Уровень IQ у человека – что это такое, как его измерить и можно ли повысить показатель


Что такое IQ

С английского аббревиатура IQ расшифровывается как intelligence quotient – коэффициент интеллекта – и произносится как “ай-кью”.

IQ – это количественная оценка умственных способностей человека, которая определяется с помощью специально подготовленных тестов.

Показатель не является постоянной величиной. Он может меняться с возрастом: увеличиваться у тех, кто занимается саморазвитием, спортом, получает полезные навыки, и снижаться у тех, кто решил запустить свою жизнь.

Кроме того, уровень IQ может иметь определенную динамику в зависимости от самочувствия человека.

Многие неверно понимают, что значит коэффициент интеллекта, полагая, что он отражает степень эрудированности и образованности человека. Это не совсем так. IQ позволяет оценить мыслительный потенциал:

  • наблюдательность;
  • логическое и аналитическое мышление;
  • умение обобщать предметы и сравнивать их между собой;
  • навыки решения пространственных, вербальных и арифметических задач;
  • способность применять те или иные возможности своего мозга.

Коэффициент показывает не сам уровень интеллекта, а лишь его соответствие норме аналогичного уровня либо отклонение от нее. В этом случае за норму берется среднестатистический человек, т. е. индивидуум того же или среднего возраста.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Если говорить простыми словами, то коэффициент IQ можно сравнить с ростом человека. В среднем рост женщин в России составляет 166–168 см, а у мужчин – 178 см. Если мы смотрим на прохожего, то сразу можем оценить, насколько он высок, т. е. выше среднего его рост или ниже.

При этом средний рост также не является постоянной величиной. Он может изменяться с эволюцией, условиями жизни и прочими факторами. С показателем IQ примерно то же самое.

Кстати! Новозеландский ученый и философ Джеймс Флинн выявил интересную закономерность: каждое десятилетие средний уровень IQ увеличивается на несколько пунктов.

Тест интеллекта Г. Айзенка

Этот тест очень популярен и пользуется успехом в психологии, так как у опросника существует 8 различных вариантов. Первые 5 тестов направлены на измерение общей оценки IQ. Следующие три выявляют вербальные, визуально-пространственные и математические особенности вашего интеллекта.

В этом тесте вы найдете словесные, арифметические и графические задания. Методики рассчитаны для людей от 18 до 56 лет и измеряют мыслительные процессы человека, а не уровень его знаний. В результате тестирования будет произведена количественная оценка от 0 до 160 б. К высоким показателям относятся 110-120 б. больше набирают только единицы, средний показатель 80-100 б, если у человека результат меньше 80, то необходимо приложить активные усилия для развития интеллектуальных способностей.

Кто придумал термин

В начале 20-го века во Франции ввели обязательное образование, из-за чего возникла необходимость отделить способных к обучению детей от тех, кто нуждался в определенной помощи и специальных школах.

По распоряжению правительства психолог Альфред Бине создал методику, которая позволила оценить интеллектуальные способности будущих учеников. Именно Бине считается тем, кто придумал термин IQ. Совместно со своим коллегой Теодором Симоном он начал проводить эксперименты, изучая память, мышление и внимание детей в возрасте от 3 до 12 лет.

Первая редакция оценочной шкалы была опубликована в 1905 году и получила название “Шкала Бине – Симона”.

Чуть позже немецкий психолог и философ Уильям Штерн предложил более точную формулу вычисления коэффициента интеллекта. Так в 1912 году впервые появился термин IQ.

Позже система вычисления неоднократно изменялась. В 1916 году шкала попала в США, где была раскритикована и доработана Стэнфордским университетом, после чего она обрела свое устойчивое название “Шкала Стэнфорд – Бине”. Последняя пятая редакция была опубликована уже в 2003 году.

Психологическая диагностика.

Психологическая диагностика – область психологии, разрабатывающая проблемы конструирования, проверки и применения методик изучения и испытания психологических и психофизиологических различий. К последним относятся как межгрупповые и межиндивидуальные различия, охватывающие возрастные, групповые и присущие лишь данному субъекту особенности, так и внутрииндивидуальные различия, связанные с изменением состояний субъекта, обусловленным динамикой внешних и внутренних факторов (эмоциональные состояния, бодрствование и сон, утомление и др.)[2].

Групповые и индивидуальные различия привлекали внимание мыслителей и практиков задолго до возникновения психологической диагностики как научной дисциплины. Со временем назрела потребность в методиках объективной констатации индивидуальных различий, особенно в сфере образования и воспитания, в связи с необходимостью располагать обоснованными критериями для распознавания и оценки аномалий у детей.

В середине XIX в. предназначенную для этой цели методику предложил французский врач Э. Сеген. Эта проблема не утратила актуальности и разрабатывается в дефектологии. При работе с нормальными детьми психологическая диагностика призвана решать 4 главные задачи[3]:

1) изучение возрастных особенностей с целью совершенствования дозировки и распределения программного материала для школьников и различных по сложности заданий для профессионалов;

2) выявление групповых (национальных, социальных и региональных) и свойственных собственно субъекту особенностей психики в целях осуществления индивидуального подхода учителя к учащимся и оказания им помощи в выработке оптимального индивидуального стиля деятельности;

3) выявление интересов, склонностей, способностей и психофизиологических особенностей учащихся с целью профориентации;

4) предоставление информации о состоянии и изменении психики учащихся, динамике их работоспособности при оценке эффективности психолого-педагогических мероприятий, например, при введении новых приёмов и методов учебно-воспитательной работы, изменениях условий труда, проверка пригодности учебников, пособий, а также при оценке деятельности школы, учителей и пр.

В современной психодиагностики можно выделить 4 вида методик: тесты, опросники и анкеты, методики проективной техники, психофизиологические методики[4].

Методики поступают в обращение лишь после того, как они прошли процедуру стандартизации и получены удовлетворительные показатели их надёжности и валидности. Стандартизация предусматривает определение процедуры проведения методики и обработки полученных результатов, выдачу информации о примерном разбросе получаемых величин, точке отсчёта и мерах сравнения; всё это должно обеспечить идентичность проведения методики и сопоставления результатов, полученных при работе с разными выборками.

Показатель надёжности свидетельствует о внутреннем единстве методики и об устойчивости, стабильности получаемых с её помощью данных. Показатель валидности говорит о пригодности методики для практического применения, он отражает уровень совпадения между результатами, полученными при помощи данной методики, и объективными суждениями об эффективности учебной или профессиональной деятельности испытуемых, если, разумеется, есть основания считать, что методика выявляет именно те индивидуальные особенности, которые актуализируются в деятельности.

Широко используемая диагностическая методика – психологические тесты. В результате выполнения заданий теста обнаруживается, какими обобщёнными сформировавшимися умениями, произвольно актуализируемыми умственными действиями владеет к моменту тестирования испытуемый; обычно это умения и умственные действия, существенные для того или иного вида учебной или профессиональной деятельности, напр. умение устанавливать логические связи между понятиями или предметами, мысленно оперировать предметами или их изображениями в пространстве, разбираться во взаимосвязях деталей технических устройств и др.

О том, как представлены у испытуемого тестируемые особенности, судят по числу правильно выполненных им заданий, что может интерпретироваться и как диапазон обобщённости умения, и как степень его развития. Тест не даёт информации о том, как шёл процесс развития, насколько близок испытуемый к возможному пределу, обусловленному природными задатками. В тестировании всегда обнаруживается влияние культурной среды испытуемого, полученного им образования. Тесты должны раскрыть, насколько подготовлен испытуемый к определённой деятельности, к расширению диапазона обобщённости своих умений, к приобретению новых умений.

Однако информация, которую они дают, оперативна, и, как показывают исследования, при благоприятных для испытуемого условиях результаты тестирования могут сильно измениться. Это накладывает существенные ограничения на интерпретацию результатов тестирования.

С начала 50-х гг. получают распространение всевозможные анкеты и опросники; разница между теми и другими не всегда очевидна. Анкеты более всего обращены к получению фактической информации о респондентах (от лат. respondere – отвечать): сколько времени затрачивается на чтение художественной литературы, сколько раз бывает респондент в кино и пр.

В опросниках же ставятся вопросы, обращённые к пониманию и истолкованию явлений своего поведения, своей психики: испытывает ли респондент смущение при беседах с лицами другого пола и т. п. Одна из главных причин их популярности состоит в том, что современная жизнь показала, какое большое значение имеют некоторые индивидуальные особенности психики, не затрагиваемые тестами, например, ценностные ориентации, мотивы, черты темперамента.

Общепризнано, что метод, уровень опросников и анкет ниже, чем тестов. Их вопросы носят явную печать гипотез автора методики. Одни предлагают вопросы, выявляющие патологические особенности психики, например, Миннесотский многофакторный личностный опросник (по англ, аббревиатуре – MMPI), другие предлагают вопросы, вытекающие из их собственной концепции темперамента, личности.

Методики анкет и опросников провоцируют респондентов на то, чтобы предстать в фальсифицированном облике, например, в улучшенном (эффект фасада), исходя при этом из своего понимания «социальной желательности» некоторых особенностей психики.

Методики этого вида чаще применяются при массовых обследованиях, в этих случаях повышается вероятность того, что в большинстве ответов выделяются наиб, типичные. Конструирование, обработка и проверка анкет и опросников представляет ещё далеко не решённую проблему.

Методики проективной техники имеют своей целью диагностировать такие особенности индивидуальной психики, которые не затрагиваются ни тестами, ни опросниками, – это неосознанные или не полностью осознанные мотивы и установки, аффективные конфликты, доминирующие потребности, психич. состояния и т. п.

Испытуемому предъявляется стимульный материал в виде неопределённых изображений, незаконченных высказываний, картинок с изображением конфликтных ситуаций. Испытуемого побуждают как-то высказаться по поводу увиденного. Предполагается, что в его высказывания будут проецироваться те особенности психики, для диагностирования которых создана эта методика. Типичным образцом её может считаться набор чернильных пятен Роршаха.

Некоторые психологи находят, что проективная техника в большей степени диагностирует внутрииндивидуальные изменения психики, смены психических состояний, а не межиндивидуальные различия. Авторы рассмотренных видов методик черпают материал для их конструирования, а равно и подходят к его интерпретации, ориентируясь на формы культурной жизни определённой социальной общности[5]. Для лиц, сформировавшихся в других культурных условиях, этот материал может оказаться чуждым и непонятным, а интерпретация их ответов неадекватной. В результате некоторых детей, в тои числе учащихся, могут причислить к малоодарённым, хотя тест вообще не даёт на это полномочий. На самом же деле эти «малоодарённые» зачастую просто не понимают ни заданий, ни вопросов.

С середины 60-х гг. в школах стали применять психофизиологические методики, диагностирующие проявления свойств нервной системы. Эти методики в большинстве случаев требуют специальных лабораторных экспериментов и специально подготовленных экспериментаторов. Свойства нервной системы, проявления которых фиксируются методиками, подлежат особому рассмотрению.

В 70-80-х гг. в ряде стран получило распространение новое направление в диагностике умственного развития – критериально-ориентированное тестирование (КОРТ). В России разрабатывается его оригинальный психологический вариант. В его методиках испытуемым предлагаются задания, в которых даны в различных логических отношениях понятия, термины, ситуации, взятые из материалов учебных программ.

Степень выполнения заданий интерпретируется как показатель умственного развития; выявленные в процессе тестирования недочёты и пробелы подлежат коррекции; содержание коррекционных программ прямо выводится из содержания выполненных и невыполненных заданий. В реализации КОРТ сложились два вида критериев. Первый – социально-психологический норматив – совокупность обществ, требований к умственному развитию, представленная в учебных программах. Второй – требования к умственному развитию, обеспечивающему успешное выполнение т. н. ключевых заданий, т. е. заданий, в которых репрезентирована внутренне завершённая область какого-либо учебного предмета.

Одной из ближайших задач психодиагностики нужно считать переход на диагностирование с помощью компьютеров, создающее условия для наиболее, полной тождественности диагностирования разных выборок, его обработки и истолкования.

Как измеряется

Для измерения уровня IQ существует множество различных тестов. Все они есть в открытом доступе в интернете. Чуть позже я дам ссылку на один из них.

Есть два варианта тестирования на интеллект:

  • для детей 10–12 лет;
  • для взрослых и детей старше 12 лет.

Средняя продолжительность прохождения – 30 минут. Число вопросов и заданий может варьироваться от 30 до 100.

Как правило, тестирование состоит из двух частей:

  1. Методической. Она разработана авторитетными специалистами и опубликована в соответствующих изданиях. Включает перечень вопросов и шкалу с пояснениями.
  2. Программной. Составляется на основе выбранной методики, но имеет отличную от других логику и оформление.

Система подсчета везде одинаковая, но из-за определенных локальных различий результаты тестов могут отличаться на 10–15 пунктов.

Методика определения уровня развития детей 6-9 лет.

Цель: исследование уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.

Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания:

I субтест — исследование способностей отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, а также оценка запаса знаний испытуемого;II субтест — исследование способностей обобщения и отвлечения, а также выделения существенных признаков предметов и явлений;III субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;IV субтест — выявление умения обобщать.

Порядок проведения: Задания читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок ребенка и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.

Текст методики

I. Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».

а) У сапога есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица). б) В теплых краях обитает… (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень), в) В году… (24, 3, 12, 4, 7) месяцев. г) Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март). д) Самая большая птица… (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова). в) Розы — это… (фрукты, овощи, цветы, дерево). ж) Сова всегда спит… (ночью, утром, днем, вечером), з) Вода всегда… (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная). и) У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, тень). к) Город России… (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

II. Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо исключить».

а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. б) Река, озеро, море, мост, болото. в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса. д) Тополь, береза, орешник, липа, осина. е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат. ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей. з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение. к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

III. Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева. Например: лес / деревья = библиотека / сад, двор, город, театр, книги бежать / кричать = стоять / молчать, ползать, шуметь, звать, плакать Значит нужно установить, во-первых, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.»

а) огурец / овощ = георгин/ сорняк, роса, садик, цветок, земля б) учитель / ученик = врач / койка, больные, палата, термометр в) огород / морковь = сад / забор,яблоня,колодец, скамейка, цветы г) цветок / ваза = птица / клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья д) перчатка / рука = сапог / чулки, подошва, кожа, нога, щетка е) темный / светлый = мокрый / солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный ж)часы / время = термометр / стекло, температура, кровать, больной, врач з) машина / мотор = лодка / река, моряк, болото, парус, волна и)стул / деревянный = игла / острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная к) стол / скатерть = пол / мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

IV. Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например: Брюки, платье… — одежда. Придумай название к каждой паре»:a) Метла, лопата… б) Окунь, карась… в) Лето, зима… г) Огурец, помидор… д) Сирень, шиповник. е) Шкаф, диван… ж) День, ночь… з) Слон, муравей… и) Июнь, июль… к) Дерево, цветок…

Правильные ответы: I субтест: а) подошва б) верблюд в) 12 г) февраль д) страус е) цветы ж) днем з) жидкая и)корень к) Москва

II субтест а) фасоль б) мост в) песок г) Москва д) орешник е) указка ж) Нестеров з) лебедь и) число к) вкусный

III субтест з) георгин / цветок б) врач / больной в) сад / яблоня г) птица / гнездо д) сапог / нога е) мокрый / сухой ж) термометр / температура з) лодка / парус и) игла / стальная к) пол / ковер

IVсубтест а) рабочие инструменты б) рыба в) время года г) овощ д) куст е) мебель ж) время суток з) животное и) месяцы лета к) растения

Обработка результатов

I субтест: Если ответ на первое задание правильный, задаётся вопрос «почему не шнурок?» При правильном объяснении решение оценивается в 1 балл, при неправильном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку оказывается помощь — ему предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание ребенком слова «всегда», что важно для решения 6 из 10 заданий того же субтеста. При решении последующих заданий I субтеста уточняющие вопросы не задаются.

II субтест: Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При ответах на 7, 9,10-е (ж, и, к) задания дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих заданий. При ответе на 7-е (ж) задание II субтеста дополнительный вопрос также не задается, так как эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает это задание, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».

III субтест: За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.

IV субтест: При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении III и IV субтестов уточняющие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение каждого субтеста, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, — 40 (100% оценки успешности). Кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение заданий при второй попытке (после стимулирующей помощи).

Интерпретация.

Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый. Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле: ОУ = х • 100% / 40 где х — сумма баллов, полученных испытуемым. На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были определены следующие уровни успешности нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР: 4-й уровень успешности — 32 балла и более (80—100% ОУ), 3-й уровень — 31,5—26 баллов (79,0—65%), 2-й уровень — 25,5—20 баллов (64,9—50%), 1-й уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже).

Методика определения умственного развития нормальных и аномальных детей (7-9 лет)

(Замбацявичене Э. Ф. К разработке стандартизированной методики

для определения уровня умственного развития нормальных

и аномальных детей

(на основе методик структуры интеллекта Р. Амтхауэра)

– Дефектология. С. 28-33.)

Описание методики

Методика состоит из 4-х субтестов, предназначенных для детей 7-9 лет, включает в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.

В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.

Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методики, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов и явлений.

Третий субтест – задания на умозаключения по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо установить логические связи и отношения между понятиями.

Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (ребенок должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящее в каждое задание субтеста).

Перед предъявлением контрольных заданий к каждому субтесту необходимо давать по 2-3 тренировочных упражнения, которые позволили довести детей к полному пониманию предлагаемых заданий.

1 субтест

1. У сапога есть Шнурок, пряжа, подошва, ремешки, пуговица 1,9
2. В теплых краях обитает Медведь, олень, волк, верблюд, тюлень 2,8
3. В году 24, 3, 12, 4, 7 месяцев 2,7
4. Месяц зимы Сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март 2,3
5. В России не живет Соловей, аист, синица, страус, скворец 2,6
6. Отец старше своего сына Часто, всегда, иногда, редко, никогда 2,2
7. Время суток Год, месяц, неделя, день, понедельник 2,8
8. Вода всегда Прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная 3,4
9. У дерева есть Листья, цветы, плоды, корень, тень 2,8
10. Город России Париж, Москва, Лондон, Варшава, София 2,6

2 субтест

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка 2,6
2. Река, озеро, море, мост, болото 2,3
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата 2,7
4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса 2,6
5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник 2,4
6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат 2,5
7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей 2,3
8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк 2,5
9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение 3,0
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный 2,7

3 субтест

1. 2,0
овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля
2. Учитель 2,4
ученик забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка
3. Огород 2,2
морковь очки, больные, палата, больной, термометр
4. Цветок 2,6
ваза клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
5. Перчатка 2.4
рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка
6. Темный 2,1
светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
7. Часы 2,5
время стекло, температура, кровать, больной, врач
8. Машина 2,2
мотор река, моряк, болото, парус, волна
9. Стул 2,2
деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
10. Стол 2,2
скатерть мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

4 субтест

1. Метла, лопата…. 2,6
2. Окунь, карась… 3.0
3. Лето, зима… 2,1
4. Огурец. Помидор… 2,2
5. Сирень, шиповник… 2,6
6. Шкаф, диван… 3,0
7. День, ночь, 2.8
8. Слон, муравей… 2,2
9. Июнь, июль… 2,4
10. Дерево, цветок… 2,2

От чего зависит

Психологи и ученые неоднократно проводили исследования, пытаясь найти взаимосвязь между тем, каким должен быть уровень интеллекта, и различными данными человека:

  • наследственностью;
  • физиологическими параметрами;
  • полом;
  • расовой принадлежностью;
  • окружающей средой, воспитанием.

Некоторые исследователи даже связывали IQ с музыкальными пристрастиями. Так, по мнению британских ученых, коэффициент интеллекта выше у поклонников классической музыки и тяжелого рока. Самый низкий уровень IQ у людей, предпочитающих R’n’B и хип-хоп.

В действительности ни одно из исследований так и не дало оснований полагать, что тот или иной фактор оказывает существенное влияние на IQ человека. Любые различия, связанные с полом, расой или другими параметрами, можно объяснить погрешностями, эмоциональным и физическим состоянием человека во время проведения тестирования и даже временем суток.

В то же время принято считать, что у детей одаренных родителей больше шансов на высокие показатели интеллекта. Кроме того, чем более благополучна среда проживания ребенка, тем более высокий коэффициент интеллекта он сможет продемонстрировать в будущем.

На IQ влияет и возраст человека. Как правило, к 26 годам интеллект достигает своего пика, а затем постепенно начинает снижаться.

Цикл разведки, ориентированный на цель

Цикл разведки, ориентированный на цель
Этот подход, известный как Найти-Исправить-Завершить-Эксплуатировать-Оценить

(
F3EA
),[1] является дополнением к информационному циклу и сосредоточен на самом вмешательстве, если объект оценки четко идентифицируется и существуют положения, позволяющие предпринять какую-либо форму вмешательства против этого субъекта, может использоваться подход оценки, ориентированный на цель.

Определяется предмет для действий или цель, и первоначально предпринимаются усилия для найти

цель для дальнейшего развития. Эта деятельность позволит определить, где вмешательство против цели будет иметь наиболее положительный эффект.

Когда принято решение о вмешательстве, предпринимаются действия, чтобы исправить

цель, подтверждая, что вмешательство будет иметь высокую вероятность успеха и ограничивая способность цели предпринимать независимые действия.

Вовремя Конец

Этап, вмешательство выполнено, потенциально арест или задержание или размещение других методов сбора.

После вмешательства эксплуатация

цели, что может привести к дальнейшему совершенствованию процесса для связанных целей. Результаты этапа эксплуатации также будут переданы в другие виды деятельности по оценке разведывательных данных.

Тесты для определения уровня интеллекта

Есть множество различных тестов, определяющих уровень интеллекта человека. Самыми популярными являются программы Айзенка, Равена, Амтхауэра, Векслера.

Поскольку авторы не придерживаются единых стандартов в оценке результатов, итоговые значения могут отличаться.

Пройти тест на IQ можно совершенно бесплатно на сайте iq-tests.ru.

Более подробно о тестах на IQ вы можете прочитать на нашем блоге.

07.03.2021

237

15 лучших онлайн-тестов на IQ на русском языке

Приветствую, друзья! Сегодня мы с вами поговорим о коэффициенте интеллекта….

Значение результатов

Как мы уже выяснили, показатель IQ позволяет сравнить уровень интеллекта со среднестатистическим значением. Поэтому шкала Стэнфорд – Бине разработана таким образом, что цифра 100 означает средний коэффициент человека.

Шкалу можно представить в виде четырех отрезков:

  1. С 70 до 85 пунктов.
  2. С 85 до 100.
  3. Со 100 до 115.
  4. Со 115 до 130.

Предполагается, что в данных промежутках находится около 95 % населения планеты. Таким образом, показатели между 70 и 130 пунктами являются нормой.

Значение выше 130 пунктов традиционно считается высоким и классифицируется как гениальность. Цифра ниже 70 – умственная недостаточность.

Интересно! Самый высокий уровень IQ был выявлен у австралийского математика Теренса Тао. Показатель его интеллекта – 230 баллов.

Есть источники, которые дают более мелкую градацию, описывая показатель интеллекта до 180 пунктов и выше, а также в диапазоне 1–24. Более общепринятой считается следующая шкала:

  • 140 и выше – обладатели выдающихся творческих способностей, изобретатели, ученые;
  • 131–140 баллов – высокий показатель, присущий всего трем процентам населения;
  • 111–130 баллов – выше среднего;
  • 91–110 баллов – считается хорошим или средним уровнем интеллекта, позволяющим добиться определенных высот;
  • 81–90 баллов – ниже среднего;
  • 20–70 баллов означают различную степень проблем в умственном развитии.

Более подробно уровни значений IQ и их расшифровка описаны в другой статье нашего блога.

Оценка интеллекта

Наибольшей популярностью пользуется так называемый «коэффициент интеллектуальности», сокращенно обозначаемый IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы. Можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его ровесников. Например, календарный возраст – 8 лет, а умственные способности ближе к шестилетней группе, таков, следовательно, и его «умственный» возраст. В дальнейшем на основе расчетов соотношения умственного и хронологического возраста и был выведен показатель, названный коэффициентом интеллектуальности (IQ); Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, самые низкие могут приближаться к 0, а самые высокие – 200. Стандартное (т.е. среднее для всех групп) отклонение – 16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего человека IQ находится между 84 и 100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателями от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (68%) и считается людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 16% в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом IQ от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способностями (IQ от 116 до 180).

Психологи и психиатры используют термин «олигофрения» («малоумие»), под которым обозначают врожденную или приобретенную в раннем детстве (до 3-летнего возраста) недоразвитость интеллекта. Врожденное слабоумие (олигофрению) следует отличать от приобретенного, которое называют деменцией.

Врожденное слабоумие затрудняет возможность больным детям нормально адаптироваться в обществе, что приводит к очевидной для всех интеллектуальной неполноценности. Олигофрены отличаются недоразвитостью самых сложных, филогенетически молодых функций психики, мышления и речи, при сохранности эволюционно более древних функций и инстинктов. Олигофрения прежде всего проявляется в слабости абстрактного мышления, неспособности к обобщению, к отвлеченным ассоциациям. У олигофренов в интеллекте преобладают сугубо конкретные связи, поэтому его критические возможности снижены, ассоциативно-логическая память остается малоразвитой.

Этиология (причина) олигофрении во многом остается неясной, в 90% случаев умственной отсталости ее объяснить не удается. Во многих странах используется термин «умственная отсталость», сокращенно УО. В качестве основного диагностического показателя умственной отсталости и используется коэффициент интеллектуальности. По международным стандартам (они сейчас носят «щадящий» характер) при IQ<50-70 имеет место легкая умственная отсталость, при IQ<50 – средней тяжести; при IQ<35 – резко выраженная.

Самая тяжелая форма слабоумия – идиотия, характеризуется IQ=20, речь и мышление практически не формируются, преобладают эмоциональные реакции. Средняя степень называется имбецильностью (IQ=20-50). Словарный запас имбецилов до 300 слов, они обучаемы, неплохо ориентируются в привычной житейской обстановке. У них большая внушаемость, склонность к слепому подражанию. Имбецилы нуждаются в опеке, хотя многие стремятся к самостоятельной жизни, любят жениться, выходить замуж, находя партнеров среди себе подобных.

Дебильностью называют легкую степень слабоумия (IQ<75%), которую трудно отличить от психики на нижней границе нормы. Поведение дебилов достаточно адекватно и самостоятельно, речь развита. Поэтому дебильность замечается не сразу, а обычно в процессе начального обучения. В подростковом возрасте, когда дебилизм особенно проявляется, обнаруживаются дефекты в абстрактном мышлении. Дебилами все понимается буквально, переносный смысл пословиц, метафор не улавливается. Лица, страдающие дебильностью, овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теоретических им не дается.

Степень дебилизации нигде официально не превышает 3,5%. Но многие сомневаются в этой цифре, так как ни одна страна не заинтересована в ее точности. По многим регионам нет вообще никаких данных, а специализированные исследования (в школах, армии, службах занятости) дают данные на порядок выше. Поэтому в ряде стран (только в Восточной Азии этой проблемы нет) решено вслед за США, где дебилизм является национальной трагедией, признать его легкие формы нормой и максимально сократить в общедоступных школах долю обязательного учебного материала, требующего способностей к абстрактному мышлению.

Наибольшей популярностью пользуется так называемый «коэффициент интеллектуальности», сокращенно обозначаемый IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы. Можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его ровесников. Например, календарный возраст – 8 лет, а умственные способности ближе к шестилетней группе, таков, следовательно, и его «умственный» возраст. В дальнейшем на основе расчетов соотношения умственного и хронологического возраста и был выведен показатель, названный коэффициентом интеллектуальности (IQ); Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, самые низкие могут приближаться к 0, а самые высокие – 200. Стандартное (т.е. среднее для всех групп) отклонение – 16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего человека IQ находится между 84 и 100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателями от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (68%) и считается людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 16% в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом IQ от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способностями (IQ от 116 до 180).

Психологи и психиатры используют термин «олигофрения» («малоумие»), под которым обозначают врожденную или приобретенную в раннем детстве (до 3-летнего возраста) недоразвитость интеллекта. Врожденное слабоумие (олигофрению) следует отличать от приобретенного, которое называют деменцией.

Врожденное слабоумие затрудняет возможность больным детям нормально адаптироваться в обществе, что приводит к очевидной для всех интеллектуальной неполноценности. Олигофрены отличаются недоразвитостью самых сложных, филогенетически молодых функций психики, мышления и речи, при сохранности эволюционно более древних функций и инстинктов. Олигофрения прежде всего проявляется в слабости абстрактного мышления, неспособности к обобщению, к отвлеченным ассоциациям. У олигофренов в интеллекте преобладают сугубо конкретные связи, поэтому его критические возможности снижены, ассоциативно-логическая память остается малоразвитой.

Этиология (причина) олигофрении во многом остается неясной, в 90% случаев умственной отсталости ее объяснить не удается. Во многих странах используется термин «умственная отсталость», сокращенно УО. В качестве основного диагностического показателя умственной отсталости и используется коэффициент интеллектуальности. По международным стандартам (они сейчас носят «щадящий» характер) при IQ<50-70 имеет место легкая умственная отсталость, при IQ<50 – средней тяжести; при IQ<35 – резко выраженная.

Самая тяжелая форма слабоумия – идиотия, характеризуется IQ=20, речь и мышление практически не формируются, преобладают эмоциональные реакции. Средняя степень называется имбецильностью (IQ=20-50). Словарный запас имбецилов до 300 слов, они обучаемы, неплохо ориентируются в привычной житейской обстановке. У них большая внушаемость, склонность к слепому подражанию. Имбецилы нуждаются в опеке, хотя многие стремятся к самостоятельной жизни, любят жениться, выходить замуж, находя партнеров среди себе подобных.

Дебильностью называют легкую степень слабоумия (IQ<75%), которую трудно отличить от психики на нижней границе нормы. Поведение дебилов достаточно адекватно и самостоятельно, речь развита. Поэтому дебильность замечается не сразу, а обычно в процессе начального обучения. В подростковом возрасте, когда дебилизм особенно проявляется, обнаруживаются дефекты в абстрактном мышлении. Дебилами все понимается буквально, переносный смысл пословиц, метафор не улавливается. Лица, страдающие дебильностью, овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теоретических им не дается.

Степень дебилизации нигде официально не превышает 3,5%. Но многие сомневаются в этой цифре, так как ни одна страна не заинтересована в ее точности. По многим регионам нет вообще никаких данных, а специализированные исследования (в школах, армии, службах занятости) дают данные на порядок выше. Поэтому в ряде стран (только в Восточной Азии этой проблемы нет) решено вслед за США, где дебилизм является национальной трагедией, признать его легкие формы нормой и максимально сократить в общедоступных школах долю обязательного учебного материала, требующего способностей к абстрактному мышлению.

О чем не говорят баллы

Хотела бы подчеркнуть, что результат, полученный в ходе прохождения теста на измерение интеллекта, не является абсолютно объективной оценкой умственных способностей человека. Еще ни одна методика не научилась учитывать все индивидуальные факторы, способные оказать влияние на итоговое значение.

Вспомним известного гения-аутиста Кима Пика, чей IQ был всего 87 баллов. Вместе с тем он с полутора лет умел читать и уже в 7 лет знал наизусть Библию, изобрел технику быстрого чтения и мог за 8 секунд преодолеть книжный разворот.

Коэффициент интеллекта не отражает:

  • уровень эрудированности,
  • профессионализм,
  • образованность,
  • целеустремленность,
  • трудолюбие,
  • решительность,
  • талант,
  • общественную ценность,
  • эффективность,
  • жизненную мудрость,
  • моральную устойчивость,
  • чувство юмора и пр.

Тест прогрессивные матрицы Дж. Равена

Данный тест определяет уровень логического мышления с помощью абстрактного материала. Тест можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой форме. Есть детский (8-14 лет) и взрослый (14-65 лет) вариант теста.

В тест входит 60 таблиц, которые разделены на 5 серий и в каждой по 12 заданий. Сложность заданий постепенно возрастает, а на выполнение каждого дается всего 20 минут. В конце прохождения теста вы узнаете уровень своего интеллекта. Методика используется в исследовательских целях, в образовательных учреждениях, на работе и клинических заведениях.

Как повысить уровень интеллекта

Тесты на IQ определяют то, какое мышление наиболее развито: математическое, вербальное, логическое, образное. А по тому, какое из них менее развито, можно установить направление, в котором следует совершенствоваться.

Повысить личную интеллектуальную планку помогут следующие методы:

  • решение логических задач;
  • игра в шахматы, покер и другие интеллектуальные игры;
  • разгадывание кроссвордов;
  • чтение художественных книг;
  • изучение точных наук;
  • освоение иностранных языков.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]