Двигательная память: классификация, особенности, развитие

Встаньте и пройдитесь из одного угла квартиры в другой. Наверняка это произошло быстро и вы для этого не приложили особых усилий. К тому же, скорее всего, вы думали в этот момент о том, что происходит и зачем это делать. Или просто представляли в мыслях предстоящий ужин с семьей.

Мы не осознаем многих процессов, которые происходят в нашем организме и сознании. Ведь они просто есть. Этого ли мало?

Мы дышим по инерции. Мы запоминаем дорогу домой по инерции. Мы ходим и бегаем по инерции. Мы знаем, как выглядят наши друзья и родственники, мы помним их имена. Во всех этих процессах активно работает память. Но обычно мы вспоминаем и непосредственно взаимодействуем с ней во время сессии и в других ситуациях, когда в короткий срок нужно запомнить большой объем информации.

Однако если задуматься более глубоко и основательно, то можно прийти к выводу, что без памяти мы бы мало чем отличались от камня на дороге. Представьте, если каждый день после пробуждения вам предстоит заново учиться ходить, учить язык, знакомиться с родственниками, и каждый день снова и снова изучать свои должностные обязанности. Звучит удручающе.

Но это не фантастика. Именно так проходила бы наша жизнь, если бы не способность мозга хранить информацию.

Память — это умение удерживать и воспроизводить в сознании запас знаний, опыта и впечатлений. Она действует во всех сферах нашей жизни. Без ее участия ничего не происходит.

Виды памяти

  1. Эмоциональная — умение удерживать и воспроизводить любые наши ощущения и чувства. Мы помним те события, которые вызвали у нас яркие эмоции, как отрицательные, так и положительные.
  2. Образная — способность запомнить и воссоздать образы предметов и явлений. Этот вид работает при помощи наших органов чувств (обоняние, осязание, слух, зрение).
  3. Двигательная (моторная) память — умение человека фиксировать и воспроизводить движения и системы действий, формируя навыки.
  4. Словесно-логическая — способность запоминать и передавать мысли, суждения и умозаключения. Эта способность характерна только для человека и отличает его от животных.

В Интернете можно найти много описаний и способов, как развить образную и словесно-логическую память. Эмоциональную изучают на актерских курсах, а вот про двигательную память мало пишут и редко говорят.

Какие упражнения для развития памяти дошкольников существуют сегодня

  1. Например, можно попробовать развить двигательную память. Назовите игру «повтори движение» и предложите своему дошкольнику сыграть в нее вместе. Смысл прост. Вы показываете движение, а малыш его за вами повторяет. Начните с самых простых, а через пару недель можно придумать и заучить собственный танец! Это весело и увлекательно и для детей, и для родителей!
  2. Большинство детей любят рисовать. Используйте это увлечение для тренировки памяти вашего дошкольника! Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш. Попросите его слушать слова, которые вы будете произносить, и зарисовывать их на бумаге таким образом, чтобы их было легко вспомнить. Начинайте с десятка слов. Давайте малышу время, чтобы он успел зарисовать услышанное.
  3. Даже для самых маленьких детей специалисты разработали упражнения для развития памяти. Они направлены на развитие эмоциональной памяти. Механизм прост: положительные эмоции помогают маленьким детям лучше запоминать информацию. Существует масса упражнений для этого: это и пальчиковые игры, и домашний кукольный театр, и пантомимы.
  4. Рекомендации по развитию памяти и дошкольников касаются и словесно-логической ее области. Например, ученые не рекомендуют разговаривать с малышом уменьшительными, искаженными словами, поскольку это ухудшает развитие памяти. Что касается задач на развитие памяти у дошкольников, то можно вместе учить песни, составлять свои собственные сказки по какой-то картинке или фотографии, на прогулке описывать увиденное. Полезно будет и обсудить просмотренный только что мультфильм или книгу.
  5. Есть еще одно средство для развития памяти у дошкольников. Заранее постарайтесь приготовить 10 пар слов. Например: небо-облако, дерево-лист, собака-кошка и так далее. Попросите ребенка запомнить каждую из пар слов, которую вы произнесете. Дайте возможность малышу подготовиться: произносите парные слова с интервалом в 5 секунд.
  6. Отдельные методики существуют и для развития образной памяти у дошкольников. В дальнейшем это улучшит не только процесс запоминания, но и поможет ребенку лучше ориентироваться в незнакомой обстановке, а также послужит толчком для развития творческого мышления.
  7. Самым маленьким можно давать задания на звуковые воспоминания. Например, попросите ребенка рассказать, как мяукает кошка или как лает собака. Можно задействовать и вкусовые ощущения: попросите малыша рассказать, какое на вкус мороженое, яблоко или его нелюбимая каша. Экспериментируйте с заданиями: чем разнообразнее они будут, тем интереснее будет и вам, и ребенку!

Как видите, способов развития памяти и дошкольников немало. Какие-то упражнения тренируют отдельные навыки, какие-то рассчитаны на тренировку памяти, в целом. Заниматься можно как дома, так и на прогулке, а можно поговорить с воспитателем и включить подобные уроки в ежедневные задания в детском саду. Еще одна особенность развития памяти у младших и старших дошкольников: это необходимость разнообразия. Не выбирайте из предложенного списка одно-единственное упражнение. Выберите, как минимум, несколько. И будет намного интереснее, если вы придумаете свои: чем шире будет список, тем больше вероятность того, что ребенок будет воспринимать подобные методы, как интересную и веселую игру, и тем ярче будет проявляться эффект от такого рода, занятий.

Вместе с тем, не забывайте о системности. Старайтесь уделять упражнениям на развитие памяти дошкольников несколько дней в неделю

Но и здесь важно соблюсти золотую середину. Не выделяйте на упражнения слишком много времени: 15-20 минут игры будет более, чем достаточно, и ребенок не успеет утомиться

Моторная память

На данный момент мнения исследователей разнятся. Двигательная память в психологии хоть и значится, но четкого и закрепленного определения не имеет. В специализированной литературе присутствует несогласованность в использовании терминов. А это приводит к искажению информации, которое может повлечь неверные выводы.

Каждый автор проводил исследование двигательной памяти, исходя из своих убеждений и в силу своего понимания. Одни связывают ее с запоминанием движений, другие относят к наглядно-образной и сопоставляют с заучиванием движений и запоминанием моторных ощущений. Третьи считают, что она функционирует за счет остальных видов памяти. Каждое из этих мнений имеет свое зерно истины, и пока мы не можем точно сказать, кто прав, а кто нет.

Что такое моторная память и зачем она нужна

Данный вид памяти не что иное, как способность запоминать, а потом соответственно воспроизводить различные двигательные алгоритмы. Без моторной памяти невозможно научиться ездить на велосипеде, играть в волейбол или футбол, постичь азы плавания и другой физической активности. Память движений составляет основу различных трудовых навыков, а также всех остальных адекватных двигательных действий. При подсознательном запоминании движений, человек фиксирует все до мелочей – длительность, амплитуду, скорость, направление. Осваивая целые комплексы последовательностей движений, человек потом может, не задумываясь, совершать огромное количество повседневных манипуляций.

Работа с двигательной памятью помогает развивать у ребенка координацию движений, правильную моторику (а чем более развита моторика у ребенка, тем богаче его словарный запас и коммуникативные способности – это утверждение психологов), снимает нервное напряжение и тонизирует мышечные ткани.

Благодаря двигательной памяти ребенок может обучаться новым играм, выполнять логические последовательности действий при занятиях на компьютере – ресурс https://iqclub.ru/ дает наглядную демонстрацию, как это происходит, обслуживать себя, делать домашние дела и все то, что невозможно без четких и согласованных движений тела. Это и гигиенические процедуры, и умение пользоваться столовыми приборами, и поведение в транспорте и многие другие аспекты повседневной жизни, с которыми непременно столкнется каждый ребенок.

Уроки по развитию двигательной памяти обожают все дети, поскольку они представляют собой не что иное, как подвижные игры.

Упражнения для тренировки моторной памяти

  1. Игра «Так нельзя». Игра, рассчитанная на условия спортивной площадки или зала, где есть достаточно свободного пространства и инвентаря. Задача ведущего – показывать детям различные комбинации движений, а дети обязаны за ним все в точности повторять. Однако вводится запрет на какое-то из движений. Например: поднять две руки вверх – так нельзя! Ведущий должен показывать различные движения в максимальном темпе, может использовать небольшие хитрости и приемы для запутывания участников – гримасничать, издавать смешные звуки. Участники же должны быть полностью сосредоточенными, чтобы не повторить движение, которое нельзя. Минимальное количество участников игры – два, один показывает, другой повторяет.
  2. Игра «Как запомнить движения». Занятие очень напоминает традиционный урок физкультуры. Так же как и в предыдущей игре располагаться лучше всего на спортивной площадке, с собой взять мячики, скакалки. Ведущий показывает упражнение или связку упражнений, но при этом молчит. Дети должны только благодаря визуальному контакту запомнить последовательность фигур и постараться точно их повторить. Путем многократных повторений каждый ребенок должен освоить весь цикл.
  3. «Попади в точку». Для упражнения понадобится по одному листу бумаги и карандашу для каждого участника. Дети должны сесть на стулья лицом к стене, на которой на уровне глаз должен быть закреплен лист бумаги. Далее глазки закрываем и рисуем в любом месте карандашом на листике точку. Опускаем ручки, глазки закрыты, считаем до пяти и снова рисуем точку. Чем расстояние между двумя изображенными точками меньше, тем лучше двигательная память. При регулярных тренировках, точки будут получаться совмещенными. Далее упражнение усложняется, задача — нарисовать с закрытыми глазками две, три или четыре точки и продублировать их.
  4. «Линии». Подобное предыдущему упражнение, только необходимо не попасть точкой в точку, а нарисовать с закрытыми глазками линии одинаковой длины, чтобы развивать ощущение расстояния, как составляющей двигательной памяти. Линии лучше рисовать разнонаправленными – косые, прямые, главное, чтобы они были максимально близки по длине. Нарисовал одну линию, опустил ручки, посчитал до 5 и далее следующую. Со временем можно рисовать по две-три линии разной длины, а потом пытаться повторить эксперимент. Между подходами встряхивать ручками, создавать так называемые «двигательные помехи».
  5. Уроки танцев признаны лучшими для развития двигательной памяти у детей и взрослых. Поэтому танцуйте с удовольствием и пользой.

Основными характеристиками двигательной памяти являются точность выполнения, объем – как много последовательностей вы можете запомнить и в точности воспроизвести, прочность – как долго данные будут храниться в памяти, устойчивость – насколько сильно будут помехи влиять точному воспроизведению действий.

Двигательная активность

Зона ответственности моторной памяти очень велика: от простого ручного труда и перемещения тела в пространстве до ювелирной работы пальцами хирурга в процессе операции. Двигательная активность строится на взаимодействии двух направлений. Первое направление включает в мышцах, суставных сумках и сухожильных органах рецепторы, которые передают сигнал через спинной мозг вверх к разным отделам головного мозга.

Второй поток работает от мозга к мышцам и дает сигнал на совершение действий. Сигналы от этих участков формируют особый тип восприимчивости, благодаря которому мозг понимает, в каком положении пребывают мышцы и суставы. Так образуется схема или образ тела. Без этого состояния человек не смог бы выполнить ни одного действия.

Психофизиология двигательной памяти базируется на образовании энграмм и проходит три этапа. Энграмма — это след воспоминаний или физическая привычка, образующиеся в результате обучения:

  1. На основе работы анализаторов возникает кратковременный след, который формирует сверхкратковременную память.
  2. Сведения из кратковременной памяти поступают в высшие отделы головного мозга, где анализируются, сортируются и проходят обработку, чтобы выявить новую для организма информацию.
  3. Новая информация поступает в долговременную память.

Особенности и характеристика

Кратковременная память человека — что это такое, ее объем и проблемы

В процессе сохранения образа действия активизируются моторные центры и активирующая ретикулярная система головного мозга. В зависимости от степени важности образной информации, эти структуры либо блокируют ее, либо передают импульс в кору больших полушарий.

Конкретный пример. Наблюдая, как танцует профессиональная балерина, у девушки возникает желание повторить ее пируэты. Однако она не занимается танцами и понимает, что освоение этого искусства потребует от нее определенных сил, терпения. Серьезной мотивации к занятиям балетом у нее нет, поэтому активирующая ретикулярная система блокирует эти мысли, и девушка продолжает наслаждаться танцем балерины.

Если бы ее мотивация была высокой, она бы записалась в балетную школу, выбрала бы видеокурс по балету для возможности самообучения (это активность была бы обусловлена тем, что активирующая ретикулярная система передала сигнал в кору больших полушарий).

Если произошла передача импульса в кору больших полушарий, к процессу сохранения в памяти образа действия подключаются двигательный анализатор и гиппокамп. Их работа сочетается с деятельностью мышечной системы и вестибулярного аппарата.

Так запоминаются различные движения. При их последующем воспроизведении будут работать те же функциональные отделы мозга. В этом выражается формирование автоматизации действий.

Формы хранения информации

Одни действия мы помним всю жизнь, а другие забываем на следующий день. Память бывает кратковременной и долговременной, непроизвольной и произвольной:

  1. Кратковременная двигательная память – движения запоминаются на короткий срок. Например, танцуя, вы изучаете новые движения, они поступают в отдел временного хранения, и если их не повторять время от времени, то они и вовсе забудутся, а если повторять, то перейдут в долговременную память.
  2. Долговременная – действия сохраняются надолго, либо на всю жизнь. Например, умение ходить, прыгать, бегать.
  3. Произвольная память – усвоение происходит с помощью намеренного усилия.
  4. Непроизвольная – автоматическое запоминание.

Что влияет на память

На способность человека запоминать влияет множество внешних факторов. К ним относится наследственность, характер деятельности, состояние здоровья и многое другое.

Ученые активно проводят эксперименты, которые призваны показать, что влияет на возможность кратковременного или долговременного закрепления информации. Исследования помогают нормализовать свою жизнь. К примеру, мы хуже запоминаем факты, если не высыпаемся или сильно устаем, употребляем в пищу недостаточное количество различных витаминов и микроэлементов.

Роль памяти в жизни человека

Каково основное назначение двигательной памяти? В чем ее необходимость:

  1. Формирование базовых навыков человека: письмо, хождение, плавание, которые мы усваиваем в детстве.
  2. Она важна в профессиях, где требуется точность и быстрота движений: хирург, ювелир и т. д.
  3. Спортсменам, танцорам, водителям и музыкантам очень важно развивать моторную память, чтобы выполнять действия автоматически.
  4. Дает возможность концентрироваться не на действиях, а на информации. Например, при печати текста на компьютере, человек сосредотачивается не на клавишах, а на информации.
  5. Используется для улучшения процессов мышления, она высвобождает пространство для свежих задач.

Функции и значение двигательной памяти

Оперативная память — что это в психологии человека, ее отличия от других типов

Сфера применения двигательной памяти обширна. Она используется людьми в быту, процессе обучения, профессиональной деятельности.

В быту


Двигательная память в быту

Моторная память нужнее всего человеку в бытовой сфере. Потребность в ней возникает с самого раннего детства. Она позволяет ребенку освоить гигиенические навыки и самообслуживание, в дальнейшей жизни научиться пользоваться бытовой техникой, различными приспособлениями.

Внимание! При некоторых заболеваниях гиппокампа и других отделов мозга нарушается моторно-слуховая память. Это обусловлено разрушением нейронных связей. Например, при болезни Альцгеймера больной утрачивает навыки самообслуживания.

В обучении

Процесс обучения невозможно представить без моторной памяти. Благодаря ней, дети овладевают графическими навыками. В психологии доказана роль двигательной памяти в формировании мелкой моторики. Средствами развития двигательной памяти в процессе систематического обучения являются такие виды деятельности, как:

  • Занятия физической культурой, в ходе которых развиваются крупная моторика, координация движений, точность выполнения упражнений, физическая выносливость, укрепляются мышцы;
  • Лепка, где дети работают с различными пластичными материалами, учатся придавать им нужную форму;
  • Занятия вышивкой и шитьем формируют умение пользоваться иглой и нитками, которые могут пригодиться для мелкого ремонта одежды;
  • Бумагопластика и оригами развивают точность ручных движений;
  • Аппликация развивает пространственное мышление, совершенствует мелкую моторику рук;
  • Собирание мозаики направлено на формирование умения работать по образцу;
  • Изготовление поделок из природного материала учит работать с разными предметами.

В период дошкольного и младшего школьного возраста детям рекомендуется заниматься перечисленными выше видами деятельности не реже двух или хотя бы одного раза в неделю.

Дополнительная информация. Нервная система детей обладает по определению большей пластичностью, чем нервная система подростков. Родителям нужно определить ребенка в дошкольном или младшем школьном возрасте в спортивную секцию или танцевальный кружок для того, чтобы создать оптимальные условия для становления его двигательной памяти.


Развитие моторной памяти

В профессиональной области

Мысль о том, что становление профессиональных навыков невозможно без высокого уровня развития зрительной, слуховой и двигательной памяти, доказана в исследованиях в области психологии труда. В любой профессии необходимо довести до автоматизма овладение теми или иными навыками, чтобы выполнение производственных функций осуществлялось оперативно. Например:

  • Водитель должен уметь управлять транспортным средством (для этого ему нужно научиться правильно держать руль, своевременно отпускать педаль сцепления, нажимать ногой на педаль тормоза или газа);
  • Для документоведа крайне важна высокая скорость набора текста на компьютере (специалистам этого профиля для оперативного выполнения поручений руководства полезно овладение слепым методом набора текста);
  • Хирург должен безошибочно совершать манипуляции скальпелем (успешный итог операции зависит от точности, аккуратности, плавности работы врача руками);
  • От уровня развития мелкой моторики рук парикмахера зависит конечный результат (создание прически требует умения работать с волосами, одновременно орудовать ножницами и расческой, красиво накручивать локоны);
  • Тренер спортивной секции должен оттачивать у себя четкость спортивных движений, чтобы являться образцом для юных спортсменов;
  • Для психолога важно умение по движениям и позе клиента распознавать его эмоциональное состояние.

Важно! Недостаточный уровень развития моторной памяти в профессиональной деятельности может привести к низкому качеству выполнения специалистом своих профессиональных обязанностей. Эта проблема актуальна для молодых специалистов, профессиональные двигательные навыки которых находятся в стадии становления.

Ключевые характеристики двигательной памяти

  • точность – правильное повторение действий;
  • объем – число движений, которое вы можете усвоить и воссоздать;
  • устойчивость – насколько ухудшается заучивание и повторение при влиянии отвлекающих факторов;
  • прочность – насколько долго вы помните движение и можете его произвести.

Специальные упражнения для двигательной памяти направлены на развитие и улучшение этих показателей.

Зачем тренировать память

Мы непрерывно постигаем какие-либо навыки и ставим перед моторной памятью все новые и новые задачи. Когда вы будете осваивать новое хобби, мозг будет запоминать повторяющиеся действия, и с каждым повторением движения будут получаться все лучше. Чтобы этот процесс пошел быстрей, и освоение нового навыка происходило эффективней, стоит выделять время для специальных тренировок.

Развивать моторную память можно как с помощью специальных упражнений, так и непосредственно в повседневной жизни. Эти методы работают и по отдельности, и в совокупности.

История Романа о развитии своей памяти

Мой товарищ Роман не всегда отличался хорошей памятью. Чтобы выучить школьное стихотворение, у него уходило много времени. Даже если он целый вечер сидел за учебниками, это не всегда приносило положительных результатов в запоминании информации.

После школы мы поступили в один университет. Через некоторое время я стала замечать, что Роман стал более внимателен и восприимчив к учёбе. Через пару месяцев его было не узнать. Он с лёгкостью запоминал сложные определения и формулы, изучаемые на парах.

Мне стало интересно, как он смог так быстро добиться ошеломляющих результатов. Роман рассказал о методике развития собственной памяти. В его комплекс входили упражнения, периодический отдых и частые прогулки на свежем воздухе.

Попробовав данную технологию на себе, я тоже стала замечать улучшения в работе мозга. Подробнее о том, как улучшить долговременную память расскажет данная статья.

Общее развитие двигательной памяти

  1. Высыпайтесь по ночам. Во сне мозг восстанавливается.
  2. Занимайтесь спортом или танцами. Физическая активность насыщает мозг кислородом, а также развивает моторную память.
  3. Питайтесь разнообразно и сбалансировано. С пищей в мозг поступают необходимые микроэлементы и вещества, которые необходимы для его работы.
  4. Если вы осваиваете какой-либо навык, то оттачивайте его регулярно. Это поможет закрепить эффект и укрепит механизмы запоминания.

Рекомендации

  • Стремитесь доводить до совершенства какие-то движения, повторяя их буквально раз по сто.
  • Делайте гимнастику для рук, в частности, для кистей. Занимайтесь вязанием, лепкой, рисованием в свободное время. Или тем, что вам нравится и задействует в работу руки. Допустим, даже резьба по дереву или выпекание печенья вполне сойдут в качестве гимнастики и тренировки.
  • Играйте в игру с человеком, который также стремится «прокачать» моторную память. Она проста – вы по очереди показываете друг другу движения, которые обязательно необходимо в точности повторить. То есть, сначала вы, потом партнёр изображает ваше и добавляет своё. Проигрывает тот, кто первым собьётся и забудет правильную последовательность.

Упражнение для меткости и точности жестов

  1. Закрепите лист либо на столе, либо на стене.
  2. Упритесь локтем в лист, затем опустите предплечье и кисть.
  3. Закройте глаза.
  4. Не поднимая локоть, и не используя запястье, сделайте круговое движение предплечьем и нарисуйте на бумаге дугу.
  5. Верните руки в начальное положение и нарисуйте еще одну дугу. Они должны совпадать.

Двигательная память в нашей жизни играет не последнюю роль, а может даже одну из главных. С ее помощью все наши действия носят осмысленный характер. Когда вы будете кататься на роликах в парке с друзьями, печатать комментарий к этой статье или мчаться по трассе – помните, что всем этим вы обязаны всего лишь одной маленькой функции нашего умного организма, который добросовестно выполняет свои обязанности. Если вы хотите прожить осмысленную жизнь и до самой старости сохранить бодрость и активность, помогайте своему телу и сознанию! Делайте все, что в ваших силах, чтобы сохранить его работоспособность как можно дольше!

Упражнения для тренировки

Двигательная память, как и любая другая, тренируется посредством специальных упражнений. Рассмотрим некоторые из них:

  • Необходимо сесть на стул возле стены, где прикреплен чистый лист бумаги с точкой посередине. Закрыв глаза, нужно досчитать до пяти и поставить точку карандашом в том месте, где, как вам кажется, находится середина листа. Это упражнение необходимо повторять периодически, но регулярно. Таким способом, в процессе тренировки двигательной памяти расстояние от середины листа будет сокращаться. В процессе улучшения результатов необходимо постепенно увеличивать количество точек и время пауз между рисованием.
  • Необходимо с закрытыми глазами рисовать линии, одинаковые по длине. Далее измерять их длину и пытаться повторить, если линии сильно отличались. Рисовать их необходимо в различные стороны.

Такие упражнения достаточно простые, но при регулярных тренировках они в состоянии сделать двигательную память более гибкой. Это может помочь в овладении новыми физическими навыками, в приобретении более точной координации в пространстве и даже повлиять на обучаемость.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]