Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии

Термин «мотив достижения» был введён в 1938 году американским психологом Г. А. Мюрреем, включившим его в список потребностей достижения. Исследуя мотивацию достижения успеха, Мюррей описывал эту потребность как стремление одерживать верх над трудностями любого характера, будь то люди, идеи или объекты. Максимально быстро и независимо одолевать любые препоны, соревноваться и побеждать, успешно использовать свои способности и таким образом повышать самоуважение.

Сегодня мы говорим, что мотивация достижения успеха – это один из видов мотивации деятельности человека, который выражается в стремлении к успеху, достижению важных целей, получению новых результатов.

Существует и ещё один вид мотивации деятельности: мотивация избегания. Избегая неудач, человек осознанно выбирает либо слишком легкие цели, либо слишком труднодостижимые, а иногда даже готов изменить конечную цель. Такая мотивация связана с неуверенностью в своих силах, страхом потерпеть поражение, высоким уровнем тревожности, низкой самооценкой.

Как правило, такой подход отражается и на снижении результатов при определении уровня интеллекта путём тестирования. Дети, следующие мотиву избегания, чрезмерно чувствительны к мнению как взрослых, так и сверстников, они нуждаются в поддержке и одобрении. Они не умеют правильно оценить свои силы, постоянно переживают, а стресс – благотворная почва для развития неврозов.

Скорость и успешность при решении продуктивных задач являются показателями общего интеллекта человека. Как доказывает практика, успешный результат напрямую связан с уровнем мотивации достижения успеха. Как мы уже сказали, характерные черты этой мотивации – интеллектуальная настойчивость, низкий уровень тревожности, желание выбирать среди задач непростые, требующие поразмышлять, подумать, преодолеть свой «барьер», разумная реакция не только на успех, но и на поражение, здоровый (высокий, но в разумных пределах) уровень притязаний. Оптимально, когда структура мотивации соответствует уровню развития интеллекта.

Однако, встречаются и два варианта рассогласованности внутри структуры мотивации достижения результата:

  1. При низком уровне интеллекта преобладание мотивации достижения успеха или даже отсутствие преобладающей тенденции.
  2. При высоком интеллектуальном уровне преобладание мотивации избегания или полное отсутствие преобладающей тенденции. В течение всей жизни человек формируют свою мотивационную систему. Её основы закладывается ещё до трёхлетнего возраста ребёнка, а затем развиваются в процессе разрешения разного рода конфликтов, и в этом формировании главную роль играет сначала мать, затем — другие важные в жизни ребёнка взрослые, потом – сверстники, и так далее. Воспитание и личный опыт – основы формирования мотивационной системы человека. Обращая внимание на ошибки, мы формируем у детей мотивацию избегания, а акцентируя внимание на успехах и достижениях, интересуясь их планами – мотивацию достижения успеха.

Как достичь здоровой мотивации для достижения цели у ребёнка

Дети дошкольного возраста, ориентированные на избегание неудачи, как и их родители, нуждаются во внимании и советах психолога, и эта работа будет направлена на:

  • Упражнения, в том числе дыхательные, с целью снятия напряжения и тревожности. Это связано с тем, что тревожность сопровождается мышечным напряжением (лицо, шея, плечи и т.д.).
  • Получение и введение в привычку новых поведенческих навыков, помогающих успокоиться, собраться с мыслями, справиться с тревогой, волнением и неуверенностью в сложных или травмирующих ситуациях, и позволяющих добиться успеха. В этом ключе хороши ролевые игры с участием взрослого, способного не только играть, но и обговорить игровую ситуацию и подвести ребёнка к тому, как пригодится полученный игровой опыт в похожей жизненной ситуации.
  • Выявление специфических способностей, которые имеются у ребёнка, с тем чтобы их развивать и использовать поощрение.
  • Упражнения, помогающие укрепить уверенность в своих силах и повысить самооценку и самоуважение.
  • Соответствие требований взрослых возможностям ребёнка.

В основе здоровой мотивации для достижения цели, так необходимой ребёнку, лежит эмоциональная комфортность взаимоотношений в семье, благоприятная «погода в доме», это — «фундамент» гармоничного развития личности ребёнка. Как мотивация достижения, так и мотивация избегания формируются и развиваются прежде всего под влиянием семейного воспитания.

А какой тип мотивации доминирует у тебя?

Проверьте себя с помощью опросника по мотивации. За каждое утверждение, с которым вы согласны, начисляйте себе 1 балл. Затем посчитайте, в какой метапрограмме у вас больше всего баллов.

Мотивация “к чему-то”

  1. Я чувствую, что мне часто везет.
  2. Иногда мне так нравится то, чем я занимаюсь, что я чувствую прилив сил и делаю больше, чем хотел!
  3. Правила существуют для того, чтобы их нарушать.
  4. Неприятности со мной случаются, но я не обращаю на них внимания, они только усиливают мое желание прийти к цели!
  5. Я скорее оптимист.
  6. Когда я хочу что-то купить, я выбираю товар по тому, что я хочу в нем видеть.
  7. Я редко сожалею о прошлых неудачах, ведь они сделали меня таким, какой я есть.
  8. Когда я планирую что-то сделать, я представляю, что у меня появится, когда я это сделаю.

Мотивация “от чего-то”

  1. Почти все в моей жизни мне приходится достигать трудом.
  2. В детстве родители устанавливали для меня много правил.
  3. Мне незнакомо чувство близкого успеха. Дело либо сделано, либо нет.
  4. Иногда по неосторожности я попадаю в беду и сильно переживаю из-за этого.
  5. Я скорее пессимист.
  6. Когда я хочу что-то купить, я выбираю товар по тому, чего там точно быть не должно.
  7. Раньше я работал в ужасном месте. Здесь тоже не без проблем, но меня радует, что больше я туда не вернусь.
  8. Когда я планирую что-то, я понимаю, от какой ситуации в настоящем я хочу уйти.

Что первично — уровень интеллекта или вид мотивации?

Вероятно, генетически первичен уровень интеллекта, так как он обуславливает лучшие показатели, уверенность в себе в процессе накопления позитивного опыта, большую уравновешенность и эмоциональную стабильность и, как результат, мотивацию достижения, а не избегания. Дети с невысоким уровнем интеллекта чаще сталкиваются с неудачами, их преследуют трудности, поэтому ожидание неудачи постепенно приводит к формированию страха снова пережить неудачу.

Если рассмотреть такую первичность интеллекта и вида мотивации в конкретной ситуации, то картина несколько иная: дети с мотивацией достижения успеха активно увлечены решением, а вот мотивированные избеганием испытывают страх, неуверенность в своих силах, переживают — и предсказуемо обречены на неудачу. Таким образом, можно говорить о функциональной системе, складывающейся из двух подсистем: мотивационной и способностной.

Дети с мотивацией для достижения цели меньше нуждаются во внешнем контроле или не нуждаются в нем совсем, так как у них имеется свой «внутренний контроль» за поведением. А дети, избегающие неудачи, нуждаются во внешнем регуляторе обратной связи, во внешнем контроле. Им также необходим эмоциональный контроль.

Создание мотивационного соответствия

Создание мотивационного соответствия можно разделить на три этапа.

1-й этап. Разберитесь с мотивацией. Начните с вопроса:

  • чего хочет моя аудитория?
  • какова ее мотивация в отношении этого вопроса?
  • какова ее цель?

Две разные мотивации потребуют разные формулировки, которые создадут мотивационное соответствие в разных аудиториях.

2-й этап. Разработайте соответствующий материал. Важно точно определить, чего вы хотите от аудитории — каких действий и какова мотивация этих действий или решений, – стремление к успеху или избегание неудач, или любое из двух.

3-й этап. Используйте выражения, создающие мотивационное соответствие.

Десять методов хорошего предложения:

  1. Напишите текст с акцентом на выигрыш или поражение.
  2. Подчёркивайте, почему или как. Рассказ почему стоит сделать то, к чему вы призываете, или как это сделать.
  3. Используйте прилагательные или глаголы.
  4. Подчеркните, как добиться успеха или избегать неудачи.
  5. Подчёркивайте перемены или стабильность.
  6. Не упусти свой шанс или будь осторожен.
  7. Подчеркните чувства или аргументы.
  8. Жестикулируйте или ведите себя сдержанно. Выражая энтузиазм, вы много жестикулируете – стремление к успеху. Выражая осмотрительность, вы ведёте себя более сдержанно – избегание неудачи.
  9. Подчёркивайте части или целое. Настроенные на успех предпочитают сравнивать продукты или варианты, проводя целостную обработку имеющейся информации. Настроенные на осмотрительность люди предпочитают атрибутивную обработку — изучают один из критериев каждого продукта и затем переходят к следующему.
  10. Позвольте соответствию сдвинуться. Люди легко путают, откуда взялись их ощущения. Поэтому если они пережили мотивационное соответствие перед тем, как выслушать ваше обращение, оно вызовет в них ощущение «правильности».

Отличительные черты людей с разной мотивацией

Человек с мотивацией достижения результата более настойчив, терпелив, отличается целеустремлённостью, выбирает задачи средней или несколько завышенной сложности. В случае неудачи при решении он испытывает к заданию ещё больший интерес и, как правило, добивается хороших результатов.

Человек с мотивацией избегания, выбирая, как мы уже говорили, слишком легкие или слишком сложные задания, в случае неудачи теряет интерес к решению, а лучших результатов добивается, как правило, после успеха.

Для человека с мотивацией достижения результата хорошим стимулом является значимая цель, отодвинутая во времени. Это отличает его от человека с мотивом избегания.

Интересно, что свои успехи и поражения люди с различными мотивами воспринимают по-разному. Человек с мотивацией достижения успеха, как правило, считает, что всё дело в его способностях и старательности, если результат достигнут, и считает, что виной всему случайное стечение обстоятельств, если его постигает неудача. Не так обстоят дела у мотивированных на избегание неудачи: если у них получилось достичь результата – они считают, что это произошло скорее случайно, или просто по удачному стечению обстоятельств, или задача была слишком легкой, то есть ищут причину во внешних факторах, а если они терпят поражение, то склонны к критическому анализу своих способностей.

Будучи сильно выраженной, такая мотивация может быть разрушительна: она ведёт к низкой самооценке, стрессу, депрессивным состояниям, психологической зависимости. Однако в меру выраженный мотив избегания ведёт к объективному анализу и исправлению ошибок. А люди с сильно выраженной мотивацией достижения результата заняты только собой, и их самоуверенность может отталкивать других людей.

Шесть инструментов влияния

Роберт Чалдини назвал 6 инструментов влияния, помогающие направить поведение человека в нужное русло.

  1. Взаимный обмен. Люди чувствуют, что обязаны тем, кто сделал для них что-то хорошее.
  2. Обязательства и последовательность. Людям очень важно выполнять обязательства, которые они публично взяли на себя.
  3. Социальное доказательство. Мы выбираем то, что выбирают другие люди — как вещи, так и действия.
  4. Симпатия. Гораздо проще воздействовать на человека, который испытывает к вам симпатию.
  5. Авторитет. Легче убедить человека, если вы – признанный эксперт или авторитетная фигура.
  6. Дефицит. Люди ценят то, чего мало или что редко встречается.

Соответствие полезно для здоровья. Важно правильно сформулировать обращённые к человеку слова так, чтобы создать соответствие мотивации. Если оппонент не считает, что сильно рискует, лучше использовать формулировки, соответствующие стремлению к успеху, делать акцент на выигрыш.

Помогите финансировать социальные инициативы. Чтобы убедить аудиторию, для начала необходимо записать аргументы. Затем найти в них ключевые слова, соответствующие стремлению к новым достижениям или избеганию неудачи (успех, движение вперёд или предотвращение, защита, ухудшение). Проработайте каждое предложение так, чтобы все они указывали в одном мотивационном «направлении».

Почему важна каждая из мотиваций

Мотивация достижения успеха позволяет лучше обозначить цели и познакомить с ними окружающих. Люди с такой мотивацией готовятся к выполнению предстоящей в будущем задачи заранее, планомерно и организованно. Их система действий просто не может не привести к достижению цели. Мотивация достижения успеха означает активность жизненной позиции, что помогает человеку преодолевать трудности и таким путём развиваться. Такая позиция делает жизнь более насыщенной и интересной. Мотивация достижения успеха – это устремление вперёд, но при этом важно ничего не упустить из опыта прошлого, чтобы извлечь пользу из неудач, осмыслить, проявить осторожность. В то же время, не стоит упускать возможности, а именно это и происходит, когда мы избегаем трудностей. Используя интеллект, важно проанализировать все возможные варианты развития событий и вероятности как удачи, так и неудачи – важен разумный баланс мотиваций.

Люди с мотивацией избегания хотят скорее не достичь цели, а избежать наказания или разочарования вследствие ошибок или бездействия. При таком подходе вместо планомерной подготовки человек, как правило, «тянет время», бездействует, а в самом конце делает рывок. К сожалению, на этом пути возможно и перенапряжение, и влияние непредвиденных факторов, да и время можно рассчитать недостаточно точно, а всё это – факторы срыва решения задачи. Есть, впрочем, и плюс: у таких людей обычно хорошо развито предварительное моделирование, прогнозирование возможных исходов и вариантов развития событий – и это в ряде случаев помогает им избежать неприятностей. У человека, имеющего мотивацию достижения результата, такой степени развития навыка избегания неприятностей нет.

Мотивация избегания помогает стабилизировать полученный опыт, ускользать от неприятностей, бездумно не рисковать, соблюдать осторожность и умеренность. Такая позиция только обогащает общую мотивационную структуру.

Хорошо, когда мотивационная система имеет гибкие мотивы, применяемые сообразно конкретной ситуации. Для счастья человеку нужна «золотая середина», гармоничное взаимодействие обеих мотиваций, входящих в мотивационную систему. Мотивируя себя достичь желанного результата, мы должны позаботиться о том, чтобы быть «во всеоружии». Память и внимание, мышление и восприятие необходимы для достижения любой цели, какую бы мы перед собой ни поставили. Развивать их можно в увлекательной игровой форме, с помощью ежедневных занятий на тренажёрах для мозга онлайн.

Желаем успехов в саморазвитии!

Эффективные упражнения по преодолению страха неудач и достижения успеха

Как побороть чувство страха перед трудностями и новизной, в советах экспертов и успешных людей:

  • Отступать перед преградой не всегда наносит вред. Иногда это сохраняет жизнь, позволяет двигаться иным путем для достижения своих целей и находить новые стратегии;
  • Преодолеть ложное чувство стыда, побороть свои страхи перед публичностью помогает следующее упражнение: совершите поступок в общественном месте, который вы бы никогда не сделали (спеть песню в автобусе, почитать стихи, здороваться со всеми прохожими);
  • Для успешного человека важен внутренний настрой, положительное отношение к окружающим людям. Доверие формируется с детства и складывается из собственных впечатлений, рассказов родителей. Отношение может меняться в зависимости от возраста, местоположения, самочувствия. Но следует запомнить, успех сопутствует людям добрым, счастливым, позитивным;
  • Побороть свой страх можно действуя методом от обратного. Например, при боязни высоты нужно взобраться на скалу, верхний этаж дома. Боитесь собак, заведите лающего домашнего питомца. В преодолении комплексов помогут сеансы у психолога.

Со временем при постоянной практике неприятные ощущения пройдут, страхи исчезнут. А ваши действия станут более уверенными, точными и действенными.

Красивая девушка блондинка улыбается

Повышение уровня

Для повышения уровня нужно:

  • Думать об удачном исходе начатого дела;
  • Не сравнивать себя;
  • Подмечать даже небольшие собственные результаты, вести дневник;
  • Читать биографии успешных личностей, замечать схожие трудности;
  • Ограничивать круг общения, отдавать предпочтение оптимистичным людям;
  • Изучать психологию, смотреть соответствующие фильмы, видеоролики.
  • Участвовать в различных тренингах, вебинарах. Изучить биографию потенциального тренера, почитать отзывы.

Умение планировать – важный фактор развития

Пять характеристик высокой потребности в достижениях

Характеристика 1. Поход за личным рекордом

Эдмунд Хилари, который вместе со своим проводником, непальским шерпой Тенцигом Норгеем, стал первым человеком, поднявшимся на Эверест – самую высокую горную вершину на земле. Немногие из нас действительно способны сделать подобное, но те, кто это совершают, обладают неоспоримым влечением к успеху. И суть заключается не в увеличении финансового заработка. Речь идет о достижении цели, а потом – ещё более сложной цели, в стремлении к совершенству, не превращаясь при этом в навязчивого перфекциониста.

Характеристика 2. Постановка умеренных целей, понимание и расчет возможных рисков

Это не вычисление вероятностей с использованием холодной математики. Это компромисс между легким и слишком сложным. Давайте представим, что вы собираетесь набросить кольцо на палку. Вы можете выбрать, как далеко или как близко встанете от этого кольца. Некоторые люди встанут очень близко, чтобы каждый раз добиваться успеха. Другие рискнут встать слишком далеко, так что им удается забросить кольцо только в редких случаях, и в основном потому, что им везёт. А кто-то, чтобы достигнуть удовлетворения, выберет расстояние, на котором он будет использовать именно свой навык, необходимый, чтобы преуспеть. С условием, что не возникнет проблем, но и не будет слишком легко.

Характеристика 3. Личная ответственность при поиске решения проблем

Подобный человек получает удовольствие от чувства собственной готовности решать сложные ситуации. В некоторых случаях он идет на это полностью добровольно.

Характеристика 4. Стремление к уникальным достижениям, неутомимость и инновационность

На первый взгляд может показаться, что в природе этих людей есть элемент несоответствия, нонкомформизма. Они не являются хорошими кандидатами для работы в банке, где операции должны выполняться точно так же, как день за днем, без изменений. Вы помните имя человека, который вас обслуживал, во время последнего вашего визита в банк?

Например, Стив Джобс, в свои ранние годы был немного нонконформистом. История гласит, что он смог получить свою первую работу, просто попросив человека, который мог его нанять. При этом он не стриг волосы, а на встречу не удосуживался надеть туфли. Он просто нашел того, кто мог бы нанять его, и попросил устроить себя работу.

Насколько это отличается от нашего привычного понимания собеседования, где мы должны полностью соблюдать дресс-код, и иметь при себе резюме, которому позавидует Супермен?

Конечно, это несоответствие является как благом, так и проклятием стандартизированной организации, имеющей определенные и четко организованные процессы. Поэтому желательно, чтобы у каждого сотрудника с одинаковым названием должности было примерно одинаковое поведение. А человеку с высокой потребностью и желанием вводить новшества следует соответствовать правилам или уйти.

Характеристика 5. Поиск обратной отрицательной связи

Есть такое выражение – настоящий друг – это тот, кто говорит вам о ваших слабостях, а не хвалит за сильные стороны. Среднестатистический человек боится негативных отзывов. Мы не хотим слышать о своих ошибках, провалах и о том, что можно было сделать лучше.

Люди, которым присуща обозначенная выше характеристика, действительно в какой-то степени особенные. Они рассматривают не положительные, а отрицательные отзывы как более ценные. Причина заключается в стремлении сделать себя совершеннее. А чтобы понять, как этого достичь, следует знать, что улучшить или проапгрейдить.

Давайте объединять!

Как я уже сказала в предыдущей статье про “сквозное” и “включенное” время, нет правильных и неправильных метапрограмм. Точно также и здесь.

Да, пессимизм действительно отрицательно влияет на мотивацию. Но оптимизм тоже усиливает ее далеко не всегда. Точнее, оптимизм хорошо работает для людей с мотивацией на результат. И совершенно не работает для людей, которые мотивированы избегать неудач.

Гораздо лучше воспринимать эти 2 разных мотивации как 2 метода достижения одной и той же цели. Правда в том, что вам не выехать на одном вдохновении или на одной заботе о безопасности. Эффективнее сочетать оба метода.

А если вы действуете в команде, то вам просто необходимо объединить людей из обоих “лагерей”. Только есть одно очень важное условие: нужно не стравливать их между собой, а достичь понимания, что люди из разных “лагерей” объединяются, чтобы достичь общей цели.

Более того, исследования показывают, что самые лучшие пары (которые приносят наибольшее удовольствие и удовлетворение партнерам) состоят из людей с 2 разными мотивациями!

А что мотивирует вас? Может, у вас есть работающие методы? И к какому типу принадлежите вы? Поделитесь в комментариях.

Людмила Прима коуч личных достижений

Просмотры поста: 10 184

Признаки боязни неудачи

Личности, которые страшатся не преуспеть, сомневаются, что у них хорошие умственные способности. Атихифобы любят перемеривать собственный IQ с помощью «современнейших» тестов по несколько раз в день. Они страшно боятся разочаровать тех, чье мнение для них дорого. Поэтому говорят им, что «шансов на успех мало».

У личностей, которых крепко держит в своих лапах страх провалиться, море «физических», «психических» симптомов фобии. Когда приходит боязнь неудачи, у них:

  • сдавливает грудь, скачет пульс, все крутится перед глазами;
  • трясутся губы, руки;
  • бросает то в жар, то в холод;
  • плохо работает желудок.

Индивидуумы из-за страха неудач чувствуют полную растерянность, испытывают ощущение, что ситуация контролирует их, а не они ситуацию. Атихифобы также занимаются «самосаботажем» — бросают дело на полпути. Им кажется, что лучше в гору и не подниматься, чем в результате родить мышь. Именно поэтому люди с боязнью неудач — закоренелые «дауншифтеры», у которых закрыт карьерный рост. Для людей-перфекционистов самосаботаж особенно опасен. Он заканчивается полнейшим волевым ступором, когда человек из-за страха «накосячить» отказывается даже от элементарных вещей. Не чистит зубы — боится, что «провалится» — оставит на зубах налет; не справляет малую нужду в общественных туалетах — страшится, что «промажет».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]