Кто такой Маслоу, придумавший пирамиду потребностей?

Пирамида Маслоу – это своеобразная диаграмма, где в иерархическом порядке выставляются все потребности человека. По словам американского психолога Абрахама Маслоу точного изображения данной диаграммы существовать не может, так как это порядок динамического характера и зависит он от особенностей каждого конкретного человека.

После периода счастья, радостного волнения и ощущения полноты жизни неизбежно придет восприятие достигнутого как само собой разумеющегося и возникнет беспокойство, неудовлетворенность и желание чего-то большего.

АБРАХАМ МАСЛОУ

несмотря на четкую структурированность модели Маслоу, использовать ее на практике затруднительно
Пирамида Маслоу

Детство и юность

Биография Абрахама Маслоу началась на заре XX века, он родился в штате Калифорния в многодетной рабочей семье. Предки будущего психолога, представители еврейской национальности, в молодости стремились обосноваться в развитой капиталистической стране.

Самуил Маслов и Роза Шиловская иммигрировали в Америку из России и поселились на окраине Бруклина. Отец, профессиональный бондарь, отсутствовал дома с утра до ночи, зарабатывая средства на содержание жены и несовершеннолетних детей.

View this post on Instagram

A post shared by Docuventa.gr (@docuventa.gr) on Jun 8, 2022 at 2:11am PDT

Абрахам Маслоу
Скопив достаточную сумму денег, семья сменила место жительства. В нееврейском обществе мальчик впервые столкнулся с рядом серьезных проблем. Абрахама часто дразнили из-за выразительной нетипичной внешности и поведения, выбивавшегося из устоявшихся систем.

В итоге в детстве Маслоу был замкнутым, одиноким, несчастным ребенком, книги из местной библиотеки заменили друзей и подруг. Информация, почерпнутая ребенком из произведений классиков литературы, помогла со временем разобраться с тем, что творилось вокруг.

В школе потомок работящих евреев был любимцем преподавателей, с поразительной легкостью он осваивал самые сложные темы. Мальчик увлекался естествознанием, анатомией и математикой, наслаждаясь разбором арифметических алгоритмов и теорем.

В старших классах по совету родителей он углубился в историю права и поступил в юридический колледж в середине 1920-х годов. На 1-м курсе юноша познакомился с экспериментатором Эдвардом Брэдфордом Титченером, англо-американским «структуралистом», автором научных трудов.

Под влиянием старшего товарища Абрахам сменил специализацию и переехал в город Мадисон, где располагался Висконсинский университет. Заручившись рекомендательными письмами к профессору Гарри Фредерику Харлоу, уроженец Бруклина без экзаменов попал на психологический факультет.

Освоив систематический подход к изучению поведения людей и животных, студент получил диплом бакалавра в 1930 году. Проявившиеся амбиции помогли с легкостью написать и защитить диссертацию, рецензенты считали, что выпускник в будущем превратится в научную звезду.

Примеры из жизни

Чтобы суть пирамиды Маслоу была понятнее, нужно рассмотреть примеры из жизни:

Пример №1.

Некая женщина очень любит совершать покупки, и почти каждый день ходит на шоппинг. Если бы она познакомилась с пирамидой Маслоу, то поняла бы по какой причине она так любит приобретать нужные и ненужные ей вещи.

Ей бы стало понятно, что покупка брендовых туфель — это всего лишь потребность в удовлетворении такой потребности как признание. Занявшись самоанализом, ей стало бы проще понять свои желания и научиться ими управлять, сэкономив при этом существенную сумму денег.

Пример №2.

Супруги давно мечтали отдохнуть в Таиланде, и вот подруга жены сообщает, что у нее имеются две горящие путевки. Женщина просит подругу придержать путевки несколько часов, чтобы она могла переговорить с мужем. Муж приходит с работы очень уставший и голодный, и когда жена ему рассказывает о путевках, он злится от того, что перед ним вместо ужина стоит вопрос, требующий финансовых вложений.

Недослушав жену, он сразу же ей отказывает. Если бы женщина имела представление о пирамиде Маслоу, она бы сначала удовлетворила физиологические потребности мужа (еда и отдых), и только потом задала важный вопрос.

Пример №3.

Парень, который с отличием окончил экономический университет, и хорошо знаком с пирамидой Маслоу, влюбился в девушку. На первом свидании, он спросил о том, чем его пассия любит заниматься в свободное время. Девушка отвечает, что любит ходить по магазинам, общаться с подругами и смотреть сериалы. Парень же собирается записаться на курсы повышения квалификации, любит ходить на выставки художников и планирует продвигаться вверх по служебной лестнице.

Применив на практике принцип пирамиды Маслоу, он понимает, что у него и у сидящей напротив девушки разные потребности и их отношения бесперспективны. Он принимает решение больше не приглашать эту девушку на свидания. Через некоторое время он встречает целеустремленную девушку и их потребности оказываются идентичными. Отношения очень быстро закончиваются счастливым браком.

Личная жизнь

О личной жизни Маслоу обществу известно немного, в юном возрасте он влюбился в младшую двоюродную сестру. В семье родственников, дяди и тети, воспитывавших Берту Гудман, молодой человек сразу пришелся ко двору.

My wife Bertha and I
Опубликовано Abraham Maslow Вторник, 10 марта 2009 г.

Абрахам Маслоу и жена Берта
В юности Абрахам боялся сделать избраннице предложение, несмотря на это, официальная свадьба состоялась в 1928 году. Переполненный счастьем студент университета понял, что великое будущее будет обеспечено благодаря чувствам, поддержке супруги и труду.

С появлением жены американский психолог внутренне и внешне преобразился, эмоции многократно усилились после рождения дочерей. Наследницы интеллектуального состояния, повзрослев и получив образование, стали отцовскими коллегами и продолжательницами идей.

Преимущества и недостатки пирамиды Маслоу

Как и у любой другой теории, у пирамиды Маслоу есть достоинства и недостатки.

Достоинства теории:

  • Возможность разработки нескольких теорий мотивации, применимых на практике.
  • Упорядочение потребностей человека с понятным переходом от одного желания к другому.
  • Возможность применения в маркетинге. Позволяет понять какие потребности необходимо реализовывать в данной время.
  • Помощь в составлении долгосрочных прогнозов и планировании.

Недостатки пирамиды Маслоу:

  • Отсутствие эмпирических исследований.
  • Субъективный отбор личностей, которые принимали участие в исследованиях.
  • Отсутствие количественных показателей степени удовлетворения той или иной потребности.
  • Отсутствие объяснения причины, когда удовлетворив некоторые потребности, у человека не появляется мотивация для дальнейших действий.
  • Отсутствие объяснения неординарных поступков.
  • Противоречия в самой иерархии — например, многие творческие личности могут так погружаться в процесс, что забывают про сон и еду.

Научная деятельность

Первый самостоятельный проект Маслоу удостоили ученой степени, работа основывалась на наблюдениях за колонией обезьян. Исследуя сексуальную жизнь приматов с точки зрения бихевиоризма, молодой человек анализировал каждую особенность.

После защиты диссертации Абрахам обосновался в Нью-Йорке, где познакомился с представителями еврейских интеллектуальных кругов. Альфред Адлер, Макс Вертгеймер, Курт Гольдштейн и Карен Хорни стали соратниками и коллегами в конце 1930-х годов.

Поначалу ученый увлекался трудами Джона Бродеса Уотсона, а потом понял, что они ориентированы на лабораторный эксперимент. Практическое рассмотрение концепции сложной человеческой натуры завладело умом мужчины в нужный момент.

У Маслоу зародилась мысль об исследовании феномена самоактуализации, это не понравилось коллегам, единомышленникам и учителям. Тем не менее профессиональный психолог выдвинул новые идеи и проложил для них дорогу.

Став профессором Бруклинского колледжа, Абрахам представил гуманистическую теорию личности, опираясь, в отличие от психоаналитиков, на сознание нормальных людей. На первом этапе изучения этой многогранной и сложной темы он написал ряд интересных, но недопонятых статей.

Пришлось разделить исследовательскую работу на три в равной степени важных этапа, объединение которых привело к появлению знаменитой пирамиды Маслоу. Иерархия человеческих потребностей и проявлений индивидуальных аспектов была представлена американцам в начале 1950-х годов.

Новые понятия соединились с определениями самоактуализации, бытийных ценностей, метамотивации и реализации дефицитных нужд. Мир «пиковых переживаний», описанный в зрелых работах, для многих ученых-современников был чужд.

В книге «Мотивация и личность» содержались наброски теории, впоследствии принятой Карлом Роджерсом и коллегами из разных стран. Противники нового подхода к аналитической психологии видели в выдержках и цитатах алогизмы и явный обман.

“You will either step forward into growth, or you will step backward into safety.” — Abraham Maslow
Опубликовано Ninesight: Enneagram for Transformation Пятница, 29 мая 2015 г.

Психолог Абрахам Маслоу
Несмотря на это, диаграмма, иллюстрировавшая потребности человека, приобрела популярность у представителей прогрессивных интеллигентных кругов. Проект посчитали вкладом в развитие экономики и менеджмента наряду с десятками специализированных основополагающих трудов.

Движение от физиологии и стремления к безопасности к познанию, эстетике и самоактуализации выявило в современном обществе обособленные группы людей. К числу индивидов, постепенно прошедших уровни пирамиды, относились Авраам Линкольн, Олдос Хаксли и Альберт Эйнштейн.

Наглядное графическое изображение эволюционного развития личности стало величайшим достижением науки в начале 50-х годов. Оно появилось в ряде учебников по классической психологии, распространенных на территории американских и европейских городов.

Автор возглавил факультет и кафедру в исследовательском Университете Брендайса и стал президентом ассоциации психологов из десятка разных стран. Таким образом, статьи и книги, написанные Абрахамом Маслоу, явились достоянием французов, русских, немцев и англичан.

Американец тесно сотрудничал с периодическими изданиями — «Журналом трансперсональной психологии» и рядом еженедельных газет. Благодаря грамотным консультациям десятки талантливых проектов, подтвержденные экспериментами, вышли в свет.

На закате жизни Маслоу поддерживал команду исследователей из калифорнийского института Эсален, основанного в 60-х годах. Он также уделял внимание работе тематических научных сообществ, основные идеи которых известны в просвещенных кругах.

Введение

В предыдущей статье мы уже упоминали об обстоятельствах, при которых в психологии возникло гуманистическое направление. Его важной особенностью была убежденность его последователей в том, что помимо базовых потребностей и потребностей в реализации животных инстинктов, любой человек обладает и совершенно другой мотивацией, а также, потенциалом к ее реализации.

Имелось ввиду следующее, невозможно исчерпывающе описать человека, исключив те его черты, которые отличают его от животного, а именно такие вещи, как стремление понять основополагающие вопросы бытия и мироздания, стремление к самоактуализации, самосовершенствованию, стремление к творчеству и к прекрасному. Более того, последователи гуманистического направления считали, что стремление к вышеперечисленному имманентно присуще человеческой природе, наравне с животными инстинктами.

Среди всех гуманистических теорий и воззрений на природу личности и на ее мотивы, теория Абрахама Маслоу, пожалуй, наиболее известна.

Интересные факты

  • Трудное детство отразилось на биографии психолога, с ранних лет он ненавидел и боялся родную мать. От психозов, нервных расстройств и депрессий Абрахама спасла привычка игнорировать агрессию женщины, фантазировать и читать.
  • Доктора психологии из Бруклина любили и уважали студенты, он отвечал им взаимностью на протяжении десятков лет. Для юношей и образованных девушек разных возрастов и национальностей у профессора Абрахама находился ценный отеческий совет.
  • В 60-х годах Маслоу работал в передовой американской компании, вел семинары и тренинги на основе собственных книг. Особенностью преподавательской деятельности в бизнесе прогрессивных технологий считались доступное изложение и метафорический язык.
  • Журналисты интересовались секретом успешной карьеры Абрахама, он говорил, что в ее основе лежат добрая воля и интеллект. Столь реалистичного взгляда на вещи основатель гуманистической психологии и исследователь потребностей человека придерживался на протяжении долгих лет.

Предпосылки теории Маслоу

Теория развития человека по Абрахаму Маслоу основывается на пяти гуманистических принципах, которые были изложены в предыдущей статье о предпосылках гуманистической психологии. А поскольку вершиной его теории является такое понятие, как стремление человека к самоактуализции, то естественно, что основной вопрос, который возникает к этой идее заключается в том, какими именно мотивами руководствуется человек, выбирающий подобный ориентир в своей иерархии ценностей. И наибольшее количество вопросов к новой тории потребностей возникало с точки зрения психоаналитической теории Фрейда, которая, на тот момент, занимала весьма авторитетную позицию в мировой психологии.

Для сравнения, базовым стремлением человека Фрейда, помимо удовлетворения физиологических потребностей тела, было снятие постоянного психологического напряжения, которое возникало вследствие действия оппозиции ИД — Супер Эго. Любая личность в такой системе была вечным заложником этого противостояния, устранить которое полностью с позиций психоанализа было невозможно.

Также, апеллируя к психоанализу, необходимо обратить внимание на тот факт, что в этой системе стремление к высшим ценностям было обусловлено целиком и полностью позицией супер эго. Это означало, что во-первых, это стремление было приобретенным через воспитание, а во-вторых, вторичным, поскольку истинными, первичными потребностями человека, согласно учению психоанализа, были бессознательные стремления ИД.

В такой системе координат места для высшей и при этом, не обусловленной насущной необходимостью тела потребности, не было и быть не могло. При всей недоказуемости положений психоанализа, логика Фрейда была, если и научно не безупречной, то вполне, очевидной и понятной.

С другой стороны, теория личности Фрейда была построена в основном на материалах его работы, как психиатра, с людьми, страдающими различными психологическими проблемами, зачатую весьма серьезными.

В этом то и была основная претензия Абрахама Маслоу к психоанализу. Вполне логично он считал, что нельзя построить правильную теорию, не принимая в расчет того факта, что в мире не так уж и мало психически здоровых людей. Именно по этой причине сторонники гуманистической психологии делали такой существенный акцент на психическом здоровье человека, и это играло такую важную роль, что стало одним из пяти базовых принципов нового направления.

Конечно это не означало отрицания очевидного факта существования психологических и психических проблем, но позволяло взглянуть на них с совершенно другого ракурса.

И таким ракурсом стала теория потребностей, которая заняла главное место в воззрениях Маслоу на человеческую личность.

Очевидно, что в человеческом мире существует немалое количество людей, цель жизни которых реализация своих творческих и духовных возможностей и способностей, причем, что интересно и неожиданно, эта реализация предполагает частичный отказ (а иногда и весьма впечатляющий) от приоритета базовых потребностей. Кроме того, движение в этом направлении сопряжено с определенными рисками и нередким выходом за пределы, так называемой, зоны комфорта.

Итак, если вы хотите делать то, в чем заключается ваше призвание, то не является редкостью, что вам приходится выбирать довольно тернистую и трудную дорогу, на которой люди претерпевают немало лишений. Эти факты хорошо всем известны, что означает, что те кто выбирает этот путь, хотя бы примерно, осведомлены о его трудностях и опасностях заранее. Несмотря на это, такие люди всегда есть и их немало. Исчерпывающе объяснить их мотивы с точки зрения сублимации базовой потребности ИД довольно затруднительно, особенно в тех случаях, когда эти базовые потребности уже были удовлетворены. И эти доводы, конечно же, ждали своих объяснений.

Психологический Гуру

Социальный брод 1960-х годов вывел Маслоу на национальную сцену. Многие американцы были недовольны условностью 1950-х годов, и в гуманистической психологии они обнаружили свежую альтернативу и важный идеологический ресурс. Влиятельные феминистки, такие как Бетти Фридан (1963), опирались на концепцию самоактуализации Маслоу, чтобы объяснить отчуждение американских женщин. Для активистов контркультуры, таких как Эбби Хоффман, язык самореализации был основанием для оспаривания условностей и доверия внутренним импульсам (Хоффман, 1980). «Масловская теория заложила прочную основу для начала оптимизма шестидесятых» — отметил Хоффман.

У Маслоу не было таких оговорок в отношении другой группы, привлеченной его идеями: американского бизнеса. В 1962 году Маслоу провел часть года в качестве оплачиваемого консультанта для Non Linear Systems, расположенной в Калифорнии инженерной фирмы. Президент фирмы, Эндрю Кей, имел репутацию инновационных методов управления, и он стремился применить гуманистические идеи Маслоу к своей компании. Хотя Маслоу был давним академиком, он нашел воодушевляющий опыт работы в бизнес-среде и часами обсуждал отношение гуманистической психологии к практическим проблемам американской промышленности. В 1965 году он опубликовал результаты своих наблюдений в книге под названием Eupsychian Management. Книга взяла свое любопытное название от термина евпсихия — слово Маслоу придумало для обозначения утопии самореализуемых людей. В инновационном менеджменте Маслоу увидел возможность поставить американское общество на более психологически здоровую основу. Хотя Маслоу был слишком амбициозен в оценке потенциала своих идей по преобразованию общества, иерархия стала основным в обсуждении организационного поведения; в бизнес-школах он продолжает пользоваться статусом классика среди классиков. Масловская мысль остается важным критерием для основанной на значении работы, обучения человеческим отношениям и участия работников в управлении.

Хотя Маслоу пропагандировал психологию надежды и трансцендентности, он находил мало покоя в личной жизни и часто жаловался на то, что его семья, коллеги и ученики недооценивают его. Выборы на пост президента Американской психологической ассоциации в 1968 году были приятным сюрпризом, но Маслоу по-прежнему часто испытывал стресс и недовольство. В 1970 году он умер от сердечного приступа в возрасте шестидесяти двух лет, пережив его жену Берту Гудман и его двух детей, Энн и Эллен. Его последняя крупная работа «Дальние достижения человеческой природы» была опубликована посмертно в 1971 году.

Маслоу остается значительным деятелем психологии. В ходе недавнего исследования было опрошено 1725 членов Американского психологического общества, и они попросили перечислить лучших психологов двадцатого века. Маслоу занял десятое место, опередив таких выдающихся личностей, как Карл Юнг, Джон Уотсон и Льюис Терман, «Иерархия потребностей» превратилась в психологическую классику, знакомую каждому студенту-психологу, и хотя гуманистическая психология остается незначительным присутствием в академической психологии, работа Маслоу помогла разнообразить вопросы и категории области. После его смерти его работа стала основой для бесчисленного множества популярных психологов, а его психологический язык «потребностей» и «самореализации» стал частью повседневной идиомы американского самосознания.

Общее описание вклада А. Маслоу в теорию и практику управления

A. Вклад А. Маслоу в теорию и практику менеджмента — это роль, которую работы А. Маслоу играют в развитии современной теории и практики менеджмента.

A. Имя Маслоу знакомо не только тысячам его научных сторонников и последователей, но и сотням тысяч людей, которые слышали это имя на занятиях в учебных заведениях по психологии, социологии, менеджменту и другим гуманитарным дисциплинам. Имя ученого тесно связано с такими понятиями, как иерархия потребностей, пиковый опыт и самореализация.

А. Маслоу по праву считается пионером в таких областях исследований, как..:

  • Творчество,
  • Инновация,
  • Психология управления.

Даже сегодня его работы кажутся современными и актуальными. Теории А. Маслоу, описывающие работу и самореализацию, потребительскую лояльность, лидерство и сомнения, как креативность идеально вписывается в образ постиндустриального цифрового общества. Будущее, которое А. Маслоу описал в своих дневниках, — это мир, в котором мы живем сегодня, характеризующийся преобладающей ролью человеческого потенциала в списке конкурентных преимуществ компаний в различных сферах деятельности.

А. Маслоу начал свои исследования в Бруклинском колледже. Там он стал популярной фигурой благодаря необычному сочетанию личной скромности и властного владения своим предметом. Многие из его учеников позже говорили, что они сами пришли в область психологической науки под влиянием A. Любовь Маслоу к психологии и энтузиазм, с которым он работал.

A. Позже Маслоу переехал из Бруклинского колледжа в Университет Брэндайса (штат Массачусетс), где возглавил Американскую психологическую ассоциацию.

Спектр интересов А. Маслоу был очень широк, но чаще всего его имя ассоциируется с понятием иерархии потребностей (пирамида Маслоу) и самореализации как наивысшего мотивирующего фактора. Публикации ученого изменили отношение к человеческому потенциалу и мотивации человека в более позитивном направлении. А. Маслоу стал основоположником гуманистической психологии, сумевшим преодолеть влияние фрейдистских и бихевиористских теоретиков и практиков и сформировавшим более развитую психологическую теорию.

А. Маслоу опубликовал сотню статей о просвещенных методах управления, творчестве, самореализации и мотивации человека. Первая книга сделала его национальной знаменитостью. Однако главным вкладом А. Маслоу в теорию и практику управления является концепция иерархии потребностей, которую он разработал и проиллюстрировал пирамидой.

Как пирамида Маслоу работает в реальной жизни

Пирамиду потребностей Маслоу многие изучали в школе и в институте. На любом факультете, в любом учебном учреждении преподают хотя бы несколько лекций по психологии. И обязательно на одной изучают пирамиду потребностей Маслоу. Но большинству учащихся даже не приходит в голову применить её в реальной жизни. Это приходит уже с возрастом, или не приходит вообще.

Однако, эта пирамида может помочь разобраться в собственном сознании.

Суть пирамиды проста: есть определённая иерархия потребностей человека, и не удовлетворив одну, нельзя удовлетворить выше стоящую. Если применять данную пирамиду каждый раз, когда возникает внутренне сопротивление при принятии решения, можно избежать многих ошибок, а вероятность принятия верного решения повышается в разы.

Самая первая ступень в этой иерархии, это физиологические потребности. То есть еда, вода, тепло. Когда человек, приезжает в чужую страну или город, он старается увидеть как можно больше интересного, посетить музеи, экскурсии. Если спросить, что он увидел, и что запомнил, он может ответить, что ничего. А причиной тому может быть банальный голод, в котором он прибывал, пока гулял. Так работает иерархия.

Каждый, кто хотя бы по одному разу ходил в магазин за продуктами в сытом и голодом состояниях, может сказать, что покупки внушительно больше, если идти в магазин с чувством голода.

На второй ступени находится потребность в безопасности. Это не только чувство защищённости физического тела. Это и финансовая безопасность, стабильность в работе и заработной плате. Очень многие люди сначала ищут работу, которая будет приносить им стабильный заработок, а только потом задумываются о своём предназначении. Начинают проходить марафоны, которые сейчас особенно популярны в интернете, связанные с поиском призвания.

Третья ступень — это социальные потребности. Сюда относится общение с людьми, отношения с друзьями, родственниками. Именно поэтому многие женщины сейчас стараются сначала построить карьеру, а только потом создавать семью. Сначала купить себе квартиру, обеспечить комфортное существование, прежде, чем брать на себя ответственность за жизнь ребёнка.

На четвёртой ступени находится желание самоутвердиться в обществе. Это успех на работе, в учёбе, признание своего авторитета как специалиста в профессиональной деятельности.

На пятой ступени находится творчество, потребность создавать что-либо полезное для себя и общества. Только перейдя на эту ступень, человек может совершать открытия, создавать шедевры искусства.

Шестая ступень — потребность в любви. И это совсем не эгоистичное желание быть кому-то нужным. Это высокое чувство, желание получать именно ту любовь, которую готов отдавать. И отдавать именно ту любовь, что готов получать. Это потребность в гармонизации, равноценном обмене.

Седьмая ступень — познание всего окружающего, познание мира, его устройства, законов вселенной. Когда человек не голоден, ему тепло, он уверен в завтрашнем дне, уверен в людях которые его окружает, его сердце наполнено доверием к миру, тогда возникают вопросы о душе. Вот почему многие люди приходят к религии уже в довольно сознательном возрасте. Это желание познать своё истинное предназначение для того, чтобы служить миру, осознать свою принадлежность к нему.

Потребности человека постоянно меняются в зависимости от обстоятельств. Важно понимать, что достигнув одной ступени, можно вернуться обратно. В каждом моменте важно понимать, на какой ступени находишься. Эти знания можно применять к трате денег. И первоочередно тратить их на базовые потребности, а только потом на остальные.

Видение Маслоу психологии человека

Долгие годы Маслоу считал, что путь к разрешению мировых проблем лежит через естественнонаучный подход к человеческому поведению. Но со временем эта трактовка стала для него неприемлемой. В университете Висконсин он начинает заниматься опытными исследованиями поведения животных. Под руководством Гарри Харлоу сделал работу по вопросам доминирования и сексуального поведения обезьян. Тема сексуальности в те времена была для общества щепетильной, поэтому немногие решались ее затрагивать. В 1937 году выходит первая научная публикация о кросс-культурных исследованиях в индейской резервации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]