отменить указом, их нельзя реформировать административным путем. Деятельность лингвистов, изучающих языковые нормы, отличается: Они выявляют, описывают, кодифицируют, объясняют и продвигают языковые нормы.
Основные источники языковых норм включают:
- Произведения классических писателей;
- Произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;
- Публикации в СМИ;
- Общепринятые современные употребления;
- Данные языковых исследований.
Характерными признаками языковых норм являются: относительная стабильность; распространенность; общеупотребительность; общеобязательность; соответствие употреблению, привычке и возможностям языковой системы.
Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и понятность. Они защищают литературный язык от проникновения диалектного языка, социального и технического жаргона, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций — культурную.
Языковая норма — это совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и утвердившихся в процессе общественной коммуникации.
Нормальность языка — это его соответствие литературному и языковому идеалу. С.И. Ожегов подчеркнул социальную сторону понятия нормы, которая заключается в отборе существующих, вновь образованных и взятых из пассивного запаса языковых элементов. С.И. Ожегов обратил внимание на то, что нормы поддерживаются социальными и языковыми практиками (художественная литература, сценическая речь, вещание).
В начале двадцатого века литературные произведения и радиопередачи действительно могли служить образцами нормативного использования. Сегодня ситуация изменилась. Не каждое литературное произведение и не каждая радио- и телепередача могут служить образцом нормативного использования языка. Сфера строгого следования нормам языка значительно сузилась, только некоторые передачи и журналы могут быть использованы в качестве примеров литературного нормативного языка.
Б.Н. Головин определил норму как функциональное свойство языка: «Норма — это свойство функциональной структуры языка, созданное коллективом, который им пользуется, в связи с постоянно действующей потребностью в лучшем взаимопонимании».
Языковая система, которая постоянно используется, создается и изменяется коллективными усилиями тех, кто ее использует. Что-то новое в языковом опыте, что не вписывается в рамки языковой системы, но кажется функционально подходящим, приводит к переключению в ней, и каждое последующее состояние языковой системы служит основой сравнения для последующей обработки языкового опыта. Таким образом, язык развивается и изменяется в процессе говорения, и на каждом этапе этого развития языковая система обязательно содержит элементы, которые не завершили процесс изменения. Поэтому различные колебания, варианты в любом языке неизбежны.
Каждое новое поколение опирается на уже существующие тексты, устойчивые идиомы, формы формирования мышления. Из языка этих текстов он выбирает наиболее подходящие слова и фразы, берет для себя из выработанных предыдущими поколениями актуальные и привносит свои собственные, чтобы выразить новые идеи, восприятия, новое видение мира. Конечно, новые поколения отвергают то, что кажется им архаичным, не соответствующим новому образу действий.