Доклад «Способности и задатки, их развитие в структуре индивидуальности»статья на тему

Понятие задатков

Это умение, развивающее способности с определением параметров нервной системы, физиологических особенностей человека. Они в человеке заложены на биологическом уровне. Задатки – это функциональная и морфологическая особенность строения головного мозга, органов чувств, движениях. Это является предпосылками в развитии способностей.

Задатки бывают приобретенными (социальными) и врожденными (природными). Они определяют строение нервной системы.

Типы способностей:

  1. Наличие одаренности. Она выражается тем, что человек способен заниматься сразу несколькими видами деятельности и является общей (умственной) и специальной (многозадачной).
  2. Талант, где человек добивается в какой-либо деятельности впечатляющих результатов. К таким людям можно отнести Пушкина, Лермонтова, химика Менделеева и др.
  3. Наличие гениальности, благодаря которой человек оставляет весомый след в развитии культурных ценностей, в общественной жизни. Она также определяется трудом в разных направлениях, наличием обширных знаний в научном, творческом наследии. Такие люди являются двигателем прогресса всего человечества в целом.

Взаимодействие и взаимокомпенсация способностей

Навыки, по мнению Б.М. Теплова, могут существовать только в постоянном процессе развития. Способности, которые не развиваются, которые человек перестает использовать на практике, со временем утрачиваются. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическим занятием такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.д., мы можем поддерживать и развивать соответствующие навыки.

Теплов сказал: «Недостающие способности могут быть компенсированы в очень широком диапазоне других высокоразвитых способностей. Например: отсутствие абсолютного слуха может быть компенсировано приобретенным навыком».

Компенсация:

1 — социальный аспект — Б.М. Теплов: «Люди с разными предрасположенностями могут добиться одинаково высоких достижений: то есть они могут быть художниками, учеными».

2 — Психофизиологический аспект — люди с по-разному развитыми характеристиками достигают одинаковой производительности. Например: медленная реакция и плохое распределение внимания компенсируется прогнозированием изменений ситуации в будущем. Это компенсация за счет опыта.

Существует также компенсация за счет стиля деятельности, так как, например, люди с разными стилями деятельности достигают 100% выполнения плана в той или иной области.

Говоря о навыках, важно отметить, что для каждого человека они свои. Каждый человек обладает индивидуальным специфическим сочетанием способностей, и успех его деятельности определяется наличием определенного сочетания способностей. Некоторые способности могут быть заменены другими, схожими по своему проявлению, но отличающимися по происхождению. На успех одной и той же деятельности могут влиять разные способности, так что отсутствие одной способности может компенсироваться наличием другой, то есть успех деятельности зависит не от одной способности, а от сочетания разных способностей, и это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть получено разными способами. Если отсутствуют необходимые условия для развития одних способностей, их недостаток может быть компенсирован более высоким развитием других. Одной из важнейших особенностей психики человека, писал Б.М. Теплов, является возможность широкой компенсации одних качеств другими, следовательно, относительная слабость одной способности не исключает возможности успешного выполнения даже той деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостаток способностей может быть в очень большой степени компенсирован другими, высоко развитыми в человеке способностями».

Л.С. Выготский: «Необходимо изучать не только то, какой памятью обладает ребенок, но и то, как он умеет ею пользоваться».

Ананьев рассматривал проблему соотношения биологических и социальных основ психики. Он отличился:

1 — функциональные механизмы, обусловленные природной организацией человека;

2 — оперативные механизмы, усваиваемые в процессе воспитания и обучения в целом социализации — это характеристика человека как субъекта деятельности;

3 — мотивационные характеристики человека как индивида и личности.

Ключевым моментом в изучении навыков является понимание взаимосвязи функциональных и операционных механизмов отдельных навыков. Например: Восприятие, память, мышление комплексное изучение механизма психических функций.

С точки зрения структуры способностей Ананьева, функциональные механизмы способностей определяются природой человека (например, способность к мышлению). Операционными механизмами способностей является использование готовых кодов (лингвистических, логических, числовых). Например: исполнительная стадия мышления является особенностью человека как субъекта деятельности, регуляторные механизмы являются следствием развития функциональных и операционных механизмов. В процессе онтогенеза внешняя и внутренняя регуляция способностей развивается на основе систем ориентации, контроля и коррекции для принятия решений и оценки ситуаций. Все системы связаны между собой взаимодействием, и в процессе развития функциональные и операционные механизмы становятся саморегулирующимися.

Задатки одаренности у ребенка

Они могут выражаться:

  • в исключительной памяти;
  • быстром мышлении;
  • умении и возможности четко излагать свои мысли;
  • быстром схватывании абстрактных понятий.

Задатки к музыкальной деятельности:

  • тяга и талант к пению;
  • быстрое узнавание мелодии;
  • сочинение оригинальных мелодий;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • чуткое реагирование характера песни.

В литературе:

  • быстрое сочинение рассказов, стихов, поэм;
  • поддержание сюжета без потери основной мысли;
  • умение передавать внутренние ощущения и чувства главных героев, убирая ненужные мелочи;
  • склонность к фантазии;
  • передача своими словами живых образов.

В артистизме:

  • легкое вхождение в роль;
  • изменение тональности, тембра голоса и мимики;
  • возможности изображения на сцене конфликтных ситуаций, драматических сцен;
  • способность вызвать эмоциональную реакцию у людей.

Техническая:

  • способность к рисованию, составлению чертежей механизмов и агрегатов;
  • обсуждение научных событий;
  • изучение и чтение технической литературы;
  • легкое освоение ПК;
  • возможность быстро разобраться в причине поломки механизма с проведением ее дальнейшего устранения.

Одаренность к лидерству:

  • умение приспосабливаться к обстоятельствам;
  • уверенность при общении с незнакомыми людьми;
  • дар убеждения;
  • принятие ответственности;
  • грамотное и справедливое суждение о поступках людей.

Спортивная:

  • энергичность;
  • отличная зрительно-моторная координация;
  • частые участия в спортивных мероприятиях;
  • победы в состязаниях;
  • природная выносливость и ловкость.

Творческая одаренность:

  • пытливый склад ума;
  • решение задач необычным, оригинальным путем;
  • высказывание оригинальных идей;
  • умение погрузиться в занятие с головой.

Истоки формирования понятия

Природа появления тех или иных задатков, как индивидуальных особенностей, волновала психологов с давних пор, а точки зрения на истоки и определение понятия на разных этапах развития психологии не отличались однообразием. Однако наиболее точное определение психологической категории дал Борис Теплов.

Согласно формулировке советского психолога и основателя школы дифференциальной психологии, задатки – это ряд анатомо-физиологических особенностей нервной системы индивида в различных видах деятельности, с которыми человек рождается. Если не уделять внимания имеющимся предпосылкам, определенные способности без обучения могут и не развиться.

Вопрос о задатках обрел актуальность по ходу изучения характеристик способностей и будоражит умы ученых, начиная с XVI в. Ведь наличие предрасположенности к определенным видам деятельности вовсе не отождествляется с развитием конкретных способностей.

Для их возникновения необходимо наличие потребности совместно с соответствующими условиями воспитания. Поэтому трансформацию задатков в таланты можно назвать социально обусловленным процессом, на поиск научного обоснования которого ученые затратили не одно столетие.

Самым исторически ранним ответом на волнующий вопрос о сущности задатков можно считать сделанное в V веке нашей эры открытие, определившее человеческий мозг, как вместилище психики. Древними учеными важное внимание уделялось внешним параметрам органа – объему, весу и форме. Было замечено, что эти характеристики у людей гораздо выше, чем у животных, что стало основой предположения о зависимости задатков от общей или относительной (по отношению к весу тела) массы мозга.

В итоге получалось – чем больше мозг человека, тем большим числом задатков обладает личность. Очень скоро теорию признали несостоятельной, ведь вес мозг кита (7000 г) или слона (5700 г) намного больше человеческого (1470 г), а зависимость способностей от веса мозга не подтвердилась.

Благодаря успешному изучению анатомических и физиологических характеристик человеческого организма в XVIII—XIX веках стала популярной концепция, связавшая задатки не с массой мозга, а с его сложным устройством.

Учеными были открыты особенности связей разных участков головного мозга с характеристиками психологических процессов, формирующих штампы человеческого поведения. Итогом стало предположение – наличие задатков определенного вида зависит от развитости конкретных мозговых структур.

К началу XX века идея превратилась в учение под названием локализационизм. Его последователи утверждали, что задатки к отдельным способностям ограничиваются зонами коры головного мозга, а факт их разрастания можно связать с наличием соответствующего вида задатков. Например, затылочный отдел связан со зрением, височные отделы – со слухом и зрением, теменные зоны – с функцией движения.

Задатки это в психологии совсем не обязательный фактор появления способностей, они представляют собой лишь одно из условий психологического процесса. Наличие даже самых выдающихся предпосылок без занятий соответствующим видом деятельности не приведет к появлению профессионализма в этой сфере.

Середина XX века была ознаменована опровержением идеи локализационизма, поскольку установили, что функционированием большей части способностей управляют все структуры головного мозга в целом, а не отдельные его участки.

На основе подобных утверждений родилась теория антилокализационизма, например, функциональность органов по А. Ухтомскому. Не остался в стороне от анатомо-физиологической трактовки проблемы задатков И. Павлов, связавший их с уникальными свойствами нервной системы. Однако его концепция о физиологической основе задатков не выдержала критики.

К концу XX века сформировался самый последний вариант (по Теплову) анатомо-физиологического фундамента задатков, связывающих их с генотипом индивида. Было доказано, что у человека с нарушенным умственным развитием отсутствуют задатки к умственным способностям, что обусловлено наличием известных аномалий в основе генотипа.

Хотя предположение о генетическом фундаменте способностей остается и сейчас недоказанным. Адепты современной психологии допускают факт существования задатков приобретенных, они становятся основой формирования новых, но более совершенных способностей. Правда, их можно отнести к числу элементарных функций.

Определения от разных исследователей

Главное отличие между задатками и способностями заключается в следующем. Первые заданы генетически и являются врожденной особенностью либо появляются по ходу естественного развития организма. Вторые – явление, приобретаемое благодаря процессу обучения. То есть, задатки человек имеет без приложения каких-либо усилий, занятия активным видом деятельности. Формированию способностей необходима активная деятельность человека в тех сферах, к которым относятся его таланты.

Задатки это в психологии не только анатомическая, но и физиологическая особенность мозга и нервной системы. Понятие способностей и их природных предпосылок неразрывно связаны между собой, поэтому определение сущности дарований у психологов различных школ не совсем идентичны.

ИсследовательТочка зрения на проблему
ПлатонЗнаменитый представитель античной школы считал задатки наследственным фактором. С его точки зрения, благородство и талантливость основываются на происхождении, влияющем на развитие духовности и нравственности.
ДемокритОснователь древнегреческой философии не отрицал наличия у человека врожденных задатков. Именно их он считал фундаментом прогрессивного развития общества, а спектр естественных потребностей – аналогом движущей силы.
Теплов Б. М.Ведущий ученый Московской школы психологии, по ходу создания стройной теории о способностях, выделил понятие «задатки» в отдельную категорию. Профессор назвал их природной основой формирования предрасположенностей.
Рубинштейн С. Л.Основоположник Ленинградской школы соглашался с трактовкой коллег Московской школы, но отрицал ведущую роль задатков. Они в его представлении являются характеристикой быстроты реализации (скорости общения).
Крутецкий В. А.Не разделял идею о ведущей роли задатков в развитии личности. Предпосылки ученый относил к анатомическим особенностям мозга, индивидуальным качествам нервной системы, не гарантирующим развитие способностей.

Базовая основа задатков обусловлена свойствами нервной системы и факторами психомоторики.

Это критерии психологических особенностей регуляции разнообразных движений, а к основным понятиям психомоторики относят:

  • координацию – урегулированная деятельность групп мышц;
  • скорость реагирования на конкретные события, деятельность;
  • ловкость обеих рук вместе с пальцами.

Задатки можно назвать как бы «дремлющими» силами человека, скрытым потенциалом, который не проявится, если индивид не займется совершенствованием навыков в соответствующем виде деятельности. А для этого необходимо создание социальных условий, побуждающих к обучению. По утверждению Белинского В. Г., создание человека – функция природы, но его развитие обеспечивается обществом.

Важные действия

Задатки – это скрытые перспективы. Просто нужно начать внимательно относиться к собственной персоне. Люди, которые даже не пробовали обращать внимание на свои сильные стороны, не могут понять направление своего жизненного пути. Они часто меняют работу, постоянно испытывают внутреннюю неудовлетворенность и рассеянность. Что следует делать для развития имеющихся задатков? Необходимо систематически предпринимать конкретные шаги, которые помогут понять, в каком направлении двигаться. Стоит хорошо проанализировать собственную ситуацию, определиться с тем, сколько ресурсов вы готовы тратить на достижение желаемого. В дальнейшем такой выбор поможет не сбиться с намеченного пути.

Нет задатков – нет гения

Согласно наблюдениям ученых, в большинстве случаев ярко выраженные задатки и развитые на их основе способности у талантливых и гениальных людей проявляются рано. При этом талантом считают достижения высшего порядка, а гениальностью – рождение принципиально нового и весьма важного.

Изученный материал позволяет сделать заключение о большом значении задатков как предпосылок для проявления таланта и гениальности. Они являются недостаточным, но необходимым условием любой успешной деятельности. То есть можно сказать: нет задатков – нет гения.

Наличие цели

Мы должны четко понимать, к чему хотим прийти в результате. Без этого осознания будет трудно даже сдвинуться с места, не говоря уже о достижении успеха. Наличие цели поможет не сбиться с пути и довести начатое дело до конца. Помните, что начинают многие, но большинство бросает нужное занятие на полпути. Кому-то попросту не хватает терпения, других пугают трудности.

Когда имеется четкая цель, то вероятность того, что человек не остановится, повышается. Мечта греет душу, помогает поверить в себя. Как правило, сильные люди готовы действовать на одном энтузиазме. Они не обращают внимание на то, что говорят окружающие, поскольку остаются верны лишь собственному обещанию. Часто приходится долго дожидаться первых результатов, то отступить – значит, расписаться в собственной слабости.

О задатках и способностях

Ольга Пустакина

О задатках и способностях

Всем хорошо известны бытовые оценки людей: смышленый – бестолковый, схватывает на лету – пенёк, талантливый – бездарный, рукастый – безрукий, ловкий – увалень, огонь – ни рыба ни мясо и т. д. Одно слово, а как будто припечатывает человека к его способности или неспособности к какой – то деятельности. Очень часто бывает так, что ребёнок дома один, с друзьями – другой, в детском саду третий. Какие его способности и черты главные? Что нужно, а что не стоит развивать? Узнаем, что говорит о способностях и задатках наука.

Способности – это индивидуальные психические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею. Различают общие и специальные способности. Общие обеспечивают успешность в разных видах деятельности, а также легкость в усвоении знаний; специальные позволяют достигнуть высоких результатов в какой – то определённой области (в музыкальной, математической, спортивной и т. д.)

. Замечено также, что
способности проявляются в комплексе, а не по одной и что недостаток одной способности компенсируется рядом других.
Священник, психолог, педагог Анатолий Гармаев в книге «Обрести себя»

выделяет 16
способностей человека :
Умственная, или интеллектуальная (царственная способность человека, архитектурная, ремесленная, музыкальная (музыкально – исполнительская, певческая, композиторская, художественная, литературная или гуманитарно – просветительская, педагогическая, врачевательская, техническая, организаторская, растениеводческая, животноводческая, классификаторская, пластическая (спортивная, танцевальная, ораторская, подражательная. Но это, видимо, ещё не всё! Есть врождённые способности, к которым трудно подобрать определение, например, умение вкусно готовить или умение быть военноначальником.

Задатки – это та природная основа, на которой развиваются способности : анатомо – физиологические особенности нервной системы, мозга, тела. Задатки – изначально природные свойства человека, а не данные ему после рождения в ходе воспитания.

В психологии существует три основных направления, которые раскрывают способности человека, их развитие. Представители одного из них, биологизаторского, считают: человек – биологическое существо, способности – врожденное качество, и именно это обстоятельство определяет «потолок»

в развитии человека: всё уже
задано природой, «выше головы не прыгнешь»
.

Другое направление, социологизаторское, считает человека существом сугубо социальным, рождающимся на свет «чистой доской»

, на которой можно написать всё, что хочешь. Дело лишь за воспитателями и методами, которые он будет использовать, – и гении на потоке нам обеспечены. А с ними согласны?

Третье направление – серединное. Оно признаёт несомненную биологическую природу человека с врождёнными задатками и способностями, но считает их всего лишь предпосылками будущего развития человека в социальной среде. Другими словами, природа – не потолок развития, а старт, начало его. Наиболее перспективным и гуманистическим представляется третье направление – рубинштейновское (по имени основателя – выдающегося отечественного психолога С. Л. Рубинштейна, потому что даёт инструмент к развитию всех задатков и способностей человека, не лишая их индивидуальности, и способствует развитию творческих способностей в самом широком смысле слова. Воспитатель, стоящий на этих позициях, понимает: его воспитанник пришёл в наш мир с ценными задатками, многими способностями, и задача воспитателя – раскрыть их, дать им возможность реализоваться и развиться.

Работая с дошкольниками, мы в первую очередь должны заметить способности каждого ребёнка и начать их развитие. Это одна из трудностей, которая имеет место при работе над данной проблемой. Ведь некоторые способности проявляются рано, а для других нужно время. Они должны выстоятся как хорошее вино. Так, например, музыкальные и пластические способности могут проявиться очень рано, а вот для проявления литературных способностей иногда нужно время и определённый жизненный опыт.

Кроме того, для раскрытия любых способностей нужны условия. Ведь если есть скворечник, то в нём рано или поздно поселятся птицы, а если есть цветы – то к ним прилетят бабочки. Вот яркий пример тому: проявиться врождённым растениеводческим или животноводческим способностям практически невозможно, если ребёнок живёт в заасфальтированном городе, имея три – четыре цветка на подоконнике, а из животных видел только кошку, собаку или хомяка. В то же время, многие из нас являются свидетелями того, как не подозревающие о своих скрытых способностях горожане, получив условия – кусочки земли, стали выращивать такую клубнику, капусту или помидоры, что бывалые жители посёлка просто ахнули. Вот вам и «неспособные»

, изнеженные городские жители!

Кроме этого при определении задатков и способностей человека огромное значение имеет не только от того, кого оценивают, но и от того, кто оценивает. Например, человек мягкий и благожелательный видит вокруг себя множество гениальных детей, а более жесткому и требовательному те же дети кажутся обычными, если не бездарными.

Ещё одна ошибка воспитателей, родителей заключается в сравнении детей с другими детьми. Это неправильно. Дети развиваются неравномерно, скачкообразно. Вспомните, один ребёнок заговорил в годик, другого трудно было понять даже в три, а в конце концов оба успешно развиваются. Сравнивать ребё нка нужно с ним самим: не умел, но быстро научился – значит, способный; плохо, медленно обучается – не значит, что неспособный вообще, надо определить причину такого состояния ребёнка

(усталость, болезнь, отсутствие интереса, страх неудачи и т. д.)

и только в последнюю очередь говорить о
неспособности к этому виду деятельности. Неспособный к рисованию может гениально владеть своим телом или решать задачи как орехи щелкать.
Как же заметить в ребёнке способности? Наблюдать, когда он самозабвенно играет: что ему нравиться, что лучше получается, чему отдаёт предпочтение. Тут всё очень просто: нравится то, что лучше, легче получается, а получается потому, что есть природные задатки – предпосылки способностей. К примеру, один малыш рисует и рисует где угодно, чем угодно; другой пританцовывает по любую музыку и чётко попадает в ритм; третий быстро схватывает мелодию и поёт под неё и т. д. Можно с определённостью сказать, что у первого проявляются задатки связанные со зрительными анализаторами, с восприятием цвета и света; у второго преобладают динамические, двигательные характеристики; у третьего слуховые и голосовые.

Способности комплексы, поэтому воспитателю придётся предоставлять много разных условий для их проявления и развития. Нужно дать ребёнку возможность попробовать себя в разных делах, разных играх и разнообразных ролях и ситуациях. Иногда дети завалены игрушками, а скучают. Почему? Потому что не умеют играть. Детям нужен руководитель, учитель.

Распознав способность, очень важно, чтобы ребёнок не зацикливался на одной своей способности, что внешне выражается в предпочтении одного вида деятельности. Возможно, его дремлющие способности при раскрытии сделают его более успешным и счастливым во всём. Заставить ребёнка, особенно подрастающего, попробовать себя в чём – то новом порой очень трудно. Нужно, чтобы он сам захотел. Как помочь ему «захотеть»

? Расширять сознание через расширение круга друзей и знакомых, представлений о мире и профессиях людей. Так формируется расширенная мотивация к разным видам деятельности. При этом важно, чтобы ребёнок не только знал, но и попробовал себя в этих делах.

Итак, что мы знаем о задатках и способностях? То, что каждый ребёнок, пришедший в наш мир, щедро наделён самыми разными задатками; что способности есть у каждого, причём они комплексы, не единичны; что все эти дары можно и нужно развивать; что неспособность к одному компенсируется способностью к чему – то другому; и, наконец, что главное дело воспитателя – заметить эти богатства в ребёнке и развить их.

Таким образом, способности ребёнка в ваших руках, воспитатели. Не заметите, не разовьёте их — и на свете появится ещё один несчастный и неудачливый человек.

И самое главное, о чё м необходимо помнить: если развитие способностей происходит раньше, чем развитие нравственности, то в детях стремительно начинают разрастаться эгоистические черты – тщеславие и гордость.

Любая способность – это дар, с которым рождается ребёнок, но этот дар может развиваться по – разному.

Священник Анатолий Гармаев отмечает, что в одном случае дар развивается для того, чтобы занять определённое положение в обществе, быть богатым и знаменитым. В этом случае дар служит тщеславию человека и его собственному устройству в мире. В другом случае, если в ребёнке преобладает нравственно начало (отклик на нужду другого человека, то способности его будут служить не собственному тщеславию, а людям.

Природный дар, то есть искра Божия, дан для того, чтобы человек своим талантом служил людям. Если же он использует свои способности только для собственных нужд, для своего обогащения, для исполнения тщеславных замыслов, то нередко приходит наказание свыше. Известно, что у такого «отнимется и то, что имеет»

. Тогда одни спиваются, другие предаются разврату, третьи погибают от наркотиков… Каждый из нас знает имена несчастных артистов, художников, которых постигла эта участь.

Настоящее творчество никогда не может вырасти на почве бездуховности и безнравственности. Значит, развитие душевных сил: чуткости, внимания, заботы, совести должно опережать развитие способностей. Тогда в будущем способности будут служить не тщеславию, гордости и эгоизму самого человека, а нуждам других людей, принося им тепло и радость.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]