В русскоязычном интернете не принято молча проходить мимо. Его пылкие и неравнодушные обитатели с радостью объяснят любому эксперту «как правильно» и выскажут свое мнение по каждой теме, будь то уместно (редко) или нет (обычно).
Такую активность принято считать критикой, что неверно. Психолог и автор знаменитого (но не настолько, как хотелось бы) мануала «Как правильно критиковать» Екатерина Сигитова приводит определение критики.
Цель критики — помочь её объекту в том, чтобы улучшить себя или своё творение, стимулировать на развитие
Критика – анализ, оценка и разбор какого-либо произведения, явления или продукта (и даже человека), с указанием возможностей улучшения. Цель критики — помочь её объекту в том, чтобы улучшить себя или своё творение, стимулировать на развитие. Правильная критика вызывает хорошие чувства и положительно мотивирует, потому что объект критики понимает: он не один, ему помогают, за качество его работы переживают из позиции «плечом к плечу».
Вот, например, что критикой не является:
Примитивная негативная оценка
.
Что за бред; отстой; чушь полнейшая.
Неуместные сообщения о себе
.
Мне не подходит; у меня не получилось; для меня неприменимо.
Переход на личности
. Обвинения, оскорбления.
Агрессия
. Хамство, сарказм, пассивно-агрессивные конструкции.
Обесценивание
.
Это бессмысленно, вот же вы сколько времени потратили зря; вот людям делать нечего.
Такие сообщения могут больно ударить по человеку с низкой самооценкой. Кстати, мы уже писали, как укрепить самооценку.
Как же критиковать с пользой и заботой? Вот правила конструктивной критики
У критики должна быть позитивная цель
Конструктивная критика направлена на то, чтобы устранить проблему, которая мешает вам или окружающим, или помочь критикуемому делать что-то лучше. Например, научиться печь вкусные булочки. То есть не для того, чтобы продемонстрировать всем, какие вкусные булочки получаются у вас и какие невкусные у других и почему их нельзя подпускать к духовке. Или напомнить, как долго и тяжело вы учились готовить хорошее тесто, но вы всё равно справились. Иначе говоря, не для усиления чувства собственной важности или разрядки, а, чтобы поменять ситуацию к лучшему. Для этого прежде чем критиковать, составьте для себя цели конкретного разговора и убедитесь, что вы знаете намерения и методы критикуемого, — иначе не получится составить объективное мнение о его работе и критика как минимум не принесет пользы, а то и навредит.
Объясняйте причину критики
Критика ради критики бесполезна.
Расскажите, почему вы критикуете и чего хотите от человека. Без этого он не будет знать вашу истинную причину и обязательно её сам себе придумает.
Нет | Да |
«Ты безалаберная, опять потеряла ключи от дома» | «Ты снова потеряла ключи от дома. Ключи могут найти и нас обокрасть. Придётся менять замок. А это стоит денег, опять непредвиденные расходы.» |
Используйте «технику сэндвича»
Критикуйте в нейтральном или положительном тоне. Сарказм или ирония, которыми часто окрашивают замечания, непродуктивны — так самоутверждаются, а не решают проблемы. Часто конструктивные замечания перемежаются с насмешками. Это задевает чувства критикуемого, и весь отзыв обесценивается.
Для продуктивного диалога проще всего использовать так называемую технику сэндвича. Суть её в том, что любой критический отзыв строится по такой схеме: похвала, критика, похвала. Для российского менталитета, с его боязнью перехвалить такой способ может показаться слащавым или даже лицемерным, но он действительно помогает избежать фрустрации, которая возникает при постоянной критике.
Не бойтесь перехвалить. Говорить иногда человеку, что вы в него верите, тоже полезно — позитивный фидбэк заряжает и помогает работать качественнее. Только не нужно бездумно «поливать мёдом»: повторённое в сотый раз «всё отлично, но…» будет звучать фальшиво, так что отметьте реальные достоинства конкретной работы — так собеседник поймёт, что вы на самом уделили ей внимание и оценили.
Когда уместно критикование
Высказывать свое мнение по поводу работы или действий человека стоит, если вы желаете помочь ему, а не оскорбить или обидеть. Если личность размещает в сеть результат своей деятельности или представляет ее перед коллегами, ей следует заранее подготовиться к замечаниям, внимательно их выслушать и поблагодарить за оказанную помощь. Критикующему при оценивании какого-либо предмета или деятельности необходимо определить, является ли он целевой аудиторией, имеет ли он право оценивать эту работу, так как есть вероятность, что выявленные им недостатки вовсе будут незначительными и ни на что не повлияют.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Критиковать допускается тем людям, которые впоследствии станут взаимодействовать с оппонентом и иметь дело с его недоработанными ошибками.
Главная черта всех суждений – уместность мнения и понимание того, что оно принесет критикуемому пользу, а не обидит его. Такого поведения следует придерживаться, комментируя внешность личности. Глупо предполагать, что она сразу же запишется к стилисту, только потому, что про это ей сказали. Критика должна быть там, где без нее может случиться полный провал.
По одной проблеме за раз
Накапливать претензии – контрконструктивно. Чаще всего так бывает, когда одна сторона не хочет решать проблемы по мере их поступления, но в конце концов не выдерживает их критической массы и выдаёт все махом — ещё и с негативными эмоциями. Терпеть, полагаясь на понимание другого человека, вредно — потому что, пока он не получит обратной связи, то и не поймёт, что что-то неправильно, и будет действовать, как и прежде.
Принцип одной проблемы за раз позволяет не только убрать возможное напряжение, но и двигаться дальше быстро и комфортно. Такой подход пригодится и в личных отношениях: не вспоминайте прошлые ошибки, как исправленные, так и не исправленные. Это переносит разговор из рациональной плоскости на эмоциональную, вызывает чувство безысходности (прошедшего не изменишь) и просто злит.
Необходимые условия для грамотного общения
Давайте вместе рассмотрим обязательные принципы конструктивного диалога, которые помогут вам прийти к нужному решению, позволят не тратить время впустую, научать слышать партнера и приведут к успеху.
Временные рамки. Самое важное в решение проблемы — это ее своевременность. Часто люди прибегают к разговорам о прошлом: ты вчера не сделал уроки; почему ты на прошлой неделе не позвонил мне; это должно было быть готово еще позавчера
Такие запросы не ведут к решению проблемы, они призывают человека к оправданиям, заставляют врать и выкручиваться.
Запомните — прошлое изменить нельзя. Совершенный поступок вчера навсегда там и останется. Вы можете влиять на настоящее и будущее. Поэтому и запросы должны относиться к этим временам.
Разговор о прошлом будет актуален в том случае, если вы разбираете ошибки для их устранения в будущем. Чтобы ваш ребенок делал уроки вовремя, необходимо понять с какой он столкнулся проблемой. Он не понимает задание, у него не осталось времени из-за других занятий, он просто забыл про задание. И здесь вы вместе решаете, как помочь чаду избежать подобной истории на будущее.
Неправильный выбор собеседника.
Жена жалуется мужу, что их ребенок опять разбил горшок с цветком. Муж молча слушает, но не предлагает никаких вариантов, потому что его, мягко говоря, этот вопрос вообще не волнует. В таком случае женщина поступает деструктивно.
Ей следовало бы обратиться к самому ребенку, который является непосредственным участником ее жалобы. Именно с ребенком она может найти решение для проблемы.
Подчиненные постоянно обсуждают между собой решения руководства. Нет кухонного уголка, чтобы пообедать; зарплату могли бы поделить на две части; неудобные кресла в офисе и так далее. С такими вопросами более конструктивно будет обратиться именно к руководству, с конкретным предложением.
Использование фактов.
Как часто в разговоре мы слышим подобные фразы: потому что я так сказала; так будет правильно; ты ничего не смыслишь в этом вопросе. Это лишь пустые фразы, не несущие под собой никакой аргументации. Человек не всегда умеет правильно использовать имеющиеся факты.
Почему лучше ребенка отдать в этот садик, а не в эту группу? Потому что я так считаю, отвечает жена. А что она под этим подразумевает совершенно непонятно. Садик находится ближе к дому и мы не будет тратить много времени на дорогу? В этом учреждение более квалифицированные воспитатели? Лучшее питание?
Решаем проблему, а не меняем собеседника.
В психологии существует такой феномен, как попытка изменить окружающих под себя. От этого необходимо стараться избавиться как можно раньше. Если вы однажды поймете, что изменить другого человека вам не под силу, то вы моментально избавитесь от огромного количества проблем.
Перед вами стоит конкретная задача. Ребенок не выполняет домашнюю работу. Вам надо не ребенка ломать и перевоспитывать, а добиться решения проблемы. Если ему самому тяжело, значит, надо помочь. Если у него не хватает времени, значит, переделать его расписание дополнительных занятий. Решайте проблему, а не меняйте собеседника.
Предлагаю вам список современных книг , которые отлично помогут расширить ваши познания в области конструктивного общения.
Как часто вы сталкиваетесь с деструктивным поведением собеседника? Почему люди не слышать друг друга? Как этого можно избежать? К каким способам прибегаете вы, чтобы перевести разговор в конструктивное русло?
Учитесь разговаривать правильно!
Общение с людьми занимает важное место в нашей жизни. Без него не были бы возможны любовные и семейные отношения, дружба, работа, бизнес
Как правило, люди, которые владеют мастерством конструктивного общения, добиваются больших успехов в личной и профессиональной жизни. Но как научиться конструктивно общаться? Что вообще означает понятие «конструктивный разговор»? Ответы на эти и другие вопросы вы сможете найти в нашей статье.
Говорите конкретно и не переходите на личности
Легко отделаться общими словами, замечаниями к орфографии или загадочным «мдааа». Такая реакция совсем не требует размышлений, бесполезна и говорит лишь о том, что «критик» ищет внимания и готов его получить даже ценой унижения другого человека. Конструктивная критика – это четкий и понятный отзыв по определенным аспектам работы с указаниями, что именно не так и почему.
Кроме того, никогда не следует из-за одной ошибки (а за такую часто принимают расхождения в мнениях) навешивать на человека ярлык дилетанта. И даже если вы заметили элементарные ошибки или другие объективные недочёты, это не повод забраковать работу целиком и тем более не значит, что работник профан и неуч.
Основные различия этих двух разновидностей
Конструктивные суждения способствуют саморазвитию, а деструктивные – разрушают стремления и наносят душевные раны. Главная черта обоснованной критики – предоставление ценных советов для исправления ошибок и улучшения деятельности.
Негативные упреки строятся на оскорблениях, агрессии, такие оценщики не несут ответственность за свои слова, которые ранят и снижают самооценку. Если вы столкнулись с таким индивидом, постарайтесь избежать общения с ним, так вы сохраните свое спокойствие, и ваша уверенность не пострадает.
Действия, которые не относятся к объективному суждению:
Совершенства не существует
Все мы – живые люди, которые обладают чувствами и огорчаются, когда этими чувствами пренебрегают. Разумеется, для эффективной коммуникации нужен не только правильный посыл, но и адекватная реакция, но помните, что адекватная реакция на хамство и оскорбления – игнорирование или ответные оскорбления.
Забота в сочетании с правками и уместными замечаниями даёт великолепный результат: кроме идей, как сделать работу лучше, человек понимает, что к нему относятся не как к функции, а действительно ценят и берегут (вспомните технику сэндвича). Признание собственных оплошностей способно сделать даже тяжёлый разговор человечным: вы продемонстрируете, что не считаете себя единственным правым и что ошибки — неотъемлемая, полезная часть рабочего процесса и случаются они со всеми.
Помните – любое, даже по вашему мнению простое задание разным людям даётся по-разному. Например: человек, который никогда не составлял объявление, может указать в нем ненужную информацию, а нужную – не указать. Но это не значит, что новичок в принципе не способен это сделать, — просто ему нужно время на обучение. Показывая, что вы понимаете, из-за чего работник или партнёр тушуется в новом для него деле, вы получаете кредит доверия и показываете, что ваша цель — помочь, а не уязвить.
Почему мы так болезненно относимся к критикованию
Множество проведенных исследований пришли к выводу, что похвала положительно влияет на результат, а вот разного рода замечания – негативно. На упреки мы реагирует острее и запоминаем их быстрее, чем комплименты. Одна из причин такого явления – эволюция. В эволюционный период мы научились оперативно давать реакцию на негативные раздражители. В дикой среде такие сигналы предвещают о смертельной опасности, поэтому необходимо резко откликаться на них, чтобы выжить. Сейчас все изменилось, но на неприятности мы реагируем также – эмоционально и сильно.
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Следующая причина, почему нас переполняют эмоции, когда нас кто-то критикует, – новый опыт. Мы отрицательно относимся к непривычным для нас раздражителям.
Не критикуйте на публике
Публичная критика – всегда деструктивная критика (если речь, конечно, не идет о публичных вопросах). Нагоняй на публике – частый страх человека любой культуры. Особенно, если выволочку проводит человек, которому нельзя возразить (например, начальник). Именно так появляется подавленная агрессия, которая мешает принимать во внимание даже правки по делу. Да, скорее всего работник или партнёр молча перенесет такую критику и не станет возмущаться, но доверять вам он точно больше не станет.
Если вы уже утратили доверие важного для вас человека,
прочитайте о том, как его вернуть.
Для качественной работы важен здоровый эмоциональный климат, так что, даже если быстрее сделать замечание в общем чате или на планерке, лучше уделить время и сообщить о недочетах лично. Если такой способ кажется вам слишком нежным, вспомните, что критика нужна только для совершенствования процесса, а хорошие отношения позволяют делать это плодотворнее.
Не давите, дайте время на ответ
Эволюционно сложилось так, что перемены наш организм не любит, и они отождествляются с опасностью. Да, даже в работе и построении отношений, боязнь нового присутствует и мешает достигать успехов. То есть, рационально можно понять предполагаемые преимущества от изменений, но даже тогда организму нужно время на адаптацию к изменившейся, пусть даже к лучшему, реальности. Поэтому перестаньте злиться на то, что собеседник не сразу воспринимает критику, даже если ваш «сэндвич» пропитан заботой и приправлен конструктивностью. Это бессмысленно и вредно для отношений. Чтобы узнать, как много времени потребуется на осознание, не додумывайте, а просто спросите. Да, так можно было.
Не давайте готовых инструкций, позвольте человеку решить проблему самому
Этот скорее уместнее для личных отношений. Все мы заботимся о близких, но выражение «душить заботой» появилось не на пустом месте. То, что вы просто говорите о важности какого-либо момента в отношениях, сработает лучше, чем если вы сразу расскажите «как надо» и дадите инструкцию.
Как вредит отношениям такое «спасательство», мы уже описывали в
материале о треугольнике Карпмана.
Во-первых, готовое решение может не сработать. Даже самый рациональный человек не может знать и предугадать всё на свете и не погружен в проблему в той же степени, что и адресат совета. А значит, не может предложить сценарий продуктивного поведения, который учитывает все факторы.
Во-вторых, такой подход как бы намекает, что вы не уважаете право другого человека на собственный осознанный выбор. Первый шаг в подобных случаях — выразить своё видение ситуации. Это может показаться излишней деликатностью, но, если человеку важны вы и ваши чувства, он, скорее всего, поймет, какое влияние на вас оказывают его действия. Так что выразить свои сомнения и аргументы в пользу какой-то стратегии куда полезнее, чем директивно разбрасываться догмами.
Деструктивное поведение: что это такое в психологии
В психологии чаще всего говорят о деструктивном мышлении и поведении. Это поведение, которое отклоняется от медицинских, социальных и иных норм, подвергает опасности и разрушает жизнь индивида. Оно реализуется через деструктивные действия. Это слова, поступки, действие или бездействие человека, приводящее к негативным для него или его окружения, всего общества последствиям.
Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения. Эти особенности приводят к дезадаптации и десоциализации личности.
Примеры и виды
Американский психолог Эрик Берн назвал две направленности разрушающего поведения: вовнутрь личности и вовне.
Примеры токсичного поведения, направленного вовне:
Примеры аутодеструктивного, саморазрушающего поведения:
Разрушающее поведение встречается у каждого человека, как правило, в кризисный период, например, в подростковые годы. Оно разрушает личность или ее отдельные компоненты. Заметны негативные изменения в характере и темпераменте, потребностях и системе ценностей, интересах, мотивах. Индивид со склонностью к разрушениям отличается неадекватной самооценкой, слабой силой воли.
Анализ разрушающего поведения помогает понять его направленность. Она, в свою очередь, помогает определить мотив и стереотипы поведения, привычные способы, модели реагирования. Условия среды предопределяют активизацию этих способов, но только сам человек решает, придерживаться привычных реакций или нет.
Причины
Причины развития склонности к разрушениям:
Склонность к разрушению и саморазрушению может преследовать человека как с рождения, если такой сценарий сформировали родители, так и возникнуть на любом этапе жизни. Например, человек узнает, что болен раком и решает не бороться, а пуститься во все тяжкие. Или человек не смог пережить гибель возлюбленной, другую трагедию, ставшую психотравмой, и решает мстить миру, себе. Или индивид не смог преодолеть кризис, не нашел свое место в жизни. Можно назвать сотни вероятных сценариев, которые толкают человека на путь разрушения себя и всего, что его окружает.
Коррекция поведения
Выбор программы коррекции зависит от следующих факторов:
Коррекция поведения требует слаженной работы медиков, психологов, педагогов, правоохранительных органов, социальных служб. Стоит отметить, что деструкция может быть частью (началом) продуктивного поведения, созидания. Например, чтобы построить новую систему ценностей, мотивов, средств достижения целей, человеку придется разрушить свой прежний образ жизни.
Лучшим решением для избавления от деструктивности будет посещение психолога.
Критикуйте исправимое
Еще раз напомним – критика нужна, чтобы решать проблемы и двигаться дальше. Её часто путают и смешивают с потребностью выпустить пар или выказать недовольство. И тогда критика превращается в переход на личности и не оставляет шансов для конструктивного диалога, направленного на решение задачи. Сравните, например, высказывания «Хватит срывать дэдлайны!» и «Ты обычно все успеваешь, а тут уже несколько раз перенес сроки. Что-то случилось?». В первом случае посыл ясен, но вызывает у адресата только раздражение, в последнем — тоже считывается, но негатива не вызывает.
Критика вещей, которые исправить невозможно вызовет только чувства бессилия и обиды, или раздражения, в зависимости от того, как человек привык реагировать на проблемы. Важно, что есть вещи, которые исправить просто нельзя (свой рост, например), есть те, что исправить не может конкретный человек в данный момент времени («перестать расстраиваться», если он болен депрессией). Если вы хотите избежать обид и не обострять конфликт, примите эти черты как данность и постарайтесь изменить не их, а своё отношение к ним.
Если вы заметили, что ваша критика неконструктивна, остановитесь и подумайте – действительно ли у вас есть обоснованные замечания, или вам просто нужно с кем-то поговорить. Если вы хотите помочь – убедитесь, что ваш фидбек содержит именно этот посыл. Очень непросто бывает отделять главное от второстепенного, но наилучшая критика – осознанная и тщательно продуманная. Для критикуемого она ещё и самая удобная, потому что её можно сразу применить. С помощью такой критики проблемы превращаются в задачи и пути их решения становятся видны очень чётко. И критикуемый не получает довесок в виде расстройства, фрустрации и ощущения собственной неправильности.