Возрастной кризис у ребёнка 7 лет — сложный момент для всех. Ещё вчера ходившие в детский сад малыши вдруг превращаются в серьёзных первоклассников. Появляется много новых обязанностей и требований, претерпевает существенные трансформации режим дня, изменяется отношение взрослых. Не удивительно, что психика переживает настоящее потрясение.
Кто-то из родителей пытается подавить кризис на корню. Другие, наоборот, относятся к нему слишком спокойно как к закономерному этапу в развитии ребёнка. Но ни один из этих подходов не является верным. Нужно разобраться в этом коллапсе и научиться правильно себя вести, чтобы не навредить детской психике и не стать причиной формирования комплексов и разрушающих личность паттернов поведения.
Особенности психологии ребенка в возрасте 7 лет
Как отмечал советский психолог Л. С. Выготский, главная черта переходного периода — утрата детской наивности, предсказуемости. Внутренний мир малыша усложняется: он не так открыт людям, анализирует действительность, думает, прежде чем что-то сказать. Родители не всегда понимают мотивы его поступков.
Дошкольник становится школьником: нужно выбирать место в иерархии класса, развивать самостоятельность, искать надежную опору. Игра перестает быть основным делом, ее место занимает учеба. Наблюдается ряд физиологических изменений — в теле, чертах лица. Повышается уровень силы, выносливости, координации.
Появление новых друзей тоже накладывает отпечаток: поиск единомышленников заставляет задуматься о собственных жизненных ориентирах. Ребенок немного отделяется от семьи, сравнивает ее с другими, критикует родителей, даже упрекает за неправильное воспитание («Мама, ты торопишь меня, а сама собираешься так долго, что мы опаздываем!»)
Основные изменения
Личность ребёнка на данном возрастном этапе претерпевает существенные изменения, и он закономерно демонстрирует характерные поведенческие признаки.
Симптомами кризисного периода являются:
- потеря непосредственности;
- кривляние;
- синдром «горькой конфеты».
Между появлением желания и переходом к непосредственному осуществлению соответствующей деятельности появляется предварительное обдумывание, планирование.
Старший дошкольник может хранить личные секреты, а также продуманно, осознанно, намеренно использовать ложь в собственных целях. Дошкольник может вести себя неестественным образом – пробовать ходить, говорить, рассуждать по-другому.
Все претензии ко взрослым преимущественно озвучиваются капризным тоном. При это ребёнок предъявляет на просьбу взрослых аргументы, которые объясняют, почему он не обязан выполнять требование.
Среди основных новообразований кризисного периода:
- осознанность эмоций;
- становление адекватной самооценки;
- самолюбие;
- новая роль взрослого;
- смена ведущей деятельности;
- самосознание.
Мотив соблюдения общепринятых правил становится доминирующим по сравнению с мотивом получения удовольствия. Ребенок не радуется вознаграждению, которое получает при нарушении правил.
Проявления подобных симптомов закономерно приводят к трудностям в общении. Потеря непосредственности действий разграничивает принципиально отличающиеся друг от друга возрастные периоды.
Осознанность эмоций
Ребёнок старшего дошкольного возраста начинает осознавать и обобщать собственные переживаний. У него формируется устойчивое эмоциональное отношение ко многим вещам, процессам, появляется внутренняя социальная позиция, соответствующая реакция на успехи или неудачи.
Ребёнок начинает понимать, что позитивные эмоции испытывать куда приятнее, поэтому планирует свою активность таким образом, чтобы добиться наилучшего результата.
Становление адекватной самооценки
В этом возрасте происходит активное становление адекватной самооценки. Понять, как себя ощущает дошкольник несложно. Дети с заниженной самооценкой самокритичны, склонны к самокопанию, они постоянное ищут в себе слабые стороны, видят исключительно плохое. У детей с завышенной самооценкой, напротив, наблюдается чрезмерная демонстрация достоинств.
Формирование адекватного самоощущения зависит от учебно-воспитательного процесса – оценки их деятельности сверстниками, родителями, педагогами. Окружающие являются для них незыблемым авторитетом.
Самолюбие
Отношение к себе в старшем дошкольном возрасте во многом зависит от ситуации воспитания в семье. Лучший способ объяснить что-то ребенку – показать на собственном примере.
Сложно убедить детей в том, что нужно ценить себя, если они постоянно наблюдают за уставшими родителями, не знающими отдыха.
Все разговоры о здоровом отношении к себе не имеют смысла, если мама стесняется выйти из дома без макияжа, стремится всячески замаскировать собственную индивидуальность.
Ребёнок оценивает мир по реакции взрослых и, в первую очередь, – родителей. Принимать себя и позволять себе все что угодно – не одно и то же.
Очень важно, чтобы ребенок сразу почувствовал разницу между принятием себя и вседозволенностью, сформировал правильное представление о том, что такое любовь к себе. Тогда со временем они смогут сформировать свои полезные привычки, и забота о себе станет образом жизни, а не импульсивными эпизодами.
Новая роль взрослого
Дети старшего дошкольного возраста чувствуют себя совершенно взрослыми, мудрыми, даже немного усталыми людьми. Они влюбчивы, причём возраст объекта внимания не имеет значения.
При этом они ранимы, чрезмерно чувствительны – обращаться с ними важно максимально деликатно. Испытываемые терзания, желание видеть объект симпатий, общаться с ним, обидчивость сравнимы с силой первой влюбленности у подростков.
Смена ведущей деятельности
Смена ведущей деятельности – это главное новообразование кризисного периода. Игра постепенно уходит на второй план, забываются любимые игрушки. Теперь детям интересно учиться, осваивать новые знания, умения, навыки.
Самосознание
Старший дошкольник олицетворяет себя как важную, значимую для общества персону.
Дети крайне ответственно подходят к выполнению учебной деятельности, с интересом осваивая новую роль настоящего школьника.
Долгожданный период вызывает бурные эмоции – дети тщательно готовятся к наступлению 1 сентября, хвастаются даже незначительными успехами, стремятся быть аккуратными, пунктуальными, исполнительными.
Как проявляется кризис
Какие метаморфозы происходят с ребенком во время кризиса? Основные признаки:
- ребенок перестает быть послушным, отказывается выполнять мелкие поручения в последний момент;
- притворяется, что не слышит, когда к нему обращаются;
- стыдится прежних увлечений, выбрасывает, ломает игрушки («Я уже не маленький»);
- беспокоится о внешности, хочет выглядеть взрослее;
- держит переживания в себе, неохотно советуется с членами семьи;
- тянется к командным играм, группам по интересам;
- понимает уловки родителей, не терпит несправедливость («Почему вам можно сидеть за компьютером допоздна, а мне нельзя?»);
- разбирается в эмоциях, может внятно ответить, какое у него настроение и почему;
- заявляет о праве на независимость (нельзя просто заявить «Ты должна есть суп, мы так сказали!» — это вызовет бурю негодования).
Появляется вызывающее поведение, хитрость, тайные увлечения. Ребенок меньше фантазирует, больше стремится к познанию реальной сути вещей. Пропадает тяга к куклам, машинкам.
Кризис глазами ребенка
Малыш неплохо различает оттенки эмоций, но абсолютно не умеет ими управлять. Выясняется, что мир всегда был опасным, противоречивым, но папа с мамой решали трудные вопросы. Теперь приходится рассчитывать на себя.
В течение кризиса 7 лет дети проделывают огромную работу: рассматривают устройство общества изнутри, обращают внимание на свои слабые стороны, регулярно получают свежую информацию от сверстников. Это тяжелая нагрузка на психику, которая усугубляется постоянной учебой.
Отсутствие свободного времени, интеллектуальный труд, волнение — ребенок осознает, что беззаботная пора закончилась, надо взрослеть. Он сравнивает свои достижения с успехами одноклассников, понимая, что быть лидером во всех сферах невозможно.
Школьный коллектив бывает недружелюбным. Первое столкновение с критикой, атмосферой конкуренции, насмешкой, обесцениванием неминуемо влияет на поведение школьника. Задача родителей — поддерживать ребенка на всех этапах взросления.
Причины кризиса 7 лет
Это переломная точка в графике развития человека. Дети учатся управлять желаниями, понемногу расставляют жизненные приоритеты.
Первоклассник задается вопросом: «Зачем мне это? Ради чего я трачу столько времени и сил на учебу?» Ответ не лежит на поверхности — дети не умеют выстраивать долгосрочные планы. Слова взрослых в духе «Ты вырастешь, поступишь в университет, найдешь работу» звучат неубедительно.
Возникает кризис самоопределения. Ребенок впервые смотрит на свое социальное «я» глазами окружающих. Будущее манит и страшит одновременно, опора уходит из-под ног — родители не кажутся столь идеальными, как в раннем детстве.
Почему важно их знать?
Учитывая значимость взрослого для ребёнка, специфику личности в этот период, важно относиться к детям не только с любовью, заботой, но также проявлять уважение как к достоинствам, так и недостаткам.
Поведение ребёнка может стать показателем наличия психологических проблем, многие из них решить достаточно просто. Однако пренебрежение такой необходимостью может существенно сказаться на дальнейшей жизни ребёнка, стать причиной возникновения серьёзных личностных расстройств.
Симптоматика
Как понять, что ребенок находится в состоянии кризиса?
- В речи возникают конструкции «Я огорчен», «Мне тоскливо», «Я обрадовался». Заметна тенденция к описанию чувств. Школьник способен объяснить текущее состояние: «У меня хорошее настроение, потому что учитель похвалил мою работу».
- Внимание направлено на результаты творческой, мыслительной деятельности. Дети в 7 лет болезненно воспринимают критику, нуждаются в поощрении. Без оценки посторонних быстрее теряют мотивацию.
- Ребенок меняет манеру поведения в зависимости от ситуации: формально отвечает гостям, учителям; ровесникам — более развязно.
- Бунтует, не слушается из-за упрямства (например, не носит шапку, даже если на улице холодно). Живет с оглядкой на друзей, старшие перестают быть беспрекословным авторитетом.
- Напоминает маленького подростка — отстаивает право на личное пространство, ругается.
Иногда добавляются жалобы на учителей. Малыш разрывается между «хочу» и «надо». Хочется играть, но нужно идти в школу. Новые правила раздражают детей, но адаптация проходит довольно быстро.
Общие советы как пережить?
Прежние меры воздействия и воспитания перестают быть эффективными. Родителям приходится находить новые способы контролировать и управлять ребенком. Вместе с тем, ему предоставляется больше самостоятельности.
Что делать:
- Проводить с ребенком больше времени.
- Позволить ему самому решать проблемы, к которыми он в состоянии справиться. Это развивает самостоятельность, силу воли, мотивацию.
- Показывать свою любовь: поддержкой, объятиями, дружескими разговорами.
- Принять, что ребенок имеет собственную личность, он индивидуальность, со своим характером, желаниями.
- Уметь выслушать, если ребенок хочет чем-т о поделиться: проблемами или радостью. Не перебивать, а дать ему высказаться.
- Не нагружать чрезмерно, оставлять время для игр.
- Проводить вместе время.
- Если сын или дочь просят помочь с домашними заданиями, то не делать все полностью за них, а подсказать основные моменты.
- Воспитывать чувство ответственности – у мальчиков, девочек должны быть свои обязанности, но те, с которыми они в состоянии справиться.
Взрослым надо обсудить единую тактику воспитания. Нельзя, чтобы один баловал, другой ругал, один запрещал, другой разрешал. Ребенок должен четко понимать, что от него хотят.
Недопустимо:
- повышение голоса;
- критика, если школьник с чем-то не справляется;
- физическое насилие.
Все эти факторы негативно скажутся на становлении личности.
Важно объяснять подрастающему поколению, что допустимо делать, а что нет, какие существуют правила в обществе, как общаться со сверстниками, учителями.
Также не менее значимо установление и сохранение доверия к родителям. Ребенок не должен бояться сообщить о неприятности, просить совета, помощи.
Особенное внимание уделяется тем детям, у которых родители не живут вместе или находятся в процессе развода. Кризис в этом случае может проходить более ярко и болезненно, так как возникает дополнительный стрессовый фактор.
Продолжительность кризиса
Сложно сделать точный прогноз. Кризис в большинстве случаев совпадает с поступлением в начальную школу — в 6-7 лет.
Затем следует временной отрезок адаптации, зависящий от нервной системы, уровня подготовки к школе. Большинство детей справляется с кризисом за 1 год.
Кризис — не только движение вперед. Провалы неизбежны. Ребенок привыкает к учебе, вдруг одноклассник начинает его оскорблять, и уговоры бесполезны: слово «школа» вызывает слезы.
Понемногу ситуация стабилизируется: чтобы приобрести ценный опыт, нужно пройти через испытания.
Почему ребенок сталкивается с кризисным периодом?
В 3 года малыш начинает отстаивать право на автономность, а к 7 годам у него появляется первая позиция в социуме. Родители внушают своему чаду, что поход в школу равносилен взрослению, поэтому он уверен: принципы из «детской жизни» нужно изменить. Малыш хочет самостоятельно решать, что ему есть, куда и когда идти, как и что говорить старшим. Он живет с убеждением «я взрослый», «сам буду решать», «имеют право».
Причины кризиса:
- Внутренний конфликт. Ребенок хочет сохранить детскую непосредственность, но в то же время впервые сталкивается с ответственностью, поэтому мечтает проявить свою способность к самостоятельному принятию решений.
- Выбор роли. Ребенок создает для себя линию поведения и старается ей следовать. Послабление влияния внешних факторов становится прекрасной средой для формирования наигранности.
- Адаптация к школе. На уроках малыш должен быть спокойным, сосредоточенным и ответственным. Сразу привыкнуть к новой роли ему не удается.
Справляясь с проявлениями кризиса, ребенок учится функционировать в социуме. Именно поэтому 7 лет – это не просто период противоречий, но и этап формирования новой структуры личности.
Советы психолога для родителей
- Критикуйте действие, а не личность. «Ты не оставила сестренке ни одной конфеты, жадная девочка!» — неверно. Попробуйте так: «Жаль, что ты забыла поделиться с остальными. Нам было бы приятно».
- Учите ребенка обсуждать проблемы, разбирать ситуацию на части. Что произошло, какие эмоции доминируют? Подобные упражнения научат мыслить осознанно, наблюдая со стороны.
- Разговаривайте о бытовых вопросах дружелюбным тоном, без давления.
- Не повторяйте сказанное. Ребенок прекрасно помнит, что вы просили вынести мусор. Каждое напоминание злит: создается ощущение, будто родители специально издеваются и не понимают его.
- Удивляйте неожиданными фактами. Не хочется есть овощи? А знает ли ребенок, как витамины влияют на организм? Расскажите в подробностях, найдите видео с объяснением.
- Включайте в расписание помощь по дому, дополнительные занятия после школы — безделье приносит с собой скандалы и капризы.
- Отдых. Следите за гигиеной сна ребенка: мозг работает непрерывно, регулярно требует перезагрузки.
- Задавайте вопросы. С кем удалось подружиться? Что сильнее всего поразило? Какие планы на следующий день?
- Не заставляйте детей реализовывать ваши амбиции юности. Малыш не обязан обожать счет, если вы мечтали стать математиком.
- Чувствуете, что потеряли контроль? Разумно обратиться к школьному психологу. Странности, приступы гнева, повышенная агрессивность — повод для консультации.
Бытовые навыки
Дошкольник должен не только уметь обслуживать себя сам, но и помогать родителям по дому. К числу бытовых навыков, которыми он должен обладать, относится следующее:
- самостоятельно мыться (мыть руки, ноги, умываться), принимать душ, чистить зубы;
- мыть обувь, складывать одежду в шкаф;
- следить за порядком в своей комнате;
- заботиться о домашнем питомце;
- накрывать на стол, мыть посуду;
- помогать взрослым готовить (резать и натирать на терке овощи, чистить картошку);
- застилать постель;
- развешивать и снимать белье;
- пылесосить, подметать, мыть полы;
- поливать цветы;
- собирать фрукты, овощи, ягоды на даче, рвать траву;
- помогать родителям с младшими братьями или сестрами.
Чем больше бытовых навыков имеет ребенок, тем лучше. Начиная с дошкольного возраста нужно приучать малыша к работе по дому. Необходимо выделить ему определенные обязанности, которые он будет регулярно выполнять. Это поможет развить дисциплину и ответственность.
Чего не стоит делать родителям?
Для родителей кризис 7 лет — проверка на прочность. От каких действий лучше отказаться?
Следите за противоречиями, которые вы транслируете. Например: «Ты такой большой, но до сих пор не умеешь убираться!» Ребенок делает вывод: я уже взрослый, пора выполнять обязанности. На следующий день он слышит: «Нельзя общаться с Мишей, он отвратительно себя ведет. Ты еще маленький, подрастешь — поймешь».
Возникает диссонанс: какой же я? Где граница дозволенного? Неопределенность порождает стресс, ребенок не понимает, где нужно слушаться старших, а где — проявить самодостаточность.
Поможет спокойное отношение к происходящему. Дети копируют родителей на протяжении всей жизни, в 7 лет — особенно. Ваше настроение влияет на ребенка. Не переживайте из-за школьных отметок, незначительных замечаний учителя — сосредоточитесь на индивидуальном прогрессе малыша.
Ошибки в воспитании мальчиков
Вроде бы, вы все делаете правильно, растите настоящего мужчину, уделяете много времени сыну. А он плохо учится, дерется в школе, прогуливает уроки, грубит, пререкается. В этом случае ищите причину, в первую очередь, в себе.
Что вы можете делать не так?
- Слушаете советы своих родителей, бабушек и дедушек. Раньше детей растили совсем не так, как сейчас. И принципы воспитания прошлых лет могут не подходить современным детям. Если нужна подсказка и помощь, лучше обратиться к психологу или послушать семинары знаменитых специалистов в области детской психологии.
- Выбираете ребенку друзей. Безусловно, вы боитесь, что сынок попадет под влияние плохой компании. Но, запрещая общаться с другими детьми, вы делаете только хуже. Запретное, как известно, притягивает, поэтому сын будет назло вам общаться с теми, с кем хочет. Дайте ему возможность выбрать друзей самому. Ведь, возможно, лучший друг окажется не хулиганом, как вам показалось, а преданным и верным товарищем на долгие годы.
- Угрожаете физическим наказанием. Применение силы недопустимо, независимо от того, какой проступок совершил мальчуган. Любые вопросы нужно решать мирно, путем конструктивного диалога.
- Говорите неправду. Дети тонко чувствуют, когда родители притворяются или лгут. Если хотите честных отношений, никогда не обманывайте сына.
- Навязываете свою модель жизни. Ребенок – не ваша собственность, это самостоятельная личность, и он вправе делать свой выбор сам. Некоторые родители пытаются с помощью детей воплотить в жизнь свои несбывшиеся мечты. Они не думают, что могут поломать жизнь собственного сына, ведь он будет заниматься не своим любимым делом, а тем, что ему навязали мама с папой. Никакой трагедии не будет, если в династии адвокатов вдруг появится мальчик, который захочет стать художником. Дайте возможность сыну самостоятельно выбрать тот путь в жизни, который он пройдет с удовольствием, а не под вашим давлением.
- Ссоритесь при ребенке. Даже если мальчуган увлеченно читает, смотрит интересный фильм или делает уроки, он замечает, как мама с папой выясняют отношения. Дети копируют поведение родителей, и в будущем будут относиться к противоположному полу так, как относится отец к маме. Уважайте друг друга, делайте приятные сюрпризы, говорите ласковые слова. Пускай ребенок растет в атмосфере любви и согласия, и в будущем он, скорее всего, будет так же счастлив в семейной жизни, как мама с папой.
Воспитывать детей не так просто, но родители могут сделать все возможное, чтобы их сын вырос настоящим мужчиной. Если возникают серьезные трудности, можно обратиться к психологу, который поможет найти выход из любой ситуации.
Оставить комментарий
Вероятные риски
Неподготовленность к новому этапу жизни приводит к тому, что первоклассник просится обратно в детский сад — безопасное, изученное место с низкими требованиями, заботливыми воспитателями и комфортом.
Родители отказывают, возникает замкнутый круг: недовольство — бунт — смирение и пассивность. Ребенок скучает по прежней жизни, отстает в учебе. Социальные связи слабеют, малышу не интересны игры одноклассников.
Негативный опыт может травмировать, лишить желания посещать школу. Пуская ситуацию на самотек, родители рискуют сделать ребенка забитым, неуверенным, страдающим от дезадаптации.
Что это такое?
Качественно новые психологические новообразования возникают именно в процессе развития, а не роста ребёнка, и составляют сущность каждого возрастного этапа.
Психологическими новообразованиями называют психические и социальные изменения, которые напрямую определяют самосознание, отношение к себе, окружающему миру. Новообразования отражают обобщённый результат качественной перестройки личности.
Каждый возрастной период характеризуется специфическими для него психологическими новообразованиями от психических процессов до отдельных свойств личности, которые во многом определяются результатами сенситивного периода. Сенситивный период развития – это этап усиленного восприятия внешних воздействий.
Позитивные изменения после кризиса
Что порадует родителей после тревожного периода?
Вы поймете, каким интересным собеседником становится ребенок, найдете общие увлечения, сможете разнообразить досуг. Место беспомощного малыша займет полноправный член семьи с уникальным взглядом на мир.
При позитивном завершении кризиса возникает жажда знаний, нового опыта, желание помогать родителям. Школа не вызывает отвращения, учителя воспринимаются как мудрые наставники.
Непредвзятое мышление позволяет детям воспринимать жизнь без стереотипов — это качество, утерянное взрослыми людьми. Ребенок поможет сделать выбор, избавит от цинизма, расширит кругозор. Для этого нужно чаще проводить время вместе, быть терпеливыми, продуктивно общаться.
Гендерные особенности
Мальчики и девочки переживают кризис 7 лет по-разному. Предлагаем рассмотреть отличия: они обусловлены биологическими особенностями, традициями воспитания, ожиданиями общества.
Кризис 7 лет у мальчиков
Мальчики не могут усидеть на месте, бегают, с трудом концентрируются на учебе. Им важно казаться лучше других, соперничать. Бесполезно кричать и призывать к дисциплине: детям нужно выплескивать энергию. Полезен спорт, требующий скорости и выдержки.
Помогите мальчику организовать распорядок дня, наладить учебный процесс. Его внимание перескакивает с предмета на предмет — на первых порах нужна помощь взрослого. Не критикуйте за каждую ошибку.
Кризис 7 лет у девочек
Отличница и гордость класса может быть невыносимой наедине с родителями. На маленьких девочек давит груз обязанностей: нужно хорошо учиться, быть опрятной, послушной. Сдерживаясь в школе, ребенок демонстрирует агрессию в домашней обстановке.
С девочкой следует быть чуткими, понимающими. Оба родителя должны показывать заинтересованность в ее жизни. Не жалейте времени для разговоров по душам, если ребенок нуждается в них.
Кризис 7 лет — удар по детской самооценке. Поощряйте любые начинания, дарите любовь и тепло. Поддержка родителей — фундамент здоровой, гармоничной личности в будущем.
Эмоциональный интеллект для детей
Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры
узнать подробнее
Содержание
- Суть и особенности
- Причины
- Симптомы кризиса 7 лет у ребенка
- Продолжительность
- Как справляться: советы родителям от психологов
- Последствия
Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.
Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.