Что такое катарсис и как испытать эффект: значение слова и виды с примерами

Обновлено 24 июля 2022 577 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В переводе с древнегреческого языка катарсис дословно означает «очищение», «освобождение», телесное и душевное оздоровление.

Википедия трактует это понятие, как трагическое переживание, несущее в себе воспитательный элемент, что вызывает непременное изменение состояния сознания в лучшую сторону. Этакая стрессовая терапия, после которой все ваши проблемы покажутся «цветочками».

В поисках более точного смысла читателю необходимо обратиться к философии античного периода и психологии.

Что такое катарсис в психологии

Прием катарсиса часто используют в своей работе психологи. Катарсис в психологии – это процесс очищения чувств и избавления от негативных воспоминаний.

Если говорить о катарсисе простыми словами, то это – переход от тьмы к свету, очищение от скверны.

Значение слова катарсис тесно связано с внутреннем перерождением, возвышением над самим собой. Также близкое ему понятие – это инсайт, что значит озарение.

Определение катарсиса встречается в разных областях науки и жизни (искусство, литература, кинематограф, психоанализ).

История понятия

Термин катарсис происходит от греческого κάθαρσις, что означает очищение, оздоровление, возвышение.

Изначально катарсисом назывались эстетические эмоции и переживания, возникающие у человека после просмотра трагедии в театре, а потом сфера употребления термина расширилась.

Сегодня катарсисом называют процесс восприятия произведений искусства, после которого возникает чувство внутреннего просветления и очищения.

Что значит катарсис для человека

Эффект катарсиса для человека считают положительным, ведь он действительно приносит пользу. Многие люди скрывают свои эмоции, молчат о боли, копят неприятные воспоминания.

Этот «набор» угнетает, тянет назад, мешает жить полноценной жизнью. Кроме того, накопленный негатив часто становится причиной психосоматических заболеваний.

У практически любого физического заболевания можно найти эмоциональные корни. Стресс и переживания на физиологическом уровне «бьют» по иммунитету. Человек быстрее простужается, становится более восприимчивым к инфекциям.

Катарсис приносит организму еще ряд полезных свойств:

Позволяет забыть старые обиды, приблизиться к прощению обидчика.

Помогает проговорить вслух свои страхи, а значит и признать их.

Снижает уровень недовольства и негативного эмоционального фона, так как человек озвучивает наболевшее.

Снимает нервное напряжение.

Повышает чувство уверенности в себе, правильности собственных поступков.

Помогает лучше понимать свой внутренний мир.

Улучшает качество жизни.

Минус состояния можно выделить в том, что при достижении катарсиса человек почти всегда плачет. Но это хорошие, очищающие слезы. После них люди обычно ощущают облегчение.

Виды катарсиса

Но какие же бывают виды катарсиса? Они зависят от результата и процесса высвобождения. Вот основные виды катарсиса:

  • Во-первых, вербальный. Также он иногда называется вербальным реагированием. Что подразумевает под собой этот вид катарсиса? В действительности, это просто способ выговорить все накопленное в голове человека. Также это могут быть специальные методики психотерапии – письма, проекция и др. Таким образом, путем обычного разговора, в котором переживаются все эмоции, происходит эмоциональное облегчение;
  • Во-вторых, экспрессивный катарсис (экспрессивное реагирование). Он предполагает активное выражение своих эмоций – плач, слезы, крики, истерики, битье посуды. После чего происходит эмоциональная разгрузка;
  • В-третьих, поведенческий. В данном случае достижение катарсиса зависит от выполнения человеком определенных действий, которые раньше он себе не позволял. Избавление от неуверенности в себе. Классический пример – это крик. Многие терапевты предлагают своим пациентам покричать, чтобы освободиться от негатива и гнева;
  • В-четвертых, метафорический. Здесь могут быть использованы различные способы – письма, рисунки.


В терапии выделяют четыре основных вида катарсиса

Кто подвержен катарсису

Катарсический эффект тесно связан с понятиями духовности. Многие верующие люди воспринимают в качестве катарсиса собственное состояние после молитвы или медитации. Катарсис часто испытывают чувствительные открытые люди.

Однако, если человек отличается черствостью и с недоверием относится к эмоциональным и открытым людям, то испытать катарсис ему будет сложно, практически невозможно. Как правило, трогательные сцены в фильмах, грустные сюжеты книг или переживания других людей их не трогают.

Это не означает, что скудные на эмоции люди не могут развиваться и самосовершенствоваться. Просто им стоит подбирать другие методы.

А вам доводилось испытывать катарсис? Расскажите о своем опыте в комментариях, наверняка впервые это было удивительно.

Как испытать катарсис

Для того, чтобы ощутить это неповторимое чувство облегчения, можно воспользоваться уже указанными методиками психотерапии. Но давайте остановимся на некоторых подробнее:

  1. Спорт. Если у вас проблемы на работе, трудности и завал на учебе, проблемы в личной жизни. Вы не можете почувствовать эмоциональную свободу и спокойствие. То можно заняться спортом. Конечно, нужно знать возможности своего организма. Но часто после усердной тренировки наступает высвобождение;
  2. Гештальт-методы. Как уже говорилось, можно представить перед собой человека или написать письмо, если этот человек доставил вам серьезную психологическую травму. Либо если есть так называемый “незакрытый гештальт”;
  3. Книги или фильмы. Погружение в трагичную или эмоциональную историю позволяет испытать чувство высвобождения собственных эмоций;
  4. Обращение к специалисту. Если у вас наблюдается эмоциональное перенапряжение, специалист поможет подобрать вам верный способ освобождения от накопившихся эмоций.


Эмоциональную свободу можно испытать различными способами

Варианты катарсиса

Состояние катарсиса часто сопровождается слезами и серьезной эмоциональной встряской. Для человека обычного это просто плач, но психологи выделяют несколько вариантов катарсиса.

Вариант катарсисаОписание реагированияПример
Вербальное реагирование.Человек рассказывает все, что у него наболело, плачет в этот момент.Такое явление часто происходит на первом сеансе психотерапии, когда клиент совершает «исповедь» для специалиста, вновь погружается в неприятные ситуации, проживает их.
Экспрессивное реагирование.Попытка выплеснуть негативные эмоции, которые накопились за долгие годы.Во время такого катарсиса человек может плакать, истерически смеяться, кричать. Иногда появляется потребность сломать что-то. То есть, всеми доступными способами выплеснуть негатив.
Поведенческое реагирование.Задача человека состоит в том, чтобы сделать то, чего он раньше не делал.Мать и дочь никогда не обнимались, не говорили друг другу слов любви. Именно это им и предстоит сделать.
Метафорический катарсис.Для такого вида катарсиса предлагают человеку поработать с образами и метафорами. Он может совершать путешествие в прошлое или будущее, общаться с образом другого человека, выражать свои эмоции через рисунок или танец.Человек не любит и не принимает себя. Психотерапевт советует представить себе, как выглядит его нелюбовь к себе, предлагает достать эту субстанцию из собственного тела и уничтожить.

Механизм катарсиса

Механизм катарсиса построен на взаимодействии двух основных элементов. Для понимания того, что такое катарсис, как он работает необходимо их рассмотреть более подробно:

  1. Первый элемент – это сосредоточение негативных эмоций. Например, это может быть травма, стресс или эмоциональное напряжение. Этот элемент работает так, что перед самим моментом ощущения неожиданный радости и облегчения, у человека происходит своего рода инсайт. То есть он начинает анализировать ситуацию по-другому. Более того, он видит её другие стороны, начинает понимать, как её можно решить. Простыми словами, он осознает, что ситуация не является безнадёжной;
  2. Второй элемент – это сам процесс высвобождения. Он также может быть различным. И виды этого высвобождения мы рассмотрим чуть позже. Но это высвобождение позволяет человеку ощутить ту самую лёгкость. То есть у него как будто “падает груз с плеч”. При этом, важно понимать, что второй элемент достаточно краткосрочный. После окончания периода катарсиса вы не вернётесь к ранее испытываемому периоду эмоционального перенапряжения. Но ситуация будет казаться для вас не такой тяжелой, как ранее.

Что значит зазернить в катарсисе

Понятие катарсиса – это процесс, который состоит из нескольких этапов или ступеней.

Негативное переживание – это лишь начала вхождения в состояние. Гнев, агрессия, боль и прочие негативные качества углубляются и расширяются в процессе терапии. Затем они трансформируются в позитивные ощущения, такие как облегчение и очищение.

То есть, чувства человека при катарсисе становятся светлыми, благородными, чистыми. Это и означает зазернить в катарсисе, то есть, поймать это положение и задержаться в нем.

Катартический метод Фрейда и Брейера

З. Фрейд и Й. Брейер использовали катарсис в сочетании с гипнозом. Главным тезисом их подхода было утверждение о том, что невротические расстройства личности обусловлены вытесненными в бессознательное негативными переживаниями из прошлого.

Чтобы помочь человеку выйти из подавленного состояния, они вводили его в состояние транса, чтобы обнаружить источник негатива. Как правило, этим источником являлось какое-то травмирующее событие из прошлого. Обнаружив проблему, Фрейд и Брейер начинали психоаналитическую работу с воспоминаниями клиента и помогали ему избавиться от деструктивного багажа.

Катарсис в психотерапии

Катартический метод стоит у истоков такого направления в психологии как психоанализ. Суть состоит в том, чтобы прожить травмирующий опыт, дать волю эмоциям и достичь облегчения.

Прием нашел свое применение в различных направлениях и методах психологии. Самые распространенные случаи использования можно наблюдать в психодраме и гештальт-терапии.

Психодрама похожа на театр. Ее участники берут на себя роли участников прорабатываемой ситуации.

Например, прорабатывается бытовой конфликт. Один участник берет на себя роль отца, другой – матери, третий – ребенка. Они ведут себя максимально похоже на реальных участников событий. Это позволяет взглянуть на ситуацию со стороны, проанализировать собственные ошибки, изменить поведение.

Гештальт-терапия в ситуации «здесь и сейчас» позволяет человеку перенестись в нужные ему события, поработать с метафорами или образами других людей.

Например, человек не был рядом со своей матерью в момент ее смерти, не успел сказать ей важные слова, попросить прощения. Это гложет его долгие годы и месяцы. Вместе с психотерапевтом осуществляется работа с образом матери, человек говорит ей нужные слова и отпускает ситуацию.

Для чего нужен катарсис

Катарсис оказывает позитивное действие на человека. Он помогает решать следующие задачи:

  • укрепление ментального здоровья;
  • проанализировать травмирующую ситуацию;
  • принятие решения;
  • снизить тревожность;
  • развить уверенность в себе;
  • повысить стрессоустойчивости;
  • обрести гармонии с собой и с миром;
  • познать собственные сильные и слабые стороны;
  • простить обидчиков;
  • самопринятие;
  • понимание собственных потребностей;
  • стабилизировать настроения;
  • повысить качество жизни.

Примера катарсиса из жизни

Катарсис можно встретить в самых разных жизненных ситуациях, даже самых обычных:

  1. Человек целый год мечтает пойти на концерт любимой группы, копит деньги на билет, заранее бронирует его. Но в день концерта выясняется, что его вызывают на работу и поход на него на грани срыва. Путем переговоров и усилий любителю музыки удается договориться об отгуле. В итоге все заканчивается хорошо, он успевает на концерт. Когда он слышит первые ноты любимых песен, то ощущает неимоверную радость и внутреннюю свободу. Может даже уронить пару слез счастья. Это и есть катарсис.
  2. Студент готовился к экзамену, поставил перед собой цель сдать его на «отлично». Уже перед аудиторией им овладела паника. Ему начало казаться, что он все забыл и ничего не знает. Однако, вытянув билет он смог хорошо ответить на вопрос и получить заслуженную пятерку. Студент сумел совершить важно достижение хотя сам до конца не верил в успех.
  3. Девушка пришла к своей подруге и рассказала ей о наболевшем, со слезами и не стесняясь в выражениях. После этого она почувствовала волну внутреннего облегчения, проблемы перестали казаться ей такими уж неразрешимыми.
  4. Просмотр хорошей комедии с возможностью от души похохотать над абсурдностью ситуаций, получить эмоциональную разрядку.

✔ Катарсис: кто и когда придумал этот термин?

Термин «катарсис» имеет отношение не только к современной психологии. Его можно встретить в античной философии, древнегреческой эстетике, религиозной и медицинской сферах жизнедеятельности. В философской литературе разные творческие личности интерпретируют данный термин по-разному: существует более 1,5 тысячи самых разных, а иногда и противоречивых толкований.

☑ Впервые это понятие было введено Аристотелем еще до наступления нашей эры. Древнегреческий философ применял его в учении о трагедии. Аристотель утверждал, что качественная трагедия вызывает сострадание и страх, что заставляет зрителя сопереживать героям. Сопереживая главным действующим лицам трагедии, зритель очищает свою душу, возвышается и начинает лучше понимать нравственные принципы.

В античной философии термин «катарсис» использовался для описания процесса, при помощи различных факторов оказывающего на человека облегчающее, очищающее и облагораживающее воздействие. В древнегреческой эстетике под катарсисом понимали эстетическое воздействие искусства на индивида. В религиозном значении его употребляли для обозначения процесса очищения духа человека посредством душевных переживаний. Катарсис с точки зрения физиологии – это облегчение, которое наступает после сильного чувственного напряжения.

В психологии и психотерапии термин «катарсис» получил значительное распространение только в конце девятнадцатого столетия. Это было обусловлено тем, что его начали использовать в теории и психотерапевтической практике такие маститые специалисты, как Зигмунд Фрейд и Йозеф Брейер. Именно они придумали лежащий в основе психоанализа катартический метод, суть которого заключается в переносе подавленных чувств и воспоминаний из подсознательного уровня на уровень сознания. Благодаря этому переносу происходит эмоциональная разрядка.

Самый известный пример успешного применения катартического метода – исцеление пациентки Брейера Анны О., которой к началу заболевания был 21 год. При помощи этого метода пациентке удалось вспомнить забытые переживания, и она смогла избавиться от ряда психологических проблем.

Катарсис с точки зрения гештальт-терапии – это бурное проявление чувств, в результате которого снимается нервное напряжение. Гештальт-терапевт всячески пытается вызвать у пациента сильные спонтанные чувства (крик, плач, истерика, смех), после которых наступает катарсис.

Катарсис в психологии: что это такое

Катарсис в литературе

Некоторые писатели точно знают, что такое катарсис. После прочтения их произведений сложно остаться равнодушным и не испытать этого чувства:

  1. Джонатан Сафран Фойер «Жутко громко и запредельно близко». Трогательная история о мальчике, отец которого пал жертвой теракта.
  2. Маркус Зусак «Книжный вор». Произведение о девочке Лизель, жизнь которой пришлась на период Второй Мировой Войны. Читателю дается возможность посмотреть на события прошлого через призму будущего.
  3. Сухбат Афлатуни «Рай земной». Книга о девушке, которую полностью захватило горе от скорби по ушедшей матери.
  4. Суад «Сожженная заживо». История, рассказанная неграмотной девушкой Суад, которая выросла в кавказской семье. В ее жизни случилось чудо. Она буквально сгорела заживо, но вопреки всему выжила.
  5. Аннабель Питчер «Моя сестра живет на каминной полке». Повествование от лица 10-летнего мальчика, чью семью разрушило горе от смерти любимой дочери.
  6. Николай Карамзин «Бедная Лиза». Наверное, не найдется такого человека, которого бы не тронула история красивой, но трагичной любви юной крестьянки Лизы и Эраста.

А какие произведения помогали вам достичь катарсиса? Расскажите о них в комментариях. А может вы посоветуете нам и читателям свои любимые фильмы, после которых произошли озарения и облегчение

Примеры катарсиса

С явлением катарсиса знаком каждый человек. Типичными примерами этого феномена являются:

  • волнительный эпизод в фильме;
  • реабилитация человека после травмы;
  • победа на соревнованиях;
  • письмо дорогого человека.
  • посещение святого места с целью просветления сознания и нахождения ответов на трудные вопросы;
  • наблюдение за талантливой игрой актеров в театре, когда, в результате эмоционального вовлечения в происходящее, на глаза человека наворачиваются слезы;
  • девушка рассказала подруге о тяжелом расставании с молодым человеком, после чего почувствовала прилив жизненной энергии;
  • волнение студента перед экзаменом, к которому он тщательно готовился, его блестящий ответ на все вопросы преподавателя.

Самосовершенствование через катарсис

В процессе катарсиса человеку предстоит пережить серьезные эмоциональные переживания. Но они не усугубляют положение человека, не загоняют его в пучины депрессии. Наоборот, оно способствует переоценке, переосмыслению, исцелению.

Проживание собственных негативных эмоций и освобождение от них расширяет границы сознания, человек становится открытым новым знаниям, опыту, информации. Также это повышает восприимчивость человека к объектам искусства. Взаимодействие с ними способствует всестороннему развитию человека.

В видео пример, как люди достигают катарсиса во время психотерапии.

История феномена

Перед тем как определить, что такое катарсис, давайте немного углубимся в историю. Греческие врачи под катарсисом понимали исцеление души и тела от симптомов болезни. После этого понятие стали использовать в культуре для описания религиозных праздников. Затем понятие пришло в философию. Далее его стали употреблять во многих науках: физиологии, медицине, этике, эстетике, философии. Его использовали даже в магическом значении. Больше всего внимания феномену уделялось в философии. Там под катарсисом понимали освобождение духа от телесного бремени. Во второй половине XIX века понятие перешло в психологию и психотерапию.

Как достичь катарсиса

Для достижения катарсиса человеку потребуется проделать серьезную внутреннюю работу:

  1. Признать, что в его жизни есть непроработанные эмоции и переживания, которые мешают ему жить.
  2. Понять, что настала пора что-то менять в своей жизни.
  3. Ощутить внутреннюю готовность преодолевать страхи, тревожность, другие негативные эмоции.
  4. Достичь состояния внутреннего спокойствия.
  5. Мысленно вернуться к ситуации, которая вызывает негативные мысли и переживания. Заново и максимально подробно прожить ее, вспомнить мельчайшие детали.
  6. Сосредоточиться на возникающих эмоциях.
  7. Позволить этим эмоциям жить, пусть они достигают верха в своем развитии.

Катарсис наступит тогда, когда негативные эмоции перестанут пугать человека, тормозить его в развитии. Он смиряется с наличием такого опыта и отпускает его.

Катарсис у Аристотеля

Определение катарсиса у Аристотеля основывается на эмоциональной разрядке человека. Это значит, что, пережив катарсис, человек обретает душевный покой и гармонию с миром.

Пережив катарсический криз, человек обретает свободу. Эмоциональное потрясение приводит к переосмыслению жизни и обретению ясного восприятия действительности. В своем учении Аристотель делал акцент на обретении счастья через сострадание. Философ говорил о том, что зритель спектакля сопереживает герою, в результате чего получают выход его бессознательные инстинкты. Он не абстрактно размышляет на заданную тему, а эмоционально вовлекается в разворачивающееся действие.

После Аристотеля концепция катарсиса стала рассматриваться разными философами. Целебный эффект катарсиса для человека античные мыслители объясняли силой искусства. Они полагали, что искусство является той самой деятельностью, которая благотворно влияет на состояние души. Именно поэтому искусство так ценилось людьми, жившими много столетий назад.

Концепция Аристотеля легла в основу современной психотерапии, где воплотилась в идею самосовершенствования через катарсис.

Ася Рахович

Психолог со стажем более 8 лет. Консультант по вопросам межличностных и супружеских отношений, поиску себя.

Задать вопрос

Примечания

  1. [slovari.yandex.ru/Катарсис/правописание «Катарсис» в словарях русского языка — Яндекс. Словари](недоступная ссылка с 14-06-2016 (2091 день))
  2. [gramota.ru/slovari/dic/?zar=x&word=%EA%E0%F2%E0%F0%F1%E8%F1 ГРАМОТА.РУ | Словари | Проверка слова «Катарсис»]
  3. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. — М., 1999.
  4. Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб., 1999.
  5. [iph.ras.ru/elib/1393.html Катарсис] / Новая философская энциклопедия.
  6. www.ksu.ru/uni/sank/db/filebase/files/733.doc
  7. [www.infoliolib.info/philol/tamarchenko/hr25.html Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. Сост. Н. Д. Тамарченко]

“Выздоровление души” через искусство

Тот же Аристотель называл катарсис логичным последствием описаний, переживаемых человеком. Фактически, просмотр трагедии и игра актёров античных театров так воздействовали на зрителя, что он испытывал сострадание, граничащее с облегчением.

Причастность к некоему сакральному действию вызывали соответствующую реакцию зрительного зала. Это выражалось в переживаниях катарсического типа посредством визуализации и вербализации трагедии (как основными составляющими катарсиса).

Современные залы театров, выставочных комплексов, художественных галерей и иных заведений, причастных к демонстрации искусства, так же полны “охов” и “ахов”.


Image by DonnaSenzaFiato from Pixabay

Ты переживаешь вместе с героями, находишь в них своё отражение и радуешься своей причастности к игры, развивающей на сцене (а в случае с творениями живописи — находишь успокоение в эмоциях). Об этом в своё время говорили Пифагор, Аристотель, Гераклит, Платон и иные ученые мужи древности.

Катарсис: цель или бонус?

В психотерапии катарсис расценивается как эмоциональное потрясение, которое ты испытываешь в момент вторичного переживания личных аффектов (патогенных или стрессовых), ставших причиной психической травмы. Но при этом ты готова к адекватной реакции на эти переживания. Они уже не вызывают беспокойство, стресс, негодование, растерянность.

“Выздоровление души” при катарсисе схоже с чемоданом неразрешимых хлопот, который ты просто решаешь выбросить, чтобы дальше идти налегке. Осознав этот момент, приходит облегчение, которое и является финальной целью в психологических практиках.

Латинский синоним термина “катарсис” — абреакция. Фактически, это повторное погружение в довлеющее психоэмоциональное событие с целью высвобождения эмоций. А взяв верх над последними, ты получаешь возможность более легко смотреть на мир вокруг, сбросить груз проблем, портивший тебе настроение или плодивший комплексы.

Примечания[ | ]

    • Ка
      тарсис // Словарь иностранных слов. — 15-е изд., испр. — М.: Русский язык, 1988. — С. 220. — 608 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-200-00317-2.
    • Ка
      тарсис, Кат
      а
      рсис // Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998

  1. Ка
    т
    а
    рсис //
    Крысин Л. П.
    Толковый словарь иноязычных слов. — 2-е изд., доп. — М.: Русский язык, 2000. — С. 312. — 856 с. — (Библиотека словарей русского языка). — 5000 экз. — ISBN 5-200-02699-7.
  2. Ка
    т
    а
    рсис // Научно-информационный «Орфографический академический ресурс АКАДЕМОС» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
  3. Зарва М. В..
    Кат
    а
    рсис // Русское словесное ударение. Словарь. — М. : НЦ ЭНАС, 2001. — 600 с. — 6000 экз. — ISBN 5-93196-084-8.
  4. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. — М., 1999.
  5. Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб., 1999.
  6. Долгов К. М.
    Катарсис // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  7. https://www.ksu.ru/uni/sank/db/filebase/files/733.doc (недоступная ссылка)
  8. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. Сост. Н. Д. Тамарченко
  9. Владимир Карев.
    «Катарсис» // Альманах «Киносценарии» : Москва, Госкино СССР. — 1988. — № 3. — С. 41—64. — ISSN 0206-8680.

Катарсис: значение термина

девушка закрывает лицо рукой
Фото автора Anete Lusina: Pexels
“Катарсис” — греческий термин, буквально означающий “очищение” или “выздоровление”, но применяется он по отношению к духу, а не к физической оболочке человека. Это явление подразумевает примирение с “внутренними демонами” и разрешение конфликтов, которые бушуют внутри человека, влекут выстраивание долгих внутренних моно- или диалогов, подталкивают к опрометчивым поступкам, делают злым и раздражённым.

Катарсис — это высвобождение эмоций посредством сопереживания, самовыражения при восприятии чего-либо, подходящего по глубинному эмоциональному фону.

Например, это чувство возникает при просмотре определённого жанра кино. Так не раз говорилось о пассивной агрессии, скрытой в душах большинства людей (отсюда и спрос в кинематографе на сцены физического насилия, экстрима, скорости).

Поступать аналогично героям таких фильмов не дают этические и моральные общественные нормы, а также законодательство. А вот ужин за “Техасской резнёй бензопилой” или иным фильмов категории “хоррор” в таком случае поможет снять внутреннее напряжение, усмирив таящуюся в душе агрессивность.

Отрывок, характеризующий Катарсис

– Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали. – Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку. Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу. – Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке. В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки: – Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!.. Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону. К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад. – Сдают город, уезжайте, уезжайте, – сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам: – Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он. Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом. Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом. – Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему. – Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор. По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать. Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. Перед пожаром мелькали черные фигуры людей, и из за неумолкаемого треска огня слышались говор и крики. Алпатыч, слезший с повозки, видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперед мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна; другие несли охапки сена. Алпатыч подошел к большой толпе людей, стоявших против горевшего полным огнем высокого амбара. Стены были все в огне, задняя завалилась, крыша тесовая обрушилась, балки пылали. Очевидно, толпа ожидала той минуты, когда завалится крыша. Этого же ожидал Алпатыч. – Алпатыч! – вдруг окликнул старика чей то знакомый голос. – Батюшка, ваше сиятельство, – отвечал Алпатыч, мгновенно узнав голос своего молодого князя. Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча. – Ты как здесь? – спросил он. – Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец… – Как ты здесь? – повторил князь Андрей. Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать. – Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять. Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре: «Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж». Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему. – Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг. Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу: – Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы. – Я, князь, только потому говорю, – сказал Берг, узнав князя Андрея, – что я должен исполнять приказания, потому что я всегда точно исполняю… Вы меня, пожалуйста, извините, – в чем то оправдывался Берг. Что то затрещало в огне. Огонь притих на мгновенье; черные клубы дыма повалили из под крыши. Еще страшно затрещало что то в огне, и завалилось что то огромное. – Урруру! – вторя завалившемуся потолку амбара, из которого несло запахом лепешек от сгоревшего хлеба, заревела толпа. Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные лица людей, стоявших вокруг пожара. Человек во фризовой шинели, подняв кверху руку, кричал: – Важно! пошла драть! Ребята, важно!.. – Это сам хозяин, – послышались голоса. – Так, так, – сказал князь Андрей, обращаясь к Алпатычу, – все передай, как я тебе говорил. – И, ни слова не отвечая Бергу, замолкшему подле него, тронул лошадь и поехал в переулок. От Смоленска войска продолжали отступать. Неприятель шел вслед за ними. 10 го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы. Жара и засуха стояли более трех недель. Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце; но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато красную мглу. Только сильная роса ночью освежала землю. Остававшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма по сожженным солнцем лугам. Только по ночам и в лесах пока еще держалась роса, была прохлада. Но по дороге, по большой дороге, по которой шли войска, даже и ночью, даже и по лесам, не было этой прохлады. Роса не заметна была на песочной пыли дороги, встолченной больше чем на четверть аршина. Как только рассветало, начиналось движение. Обозы, артиллерия беззвучно шли по ступицу, а пехота по щиколку в мягкой, душной, не остывшей за ночь, жаркой пыли. Одна часть этой песочной пыли месилась ногами и колесами, другая поднималась и стояла облаком над войском, влипая в глаза, в волоса, в уши, в ноздри и, главное, в легкие людям и животным, двигавшимся по этой дороге. Чем выше поднималось солнце, тем выше поднималось облако пыли, и сквозь эту тонкую, жаркую пыль на солнце, не закрытое облаками, можно было смотреть простым глазом. Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались в этой неподвижной атмосфере. Люди шли, обвязавши носы и рты платками. Приходя к деревне, все бросалось к колодцам. Дрались за воду и выпивали ее до грязи.

История понятия[ | ]

В философской литературе понятие катарсиса имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с очищением души [от аффектов].

Понятие катарсиса впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. В греческом религиозном врачевании катарсис — освобождение тела от какой-либо вредной материи, души — от «скверны» и болезненных аффектов.

Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, философском и др.). Представления о катарсисе были перенесены из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств ещё до Аристотеля. Гераклит, по свидетельству стоиков, говорил об очищении огнём. В традиционном понимании термин восходит к древнему пифагорейству, которое рекомендовало музыку для очищения души. Пифагорейское учение о катарсисе оказало влияние на Платона и Аристотеля[4]. Платон выдвинул учение о катарсисе как об освобождении души от тела (вар.

— очищение духа от тела[5]), от страстей или от наслаждений.

Литература

  • Катарсис: метаморфозы трагического сознания / Сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. — СПб.: Алетейя, 2007.
  • Иванов В.
    Дионис и прадионисийство. — Б., 1923.
  • Аристотель
    . Поэтика. / Перев. Н. И. Новосадского. — Л., 1927. — С. 111—113.
  • Лосев А. Ф.
    Очерки античного символизма и мифологии. — Т. 1. — М., 1930. — С. 728—734.
  • Ахманов А. С., Петровский Ф. А.
    Вступ. ст. //
    Аристотель
    . Об искусстве поэзии. — М., 1957.
  • Бычков В. В.
    Эстетика. — М.: Гардарики, 2005.
  • Фрейд 3.
    О клиническом психоанализе. — М., 1991.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]