Встаньте и пройдитесь из одного угла квартиры в другой. Наверняка это произошло быстро и вы для этого не приложили особых усилий. К тому же, скорее всего, вы думали в этот момент о том, что происходит и зачем это делать. Или просто представляли в мыслях предстоящий ужин с семьей.
Мы не осознаем многих процессов, которые происходят в нашем организме и сознании. Ведь они просто есть. Этого ли мало?
Мы дышим по инерции. Мы запоминаем дорогу домой по инерции. Мы ходим и бегаем по инерции. Мы знаем, как выглядят наши друзья и родственники, мы помним их имена. Во всех этих процессах активно работает память. Но обычно мы вспоминаем и непосредственно взаимодействуем с ней во время сессии и в других ситуациях, когда в короткий срок нужно запомнить большой объем информации.
Однако если задуматься более глубоко и основательно, то можно прийти к выводу, что без памяти мы бы мало чем отличались от камня на дороге. Представьте, если каждый день после пробуждения вам предстоит заново учиться ходить, учить язык, знакомиться с родственниками, и каждый день снова и снова изучать свои должностные обязанности. Звучит удручающе.
Но это не фантастика. Именно так проходила бы наша жизнь, если бы не способность мозга хранить информацию.
Память — это умение удерживать и воспроизводить в сознании запас знаний, опыта и впечатлений. Она действует во всех сферах нашей жизни. Без ее участия ничего не происходит.
Виды памяти
- Эмоциональная — умение удерживать и воспроизводить любые наши ощущения и чувства. Мы помним те события, которые вызвали у нас яркие эмоции, как отрицательные, так и положительные.
- Образная — способность запомнить и воссоздать образы предметов и явлений. Этот вид работает при помощи наших органов чувств (обоняние, осязание, слух, зрение).
- Двигательная (моторная) память — умение человека фиксировать и воспроизводить движения и системы действий, формируя навыки.
- Словесно-логическая — способность запоминать и передавать мысли, суждения и умозаключения. Эта способность характерна только для человека и отличает его от животных.
В Интернете можно найти много описаний и способов, как развить образную и словесно-логическую память. Эмоциональную изучают на актерских курсах, а вот про двигательную память мало пишут и редко говорят.
Какие упражнения для развития памяти дошкольников существуют сегодня
- Например, можно попробовать развить двигательную память. Назовите игру «повтори движение» и предложите своему дошкольнику сыграть в нее вместе. Смысл прост. Вы показываете движение, а малыш его за вами повторяет. Начните с самых простых, а через пару недель можно придумать и заучить собственный танец! Это весело и увлекательно и для детей, и для родителей!
- Большинство детей любят рисовать. Используйте это увлечение для тренировки памяти вашего дошкольника! Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш. Попросите его слушать слова, которые вы будете произносить, и зарисовывать их на бумаге таким образом, чтобы их было легко вспомнить. Начинайте с десятка слов. Давайте малышу время, чтобы он успел зарисовать услышанное.
- Даже для самых маленьких детей специалисты разработали упражнения для развития памяти. Они направлены на развитие эмоциональной памяти. Механизм прост: положительные эмоции помогают маленьким детям лучше запоминать информацию. Существует масса упражнений для этого: это и пальчиковые игры, и домашний кукольный театр, и пантомимы.
- Рекомендации по развитию памяти и дошкольников касаются и словесно-логической ее области. Например, ученые не рекомендуют разговаривать с малышом уменьшительными, искаженными словами, поскольку это ухудшает развитие памяти. Что касается задач на развитие памяти у дошкольников, то можно вместе учить песни, составлять свои собственные сказки по какой-то картинке или фотографии, на прогулке описывать увиденное. Полезно будет и обсудить просмотренный только что мультфильм или книгу.
- Есть еще одно средство для развития памяти у дошкольников. Заранее постарайтесь приготовить 10 пар слов. Например: небо-облако, дерево-лист, собака-кошка и так далее. Попросите ребенка запомнить каждую из пар слов, которую вы произнесете. Дайте возможность малышу подготовиться: произносите парные слова с интервалом в 5 секунд.
- Отдельные методики существуют и для развития образной памяти у дошкольников. В дальнейшем это улучшит не только процесс запоминания, но и поможет ребенку лучше ориентироваться в незнакомой обстановке, а также послужит толчком для развития творческого мышления.
- Самым маленьким можно давать задания на звуковые воспоминания. Например, попросите ребенка рассказать, как мяукает кошка или как лает собака. Можно задействовать и вкусовые ощущения: попросите малыша рассказать, какое на вкус мороженое, яблоко или его нелюбимая каша. Экспериментируйте с заданиями: чем разнообразнее они будут, тем интереснее будет и вам, и ребенку!
Как видите, способов развития памяти и дошкольников немало. Какие-то упражнения тренируют отдельные навыки, какие-то рассчитаны на тренировку памяти, в целом. Заниматься можно как дома, так и на прогулке, а можно поговорить с воспитателем и включить подобные уроки в ежедневные задания в детском саду. Еще одна особенность развития памяти у младших и старших дошкольников: это необходимость разнообразия. Не выбирайте из предложенного списка одно-единственное упражнение. Выберите, как минимум, несколько. И будет намного интереснее, если вы придумаете свои: чем шире будет список, тем больше вероятность того, что ребенок будет воспринимать подобные методы, как интересную и веселую игру, и тем ярче будет проявляться эффект от такого рода, занятий.
Вместе с тем, не забывайте о системности. Старайтесь уделять упражнениям на развитие памяти дошкольников несколько дней в неделю
Но и здесь важно соблюсти золотую середину. Не выделяйте на упражнения слишком много времени: 15-20 минут игры будет более, чем достаточно, и ребенок не успеет утомиться
Моторная память
На данный момент мнения исследователей разнятся. Двигательная память в психологии хоть и значится, но четкого и закрепленного определения не имеет. В специализированной литературе присутствует несогласованность в использовании терминов. А это приводит к искажению информации, которое может повлечь неверные выводы.
Каждый автор проводил исследование двигательной памяти, исходя из своих убеждений и в силу своего понимания. Одни связывают ее с запоминанием движений, другие относят к наглядно-образной и сопоставляют с заучиванием движений и запоминанием моторных ощущений. Третьи считают, что она функционирует за счет остальных видов памяти. Каждое из этих мнений имеет свое зерно истины, и пока мы не можем точно сказать, кто прав, а кто нет.
Что такое моторная память и зачем она нужна
Данный вид памяти не что иное, как способность запоминать, а потом соответственно воспроизводить различные двигательные алгоритмы. Без моторной памяти невозможно научиться ездить на велосипеде, играть в волейбол или футбол, постичь азы плавания и другой физической активности. Память движений составляет основу различных трудовых навыков, а также всех остальных адекватных двигательных действий. При подсознательном запоминании движений, человек фиксирует все до мелочей – длительность, амплитуду, скорость, направление. Осваивая целые комплексы последовательностей движений, человек потом может, не задумываясь, совершать огромное количество повседневных манипуляций.
Работа с двигательной памятью помогает развивать у ребенка координацию движений, правильную моторику (а чем более развита моторика у ребенка, тем богаче его словарный запас и коммуникативные способности – это утверждение психологов), снимает нервное напряжение и тонизирует мышечные ткани.
Благодаря двигательной памяти ребенок может обучаться новым играм, выполнять логические последовательности действий при занятиях на компьютере – ресурс https://iqclub.ru/ дает наглядную демонстрацию, как это происходит, обслуживать себя, делать домашние дела и все то, что невозможно без четких и согласованных движений тела. Это и гигиенические процедуры, и умение пользоваться столовыми приборами, и поведение в транспорте и многие другие аспекты повседневной жизни, с которыми непременно столкнется каждый ребенок.
Уроки по развитию двигательной памяти обожают все дети, поскольку они представляют собой не что иное, как подвижные игры.
Упражнения для тренировки моторной памяти
- Игра «Так нельзя». Игра, рассчитанная на условия спортивной площадки или зала, где есть достаточно свободного пространства и инвентаря. Задача ведущего – показывать детям различные комбинации движений, а дети обязаны за ним все в точности повторять. Однако вводится запрет на какое-то из движений. Например: поднять две руки вверх – так нельзя! Ведущий должен показывать различные движения в максимальном темпе, может использовать небольшие хитрости и приемы для запутывания участников – гримасничать, издавать смешные звуки. Участники же должны быть полностью сосредоточенными, чтобы не повторить движение, которое нельзя. Минимальное количество участников игры – два, один показывает, другой повторяет.
- Игра «Как запомнить движения». Занятие очень напоминает традиционный урок физкультуры. Так же как и в предыдущей игре располагаться лучше всего на спортивной площадке, с собой взять мячики, скакалки. Ведущий показывает упражнение или связку упражнений, но при этом молчит. Дети должны только благодаря визуальному контакту запомнить последовательность фигур и постараться точно их повторить. Путем многократных повторений каждый ребенок должен освоить весь цикл.
- «Попади в точку». Для упражнения понадобится по одному листу бумаги и карандашу для каждого участника. Дети должны сесть на стулья лицом к стене, на которой на уровне глаз должен быть закреплен лист бумаги. Далее глазки закрываем и рисуем в любом месте карандашом на листике точку. Опускаем ручки, глазки закрыты, считаем до пяти и снова рисуем точку. Чем расстояние между двумя изображенными точками меньше, тем лучше двигательная память. При регулярных тренировках, точки будут получаться совмещенными. Далее упражнение усложняется, задача — нарисовать с закрытыми глазками две, три или четыре точки и продублировать их.
- «Линии». Подобное предыдущему упражнение, только необходимо не попасть точкой в точку, а нарисовать с закрытыми глазками линии одинаковой длины, чтобы развивать ощущение расстояния, как составляющей двигательной памяти. Линии лучше рисовать разнонаправленными – косые, прямые, главное, чтобы они были максимально близки по длине. Нарисовал одну линию, опустил ручки, посчитал до 5 и далее следующую. Со временем можно рисовать по две-три линии разной длины, а потом пытаться повторить эксперимент. Между подходами встряхивать ручками, создавать так называемые «двигательные помехи».
- Уроки танцев признаны лучшими для развития двигательной памяти у детей и взрослых. Поэтому танцуйте с удовольствием и пользой.
Основными характеристиками двигательной памяти являются точность выполнения, объем – как много последовательностей вы можете запомнить и в точности воспроизвести, прочность – как долго данные будут храниться в памяти, устойчивость – насколько сильно будут помехи влиять точному воспроизведению действий.
Двигательная активность
Зона ответственности моторной памяти очень велика: от простого ручного труда и перемещения тела в пространстве до ювелирной работы пальцами хирурга в процессе операции. Двигательная активность строится на взаимодействии двух направлений. Первое направление включает в мышцах, суставных сумках и сухожильных органах рецепторы, которые передают сигнал через спинной мозг вверх к разным отделам головного мозга.
Второй поток работает от мозга к мышцам и дает сигнал на совершение действий. Сигналы от этих участков формируют особый тип восприимчивости, благодаря которому мозг понимает, в каком положении пребывают мышцы и суставы. Так образуется схема или образ тела. Без этого состояния человек не смог бы выполнить ни одного действия.
Психофизиология двигательной памяти базируется на образовании энграмм и проходит три этапа. Энграмма — это след воспоминаний или физическая привычка, образующиеся в результате обучения:
- На основе работы анализаторов возникает кратковременный след, который формирует сверхкратковременную память.
- Сведения из кратковременной памяти поступают в высшие отделы головного мозга, где анализируются, сортируются и проходят обработку, чтобы выявить новую для организма информацию.
- Новая информация поступает в долговременную память.
Особенности и характеристика
Кратковременная память человека — что это такое, ее объем и проблемы
В процессе сохранения образа действия активизируются моторные центры и активирующая ретикулярная система головного мозга. В зависимости от степени важности образной информации, эти структуры либо блокируют ее, либо передают импульс в кору больших полушарий.
Конкретный пример. Наблюдая, как танцует профессиональная балерина, у девушки возникает желание повторить ее пируэты. Однако она не занимается танцами и понимает, что освоение этого искусства потребует от нее определенных сил, терпения. Серьезной мотивации к занятиям балетом у нее нет, поэтому активирующая ретикулярная система блокирует эти мысли, и девушка продолжает наслаждаться танцем балерины.
Если бы ее мотивация была высокой, она бы записалась в балетную школу, выбрала бы видеокурс по балету для возможности самообучения (это активность была бы обусловлена тем, что активирующая ретикулярная система передала сигнал в кору больших полушарий).
Если произошла передача импульса в кору больших полушарий, к процессу сохранения в памяти образа действия подключаются двигательный анализатор и гиппокамп. Их работа сочетается с деятельностью мышечной системы и вестибулярного аппарата.
Так запоминаются различные движения. При их последующем воспроизведении будут работать те же функциональные отделы мозга. В этом выражается формирование автоматизации действий.
Формы хранения информации
Одни действия мы помним всю жизнь, а другие забываем на следующий день. Память бывает кратковременной и долговременной, непроизвольной и произвольной:
- Кратковременная двигательная память – движения запоминаются на короткий срок. Например, танцуя, вы изучаете новые движения, они поступают в отдел временного хранения, и если их не повторять время от времени, то они и вовсе забудутся, а если повторять, то перейдут в долговременную память.
- Долговременная – действия сохраняются надолго, либо на всю жизнь. Например, умение ходить, прыгать, бегать.
- Произвольная память – усвоение происходит с помощью намеренного усилия.
- Непроизвольная – автоматическое запоминание.
Что влияет на память
На способность человека запоминать влияет множество внешних факторов. К ним относится наследственность, характер деятельности, состояние здоровья и многое другое.
Ученые активно проводят эксперименты, которые призваны показать, что влияет на возможность кратковременного или долговременного закрепления информации. Исследования помогают нормализовать свою жизнь. К примеру, мы хуже запоминаем факты, если не высыпаемся или сильно устаем, употребляем в пищу недостаточное количество различных витаминов и микроэлементов.
Роль памяти в жизни человека
Каково основное назначение двигательной памяти? В чем ее необходимость:
- Формирование базовых навыков человека: письмо, хождение, плавание, которые мы усваиваем в детстве.
- Она важна в профессиях, где требуется точность и быстрота движений: хирург, ювелир и т. д.
- Спортсменам, танцорам, водителям и музыкантам очень важно развивать моторную память, чтобы выполнять действия автоматически.
- Дает возможность концентрироваться не на действиях, а на информации. Например, при печати текста на компьютере, человек сосредотачивается не на клавишах, а на информации.
- Используется для улучшения процессов мышления, она высвобождает пространство для свежих задач.
Функции и значение двигательной памяти
Оперативная память — что это в психологии человека, ее отличия от других типов
Сфера применения двигательной памяти обширна. Она используется людьми в быту, процессе обучения, профессиональной деятельности.
В быту
Двигательная память в быту
Моторная память нужнее всего человеку в бытовой сфере. Потребность в ней возникает с самого раннего детства. Она позволяет ребенку освоить гигиенические навыки и самообслуживание, в дальнейшей жизни научиться пользоваться бытовой техникой, различными приспособлениями.
Внимание! При некоторых заболеваниях гиппокампа и других отделов мозга нарушается моторно-слуховая память. Это обусловлено разрушением нейронных связей. Например, при болезни Альцгеймера больной утрачивает навыки самообслуживания.
В обучении
Процесс обучения невозможно представить без моторной памяти. Благодаря ней, дети овладевают графическими навыками. В психологии доказана роль двигательной памяти в формировании мелкой моторики. Средствами развития двигательной памяти в процессе систематического обучения являются такие виды деятельности, как:
- Занятия физической культурой, в ходе которых развиваются крупная моторика, координация движений, точность выполнения упражнений, физическая выносливость, укрепляются мышцы;
- Лепка, где дети работают с различными пластичными материалами, учатся придавать им нужную форму;
- Занятия вышивкой и шитьем формируют умение пользоваться иглой и нитками, которые могут пригодиться для мелкого ремонта одежды;
- Бумагопластика и оригами развивают точность ручных движений;
- Аппликация развивает пространственное мышление, совершенствует мелкую моторику рук;
- Собирание мозаики направлено на формирование умения работать по образцу;
- Изготовление поделок из природного материала учит работать с разными предметами.
В период дошкольного и младшего школьного возраста детям рекомендуется заниматься перечисленными выше видами деятельности не реже двух или хотя бы одного раза в неделю.
Дополнительная информация. Нервная система детей обладает по определению большей пластичностью, чем нервная система подростков. Родителям нужно определить ребенка в дошкольном или младшем школьном возрасте в спортивную секцию или танцевальный кружок для того, чтобы создать оптимальные условия для становления его двигательной памяти.
Развитие моторной памяти
В профессиональной области
Мысль о том, что становление профессиональных навыков невозможно без высокого уровня развития зрительной, слуховой и двигательной памяти, доказана в исследованиях в области психологии труда. В любой профессии необходимо довести до автоматизма овладение теми или иными навыками, чтобы выполнение производственных функций осуществлялось оперативно. Например:
- Водитель должен уметь управлять транспортным средством (для этого ему нужно научиться правильно держать руль, своевременно отпускать педаль сцепления, нажимать ногой на педаль тормоза или газа);
- Для документоведа крайне важна высокая скорость набора текста на компьютере (специалистам этого профиля для оперативного выполнения поручений руководства полезно овладение слепым методом набора текста);
- Хирург должен безошибочно совершать манипуляции скальпелем (успешный итог операции зависит от точности, аккуратности, плавности работы врача руками);
- От уровня развития мелкой моторики рук парикмахера зависит конечный результат (создание прически требует умения работать с волосами, одновременно орудовать ножницами и расческой, красиво накручивать локоны);
- Тренер спортивной секции должен оттачивать у себя четкость спортивных движений, чтобы являться образцом для юных спортсменов;
- Для психолога важно умение по движениям и позе клиента распознавать его эмоциональное состояние.
Важно! Недостаточный уровень развития моторной памяти в профессиональной деятельности может привести к низкому качеству выполнения специалистом своих профессиональных обязанностей. Эта проблема актуальна для молодых специалистов, профессиональные двигательные навыки которых находятся в стадии становления.
Ключевые характеристики двигательной памяти
- точность – правильное повторение действий;
- объем – число движений, которое вы можете усвоить и воссоздать;
- устойчивость – насколько ухудшается заучивание и повторение при влиянии отвлекающих факторов;
- прочность – насколько долго вы помните движение и можете его произвести.
Специальные упражнения для двигательной памяти направлены на развитие и улучшение этих показателей.
Зачем тренировать память
Мы непрерывно постигаем какие-либо навыки и ставим перед моторной памятью все новые и новые задачи. Когда вы будете осваивать новое хобби, мозг будет запоминать повторяющиеся действия, и с каждым повторением движения будут получаться все лучше. Чтобы этот процесс пошел быстрей, и освоение нового навыка происходило эффективней, стоит выделять время для специальных тренировок.
Развивать моторную память можно как с помощью специальных упражнений, так и непосредственно в повседневной жизни. Эти методы работают и по отдельности, и в совокупности.
История Романа о развитии своей памяти
Мой товарищ Роман не всегда отличался хорошей памятью. Чтобы выучить школьное стихотворение, у него уходило много времени. Даже если он целый вечер сидел за учебниками, это не всегда приносило положительных результатов в запоминании информации.
После школы мы поступили в один университет. Через некоторое время я стала замечать, что Роман стал более внимателен и восприимчив к учёбе. Через пару месяцев его было не узнать. Он с лёгкостью запоминал сложные определения и формулы, изучаемые на парах.
Мне стало интересно, как он смог так быстро добиться ошеломляющих результатов. Роман рассказал о методике развития собственной памяти. В его комплекс входили упражнения, периодический отдых и частые прогулки на свежем воздухе.
Попробовав данную технологию на себе, я тоже стала замечать улучшения в работе мозга. Подробнее о том, как улучшить долговременную память расскажет данная статья.
Общее развитие двигательной памяти
- Высыпайтесь по ночам. Во сне мозг восстанавливается.
- Занимайтесь спортом или танцами. Физическая активность насыщает мозг кислородом, а также развивает моторную память.
- Питайтесь разнообразно и сбалансировано. С пищей в мозг поступают необходимые микроэлементы и вещества, которые необходимы для его работы.
- Если вы осваиваете какой-либо навык, то оттачивайте его регулярно. Это поможет закрепить эффект и укрепит механизмы запоминания.
Рекомендации
- Стремитесь доводить до совершенства какие-то движения, повторяя их буквально раз по сто.
- Делайте гимнастику для рук, в частности, для кистей. Занимайтесь вязанием, лепкой, рисованием в свободное время. Или тем, что вам нравится и задействует в работу руки. Допустим, даже резьба по дереву или выпекание печенья вполне сойдут в качестве гимнастики и тренировки.
- Играйте в игру с человеком, который также стремится «прокачать» моторную память. Она проста – вы по очереди показываете друг другу движения, которые обязательно необходимо в точности повторить. То есть, сначала вы, потом партнёр изображает ваше и добавляет своё. Проигрывает тот, кто первым собьётся и забудет правильную последовательность.
Упражнение для меткости и точности жестов
- Закрепите лист либо на столе, либо на стене.
- Упритесь локтем в лист, затем опустите предплечье и кисть.
- Закройте глаза.
- Не поднимая локоть, и не используя запястье, сделайте круговое движение предплечьем и нарисуйте на бумаге дугу.
- Верните руки в начальное положение и нарисуйте еще одну дугу. Они должны совпадать.
Двигательная память в нашей жизни играет не последнюю роль, а может даже одну из главных. С ее помощью все наши действия носят осмысленный характер. Когда вы будете кататься на роликах в парке с друзьями, печатать комментарий к этой статье или мчаться по трассе – помните, что всем этим вы обязаны всего лишь одной маленькой функции нашего умного организма, который добросовестно выполняет свои обязанности. Если вы хотите прожить осмысленную жизнь и до самой старости сохранить бодрость и активность, помогайте своему телу и сознанию! Делайте все, что в ваших силах, чтобы сохранить его работоспособность как можно дольше!
Упражнения для тренировки
Двигательная память, как и любая другая, тренируется посредством специальных упражнений. Рассмотрим некоторые из них:
- Необходимо сесть на стул возле стены, где прикреплен чистый лист бумаги с точкой посередине. Закрыв глаза, нужно досчитать до пяти и поставить точку карандашом в том месте, где, как вам кажется, находится середина листа. Это упражнение необходимо повторять периодически, но регулярно. Таким способом, в процессе тренировки двигательной памяти расстояние от середины листа будет сокращаться. В процессе улучшения результатов необходимо постепенно увеличивать количество точек и время пауз между рисованием.
- Необходимо с закрытыми глазами рисовать линии, одинаковые по длине. Далее измерять их длину и пытаться повторить, если линии сильно отличались. Рисовать их необходимо в различные стороны.
Такие упражнения достаточно простые, но при регулярных тренировках они в состоянии сделать двигательную память более гибкой. Это может помочь в овладении новыми физическими навыками, в приобретении более точной координации в пространстве и даже повлиять на обучаемость.