Общая классификация человеческих потребностей
Общая классификация потребностей человека лежит в основе всех теорий, объясняющих данную совокупность условий и факторов нуждаемости с научной или околонаучной точек зрения. В первую очередь все надобности людей делят на две большие группы по осознанности и неосознанности потребности. К первым относят человеческие желания и цели, требующие от индивида приложения определенных усилий для их достижения. Ко вторым причисляют нужды, необходимые для жизнедеятельности организма и продолжения рода.
Следующим показателем для определения потребностей из вышеуказанных двух групп является их генезис. По происхождению нужды делятся тоже на два вида:
- первичные – это все базовые функции человека, лежащие в области неосознанных потребностей;
- вторичные – это функции, находящиеся в прямой зависимости от среды обитания объекта и прочих условий, отвечающих за социализацию личности в обществе.
Также почти у каждого автора теории потребностей можно встретить разделения на групповые и личностные нужды, основные и служебные, рациональные и иррациональные, классические и новые, постоянные и непостоянные.
Введение
Для того чтобы организм эффективно функционировал, существуют некоторые факторы. Одним из главных является готовность человека выполнять собственную работу. Есть всем известный способ побуждения людей, что бы те выполняли конкретную работу – метод «кнута и пряника».
Под «пряником» следовало понимать возможность выжить. Деньги – это такой фактор, который является одним единственным мотивирующим. Исходя из этого, можно говорит о том, что люди – это экономические существа, которые преследуют только одну цель – за получение денежных ресурсов, при помощи которых они питаются, одеваются и прочее. Люди, находящееся в нынешних организациях, как правило, намного обеспечены и образованны чем в прошлом и их мотивы трудовой деятельности являются более сложными и трудными для воздействия.
Потребность рождается из-за того, что появляется чувство нехватки того или иного. Потребности, присущие человеку: безопасность, жилье, причастность к группе – не воспроизводятся обществом. С потребностями очень сильно переплетаются и ценности – это интеллектуальное воплощение глубинных потребностей. Под ценностью обычно понимают способность удовлетворять совокупность потребностей.
Специалисты психологии говорят о том, что человек в процессе ощущения недостатка, будь то психически или физически, испытывает потребность. Однако определенное лицо в определенный промежуток времени может не иметь потребности в смысле сознательного ее ощущения, существуют конкретные потребности, которые каждый человек может почувствовать.
На данный момент не существует одной единой принятой идентификации и классификации конкретных потребностей. Но при всем при этом, достаточно большое количество специалистов в психологии приходят к одному мнению: потребности можно классифицировать как вторичное и первичное. Первичные потребности – это потребности физиологические, врожденные. Вторичные потребности – это потребности психологические.
В ходе данного исследования будет рассмотрен такой специалист в данной области, как Уильям Тэлли.
Актуальность темы: для любого живого существа, чтобы жить, необходимы конкретные средства и условия, которые доставляются внешней средой; человек не исключение – он обязан общаться с иными людьми противоположного пола, с миром извне, а так же питаться, читать книги, развлекаться и так далее.
Цель исследования: изучить такую тему, как теория потребностей У. Тэлли.
Задачи исследования:
- выявить специфику изучение У. Тэлли;
- сопоставить модели Маслоу и Тэлли;
- определить значение теории специалиста;
Объект исследования: теория потребностей.
Предмет исследования: исследование Уильяма Тэлли.
Структура реферата: данная работа состоит из десяти глав, три из которых – это структурные элементы, семь глав (теоритические) – основная часть. Общий объем составляет двадцать шесть страниц.
Во введении обосновывается актуальность темы, а так же цель и задачи. В первой главе рассказывается о том, как появились потребности по Маслоу. Во второй главе говорится о предыстории теории потребностей Тэлли. В третьей главе рассматривается модель групп Тэлли. В четвертой главе сопоставляются модели Тэлли и Маслоу. В пятой главе выявляется значение теории рассматриваемого специалиста. В шестой – сфера практического применения данной теории. В седьмой – практическое значение модели специалиста Тэлли. В заключении подводится итог. В библиографическом списке даются источники, на которые был сделан упор при написании работы.
Виды потребностей по Маслоу
Психолог и нейрофизиолог из Америки Абрахам Маслоу в своем исследовании, проведенном в середине 20 века, вывел теорию потребностей человека, включающую в себя 7 основных разделов, поделенных на разъяснительные подпункты. Чтобы систематизировать концепцию и сделать ее более понятной, ученый присвоил каждому виду человеческих нужд свой «порядок важности», начиная от потребностей, имеющих первичное значение, и заканчивая второстепенными задачами социальной принадлежности личности.
Позже составитель теории иерархии потребностей А. Маслоу дополнил конструкцию своей семиступенчатой пирамиды перечнем нужд растущей и духовной личности и назвал этот список «высшими потребностями развития». Туда входили такие понятия, как справедливость и честность, многогранность натуры и способность рисковать, простота и завершенная цельность. Однако внося данные поправки, сам ученый предостерегал последователей своей теории потребностей от искушения провести четкие границы между представленными бытийными ценностями. По его мнению, все эти особенности настолько взаимосвязаны и взаимодополняемы, что их описания перекликались бы одно с другим лишь с небольшими изменениями в деталях.
Теория и практика
Теоретически все выглядит достаточно интересно. Стройная теория Маслоу о потребностях очень логична, она действительно неплохо описывает реальность и природу большинству людей вокруг. Но со временем нашлось много критиков данной теории, так как на практике она начала все чаще расходиться с реальностью.
Теоретические выкладки А. Маслоу стали активно применяться на практике. Вот лишь некоторые сферы деятельности, где их взяли на вооружение:
- Психология и социология. Исследователи начали смотреть на социум и типичные потребности человека с большим пониманием и начали видеть во всем этом закономерности;
- Теория Маслоу применяется в системах управления персоналом с целью повышения мотивации сотрудников и повышения их трудоспособности и эффективности;
- Есть немало советов, как можно использовать пирамиду Маслоу в маркетинге, где она позволяет привлекать внимание, стимулировать людей совершать покупки и заказы.
Также теория продолжает интересовать исследователей-теоретиков, которые пытаются ее уточнять и дополнять и по сей день.
Иерархия потребностей по А. Маслоу
Иерархическая теория потребностей Маслоу изображается в виде пирамиды, условно разделяемой на 7 горизонтальных секторов:
- Сектору № 1 (нижнему) отводится самая важная категория надобностей – физиологическая. Сюда относят: отправление естественных нужд, удовлетворение голода и жажды, сон, сексуальные желания.
- Сектор № 2 — это самосохранение (стремление к безопасности). В категорию входят инстинкты, обеспечивающие чувство уверенности и избегание опасностей.
- Сектор № 3 — это потребность в социализации и любви. Навыки, вырабатывающиеся у человека вследствие необходимости быть причисленным к определенной социальной группе, определяют его общественный статус.
- Сектор № 4 — это потребность в почитании (признании). Для удовлетворения своего природного тщеславия и для того, чтобы завоевать уважение окружающих, человек способен идти на многие жертвы и даже стать организатором мощного общественного эгрегора.
- Сектор № 5 — это тяга к познаванию, исследованиям. Некоторые последователи теории потребностей Маслоу объединяют 4 и 5 группы (тягу человека к знаниям и необходимость признания) в один сектор, поскольку оба эти понятия взаимосвязаны. Спорным является и вопрос очередности этих групп, ведь бывает, что человек, сделавший много для получения высокой оценки своих умений, сознательно избегал признания этого факта.
- Сектор № 6 — это стремление к эстетическому наслаждению и развитию интеллектуальных способностей.
- Сектор № 7 (вершина пирамиды) — потребность человека в выявлении его личностных возможностей и раскрытии духовных ресурсов.
Многие исследователи, в том числе и австралийский ученый Джон Вир Бертон, не отрицая теорию уровней потребности Маслоу в целом, возражали против присваивания первостепенным нуждам человека любой очередности. По мнению противников концепции, ни одна из названных надобностей человека не может быть оценена как второстепенная, поскольку все они одновременно составляют суть человека и являются его неотделимыми составляющими.
Пирамида потребностей Маслоу
Изначально пирамида потребностей Абрахама Маслоу имела всего 5 ступеней и выглядела следующим образом:
- Физиологические потребности (самый низший уровень в иерархии) – это естественные желания тела, без которых организм умрет. Чтобы жить и чувствовать себя хорошо, мы должны дышать, питаться, пить воду, заниматься сексом и т.д.;
- Потребность в безопасности – если человек напоен, накормлен, тепло одет, он думает о том, как продлить свое комфортное состояние, то есть о стабильности, защищенности от угроз внешнего мира (очень голодный индивид иногда идет на опасные поступки, чтобы раздобыть пищу. В этот момент вторая ступень его никак не волнует);
- Социальные потребности – личность, чувствующая себя в безопасности, стремится выстраивать связи в социуме, общается, занимается совместной деятельностью с кем-либо, заботится о других;
- Потребность в престиже – желание быть уважаемым, занимать элитные слои общества, достигать высоких результатов, быть кумиром и примером для других, иметь «вес» в обществе;
- Духовные потребности (высший уровень) представляют собой раскрытие творческого потенциала, выражение способностей (самоактуализация), познание себя и понимание, кто я есть (самоидентификация).
Позднее автор скорректировал вышеописанную классификацию и добавил еще две ступени. Важно отметить, что последний уровень сам Маслоу считает недосягаемыми для большинства людей.
Итак, обновленная версия структуры:
- Физиологические – пища, вода, сон, отдых;
- Потребность в безопасности – комфорт, стабильность, предсказуемость;
- В принадлежности кому-то и любви (любить и быть любимым);
- Потребность в уважении – достижение успеха, признание в обществе;
- В познании – исследование окружающего мира, получение новой информации;
- Эстетические потребности – стремление к красоте и гармонии;
- В самоактуализации (высшая) – внутреннее развитие, воплощение идей, личностный рост, удовлетворение экзистенциальных потребностей (ответы на вопросы «кто я» и «зачем», передача накопленного опыта).
Первые три потребности по Маслоу являются низшими или базовыми, они доступны всем психически здоровым людям, как человеческим существам. Остальные четыре – высшие, доступны только для личностей после удовлетворения первых трех.
Часто бывает, что индивид всю жизнь варится на низших уровнях, так и не дойдя хотя бы до первой ступни из высших и не раскрыв своей индивидуальности.
Теория ERG Альдерфера
Американский психолог Клейтон Альдерфер, еще один автор теории человеческих потребностей, считал, что все насущные нужды человека можно объединить в три группы:
- Потребности существования (физиология и самосохранение).
- Потребности связи (коммуникации).
- Потребности роста (личностное развитие).
В группу 1 входят факторы, включенные Абрахамом Маслоу в первые две ступени его пирамиды и обозначенные им как наиболее важные. К. Альдерфер считал, что способность бороться за свое существование: уметь скрываться от врага, находить пищу и укрываться от непогоды — делает жизнь человека в принципе возможной, а значит, ее ценность неотделима от умения справлять естественные нужды.
Необходимость налаживания коммуникативных связей заложена в стремлении человека быть частью группы и принадлежать обществу. Будучи одиночкой, человек лишается не только возможности продолжить свой род, он становится практически беззащитен перед более сильным врагом и, вынужденный постоянно бороться за свою жизнь, он останавливается в развитии.
Стремление к внутреннему прогрессу и обучаемость, по версии Альдерфера, есть венец и суть теории потребностей. В отличие от Маслоу, который утверждал, что у человека запрос надобностей идет всегда от примитивных к сложным, австрийский ученый был уверен, что в зависимости от обстоятельств, динамика движения может быть как восходящей, так и нисходящей. От чего это зависит?
В своей теории иерархии потребностей Альдерфер использовал такие понятия, как:
- «удовлетворение»;
- «фрустрация».
Стремление индивида подняться над примитивными надобностями в сторону личностного роста и социального развития ученый называл «удовлетворением потребностей». Невозможность преодолеть очередную планку иерархической лестницы и возврат на предыдущую ступень говорили уже о фрустрации организма.
Потребность достижения в теории Макклелланда
Теория приобретенных потребностей от американского психолога Дэвида Макклелланда почти не рассматривает примитивные нужды человека. Ученый посвятил свой труд исследованию мотивационных рычагов, понуждающих объекты заниматься заданной деятельностью, и изучению стремления одних людей превалировать над другими.
В ходе своей работы ученый сделал вывод, что только индивид, прилагающий усилия для удовлетворения своих нужд высшего порядка и двигающийся в этом направлении неуклонно, способен развиваться с нарастающей эффективностью. В основу каждого очередного достижения объекта ложится опыт, полученный им в период преодоления предыдущей ступени.
Постепенно у человека, выбравшего правильную тактику своего динамического роста, вырабатывается так называемая длина шага. Это означает, что все цели, которые он перед собой ставит, не превышают его реальных возможностей и не требуют от него надрыва сил, а по достижении их человек может спокойно и без паузы двигаться дальше. Людям такого порядка подвластны ответственные решения, а индивидуальные задачи, которые они берут на себя, всегда выполняются с высокой четкостью.
Дальнейшие исследования психолога показали, что описанная потребность достижения свойственна не только отдельным личностям, но и определенным обществам. Группы, объединенные высокими стремлениями и имеющие четкую цель, успешно развивались в экономической и образовательной сфере, в то время как общества с низкой потребностью результата имели очень слабую внутреннюю структуру.
Применение иерархии потребностей в управлении
Маслоу не настаивал на том, что его теория однозначно верна. Например, он был готов признать, что иерархия потребностей может зависеть от обстоятельств конкретного человека. В некоторых случаях необходимость удовлетворения достаточно высоких потребностей может быть полностью отменена. Маслоу пишет: «У некоторых людей уровень духовных потребностей может постепенно снижаться или исчезать. Другими словами, менее желанные цели могут быть просто потеряны….. Человек, привыкший к существованию в очень скромных обстоятельствах, может также быть удовлетворен на протяжении всей своей жизни, если он получает достаточное питание». Среди прочего, некоторые различия в характере и уровне потребностей могут быть следствием культурных особенностей различных общин. Таким образом, «мотивационное содержание индивидуального сознания в рамках данной культуры, как правило, сильно отличается от мотивационного содержания сознания индивидов в другой культуре». Несмотря на все это, Маслоу оставался убежден, что идея иерархии потребностей дает лучшее понимание человеческой мотивации.
Как уже говорилось, человек показался ему «животным, которое постоянно испытывает то одно, то другое желание». Согласно Маслоу, «средний член нашего общества частично удовлетворен, а частично нет. Чем выше иерархическая ступенька, тем тщательнее соблюдается принцип иерархии. Также было замечено, что при определенных условиях человек может утратить высшие потребности. Любое препятствие или возможность помешать достижению этих основных целей… рассматривается как самая серьезная психологическая угроза. Человека, лишенного возможности удовлетворять свои основные потребности, можно с уверенностью назвать «нездоровым» человеком». На протяжении большей части своей истории большинство людей были озабочены удовлетворением физиологических и других низших потребностей; слова «натуральное хозяйство» как нельзя лучше подходят к этой ситуации. Современные технологии, а также политические, экономические и образовательные изменения освободили широкие массы трудящихся в развитых обществах от необходимости заботиться только о том, как заработать на жизнь, и соответственно повысили уровень их стремлений. Если бы у этих работников не было горького опыта и если бы они не «пали жертвой потребностей высших порядков», они бы сразу же испытали фрустрацию, вызванную их неспособностью удовлетворить свою потребность в самоуважении и самоактуализации в рамках существующих организационных структур. Вот что Роуз пишет о работе последователя Маслоу Криса Аргириса:
Организация обычно имеет форму пирамиды. Однако эти структуры противоречат индивидуальным потребностям членов организации. Личности и организации жестко противостоят друг другу. По мере роста мы все настойчивее пытаемся перейти от зависимого состояния к независимому. Короче говоря, мы переходим от безответственного детства к ответственной взрослой жизни; в процессе мы начинаем ассоциировать отсутствие ответственности с ребячеством, а ее полноту — со зрелостью. Однако личные качества, необходимые в большинстве рабочих ситуаций, определяются условиями зависимости и принуждения … с которыми связаны директивный надзор и управленческий контроль, такие как бюджетирование, контроль качества, учет рабочего времени и изучение рабочих движений, а также установление стандартов. Чем ниже мы спускаемся по ступеням организационной иерархии, тем более строгими будут вышеупомянутые ограничения.
Мало кто сомневается в том, что организационные формы, возникающие с широким распространением научного менеджмента и методов массового производства, таких как движущийся конвейер, оставляют мало места для потребностей более высокого порядка, таких как самооценка и самоактуализация. Требования эффективности и контроля заставляют работников делать только то, что от них требует начальство. Спонтанность, креативность и новаторство запрещены не только работникам на сборочном конвейере, но и белым воротничкам, выполняющим рутинную бюрократическую работу. Конечно, Ф.У. Тейлор понимал, что трудящиеся нуждаются в самоуважении, и ввел в свои схемы элементы конкуренции и дифференциации статуса. Он был сторонником тщательного отбора персонала и считал, что рабочие должны иметь возможность сделать определенную карьеру, что позволит повысить эффективность производства за счет амбиций «ранее инвалидов». Однако с того момента, как работа Маслоу стала широко известна — а это было уже в 1950-х и 1960-х годах — росло убеждение, что выполнение работниками тривиальных задач вредит как им самим, так и работе в целом. Как пишет Аргайл, «громкие жалобы на скучную работу звучали в основном в США, особенно в 1950-х и 1960-х годах. С 1964 по 1976 год был принят ряд мер, чтобы как-то исправить эту ситуацию. Это был период относительной полной занятости, когда, возможно, многие американские рабочие могли удовлетворить свои материальные потребности, то, что Маслоу называл «низшими потребностями».
В 1960-х годах наука управления разработала новый подход, который заключался в расширении работы и разработке альтернативных форм организации труда для повышения интереса к работе. Такие мыслители, как Ренсис Лайкерт и Дуглас МакГрегор, были озабочены поведением непосредственных подчиненных и руководителей и тем, какое влияние выбранный ими стиль руководства оказывает на подчиненных. И Лайкерт, и МакГрегор дают определенные рекомендации, выполнение которых может улучшить ситуацию. Лайкерт, например, утверждает:
Непосредственные руководители, которые знают, как отслеживать прогресс и результаты, должны сосредоточиться на человеческих аспектах проблем подчиненных и на построении эффективных рабочих команд с достаточно высокими целями. Эти лидеры «сфокусированы на подчиненных». Они рассматривают свою работу как взаимодействие с людьми, а не как решение производственных проблем; они стараются видеть в этих людях индивидуумов. Они видят свою цель в том, чтобы помочь сотрудникам эффективно выполнять свою работу. Они осуществляют общее, а не детальное руководство и больше озабочены целями, чем методами. Они позволяют работникам как можно больше участвовать в принятии решений. Если необходимо повысить производительность, руководитель должен не только принять «ориентированное на подчиненных» отношение, но и поставить высокие, но достижимые цели и участвовать в разработке решений, которые помогут их достичь.
Другими словами, при той форме руководства, которую предлагает Лайкерт, сотрудники могут реализовать свои способности в большей степени, чем при жесткой «старомодной» бригадной системе, в которой каждый из них должен выполнять какие-то узкоспециализированные задачи. Таким образом, сотрудники могут удовлетворить потребность в самоуважении и, возможно, даже достичь самоактуализации, поскольку они отождествляют свои цели с целями группы. Хотя организованные структуры не могут позволить каждому из своих музыкантов играть собственную музыку или художникам писать собственные картины, они все же предпринимают некоторые шаги для преодоления фрустрации от низкого статуса и скучной работы. В то же время, если заставить сотрудников интернализировать цели организации, они могут рассчитывать на то, что их действия будут определяться уже не принуждением, а их собственной инициативой.
Соучастие и властвование по Макклеланду
Следующим пунктом в теории приобретенных потребностей Маккеланд называет соучастие как необходимость налаживать дружеские контакты с теми, кто импонирует объекту. Чем выше у человека нужда в чужом одобрении, а также в хорошем отношении к нему всех окружающих, тем сильнее развиты его коммуникативные способности и тем легче ему заводить новые знакомства. Нетерпимость одиночества может быть приобретенным или изначальным качеством человека, однако умение формировать возле себя дружественное окружение приходит к человеку с опытом.
Необходимость властвовать выражается у людей как в положительном, так и в отрицательном значении. В первом случае индивид стремится манипулировать другими людьми, подавлять их сопротивление и контролировать все процессы и реакции, возникающие в окружении. Во втором случае субъект ощущает необходимость отказаться от любой ответственности и старается по возможности уйти от таких ситуаций, при которых ему придется отвечать за свои действия или поступки других людей.
Исходя из теории потребностей человека Макклеланда, можно сделать вывод, что все три приобретенные составляющие развитой личности не только не нуждаются в выстраивании их по иерархии, но и способны каждая занять превалирующее значение. Так, при повышенной потребности властвования и хорошо развитых лидерских или диктаторских способностях необходимость в соучастии может проявлять себя минимально.
Каков смысл пирамиды Маслоу
Теория нашла применение не только в педагогике и психологии, но и в маркетинге, и менеджменте. Для каждого направления в ней есть что-то свое:
- Она содержит призыв к действию для основной массы людей. Вы поели, поспали, пробежались? Пора заняться саморазвитием! В этом нет иронии и сарказма, скорее, подсказка и вектор движения.
- Помогает определить реальные потребности и не обращать внимания на те, что уже удовлетворены.
- Дает правильное направление познания – от простого к сложному.
- Утверждает, что в жизни есть место разным системам ценностей, приоритетам и стимулам. Универсального плана действий не существует.
Концепция Герцберга
К основным теориям потребностей можно отнести и интересную концепцию двух факторов Фредерика Ирвина Герцберга, установившего, что все нужды человека можно условно поделить на две группы:
- мотивирующие – определяют поступки и поведение человека, удовлетворенного своей рабочей деятельностью;
- гигиенические – потребности, ликвидирующие все негативные факторы, препятствующие нормальной рабочей деятельности.
Делая выводы в своей теории потребностей, американский психолог пришел к заключению, что гигиенические факторы — это совокупность внешних условий, которые могут быть удовлетворительными или неудовлетворительными для человека. Эти условия: оплата за труд, социальные гарантии, рабочие взаимоотношения, лояльность руководства, безопасность труда. Если качество перечисленных условий плохое, а работник не мотивирован на успешную деятельность, то его общее состояние расценивается как некомфортное.
Следующий вывод, относящийся к той же теории потребностей, гласит, что внутренние условия труда человека, такие как уважение, карьерный рост, ответственность и власть, являются важными мотивирующими рычагами для усиления благотворной деятельности индивида. Если эти условия отсутствуют полностью или частично, это не привносит в жизнь человека состояние сильного дискомфорта. При наличии же всех составляющих системы у человека наступает ощущение абсолютного удовлетворения.
Нарушенные потребности
Если какие-то потребности не удовлетворяются в достаточном для данного человека объеме – они считаются нарушенными и могут вызвать большие проблемы. Примеры следующие: отсутствие нормального сна мешает человеку работать, учиться думать, он хочет лишь спать, голод провоцирует искать еду и не думать ни о чем другом, физические увечья заставляют страдать и искать спасения от своей проблемы, все остальное человека не волнует. Порой даже если у человека нет в коллективе банального уважения, при этом есть деньги, должность, низшие потребности удовлетворены, то он может страдать даже из-за одной этой нарушенной потребности.
Становление и формирование современных потребностей
С начала периода первобытно-общинного строя важность социализации среди пещерных людей стояла наравне с собственными потребностями человека. Понятия «Я» не существовало как такового, поскольку в одиночестве человек не мог ни прокормиться, ни защитить себя. Все нужды отдельной личности сводились к потребностям первичного (насущного) и вторичного характера:
- Первичные надобности включали в себя отправление естественных нужд, прием пищи, поиск укрытия, обогрев себя и жилища. Без полного удовлетворения этих потребностей жизнь человека была невозможна.
- Вторичные надобности также составляли важную часть жизни человека, однако в результате их полного или частичного отсутствия существование особи не становилось под угрозу. К потребностям второстепенного значения древнего человека относились секс и личные привязанности.
В стремлении облегчить себе добычу пищи и повысить общий комфорт существования, первобытные люди с течением времени расширили круг своих потребностей до рамок современного понимания этой структуры. Покорение природы и позиционирование своей личности выше ее законов стало отправным пунктом для формирования полноценной трудовой деятельности с ее потребностями признания, успеха и роста.
Поскольку получение знаний об окружающем мире стало единственным путем развития труда, у человека возникла жажда познания и склонность к упорядочиванию получаемых сведений. В этот же период в первобытном обществе начинает работать один из самых первых законоустанавливающих механизмов – мораль. Однако в самом начале единственным принципом, оберегаемым новой концепцией, была очередность соблюдения интересов. Человеку предписывалось во всех случаях сначала удовлетворять потребности коллектива и лишь затем – свои.
Появившаяся у первых людей способность транслировать наглядные модели общественного строя в виде наскальных рисунков, глиняных фигурок и устной передачи позволила человечеству сделать большой шаг в своем развитии и открыло ему новые горизонты. Если приложить к структуре жизненного уклада того времени теорию потребностей личности доктора Маслоу, то станет ясно, что с достижением такой высокой ступени развития, как потребность в духовной пище, человек завершил свой путь формирования разумной личности.
Сфера практического применения метамодели потребности Уильяма Тэлли
В 1986 году Тэлли теоретически обосновал возможность использовать модель потребностей в терапевтических целях и, особенно, в психодиагностике. Им была анонсирована возможность создания опросника, исследующего потребностную ситуацию респондента. Предполагалось, что опросник будет состоять примерно из 60-80 вопросов, по результатам которого диагност получит достоверную и достаточную картину его личности. 20TNI был запатентован годом позже как торговый знак, но так и не был создан по сегодняшний день.
Картограмма личности по Тэлли. Анонсируя саму возможность создания опросника, Тэлли предполагал, что он будет выявлять актуальную ситуацию респондента в каждой специфической социальной позиции. 21На каждый из факторов предполагалось примерно 15-20 вопросов, которые выявят текущее значение фактора, что и определит зону дальнейшей терапевтической или социальной работы с респондентом. Тест предполагается как перспективный в индивидуальном консультировании клиента, в логотерапии, а также инструмент, помогающий более эффективно проводить кадровый набор и тестирование кандидатов. В последнем случае Тэлли предполагал, что само понятие кадрового заказа должно быть видоизменено с учетом особенностей получаемых результатов. С другой стороны, подобная при использовании в парах уже апробированных методов, может не только ответить на вопрос, каков, например, интеллектуальный потенциал респондента, но и какова его динамика и дальнейшие перспективы. Например, при использовании стандартного IQ, устойчивый IQ в пределах 105-130 при FC1 непригоден для работ, требующих повышенного внимания и усидчивости, при FC2, напротив, хорошая склонность к методологии и рутинной интеллектуальной работе, при FC3 – подразумевается высокая обучаемость и склонность к использованию в тех видах деятельности, где требуется постоянное усвоение нового материала и новые навыки, а при FC4 – респондент малопригоден к командному стилю работы и может быть максимально адекватен в индивидуальной работе.
На рисунке 2 приведен условный пример результата опросника респондента по Тэлли. Результаты теста наглядно отображаются на профиле (картограмме TNI). Для анализа результата, как предполагал Тэлли, достаточно знать лишь результаты значений по каждому фактору.22 В данном случае:
Рис. 2. Условный пример результата опросника респондента по Тэлли
Тэлли отказался от понятия метапатологии в том смысле, в котором это предлагал Маслоу, «который указывал, что метапотребности составляют континуум с фундаментальными потребностями, так что фрустрация этих потребностей вызывает метапатологии», проявляющиеся в недостатке ценностей, бессмысленности или бесцельности жизни. По мнению Тэлли, любые проявления метапатологии есть не что иное, как кризисы перехода от низших потребностей к более высшим в тех случаях, когда эти переходы так и остались незавершенными. Индивид, который не смог преодолеть трудностей и препятствий на пути к удовлетворению своих потребностей, «застревает» на стадии «индекса» словно «буриданов осел», не в состоянии как смириться с неудовлетворенностью и отступить к довольствию уже обретенным, так и достичь покорения нового рубежа. На стадии индекса, которая приобретает затяжной, хронический характер, человек может вести себя так или иначе, но одна из самых распространенных форм поведения – это «девальвирование потребности»23 , стремление взорвать ее смысл, поставить под сомнение. Тэлли приводит на этот счет не только известные всем принципы «зелен виноград», но и такие, когда хронически неудовлетворенный человек начинает оппонировать и противостоять желаемому социальному положению, качеству или свойству. 24Так, по Тэлли, фактор 2-FP+3 в случае, если он приобретает хронический характер, может говорить о таких качествах индивида, как грубость, цинизм, инвективизация лексики, склонность к алкоголизации и наркотизации, раздражительность, беспорядочная смена половых партнеров, неприязнь к детям, деланно холостяцкий образ жизни, нетерпимость к людям, ненависть к животным и даже садистские черты личности. Это, как подчеркивает Тэлли, очень обобщенная картина. Более точную же сможет дать TNI, особенно в сочетании с другими психодиагностическими инструментами.
Экономическая теория
Экономические нужды человека удовлетворяются сложной товарно-денежной системой, в которую входит документооборот, производственные манипуляции, обмен и спектр услуг на разных уровнях. Именно на этих факторах и базируется экономическая теория потребностей. На данном этапе развития человечества во всех цивилизованных странах совокупность экономических нужд индивида ограничена имеющимися у него денежными средствами.
Если собрать и суммировать все реализуемые потребности отдельно взятого общества, то можно получить данные о платежеспособном спросе его населения. Это означает, что мотивирующим ключом приобретения населением товаров и услуг являются его потребности.
Экономические нужды общества влияют на производственный процесс стимулирующим образом:
- исходя из теории мотивации потребностей ясно, что конкретные нужды человека служат целью для создания условий и факторов, удовлетворяющих их в той мере, в какой это необходимо;
- человеку свойственно менять запросы, увеличивая или уменьшая количество требуемого продукта, усиливая или ослабляя претензии к его качеству, что также влияет на производственные процессы;
- экономические потребности человека удовлетворяются по схеме «от первичных к второстепенным», то есть товары и услуги, отвечающие на запросы низшего порядка, всегда будут пользоваться повышенным спросом у населения.
Итак, население мотивирует производство спросом, отражающим реальные потребности общества, однако не все нужды человека формируются в запрашиваемую единицу. Происходит это по нескольким причинам:
- низкая платежеспособность населения не позволяет ему приобретать все товары и услуги, в которых испытывается нужда;
- имеют место моральный фактор или особенности правовых ограничений.
Получается, что потребность в удовлетворении конкретного запроса у человека имеется, а вот спроса, мотивирующего производство этого товара или услуги, нет. Из этого следует, что производство отвечает не на прямые нужды населения, а на спрос на обозначенные продукты и услуги, который может быть значительно ниже, чем необходимо для полного удовлетворения потребностей.
Значение теории потребностей для личности
Тем не менее, теории Маслоу можно успешно найти применение в жизни.
Она позволяет человеку:
- разобраться в себе, выяснить неосознаваемые потребности, понять степень неудовлетворенности чем-либо (на это направлен, например, метод расстановок);
- расставить приоритеты и организовать жизнь в соответствии с ними;
- выбрать желаемое и подходящее направление деятельности (познавательной, социальной, профессиональной);
- понимать желания близких (супруга, ребенка), направлять их в нужное русло (в воспитании детей).