4. Психологическое внушение. Суггестия и контрсуггестия

Внушение — это встраивание в другого человека собственных идей, установок, взглядов, которое происходит в процессе общения, эмоционального воздействия. Внушение (суггестия) не подразумевает волевой активности внушаемого, оно не опирается на логику, но базируется на запутывании, отвлечении внимания от основных задач, использовании малозаметных замечаний и фраз.

Что такое внушение

Внушение в психологии — это способ воздействия на бессознательную часть психики человека. Такое влияние заставляет его некритически воспринимать взгляды, установки, мысли и убеждения, не основанные на собственных умозаключениях и опыте. Суггестию можно сравнить с умением пробраться в мозг другого человека и установить в нем необходимые настройки.

Для внушения производится воздействие на бессознательную часть психики, которая тесно связана с эмоциями. Внушающий отвлекает внимание, повторяет внушающую фразу много раз, критикует альтернативные суждения, использует красочные эпитеты, задействует эмоции другого человека.

Чем более значимая информация поступает от суггестора, тем легче она встраивается в психику внушаемого, тем быстрее он начинает считать ее истиной.

Все люди подвержены внушению, но степень внушаемости отличается. На нее влияет возраст и опыт человека, его физическое и эмоциональное состояние, умение критически мыслить и другие факторы.

История становления психологического феномена

Приемами внушения человек начал пользоваться еще с первобытных времен, когда охотники исполняли ритуальные танцы вокруг нарисованного на песке животного. Подобные действия можно ассоциировать с внушением первобытному охотнику уверенности в своей смелости и удачливости путем мобилизации физических сил.

Даже Геродот в V веке до нашей эры упоминал об использовании медициной древности магических формул и заклинаний для изгнания злых духов, которых считали виновниками всяческих болезней. Чтение исцеляющих молитв и разнообразные пассы руками над телом больного также можно отнести к древним вариантам внушения.

Первым письменным свидетельством об использовании психологического воздействия для врачебных целей признан старинный папирус, обнаруженный египтологом Георгом Эберсом внутри фиванской гробницы. Папирус Эберса был составлен врачевателем за 2 тысячи лет до начала нашей эры.

Далее техникой внушения интересовались ученые эпохи Возрождения, отождествляя методику с приемами оккультизма, а научному обоснованию суггестивного воздействия препятствовали служители церкви. С XVI века изучением проблемы занялся Парацельс, который считал способность внушать людям определенные идеи наличием «животного магнетизма».

Проработкой идеи внушаемости занимался Декарт, описавший фундаментальный механизм нервной деятельности – рефлекс. Изучая влияние магнита на человеческий организм, Антон Месмер в ХIХ веке обогатил официальную медицину понятием «внушение» вместо принятого тогда «животного магнетизма».

Первым ученым, попытавшимся научно обосновать психологический прием, стал Джеймс Брэйд. Шотландскому «джентльмену науки» в 1843 году посчастливилось выпустить книгу, в которой по ходу изучения внушенного сна он заменил популярную теорию магнетизма термином «гипноз».

Это обозначение долгое время было популярно среди исследователей прошлого. Пока в 1883 году Бернгейм не обнаружил эффект внушения в состоянии бодрствования, а Эмиль Куэ доказал решающую роль самовнушения в применении лекарств.


Внушение в психологии — это один из методов психологического воздействия

Первым русским ученым XX столетия, описавшим роль внушения в жизни общества, стал профессор из Казани Бехтерев В. М. Книга основоположника отечественной психотерапии, подробно описывающая психологический феномен в кругу врачебной практики, была издана в 1908 году.

От чего зависит эффективность внушения

Для внушения используются речевые и невербальные методы воздействия. Зачастую люди не осознают, что на них пытаются оказать воздействие, навязывать свои идеи и эмоции. Тех, кто может отследить тот момент, когда на него оказывают воздействие, немного.

Психологическое внушение может быть эффективным или не очень в зависимости от применяемых методов, а также факторов, касающихся личности человека, на которого направлено воздействие:

  • эмоциональной устойчивости;
  • настроенности на восприятие информации;
  • физического состояния;
  • имеющихся знаний и жизненного опыта.

Техники внушения базируются на готовности человека воспринимать передаваемую ему информацию без каких-либо логических объяснений, доказательств, научных фактов.

Внушению хорошо поддаются люди, которые:

  • боятся высказывать свою точку зрения;
  • стараются не выделяться, сливаются с толпой;
  • доверяют мнению других;
  • проявляют склонность к зависимым отношениям.

Тяжело внушаемые личности характеризуются:

  • активностью, инициативностью в делах, личной жизни;
  • глубокими знаниями в определенной области;
  • привычкой проверять факты и на их основании строить свое мнение;
  • независимой позицией.

Нелегко оказывать воздействие и на тех, кто проявляет особые черты характера:

  • высокомерие;
  • эгоцентризм;
  • эксцентричность;
  • угрюмость, некоммуникабельность.

Для эффективного внушения также необходимо, чтобы источник передаваемой информации был достаточно авторитетным. Способствуют встраиванию в психику идей и убеждений также:

  • эмоциональное, физическое истощение того, на кого оказывается воздействие;
  • категоричность преподносимой информации;
  • неожиданность;
  • многократное повторение;
  • эмоциональность и доля логичности в доводах суггестора.

Способствуют легкой внушаемости психические особенности человека. Так, люди, проявляющие психопатические черты, суеверные, зависимые (от наркотиков, алкоголя, имеющие другие мании) очень легко принимают информацию.

Снизить эффективность или сделать невозможным влияние на человека могут его внутренние барьеры:

  • склонность критически относиться к информации, проводить логический анализ провоцирует ее отторжение;
  • невосприятие информации на интуитивном уровне мешает ее интеграции в подсознание;
  • этические принципы не позволяют индивиду принять материал который противоречит им.

Опытные суггесторы для воздействия стараются не устранять барьеры, а подстраиваются под них. Так, если у объекта внушения интеллект ниже среднего, то воздействие подкрепляют негативными эмоциями. Для влияния на интеллектуально развитых людей применяется техника подстройки, которые задействуют позитивный эмоциональный заряд. Влияние на неуверенных, сомневающихся людей производится через доминирующую, властную позицию суггестора.

Приемы и методы убеждения

Подбирать метод убеждения в каждой конкретной ситуации нужно по обстоятельствам. Но зная основные приемы убеждения в психологии, вы сориентируетесь в том, когда к ним обращаться.

Наставление. Если убеждаемый (или их группа) настроены благожелательно к убеждающему, если у него сформировался авторитет, он наставляет слушателей, убеждая их вести себя определенным образом. В форме наставления начальник дает указания рабочей группе: «Сделайте это так-то… Мы добьемся того, что…». Так преподаватель, отойдя от темы занятия, говорит студентам о моральной стороне некоторого явления. Делает он это, опираясь на свой опыт и авторитет. Команды и приказы. К ним тоже прибегают, имея перед аудиторией авторитет. Важно, чтобы приказы исполнялись, а для этого убеждаемый не должен критически к ним относиться. Так, на просьбу собрать игрушки, исходящую от папы или от бабушки, малыш реагирует по-разному, если отец строг, а бабушка балует и проявляет мягкость. Совет. Если между людьми существует близость, доверие, применяется эта форма убеждения. Давать советы нужно уметь. Делайте это участливо, благожелательно. Намек. Его относят к методам косвенного убеждения, т.к. информация сообщается не напрямую, а в форме полушутки, приведении сравнения. Намек обращается не к мышлению человека, а к эмоциям. Прибегайте к этому приему убеждения, когда собеседник находится в игривом настроении. Косвенное одобрение. Если человек в общем действует в правильном направлении, используется этот прием. Его миссия – не дать свернуть с намеченного пути. Почему одобрение лишь косвенное? Если высказать его напрямую, оно походит на лесть, что отпугивает человека. Не всегда уместно с напором, пристально заглядывая в глаза собеседнику, говорить: «Вы такой молодец! Так вы добьетесь своего!». Убедительнее фраза: «Такой подход обычно дает хороший результат».


«Плацебо». Эффект плацебо известен в медицине. Больному доктор дает безобидное средство вроде аскорбинки и говорит, что это действенное лекарство, которое избавит от болезни. Человек верит в благоприятный исход лечения и действительно исцеляется. Используя этот прием, можно убедить собеседника в том, что он добьется желаемого. Дайте ребенку талисман, который может быть с ним на контрольной работе или важном спортивном соревновании. Скажите: «Пока эта вещь с тобой, ты сможешь добиться того, о чем мечтаешь, если приложишь усилия». Вот увидите, у вашего малыша все получится.

Эти приемы и методы знакомы каждому, в них нет ничего «эдакого», заковыристого. Но в искусстве убеждения есть и секреты, связываемые с именами трех известных в истории личностей.

Виды внушения

Специалисты выделяют два вида внушения. Вербальное (прямое, непрямое и явное) осуществляется при помощи слов, носит экспрессивный характер. В речевом воздействии большую роль играет интонация — через нее передается убедительность и ценность информации, авторитетность говорящего.

Невербальное внушение базируется на мимике, жестах. Воздействие осуществляется непосредственно на подсознательную часть психики.

Самовнушение

Психологическое воздействие на сознание человек может осуществить относительно себя самого. Так, самовнушением занимаются множество людей, когда произносят: “У меня все получится!”, “Я здоров!”, “Я добьюсь цели”. В приведенных примерах демонстрируется позитивный настрой личности и желание улучшить имеющуюся реальность. Проговаривая слова самовнушения, человек добавляет себе уверенности.

В случае, когда самовнушение носит негативную направленность, звучит: “Я не справлюсь”, “Я ничего не знаю”, “У меня ничего не получится”. Такие фразы свидетельство того, что человек недооценивает собственные возможности, не верит в положительное развитие событий.

Противопоставление

Этот вид психологического влияния работает “от обратного”. У человека, в сознание которого необходимо встроить какие-либо идеи или заставить действовать не так, как он согласен, противопоставление вызывает обратную реакцию. Например, если предлагаемое действие точно вызовет отторжение, то призыв к нему преподносят так, чтобы человек сам проявил инициативу и сделал нужное.

Так, считается, что непослушание подростков — это ответная реакция на ограничения со стороны родителей, воспитателей. Если дети знают, что им многое разрешено, но за свои поступки они несут ответственность, то ведут себя более дисциплинированно.

Эриксон рассматривал противопоставление, как феномен, базирующийся на биполярности речи и мышления. Он приводил такой пример: “Когда я говорю человеку о светлой стороне, он начинает вспоминать о темной.”

Авторитетное внушение

Влияние авторитетной личности на осознание легко внушаемых людей очень велико. Престиж, известность, статусность заставляют людей воспринимать суггестора, как источник истины.

Авторитетное внушение — один из способов, которые формируют установки личности, его мировоззрение. Авторитетное внушение происходит в семье при общении родителей с детьми, в школе, через каналы массовой информации. Оно подразумевает абсолютное некритичное принятие внушаемой информации. Способствует такому беспрепятственному впитыванию чужих идей недостаточная компетентность, чувство меньшей значимости, которое возникает у человека по отношению к авторитету.

Массовое внушение

Для воздействия на большую группу людей применяются методики, которые влияют непосредственно на их бессознательную часть психики. Достигается массовое внушение через использование разных интонаций голоса, особого ритма подаваемой информации, позы, жестикуляции суггестора. Массовое влияние не задействует части мозга, ответственные за критическое восприятие, анализ.

Согласно Фрейду, существует два типа коллективного внушения — то, которое оказывает лидер, и заражение — ему подвержены люди, попавшие в толпу. В общей массе человек (практически всегда) теряет собственную индивидуальность, гипнотическое воздействие большого коллектива меняет его поведение, влияет на эмоции, чувства, заставляет совершать стереотипные действия.

Участники большой группы начинают копировать поведение друг друга. Люди совершают поступки, которые для них не свойственны. В результате толпа становится одним большим организмом, у которого нет способности критически видеть ситуацию, принимать обдуманные решения. Направленность действий толпы определяет лидер.

Центр современных НЛП технологий

Центр современных НЛП-технологий — одно из самых уважаемых учебных заведений в своей области. Более 20 лет НЛП-центр успешно функционирует и предлагает свои услуги в сфере нейро-лингвистического программирования, а также эриксоновского гипноза. В центре современных НЛП-технологий вас ждут сертификационные курсы по всем возможным НЛП-дисциплинам: «НЛП-практик», «НЛП-мастер» и «НЛП-Тренер». Также центр регулярно проводит курс «Эриксоновский гипноз», по окончании которого студенты получают сертификаты международного образца. Такие сертификаты выдаются всем выпускникам центра, успешно прошедшим выбранный курс.

Почему мы рекомендуем учиться НЛП

именно у нас?

  • В процессе обучения наш НЛП-центр неизменно использует самые современные, новые НЛП-технологии;
  • Ведущие наших курсов — профессионалы, авторы книг по нейролингвистическому программированию и уникальных моделей НЛП
    ;
  • Колоссальный опыт работы наших тренеров позволяет сделать процесс обучения не только потрясающе эффективным, но и безумно интересным;
  • Обучение всегда охватывает всю необходимую информацию, которая предусмотрена полными программами Межрегиональной ассоциации центров НЛП
    ;
  • На занятиях учитываются все индивидуальные ожидания и запросы участников;
  • Практичность использования техник нейролингвистического программирования поставлена на курсах нашего НЛП-центра во главу угла. Лёгкость использования НЛП в повседневной жизни является главной задачей обучения.

Другие НЛП-центры

от нашего центра сильно отличает то, что программы
НЛП
и эриксоновского гипноза имеют ярко выраженный прикладной характер. Точнее выражаясь, наши НЛП-программы ориентированы на практическое реальное использование приобретённых знаний и навыков, а также на решение задач любой жизненной сферы: бизнес-задач, отношений личного характера, задач личностного роста. Не все НЛП-центры готовы предложить столь же прикладную направленность курсов.

Наш НЛП-центр даёт вам абсолютную гарантию того, что курсы содержат все необходимые и дополнительные элементы, предусмотренные программами Межрегиональной ассоциацией центров НЛП. Благодаря тому, что в нашем центре обучение НЛП

всегда проходит с использованием новейших НЛП-технологий, основанных на Конфаймент-моделировании, эффективность обучения именно в нашем центре на порядок выше, чем могут предложить другие
НЛП-центры
, а это позволяет студентам освоить гораздо больший объём материала, затратив на обучение существенно меньше времени.

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП

), ровно так же, как и огромное множество иных направлений, начинало свой путь к развитию с того, что искало возможности выяснить, каким образом успешные в чём-либо личности достигают этого успеха.
НЛП
основной своей задачей ставило выявление структуры успешности, наглядной структуры мастерства.
НЛП
имеет все основания считать, что если существует хотя бы один человек, умеющий делать что-то определённое, то и другой человек в состоянии научиться этому. Именно эту структуру опыта стремиться выделить
НЛП
, чтобы у человека появилась возможность обучить желаемому навыку себя и других. Это и есть главная задача
НЛП
. Причём
НЛП
стремится к тому, чтобы обучение это было поистине мастерским, таким, чтобы даже эксперты не смогли обнаружить разницу между тем, что сделано только что обученным студентом и профессиональным мастером.

Межрегиональную ассоциацию центров НЛП возглавляет её президент — Тимур Владимирович Гагин, который является тренером НЛП

международного класса, разработчиком принципиально новой технологии системного моделирования, автором многочисленных книг по
НЛП
, доктором психологии, профессором.

Абсолютно все ведущие НЛП курсов нашего центра имеют высшее образование (и часто не одно), колоссальный опыт, как индивидуального консультирования, так и ведения групповых занятий, плюс каждый обладает значительным опытом практического бизнеса и руководства. Прикладная ориентация НЛП-программ и программы эриксоновского гипноза нашего центра выгодно отличает его от тех услуг, что могут предложить иные НЛП-центры

. Программы предполагают разбор конкретных реальных задач, предложенных участниками курсов, и решение этих задач с использованием техник
НЛП
и эриксоновского гипноза. Задачи могут касаться любой жизненной сферы — личностного роста, бизнес-задач, саморазвития.

Для тех, кто хочет изучить сферу НЛП

более детально и с необычных ракурсов, наш НЛП-центр предлагает ряд специализированных авторских тренингов. Такие тренинги рекомендованы к посещению и тем, кто уже давно и успешно занимается НЛП или гипнозом, и тем, кто далёк от этой темы, но с удовольствием постигает новые для себя горизонты.

Словосочетание «нейро-лингвистическое программирование» (иногда употребляется без дефиса, что не является ошибкой), или сокращённо НЛП

образовано от английского «Neuro-linguistic programming» и представляет собой комплекс техник, моделей, и операционных принципов, которые возможно применять как развивающий подход личности, использующий моделирование эффективных мыслительных и поведенческих стратегий.

Мы предлагаем вам большой ассортимент книг, статей и реальных историй о приёмах нейро-лингвистического программирования и способах использования его в повседневной жизни.

Что касается Эриксоновского гипноза, то он основан на использовании естественной, присущей всем без исключения людям, способности погружаться в непроизвольный транс. Это состояние благотворно влияет на человека, ведь именно транс позволяет активно включиться в работу человеческому бессознательному и оказать помощь своему владельцу в достижении его целей. Правополушарные ресурсы ярче всего раскрываются в трансе, активизируется интуиция, способность к творчеству и решению разнообразных жизненных проблем, бизнес-задач.

В современном мире эриксоновский гипноз популярен сразу во многих сферах деятельности человека. Ведь эриксоновский гипноз — это универсальный инструмент, который каждый может использовать в силу своих потребностей. Самым популярным способом использования эриксоновского гипноза является самогипноз — иными словами, восстановление душевных и физических сил, избавление от боли и неприятных переживаний, приведение себя в хорошее расположение духа и т. д. Самым талантливым гипнотезёрам с опытом удаётся овладеть различными гипнотическими феноменами, как, например, изменение хода времени, открытие неведомых ранее резервов организма. Так или иначе, эриксоновский гипноз позволяет человеку научиться использовать те свои скрытые способности, которые ранее существовали только в его воображении.

Человек, виртуозно владеющий каким-либо мастерством (выступление перед аудиторией, вождение автомобиля, построение личной жизни, написание статей или рассказов, зарабатывание денег, лечение людей, рисование картин, сочинение музыки или что-то ещё) может обучить этому и других людей. Ведь если кто-то однажды сделал что-то, то другой человек может не только повторить, но и выполнить это столь же виртуозно, как и сам мастер.

Тем, кого интересует наиболее подробная информация о техниках и методиках НЛП, мы рекомендуем раздел нашего сайта «Статьи по НЛП». Обращаем ваше внимание на факт, что статьи лишь позволяют ознакомиться с некоторой теоретической информацией, но отнюдь не способны привить какие-либо устойчивые навыки. Вы не станете хорошим дзюдоистом без реального тренера и не сможете уверенно кататься на сноуборде, лишь прочитав книгу с инструкцией по этому виду спорта, только практические занятия нашего НЛП-центра позволят вам научиться настоящим НЛП навыкам и сделать это интересно, эффективно и легко.

Положительное и отрицательное внушение

От того, в каком ключе высказывается мысль, зависит характер внушения.

Отрицательное внушение высказывается с частицей “не”:

  • не обманывай;
  • не кури;
  • не пей;
  • не болей;
  • не будь таким…

Подобные фразы формируют отрицательное видение мира, себя самого. Они становятся основой для появления страхов, ограничений, недоверия к людям. Родители, учителя часто используют отрицательные внушения по отношению к детям, желая заставить отказаться их от каких-либо действий.

Позитивные внушения, наоборот, формируют позитивное мировоззрение, способствует укреплению веры в собственные силы и возможности. Звучат положительные внушения, как противоположность отрицательным:

  • будь смелым;
  • действуй;
  • учись;
  • говори правду.

Негативные внушения не дают нужного эффекта, действуют наоборот.

Дети не выполняют данную им установку, а делают то, что противоречит ей.

Этому есть несколько причин:

  1. детям не объясняется, почему именно они не должны выполнять определенное действие;
  2. нет альтернативы — известно, что делать нельзя, но неизвестно, что можно;
  3. фразы о неправильных действиях становятся дополнительным внушением.

Чтобы добиться нужного эффекта, стоит делать акцент на то, что нужно делать, стараться избегать фраз о том, чего делать не нужно. Так удается сфокусировать внимание на правильном.

Внушаемость у детей. Внушаемость

Внушаемость — степень восприимчивости к внушению , определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию.

Описание

Является индивидуальной особенностью личности, зависит от ряда характерологических особенностей (например, у истеричных лиц выше, чем у психастеников), от возраста (выше у детей), некоторых болезненных состояний (повышенная внушаемость типична для алкоголиков ).

Внушаемость зависит от психологического состояния личности в тот или иной момент, ее эмоциональности, степени усталости и т. п. В значительной мере взаимосвязана с конформностью , то есть с тенденцией подчинять свое поведение влиянию других людей (такое «групповое давление» больше обусловлено факторами социальными).

Различная степень внушаемости и ее характер определяют выбор психотерапевтических методик — гипнотерапии, рациональной психотерапии. Внушаемость относительно гипнотического воздействия — гипнабельность. Существуют специальные тесты суггестивности.

Тест С. Н. Астахова (1962)

Лёгкое надавливание на веки в области надбровных дуг после соответствующего воздействия у лиц с повышенной внушаемостью и гипнабельностью вызывает смыкание век.

Проба П. И. Буля (1955)

Обследуемому дают в руки подвешенный на нитке металлический груз, к которому то подносят, то убирают от него выпиленный из дерева подковоподобный, специально покрашенный «магнит».

Больному внушают, чтобы он обратил внимание на якобы имеющие место отклонения в положении груза под влиянием «магнита». У внушаемых лиц груз действительно начинает качаться в заданном направлении вследствие возникновения идеомоторных движений.

Роль внушения в образовании

В педагогике и образовательной сфере наиболее ярко проявляется роль внушения. Чтобы лучше понять, какие типы воздействия используются, рассмотрим несколько примеров.

Учитель — значимая фигура, занимающая ключевую роль в образовательном процессе. Если наставник пользуется уважением учеников, то он легко передает им свои знания, может внушать важные идеи, которые должны помочь детям чувствовать себя уверенно, принимать правильные для них решения.

Ученик в школе — личность, на которую направлено внушение. Он перенимает знания от учителей путем критического анализа материала, а также под влиянием внушения.

Ценность внушения

Внушение — инструмент, способствующий усвоению знаний, формированию мировоззрения и нравственной позиции личности. Внушение помогает привить детям привычку к заботе о здоровье, близких, природе, сформировать у них интерес к творчеству, науке.

Материальные инструменты внушения

Среда определяет сознание — эта фраза идеально подходит, чтобы пояснить влияние условий, в которых воспитываются дети, на их установки, видение мира. Красивые классы, удобные парты — материальные инструменты внушения идеи, что человек достоин комфортных условий.

Учебники являются источником авторитетного внушения. Стенды с биографиями ученых, исторических деятелей дают понимание, что человек может влиять на ход истории, добиваться успеха в своем деле.

Использование инструментов внушения

Для воспитания в детях способности к самоанализу, критическому мышлению, лидерских качеств необходимо правильно выбирать и дозировано использовать разные способы внушения. Эффективно работают положительное внушение и самовнушение, авторитетное и коллективное воздействие. Учителям стоит избегать отрицательных внушений, противопоставлений.

Внушение не должно быть единственным и постоянным инструментом учителя. Использование только этого метода воздействия формирует в детях чрезмерную покорность и неумение отстаивать свои интересы, точку зрения. Задача педагога — научить воспитанников самостоятельно изучать вопросы и делать собственные умозаключения.

Ирина Шербул

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]