Пирамида потребностей Маслоу и её применение в жизни


Потребность в удовлетворении физиологических нужд

Первый уровень пирамиды Маслоу – уровень физиологических потребностей. Человек, лишенный пищи и воды, элементарных средств к существованию и обделенный плотскими удовольствиями всецело поглощен заботой об удовлетворении своих насущных потребностей. Ему некогда задумываться о том, что существуют уровни потребностей более высокого порядка – самоактуализации, познания, эстетики или признания. Испытывая чувство голода, он забывает даже собственной безопасности. Все его мысли и действия в этом случае целиком и полностью определяют инстинкт самосохранения – физический голод, а не эмоциональный.

Первый уровень в пирамиде человеческих ценностей Маслоу отражает закономерность. Это отнюдь не прихоть и не проявление полного отсутствия волевого контроля и потворство желаниям. Так проявляет себя насущная физиологическая потребность или «физиологический позыв». Здоровый организм человека самостоятельно регулирует гомеостаз, температуру и состав крови – водно-солевой, кислотно-щелочной и белковый баланс, содержание сахара, жиров, кальция и кислорода и др. Если каких-либо питательных веществ, необходимых для поддержания гомеостаза не достает, человек ощущает «парциальный голод по недостающему элементу», проявляющийся как специфический аппетит. В такой ситуации «… все свои возможности организм направляет на утоление голода, его эффекторы и рецепторы, память, ум и привычки становятся инструментами по утолению голода. … Тогда страсть к желтым ботинкам и интерес к родной истории блекнут или пропадают вовсе».

Человек ест, чтобы избавиться от ощущения пустоты в желудке. Но, соглашается Маслоу, – это основная, но не единственная причина. Он ест еще и потому, что ощущение сытости позволяет косвенно удовлетворить его потребности в комфорте и безопасности. Также и заниматься любовью человека может побуждать не только желание освободиться от сексуальной неудовлетворенности, но и стремление удовлетворить свою потребность в тепле, сочувствии или власти, мотив почувствовать себя увереннее, значимее, сильнее.

Потребность в пище, уверен Маслоу, изменяет личную философию будущего. Для человека, измученного голодом, раем становится место, где еда доступна без ограничений. В такие моменты он искренне верит, что в этом и состоит человеческое счастье. Свобода, любовь, уважение, братство превращаются для голодающего в пустой звук ибо он «жив хлебом единым». С другой стороны, регулярное удовлетворение физиологических потребностей открывают для человека возможности для удовлетворения потребностей социального уровня. Но лишь до тех пор, пока удовлетворяются первые.

Спорные стороны пирамиды

Логичная теория не так безупречна, как кажется на первый взгляд.

Сам Абрахам Маслоу подчеркивал, что человеческая мотивация не строго упорядочена. В ряде случаев ступени пирамиды меняются местами: так, при опасности мы забываем про сильный голод и стремимся в первую очередь обрести защиту. Также известно, что у некоторых людей жажда признания сильнее желания любви (это отличает карьеристов).

Далее, не всегда мы перешагиваем на следующую ступеньку, обеспечив себе достаточный комфорт на предыдущей. Ученый приводит в пример творческих людей, живущих впроголодь и не оставляющих любимого занятия, а также героев, готовых умереть за свои убеждения. Он замечает, что чем полнее были удовлетворены потребности в детстве, тем легче поступиться ими в дальнейшем.

К тому же другой психолог, Клейтон Пол Альдерфер, утверждает, что движение по лестнице возможно не только снизу вверх, но и обратно, если более высшие потребности не удовлетворены.

Вызывает споры категоричное отнесение сексуального инстинкта к жизненно необходимой первой ступени. Пример великих святых, монахов (Сергия Радонежского, Серафима Саровского и т. д.) доказывает обратное.

Пирамида удобна в изучении, но не универсальна. Для многих людей применим иной порядок ступеней, а иным некоторые из потребностей вообще не свойственны в силу характера, темперамента и других особенностей.

Потребность в безопасности

Потребность в защите, стабильности, упорядоченности существования и безопасности Маслоу расположил на второй снизу ступеньке иерархии. Все эти потребности, которые он объединил в категорию «потребность в безопасности» начинают заботить человека после того, как он удовлетворил свои физиологические потребности. Все то, что верно для физиологических позывов верно и для этой категории потребностей. Как и первые, в определенных условиях они могут доминировать, определять поведение, направлять все ресурсы организма на создание зоны комфорта и безопасности. В этом случае, считает Маслоу, организм для человека – есть инструмент, обеспечивающий его безопасность.

Как и в случае с голодным человеком, человек, чувствующий и живущий в ожидании опасности меняет свою философию ценностей и философию будущего, рассматривает все происходящее с ним через призму потребности в безопасности. В экстремальных случаях, когда стремление к безопасности приобретает навязчивый хронический характер, человек не помышляет более ни о чем другом.

Потребность в безопасности у удачливого и здорового представителя культурного общества, в целом, удовлетворена. Психологически здоровый человек, живущий в стабильном обществе, где работают законы чувствует себя относительно защищенным. Он не опасается жары и морозов, непредсказуемых политиков и преступников, хаоса и хищников, бродящих по улицам. В условиях стабильного общества, отмечает Маслоу, потребность человека в безопасности существенно не влияет на мотивацию или же проявляется в мягких формах – поиске работы с достойными социальными гарантиями, работы, дающей возможность отложить на черный день, пользовании страховкой, etc.

Напротив, потребность в безопасности обретает реальные формы в стране, где существует угроза свержения власти, в условиях анархии и беззакония. В такие моменты истории угроза социального хаоса может спровоцировать реверсию потребностей, наделив особым приоритетом критерий безопасности.

Секрет фирмы

Информационная безопасность обычно связывается с некоей секретной информацией, которая может сделать богаче конкурента. Я думаю, что в нашей действительности вообще не может быть ни одного секрета, который действительно представлял бы информационное сокровище. В большинстве случаев сакральная информация является обычным компроматом. То есть, нет больше секретов. Особенно в России.

Другой подход, рассматривающий безопасность-от-собственных-сотрудников — вот основной на сегодняшний день способ развития в коммерческом варианте оказания услуг. Единственно пристойный и адекватный: если я недоволен, я не покупаю.

И, наконец — безопасность от госструктур. История отношения берущего и дающего уходит вглубь веков. И прозрачными или одинаковыми для всех, законными до последней копейки такие отношения не были никогда. В нашей экономике безопасность бизнеса, я говорю о реальном бизнесе производства товаров и услуг, не гарантирована ничем: страна сыта нефтью и газом, пока сыта — никакого развития реального производственного процесса без волевого решения не будет, как не будет и места для применения созидательного разума многих («утечка мозгов»).

Потребность в принадлежности и любви

Насытившись и защитившись от возможных угроз, хаоса и нестабильности, человеку, согласно Маслоу, впору подумать о любви и признании, привязанностях и принадлежности. «Мотивационная спираль начинает новый виток», на котором он осознает, насколько важны друзья, любимый человек, семья, дети. Он ищет тепла и дружеских отношений, семью, которой он был бы нужен, социальную группу «по интересам». Те времена, когда он претерпевал нужду и реагировал на слово любовь ироничной усмешкой остались в прошлом. Будучи сыт, материально независим и социально защищен, человек осознает свое одиночество тяготиться своей отверженностью, пытается отыскать свои корни, друзей, родственную душу. Человеку, оказывается, крайне важно осознавать и чувствовать, что он живет с близкими и понятными ему людьми, в окружении «своих», принадлежит определенной социальной группе, коллективу, классу.

Тяга человека к единению с себе подобными имеет древнюю и глубокую животную природу, то самое стадное чувство, которое испытывали наши далекие предки. Разрыв родственных связей, разводы, рост мобильности современной нации, углубление пропасти между поколениями, урбанизация и технологизация общества, девальвация традиционных ценностей рождают тот вакуум, в котором человек испытывает острейшую потребность в любви и общении. Ее неудовлетворение приводит к дезадаптации, а в долгосрочной перспективе – к серьезным психологическим патологиям.

Дополнительной преградой на пути реализации своей потребности в любви и принадлежности становится амбивалентное отношение к ним в современном обществе. Искреннее и открытое проявление своих чувств зачастую не приветствуется и загоняется в искусственные рамки. Так формируется «запрет на нежность», разграничение понятий любви и сексуального влечения, секса и привязанности.

Потребность в признании, уважении и почитании

Любой человек, не будучи постоянным клиентом психотерапевта, нуждается в признании и устойчивой, чаще высокой оценке достоинств, которыми он располагает. Потребности в уважении окружающих и самого себя Маслоу делит на два класса. К первому он относит стремления и желания, связанные с достижениями. Они проявляют себя в жажде признания за человеком его адекватности, компетентности, интеллекта, дающих ощущение уверенности, свободы и независимости. Ко второму классу Маслоу относит потребность в репутации и престиже, проявляющейся в уважении окружающих, потребность в статусе, внимании, признании, славе – все того, о чем упоминал в своих трудах автор концепции индивидуальной психологии Альфред Адлер. Удовлетворение потребностей этого уровня рождает ощущение собственной значимости, уверенности в том, что он нужен этому миру.

Напротив, неудовлетворенная потребность в признании становится постоянным источником слабости, неуверенности, беспомощности и уныния. Прогрессируя, такое состояние запускает тектонические невротические процессы. Чрезмерный акцент на мнении окружающих, в комплексе с недооценкой реальных способностей, возможностей и навыков – верный путь к глубокой депрессии и серьезным соматическим сбоям. Здесь Маслоу приходит к выводу: здоровой и адекватной можно считать только самооценку, основывающуюся на заслуженном признании и уважении, а не на лести окружающих, единичном успехе или достижении.

Потребность узнавать и осваивать новое, развиваться

Всех психологически здоровых людей, по мнению Маслоу, влечет к непознанному, таинственному, необъясненному. Эти характеристики объектов и событий составляют основу их привлекательности. Напротив, то, что разложено по полочкам, доподлинно известно и истолковано неизбежно вызывает скуку. С другой стороны, навязчивая тяга к привычному и знакомому, неприятие и страх неизвестного и незнакомого, неструктурированного и необычного – один из признаков компульсивно-осбессивного симптома и других психических нарушений.

Складывается впечатление, и это подтверждает ряд клинических наблюдений, отмечает Маслоу, что фрустрация когнитивных способностей – одна из причин серьезной психопатологии. Люди с развитым интеллектом, лишенные возможности проявить свои способности и навыки на скучной и примитивной работе очень часто становятся жертвами патологической симптоматики – апатии, утраты смысла жизни, неудовлетворенности собой, соматической депрессии, сопровождающихся интеллектуальной и ценностной деградацией. Удовлетворение когнитивных потребностей на новом месте работы или другими способами в таких случаях достаточно быстро приводит человека в адекватное состояние.

Потребность знать и понимать – пишет Маслоу – проявляется уже в позднем младенчестве. И у детей она выражена, пожалуй более зримо, чем у взрослых. Причем развивается она, судя по всему независимо от внешнего воздействия, не вследствие обучения, а более сама по себе в результате естественного взросления и получения опыта. Любопытство – качество, которому детей учить не нужно. И, к сожалению, именно это качество, подаренное природой с рождения так упорно и последовательно нивелируется в садах и школах.

Процесс удовлетворения когнитивных потребностей, сопровождаемый познанием нового, озарением, инсайтом – источник высших, предельных переживаний. Именно эти мгновения сопричастности к высшей истине, по мнению Маслоу, можно считать лучшими мгновениями нашей жизни.

Реклама-под-угрозой

Законом о рекламе запрещено «продавать под угрозой», и поэтому сообщения об угрозе и рекламные сообщения в СМИ разделены во времени. Рекламный ролик, продающий угрозу, мы видели лишь от МНС. Видимо, закон здесь не властен.

Ну а содержание новостных и событийных передач, продающих безопасность (читай — напоминающих об угрозе), разбивают все мыслимые барьеры и уничтожают ощущение безопасности. После этого начинается рекламный блок, который внедряется в уже ничем не защищенное сознание. Ежу понятно, что содержание новостного блока в жанре совковых репортажей с полей и заводов, космодромов и школ воздействует гораздо слабее, и размещенная после такого «безопасного» блока реклама дала бы гораздо более слабый результат.

Потребность в удовлетворении эстетического начала

Клинические наблюдения Маслоу привели его к выводу: потребность в удовлетворении эстетического начала у некоторых людей проявляется сильнее чем у других. Лишенные эстетических удовольствий, погруженные в мир уродливых вещей и грубых, невоспитанных людей, такие индивидуумы в буквальном смысле слова заболевают. Лучшим лекарством для них становится возможность вновь соприкоснуться с теми ценностями, которые им внутренне близки. Интересно, что эстетические потребности проявляются у практически каждого здорового ребенка.

Свидетельства существования эстетических потребностей можно обнаружить в любой культуре, на любой стадии развития человечества, начиная с его рождения. Этот вид потребностей тесно связан с когнитивными и конативными потребностями и неотделим от них. Внешне потребность в эстетическом удовлетворении может проявлять себя очень похоже – в стремлении к порядку, симметрии, законченности, структурированности, системности.

В своих крайних проявлениях эти потребности могут представлять для психиатра повод для беспокойства, поскольку: «… если мы видим, что человек вполне осознанно испытывает непреодолимое желание поправить картину, которая по его мнению висит не идеально ровно, то так ли однозначно можно интерпретировать эту его потребность? (А. Маслоу)».

Потребность в самоактуализации

Даже если все вышеперечисленные уровни пирамиды Маслоу пройдены и все уровни потребностей удовлетворены, существует большая вероятность, что человек через какой-то время вновь почувствует неудовлетворенность. Вроде бы все есть, но не хватает чего-то главного. Он остро ощущает потребность заняться тем, к чему лежит душа. Художник ощущает потребность писать картины, композитор – запечатлеть гармонию в звуках, поэт – в стихах, скульптор – в своем изваянии, изобретатель – в экспериментировании и создании новых полезных людям изобретений. Так проявляет себя потребность в самоактуализации – склонность человека соответствовать собственной природе.

Таким образом, самоактуализация – это стремление человека к самобытности, самотождественности, воплощению в реальности потенциальных возможностей, лучший мотив для личностного роста. Согласно Маслоу, стремление к самоактуализации – гуманистическая потребность, направленная на создание «продукта», который может быть полезен обществу, улучшить жизнь людей. С другой стороны, самоактуализация – это своего рода обязательство человека перед самим собой стать тем, кем он может быть.

Потребность в самоактуализации является врожденной, но проявляет себя только после того, как все уровни потребностей пирамиды Маслоу, расположенные ниже пройдены. Вместе с тем, таланты, гении – люди, с ярко выраженными способностями и потребностью в самоактуализации ощущают эту потребность и на нижних уровнях пирамиды. Для людей с ярко выраженным творческим потенциалом, потребность в самовыражении доминирует в их мире ценностей над любой другой. Здесь Маслоу вынужден согласиться с тем, что такие люди творят «… вопреки неудовлетворенным базовым потребностям».

ГосСТРАХ

Никто так не преуспел в безопасности, как страховые агентства. Будь sure, уж они точно вроде бы щит. Но на поверку, их услуги на реальном рынке довольно часто навязаны (автогражданка, обязательное страхование взятых в аренду помещений, ОМС). Это вызывает протест, и даже создание партии Похмелкина, защищающей нас от явно преждевременной и неэффективной системы, сужающей поле личной ответственности в угоду демонстративной отеческой заботе страховых компаний.

Я врезался — я виноват — я плачу! И не хочу я содержать страховщиков!

Обязательное Медицинское Страхование стало безусловным тормозом в развитии медицины: для больниц, клиник и так мало средств, а мы вынуждены кормить еще и страховщиков. Нельзя полностью соответствовать зарубежным шаблонам, если нет объективных, складывающихся со временем отношений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]