По происхождению
Виды потребностей в психологии классифицируют по происхождению. Главным критерием является характер деятельности, который побуждает субъекта выполнять то или иное действие.
Естественные
Естественными потребности называют те, что обусловлены природой человека. Органические потребности зависят от условий человека, которые вынуждают его сохранять и поддерживать жизнь.
Среди естественных потребностей выделяют:
- пищу;
- воду;
- кислород;
- продолжение рода;
- самосохранение.
Данные примеры не зависят от условий, в которых находится человек, они являются постоянными и повсеместными.
Культурные
Культурными называют те потребности, которые обусловлены социальной природой человека.
Можно выделить несколько уровней социальных потребностей:
Уровень | Описание | Пример |
Первый | Включает наиболее общий круг интересов и культурных потребностей. | Потребности в образовании, культуре или других культурах труда. |
Второй | Второй уровень чуть более подробно раскрывает потребности в той или иной области. | Например, потребности в музыке, кино, театре. |
Третий | Основан на индивидуальных потребностях в культуре. На данном уровне раскрывается необходимость в определенном жанре. | Потребность в кино раскрывается более четко: например, комедийные фильмы, мелодрамы, документальные. |
Четвертый | Данный уровень показывает не потребность в определенном жанре, а необходимость в услуге. | Потребность в услуге балетных театров. |
Такая многоуровневая структура способствует определению культурных потребностей населения и дальнейшему удовлетворению.
Выдержка из текста
Введение
Вопросам развития сферы культуры в последние годы уделяется большое внимание. Мировой опыт рыночных преобразований в экономически развитых странах показывает, что реорганизация в экономической сфере должна идти параллельно с повышением культурного уровня, как всего населения, так и людей, осуществляющих экономические реформы. Снижение внимания государства к организации досуга людей и повышению культурного уровня даже при достижении высокого уровня материального благополучия приводит к возникновению таких социальных проблем, как наркомания, алкоголизм, детская и молодежная преступность и т.д.
Переход к рыночным отношения поставил учреждения культуры перед необходимостью задуматься о культурных запросах и предпочтениях населения, социально-экономических характеристиках аудитории этих учреждений, мотивах их посещения или непосещения, степени духовной удовлетворенности их деятельностью.
Сегодня, большинство организаций культуры не располагают конкретными сведениями о социальных, демографических, экономических и прочих признаках, характеризующих посетителей данных учреждений, замечниях и требованиях населения к сфере культуры, оценкам деятельности театров, музеев, библиотек, клубных и прочих досуговых организаций. Но поскольку конечной целью функционирования объектов и субъектов культуры и искусства является удовлетворение и формирование многообразных духовных потребностей людей, учреждения культуры должны обладать обширным информационным полем о реальном участии различных социальных групп (сегментов) в культурном процессе.
Цель данной работы рассмотреть культурные и духовные потребности человека, а так же множественность определений понятия культура.
Согласно цели работы для решения поставлены следующие задачи:
Описать понятие и сущность культуры;
Рассмотреть классификацию человеческих потребностей;
Проанализировать духовные и культурные потребности.
Культура: понятие и сущность
Слово «культура» употребляет практически каждый человек. Однако в него разные люди вкладывают различный смысл. Существует множество определений культуры и множество подходов к ее пониманию и оценке. По подсчетам американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона в настоящее время имеют место свыше
50. определений. Исследователи проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом:
описательные определения, восходящие в своей основе к концепции родоначальника культурной антропологии Э. Тайлора. Суть таких определений: культура — это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она включает в себя все созданное людьми (книги, картины и т. п.), знание путей приспособления к природе и обществу, язык, традиции, систему этикета, этику, религию;
исторические, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествующих этапов развития человечества, т.е. культура является результатом исторического развития и включает в себя все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению — орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования;
нормативные, акцентирующие значение принятых правил и норм. Культура — это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением;
ценностные: культура — это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения;
психологические, исходящие из того, как человек решает конкретные проблемы на психологическом уровне. Культура — особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям, она складывается из всех результатов такого приспособления;
социально-педагогические: культура — это поведение, которому человек учится (приобретает в процессе социализации), а не получает в качестве биологического наследства (генетически);
структурные, выделяющие важность моментов организации или моделирования. Культура — система определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные признаки культуры, организованные вокруг основных потребностей человека, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры;
идеологические: культура — это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражания;
символические: культура- это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого .
Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Действительно, она является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает модели, идеи и ценности, избирательна, основана на символах, т.е. не включает биологических компонентов человека и передается отличными от биологической наследственности механизмами, наконец, она воспринимается эмоционально конкретными индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются ввиду, когда речь заходит о культурах майя или ацтеков, Киевской Руси или Империи Карла Великого.
По предмету потребности
Потребность является состоянием нужды человека в чем-либо. Классифицируют потребности по предмету.
Материальные
Материальные потребности — это потребности, которые удовлетворяют необходимость в чем-либо в материальном плане.
К такому виду потребностей относят:
- жилье;
- одежду;
- пищу;
- деньги.
Также можно охарактеризовать материальные потребности как желание потребителя приобрести какой-либо товар или услугу, необходимую ему для дальнейшего существования.
Духовные
Духовные потребности характеризуются как желание человека создавать и осваивать духовные ценности.
Составляющие духовных потребностей:
- Потребность в культуре, науке, религии.
- Потребность в новизне. Данная характеристика определяет степень развития познавательной потребности к приобретению новых знаний.
- Потребность в преодолении определяет способность преодоления препятствий для получения новых знаний, для развития интеллектуальных или творческих способностей.
- Потребность в информации позволяет поддерживать уже развитый уровень мыслительной и прогресс отдельных систем чувствительности.
Духовные потребности определяют уровень саморазвития человека.
Социальные
Социальные потребности представляют собой нужду человека в том, что является продуктом деятельности общества.
Социальные потребности человека можно разделить на несколько групп:
Группа | Описание |
Потребность в узнавании | Необходимость человека во встречах со знакомыми, а также в определении собственного места в обществе. |
Потребность в стимуляции | Контроль за активностью человека, стимулирование деятельность, а также поднятие эмоционального тонуса. |
Потребность в событиях | Проявляется в получении удовольствия (или наоборот, недовольства) от событий, которые влияют на течение жизни. |
Потребность в структурировании жизни | Представляет собой необходимость планирования времени. Ярким примером может служить распределение рабочего времени, распределение отдыха и работы. |
Потребность в достижении и признании | Проявляется в получении новых переживаниях, уважении и самоуважении человека. |
Социальные потребности поддерживают жизнедеятельность социальной личности.
Особенности культурных потребностей
Тенденции молодежного развития Читать далее: Особенности молодежи современного российского общества
4. Особенности культурных потребностей.
Важной особенностью культурных потребностей является их дуалистичность. Это проявляется в том, что, с одной стороны, культурная потребность удовлетворяет личностные интересы приобщения к художественным ценностям, познания или создания тех или иных образцов культуры. Но этим процесс удовлетворения культурной потребности не ограничивается. . 186
Другая сторона культурной потребности — ее предметно-деятельная сущность. Потребность в художественном творчестве может быть удовлетворена, если она нашла формы оценочного воплощения и была воспринята не только отдельной личностью (мастером, актером, участником самодеятельности), но и массовым потребителем художественных ценностей (читатель, зритель, аудитория). Учет этих особенностей позволяет дифференцировать потребности художественного творчества с точки зрения их практической реализации. А это, в свою очередь, дает возможность целенаправленно формировать потребности в художественном творчестве, принимая во внимание их обратную связь, проявляющуюся в каждой конкретной культурно-исторической ситуации по-разному.
Значительное место в системе субкультуры молодежи принадлежит познавательным потребностям. Круг их проявления довольно широк. Условно можно выделить три сферы их проявления: система получения знания, чтение, средства массовой информации и искусства.
Что касается первой сферы удовлетворения познавательной потребности молодежи, то она, в основном, реализуется за счет различных форм государственного образования, а, кроме того, за счет повышения квалификации, самообразования в экстерных учреждениях, а также в многочисленных образовательных структурах частного характера или работающих на принципах контракта. Определенное место здесь занимают краткосрочные формы обучения (курсы, семинары, различные школы, работающие за рубежом).
Реализация потребности в чтении, прежде всего, связана со сложной дифференциацией читательского интереса молодых людей. Лишь часть этих потребностей удовлетворяется в нужном объеме в системе образования, что определяется учебной программой учреждений просвещения и курсов повышения квалификации.
Что касается потребности в средствах массовой информации и искусства, то ее удовлетворение чрезвычайно усложнено главным образом за счет «плюрализма», царящего в СМИ и в сфере художественной жизни, за счет отсутствия должных нравственных норм, засилья низкопробной рекламы и произведений сомнительной художественной ценности.
Изучение культурных потребностей молодежи предполагает также обязательное раскрытие содержания нравственных потребностей. Это наиболее сложная категория, которая с трудом поддается эмпирической фиксации, а проявляется в идеологических взглядах и мировоззренческой культуре личности.
Будучи существом социальным, человек в своей деятельности особую роль отводит нравственной регуляции. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость определенной системы нравственных потребностей, которые имеют критериальное значение для оценки поведения человека.
Применительно к характеристикам культурных потребностей молодежи, влияющих на ее субкультуру, целесообразно остановиться на тех потребностях, которые формируют человека как нравственную личность. Нравственность — сторона духовного мира личности, культура — другая его сторона, причем неразрывно связанная с первой. Поэтому без раскрытия нравственной направленности, идеалов и принципов личности невозможно охарактеризовать ее культуру. Подлинная нравственность личности детерминируется развитостью общественных отношений, уровнем демократизации и культуры.
Тем не менее носителем нравственности, как и культуры, является конкретный индивид, и именно он, конкретный человек, представляет собой уникальный сплав различных сторон духовного мира. Вот почему для понимания культурного развития личности необходимо рассматривать ее нравственные потребности.
Система культурных потребностей молодежи довольно многообразна и соответствует, в основном, многофункциональному содержанию духовной культуры. Однако сами по себе эти потребности еще не определяют духовного облика молодежи и ее субкультуры. Вся суть в том, в какой мере они проявляются, как они отражают интересы и ценности личности. В реализации культурных потребностей проявляется сущностная сторона всего процесса культурного развития.
Определяя конкретные подходы к социологическому изучению молодежной субкультуры, надо иметь в виду, что культурное потребление и создание культурных благ неразрывно связаны с активностью субъекта. Элементы культурной инфраструктуры — образовательные и культурные учреждения, средства массовой информации, система пропаганды — могут реализовать свои возможности культурного воздействия не иначе, как через активное участие молодежи в их работе. В свою очередь, степень активности населения определяет действенность того или иного элемента культурной инфраструктуры. Фактическое проявление культурной активности молодежи в разных областях социально-культурной деятельности неодинаково. Наиболее охотно молодежь участвует в зрелищных мероприятиях, посещая более половины массовых представлений.
На состояние молодежной субкультуры влияет наметившееся рассогласование между активностью читательских и зрительских интересов, с одной стороны, и их уровнем и возможностями удовлетворения, с другой. В сфере кино и в еще большей степени в сфере чтения молодежь сегодня сталкивается с особыми трудностями, так как эти социальные институты не готовы в достаточной мере удовлетворить потребности молодежной аудитории. В то же время, культурный уровень части молодежи затрудняет восприятие того, что предлагают эти институты. Это, в свою очередь, влияет на культурное развитие, делает личность молодого человека неустойчивой в культурном отношении.
К сожалению, происходит отмирание традиционных видов молодежного творчества, что главным образом относится к народному ремеслу и промыслам. Это связано с общим процессом утраты традиционной культуры, что является следствием деформации национальных идеалов.
Молодежь создает новые формы досуговой деятельности, которые постепенно приобретают право гражданства и распространяются как основа новой субкультуры. Будучи более мобильной, обладая более широким спектром интересов, молодежь активно ищет новые виды творческих объединений, культурно-познавательных мероприятий, смелее отказывается от старых, изживающих себя традиций культурной работы.
Отмечая в целом позитивное содержание этих процессов как условие формирования молодежной субкультуры, нельзя не замечать тех сложностей, которые возникают при практической реализации этих вновь складывающихся направлений.
Прежде всего, происходит постепенная индивидуализация культурной деятельности. Нельзя сказать, что это плохо само по себе, ведь подлинное творчество, как и потребности, строго говоря, всегда индивидуальны, плохо то, что новые виды занятий все более носят келейный характер. Появляются малые молодежные группы, закрытые для массового участника, для любого желающего. Стремление экономить на культуре усугубляет этот процесс, делает его элитарным. Это часто порождает факты жестокости, вандализма по отношению к ценностям духовной и материальной культуры, формирует бездуховность у определенной части молодежи.
Таким образом, методологическая модель социологического изучения молодежной субкультуры базируется на изучении двух взаимосвязанных аспектов, охватывая систему культурных потребностей, с одной стороны, и интересы и ценности молодежной культуры с другой.
Понятие «культурные потребности» направлено, главным образом, на раскрытие процессов создания, освоения и потребления ценностей культуры. Культурные потребности динамичны, способны проявляться в опредмеченных и индивидуализированных продуктах духовного и материального производства. Особое место в реализации культурных потребностей принадлежит деятельности личности, для которой стимулом активности является интерес как объективная реальность.
В структуре культурных потребностей молодежи происходят перманентные изменения. Прежде всего, они становятся более динамичными, активно и последовательно реагируют на интеллектуализацию общественных отношений, на изменения в быте и обще культурном уровне жизни. Объективно отличительной чертой культурных потребностей молодежи является ориентация на творческие виды деятельности в процессе труда и досуга, приоритет познавательного интереса, высоких нравственных качеств личности. Однако реально это не исключает негативных тенденций, противоречащих задачам культурного развития молодежи и содержанию ее субкультуры.
Культурные потребности молодежи следует рассматривать в диалектической взаимосвязи двух форм их проявления, выражающихся в производстве культуры и потреблении созданных культурных ценностей.
Тенденции молодежного развития Читать далее: Особенности молодежи современного российского общества
Информация о работе «Социология молодежи»
Раздел: Социология Количество знаков с пробелами: 38860 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Ценности и ценностные ориентации современной молодежи
124005
1
0
… цели «непотребительского» плана (иметь хорошую семью, воспитать хороших детей, получить хорошее образование и т.п.). 2.3 Постмодернизация ценностных ориентаций современной молодежи Особое внимание к модернизации и к постмодернизации ценностного дискурса обусловлено тем, что именно ценности актуализируют субъектность личности (или социальной группы). Р. Инглехарт и многие другие социологи, …
Социологический анализ отношения студенческой молодежи г. Красноярска к современному искусству
224161
26
5
… молодых людей, формирует свою систему ценностей, взглядов и мнений, которая, возможно, в недалеком будущем станет моделью всего социума. 1.3. Методы социологического изучения отношения студенческой молодежи г. Красноярска к современному искусству В социологии используется набор различных методов изучения массового сознания. Использование этих методов позволяет на эмпирическом уровне исследовать …
Качественный подход в социологии
64510
0
0
… внутренний мир индивида, его личностные характеристики, оказывающие непосредственное влияние на взаимодействие с социумом. 1.2. Основные методы, применяемые в рамках качественного подхода Многообразие тактик, применяемых в настоящее время в области качественной социологии, в целом можно свести к следующим наиболее распространенным: кейс-стади, этнографические исследования, устная история, …
Социология в системе гуманитарных наук
250330
0
0
… административно-приказное вмешательство в развитие этой науки. Закономерным стало признание плюрализма точек зрения на предмет социологии и её места в системе социальных и гуманитарных наук. Вопрос о дальнейшем развитии социологии как самостоятельной науки и использовании социологических исследований в решении задач социально-экономического развития страны был поднят до общегосударственного уровня …
По критерию времени актуализации
Виды потребностей в психологии зависят от времени актуализации.
Актуализация определяет важность чего-либо в данный момент.
Постоянные
Постоянные потребности представляют собой непрерывную необходимость чего-либо.
Наиболее яркими примерами постоянных потребностей являются:
- поддержание постоянной температуры тела;
- потребность в кислороде;
- потребность в поддержании определенной влажности воздуха.
Данные потребности, в основном, базируются на физиологической необходимости организма и нужды для поддержания нормальной жизнедеятельности.
Устойчивые
Устойчивые потребности связаны, в основном, с социальными потребностями человека. Такие потребности влияют на жизнедеятельность человека, поэтому они и стабильно удовлетворяются, но жизнь без них возможна. Наиболее яркий пример такой потребности — это нужда в общении с представителем того же рода.
Циклические
Циклические потребности представляют собой необходимость человека в чем-либо с определенным периодом. Например, потребность в пище. Человек спустя 4-6 ч чувствует голод — это и есть цикл данной потребности.
Ситуативные
Ситуативными называют те потребности, которые зависят от определенного события в жизни. Например, потребность в выздоровлении. При этом обстоятельством в данной ситуации выступает болезнь.
2. Рост культурных потребностей трудящихся и их удовлетворение
Классики марксизма-ленинизма при анализе потребностей исходят из того, что весьма многообразные потребности людей определяются объективными условиями их существования. Объективные условия формирования потребностей связаны с характером способа производства.
Развитие производственных сил и производственных отношений сопровождается ростом всех видов потребностей в виде нужды членов общества в разнообразных материальных благах, духовных ценностях, социальных процессах и видах деятельности. По мнению В. И. Ленина, тенденция их роста имеет характер экономического закона повышения потребностей.
Материальной основой действия закона повышения потребностей людей является процесс непрерывного совершенствования и изменения средств производства. На основе развития общественного производства происходит расширение и повышение потребностей. Производство формирует потребности и создает материальные блага для их удовлетворения. Потребление, в свою очередь, оказывает воздействие на производство. Однако в условиях капитализма связь между производством и потреблением трудящихся опосредствуется капиталом, экономическим интересом буржуазии.
Отсутствие частной собственности, эксплуататорских классов и отношения сотрудничества и взаимопомощи позволяют социалистическому обществу установить непосредственную связь между производством и потреблением трудящихся. Эту возможность в свое время предвидел Ф. Энгельс. Он писал: «Когда с современными производительными силами станут обращаться сообразно с их познанной, наконец, природой, общественная анархия в производстве заменится общественно-планомерным регулированием производства сообразно потребностям как общества в целом, так и каждого его члена в отдельности».
Социалистическое производство ведется с целью удовлетворения потребностей непосредственных производителей. Наиболее полное удовлетворение потребностей членов общества на основе использования имеющихся возможностей на данном этапе развития — цель социалистического производства.
Социализму наряду с улучшением материального благосостояния свойственно систематическое повышение культурных потребностей трудящихся и их удовлетворение.
К обширной области народного потребления относятся культурные блага, составляющие две основные группы: здравоохранение (медицинская помощь, санитарно-профилактические и гигиенические мероприятия, физическая культура, санатории и дома отдыха, медицинское обслуживание детей в детских яслях, садах и лагерях) и просвещение и искусство (общее и специальное образование, культурно-воспитательные мероприятия, печать, зрелища, радиовещание и телевидение, изобразительное искусство).
В период социалистического строительства весьма важное значение имело удовлетворение потребностей населения в медицинском обслуживании. В дореволюционной России здравоохранение находилось на очень низком уровне, один врач приходился на 7 тыс. человек, а в сельской местности — на 23 тыс. жителей. В колониальных окраинах империи медицинское обслуживание почти отсутствовало. В дореволюционном Казахстане численность врачей всех специальностей составляла всего около 200 человек, а число больничных коек —1,8 тыс.
С первых дней победы Октябрьской революции серьезное внимание уделялось организации медицинского обслуживания населения. Решение этой проблемы требовало значительных средств и времени. В 1926/27 г. процент обеспеченности населения стационарной помощью составлял: поУральскому округу — 23,1,
Кустанайскому — 17,3, Петропавловскому—13,7, Семипалатинскому — 13,0, Алма-Атипскому — 12,4 и т. д. Из 125 районов с казахским населением только 47 районов имели больницы с общим числом коек 552, в среднем обеспеченность населения районов стационарной помощью составляла всего лишь 7,6%. В результате общенародных усилий по созданию современной системы здравоохранения эта проблема решалась довольно успешно. В 1940 г. по сравнению с 1913 г. количество врачей всех специальностей увеличилось в 11,2 раза, лиц среднего медперсонала — в 30,3 раза, а число больничных коек (без коек в госпиталях) — почти в 14 раз.
Расширялась сеть санаториев, домов отдыха, ставших достоянием трудящихся. Численность рабочих и служащих, обслуживаемых санаториями, домами отдыха, базами однодневного отдыха, непрерывно возрастала. Со стороны государственных учреждений, общественных организаций широко практиковалось проведение оздоровительных мероприятий, при этом важную роль играло повсеместное развитие физкультуры и спорта.
В повышении культурных потребностей трудящихся, а также их политической и трудовой активности выдающуюся роль сыграли мероприятия Коммунистической партии и Советского правительства, направленные на ликвидацию неграмотности. Они имели большое политическое значение, так как были связаны с формированием в стране социалистических общественных отношений. В. И. Ленин подчеркивал, что «в стране безграмотной построить коммунистическое общество нельзя».
Исторический документ, давший направление всенародному походу за всеобщую грамотность в стране, был принят СНК РСФСР 26 декабря 1919 г. в виде декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР».
Военно-революционный комитет но управлению Киргизским краем 24 июня 1920 г. принял инструкцию о ликвидации неграмотности в крае. Л 28 сентября 1920 г. был издан приказ Кирревкома «О мерах по ликвидации неграмотности в крае».
По примеру РСФСР в Казахстане было создано общество «Долой неграмотность» (ОДН). В успешном решении этой всенародной задачи проявляли непосредственную заинтересованность общественные организации. В первых рядах ликвидаторов неграмотности, культармейцев шли комсомольцы, активное участие принимали учителя, студенты, учащиеся старших классов. Съезд учителей-ударников Казахстана в 1934 г. призвал каждого учителя обучить грамоте не менее 35 человек. Органы союза «Кошчи» на местах проводили большую организационно-массовую работу по выявлению и ликвидации неграмотности среди населения сельской местности. Они за счет своих отчислений и средств, собранных от населения, открывали школы ликвидации безграмотности, учреждения культуры.
Сеть школ по ликвидации неграмотности была весьма обширной и разнообразной. В 1927/28 учебном году функционировало 1422 пункта по ликвидации неграмотности, кроме того, имелись сотни школ малограмотных, школы для взрослых, школы политграмоты. Подготовка и повышение квалификации работников партийно-советского аппарата производились в совпартшколах.
Только в 1920—1922 гг. обучено грамоте около 75 тыс. человек. Общее количество ликвидировавших неграмотность за первые восемь лет Советской власти составило 245 тыс. человек. Силами культармейцев и учительства, всей партийно-советской общественности в 1933—1940 гг. в республике около 2 млн. человек овладело грамотой. Проблема ликвидации неграмотности среди взрослого населения Казахстана в конце 30-х годов в основном была решена.
Весь процесс ликвидации неграмотности среди населения СССР и Казахской ССР в возрасте от 9 до 49 лет может быть охарактеризован данными таблицы 15.
Таблица 15
Грамотность населения по СССР и Казахской ССР (процент грамотных в возрасте 9—49 лет)
Из данных таблицы 15 видно, что для решения проблемы ликвидации неграмотности населения понадобилось не сотни лет, как пророчили буржуазные идеологи, а около двадцати лет. При этом разница в исходных данных по СССР и Казахской ССР была большая. В 1926 г. процент грамотности населения по СССР составил 56,6, по Казахской ССР — только 25,2. Всего лишь через 13 лет эта разница исчезла, что свидетельствует о более высоких темпах ликвидации неграмотности населения, проведенной по Казахстану.
Ликвидация неграмотности населения в исторически короткий отрезок времени в многонациональной стране в трудных условиях, сложившихся тогда, представляла собой качественный скачок в общественной жизни, совершенный советским народом под руководством Коммунистической партии ни пути социалистического строительства. Однако какой бы значительной ни оказалась эта проблема, она была только частью гигантской многосторонней задачи культурной революции — важнейшей закономерности социализма.
Другая не менее важная задача заключалась в крутом подъеме народного образования на основе его демократизации и коренной перестройки. В 1918 г. проведена реформа школ и высших учебных заведений. Отныне школа отделялась от церкви, она становилась единой трудовой, предусматривалось преподавание на родном языке, вводилось бесплатное обучение.
В начале 20-х годов в обстановке всеобщей разрухи, отсутствия необходимых средств система народного образования страны претерпевала большие трудности. Положение облегчалось посредством передачи школ, культпросветучреждений на местный бюджет, на договорных началах кооперативам, колхозам. А в городах, в порядке временной меры, вводилось обложение родителей учащихся. В Казахстане ввиду слабости базы местного бюджета определенное число школ переводилось на государственное содержание.
По мере достижения хозяйственных успехов в восстановительный период постепенно улучшалось положение учителей, расширялась и укреплялась материальная база школ, совершенствовалась структура народного образования.
Политика Коммунистической партии и Советского правительства, направленная на быстрейшую ликвидацию неграмотности населения, повсеместное развитие народного образования, была встречена трудящимися Казахстана с большим энтузиазмом. Это объяснялось громадной тягой народных масс к знаниям, желанием быстрее освободиться из плена безграмотности, невежества. Трудящиеся массы связывали свое будущее и дальнейшие успехи социлистического строительства с развитием просвещения. Этот энтузиазм, громадная тяга народных масс к знаниям выражались, в частности, в том, что почти повсеместно стали стихийно возникать школы, содержащиеся на средства населения.
Имеются различные данные о количестве школ в Казахстане на начало 20 годов. По одним данным, в 1920/21 учебном году в Казахстане действовало 2410 школ, по другим — 6224 школы. Здесь расхождение большое. Нам кажется, что в первых данных не учтены многие стихийно возникшие школы в кочевых и полукочевых районах. Во всяком случае первые данные слишком преуменьшены. Школьная сеть, складывавшаяся в начале 20-х годов, если исходить из архивных материалов, характеризуется следующими данными: в 1920/21 учебном году насчитывалось 6224, в 1921/22 г. — 2437, в 1922/23 г. — 1960, в 1923/24 г.— 2119 школ. Из этих данных видно, что ввиду стихийного роста в первые годы Советской власти школьная сеть чрезмерно разрослась. Затем под влиянием голода и финансовых затруднений этот рост сменился резким падением в 1921—1923 гг. Начиная с 1923/24 учебного года школьная сеть стала вновь расширяться.
В тот период значительную часть школ в республике составляли школы-двухлетки и трехлетки, а также одногодичные, дававшие элементарные знания по письму, чтению и счету. Наряду с ними действовали типовые школы — школы-семилетки и девятилетки. Во второй половине 20-х годов широкое развитие получили школы крестьянской молодежи (ШКМ), программа которых соответствовала старшим классам семилетки. В кочевых и полукочевых районах действовали школы-интернаты, школы-коммуны.
Все это свидетельствовало о том, что школьное строительство осуществлялось с учетом специфических особенностей Казахстана, и некоторые нетипичные формы, встречавшиеся в сети школ, носили временный характер.
В условиях Казахстана, как и во всех в прошлом отсталых национальных районах, особую остроту приобрела проблема кадров учителей. Исходя из указания В. И. Ленина о том, что учительская армия должна поставить себе гигантские просветительские задачи и прежде всего должна стать глинной армией социалистического просвещения, партийная организация Казахстана поставила задачу, привлекая к работе в школах погрессивно настроенные старые учительские кадры, осуществить подготовку новых советских педагогов. На первых порах основным каналом подготовки и переподготовки учителей были краткосрочные курсы. Педагогические курсы от трехнедельных до годичных и с более длительным сроком обучения стали функционировать с лета 1918 г. в Верном (Алма-Ате), Перовске (Кзыл-Орде), с 1919 г. — в Аулие-Ате (Джамбуле), Чимкенте, с 1920 г. — в Уральске, Оренбурге, Семипалатинске, Актюбинске, Павлодаре, Акмолинске, Атбасаре, Тургае, Кустанае и некоторых других крупных населенных пунктах. Воспитанники-выпускники этих курсов выступали активными бойцами не только на поприще народного образования, но и в борьбе с силами контрреволюции, кулачества и байства, проводниками революционных идей в широкие массы трудящихся.
Несколько позже создаются педагогические техникумы, институты народного образования и некоторые другие специальные учебные заведения по подготовке кадров учителей. В годы реконструкции народного хозяйства сложилась довольно стройная сеть вузов и средних специальных учебных заведений по подготовке учительских кадров, она слагалась из 14 вузов, 30 техникумов, множества курсов, заочной и вечерней системы обучения, институтов усовершенствования.
На период каждой пятилетки в области народного образования ставились и разрешались крупные задачи. Уже за годы первой пятилетки в основном была завершена ликвидация неграмотности в стране и установлено законом всеобщее обязательное обучение детей от 8 до 11 лет в пределах четырехлетней начальной школы. Во второй пятилетке вводилось обязательное обучение в пределах семи летней школы во всех городах и создавалась соответствующая школьная сеть в сельской местности. В годы третьей пятилетки началось осуществление всеобщего среднего обучения в пределах десятилетней школы в городах, завершалось всеобщее семилетнее обучение в сельской местности.
Данные таблицы 16 дают представление о сложившейся системе народного образования в годы довоенных пятилеток.
Из данных таблицы 16 видно, что изменения в системе просвещения Казахстана, происшедшие в период строительства социализма, носили скачкообразный, поистине революционный характер. Об этом свидетельствует тот факт, что по сравнению с довоенным периодом количество школ в республике еще к концу 20-х годов почти удвоилось.
Школьная сеть росла высокими темпами в годы первой пятилетки. Особое внимание уделялось расширению сети средних школ. Количество их в республике в годы второй пятилетки возросло в 10,3 раза, а за три года третьей пятилетки — в 2,2 раза. Численность учащихся к концу 20-х годов увеличилась более чем в
2,5раза, особенно быстро возрастала численность учащихся средних школ. А количество учителей почти удваивалось через каждые пять лет.
Такие темпы в развитии народного образования не имели аналогии в истории.
В условиях Казахстана, как и во всех в прошлом отсталых национальных районах СССР, огромное значение имело развитие среднего специального и высшего образования, что обусловливалось необходимостью создания кадров национальной интеллигенции. В доре
Таблица 16
Количество школ, учителей и учащихся в Казахской ССР на начало учебного года
волюционном Казахстане было всего лишь семь средних специальных учебных заведений с контингентом учащихся в 300 человек. Не было ни одного высшего учебного заведения.
Потребности в кадрах среднего звена и высшей квалификации возникали в ходе развития экономики и культуры во все возрастающих масштабах. Эти потребности удовлетворялись путем организации и формирования сети средних специальных и высших учебных заведений. Уже в первой половине 20-х годов действовали педагогические, сельскохозяйственные, медицинские, промышленно-экономические техникумы. Наряду с ними функционировали многочисленные профессионально технические школы низшего звена, курсы и училища, готовившие квалифицированных рабочих, счетных работников, кооператоров и т. д.
Среднее специальное и высшее образование в республике получило бурное развитие в 30-годах. При этом много внимания уделялось высшему педагогическому, сельскохозяйственному, медицинскому образованию. Потребностями в кадрах высшей квалификации для растущей горной и металлургической промышленности обусловливалось открытие горно-металлургического института.
В связи с открытием 15 января 1934 г. Казахского государственного университета имени С. М. Кирова для казахской молодежи появилась возможность получения университетского образования в пределах родной республики.
Итоги развития среднего специального и высшего образования в Казахстане за годы довоенных пятилеток могут быть охарактеризованы данными таблицы 17.
За годы первой пятилетки в средних специальных учебных заведениях обучалось почти втрое больше студентов, чем в 1927/28 учебном году, а в 1940/41 г. — в 2,9 раза больше, чем в 1933/34 учебном году. Увеличивалась также и численность студентов вузов.
Успехи Казахстана в развитии среднего специального и высшего образования стали возможными благодаря усилиям, предпринятым со стороны союзного правительства, помощи и содействия братских республик, в частности РСФСР и УССР. Большую роль сыграли достижения в области народного образования. Без разветвленной сети общеобразовательных семилетних и средних школ было бы трудно рассчитывать на успех в организации среднего специального и высшего образования.
Подготовка специалистов среднего звена и высшей квалификации позволила все полнее удовлетворять растущие потребности в них народного хозяйства, а также развернуть научно-исследовательскую работу в вузах и научных учреждениях, насчитывавших в 1940 г. 110 институтов и лабораторий.
В подъеме общественного сознания, политической и трудовой активности трудящихся, в воспитании в них коммунистического отношения к труду, в борьбе с пережитками прошлого большую роль сыграли культурно-просветительные учреждения.
В разных городах республики еще в 1918 г. возникали кружки художественной самодеятельности, и выступления артистов-любителей в определенной степени удовлетворяли культурные потребности трудящихся.
Задачи культпросветучреждений в сельской местности сводились не только к эстетическому воспитанию трудящихся, подрастающего поколения, по и к пропаганде агрономических и зоотехнических знаний.
Большой опыт политической борьбы, приобретенный рабочим классом, трудовым крестьянством в ходе социально-экономических преобразований, успехи в ликвидации неграмотности, повседневная воспитательная работа партии расширяли кругозор и повышали их культурные потребности. В соответствии с непрерывно растущими культурными запросами трудящихся происходило расширен не сети культурно просветительных учреждений, повышение идейно-политического, художественного уровня их работы. В городах и поселках возникали библиотеки, рабочие клубы, пародные дома. В колхозах за счет культурных фондов создавались клубы, избы-читальни, красные юрты.
В подъеме культурных потребностей трудящихся и их удовлетворении громадное значение имели кинофикация, радиофикация, интенсивно осуществлявшаяся в городах и сельской местности, особенно в 30-х годах.
Из художественного самодеятельного творчества народных масс вырастало профессиональное искусство Казахстана. Регулярно проводимые многочисленные смотры, конкурсы, айтысы акынов (состязания певцов) давали возможность выявлять и проводить отбор талантливых исполнителей — певцов, музыкантов, танцоров и т. д. — для комплектования профессиональных театральных коллективов.
На основе творческого использования народной музыки и ее аранжировки музыкантами-профессионалами были созданы современные музыкальные жанры и формы.
Создание в 1935 г. Государственной филармонии в составе оркестра национальных инструментов, казахского хора, танцевального ансамбля и солистов-певцов и музыкантов, преобразование в 1937 г. музыкального театра в Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая свидетельствовали о довольно высоком уровне музыкальной культуры, достигнутом казахским народом за столь короткий срок на благодатной почве социализма.
Большие достижения и художественная зрелость драматического театра позволили преобразовать его в 1937 г. в Казахский государственный академический драматический театр. Громадный прогресс в области театрального искусства в Казахстане стал возможным благодаря щедрой помощи выдающихся профессиональных коллективов и видных деятелей культуры русского народа. По приглашению правительства республики в Казахстане работали опытные музыкальные руководители, дирижеры и преподаватели, которые обучали казахских артистов вокальному, сценическому и хореографическому искусству.
Зарождение и развитие в республике киноискусства и изобразительного искусства свидетельствовали о многостороннем характере культурной революции, которой были охвачены все в прошлом отсталые национальные районы СССР.
В политическом воспитании трудящихся, формировании у них коммунистического мировоззрения, подъема общей грамотности и культуры неоценимое значение имело развитие периодической печати и книгоиздательства. Широкие слои трудящихся получили возможность читать на родном языке произведения классиков марксизма-ленинизма, величайших писателей и ученых мира.
Приобщение к сокровищнице мировой культуры способствовало обогащению духовной культуры народа, развитию его национальной литературы в частности. Деятели литературы и искусства, пользуясь методом социалистического реализма, добивались повышения идейно-художественного уровня своих произведений, смело вторгались в глубь общественной жизни и силой художественного слова вдохновляли народ на социалистическое строительство.
Общая картина развития культурно-просветительных учреждений в КазССР видна из следующих данных:
Рост культурных потребностей трудящихся и их
удовлетворение сопровождались развитием национальных языков. На казахском языке велось преподавание в школах, издавалась общественно-политическая, научно-техническая, учебно-методическая и художественная литература. В районах, где преобладало казахское население, делопроизводство велось на языке этого народа.
Развитие казахского языка выражалось в том, что обновлялся и расширялся его словарный состав, более совершенным стал грамматический строй. При этом основа языка оставалась народной, самобытной.
В развитии языка большое значение имел перевод казахской письменности с латинизированного на новый алфавит на основе русской графики. В новом алфавите и орфографии были учтены специфические особенности казахского языка.
Казахский язык стал богаче, обогащенный словарный состав его позволял легко находить эквиваленты самым сложным терминам науки и техники. В свете всего этого очевидна нелепость утверждений буржуазных авторов об «ущемлении языков национальных меньшинств», о «русском лингвистическом империализме».
Идеологи буржуазии, выступая с критикой политики КПСС в области культурного строительства, в частности по вопросу развития языков малых наций, забывают, что «свобода языков» для Коммунистической партии представляла собой лозунг программного значения. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал: «Демократическое государство безусловно должно признать полную свободу родных языков и отвергнуть всякие привилегии одного из языков».
Коммунистическая партия, руководствуясь указаниями своего вождя, исходила из стремления обеспечить равноправие языков и с помощью родного языка поднять культурный уровень всех народов.
Рост культурных потребностей трудящихся и их удовлетворение — важнейшая закономерность социализма. Проведение культурной революции — одно из условий построения материально-технической базы социализма. Именно в этом выражается объективная необходимость культурной революции, происходящей повсеместно в процессе социалистического строительства планомерно, по инициативе свыше при широком творческом участии народных масс. Рост общей культуры народа способствовал успехам социалистического строительства. Успехи индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, в свою очередь, создавали благоприятные условия для развития культуры.
Социалистическая индустриализация способствовала устранению экономического неравенства, а культурная революция вела к ликвидации различия между народами в сфере духовной, в области культуры. Социалистическая индустриализация и пребразование сельского хозяйства создавали соответствующую материально-техническую базу для подъема материального благосостояния и духовного возвышения трудящихся, а культурная революция оказала воздействие на сферу материального производства, которое выражалось в росте творческой, общественно-политической и трудовой активности трудящихся масс.
Величайшим завоеванием социализма явилось формирование нового человека — члена социалистического общества, наделенного такими чертами, как высокая сознательность, широта кругозора, способность понимать и отстаивать общегосударственные интересы. В процессе социалистического преобразования общества на основе вовлечения в общественный труд формировался новый духовный облик женщин национальных районов Советского Востока. В результате коренных изменений, происшедших во всем укладе жизни, сознании, трудящиеся женщины стали активными строителями нового общества.
Период социалистического строительства представлял собой для всех народов национальных районов СССР эпоху подлинного возрождения, эпоху освобождения от социального и национального гнета, небывалого прогресса во всех сферах общественной жизни. В свете всего этого обнаруживается полная несостоятельность, смехотворность антикоммунистических упражнений Р. Пайнса, который писал о том, что социалистическая революция «принесла в мусульманские районы не уничтожение колониализма, но колониализм в новой и гораздо более тяжелой форме; создала режим, который… может быть назван «пролетарским колониализмом».
Великие завоевания культурной революции во всех союзных республиках стали достоянием самих трудящихся независимо от их национальной принадлежности. Учреждения культуры и искусства сыграли выдающуюся роль в преобразовании духовного мира человека не только потому, что благодаря повсеместному их насаждению была создана весьма разветвленная сеть, а главным образом потому, что они стали подлинно народными, широко доступными трудящимся. Все виды искусства органически вошли в повседневную жизнь народа и стали полнее удовлетворять быстрорастущие его культурные потребности. Сбывались слова В. И. Ленина, сказанные им на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. о том, что «раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания
культуры станут общенародным достоянием и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации».
Достигнутый относительно высокий уровень образования, общей культуры народа, научный потенциал общества представляют собой часть национального богатства.
Существует взаимозависимость между материальным производством и ростом культурных потребностей трудящихся масс и их всесторонним удовлетворением. Общий подъем культуры оказывает значительное влияние на темпы экономического развития страны. Сфера образования дает возможность успешно осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров, что выступает как важный фактор развития общественного производства и повышения его эффективности.
Построение социалистической экономики дало возможность для ликвидации антагонистических противоречий между производительными силами и производственными отношениями, открывая простор для гармонического развития всего общественного производства, обеспечивая всеобщую занятость, непрерывное расширение материальных и культурных потребностей трудящихся, создавая вместе с тем необходимые условия для все большего их удовлетворения.
<< К содержанию Следующая страница >>
Пирамида Маслоу
Абрахам Маслоу является американским психологом, а также основателем гуманистической психологии. Гуманистическая психология — это одно из направлений в западной психологии, которое признает основным предметом личность как индивидуальную систему.
Виды потребностей в психологии по теории Маслоу можно разделить на 7 уровней. Чтобы подробнее разобраться в данной теории, необходимо визуализировать подобную структуру.
Физиологические
Физиологический уровень, по теории Маслоу, — это то, что связывает жизнь человека с его социальностью.
Характеризуют данный уровень следующие примеры:
- сохранение физического и психического благополучия;
- нормальная продолжительность сна должна составлять порядка 7 ч в сутки, а также для этого требуется соблюдение условий: кровать, одеяло;
- для дыхания требуется свежий и чистый воздух;
- чтобы восполнить необходимые запасы в организме человеку требуется поглощать пищу, поэтому процессы питания важны;
- людям требуется одежда, чтобы защититься от неблагоприятных факторов погоды.
Физиологические потребности являются одной из наиболее сильных групп потребностей человека. Также биологические нужды — это основная и ценная группа, поэтому она и является «основой» пирамиды Маслоу.
В безопасности
Потребность в безопасности — это необходимость человека ощущать защищенность, а также комфорт для себя и близких. Нужда в безопасности проявляется после удовлетворения всех физиологических потребностей.
Наиболее яркие примеры:
- получение страховки на имущество и здоровье:
- возможность получения социальных гарантий на работе;
- у детей — появление тревожности при отсутствии матери, так как они теряют материнскую защиту;
- защита собственного дома проявляется в обеспечении тепла, закрытии дверь на замок.
Нужда в безопасности проявляется в свободе от страхов и тревог. Также в необходимой стабильности и защите, структурности и порядке.
Социальные
Социальные потребности представляют собой необходимость человека в труде, духовной культуре, досуге и социально-экономической активности.
В чем проявляются социальные нужды человека:
- включение в семейную жизнь;
- необходимость в положительных отзывах;
- нужда в новых знакомствах и поддерживании связи с родственниками, друзьями;
- участие в массовых встречах, посещение различных мероприятий;
- необходимость навещать друзей.
Социальные потребности являются третьей ступенью, поэтому их удовлетворение возможно в тех случаях, когда физиологические нужды и необходимость в безопасности выполнены.
Престижные
Необходимость в высокой оценке и уважении в обществе, а также в определенном мнении о человеке.
Примеры, которые наиболее характерны для данного уровня:
- победа на конкурсе;
- получение какой-либо квалификации, звания или статуса в обществе;
- необходимость в ведении личного блога;
- желание войти в профессиональный рейтинг.
Удовлетворение потребностей данного уровня напоминает о желании быть важным обществу, а также получить своего рода призвание.
Творческие
Творческий уровень включает в себя потребности в создании новых ценностей (материальных и духовных). Творческие потребности характеризуются как высшая форма деятельности личности, при которой требуется тщательной подготовка.
Выделяют следующие потребности, характерные для данного уровня:
- необходимость в получении образования;
- участие в различных семинарах и симпозиумах;
- получение новых знаний путем прохождения курсов.
Кратко охарактеризовать познавательные потребности можно 4 глаголами: знать, уметь, исследовать, понимать.
Эстетические
Эстетический уровень позволяет прийти человеку к гармонии и радости путем рассмотрения искусства и красоты.
Эстетические потребности могут быть:
- посещение театров, выставок и концертов;
- увлечение коллекциями, создание гербариев;
- создание уюта в доме, украшение квартиры предметами искусства, созданными собственноручно.
Эстетические потребности представляют собой заинтересованность человека в ценностях (эстетического характера) и различных формах творческой деятельности. Наиболее характерное хобби для данного уровня — увлечение сферами искусства. Э
Духовные
Духовный уровень — это высшая степень потребностей в пропорциональном развитии человека.
К духовным потребностям относят:
- осуществление планов и желаний;
- нахождение собственного пути;
- определение собственного мнения о значении определенных вещей и явлений в жизни.
Духовные потребности — это нужды человека, которые осуществляются в последнюю очередь. Необходимость данного уровня удовлетворяют в тех случаях, когда нужды иных уровней хотя бы относительно удовлетворены.
Социокультурные потребности современной молодежи
Степанова Юлия Юрьевна,студентка Новосибирского государственного университета экономики и управления, г. Новосибирск[email protected] Научный руководитель: Ильиных Светлана Анатольевна,доктор социол. наук, профессор Новосибирского государственногоуниверситета экономики и управления, г. Новосибирск
Социокультурные потребности современной молодежи
Аннотация.Статья посвящена рассмотрению особенностей социокультурных потребностей современной молодежи. Автором изучены составные элементы социокультурных потребностей и выяснено, в результате чего они изменяются.Ключевые слова:культурные потребности, социальные потребности, социокультурные потребности, студенческая молодежь, ценности.
Проблематика исследования социокультурных потребностей молодежи является не только достаточно актуальной, но и малоизученной темой. Преимущественно в социологическом знании преобладают исследования либо социальных, либо культурных потребностей, что вполне оправдано. Потребности, будь тосоциальные или культурные, имеют особую значимость, так как они определяют важнейшие аспекты взаимодействия индивидов, их отношениек жизни.Особенную значимость имеет исследование социокультурных потребностей молодежи, так как именно эта группа является индикаторомобщественных перемен, которые происходят с течением времени, этоособенная общность индивидов.В определении Р.В. Ленькова отмечены основные особенности молодых людей:возрастныерамки и статус в обществе, переход от детства и юности к социальной ответственности[3]. Потребности, в том числе и социокультурные, предопределяются освоениемновых для индивида ролей, высокимуровнем мобильности, построением собственной семьи, сменойценностей, потребностей, интересов, возможностямиперспектив карьерного и профессионального планаи другие.Этап, когда детский и юношеский возраст сменяются более зрелымотношением к жизни, характеризуется и сменой значимых для индивида ценностных ориентаций, основных интересов, главных потребностей. К примеру, молодежьперестает воинственноотноситься к советам своих близких,начинает больше ценить родительскую семью, с уважением и пониманием принимать их наставления. Этокасается и других изменений. Со временем, потребности в развлечениях сменяются потребностями в образовании, в саморазвитии.От ценностей, интересов, потребностей, мотивов молодежи зависит будущее состояние не только самого молодого человека, но и обществав целом, его трансформация, будущее всей страны. Необходимо сказать, что ценностные ориентации это отражение в сознании индивида ценностей, которые признаются им в качестве стратегически важных жизненных целей, общих ориентиров мировоззрения[2]. Ценности направляют, ориентируют, организуют поведение индивидов, выступают критериями оценки деятельности, как своей, так и других людей. Они выступают и основанием для оценки,осмысления целостного образа социального мира, мира взаимодействий.В настоящее время такие аспекты, как ценности, потребности, интересы, мотивы,имеют динамическое развитие: потребности сменяют друг друга, одни ценности становятся более значимыми, другие ивовсе теряют свою актуальность, интересы постоянно изменяются.
Особенно такая тенденция являетсязаметнойв XXIвеке, когда происходят кардинальные изменения всей общественной структуры, системы ценностей, мировоззрений и других важнейших аспектов.
Так, например,смену доминирования духовных ценностей приходит усиление материальных ценностейиндивида. Онистановятся базисом современного общества.Рассматривая социокультурные потребности молодежи, укажем, что этой проблематикой занимались отечественные ученые: Л.И. Петров [4], Н.И. Никифорова [7], Р.А.Топчий [8], Е.А. Шмелева [1]и др. Исследованием потребностей молодежи, как особой социальной группы, занимались Р.В. Ленькова [3], Т.С. Стрункина [5, 6]и др.Исследователи приходят к выводу о том, что социокультурныепотребности это синтез социальных и культурных потребностей. Отталкиваясь от базового понятия «потребности», выделим его важнейшие характеристики. Воспользуемся определением Т.С. Стрункиной, которое дает в своей работе «Социокультурные потребности как объект междисциплинарного синтеза»[6].Автор выделяет такие аспекты термина. Вопервых, это объективные нужны индивидов, необходимые для определенных условий, которые обеспечивают их жизнь и развитие. Вовторых, это свойства личности, которые определяют ее отношения к деятельности. Втретьих, это состояние психики индивида, которые отражаютнужду в энергии, других факторах, необходимыхдля функционирования личности. Представленные аспекты термина, по нашему мнению, достаточно широкоотражают изучаемое понятие.Как мы указывали выше, социокультурные потребности это синтез социальных и культурных потребностей. Л.И.Петров рассматривает социальные потребности какпотребности в общении, социальном обслуживании, в самореализации, в альтруизме, в свободе, в дружбе, водобрении окружающих или стремление к власти и др[4]. Н.И.Никифорова трактует их как нужду в чемлибонеобходимом для поддержания жизни и деятельности личности, социальной группы, общества в целом[7].Что касается культурныхпотребностей, то онивыражаются в стремлениик образованию, освоениюхудожественных ценностей, к духовному развитию. Н.В. Шарова дает следующее определение культурным потребностям это потребности, обусловленные социальной природой человека [9].Такие потребности появились врезультате социальноисторического развития человека филогенеза.Можно отметить сходство социальныхи культурных потребностей. Вопервых, и те и другие во многом зависят от культурной среды. Вовторых, тесно переплетаются между собой. В третьих, связаны ссоциальным статусом и уровнем образования,а такжеобщим развитием личности[1].
Но, несмотря на некоторые сходства, можно выделитьотличия: социальные потребности могут быть рассмотрены как врожденные, в то время как культурные формируются под воздействием культуры, в процессе социализации индивида, с помощью агентов социализации.Таким образом, синтез социальных и культурных потребностейпозволяет говорить об особых потребностях социокультурных, которые, вбирая в себя социальную и культурную среду, сопутствуют человеку в течение всей его осознанной жизни.
Р.А. Топчий и И.Л. Шелеховдают следующее определение социокультурным потребностям это потребности, которые характеризуются стремлением человека отыскать отражение культуры общества в своем бытии через непосредственное взаимодействие с социумом[8].
Отметим, Т.С. Стрункина добавляет, чтоиндивид стремится отыскать отражение культурыобщества в собственной жизни в процессе социального взаимодействия [6].Социокультурные потребности определяют направление дальнейшей деятельности граждан и обуславливают появление таких социальных явлений, как прогрессрегресс, творчествоконформностьи др.[5].Они охватывают творческие, духовные, этические, эстетические стремления индивидов и, несомненно, способствуют его дальнейшему развитию.Многие из таких потребностейприобретают весьма изменчивыйхарактер, будучи подвластными общественным трансформациям, новым условиям жизни, уровню образования, социального окружения, моды, современным тенденциями др.[1]. Именно они определяют направление дальнейшей деятельности и жизни.
Такие потребности изменяются на протяжении жизни человека по мере трансформации общества.Например, можно сказать, что нанесение татуировокэто социокультурная потребность, которая изменяется как с течением времени в обществе (в разные времена можно наблюдать изменение отношения к татуировкам), так и с возрастом индивида (молодые люди лояльнее относятся к нательным рисункам).
Социокультурная потребность к татуировкам заключается и в возможности самовыражения индивида, в желание обозначить свою позицию, выразить свою индивидуальность. Нередко потребность нанести тату переплетается с желанием показать себя, свое отношение к миру.Нельзя не отметить, что в некоторых культурах татуировки имеют особое значение, имеют сакральный смысл.Первую татуировку я сделала в 17 лет, когда уезжала поступать в университет в другой город.Моя татуировка это феникс, символ свободы. Онаозначает, что закончился один из этапов моей жизни (юность). Я вступила во взрослую жизнь и стала самостоятельной. Еще одна моя татуировка сова. Сова символ мудрости, для меня, прежде всего, в отношение квыбору спутника жизни (Аврора, 20 лет, студентка).Проходя через призму особого мировоззрения молодежи, социокультурные потребности прочно базируются на ценностях, идеалах молодых людей и делают их еще более подвижными и активно меняющимися. Так,с течением времени меняется такая социокультурная потребность, как стремление перенимать культурный опыт других народностей, стран, культур. Раньше я считала, что моя культура это нечто неинтересное, устарелое. В подростковом возрасте я с трепетом относилась ковсему зарубежному: музыке, фильмам, тенденциям в моде. Став взрослее я поняла, что «свое не значит плохое»: в моей культуре есть то, чем я могу гордиться, то, что я могу ценить и уважать. Конечно, перенимать культурный опыт необходимо(в разумных пределах), но и другим странам есть чему у нас поучиться (Елизавета, 21 год, студентка).На эту потребность влияют общественное мнение; ценности, нормы, традиции, которые присутствуют в обществе; личный опыт,мировоззрение индивида и т.д. В одно время люди будут активно протестовать противпринятия какихлибо составляющих другой культуры; в другое будут перенимать культурный опыт, не осознавая его, как нечто негативное, чуждое, неприятное.Индивид активно действует на потребности, особенно на социокультурные потребности, и принимает участие в их преобразовании, а, значит, и сам усовершенствует культуру и социальную среду.Изучение ведущих потребностей молодежи в дальнейшем позволит построить современную модель предпочтений нового общества.
Итак, социокультурные потребности молодого поколения имеют особую значимость, так как находятся в основе становления личностии социума в целом. И культура, и социальная среда являются наиважнейшими факторами развития индивида, его способностей, ценностей, свойств, социокультурных потребностей. Нокак на человека действуют эти аспекты, так и сам индивид воздействует на них, выборочно избирая то, как относиться к тем или иным стимулам.
Несомненно, нужно отметить, что индивид сам принимает участие в изменение и усовершенствование социальной среды и культуры.Изучение основных социальных и культурных потребностей, а также их синтеза, в дальнейшем позволит увидеть будущие изменения всего общества и социальной среды.
Ссылки на источники1.Актуализация потенциала социокультурной сверы: монография / под ред. Е.А. Шмелевой. Шуя: ШПГУ, 2012. 47с.2.Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова. М.:Русский язык, 2000. [Электронный ресурс] URL:https://www.efremova.info/(Дата обращения: 30.03.16)3.Леньков Р.В. Социология молодежи: учебник для академического бакалавриата / Р.В. Леньков. М.: Издательство Юрайт, 2015. 416 с.4.Петров Л.И. Потребность как предмет социокультурной рефлексии // Омский научный вестник. 2012. №3. С.238242.5.Стрункина Т.С. К проблеме социокультурных потребностей молодежи: философскоисторический анализ / Т.С. Стрункина //Научный поиск. 2014. №4. С.1622. 6.Стрункина Т.С. Социокультурные потребности как объект междисциплинарного синтеза/ Т.С. Стрункина // Технолгический центр. 2015. №2. 7.Никифорова Н. И. Ценностные ориентации населения монопромышленного города: Автореф. дис. …канд.соц.наук. Казань, 2005 // Электронная библиотека: диссертации. URL: https:// diss. rsl.ru (дата обращения: 01.04.2016).8.Топчий Р.А. Оценка первоисточников научной психологии в истории мировой философии // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 6 . С. 190196.9.Шарова Н.В. Общая психология: психология личности / Н.В. Шарова. Ярославль: ЯГПУ, 2010. 79 с.
По сфере деятельности
Виды потребностей в психологии зависят от сферы деятельности. Сфера деятельности представляет собой направление трудовой деятельности, которая решает некоторые процессы и задачи, а также направление на определенные результаты.
Коммуникативные
Коммуникативные потребности представляют собой те потребности человека, которые связаны с предоставлением информации, необходимой для осуществления той или иной деятельности.
К коммуникативным потребностям относятся:
- эмоциональный контакт;
- изучение окружающей среды;
- удовлетворение смысла жизни.
Данный вид потребностей побуждает вступать в речевое общение для нахождения решений вербальных и невербальных задач.
Профессиональные
Профессиональные потребности представляют собой перечень тех нужд, которые требуются конкретному сотруднику.
Например, к потребностям педагога относят:
- потребность в социофилии (удовлетворять нужды воспитанника);
- регулярное повышение квалификации;
- обучение базовым навыкам пользования компьютером.
В зависимости от профессии потребности изменяются.
По появлению
Виды потребностей в психологии можно классифицировать по появлению. Некоторые из нужд появляются у человека сразу, поэтому они являются базовыми. Другие же — в процессе активной жизнедеятельности, поэтому их считают приобретенными.
Базовые
Базовые потребности человека — это те нужды, которые связаны с физическим выживанием. Базовые потребности также присущи всех людям без исключения, даже если он не чувствует их.
Существует 9 потребностей данного типа:
- тепло;
- защита;
- пища;
- безопасность;
- близкие люди;
- принадлежность к определенной группе;
- стимулы;
- уважение и самоуважение;
- духовное развитие.
Базовые потребности, независимо от исследования психологов, считаются наиболее важными и нужными.
Приобретенные
Также существует группа приобретенных потребностей. Их также называют «вторичными» нуждами, которые по своей природе являются психологическими.
К приобретенным потребностям относят:
- достижение;
- власть;
- преданность.
Вторичные потребности приобретаются с опытом.
Теория Э. Фромма
Эрих Фромм — социолог, философ и социальный психолог из Германии. Гуманистическая теория личности — важнейший труд выдающегося психолога, в котором он рассматривает поведение человека под влиянием культур, раскрывает потребности общества.
В коммуникации
Потребности в психологии представляют собой нужды человека, которые зависят от окружающих факторов и личного развития. Одним из видов таких потребностей является нужда в коммуникации.
Эрих Фромм считал, что каждому человеку присуща потребность в преодолении одиночества и изолированности. Удовлетворить такую потребность можно путем общения, проявления любви и дружеских отношений. При невозможности наладить коммуникацию возникают различные формы нарциссизма как результата неспособности к установлению связей.
В творческих занятия
Также Эрих Фромм считал, что несмотря на социальную сторону человека, каждая личность должна быть предоставлена самому себе. Таким путем человек способен развиваться независимо от общества.
Потребность в индивидуальности определяет дальнейшую судьбу человека. Неудовлетворение данной потребности приводит к определению человека по общей характеристике — социальному классу, нации, религии.
В причастности к чему-то значительному
Потребность в причастности к чему-то значительному позволяет человеку определить и сформулировать направленность мыслей для более четкого восприятия мира. Удовлетворением таких потребностей являются личностные мотивации человека.
В стремлении к идеальному
Потребность в стремлении к идеальному можно также охарактеризовать как нужду в преодолении ограниченности собственного существования. Удовлетворение данной необходимости позволяет человеку стать творцом, быть активным. Обратной стороной является необходимость в саморазрушении.
В осознании окружающего пространства
Потребность в осознании окружающего пространства характеризуется разрывом естественных (родственных) связей и поиску новых межличностных отношений, защиты. Данные виды потребностей описаны в работе Фромма «Здоровое общество» и выделяются им как специфические нужды человека.
Потребность представляет собой состояние психологической или функциональной недостачи чего-либо. Видов потребностей масса — они зависят от множества факторов, например, природы человека, времени, окружающего воздействия. В психологии преуспели несколько психологов, которые определи собственную классификацию потребностей человека — Абрахам Маслоу и Эрих Фромм.