Общее понятие воли
Определение 1
Воля — представляет собой процесс сознательного регулирования человеком проявлений своего поведения и деятельности, которое выражается в способности человека преодолевать возникающие внутренние и внешние трудности, совершая при этом целенаправленные действия и поступки.
Процессы регуляции поведения и деятельности человека могут проходить на трех уровнях:
- сенсорно перцептивном уровне;
- произвольном уровне;
- волевом уровне.
Структура
Волевое действие может быть простым (человек сразу видит возможный краткий путь к цели и двигается в этом направлении) и сложным (цель приводит к борьбе мотивов).
Структура сложного волевого действия:
- Осознание итоговой задачи (цели) и желание ее достичь.
- Анализ и осознание возможностей достичь цели.
- Появление подтверждающих или отрицающих эту возможность стимулов.
- Противостояние мотивов и выбор.
- Принятие одного варианта решения (из числа возможных).
- Претворение плана в реальности.
- Преодоление внешних барьеров и достижение цели.
Характеристика уровней регуляции поведения человека
Для сенсорно перцептивного уровня характерна ситуация, в которой образы, которые регулируют движения и действия, управляют поведением человека не зависимо от его желаний и являются непроизвольными.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Произвольный уровень характеризуется осуществлением действий, которые регулируются сознательно, предполагают осознанное намерение, планомерность осуществления и контроль за результатами действия. На данном уровне действия осуществляются самим объектом по определенному им мотиву, не нуждаются в осуществлении волевой регуляции в связи с тем, что компоненты личности остаются не включенными в процесс осуществления действия.
Процесс волевой регуляции начинается в том момент, когда человек встречает на пути осуществления своей деятельности препятствия, внешние трудности (время, пространство, физические свойства вещей) или внутренние трудности (отрицательное отношение, усталость, стресс)
Таким образом можно сделать вывод о том, что волевая регуляция — это подключение к существующим непосредственным мотивам личностно значимых ля личности. Чаще всего это нравственные мотивы. Чем более у человека преобладают нравственные мотивы, тем легче ему осуществлять определенные волевые действия.
Что нужно знать о воле
Недостаток воли является самым высоким барьером, который не позволяет человеку измениться. Проблема в том, что ее нужно применять на ежедневной основе, а не время от времени, чтобы привить себе хорошую привычку или сломать плохую. Все наши серьезные цели и планы рушатся именно из-за неспособности управлять волей.
С волей тесно связано понятие отложенного удовольствия. Говоря простыми словами, это способность концентрироваться на долгосрочной цели с тем, чтобы не замечать мгновенное удовольствие, которое может помешать планам. Неделя интенсивных тренировок в спортзале не будет иметь значения, если мы проведем бурные выходные, во время которых будем питаться исключительно пиццей и выпивать.
Воля является ограниченным ресурсом. Если мы пытаемся измениться, например, прекратить поступать импульсивно, то уже к вечеру можем испытывать подавленность и фрустрацию. Это грозит возвращением старой привычки. Однако следует учесть два момента. Первый: волю можно тренировать – и таким образом мы сможем проявлять ее намного дольше в течение дня. Второй: волю можно растрачивать впустую, если заниматься не тем, чем нужно.
Так как воля ограниченный ресурс, то нужно планировать день таким образом, чтобы не расточать ее попусту. Например, избегать мест, которые могут запускать триггер плохой привычки.
Высокий уровень воли практически всегда означает высокую самооценку (ведь нам есть чем гордиться), умение сопротивляться соблазнам в виде алкоголя, сигарет и переедания, улучшение психического и физического здоровья.
Истощенная сила воли делает человека импульсивным. Это значит, что если вы почувствовали, что воля находится на нуле, нужно сделать все возможное для того, чтобы убрать соблазны с глаз долой.
Если вы убедились в исключительной важности развития воли, давайте посмотрим, как именно это можно сделать. Помните, что вам предстоит долгий путь, возможно длиною в жизнь.
1
Развивайте моральные качества
Исследователь Курт Грей, доктор психологии в Гарварде, объясняет этот эффект самоисполняющимся пророчеством: «Окружающие считают высокоморальных людей более волевыми и дисциплинированными, умеющими пребывать в дискомфорте, не теряя головы».
Исследователь уверен, что Ганди или мать Тереза, скорее всего, не родились волевыми людьми, а стали таковыми, пытаясь помочь другим. Он вводит понятие «нравственной трансформации», поскольку предполагает, что моральные поступки способны превращать людей из ленивых и прокрастинирующих в волевых.
2
Не тратьте волю попусту
Если очень «постараться», можно уже к полудню истощить свою волю полностью, что скажется катастрофически на оставшемся дне и тех важных решениях, которые вы так и не сможете принять.
Например, вы поставили целью изменить свой характер, как это делал Франклин: выделять по одной-две недели на одно качество. Это длинный марафон, поэтому нужно многое предусмотреть.
Заранее примите не очень важные решения, которые обычно «высасывают» из вас энергию. На ближайшие месяцы составьте меню и придерживайтесь его. Купите одинаковые рубашки, брюки и обувь, чтобы не тратить ментальные ресурсы на то, чтобы постоянно думать о том, что надеть и обуть. Здесь и сейчас нужно принять только те решения, которые касаются вашего характера. Об остальных побеспокойтесь заранее.
Те же советы касаются и других сфер жизни: похудения, избавления от вредных привычек, достижения уровня Advanced в изучении английского и многого другого. Примите все не слишком важные решения заранее и фокусируйтесь только на самых ценных. Не распыляйте свою волю.
3
Проведите сеанс саморефлексии
Для этого вам понадобится дневник. Запишите все действия, которые выполняете бессознательно (они стали привычными), но от каких хотите избавиться. Например:
- Во время работы я постоянно отвлекаюсь на новостные сайты.
- Во время чтения я люблю отвлекаться на свой телефон.
- Во время разговора я фокусируюсь на том, что хочу сказать, а не на словах собеседника.
Если составите список хотя бы из десяти пунктов, это уже можно будет назвать хорошим сеансом саморефлексии. А теперь выберите две самые разрушительные привычки.
Запишите из каких последовательных действий состоят эти нежелательные привычки. Под действиями стоит понимать также мысли и связанные с ними эмоции. К примеру, если во время разговора с человеком вы склонны не слушать его, отмечайте, какие мысли или убеждения появляются в вашей голове. Вероятно, именно они и не позволяют концентрироваться на продуктивном диалоге. Изучите природу этих мыслей.
Подумайте над тем, как можно пресечь данное поведение. Помните, что вы можете быть осознанными в каждом своем действии. Речь идет о привычке, главное – распознать последовательность шагов.
На протяжении следующего месяца полностью контролируйте эти две привычки.
4
Останавливайтесь на три секунды
Наша жизнь – это километровая цепь привычек. Некоторые из них помогают, другие мешают.
На протяжении всего дня останавливайтесь в процессе какой-либо деятельности (конечно, если не ведете машину) и задумывайтесь, на какой стадии какой привычки сейчас находитесь. Если речь идет о потреблении плохой пищи, то даже приятные мысли о кока-коле – это уже часть привычки. Задумайтесь на три секунды: к чему приведет эта мысль? Разумеется, к накручиванию: «без колы я буду несчастным человеком, а с колой буду самым счастливым человеком на планете». После чего пойдете и купите ее. Вспоминайте дальше: после того, как вы выпили эту газировку, как себя чувствуете? А через полчаса? Можно выявить, что на самом деле вы обманывали себя, стали жертвой рекламы и привычки.
Пытайтесь осознавать себя в течение трех секунд как можно чаще на протяжении дня. При помощи этого метода можно избавиться от непреодолимого желания критиковать, злиться и обижаться. Как только «три секунды» станут привычкой, вы уже не будете истощать свою волю данным упражнением (оно станет выполняться автоматически) и сможете изменяться, побуждать себя к работе или пресекать нежелательные действия намного быстрее и эффективнее.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Формирование полезных привычек
- Как пересмотреть свои успехи за последние шесть месяцев
- Преодоление негативного поведения
- Все о привычках +Марафон!
- Теория умственных действий Гальперина
- Стратегия для преодоления плохих привычек
- Психические процессы: виды и краткая характеристика
- Сферы личности
- Что такое реализация намерения
- Волевые качества личности
Ключевые слова:1Психорегуляция, 4Психорегуляция
Основные функции воли
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Виды психических процессов: воля 470 ₽ Реферат Виды психических процессов: воля 250 ₽ Контрольная работа Виды психических процессов: воля 250 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Воля как психический процесс выполняет четыре основные функции. Рассмотрим их более подробно:
- Первой функцией является побудительная и направляющая функция, которая направлена на достижение поставленной человеком цели в процессе преодоления трудностей. Для волевой активности в процессе осуществления данной функции характерна надситуативность, которая выражается выходом за пределы исходных целей и требований сложившейся ситуации.
- Вторая функция — которая находит свое проявление в сдерживании человеком какой – либо нежелательной активности, мотивов и действий, которые не соответствуют имеющимся у личности мировоззрению, идеалам и убеждениям.
- Третьей функцией воли является регулирующая функция, которая находит свое выражение в осознанной и преднамеренной регуляции осуществляемых действий, психических процессов и поведенческих реакций.
- Четвертая функция – развивающая, характеризуется тем, что процесс волевой регуляции направлен на совершенствование личностью своего поведения, деятельности, на изменение и развитие собственной личности.
Волевые качества личности
В процессе реализации воли и работы над уничтожением/коррекцией препятствий человек как бы работает на развитие у себя определенных качеств, напрямую связанных с волевым актом.
Первая ступень:
- целеустремленность (осознанное и активное стремление добиться желаемого, путем воплощения определенных действий);
- инициативность (стремление к активной деятельности);
- самостоятельность (установка человека, при которой он пропускает наставления посторонних людей через внутренний фильтр, отказываясь действовать согласно советам, претящим личным установкам);
- выдержка (контроль над собственными мыслями и действиями, с целью преодоления факторов, мешающих достижению цели).
Вторая ступень:
- решительность (способность к быстрому принятию и дальнейшему воплощению твердых решений);
- смелость (навык перебарывать страх и рисковать ради потенциального положительного результата).
Третья ступень:
- энергичность (способность личности мобилизовать все свои ресурсы для получения результата по личному желанию);
- настойчивость (способность личности к постоянному поддержанию сил для беспрерывной работы над достижением поставленной цели);
- организованность (умение распланировать деятельность, чтобы упорядочить ее)
- дисциплинированность (способность приводить свое поведение в тот вид, который соответствует общим нормам и нюансам ведения дела)
- самоконтроль (способность игнорировать сиюминутные порывы, идущие вразрез с поставленной целью и способность подчинять свое внутренние порывы).
Свойства и закономерности волевых процессов
Воля, как психический процесс обладает определенными качествами:
- силой;
- устойчивостью;
- широтой.
Рассмотрим их более подробно:
Сила воли – это степень возбуждения волевого усилия.
Устойчивость воли — это устойчивость и постоянство проявления в определенных повторяющихся ситуациях.
Широта воли — это имеющееся у человека определенное количество видов деятельности, осуществление которых требует проявления волевых усилий.
Процесс осуществления волевых усилий неразрывно связан с процессом развития личности и находит свое проявление в ее качествах и свойствах. Выделяют три блока волевых качеств личности:
- морально-волевые качества, которые включают в себя такие качества как ответственность, обязательность, инициативность, дисциплинированность;
- эмоционально-волевые качества, включающие в себя целеустремленность, выдержку, терпение, спокойствие;
- собственно волевые качества, среди которых необходимо отметить смелость, мужество, решительность и настойчивость.
Виды в таблице
Самые распространенные виды (проявления):
- мужество (проявление волевых качеств в условиях экстремальной ситуации);
- дисциплина (проявление волевых качеств в том случае, когда эмоциональное и физическое состояние препятствуют достижению цели);
- решительность (способность принимать сложные и ответственные решения без посторонней помощи, игнорируя при этом препятствия);
- терпение (мобилизация волевых качеств в условиях длительного напряжения или стагнации);
- вера в собственные силы (уверенность в собственном успехе даже перед лицом трудностей).
Современная наука подразделяет волю на три доминирующих в психике вида.
Вид | Значение |
Свободная или духовная воля | Присущая верующим людям черта. Волевое действие, при котором человек руководствуясь высшими целями (верой) принимает сложное решение. |
Естественная воля | Способность делать простые выборы, мыслить, приводить свое поведение в соответствии с личными принципами и т.д. |
Вынужденная воля | Способность соблюдать определенную поведенческую стратегию в вынужденном режиме, в качестве ответа на сложные жизненные обстоятельства. |
Трактовка понятия в философии и психологии
С древних времен философов и психологов волновали вопросы воли и свободы выбора. Они рассматривались под многочисленными углами и трактовались абсолютно по-разному. Например, исследования воли в психологии вел еще Шопенгауэр. Он выявил рациональную природу воли, но отнес ее к самым потаенным уголкам души. В это период времени считалось, что она представляет собой силу, которая связывает человека и обязывает его к совершению тех или иных поступков. Поэтому, чтобы иметь надежду на счастливую и свободную жизнь, личность должна была избавиться от пут воли.
Хотелось бы отметить, что в психологи выделяют три главных сферы человеческой деятельности:
- эмоциональную;
- интеллектуальную;
- волевую.
Специалисты считают, что последняя сфера изучена менее всего, и часто именно ее преподносят в искаженном варианте. К примеру, психологи в Советском Союзе, давая определение функции воли и самому понятию, утверждали, что ее можно понимать как довление общественных целей и интересов над индивидуальными. Примечательно, что при такой трактовке индивидуальные ценности, сформированные волевой природой, становились всего лишь совокупностью принятых ценностных ориентиров общества в целом. Подобный подход вырастил несколько поколений граждан, чья воля полностью и безоговорочно была подчинена общественным и государственным интересам.
Примечательно, что до сих пор философы ведут диспуты о свободе воли. Одни авторы трудов придерживаются идей детерминзма. Их смысл в нескольких словах можно выразить в отсутствии свободы воли в принципе. То есть человек не может самостоятельно выбирать тот или иной путь, исходя из собственных убеждений и моральных устоев. Другая группа философов продвигает теорию индетерминизма. Представители данного течения приводят доказательную базу идей свободы воли. Они утверждают, что каждая личность от рождения свободна и в подобном контексте воля только способствует развитию и движению вперед.
В психологии существуют определенные характеристики, через которые определяют волю:
- качества личности – целеустремленность, настойчивость, самообладание и так далее;
- умение регулировать психические и поведенческие реакции;
- волевые действия, имеющие ряд четких признаков – преодоление моральных и других видов препятствий, осознанность и тому подобное.
Конечно, все вышеперечисленное не дает точного определения структуре воли и функции. Однако в целом становится понятен механизм ее действия в тех или иных условиях. В следующих разделах статьи мы более подробно рассмотрим волю, ее основные признаки и функции.
Признаки волевого действия
Мы уже говорили, что воля – это основной аспект всей деятельности человека. Она незаметно проникает во все сферы жизни и подчас подчиняет их себе. У данного процесса существует три основных признака, объясняющие, что воля и волевые процессы и функции воли – это тесно взаимосвязанные понятия:
- Обеспечение целью любой деятельности человека, а также упорядочивание жизни. Волевые действия способны изменить мир вокруг той или иной личности, подчинив его определенным целям.
- Способность контролировать себя с помощью воли дает человеку свободу. Ведь в этом случае внешние обстоятельства не могут оказывать решающее влияние и личность превращается в активного субъекта, имеющего возможность принимать сознательные решения.
- Осознанное преодоление преград на пути к цели активизирует все волевые процессы. Ведь при столкновении с трудностями только сам человек может решить, стоит ли ему продолжать движение вперед или пришла пора остановиться. Воля дает ему толчок для принятия решения.
Стоит отметить, что проявляется описываемая нами психическая функция в различных свойствах человеческой личности. О них стоит рассказать более подробно.
Как возникла воля
Структура волевого акта совершенствовалась и вырабатывалась в процессах развития общества и истории. Она была необходима для трудовой деятельности. Самые разные волевые качества возникали, когда люди боролись за свое существование, прикладывали силы для выживания, сдерживали себя, чтобы стать частью общества. И чем важнее цели ставил перед собой человек, тем больше сил он прикладывал для ее реализации, тем быстрее совершенствовалась воля как качество психики. Только осознавая себя и свои действия, человек способен достичь желаемого результата.
Понятие воли. Теории, функции, структура волевого акта.
Контрольная работа на тему
: «Понятие воли. Теории, функции, структура
волевого акта»
План:
- Понятие воли. Теории, функции, структура волевого акта.
- Развитие волевого поведения человека.
- Значение волевой активности личности (руководителя, предпринимателя).
- Список использованной литературы.
- Понятие воли. Теории, функции, структура волевого акта.
Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, человек не спешит выполнить его. Например, многие проснувшись утром и понимая, что надо вставать, не сразу делают это и нежатся в постели хоть несколько минут. Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностью психики как воля.
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Человек не только отражает действительность в своих ощущениях, восприятиях, представлениях и понятиях, он еще и действует, изменяя окружающую его среду в связи со своими потребностями, намерениями и интересами. Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.
Теории воли:
Волюнтаризм (теория):
течение в психологии и философии, признающее волю особой, над природной силой, лежащей в основе психики и бытия в целом. В психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определяющие все другие психические процессы и явления. Присущая человеку способность к самостоятельному принятию решений, выбору целей и способов ее достижения, выражающие его личностные установки, убеждения и ценности – волюнтаризм истолковывает как эффект действия стоящей над этими актами особой иррациональной духовной сущности (воли).
Теория Л.М. Веккера: автор считает, волевое регулирование начинается тогда, когда на человека действует двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоциональной, нравственной и общей социальной ценности.
Функции волевого акта:
Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.
1. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.
2. Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.
3. Это группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это — ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность.
По мнению В.А.Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.
Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы. Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи.
Структура волевого акта:
Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.
К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие. В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:
1. Характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.
2. Характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.
3. Связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.
4. Исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.
Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения. Значение объективного содержания в определении волевого акта сказывается очень ярко на отрицательных явлениях: внушения, негативизма и упрямства.
О внушении говорят там, где решение субъекта определяется другим лицом, независимо от того, насколько объективно обоснование такого решения. При внушении воздействие, идущее от другого лица, определяет решение независимо от того, что оно означает по существу. При внушении, другими словами, происходит автоматический перенос решения с одного лица на другое, устраняющий элементы подлинного волевого акта – принятия решения на основании взвешиваемых мотивов. Негативизмпроявляется в немотивированном волевом противодействии всему тому, что исходит от других. За негативизмом скрывается не сила, а слабость воли, когда субъект не в состоянии сохранить по отношению к желаниям окружающих достаточной внутренней свободы, чтобы взвесить их по существу и на этом основании принять их или отвергнуть. Как при внушаемости субъект принимает, так при негативизме он отвергает, безотносительно к объективному содержанию, обосновывающему решение. При упрямстве субъект упорствует в своем решении только потому, что это решение исходит от него. Упрямство от настойчивости отличается своей объективной необоснованностью. Решение при упрямстве носит формальный характер, поскольку оно совершается безотносительно к существу или объективному содержанию принятого решения.
- Развитие волевого поведения человека.
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — «обретение человека» контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции. Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне — речевой регуляции и только затем — в плане внутри — речевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным волевым качествам.
Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли. Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей. Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.
Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей, — это, прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.
Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и характерные качества сильной воли. Крайняя степень слабоволия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, к примеру, абулия и апраксия. Абулия—
это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его. Апраксия
—
сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое поражением мозговых структур. Если поражение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга — наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта.
Абулия и апраксия — сравнительно редкие явления, присущие людям с тяжелым расстройством психики. Наиболее типичным проявлением слабой воли является лень — стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Примечательно, что многие люди, во всех других случаях менее склонные признаваться в каких-либо недостатках, весьма легко признают за собой этот дефект. Лень—
свидетельство бессилия и вялости человека, его неприспособленности к жизни, безразличия к общему делу. Ленивый человек обычно обладает внешней локализацией контроля и потому безответствен. Лень, а также другие проявления слабости — трусость, нерешительность, несдержанность и т. д. являются серьезными дефектами развития личности, их преодоление требует серьезной воспитательной работы, и прежде всего организации самовоспитания.
К числу важнейших условий формирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, правильного распорядка всей жизни человека. Наблюдения над слабовольными людьми показывают, что, как правило, они не умеют организовать не свою работу, не свой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят до конца. Волевой человек — хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятельность, он не торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуется собранностью и целеустремленностью.
- Значение волевой активности личности (руководителя, предпринимателя).
В процессе познания действительности человек по-разному относится к объектам и явлениям окружающего мира. К некоторым он испытывает симпатию, чему-то радуется, о чем-то печалится, а чего-то боится. Эмоции, таким образом, входят в процесс познания человека как специфический вид субъективного отражения действительности. Но эмоции становятся предметом внимания человека, прежде всего тогда, когда в чем-то ему препятствуют. Стремясь все более эффективно контролировать окружающий мир, человек не хочет мириться с тем, что в нем самом может существовать нечто такое, что сводит на нет прилагаемые усилия, мешает осуществлению его намерений. А когда верх берут эмоции, то очень часто все происходит именно так.
Воля направляет или сдерживает активность человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований как проблемной ситуации, так и специфических, социальных требований той или иной социальной группы. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений и действий, осуществляемых по собственным решениям человека, но не отвечающих его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желания человека, связанного с постановкой проблем свободы воли.
Сейчас в новых условиях жизнедеятельности особое значение приобретают волевые качества руководителя:
1. упорство в работе;
2. настойчивость и целеустремленность;
3. воспитание потребности доводить начатое до конца.
Важной основой работоспособности делового человека является деятельное, хорошее настроение. Мощный интеллектуальный и эмоциональный потенциал — это колоссальный фактор здоровья. Любовь к своему делу дает руководителю новые импульсы работоспособности. Важное значение для работоспособности и здоровья имеет положительное эмоциональное состояние. Чтобы сохранить творческую активность, руководитель должен жить и работать в атмосфере доброжелательности.
В профессиональной деятельности роль воли, в целом, и волевых качеств, в частности, очень значительна, так как в процессе труда часто возникают внешние и внутренние трудности, без преодоления которых деятельность не может быть успешной. Вместе с тем необходимо признать, что значение тех или иных волевых качеств, таких как целеустремленность, решительность, инициативность и самостоятельность, настойчивость и упорство, самообладание и выдержка, неравнозначно для разных профессий. Роль и значение того или иного волевого качества определяется характером деятельности, особенностями профессиональной среды, специфическими трудностями.
Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности, с лучшей стороны характеризуют личность человека. Перечень подобных волевых качеств очень велик: 1. Мужество — это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Мужество проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения. 2. Настойчивость — волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней. 3.
Решительность
— это индивидуальное качество воли, связанное со способностью и умением самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности. У решительного человека начавшаяся борьба мотивов вскоре завершается принятием и исполнением решения. Проявление решительности — это не всегда мгновенное, но всегда своевременное решение, принятое со знанием дела, с учетом обстоятельств. Скоропалительные решения зачастую свидетельствуют не столько о решительности, сколько о желании человека избавиться от внутреннего напряжения и обсуждения мотивов, что скорее свидетельствует о слабости, а не о силе воли. С другой стороны, постоянное оттягивание принятия или исполнения решения, откладывание его “в долгий ящик” говорит, в свою очередь, о неразвитости воли. 4. Самостоятельность — волевое свойство личности, проявляющееся в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Противоположным самостоятельности качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.
Воля не только стимулирует активность человека, направленную на преодоление трудностей, но и тормозит ее проявление, когда это необходимо для достижения цели. Благодаря побудительной и тормозной функциям воля дает возможность человеку регулировать свою деятельность и поведение в самых сложных условиях. Эти функции воли направлены на преодоление внешних и внутренних препятствий и требуют от человека напряжения всех душевных и физических сил. Когда состояние напряжения, направленное на осуществление побудительной и тормозной функции воли, проявляется повсеместно, оно закрепляется и становится волевым свойством или качеством личности.
Руководитель — лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения, подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и др.) активность.
Основные качества руководителя:
- Интеллект. Он должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности.
- Существенной является способность к решению сложных и абстрактных проблем;
- Инициатива и деловая активность. Предполагает наличие мотива к действию, самостоятельность и находчивость;
- Уверенность в себе, связанная с высокой самооценкой компетентности и высоким уровнем притязаний;
- Так называемый «фактор геликоптера», или способность подниматься над частностями и воспринимать ситуацию в более широком контексте.
В управленческой деятельности необходимо соблюдать следующие правила:
1) обеспечивать условия для успеха деятельности работника, но не облегчать существенно ему задания;
2) активизировать самостоятельную деятельность работника, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать его веру в свои способность преодолевать трудности;
3) объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые руководитель предъявляет работнику, и предоставлять возможность работнику самостоятельно принимать решения в разумных пределах.
Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.
Список использованной литературы:
- Ильин, Е. П. Психология воли — СПб.: Питер, 2000.
- Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции — М., 1998.
- Немов Р.С. Психология — М., 1998 год.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — СПб., 1999 год.