Фрейдизм — это что такое? Определение и направление

Имя Зигмунда Фрейда (1856–1939) неразрывно связано не только с психиатрией, но и с общей культурой ХХ века, так как его исследования бессознательного привело к революционным преобразованиям в исследовании психологии человека. Он создал направление, названное Фрейдизмом, которое является первым и одним из наиболее важных направлений в психоанализе и где Фрейдизм анализирует поступки с помощью глубокой психологии.

Зигмунд Фрейд родился в скромной еврейской семье в Чехии. Он учился в Вене и, после окончания медицинского факультета стал профессором в области невропатологии. В течение нескольких лет он работал с одним из известных психиатров того времени, Йозефом Бройером, который использовал гипнотические техники для лечения пациентов.

Определение понятия «фрейдизм»

Термин происходит от фамилии известного ученого Зигмунда Фрейда, который предложил свою теорию психоанализа человека. Фрейдизм – это теория психоанализа, которая объясняет некоторые психические процессы, происходящие на бессознательном уровне. По мнению Фрейда, вся психическая жизнь человека состоит из трех основных уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного.

Бессознательный уровень Фрейд связывает с сексуальной энергией. Фрейд в своей теории выделяет такие компоненты личности:

  1. «Ид» — носитель инстинктов.
  2. «Эго», или по-другому «Я», которое действует по принципу реальности.
  3. «Супер-Эго», или «Сверх-Я», отвечает за моральные качества личности.

Если между этими компонентами возникает конфликт, то начинают проявляться защитные механизмы.

Роль фрейдизма в психологии

Фрейдизм в психологии занимает очень важную ступень, ведь именно благодаря учению Фрейда можно говорить о лечении неврозов и затяжных депрессий, но для этого необходимо в первую очередь выявить причину возникновения этих заболеваний. Основным моментом для начала лечения является в первую очередь психоанализ. Опыты с использованием гипноза, которые проводились Фрейдом, доказали, что различные чувства и желание достичь цели могут менять поведение исследуемого, даже если он сам не будет полностью этого осознавать.

Введение

Глядя невооруженным глазом на слова фрейдизм и неофрейдизм, мы легко можем заметить сходство в созвучии звуков этих двух слов. Этот музыкальный факт связан с тем, что эти термины имеют один общий корень — Фрейд. Что такое Фрейд? А может кто такой Фрейд? Получить ответ на этот вопрос не составит труда.

Фрейд Зигмунд — австрийский невропатолог, психиатр и психолог; основоположник психоанализа. Окончила медицинский факультет Венского университета. В 1876-1882 гг. работал в Венском институте физиологии у Э. Брюке, где познакомился с взглядами школы Х. Гельмгольца, идеи которого Фрейд позже перенес в психологию; в 1885–1886 в клинике Сальпетриер (Париж) у Ж. Шарко. Доктор медицины (1881 г.). С 1902 г. профессор Венского университета. В 1908 г. (вместе с Э. Блейлером и К. Г. Юнгом) основал Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований, в 1910 г. — Международную психоаналитическую ассоциацию. Литературная премия. Гете (1930). После захвата Австрии фашистской Германией (1938).

Проще говоря, Зигмунд Фрейд — гениальный врач, внесший огромный вклад в развитие психологии, психиатрии, психоанализа. Но не только научно-медицинская сфера богата его открытиями и достижениями: идеи Фрейда продолжают влиять на литературу, искусство, антропологию, социологию и медицину. Многие из его взглядов общеприняты, другие аспекты его теории широко обсуждаются. В моей работе Фрейд предстанет как талантливый философ, который своими трудами, мыслями и идеями позволил нам окунуться в бездну тайны такой чудесной науки, как философия.

Основа возникновения фрейдизма

Зигмунд Фрейд на основании своих долгих клинических наблюдений смог сформировать новую, до того момента неизвестную психологическую концепцию. Фрейдизм – это еще теория, которая опирается на концепцию триединой структуры личности:

  1. «Оно» в этом случае подразумеваются психические процессы, которые происходят на бессознательном уровне. Это означает, что эти психические процессы были заложены еще до рождения ребенка, например, свою роль играет наследственность. «Оно» направлено на то, чтобы получить удовольствие любого характера, в первую очередь сексуального.
  2. Вторая структура носит название «Я». Она направлена на, то чтобы сохранить равновесие, поэтому «Я» практически постоянно находится в конфликте с «Оно». У каждого человека его «Я» живет в реальности, то есть психические процессы начинают проявляться после того, как складывается определенная ситуация, требующая немедленного решения. Фрейд относит эту структуру к врожденной, она формируется не только на бессознательном уровне, но и в предсознании.


3. Третья структура называется «Сверх-Я». Она считается приобретенной в течение жизни и выполняет роль критика и совести. Поэтому, если «Я» не может справиться с «Оно», то в силу вступает «Сверх-Я», которое действует по совести. Если человек не может долгое время найти выход своему «Сверх-Я», Фрейд советует дать выход этой энергии с помощью разговора или даже проявить себя в творчестве.

Сознание в философии Зигмунда Фрейда и его проблемы

Сознание — особое состояние, присущее только человеку. Зигмунд Фрейд и его сторонники были одними из первых, кто попытался найти ответ на вопросы сознания, и смогли раскрыть позади себя мир вытесненных или просто забытых им и, следовательно, уже бессознательных психических переживаний. Они были одними из первых, кто попытался понять эти явления, а через них — всю символическую активность сознания. Следуя учению Фрейда, оказывается, что бессознательное — это обратная сторона сознания, психологическая сущность которой может быть понята только путем соответствующей интерпретации этого. Если бы это свойство бессознательного психического не проявлялось в виде давно отчужденных от самого себя символических образов сознания, то есть в форме отчужденного сознания, мы бы вообще ничего о нем не знали. Фрейд является центральной фигурой, вокруг которой сгруппированы почти все теории бессознательного, после того, как он предложил полную систему анализа человеческой психики вплоть до анализа ее скрытых образований — бессознательной психики, и это относится не только к теориям, которые последовали за ним. ему одна за другой, но и теории, также одна за другой тянутся против него.

Согласно модели, предложенной Фрейдом, в психике каждого человека есть две качественно неоднородные сферы: сознание и бессознательное. Сознание включает в себя все мыслительные действия, присутствующие в нашем сознании и воспринимаемые нами, во вторую — все, что непосредственно не дано в самосознании. Сознание аналогично вниманию, поскольку мыслительные действия становятся осознанными, только если им удается привлечь к себе взор сознания. Фрейд утверждал, что человеческое сознание состоит из трех неразрывно связанных частей:

  • Ид (оно) — бессознательная часть нашей личности, состоящая из примитивных инстинктов, врожденных порывов. Ключевое слово этой части сознания — хочу.
  • Эго (Я) — буфер между нашими инстинктами и внешним миром, обществом. Эго направляет наше поведение в правильном направлении, способствуя безопасному удовлетворению инстинктивных потребностей.
  • Суперэго (Суперэго) — наша совесть, этика, система ценностей. Суперэго приобретается с развитием личности, в процессе обучения. Ключевые слова для этой части сознания — должен.

Обнаружив три уровня в структуре духовного опыта человека — Супер-Я (отцовские догмы, традиции, идеалы, совесть и другие ценностные представления, доминирующие в культуре), Оно (бессознательное, инстинкты), Я ( сознание), Фрейд поставил точный диагноз своего времени, вернее, человека своего времени. Чрезмерное давление со стороны Сверх-Я, не считающегося с миром бессознательных человеческих инстинктов, создает неполноценную личность, уводит людей в мир иллюзий о возможности создания человеческой природы, исправляя и изменяя ее сугубо социальным ухищрения. Фрейд напомнил людям о существовании Оно, которое по мере развития цивилизации вытесняется, но не исчезает. Подавленные бессознательные инстинкты сравнимы с пороховой бочкой, готовой внезапно взорваться в виде психических срывов, а также всевозможных социальных беспорядков. Чрезмерное давление со стороны Супер-И как бы провоцирует усиление силы Оно. В результате человек становится заложником сил, не подчиняющихся его Я.

Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал, что цель жизни — смерть, хотя жизнь можно и нужно проживать счастливо, необходимо только научиться направлять темные импульсы на благо разума

Фрейд отверг философскую тенденцию, исходящую от Рене Декарта, согласно которой сознание — это то, что человек осознает; сознание автономно. Рене Декарт: Я мыслю, следовательно, я существую. Напротив, согласно Фрейду:

  • сознание не автономно; это слуга двух господ — бессознательного и бессознательного;
  • сознание неясное, неясное; сознание руководствуется тем или иным бессознательным образом.

В человеке скрыта великая сила — бессознательное или, как он это называл, Оно. Эта сила контролируется и распределяется с помощью либидо (лат. Libido — влечение, желание, страсть) — гипотетической психической энергии сексуальных желаний. Сила и содержание бессознательного проявляется в снах. Помимо Оно, в структуре духовного опыта человека присутствуют социальные нормы и социальные установки, которые ученый назвал Супер-Я. Супер-Я формирует систему социальных фильтров. То, что не проходит через фильтры супер-эго, попадает в бессознательное, вытесняется из сознания, впоследствии становясь причиной серьезных психических расстройств. Одна из таких причин — Эдипов комплекс — бессознательное желание ребенка-мальчика-юноши убить своего отца.

Фрейд свел бессознательное к двум комплексам:

  • Первый комплекс — это Эдипов комплекс, который проявляется у сына в 3-5 лет;
  • Второй комплекс — это комплекс Электры (бессознательное влечение девочки к отцу и неприязнь к матери в возрасте 3-5 лет).

В действительности Фрейд признавал только Эдипов комплекс. Восстание против отца и желание быть рядом с матерью или даже обладать ею восходит к архаике, когда сыновья сговорились и убили своего отца — правителя первобытного племени. С тех пор структура Эдипова комплекса была унаследована и воспроизведена в духовном опыте человека. Этот сексуальный дефект является причиной многих неврозов. Культура, развитие цивилизации предполагают бесконечную работу по отучению людей от их инстинктов. Но когда культура чрезмерно подавляет инстинкты, они вырываются и разрушают культуру.

Типология преодоления конфликта (способы защиты) следующая. Подавление — это активное бессознательное устранение человеком чувств, мыслей, мотивов из сознания. Так что социально неприемлемое сексуальное влечение или агрессия (например, по отношению к одному из родителей) может полностью увести сознание и прорваться в оговорки, ошибки, символические мечты.

В более сложных ситуациях причиной неблагодарности, например, может быть приписывание человеку таких качеств, в результате которых он должен был бы не заслуживать положительного отношения, а истинный мотив, подавляемый, неприемлемый, скрытый для человека, — это утверждение его Я.

Проекция — приписывание своих чувств, желаний, наклонностей другому человеку.

Фанатизм — приписывать другим людям невозможные для себя, но подсознательно невероятно соблазнительные моральные проявления; приписывание окружающим мужчинам особой сексуальной активности и неадекватного поведения по отношению к себе у женщины, испытывающей трудности и неудовлетворенной общением с лицами противоположного пола и т. д.

Идентификация — это бессознательная передача чувств и желаний другого человека на самого себя. Этот тип защиты характерен для детей, в процессе социализации тех, кто усваивает паттерны, будут руководить значимыми другими, а также в принятии мужских или женских социальных ролей. Глубинная суть такого защитного механизма — символическое обладание недоступным, но желанным предметом (как в детских играх).

Сублимация — это передача энергии от запрещенного объекта к любой форме деятельности, приемлемой в обществе. Фрейд был склонен объяснять творчество как реализацию такого плана свободной энергии; биографии известных художников, писателей, деятелей, ученых — варианты сублимированной энергии.

Если психосексуальная энергия продолжает циркулировать по замкнутому контуру и не разряжается, неосознанно мотивируя поведение, человек испытывает неприятные переживания и беспокойство. Такое состояние можно квалифицировать как невротик.

Если мы будем следовать логике учения Фрейда, то есть только один способ укротить буйство бессознательного, Оно: усилить Супер-Я, усилить репрессивную функцию культуры и тем самым поставить сдерживающие барьеры на путь роста непредсказуемого Оно. Другими словами, для того, чтобы Я, сознание укрепило свое положение, необходимо создать осмысленный баланс между двумя элементами, влияющими на человека и его Я: элементом надиндивидуальных социальных норм и культурными установками — и элемент бессознательного. В противном случае человечество рискует погрузиться в варварство.

Рассмотрев различные исторические и философские традиции трактовки проблемы сознания, можно сделать несколько выводов:

  1. Во-первых, философы не изобретали то или иное понимание сознания: они воспроизводили реальную для определенной эпохи структуру человеческой духовности и реальное место в ней сознания.
  2. Во-вторых, структура духовного опыта во все времена была тесно связана со спецификой мировоззрения той эпохи. Поэтому в зависимости от того, какое мировоззрение было доминирующим — космоцентрическое, теоцентрическое, антропоцентрическое, социоцентрическое, — менялось и понимание сознания.
  3. В-третьих, деформация внутреннего опыта людей имела устойчивую тенденцию понижать уровень духовности. И если во времена Плотина и Бл. Августин, в структуре внутреннего переживания приоритетом был уровень Божественной простоты, тогда в Новое время об этом считалось неприлично говорить. Бог мертв, и высший уровень духовного опыта истощен. Сознание перестало пониматься как отражение и функция Божества: оно стало претендовать на то, чтобы быть не функцией, а независимой реальностью, причем самой очевидной и надежной, ни от чего не зависящей. С развитием буржуазных отношений материальные интересы стали преобладать в структуре внутреннего опыта, и сознание стало не чем иным, как осознанием этих интересов.

И, наконец, с усилением процессов эгалитаризации (франц. Egalite — равенство) и либерализации (лат. Liberal is — свободный) и, соответственно, с уменьшением контролирующего влияния общества на жизнь человека, бессознательного, Оно, стали доминировать в структуре духовного опыта. Сознание превратилось в своего слугу, оправдывающего и обосновывающего права инстинктов на господство.

Супер-Я формируется в процессе социализации — компонент, представленный в личности теми требованиями общества, которые позволяют людям жить вместе, движимые Оно. Содержание Супер-Я — законы, традиции, нормы, запреты и т.д., все, что составляет моральные нормы, принятые в этом обществе. Чем цивилизованнее общество и выше образовательный уровень представителей определенного слоя, тем мощнее давление супер-эго, ломающего инстинкты. Нам нужен компонент в структуре личности, который бы примирил Супер-Я и Оно, выбрав такой режим поведения, который, насколько это возможно, не нарушал бы моральных требований и не перекрывал полностью энергетический источник. Из Оно. Такой компонент Фрейд назвал Я. Я — центр личности, раздираемый вечным конфликтом и постоянным невыносимым стрессом.

Если интенсивность потребности высока, а условия для ее удовлетворения отсутствуют, поведение человека регулируется Я с помощью защитных механизмов.

Во фрейдистской концепции люди отличаются друг от друга тем, какой способ защиты (выхода из конфликта) характерен для их Я. Причем защитные механизмы не служат достижению какой-либо внешней цели по отношению к человеку, а только способствуют снятию болезненного напряжения и обретению душевного равновесия.

Примечательно, что за порогом сознания фрейдистской личности находилось не только Оно, но и само Я, ускользавшее от рефлексии.

Согласно концепции Фрейда, невозможно такое сосуществование личности и общества, которое не могло бы неизбежно порождать конфликт. Дело в том, что выход из конфликта поможет вам стать невротиком или нормальным человеком. Если человек принадлежит к такому слою общества, в котором супер-Я не слишком громоздко, невроз менее вероятен, и человек находит более простые способы удовлетворить влечения за счет меньшего количества усвоенных норм и запретов.

Деструктивно образование, которое строит Супер-Я и не ориентирует человека на творческую деятельность. В любом случае, нормальная или с отклонениями, функционирующая энергия человека является продуктом его социализации в конкретном обществе.

В чем суть фрейдизма?

Врач может направить правильно энергию человека, проведя психоанализ. Фрейдизм указывает на то, что человек в некоторых случаях может справиться самостоятельно со своей проблемой, но для этого психика должна включить защиту, если же этого не произошло, то без помощи специалиста обойтись не получится. Вот основные виды зашиты:

  1. Изначально защита проявляется в вытеснении и подавлении мыслей, которые считаются недозволенными.
  2. Когда происходит проекция, то на бессознательном уровне психика человека пытается избавиться от навязчивого желания и идей.
  3. Рационализация проявляется тогда, когда отказаться от идеи нет возможности, и тогда человек пытается оправдать себя.

Главные направления во фрейдизме

Фрейд выделяет три основных мотива – это тревога, агрессия и чувственность. Именно их считает основой любых человеческих поступков фрейдизм. Направление выделяет на пять основных фаз развития личности:

1. Оральная фаза, которая проявляется еще при рождении ребенка, например, ребенок, родившись, сразу стремится сосать материнскую грудь.

2. Анальная фаза заключается в похвале ребенка, который самостоятельно может уже ходить на горшок.

3. Фаллическая проявляется в более зрелом возрасте, когда ребенок начинает общаться со своими сверстниками разных полов и умеет сравнивать себя и остальных.


4. Латентная проявляется в период, когда интерес к сексуальным характеристикам несколько угасает.

5. Генитальная приходит, когда наступает полное половое созревание.

Задачи психоанализа во фрейдизме

Если описывать фрейдизм кратко, то основными задачами данного учения и проведения психоанализа для лечения психических расстройств, можно считать:

  1. Воссоздание из всех данных, собранных в качестве анамнеза, симптомов, являющихся для человека патологическими.
  2. Умение реконструировать событие, которое нанесло травму, освободить подавленную энергию и дать этой энергии возможность выбрать новое направление.

Проводится психоанализ для того, чтобы в дальнейшем человек смог свои чрезмерные страдания не превратить в невроз. Таким образом, по мнению Фрейда, также можно подавить конфликтность человека.

Представители фрейдизма

Фрейдизм – это теория, которая в будущем получила свое развитие. Представителями этой теории в дальнейшем стали ученики самого Фрейда. А. Адлер несколько переделал теорию своего учителя, указав на то, что главным в психоанализе является не влечения, происходящие на бессознательном уровне, а стремление каждого человека самоутвердится в обществе. По мнению Адлера, все процессы, описанные Фрейдом, могут проявляться исключительно после того, как ребенок ощутит свою неполноценность по сравнению со взрослыми.

Еще одним ярким представителем учения Фрейда считается Г. Юнг, который не только поддержал теорию своего учителя, но и активно начал ее развивать, утверждая, что психоанализ не только может повлиять на одного человека, но и влияет на поведение целого коллектива. Идеи фрейдизма активно поддержал Отто Ранк, который нашел главные факторы страха и тревоги. По его мнению, они скрываются еще в рождении человека, его теория получила название «травма рождения».

Роль культуры

Для Зигмунда Фрейда, философия была способом анализа влияния культуры на человека. По его мнению, культура — внешний цензор личности, определяющий нормы и границы допустимого. Процесс развития культуры напрямую связан с чувством удовлетворения. Эволюция культуры отдаляет человека от природы, удовлетворения первобытных влечений, и делает его несчастным.

Ограничение природных желаний вызывает чувство вины. Фрейд был убежден, что культура подавляет естественные желания человека к агрессии и разрушению. Его коллега и последователь Карл Юнг в начале своей деятельности был солидарен с Фрейдом, но позднее изменил свое мнение. Юнг более подробно рассмотрел влияние либидо на человека и его стремление к творчеству. На основе учения Фрейда Юнг создал собственную теорию об архетипах – образах, формирующихся в коллективном бессознательном, и влияющих на восприятие людей.

Возникновение неофрейдизма

Конечно же, теория Фрейда осталась во всех случаях ключевым явлением, поэтому можно сказать, что фрейдизм – это основа, которая была заложена и в неофрейдизм. Психоанализ Фрейда основывался исключительно на трех уровнях, которые есть в психике каждого человека, но представители неофрейдизма утверждали то, что ведущая роль все же остается за общественно-культурным воздействием. Именно влияние общества может вызывать внутренний конфликт у человека. Например, такое чувство, как тревога, может зарождаться у ребенка, только после того, как он столкнется с враждебно настроенным миром.

Несмотря на то что две теории, фрейдизм и неофрейдизм, имеют достаточно много отличий, в основу были взяты все те же бессознательные процессы. Ненависть и тревога доставляют личности дискомфорт, поэтому идет борьба внутри самого человека, а это и есть причина возникновения конфликта внутри себя, которая требует немедленного устранения, иначе может возникнуть психическое заболевание.

Основные положения философии Фрейда

Зигмунд Фрейд — австрийский психолог, невропатолог, психиатр, ему свойственно изучение явлений бессознательного, их природы, форм и способов проявления.

В статье Моя жизнь и психоанализ Зигмунд Фрейд писал: Я родился 6 мая 1856 года во Фрайберге в Моравии, небольшом городке на территории современной Чехословакии. Мои родители были евреями, и я сам остаюсь евреем. Среди психологов ХХ века доктор Зигмунд Фрейд занимает особое место. Его основная работа Толкование снов была опубликована в 1899 году. С тех пор различные научные авторитеты в психологии поднялись, сменяя друг друга. Но ни один из них до сих пор не вызывает такого постоянного интереса, как Фрейд и его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX веке, осветили фундаментальные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее мотивов и чувств, противоречий между ее желаниями и чувством долга., причины психических срывов, иллюзорные представления человека о себе и других.

Известно, что основным регулятором поведения человека является сознание. Фрейд обнаружил, что за пеленой сознания скрывается глубокий, кипящий слой мощных стремлений, побуждений, желаний, не реализуемых человеком. Как лечащий врач он столкнулся с тем, что эти бессознательные переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже стать причиной нервно-психических заболеваний. Это побудило его искать способы избавить своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и скрытыми, слепыми, бессознательными мотивами. Так родился фрейдистский метод исцеления души, называемый психоанализом. Теория Фрейда во многих странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Он повлиял на другие гуманитарные науки — социологию, педагогику, антропологию, этнографию, философию, а также искусство и литературу, а фрейдистская методология познания социальных явлений, требующая раскрытия лежащих в основе бессознательных механизмов, подавленных желаний, широко использовалась последователи Фрейда и выросли в своего рода философию. Психоаналитическая философия, эмпирической базой которой является психоанализ, продолжает и углубляет иррационалистические тенденции Философии жизни, с ее позиций стремится объяснить личные, культурные и социальные явления.

Революция в естествознании потребовала мировоззренческого понимания научных открытий, и это дало новый импульс интересу Фрейда к философии. В 1874-1875 гг. прослушал цикл лекций немецкого философа-идеалиста Ф. Брентано (1833-1917). Его учение о психических действиях как направленных действиях души, его полемика с английским психиатром Дж. Моделом по проблемам бессознательного вызвали у Фрейда живой интерес.

Увлечение позитивистской философией было довольно распространенным явлением среди естествоиспытателей того времени и объяснялось известной близостью позитивизма, то есть того его крыла, которое восходит к естественнонаучному материализму. Влияние позитивизма на формирование его взглядов было существенно скорректировано характером его научных интересов. Он не верил в метафизику, противопоставляя ее мировоззрению, основанному на системе знаний о мире. Он был убежден в единстве и универсальности законов природы. Однако материализм Фрейда носил ограниченный характер, то есть был спонтанным, несформированным. Эта бесформенность, отсутствие серьезной теоретической и познавательной подготовки, плохое знание диалектики привели к тому, что, будучи материалистом внизу, то есть при объяснении природных явлений, Фрейд оставался идеалистом наверху, то есть когда решение социальных и эпистемологических проблем. Он подчеркивал фундаментальное расхождение материализма со всем широким движением позитивизма. Идеологическая эволюция Фрейда полностью подтвердила это. Оставив через полтора десятилетия скальпель и микроскоп, Фрейд по существу расстался с материализмом, хотя никогда не отказывался от убеждений своей юности. Настал момент, когда он начинает самостоятельную научную деятельность.

В психике человека есть два принципа: Сознательное — Я, Бессознательное — Оно. Любое желание, действие сначала возникает в Нём, а затем переходит в Я. Сознание — это процессы нашей психики, реализуемые человеком. Бессознательное — это бессознательное в человеке. Отношения между ним и мной неравные, они сильнее и многое диктуют. Это отношения мятежного коня и всадника. Ядро Оно составляют два слоя первичных влечений: — сексуальное (эрос) — влечение к смерти (танатос).

Сексуальное влечение подавляется нормами социальных законов, что приводит к появлению подавленных сексуальных влечений — неврозов, психозов. Танатос проявляется в двух формах: — влечение к собственной смерти (склонность к самоубийству) — влечение к смерти другого (склонность к насилию, садизм). Часто сочетаются два влечения — к сексу и насилию.

В основе Оно лежит принцип удовольствия, и он вступает в конфликт с принципами реальности (реальности поведения в мире). Я — несчастное сознание, которое разрушается и поворачивается либо к обществу, пытаясь поддерживать хорошие отношения, либо к Этому, пытаясь найти гармонию. Третий пример Фрейда: Выше Я — моральная цензура в рамках личной совести.

Он предназначен для регулирования отношений человека с миром. Выше меня напоминает оккупационную власть в осажденном городе, которого можно бояться или ненавидеть, но очень трудно любить. Причины многих неврозов нужно искать в детстве. Фрейд разработал метод психоанализа, который основан на сублимации, т. е. Переключении бессознательных импульсов Оно в сознательный канал Я. Чем меньше слой Оно, тем здоровее психика. Если сочетаются два комплекса (секс и влечение к смерти), то появляются маньяки.

Основные работы Фрейда, содержащие философские идеи и концепции:

  • Массовая психология и анализ человеческого Я;
  • За пределами принципа удовольствия;
  • Я и Оно;
  • Психология бессознательного;
  • Неудовлетворенность культурой;
  • Цивилизация и анализ человеческого Я и др. Фрейд выдвинул:
  • гипотеза об исключительной роли сексуальности в возникновении неврозов;
  • утверждение о роли бессознательного и возможности познания его через толкование снов;
  • гипотеза о том, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознания подчиняется принципу реальности.

Для философии Фрейда основная идея состоит в том, что поведение людей контролируется иррациональными психическими силами, а не законами общественного развития, что интеллект является аппаратом для маскировки этих сил, а не средством активного отражения реальности, ее вечной более глубокое понимание.

Основным исследованием Фрейда является роль важнейшего, по его мнению, двигателя психической жизни человека — либидо (сексуального желания), определяющего противоречия:

  • человеческое и социальное окружение;
  • человек и культура;
  • человек и цивилизация.

Через призму сублимации Фрейд рассматривал:

  • формирование религиозных обрядов и культов;
  • появление художественных и социальных институтов;
  • появление науки;
  • сам — развитие человечества.

Со стороны философии Фрейд дает свое понимание человека и культуры. Культура выступает для него как Супер-Я, основанное на отказе удовлетворять желания бессознательного, она существует благодаря сублимированной энергии либидо.

В своей работе Неудовлетворенность культурой Фрейд заключает, что прогресс культуры снижает человеческое счастье, усиливает чувство вины в человеке из-за ограничения его естественных желаний.

Рассматривая социальную организацию общества, Фрейд акцентирует свое внимание не на его надиндивидуальной природе, а на естественной тенденции человека к разрушению, агрессии, которую можно обуздать с помощью культуры.

Карл Густав Юнг — швейцарский психолог, философ и культуролог, который начал свою карьеру как близкий соратник Зигмунда Фрейда и популяризатор его идей.

После разрыва Юнга с Фрейдом происходит пересмотр представлений о происхождении человеческого творчества и развитии человеческой культуры с точки зрения либидо и сублимации, подавления сексуальности и всех проявлений бессознательного через Супер-я.

Представители неофрейдизма

Представителей неофрейдизма было намного больше, чем самого фрейдизма. Наиболее яркими можно назвать нескольких ученых. Так, Г. Салливан, утверждает, что личность человека – это не врожденное явление, а приобретенное, и формируется она исключительно с помощью общества, которое ее окружает. То есть младенец начинает повторять межличностные отношения, которые у него стоят в качестве модели. Личность ребенка в детстве может формироваться даже во время игры, когда малыш общается со сверстниками.

Э. Фромм в своих работах указывает на то, что человек — это совокупность биологического и социального начал. По его мнению, вся психология человека основывается на любви к жизни и стремлению к смерти.

Психоанализ показывает, что человек может быть склонен к неврозу, если он не смог найти любовь и понимание в обществе. Для каждого индивида важно достичь полной гармонии в обществе, к чему он и стремится на протяжении всей жизни. По мнению многих ученых, если индивид сможет исцелиться, то есть вероятность того, что может произойти полное исцеление общества.

Стоит отметить, что все идеи фрейдистов и неофрейдистов смогли повлиять на общественную жизнь и развитие культуры и этики. Что касается самого общества, то оно находится на пути к совершенствованию.

ГЛАВА I. ФРЕЙДИЗМ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Фрейдизм1 Волошинов В. Н., «Фрейдизм» -164 с. М. — Л., 1927 — это общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение З. Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Фрейдизм, как социальную и философско-антропологическую доктрину следует отличать от психоанализа как конкретного метода изучения бессознательных психических процессов, принципам которого Фрейд придаёт универсальное значение, что приводит его к психологизации общества и личности.

С самого начала своего существования фрейдизм не представлял собой чего-то единого; двойственное отношение самого Фрейда к бессознательному, в котором он видел источник одновременно как творческих, так и разрушительных тенденций, обусловило возможность различного, иногда прямо противоположного истолкования принципов его учения. Широкое распространение фрейдизма началось после Первой мировой войны и было связано как с общим кризисом буржуазного общества и культуры, такие кризисом ряда традиционных направлений психологической науки. При этом различные направления стремились восполнить отсутствующее у Фрейда философское и методологическое обоснование положений его учения, опираясь на разные философские и социологические доктрины. Научная теория Фрейда впитала в себя множество различных идей, подчерпнутых отцом-основателем из работ и концепций различных известных учёных. Так, к примеру, фрейдизм позаимствовал достаточно многое из монадологии Готфрида Вильгельма (по Лейбницу, монады есть единичные элементы реальности, отличные от атомов и представляющие собой непротяженную психическую сущность, имеющую психическую основу) и концепции “порога сознания” Иоганна Фридриха Гербарта, который полагал, что ряд человеческих идей, располагающихся «ниже» порога сознания, бессознательны.

Немалое влияние на Фрейда оказали также воззрения Густава Теодора Фахнера, подобно Гербарту разрабатывавшему идею бессознательного и, в частности, предложившего визуализировать понятие “психика” посредством изображения айсберга1 Шульц, Д., Шульц, С. Глава 13. Психоанализ: истоки // История современной психологии. — Евразия, 2002. — 544 с. На развитие психоаналитической концепции Фрейда существенное влияние оказали также эволюционная теория Чарльза Дарвина, и теория Жана Шарко о воздействии гипноза для лечения истерии. Множество идей Фрейд почерпнул из Карла Густава Каруса (а именно предположение о том, что бессознательная психическая деятельность проявляется через переживания и сны), Эдуарда Гар и Артура Шопенгауэра. (выделявшего «волю к жизни», которую Фрейд обозначил как Эрос)2 Куттер, Петер; Мюллер, Томас. Психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. — М.: Когито-Центр, 2011. — С. 27. — 384 с. . Значительное влияние на формирование взглядов Фрейда оказал немецкий философ и психолог Теодор Липс, посвятивший несколько работ бессознательным психическим процессам3Лейбин В. М. Глава 2. «Истоки возникновения психоанализа. Психоанализ» — Санкт_Петербург, 2008. — 592 с..

16 стр., 7691 слов

Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм

… ныне поддерживаемый миф об исключительно естественнонаучных предпосылках психоанализа. Разумеется, выдвижение Фрейдом психоаналитических идей сопровождалось переосмыслением распространенных в конце XIX века методов лечения истерических … было бы неверным соотносить истоки возникновения психоаналитического учения Фрейда с его врачебной практикой, с теми идеями и теориями, которые были им почерпну ты …

На современном этапе развития психоаналитической мысли под «фрейдизмом» чаще всего понимают весь комплекс идей и трудов Фрейда — так называемую «фрейдистскую метапсихологию» Головин С. Фрейдизм «Cловарь практического психолога» — Харвест, АСТ, 2001. — 512 с.. «Ядром» фрейдизма является мысль о том, что основная движущая сила развития личности представлена инстиктивными влечениями — сексуальным и агрессивным. Поскольку антиподом удовлетворению данных влечений выступают запреты и ограничения, накладываемые окружающим миром, первые претерпевают процесс вытеснения, образуя таким образом бессознательное человека.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]