Как стать личностью, достойной уважения и любви — советы психолога

Прежде чем говорить о становлении личности, нужно понять, что же такое «личность». Традиционно в психологии этим термином описывается модель ролевого поведения, которая формируется под влиянием социальных ожиданий. Так, человек приобретает социально одобряемые привычки и навыки: становится воспитанным, образованным, получает необходимую обществу профессию и реализует себя в ней.

Более поздний и, следовательно, более современный подход описывает личность как самостоятельную и уникальную целостность, развитие которой подчинено не социальным ожиданиям, а личностному росту и самосовершенствованию. Человек развивается как бы в противовес обществу, пытаясь выделиться из массы.

На первый взгляд, описанные точки зрения кажутся взаимоисключающими. Тем не менее постулируемые ими тезисы находят подтверждение в жизни каждого человека, что мы покажем ниже.

Свойства личности кратко

Свойство – это то понятие, которое раскрывает сущность определенного явления. А что, как не структура, делает это лучше всего. Поэтому давайте детальнее рассмотрим некоторые составляющие части личности.

  1. Способности. Это мера того, насколько человек может продвинуться в определенной деятельности. Если сравнивать их с задатками, то эти понятия соотносятся друг с другом, как минимум и максимум. Немного упрощенно, но сути дела не меняет. Это сферы жизни человека, в которых он наиболее силен.
  2. Темперамент. Это свойства физиологической основы психики – нервной системы. В последнее время само понятие “темперамент” используется достаточно редко, но в обиходе вполне можно использовать и его. Фактически темперамент сводится к соотношению двух главных свойств нервной системы – возбудимости и торможению. Вот от того, сколько длится каждый из этих процессов, зависит тип высшей нервной деятельности человека.
  3. Мотивация. Это сложное явление, которое описывает причины, по которым человек поступает именно так. Мотивы могут быть отсроченные и сиюминутные. В последнем случае работает классическое обуславливание “стимул -> реакция”. Если же речь идет об отсроченных стимулах, это то, что требует включения воли человека. Например, сегодня не потратить деньги, чтобы завтра получить больше. Но это только один из вариантов. Отсроченные мотивы всегда работают в будущем.
  4. Характер – это совокупность устоявшихся поведенческих реакций личности в определенных условиях на конкретные стимулы и раздражители. Главная составная часть характера – привычка.
  5. Воля. Здесь подразумевается мера способности личности преодолевать сиюминутные искушения для того, чтобы достичь определенной цели. Она всегда используется под задачу.
  6. Эмоции. Они могут помогать достигать цели или мешать этому. Все зависит от того, какое конкретно психологическое состояние у личности. Эмоции имеют сигнальную функцию. Они сообщают человеку о том, что у него все в порядке или что-то не в порядке и требуют определенных действий.

Понятие личности в психологии

В психологии личность рассматривается, как качество индивида, приобретающее им в своей предметной деятельности и характеризующее социальные аспекты его жизни.

Индивид, как личность свободно выражает свое отношение ко всему внешнему миру, и поэтому определяются его характерологические особенности. Главными из всех отношений человека являются взаимоотношения, то есть то, каким образом личность выстраивает связи с другими людьми.

Личностная натура всегда создает свои взгляды на разные предметы действительности осознанно, основываясь на своем опыте уже имеющихся связей с этим объектом, эти знания и будут влиять на выражение эмоций и реакций по отношению к определенному предмету.

В психологии характеристика личностной натуры связана с ее направленностью к какому-то предмету деятельности, сфере жизни, интересам, развлечениям. Направленность выражается, как интерес, установка, желание, страсть, идеология и все эти формы есть мотивами личности, то есть направляющими ее деятельности. То насколько развита мотивационная система характеризует личность человека, показывая, на что она способна и как ее мотивы трансформируются в деятельность.

Существовать, как личность, значит – действовать, как субъект предметной деятельности, быть субъектом своей жизнедеятельности, строящим социальные связи с миром, а это невозможно без включенности индивида в жизнь других. Изучение данного понятия в психологии интересно тем, что это динамичное явление. Человеку приходится все время бороться с самим собой, утолять свои определенные желания, сдерживать инстинкты, находить способы, как достигнуть компромисса для внутренних противоречий и при этом удовлетворять потребности, так, чтобы это было сделано без угрызений совести и из-за этого он постоянно пребывает в непрерывном развитии, самосовершенствовании.

Влияние социума на личность

Личность и социальная среда неразрывно связаны меду собой. От того в какой среде формируется личность, зависит ее будущее. Видя перед собой плохие примеры, безответственное поведение, ребенок воспринимает это как образец. Через некоторое время он может начать вести себя так же, как его друзья, близкие ему люди. Он может начать пить, курить, воровать, сам не зная, что такое поведение результат сформировавшихся взглядов на мир, плохого влияния ближнего окружения.

Иногда личность может попасть под дурное влияние социальной среды помимо своего желания. Школьник начинает курить, боясь насмешек его одноклассников, которые уже давно пристрастились к сигаретам. Подросток решается на воровство, из-за навязчивых уговоров друзей раздобыть легкие деньги. Работник обманывает начальство, после долгих уговоров своего коллеги.

Так же проявляется положительное влияние среды на развитие личности. Видя перед собой примеры успешных, счастливых и уважаемых людей ребенок стремится им подражать, копировать их поведение. Поэтому, в школе большое время отводиться изучению биографий народных героев, патриотов, выдающихся личностей. Хороший пример становится вдохновением к труду, творческой деятельности, проявлению активности в обществе.


(Источник)

Разные структуры общества обладают различной степенью влияния на личность.

  1. Родители и близкие родственники оказывают самое сильное воздействие, воспитывая ребенка с младенчества.
  2. Вторыми по степени влияния являются школьные учителя.
  3. За ними следуют друзья, знакомые, коллеги.
  4. Не малую роль играют СМИ (средства массовой информации: интернет, телевидение, печатные издания).

Кроме того, на личность воздействует социально-культурная среда, характерная для государства, местности в которой она проживает. Так в России, США, Индии, Израиле — условия для становления личности существенно отличаются. Благодаря этому, отдельным народам, населению разных стран присущи свои отличительные черты характера, индивидуальные особенности.

Индивид и индивидуальность

Индивид – отдельный представитель человеческого рода по факту своего рождения. Качества индивида проявляются в его внешнем облике: разрезе глаз, размере ноги, цвете волос и прочим. Индивид обладает врожденными наклонностями и способностями, но станет личностью только в процессе общественного развития.

Понятие индивидуальность отличается от понятия индивид. Индивидуальность – это особенности отдельной личности, ее уникальность, неповторимость. Она включает в себя интеллектуальные, духовные качества и физические данные. Индивидуальность проявляется во время совершения человеком выбора, принятия самостоятельных решений, занятия какой-либо деятельностью.

Понятие индивидуальность неразрывно связано с личностью. Соотношение понятий индивидуальность и личность проявляется в том, что человек являющийся личностью обязательно проявит свою индивидуальность во взаимодействии с обществом.

Молодость (23-30 лет)

Самый лучший период для поиска любимого человека, создания семьи и рождения детей. Если не произошел этап отделения от родителей, то это может быть последняя возможность.

Либо человек находит вторую половинку и начинает жить уже с ней, либо начинает зарабатывать достаточно, чтобы жить отдельно. Это важный аспект, поскольку чувство самостоятельности и ответственности в этом возрасте, благоприятно повлияет на формирование самооценки и личности в целом.

Что значит быть личностью?

План:

— Что значит быть личностью? — Личностями не рождаются, личностями становятся — Признаки личности — Процесс становления индивидуальности — 5 простых советов. Как развить в себе личность? — Как быть индивидом? Советы психологов — Как становятся личностью? Практические шаги — Советы, как стать гармоничной личностью — Становление личности: что нужно? — Заключение

Личность – это индивид, который является результатом мыслительной деятельности

Важно помнить, что такой человек обладает целым комплексом социально значимых элементов, которые успешно реализуются в общественной жизни

В последнее время все больше людей стремится к саморазвитию и самосовершенствованию. Все больше людей пытается жить осмысленно, ставя перед собой цели и идя к ним. Это, конечно же, радует. Но как же стать Личностью? Как не затеряться в толпе?

Ответ хочу начать с вопроса: А вы, значит, считаете, что вы не личность? Если нужно личностью стать, значит на данный момент вы ею не являетесь. Как родилось такое мнение?

Если проследить ход мыслей человека, задавшего такой вопрос, становится понятным, что идея могла прийти только из внешних источников, негативного мнения, оценок окружающих. Целостному человеку, воспринимающему себя как индивидуальность, такая формулировка не придет в голову.

К вашему сведению, приведу определение из толкового словаря русского языка Ожегова. «Личность — человек, как носитель каких-нибудь свойств.» Исходя из этого определения, каждый является личностью.

Поэтому проблему задавшего вопрос человека можно переформулировать – как стать целостным, воспринимать себя личностью?

Изначально, мы рождаемся личностями. В процессе взросления, отказываясь от ценности своих мнений, своих желаний, принимая приоритетную правильность мнений взрослых, человек теряет целостность, ощущение себя ценной личностью. Конечно, ведь ему столько раз говорили, что он делает неправильно, плохо, что он решает с этим согласиться. В этот момент начинаются его будущие проблемы.

Пропустим период накопления неприятностей. Переходим сразу в момент задания первоначального вопроса: Что нужно, чтобы стать личностью? Отличный вопрос! Значит, вы уже готовы снова ею стать. Для этого нужно начинать становиться собою. Прежде всего НАБЛЮДАТЬ. За жизнью, за собою, за отношениями. Из наблюдений создавайте СОБСТВЕННУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ. Мнения других, любая информация – только толчок к размышлениям и исследованиям.

Прислушивайтесь к себе и делайте то, что вы хотите. Не подавляйте, не ругайте себя. ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ СЕБЯ. Это очень трудно поначалу. Ведь сначала придется разобраться со всем накопленным грузом злости , нелюбви и стыда за себя. Когда почувствуете себя целостным, принимающим себя – тогда вы снова стали полноценной личностью. Удачи всем на этом пути.

Читайте о деградации личности.

Этапы и конфликты

Американский психолог Эрик Эриксон (1902-1994) сформулировал наиболее полную концепцию психосоциального развития индивида. Он выделил восемь этапов, из которых для темы становления личности важны первые шесть. На каждом из них человек разрешает встающие перед ним противоречия, которые могут быть сформулированы в виде простых вопросов.

Вызывает ли окружающий мир доверие?

Две потребности – в безопасности и в заботе – являются важнейшими для становления личности. Именно они лежат в основе пирамиды американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970). Их же постулирует и Э. Эриксон как основные потребности младенческого этапа развития:

  1. Если мама заботится о малыше, вовремя кормит его и создаёт ему комфортную среду, то у личности формируются зачатки позитивного отношения к окружающему миру.
  2. Если же малыш часто кричит, ему плохо и не хватает внимания, то это создаёт у него внутреннее напряжение, а конфликт младенческого возраста разрешается с негативным результатом.

В первом случае становление личности будет происходить под флагом оптимизма и радости. При втором варианте постоянный стресс, испытываемый младенцем, приводит к тому, что во взрослом возрасте такой человек, скорее всего, будет не доверять окружающему миру и опасаться его.

Могу ли я?

На втором году жизни ребёнок переходит к активному взаимодействию с миром. Появившаяся возможность самостоятельного передвижения открывает потрясающие перспективы: теперь можно действовать самому или самой. «Могу ли я забраться на этот стул?», «могу ли я дотронуться до кошки?», «могу ли я побежать?» и ещё тысячи подобных вопросов решает личность в процессе своего становления на этом этапе.

  1. Если ребёнок положительно отвечает на возникающие вопросы, то к следующему этапу развития он приходит с зачатками таких важных качеств, как независимость и способность к волевому усилию.
  2. Если родители ограничивают ребёнка в его стремлении расширить пределы своей самостоятельной деятельности, препятствуют его инициативам, то это приводит к формированию низкой самооценки.

При негативном разрешении конфликта этого возраста личности становится присуще чувство стыда, сомнение в себе и в своих возможностях.

Буду ли я что-то делать?

Если на предыдущем этапе становления личность поняла, что она может самостоятельно действовать, то в период дошкольного возраста (с 3 до 6 лет) ей потребуется ответить на вопрос: будет ли она что-то делать. Деятельность ребёнка усложняется, это «возраст игры», когда он пробует различные формы сложной активности. Характер и исходы возрастного конфликта похожи на предыдущий:

  1. Если игры не прерываются и поддерживаются взрослыми, то у личности закрепляется такие важные качества, как инициативность и целеустремлённость.
  2. При негативном исходе формируется чувство вины («я всё делаю неправильно») и пассивность («лучше я ничего не буду делать»), которая является защитным механизмом – способом избежать подавляющего чувства вины.

Способен ли я?

Чем дальше – тем сложнее. В школьном возрасте потребуется осваивать сложные знания и умения. Для успешности этого процесса жизненно важно быть независимым, инициативным и целеустремлённым – то есть обладать качествами, которые образовались в результате положительного разрешения двух предыдущих возрастных конфликтов. И наоборот, пассивные дети с низкой самооценкой испытывают сложности в дальнейшем становлении личности, в том числе в осваивании новых знаний.

Плохая успеваемость, безволие, низкий социальный статус в группе – всё это приводит к тому, что ребёнок не чувствует себя способным в той же степени, в которой способны сверстники. Существует вероятность формирования комплекса неполноценности. На горизонте – гормональный «взрыв» и высокая турбулентность.

Кто я и кем я буду?

Человек, становление которого происходило в позитивном ключе, скорее всего, продолжит своё развитие в подростковом возрасте таким же образом. Все сложности будут преодолены, а результатом локального возрастного кризиса будет нахождение себя целостной и непротиворечивой личностью. В юношеском возрасте человек самоопределяется со своим дальнейшим путём, формируя основу своей будущей взрослой жизни.

Если у подростка не получается ответить на вопросы «кто он» и «кем он будет» или ответы на них его не устраивают (то есть его образ идеального не соответствует реальным возможностям и обстоятельствам), то у такой личности формируется чувство бессмысленности и бесцельности жизни. Это приводит к появлению различных форм девиантного поведения: хулиганство, употребление спиртного и наркотиков, вступление в беспорядочные связи, попытки суицида и прочее.

Подростково-юношеский этап – последняя возможность скорректировать негативный тренд развития личности на более позитивный. Задача взрослых – попытаться нормализовать подростка: предложить ему альтернативную цель, наполнить жизнь смыслом, помочь воспринять реальность такой, какая она есть.

Будет ли кто-то рядом со мной?

К 20 годам человек определяется с основными экзистенциальными вопросами, и у него появляется время и потребность реализовать себя в менее жизненно важной, но тем не менее необходимой сфере – в интимных отношениях с другой личностью. Молодой человек практикуется в их построении – и это нормально: поиск своей «половинки».

Противоречие ситуации заключается в том, что близкие отношения предполагают ограничение собственной независимости и воли – свойств, которые являются доминирующими со времени положительного разрешения конфликта раннего детства, то есть почти всю жизнь.

Как и на других этапах, которые проходит личность в процессе становления, результат этого периода может выражаться в двух полярных вариантах:

  1. При положительном разрешении человек приобретает привычку иметь партнёра.
  2. Если ни одна из попыток близких отношений так и не смогла сложиться удовлетворительным для человека образом, то победит независимость.

Сильная потребность в независимости затрудняет установление близких гармоничных отношений.

Что такое личность в психологии? Ее структура

Для детального разбора этого понятия нужно вникнуть в значение не только самого термина “личность”, но и уяснить некоторые смежные понятия. Это одна из главнейших тем при обучении студентов общей психологии. Итак, человек рождается индивидом. Это представитель своего биологического вида, еще не социализированный.

Далее он адаптируется к обществу и становится личностью. И каждый имеет собственную индивидуальность, то есть, те черты, которые есть только у него.

Итак, личность – это социализированный индивид. Также ее можно рассматривать как совокупность свойств психики, которые определяют его субъектность. Проще говоря, личность – это тот, кто изменяет, влияет. Хотим мы этого, или не хотим, но каждое наше слово, действие, сказываются на окружающей среде. Именно поэтому нас можно называть личностями. Но оба понятия надо рассматривать, как составные части единого термина. Субъектная природа человека связана с определенными его качествами, и от них зависит та степень, в которой может осуществляться влияние.

Давайте рассмотрим структуру самой личности. Прежде всего, стоит понимать, что это очень неоднозначное понятие, поскольку классификаций, обозначающих составные элементы и их взаимосвязи, много. Каждый исследователь понимал её в зависимости от той психологической парадигмы, которой он придерживался. Но вот одна из распространенных теорий, согласно которой в личность входит:

Когнитивная сфера. Проще говоря, все то, что помогает человеку познавать окружающий мир. Сюда входит мышление, память, восприятие и воображение

Естественно, обязательным условием является внимание, без которого не может быть активного познания. Да и пассивного тоже.

Аффективная сфера

Сюда входит все то, что связано с психическими состояниями: эмоции, чувства человека.

Мировосприятие. Это то, как мы видим окружающую действительность.

Сознательное и бессознательное.

Характер, темперамент, способности.

Признаки личности

Есть ли определенные признаки, которые определяют человека как личность? Так, психологи выделяют следующие моменты:

  • Открытость новому опыту. Личность постоянно пробует что-то новое, учится и развивается в новых для себя направлениях.
  • Личности осознают возможности своего организма и полностью доверяют этому чувству. Личность знает меру во всем.
  • Полноценная личность перестает искать одобрение или оценку со стороны. Такие люди имеют так называемый внутренний локус, где и формируются личные оценочные суждения всего происходящего.

Личность в психологии

Давайте для начала разберемся, что значит быть личностью, чтобы избежать путаницы в этом вопросе. В классическом значении личность – это совокупность свойств и характеристик человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе и активном деятельном взаимодействии с другими людьми.

Ключевое слово в этом понятии – “общество”. Для того чтобы стать человеком, нам достаточно просто родиться, а вот чтобы стать личностью, маленькому человеку нужно интегрироваться в социальную среду.

В связи с этим возникает вопрос: каждый ли человек становится личностью? Отвечаем – нет, не каждый. Если человек первые годы своей жизни провел в изоляции от людей, он уже не сможет стать полноценным членом общества.

Структуры мозга, ответственные за высшие психические функции, такие как речь, мышление, память, внимание, формируются в первые пять лет жизни. Происходит это путем преобразования внешних процессов во внутренние

Ребенок слышит речь взрослых, начинает копировать ее, потом переносит речь вовнутрь – так формируется мышление.

Если перед глазами не будет примера для подражания, этим функциям неоткуда будет взяться.

Так что если вы способны прочитать эти строки, можете не беспокоиться – личность у вас уже есть, как и у 99 % населения Земли. Что же за смысл тогда люди вкладывают в выражение “стать личностью”? Вы наверняка слышали его, и не раз.

Процесс становления личностью затрагивается и в философии, и в художественной литературе. Подразумевают под ним не столько формирование высших психических функций, сколько приобретение индивидом свойств, обеспечивающих ему высокое место в социальной иерархии.

Для того чтобы это выражение соответствовало своему общепринятому значению, к нему нужно добавить слово “сильной”. Стать сильной личностью – именно к этому стремятся люди, у которых личность уже есть, но они об этом не подозревают. Над этим мы с вами и будем работать. Я расскажу вам, как укрепить, усилить свою личность и сделать ее конкурентоспособной.

Теории социализации

В отличие от других живых существ, поведение которых определяется биологически, людям необходим социальный опыт, чтобы воспроизводить свою культуру и выживать. Поскольку социализация так важна, психологи, антропологи, педагоги, социологи и прочие специалисты всегда стремились понять, как она происходит и какое влияние оказывает на формирование самоидентичности. Результатами их исследований стали различные теории социализации. О них и пойдет речь далее.

1

«Зеркальное я»

В 1902 году американский социолог и социальный психолог Чарльз Хортон Кули разработал концепцию «зеркального я», согласно которой люди развивают представление о себе, наблюдая за тем, как их воспринимают окружающие. Другими словами, наше «я» или самоощущение развивается посредством взаимодействия с другими людьми.

Согласно Кули, этот процесс состоит из трех частей: сначала человек представляет, каким его видят другие люди, затем интерпретирует их реакцию на его поведение и, наконец, формирует самооценку на основе этих интерпретаций. Благоприятное отражение в «социальном зеркале» развивает положительную самооценку, в то время как отрицательная рефлексия приводит к негативной самооценке.

Например, человек устраивается на работу и уверен, что сможет легко продемонстрировать профессионализм и компетентность. Во время взаимодействия со своими новыми коллегами он обращает внимание на их язык тела, то, как они разговаривают и в целом на него реагируют. Если коллеги демонстрируют доброжелательность, например, поддерживают зрительный контакт или крепко жмут руку, вера человека в свой профессионализм укрепляется. Если же человек получает отрицательный отклик, например, коллеги отводят взгляд или быстро прекращают беседу, он может усомниться в собственном профессионализме.

По утверждению Кули, не все реакции имеют одинаковый вес. Люди серьезнее воспринимают мнения тех, кто имеет для них значение и заслуживает доверия. Даже если их реакция была неверно интерпретирована, эти ошибочные суждения все равно влияют на самооценку [Rousseau N., 2002].

2

Социализация через игру

Американский психолог, социолог и философ Джордж Герберт Мид считал, что благодаря социализации мы учимся понимать и предвидеть то, что думают и чувствуют другие люди, а также осознавать себя. По сути, Мид согласился с Кули, но добавил, что решающее значение для развития личности имеет процесс детской игры. Вот, как он это описал.

Сначала ребенок просто подражает взрослым, с которыми регулярно общается (в первую очередь родителям), имитируя их жесты, движения и слова. Затем следует этап игры, во время которого ребенок начинает брать на себя роли родителей, разыгрывая взрослое поведение, например, переодеваясь «в маму», или разговаривая по игрушечному телефону, как папа.

Притворяясь мамой и папой, ребенок относится к своим куклам так, как, по его мнению, относятся к нему родители. Так он лучше понимает, какого поведения от него ожидают. Дети постарше через игру начинают брать на себя роли не только значимых близких, но и других людей, усваивая общие поведенческие ожидания общества от них (вместо слова «общество» Мид применял термин «обобщенный другой», имея в виду нормы, ценности и ожидания людей в целом) [Mead G. H., 1934].

По мнению Мида, формирование подлинного «я» происходит, когда человек начинает воспринимать себя, как объект. Это становится возможным только через усвоение установок, полученных из взаимодействия с другими [Белик А. А., 2011].

3

Ид, Эго, Супер-Эго

Отец психоанализа, австрийский психолог Зигмунд Фрейд утверждал, что личность состоит из трех элементов: Ид, Эго и Супер-Эго. Их формирование происходит в детском возрасте.

Ид – бессознательная, импульсивная часть психики, которая требует удовлетворения основных потребностей, таких как внимание, безопасность, еда и секс. Эго балансирует между потребностями Ид и требованиями общества, являясь рациональной частью личности. Супер-Эго (или социальное сознание) развивается по мере усвоения норм и ценностей общества, т.е. через социализацию. Оно порождает чувство вины или стыда, когда человек нарушает социальные правила, а также чувство гордости и самодовольства, когда следуем им.

По мнению Фрейда, цель Супер-эго – улучшить и цивилизовать поведение. Оно необходимо для подавления всех неприемлемых побуждений. Если Супер-Эго не становится достаточно сильным, человек подвержен риску того, что Ид будет подталкивать его к антиобщественному поведению [Freud S., 1926].

4

Теория психосоциального развития личности

Психолог Эрик Эриксон был последователем Фрейда, считая, однако, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни и состоит из 8 этапов. Центральное место в его теории занимает социализация: если на каждом из жизненных этапов она успешно пройдена, человек продолжает развиваться, если нет, то он стагнирует .

5

Теория когнитивного развития

Швейцарский психолог и философ Жан Пиаже специализировался на детской психологии, и рассматривал роль социализации через призму 4 стадий развития когнитивных навыков:

  • Первая стадия – сенсомоторная, длится от рождения до 2 лет. На этой стадии ребенок конструирует понимание мира только через прямой контакт с ним (прикосновения, слушание, видение).
  • Вторая стадия – предоперационная (2-7 лет). Ребенок изучает язык и начинает использовать символы для обозначения предметов.
  • Третья стадия – этап конкретных операций (7-12 лет). Теперь ребенок понимает числа, причинно-следственные связи и может принимать рациональные решения на основе наблюдаемых явлений, но испытывает трудности с абстрактными понятиями, такими как истина.
  • Четвертая стадия – этап формальных операций (12+). Ребенок приобретает способность к абстрактному мышлению, гипотетическим и дедуктивным рассуждениям [Wood K. C., Smith H., Grossniklaus D., 2001].

Пиаже утверждал, что дети лучше всего проходят эти стадии развития посредством игры и через активное взаимодействие со взрослыми. Он призывал задавать детям вопросы, чтобы заставить их задуматься над своим поведением, и считал, что им поучительно видеть противоречия в своих рассуждениях.

6

Теория морального развития

Американский психолог Лоуренс Кольберг был согласен с теорией Пиаже, но решил дополнить ее своими идеями. Он особенно интересовался тем, как люди учатся понимать, что такое общественное «хорошо» и «плохо». Следствием работы Кольберга стала теория морального развития, согласно которой человек проходит несколько стадий на пути к нравственности:

  • Первая стадия – доконвенциональная мораль. На этом этапе ребенок принимает общественные правила, которым учат его авторитетные фигуры (родители, педагоги), и следует им, чтобы избежать наказания.
  • Вторая стадия – общепринятая мораль. Ребенок следует нормам и ценностям общества, искренне считая, что это необходимо для обеспечения позитивных отношений и социального порядка.
  • Третья стадия – постконвенциональная мораль. На этом этапе человек начинает сомневаться в справедливости и правильности некоторых общественных законов и правил.

По Кольбергу, человек руководствуется собственными моральными ценностями, осознавая, что является отдельной сущностью, которая не обязана подчиняться общепринятым правилам, если они несовместимы с ее личными принципами [Lind G.,1989].

7

Адаптация теории морального развития

Американский психолог, социолог и феминистка Кэрол Гиллиган не согласилась с выводами Кольберга, считая, что они демонстрируют гендерную предвзятость, поскольку свои исследования Кольберг проводил исключительно на мальчиках. Гиллиган уверена, что мальчики и девочки склонны мыслить по-разному, особенно когда дело касается морали.

В своем исследовании Гиллиган утверждает, что мальчики стремятся к справедливости, делая упор на соблюдение формальных правил и законов. Для девочек же важнее межличностные отношения, забота и чуткость по отношению к другим, что влияет на принятие ими моральных решений. Если требуется нарушить некое универсальное правило, чтобы помочь другому человеку, женщина не будет считать это аморальным [Gilligan C., 1982].

Несмотря на то, что перечисленные точки зрения на процесс социализации неоднократно подвергались критике, они продолжают вносить важный вклад в работу ученых из различных областей знаний.

Подводя итог, можно сказать, что социализация – это процесс, посредством которого от поколения к поколению передаются правила и нормы, соответствующие социальному порядку. Агенты социализации учат каждого человека думать, действовать и вести себя в соответствии с ожиданиями общества, в котором он родился, таким образом адаптируя его к нормальной жизни.

Друзья, желаем вам пребывать в гармонии с окружающими и самими собой. Успехов! Да, и не забудьте пройти небольшой тест на закрепление материала статьи:

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Социализация личности: коротко о главном
  • Этапы формирования команды по Такману
  • Причины предубеждения
  • Социальные группы: признаки, виды, функции
  • Зефирный эксперимент
  • Концентрация при работе дома
  • Подборка курсов для детей и родителей
  • Факторы интеллектуального развития ребёнка
  • Теория привязанности
  • Виды и формы образования: краткий ликбез

Ключевые слова:1Коммуникации

Понятие личности в социологии

Понятие личности в социологии ее сущность и структура представляют собой отдельный интерес, поскольку индивид в основном оценивается как субъект социальных связей.

Понятие личности в социологии кратко можно излить в некоторых категориях. Первая — это социальный статус, то есть занимающее место человека в социуме, и в связи с этим определенные обязательности и права. Таких статусов у одного человека может быть несколько. Это зависит от того, есть ли у него семья, родственники, друзья, коллеги, работа, благодаря которым человек социализируется. Так, например, один человек может быть сыном, мужем, отцом, братом, коллегой, работником, участником команды и так далее.

Иногда множество социальных статусов демонстрируют социальную активность человека. Также все статусы разделяют, в зависимости от их значения для самого индивида. Например, для одного важнейшим является статус работника фирмы, для другого – статус мужа. В первом случае человек может не иметь семьи, поэтому для него самым важным есть работа и он себя идентифицирует с ролью трудоголика. В другом случае личность, которая осознает себя в первую очередь мужем, другие сферы жизни, он откладывает на второй план. Есть также статусы генеральные, они несут в себе большую социальную значимость и определяют основную деятельность (президент, директор, врач), и также вместе с генеральным могут присутствовать и не генеральные статусы.

Когда человек пребывает в социальном статусе, то соответственно она выполняет определенные действия, прописанные моделью поведения, то есть социальной ролью. Президент должен руководить страной, повар – готовить блюда, нотариус – заверять бумаги, дети – слушаться родителей и так далее. Когда личность каким-то образом не выполняет должным образом все прописанные правила, она ставит под угрозу свой статус. Если на человеке лежит слишком много социальных ролей – он подвергает себя ролевым конфликтам. Например, молодой мужчина, отец-одиночка, работающий допоздна, чтобы прокормить себя и ребенка очень скоро может эмоционально сгореть от перенасыщения действиями, надиктованных социальными ролями.

Личность, как система социально-психологических особенностей имеет уникальную структуру.

По теории психолога З. Фрейда составляющими структуры личности являются три компонента. Базовой есть бессознательная инстанция Ид (Оно), которая совмещает в себе природные стимулы, инстинкты и гедонические стремления. Ид наполнено мощной энергией и возбуждением, поэтому оно плохо организованное, беспорядочное и безвольное. Над Ид есть следующая структура – Эго (Я), оно рациональное, и по сравнению с Ид контролируется, оно и есть само сознание. Наивысшим конструктом является Супер-Эго (Сверх-Я), оно отвечает за чувство долга, меры, совесть, исполняет нравственный контроль над поведением.

Если в личности гармонично взаимодействуют все эти три структуры, то есть Ид не выходит за рамки позволенного, контролируется Эго, которое понимает, что удовлетворение всех инстинктов может быть социально непринятым действием, и когда в человеке развито Супер-Эго, благодаря которому он руководится моральными принципами в своих поступках, то такая личность заслуживает уважение и признание в глазах социума.

Поняв, что собой представляет данное понятие в социологии ее сущность и структура, можно сделать вывод, что не может она осуществиться, как такова, если она не является социализированной.

Понятие личности в социологии кратко можно описать, как совокупность социально значимых свойств индивида, которые обеспечивают его связь с окружающим миром.

Понятие личности преступника в криминологии

В криминологии огромную роль играет психология. Люди, занимающиеся следствиями должны обязательно иметь знания в области психологии, они должны уметь проанализировать ситуацию с разных сторон, исследовать все возможные варианты развития событий и вместе с тем натуры преступников, совершивших злодеяние.

Понятие и структура личности преступника есть основным предметом исследований криминальных психологов. Проводя наблюдения и исследования преступников, возможно, составить личностный портрет потенциального преступника, это в свою очередь, даст возможность предупредить следующие преступления. В таком случае человек рассматривается всестороннее – его психологические особенности (темперамент, акцентуации, склонности, способности, уровень тревожности, самооценка), материальное благополучие, изучается его детство, отношения с людьми, наличие семьи и близких знакомых, место работы и другие аспекты. Чтобы понять сущность такого человека, мало провести с ним психодиагностику, он может мастерски скрывать свою натуру, но когда перед глазами целая карта человеческой жизни можно проследить связи, найти предпосылки для становления человека преступником.

Если в психологии о личности говорят, как о единице, то есть характеристике индивида, то в криминологии это скорей абстрактное понятие, которое не дается отдельному преступнику, а создает его общий образ, состоящий из определенных свойств.

Человек попадает под характеристику «личности преступника» с того момента, когда он совершил свое злополучное действие. Хотя некоторые склонны считать, что еще раньше, задолго до того, как совершилось само преступление, то есть когда в человеке родилась идея, и он стал вынашивать ее. Сложней сказать о том, когда же человек перестает быть таким. Если человек осознал свою вину и чистосердечно раскаивается в содеянном, и искреннее жалеет о совершившемся и его неотвратимости, он уже как бы вышел за рамки понятия преступной личности, но факт остается фактом, и человек понесет наказание. Также он может понять, что совершил ошибку во время отбывания наказания. Может и не понять никогда. Есть люди, которые никогда не откажутся от того факта, что совершили злополучное действие, даже понеся мучительное наказание, они не будут раскаиваться. Или есть также рецидивисты, которые отсидев один строк, выйдя на свободу, снова совершают преступление и так до конца жизни могут туда-сюда мотаться. Это чистой воды преступные натуры, они походят один на другого и попадают под общее описание преступника.

Структура личности преступника представляет собой систему социально существенных характеристик, негативных свойств, которые вместе со сложившейся в тот момент ситуацией влияют на совершение проступков. Вместе с негативными свойствами у преступника имеют место и позитивные качества, но они могли деформироваться в процессе жизнедеятельности.

Понятие и структура личности преступника должны быть определенно ясными для криминалистов, чтобы в первую очередь суметь защитить граждан от угрозы.

Каким образом индивид формируется как личность?

Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Интересные материалы:

Где находилась Запорожская Сечь в повести Тарас Бульба? Где находился в древности Карфаген? Где находить трендовые товары? Где находится Алиса на компьютере? Где находится антенна у Самсунга? Где находится Ассирийская держава? Где находится Азовское море в Украине? Где находится Балканы? Где находится Балтийское море в каком океане? Где находится большая песчаная пустыня в Австралии?

Личностями не рождаются, личностями становятся

Прежде чем рассматривать, как человек становится личностью, нужно отметить, что существует два мнения по поводу того, каждая ли персона может ею стать.

1) Одни утверждают, что в процессе социализации и развития каждая живая единица Homo sapiens становится личностью в той или иной степени.

2) Иная группа специалистов свидетельствует о том, что есть круг лиц, которых личностью назвать нельзя. Такие люди в процессе своего развития не развиваются, а деградируют.

Личность не может сформироваться в момент рождения, она формируется в процессе социализации личности, т.е. постепенно. Всем известно, что младенцы не могут выражать свои мысли, так как их мозг еще не достаточно развит; не могут выражать свои взгляды и вкусы, не имеют моральных ориентиров. Их поведение поначалу подчинено инстинктам.

Ведь все наши взгляды, убеждения формируются постепенно, на протяжении достаточно продолжительного времени, а не появляются сразу после рождения.

Сам термин «личность» означает внутреннюю особенность человека, его духовный мир (мнения, интересы, ориентиры). Личностью человек становится в процессе такого явления как социализация. Под социализацией понимается процесс адаптации человека к общепринятым правилам поведения в обществе, его традициям и ценностям.

Таким образом, можно сделать вывод, что человек становится личностью не в момент своего рождения, а постепенно, проходя процесс социализации. То есть, по сути, становление личности – это процесс усвоения норм и ценностей, которые актуальны для того или иного общества.

Вам может быть интересна статья «Магнетизм личности«.

Факторы становления личности

К факторам, помогающим становлению личности, относятся:

  1. Уровень развития социальной среды и её ценностей.
  2. Доступ к материальным и духовным благам (в том числе к образованию).
  3. Благополучная семья.

Традиционно семью ставят на первое место. Однако даже самая благополучная семья, давшая ребёнку прекрасное воспитание, никак не сможет помочь в дальнейшем его становлении, если в обществе не уважается Личность, а его ценности сведены исключительно к архаичному религиозному мировоззрению и к фактору воспроизводства населения.

Как происходит развитие личности?

Чтобы у вас наблюдался стабильный личностный рост, необходимо активизировать все описанные психические функции. Начинать требуется с силы воли. Большую ошибку совершают те люди, которые стараются заставлять себя что-то делать или преодолевать сиюминутные искушения лишь одним “инструментом”. Многие тренируют силу воли обособленно, что неправильно, поскольку психика – это единый механизм. Как можно заставить двигатель работать без бензина? Он тогда просто сгорит. То же произойдет с психикой. Когда человек без мотивации и умения вызывать у себя нужную эмоцию что-то делает, это не всегда заканчивается успешно.

Наверное, у вас и самих были ситуации, когда получалось сесть за работу лишь тогда, когда сами себе сказали: “соберись, тряпка”. Необходимое условие развития личности – стремиться к достижению своей цели. А на пути к этой точке надо включить все. Усилием воли начать думать в определенном стиле, что помогает вызвать нужную эмоцию, которая закладывает фундамент для мотивации. В общем, надо мобилизовать весь свой психический аппарат для того, чтобы преодолевать трудности.

Тяжело в учении, легко в бою, как говорится. Сначала водить машину – это паника. Все удержать в голове кажется невероятно сложным. Но через некоторое время все эти действия доводятся до автоматизма. Подобный принцип характерен и для развития личности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]