Мотив это в психологии? Мотивация это в психологии? Примеры мотивов. Иерархия мотивов. Что хочет человек? Научный эксперимент. Свобода выбора мотива.
Здравствуйте, друзья!
Сегодня мы с Вами рассмотрим еще одну важную составляющую психической сферы человека!
В нашей жизни мы порой сталкиваемся с трудными ситуациями, когда поведение другого человека, а в некоторых случаях собственное, вызывает недоумение и мы задаем себе вопросы:
— Почему он так сделал?
— Что им двигает?
— Каковы истинные причины его поведения?
— Что его побуждает так себя вести?
В переговорах участник также задает себе подобные вопросы с целью понять оппонента, причины его поступков. Такие вопросы актуальны даже в тех случаях, когда противоположная сторона с удовольствием сама сообщает о причинах своего поведения. Почему? Потому что ответы оппонента могут не отражать подлинную виртуальную реальность, которой руководствуется человека.
Статья «Картина мира это? Виртуальная реальность, определение.»
Предъявленные ответы могут быть частью манипуляции и ложью.
Статья «Манипуляция что это такое? Как люди манипулируют?»
Правильные ответы, полученные на вопросы, позволяют лучше понять человека и соответственно эффективнее управлять процессом взаимных отношений.
Блок 1. Мотив. Что это?
Мотив – это побуждение к деятельности, удовлетворяющей потребности, желания личности.
Мотивация — это совокупность побудительных факторов, определяющих поведение человека.
Мотив – это побудитель! Состояние побуждения, которое испытывает человек, можно назвать в том числе ВЛЕЧЕНИЕМ. Собственное влечение не всегда осознается человеком и порой остается «в темноте».
Источником побуждения человека к деятельности является доминирующая потребность. Потребность в большинстве случаев, но не во всех, является причиной мотива. Мотив является причиной деятельности, но не всегда. Деятельность в основном определена мотивом. Немотивированная деятельность имеет место быть тогда, когда субъект не осознает своих мотивов.
Специфичности связей между мотивом, потребностью и деятельностью нет.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО «Переговоры с покупателем. Как договориться по оплате?!»
Responsive WordPress Gallery Plugin
Структура
Мотив зачастую путают с потребностью. Но это не одно и то же. Потребность , одна из составляющих мотива, но не единственная.
Целостная структура мотива выглядит следующим образом:
- блок потребности. В начале у человека возникает потребность физиологического или социального характера,
- блок внутренней оценки. Затем происходит анализ способа удовлетворения возникшей потребности. А также подбор имеющихся методов достижения, средств и возможностей,
- блок цели. В итоге человек находит и объект, способный потребность удовлетворить.
Рассмотрим на примере биологического мотива:
- Возникает потребность в размножении.
- Индивид оценивает свои возможности (как понравиться партнеру) и предпочтения (какой партнер был бы наиболее подходящим , рисуется образ).
- Индивид ищет подходящего человека в реальной плоскости в соответствии с желаниями и возможностями.
Блок 3. Мотив. Иерархия.
1. Мотивы между собой могут конкурировать, что проявляется в проблеме выбора, иногда острой и хорошо всем известной. Вы сталкивались с ситуацией, когда не могли быстро выбрать, какую маечку надеть на улицу? А есть ситуации и посложней, это выбор между смертью и жизнью собственной, близкого родного человека и какой-то группы людей. Это уже класс моральных дилемм.
2. В ситуациях выбора мотив определяется той ценностной категорией, которая доминирует в данный период времени у личности.
3. Мотивы выстраиваются в иерархическом порядке по степени значимости в каждом конкретном контексте жизненной ситуации. Один из мотивов становится лидером, «ДИРИЖЕРОМ». Весь этот сложный процесс происходит на фоне постоянного эмоционального сопровождения и далеко не всегда доступен для осознания субъекту.
4. Часто происходит рационализация мотивов, подключается рассудочное объяснение. Но иррационализм может главенствовать в поведении.
5. Ведущий мотив является главным регулятором деятельности человека, придавая таким образом личностный смысл поступкам. Однако поступки субъекта далеко не всегда «проливают свет» на ведущий мотив и поэтому преждевременные выводы о мотивах оппонента в переговорах представляют собой зачастую «гадание на кофейной гуще».
6. Декларируемый субъектом так называемый смысл может быть «ширмой», «завесой», «маской», скрывающей истинные мотивы. Человек может не осознавать ложность актуализированного внутреннего смысла поступка, не совпадающего с действительным мотивом. Быть при этом в тисках когнитивных заблуждений. Придание внутреннего смысла чему-либо – это способ объяснить самому себе и окружающим причины своего поведения. Это способ внести рациональность в собственные поступки.
7. Субъект, осознающий собственную иерархию мотивов в различных контекстуальных ситуациях, управляет мотивами и способен сдвигать «лидеров», открывая путь для тех мотивов, которые соотносятся с главными ценностными ожиданиями человека, формирующими глубокий личностный и надличностный смысл.
Мотивы побуждают смыслоподкрепляющую и смыслоформирующую деятельность.
Теории: кратко
Мотивации Маслоу
Основана на описанной им же пирамиде потребностей.
Маслоу считал, что первичны в иерархии , простейшие потребности, им человек уделяет большое внимание.
Также ученый акцентировал внимание на том, что удовлетворение более высшей потребности невозможно без удовлетворения предыдущей (человек не сможет заниматься саморазвитием, если голоден или находится в дискомфортной обстановке).
Ожиданий
Согласно данной концепции, самого факта наличия потребности недостаточно для формирования мотива. Человек ожидает, что тот способ, который он выбрал для реализации потребности , эффективен.
Он надеется, что конкретный метод поможет ему достичь цели. Теория мотивации рассматривает проблему выбор человека из множества альтернативных способов достижения цели. Согласно теории, чем отчетливее личность видит будущий результат, тем больше замотивирована на его получение.
Справедливости
Согласно ей, человек сравнивает потраченные усилия с конечным результатом. И если он затратил больше ресурсов, чем получил на выходе, то возникает дискомфорт.
Дискомфорт трансформируется в чувство справедливости. Простыми словами, возникает вопрос: «,Почему я столько работал, а получил так мало?»,.
Тогда человек начинает искать способ восстановить справедливость: либо заведомо прилагать меньше усилий (поскольку труд все равно не оценят по достоинству), либо требует «,доплатить», за усилия (повышение зарплаты, повышение в должности, выдача премии или других статусных атрибутов).
Данная теория мотивов применяется в менеджменте и рассматривает, в первую очередь, мотивацию сотрудников.
Блок 4. Мотив. Что хочет человек?
Конечный целевой ресурс, к которому хочет получить доступ переговорщик, является мотивом его поведения. Группа зарубежных авторов во главе с Ритой Л. Аткинсон полагают, что человек хочет «и рыбку съесть, и косточкой не подавиться».
Человек хочет получить желаемое и при этом не нести никакой ответственности за совершенные действия, и вместе с тем не хочет получать нецелевые результаты, которые вызовут отрицательные эмоциональные переживания. При этом, чтобы такая идиллия продолжалась бесконечно долго, всю его жизнь.
Статья «Предательство что это такое? Стратегия теории игр.»
Фактически, генеральные потребности, желания, они же и мотивы – это получать УДОВОЛЬСТВИЕ и избегать БОЛЬ.
Способы получать удовольствие существенно разнятся. Желания человека всего лишь предметы, с помощью которых осуществляется доступ к главному ресурсу, который является мотивирующим фактором – эмоцией, переживанием.
1. Для одного индивида способ обрести «рай» — это употребление стимуляторов: никотина, алкоголя, наркотиков, энергетиков, когда моментально в синаптическую щель осуществляется выброс дофамина, серотонина, а затем следует незамедлительная реакция организма, сопровождаемая удовольствием.
2. В другом случае, секс заканчивается оргазмом.
3. В третьем, субъект бежит суточный марафон или участвует в триатлоне на IRONMAN и тем самым получает свою долю эмоционального заряда.
4. В четвертом случае, «посвященный» слушает сонаты великого композитора на органе в соборе и вместе с дрожью в теле накатывает религиозное блаженство.
5. Пятый одевает специальный костюм-крыло (вингсьют) и прыгает в нем с километрового утеса, пролетая в одном метре от края каменной глыбы.
6. Шестой поедает каждый день шоколад и торты с пирожными.
7. Седьмой стремиться обрести максимально возможную ВЛАСТЬ в цифровом мире хакеров, чтобы уподобиться творцу и пережить экстаз.
8. Восьмой разрезает «на ремни своего пленника» и обретает большую радость освобождения от гнетущего психического дискомфорта.
Итог во всех случаях один – ПОЛУЧЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ, после которого очень хочется получить еще раз удовольствие, а потом еще раз и еще.
Артур Шопенгауэр годы жизни: 22 февраля 1788 — 21 сентября 1860 весьма точно заметил:
«То же, наконец, замечается и в человеческих стремлениях и желаниях: они всегда обманчиво внушают нам, будто их существование есть конечная цель воли; но стоит только удовлетворить их, как они теряют свой прежний облик и потому скоро забываются, делаются для нас стариной, и мы в сущности всегда отбрасываем их как исчезнувшие призраки, хотя и не сознаемся в этом. И наше счастье, если еще у нас осталось, чего желать и к чему стремиться, чтобы поддерживать игру вечного перехода от желания к удовлетворению и от него к новому желанию, — игру, быстрый ход которой называется счастьем, а медленный — страданием; чтобы не наступило то оцепенение, которое выражается ужасной, мертвящей жизнь, томительной скукой без определенного предмета, убийственным languor.»
Блок 5. Мотив. Научный эксперимент.
В эксперименте с лабораторной крысой был открыт центр удовольствия в 1954 году Джеймсом Олдсом и Питером Милнером в лимбической системе.
(Olds J., Milner P., Positive reinforcement produced by electrical stimulation of the septal area and other regions of rat brain, «Journal of Comparative and Physiological Psychology», 1954, Vol. 47, pp. 419–427.)
Крысы нажимали на педаль, подсоединенную к механизму, замыкающему ток в электродах, вживленных в мозг. В результате крыса отказывалась от еды, сна, секса и постоянно, каждую секунду нажимала на педаль, доводя себя до истощения, изнурения, судорог, но не расставаясь с педалью. Экспериментаторам приходилось буквально спасать жизнь крысам, прерывая подачу тока в электроды. И только после прекращения стимуляции крыса с трудом возвращалась к обыкновенной своей жизнедеятельности. В тоже время в гипоталамусе существуют и центры неудовольствия, при раздражении которых крысы резко отпрыгивали и категорически не приближались к «плохой» педальке.
Блок 6. Мотив. Удовольствие и Боль.
В случае с человеком доступ к «хорошей педальке» — это реализация желания, которое является мечтой, «раем» на земле, в то время как доступ к «плохой педальке» вызывает ужас и боль, становясь «адом» на земле. И только регулярная обратная связь от условно объективной реальности напоминает, что у субъекта есть ответственность перед другими людьми за получение доступа к удовольствиям и не получение доступа к неудовольствиям. Это в какой-то степени прерывает жесткую ориентацию на получение «рая» и избегания «ада».
Статья «Социальная зависимость это? Стэнли Милгрэм эксперименты.»
В переговорах участник стремиться получить целевой результат, а как вознаграждение – положительное эмоциональное переживание.
Статья «Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии.»
При этом субъект хочет выглядеть хорошо, как человек моральный, этически правильный, не нарушающий границ дозволенного, как он это субъективно понимает. Также индивид вовсе не желает получить еще и нецелевой результат, когда кто-либо на него злиться, испытывает гнев. Это чревато тем, что могут и отомстить, и обидеть в следующий раз. А это уже неудовольствие.
Статья «Теория игр для чайников. Стратегия поведения человека это?»
Совокупность двух векторов противоположно направленных, движение к удовольствию и движение от боли являются конечными целевыми ресурсами – мотивами человека.
Промежуточные желания лишь определяются количеством и качеством предметов «маслят и поганок в корзине жизни». Хорошо, чтобы «маслят» было больше, чем «поганок», но одна «поганка» может собственно прервать саму жизнь, поэтому еще более важным фактором является качество промежуточных желаний – результатов. При этом не стоит забывать, что один «масленок» перед смертью может выглядеть итоговым счастливым результатом всей жизни, в то время, как в корзинке наблюдались одни лишь «поганки». И одна «поганка» может перечеркнуть весь урожай «маслят», поскольку «ложка дегтя бочку меда испортит».
Устойчивость личности к «аду» и «раю», т.е. умение осознанно контролировать свои ключевые мотивы, позволяет балансировать между «Сциллой» и «Харибдой».
Однако ни один из двух векторов не является истинно свободным выбором, а лишь детерминирует поведение, фактически предоставляя ложный выбор как проявление иллюзии свободы.
Заказать
ЗАКАЗАТЬ обучение
Классификация: виды и группы, категории
Классификаций мотивов существует огромное множество, и каждая отдельная теория предлагает собственную.
Рассмотрим наиболее распространенные в общей психологии виды мотивов.
Внешние мотивы , гораздо сильнее по воздействию на человека, поскольку условия диктует окружающая среда. Большинство внешних мотивов примитивны и биологичны по своей сути: утоление голода, жажды, размножение, доминирование.
Внутренние мотивы возникают в голове самого человека и отличаются более сложной формой. Например, желание написать детективный роман.
Сама потребность более высокого уровня и обладает спецификой, персонифицируемой от личности (один человек хочет написать детективный роман, второй , любовный, а третий , неприличное слово на заборе).
Внутренние мотивы образуются из внутренних же убеждений, установок, принципов, ценностей и общего мировоззрения индивида. Это ключевое отличие от внешних мотивов.
Поскольку желание купить квартиру может быть как внешним (статус), так и внутренним мотивом (комфорт, желание уединиться, определенная степень свободы). Внутренний мотив осознается самим человеком, независимо от мнения окружающих людей.
Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Неосознанный (скрытый мотив) обращается к лимбической системе и не фиксируется сознанием. Это инстинктивные потребности.
Руководствуясь инстинктом «,укради»,, человек добывает ресурс, а когда в суде его спрашивают, зачем он это сделал, человек теряется. Либо додумывает мозгом сознательную мотивацию.
Устойчивые мотивы. Продолжительность замотивированности может быть основана как на внешних, так и на внутренних факторах. Длительное негативное влияние окружающей среды (война, голод, отсутствие жилья) способно долго поддерживать активную деятельность человека.