Что такое наука психология? ТОП-4 книги для новичков

Психология – это основная наука, которая позволяет распознать человеческую душу, характер. А также то, как и почему складываются отношения между людьми. Конечно, многие науки так или иначе изучают особенности человеческого поведения. Однако именно психология и философия как взаимосвязанных элементы отвечают на фундаментальные вопросы бытия. Но что представляет собой психология? Что такое психология как наука? Можно ли изучить ее самостоятельно, без получения специального высшего образования? Давайте ответим на эти и многие другие вопросы в данной статье.


Психология изучает важнейшие сферы человеческой жизни и бытия

Что такое психология как наука

Сегодня существует множество интерпретаций понятия “психология”. Поэтому, чтобы глубже разобраться в нюансах этой науки, необходимо рассмотреть основные определения и трактовки этого термина.

Психология – это наука о психике и различных психологических и психических явлениях (например, любовь, дружба и т.д.), а также об особенностях проявления и развития указанных явлений.

Психология – это научная дисциплина, которая определяет особенности психических реакций человека и психологических явлений в обществе.

Психология – это учение о внутреннем мире человека и его особенностях.

Последнее определение, конечно, имеет более простое понимание. действительно, простыми словами, психология изучает внутренний мир человека, его ментальное здоровье, душу.

Как уже говорилось, психология тесно связана с философией. Поэтому многие психологические теории и аксиомы разработаны знаменитейшими философами. По этой же причине, существует множество понятий психологии, которые были наработаны учеными в сфере философских учений. Изучение этих научных позиций позволит более подробно углубиться в изучение указанной дисциплины. Вот некоторые из ученых и их определения:

  1. Вильгельм Вунд. Этот ученый говорил о том, что психология – это наука о сознании человека;
  2. Зигмунд Фрейд. Наверняка, имя этого мыслителя вы слышали не раз. Он разработал множество фундаментальных психологический и философских теорий. По мнению Фрейда, психология – это наука о сознательном и бессознательном. Стоит отметить, что именно Фрейд стал первым исследователем, который разделил психику любого человека на сознательное и бессознательное;
  3. Уотсон же определял психологию в качестве науке о поведении.

Как видно и указанных определений, некоторые исследователи воспринимают науку психологии значительно уже, чем она есть на самом деле. В действительности, психология – это обширная научная дисциплина, которая включает в себя все перечисленные факторы и особенности.

“Психология” от древнегреческого “psychey” (душа) и “logos” (наука) – это наука о душе.

Особенности дисциплины

Особенность дисциплины заключается в том, что она полна отраслей и подразделов. Поэтому важно изучать материал как бы наслаивая прикладные знания на теоретические. Именно поэтому образования в специальных психологических вузах позволяет получить фундаментальные знания. Так как материал изложен в правильном порядке. Хронология не нарушается. При этом, человек получает важнейшие знания.

Гуманистическая психология

Бихевиоризм и психоанализ сохраняли доминирующее положение до второй половины 20 века, пока не появилась новая школа мысли, известная как гуманистическая психология. И родилась она благодаря американскому психологу Карлу Роджерсу, который твердо верил в силу свободы воли и самоопределения. Гуманисты во главе с Роджерсом утверждали, что:

  • на поведение человека, в первую очередь, влияет его восприятие окружающего мира;
  • свобода воли и осознанный выбор существуют;
  • потребность в реализации своего потенциала (самоактуализация) естественна для каждого человека;
  • любой опыт уникален, поэтому психологи должны осуществлять индивидуальный подход к каждому клиенту.

Важный вклад в развитие гуманистической психологии внес американский психолог Абрахам Маслоу. Он считал, что психоаналитическая теория Фрейда и бихевиористическая теория Скиннера слишком зациклены на патологических аспектах поведения. Поэтому Маслоу углубился в изучение того, что приносит людям счастье: мотивирует, удовлетворяет потребности и приводит к самореализации.

Результатом его изысканий стала теорией под названием «Иерархия потребностей», которая предполагала, что поведение человека определяется пятью категориями потребностей. Как только базовые потребности удовлетворены, появляется мотивация к достижению потребностей более высокого уровня.

Монополия поведенческой психологии сохранялась до тех пор, пока в конце 1950-х годов не случилась когнитивная революция.

Что изучает психология

Центр изучения любой науки – это ее предмет. Но классически принято выделять три основных блока изучения психологической науки. Проще говоря, это определенные отрасли знаний, которые выступают предметом изучения рассматриваемой науки. Давайте их рассмотрим поподробнее:

Фундаментальная психология

Изучает саму человеческую личность. То есть в ней раскрываются основные и базисные законы человеческой психики – характер, его элементы, чувства, эмоции, а также основные психологические законы и теории.

Прикладная психология

Прикладная отрасль, в свою очередь, помещена в условия окружающей обстановки. Что это значит? Это означает, что данная отрасль изучает особенности фундаментальной психологии в естественных условиях. Например, особенности развития личности в определенных условиях.

Практическая психология

Практическая же посвящена применению полученных фундаментальных и прикладных знаний на практике. Простыми словами, это тот самый анализ конкретной личности. Например, вы пытаетесь определить, какой тип личности у вашего знакомого. Или же это просто-напросто работа психолога.

Таким образом, обобщая указанное, психологическая наука изучает общественные и личностные феномены, такие как:

  1. Основные базисные понятия;
  2. Внутренний мир и сознание личности;
  3. Бессознательные процессы личности и сознания;
  4. Особенности поведения;
  5. Взаимоотношения между людьми и их особенности;
  6. Психосоматику;
  7. Расстройства и болезни психики;
  8. Особенности влияния на человеческую психику.


Психология это наука, позволяющая понять себя и окружающих

Отрасли психологии

В настоящее время в психологические науки входит порядка 40 отдельных дисциплин и направлений:

  • зоопсихология рассматривает специфику психики животных;
  • детская психология связана с изучением особенностей развития психики ребенка;
  • социальная педагогика занимается изучением закономерностей формирования личности в процессе воспитания и обучения;
  • психология труда анализирует особенности трудовой деятельности человека, закономерности формирования трудовых навыков и умений;
  • медицинская психология рассматривает специфику поведения больного, работы врача, занимается разработкой психологических методов психотерапии и лечения;
  • юридическая психология рассматривает особенности поведения участников уголовного дела, характерные черты поведения преступника;
  • экономическая психология направлена на анализ имиджа, психологии рекламы, менеджмента, делового общения;
  • военная психология рассматривает поведение людей во время боевых действий;
  • патопсихология анализирует отклонения в психике.

Задачи психологии

Итак, мы разобрались с тем, что изучается психологической наукой. Но для чего это нужно? Какие у нее задачи? В учебниках по психологии выделяют множество задач. Вот одни из основных:

  1. Изучение и анализ основ психологии, закономерностей личности, а также ее развитие;
  2. Изучение психический явлений;
  3. Анализ того, как формируются и развиваются эти явления;
  4. Изучение механизмов различных явлений психики;
  5. Поиск способов влияния на психические явления, происходящие в личности человека;
  6. Формирование профессионалов-психологов, а также распространение действительных знаний о науке психология.

Именно в этом заключаются основные задачи данной науки. Изучение психологии позволяет не только понять, как выстраиваются социальные связи и отношения между людьми, но так и позволяют лучше и глубже понять самого себя.


Каждый человек преследует собственные цели при изучении психологии

Житейская психология

Она не является наукой, она представляет собой мировоззрение, взгляды, убеждения, представления о психике. Житейская психология основывается на обобщении бытового опыта людей, конкретного человека. Она является антагонизмом к научной психологии, но, несмотря на это, между ними существуют взаимные связи. К примеру, они выражаются в следующих моментах:

  • занимаются изучением личности одного человека;
  • житейская информация часто становится исходным пунктом, базой для формирования научных представлений и понятий;
  • научные знания способствуют решению разнообразных психологических жизненных проблем.

как развивалась психологическая наука

Предмет и объект психологии

Данные понятия изучаются в процессе получения профессионального образования. А также при получении медицинского образования (психолог не всегда врач, а психотерапевт и психиатр имеют статус врачей, которые могут выписывать медикаментозные способы лечения для клиентов).

Предмет

Предмет психологии – это изучение того, как формируются, развиваются и прекращаются различные явления психики

Объект

Объект намного шире предмета. Объект – это психика в целом и все, что с ней связано. В объект включаются элементы предмета

К объектам психологии как науки относятся следующие элементы и процессы:

  1. Психические процессы (чувства и эмоции, отношения, связи, любовь, дружба, манипуляции, абьюзивные и созависимые отношения и др.);
  2. Состояния (также чувства и эмоции, тревожность, нервозность, паранойя, перфекционизм, эмпатия, меланхолия, депрессия, биполярное расстройство, ностальгия, шизофрения, гедонизм, конформизм, фрустрация, сублимация, цейтнот, мизантропия и др.);
  3. Свойства (к ним относятся характер человека, в том числе эгоцентризм, психотип, типы личности, интроверсия и экстраверсия, цинизм, альтруизм и др.);
  4. Образования (знания и навыки, а также привычки конкретного человека. Например, рефлексия, зависимости и др.)

Области и структура психологии

В результате развития психологической науки возникло огромное количество областей, охватывающих самые различные сферы. Когнитивная психология исследует человеческое мышление и особенности развития познавательной функции. Сравнительное ответвление дисциплины изучает поведенческие паттерны представителей животного мира для установления взаимосвязи с шаблонами, которые присущи людям. Принято выделять также следующие области психологической науки:

  1. Судебную. Исследования в данной сфере используются преимущественно в системе правосудия.
  2. Патопсихологию, которая изучает всевозможные патологии и поведение, выходящее за рамки принятых норм.
  3. Клиническую. Передовики в области клинической психологии заняты поисками эффективных методов терапии различных психических расстройств.

Нейропсихология является междисциплинарным научным направлением, нацеленным на понимание особенностей психических процессов и того, как функционирует головной мозг. В данной области используются достижения в информатике, нейробиологии и философии, а к ее основным методам относятся: раздражение и разрушение структурных связей, а также исследование сравнительно-анатомическим способом.

Современная психология представляет собой интенсивно развивающуюся сферу человеческого познания, обладающую тесной связью с рядом других научных дисциплин. Подобно любому развивающемуся явлению, психология постоянно подвергается всевозможным метаморфозам, которые в итоге и приводят к ее эволюции. Отрасли психологии как науки занимаются изучением закономерностей, фактов и механизмов психической деятельности при условии влияния конкретных обстоятельств и внешних раздражителей.

Что такое психология? Ответить на этот вопрос кратко и понятно непросто, учитывая тот факт, что на текущий момент насчитывается более 100 отраслей дисциплины, претендующих на звание самостоятельных наук. Общая психология считается своеобразным ядром, изучающим основополагающие принципы, механизмы, а также формирование и становление психологического знания. Перед фундаментальной частью психологии стоит задача вывести формулы основных закономерностей, а также обосновать методы и способы общения личности с обществом и повседневной действительностью.

Помимо фундаментальной (или общей) психологии, существует внушительное количество дисциплин, наиболее полно сформировавшимися и содержательными из которых являются:

  1. Социальная психология, изучающая взаимодействие людей в рамках крупных общностей и целых этносов.
  2. Педагогическая психология исследует закономерности воспитательного процесса и поиском методов обучения.
  3. Психофизиология направлена на изучение взаимной связи между физиологическими и психическими проявлениями.
  4. Предметом изучения дифференциальной психологии являются индивидуально-типологические различия между людьми, а также особенности их характера, темперамента и профессиональных наклонностей.
  5. Возрастная психология занимается исследованием психического онтогенеза и личностных качеств, обусловленных возрастом и резервами развития. Подразделяется на: геронтопсихологию, детскую, подростковую, юношескую и взрослую психологию.
  6. Медицинская отрасль науки изучает особенности психического развития нездорового человека и пограничные психологические состояния.

Патопсихология и психология, занимающаяся исследованием различных отклонений психической деятельности, рассматривает причины и методы преодоления врожденных либо приобретенных дефектов мозга, нарушений зрения, слуха или речевого аппарата. Существуют прикладные отрасли, сопряженные с той или иной разновидностью деятельности: военная, юридическая, политическая, спортивная, генетическая и даже космическая психология.

Психологические науки базируются на фундаментальной дисциплине, однако варьируются в зависимости от специализации и используемых методов, при помощи которых решаются поставленные конкретные задачи. Практическая психология — это наука, получившая активное развитие в наши дни, и ориентированная на объективное описание и предоставление целостных характеристик личности.

Занимательный факт! Несмотря на обилие отраслей, выдающихся теоретиков и деятелей, на данный момент психология считается относительно молодой и при этом активно развивающейся наукой. Поэтому ее структурное устройство не является константой, и постоянно подвергается всевозможным метаморфозам.

Методы исследования психологии

Чтобы правильно изучить предмет и объект психологической науки используются различные методы. Метод – это способ познания, определенная совокупность механизмов познания. Как и в любой другой науке используются общие методы, специальные и частные. В данном разделе мы рассмотрим более конкретные и специальные для психологии способы познания. Именно эти методы наиболее применимы и результативны в практической деятельности.

Наблюдение

Наблюдение позволяет распознать внешние факторы человеческого поведения и его особенности. Психологи при общении с клиентом обращают внимание не только на то, что он говорит, но также и на то, как он себя ведет.

Язык тела, реакции позволяют сделать вывод о состоянии человека, о том зажат ли он, боится, насколько тот или иной вопрос важен для него.

Самостоятельное наблюдение

Наблюдение за самим собой чаще всего осуществляется посредством дневников и записей. Например, человек может вести дневник эмоций. Это позволяет проанализировать эмоциональное состояние, выделить раздражающие факторы и впоследствии их устранить из своей жизни.


Самонаблюдение позволяет сказать о себе намного больше

Психологические тесты

Психологические тесты также позволяет сказать больше о личности человека. Конечно, вы можете пройти тесты в Интернете. Их большое множество. В том числе такие тесты имеются и на нашем сайте.

Однако для полной клинической картины необходим их анализ от профессионала. Психолог поможет выбрать правильный вариант тесты, систему оценки, а также оставить клиническую картину.

Беседы

Беседы это способ узнать больше о ком-либо. Именно поэтому встречи с психологом, психотерапевтом и психиатром проходят в виде формата диалога. Вы можете задавать наводящие вопросы, уточнять, что поможет узнать больше о ситуации и состояние человека.

Внушение

Такой метод может рассматриваться как негативный, так и позитивный. Иногда для того, чтобы человек чувствовал себя ничтожеством, достаточно такого внушения со стороны. Внушение по своей сути это навязчивое повторение одной и той же идеи. Поэтому возможно, чтобы выйти из состояние нелюбви к себе, необходимо также внушение со стороны или самовнушение.

Другие методы

Сегодня могут использоваться и иные методы. Кто-то пытается совмещать психологию и астрологию. Можно встретить психологов, которые используют оккультные предметы для своих сеансов (таро, руны и др.). Кто-то использует гипноз.

Нет ничего плохого в расширении возможных методов. Самое главное, чтобы они не вредили клиентам и пациентам.


Каждый психолог ищет собственный способ для работы с клиентами

Взгляды на поведение в психологии

Поведение, по мнению Уотсона, представляет собой систему реакций в виде любого проявления в ответ на внешний стимул. С его помощью происходит приспосабливание человека. Поведение является с физиологической точки зрения совокупностью изменений гладкой и поперечнополосатой мускулатуры, включая изменение желез, следующее как ответ на раздражитель.

Ученые трактуют поведение достаточно широко. В психологии и физиологии оно состоит в проявлении любой реакции (например, выделение секрета железой). Наряду с этим, поведение в узком смысле ограничено лишь внешне наблюдаемыми механизмами. Из анализа здесь исключены все ненаблюдаемые физиологические механизмы и совокупность психических процессов.

Объяснить причины поведения и действий определенного человека — это значит определить внешнее воздействие, которое вызвало это. Не существует ни единого действия человека, за которым бы не пряталась причина в качестве внешнего атрибута. Для обозначения последнего в психологии используют категорию стимул.

В рамках поведения психологи выделяли различные типы реакций. Так, Уотсон, исследуя это понятие, рассматривал врожденные и приобретенные, а также внешние и внутренние реакции.

Их классификация выглядит следующим образом:

  • Внешние приобретенные (например, навык движения);
  • Внутренние приобретенные (мышление, процесс внутренней речи);
  • Внешние врожденные (чих, мигание, хватание, реакции при наступлении страха и др.);
  • Внутренние врожденные (работа желез внутренней секреции, кровообращения).

При наблюдении за новорожденными исследователи пришли к выводу, что количество сложных незаученных реакций в процессе рождения и сразу после него относительно невелико. Оно не способно обеспечить приспособление человека. Таким образом, поведение представляет собой результат обучения.

Навык и научение стали главной проблемой учения Уотсона. Речь и мышление он рассматривал в качестве навыков. Навык представлялся ученым в виде индивидуально приобретенного или заученного действия, в основе которого лежат простые и врожденные движения. За удержание навыков отвечает память.

Краткая история становления психологии как науки

Психология формировалась в течение долгого промежутка времени. Фактически ее возникновения связано с появлением человека и его социализацией. Поэтому в самые древние времена люди занимались изучением психических процессов личности.

Временной промежутокСодержаниеОсобенности
1 этап (более двух тысяч лет назад)В данный этап психология рассматривалась как учение о человеческой душеТак как этому периоду не характерно наличие большого количества отраслей человеческого знания. То многие явления не имели разумного объяснения. Поэтому изучение человеческой души стало способом объяснение непонятных явлений
2 этап (17-20 век)Психология стала рассматриваться как наука о сознании человекаВ данный период ученые и исследователи предположили, что чувства и эмоции – это элементы сознания. В данный период основным источником знаний стал метод наблюдения за поведением, характером и эмоциями
3 этап (20 век)Психология – это наука о поведении человека (как самостоятельно, так и в условиях взаимодействия)В этот период знания о психологии стали глубже. Под наблюдения попали различные особенности поведенческих реакций. Они стали связываться с самой личностью и ее особенностями. Поэтому произошла связь между отдельной личностью и тем, как она взаимодействует с другими
4 этап (настоящее время)Психология – это комплексная наука, которая изучает факты, закономерности и явления человеческой психикиОсобенностью данного временного периода является комплексное понимание различных элементов психики и их взаимосвязей

Краткая таблица периодов развития науки
Для первого из указанных периодов характерны такие известные имена, как Аристотель, Платон, Демокрит. Именно они стали первыми людьми, которые пытались найти ответ на вопрос “что такое душа человека?”. Произведение Аристотеля “О душе” считается первым психологическим трудом в нашем мире.

Второй период, в свою очередь, подтверждает взаимосвязь психологии с философией. Различные философские установки переходит в сферу знаний психологии. Известные личности того периода – Декарт, Локк, Спиноза.

На стыке второго и третьего периода происходит так называемый кризис психологии как науки. Это с вязано с тем, что людям, изучающим психику человека, не хватало практики и практических знаний. Поэтому по большей части изучение психических явлений личности вошло в состояние стагнации.

В 20 веке началась трансформация взглядов. Появилось больше практики и изучение практических кейсов. Потому настал новый этап формирования науки.

Сегодня же психология является одной из наиболее популярных отраслей. Мало того, что психологические вузы являются очень популярными среди люди. Но также люди пытаются самостоятельно познать эту сферу знаний.


У психологии как науки долгая история формирования

История исследования поведенческой психологии

 Статья посвящена вопросам поведенческой психологии. В рамках статьи рассматриваются основные направления, изучающие поведенческую психологию человека. Рассказывается об особенностях изучения работы человеческой психики как в группе, так и индивидуально. Также дается обзор истории изучения бихевиоризма как в России, так и в западных странах.

Ключевые слова: бихевиоризм, поведение, стимул, обучение.

The article is devoted to the questions of behavioral psychology. Inside the article the main directions of researching behavioral psychology are analyzed. The article describes the features of studying human psychic and how it works among the groups and individually. The article also provides an overview of the history of studying behaviorism in Russia as well as in western countries.

Keywords: behaviorism, behavior, stimuli, studying.

В России сами идеи бихевиоризма и в целом поведенческой психологии не получили должного распространения. В наши дни эти идеи можно применить в области педагогической практики, то есть имеется необходимость в постоянном совершенствовании технологий обучения и обновления педагогических методов. XXI век требует постоянного развития образования, и методы, разрабатываемые психологами, должны им помочь.

Поведение является внешним проявлением психической деятельности человека. Бихевиоризм как наука о поведении возник в ХХ веке и являлся новым направлением в психологии. Поведение стало предметом психологической науки. Э. Торндайк, который являлся одним из выдающихся американских психологов, а также предвестником бихевиоризма, исследовал динамику и условия научения, проводя эксперименты с «проблемным ящиком». В нём кошка заперта внутри, где она передвигается, а выбраться может лишь, нажав на рычаг. С течением времени и количеством проб кошка всё быстрее покидает замкнутое пространство. Данный метод решения задач животными Э. Торндайк назвал «Методом проб и ошибок». [11]

Само понятие бихевиоризм (behaviorism) появилось в 20 гг. ХХ века. Д. Уотсон в статье «Психология с точки зрения бихевиоризма», выпущенной в 1913 году, обозначил поведение (behavior) как новый предмет в психологии. Оно противопоставлено сознанию, являющемуся совокупностью внутренних, незаметных глазу, субъективно переживаемых процессов. Внешние проявления также являются неотъемлемой частью внутреннего мира.

Бихевиоризм описывает различные типы реакций, исследует процесс возникновения поведения и объясняет его, изучает возможность управления и контроля над поведением. Главные проблемы и задачи бихевиоризма заключаются в процессе научения и формирования навыков, образующихся вследствие слепых проб и ошибок. Мышление и речь также являются навыками, т. е. заученными или индивидуально приобретёнными действиями.

Поведение — это реакция R, возникшая в ответ на стимул S. Таким образом происходит приспособление индивида к окружающей среде. Под реакцией понимается любое объективно регистрируемое изменение организма, к примеру, моргание или движение. Есть несколько видов реакций: внешняя, внутренняя, безусловная, условная, врождённая или приобретённая. Основу поведения составляют врождённые элементарные движения. Д. Уотсона считал, что ответную реакцию (врожденную), или комплекс безусловных реакций вызывают в человеке определённые внешние воздействия. Условные реакции формируются на основе безусловных. В основе образования новых реакций лежит обуславливание. Классическое обуславливание происходит в ситуации, когда условный стимул предшествует безусловному, причём между этими двумя стимулами имеется короткий промежуток времени, и это происходит неоднократно. Условная связь исчезнет при систематической десенсибелизации, когда условный стимул будет предъявляться без безусловного.

Проводя исследования на животных и перенося их результаты на человека, обнаружилась ограниченность простой схемы стимул — реакция для объяснения поведения человека, ведь они находятся в достаточно сложных взаимоотношениях и определённую однозначную связь проследить между ними не всегда представляется возможным. Преодолеть эту ограниченность пытался необихевиоризм, сохранив главную установку бихевиоризма на биологизацию человеческой психики. Феноменами поля сознания являются понятия необихевиоризма: потребность, цель, ожидание, образ, успех или неуспех, интеллект. Э. Толмен, Б. Скиннер, К Холл — представители необехивеоризма.

Основы необихевиоризма заложил Э. Толмен в 30–60гг ХХ века, предложив внести в схему стимул — реакция (S-R) промежуточные переменные, которые опосредуют действие стимула. Он назвал их V. Ими являются цели, намерения, познавательные карты, гипотезы. В результате схема приобрела вид S-V-R. Э. Толмен противопоставил две трактовки поведения: молярную, где реакциями являются более обширные единицы поведения — поведенческие акты, и молекулярную, в которой поведение составляют мельчайшие поведенческие реакции, такие как мимика или жесты.

Сам же Э. Толмен являлся сторонником молярной трактовки. Человек, как и каждое животное, обладает целью — неким теоретическим конструктом, позволяющим объяснить окружающую его реальность более адекватно, придать ей смысл. Понять, что у человека или животного есть цель можно по наличию у них 1) поисковой активности, 2) прекращению этой активности после достижения результата, 3) а также при повторном поиске происходит более быстрое достижение желаемого результата

Э. Толмен экспериментально смог это подтвердить путём создания Y образного лабиринта, в одной части которого была вода, а в другой — еда. Он считал, что животные способны к активному формированию когнитивной карты и последующему применению её в действительности. Сперва крысы бегали по этому лабиринту сытые и не испытывавшие чувства жажды. Затем в контрольном эксперименте крыс запустили либо с чувством голода, либо с чувством жажды, и они смогли быстро определить нужное ответвление в Y образном лабиринте. Из этого Э. Толмен заключил, что ещё до непосредственного удовлетворения потребностей крыс, у них уже имелась некая схема данного Y образного лабиринта, сформировавшаяся ещё на начальном этапе, когда все потребности ещё были удовлетворены и не было нужды ни в пище, ни в воде.

В отличие от Д. Уотсона, который объяснил принцип научения при помощи схемы стимул — реакция (S-R), Б. Ф. Скиннер предложил другой путь научения — оперантное, в контексте обуславливания является основой научения, при котором происходит автоматическое подкрепление и закрепление связей в нервной системе вне зависимости от желания и воли. Схема состоит из Действия (операнты) — и подкрепления (которое является изменением в окружающей среде в ответ на действие). Подкрепление бывает положительным и отрицательным. При положительном подкреплении увеличивается вероятность повторения действия (операнты). При отрицательном, соответственно, эффект обратный. Временами оперантная связь возникает практически мгновенно, и её бывает весьма сложно разорвать. Б. Ф. Скиннер считал, что практически любое человеческое поведение можно объяснить при помощи оперантного научения. [9] Он полагал, что человек в своём взаимодействии с окружающей средой нацелен на то, чтобы достигнуть желаемого (получить поощрение). Основываясь на том, что механизмы поведения человека и животных идентичны, Б. Ф. Скиннер распространил свою концепцию на психотерапию, усвоение речи и обучение в школе, став инициатором обучения, названного программированным. [10]

Также Б. Ф. Скиннера принято считать основоположником ABA. Прикладной анализ поведение (ПАП), более известный как ABA (Applied behavior analisys) — это научная дисциплина, целью которой является изучение поведения как объекта исследования.

Широкое распространение метод ABA получил в начале 90-х годов после вызода в свет книги К. Моррис «Услышать голос твой». Исследования И. Ловааса о применении АВА метода в раннем возрасте показали, что до 40 % детей с аутизмом преодолевают задержки развития и включаются в коллектив сверстников в школьном возрасте. [6]

Прикладной анализ поведения применяется не только для реабилитации детей с аутизмом и другими расстройствами развития, но и для разработки обучающих технологий в целом, для организационного менеджмента, коррекции поведенческих и психических расстройств и даже для пропаганды здорового образа жизни.

Говоря про поведенческую психологию, существуют три вида научения:

1) Импринтинг (от англ. Imprint — запечатлевать) — это то, что объединяет человека и прочих живых существ. Импринтинг — быстрое, автоматическое приспособление организма к окружающим конкретным условиям при помощи врождённых форм поведения. С его помощью формируются многочисленные двигательные, сенсорные и другие инстинкты.

2) Условнорефлекторное научение — возникновение новых, специфических форм поведения как условных реакций на изначально нейтральный стимул. Работы И. П. Павлова во многом поспособствовали становлению данного типа научения.

3) Оперантное научение — подкрепление положительного результата, избегание неудачных попыток. Методом проб и ошибок приобретаются новые навыки.

Если мы говорим об истории бихевиоризма в России, то так получилось, что на начальном этапе достижениями российских ученых активно интересовались основоположники поведенческого подхода на западе. Так отец бихевиоризма Уотсон активно интересовался опытами Павлова по теме рефлексов у собак. Результаты, полученные у знаменитого российского ученого, легли в основу экспериментов, проводимых уже на людях.

История бихевиоризма в России связана с развитием позитивизма и неопозитивизма начале XX в что привело к отделению от него науки о поведении. Исследованиями жизни общества и различными сценариями его поведения занимались И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, А. С. Звоницкая, И. П. Павлов, и многие другие. Именно эти люди заложили основы бихевиоризма в России.

Первые шаги в исследованиях поведения сделал И. П. Павлов (1849 –1936). Физиолог ещё в 1876–1878 гг. активно изучал работу нервной системы. А в начале XX в. посредством опытов открыл такое явление как условный и безусловный рефлекс.

Так называемое «павловское научение» продвигало идею о том, что в мозгу устанавливаются связи между разными стимулами и порождаются различные реакции. Одни из них могут быть приобретённые, а другие быть уже с рождения. Например звонок, который является нейтральными стимулом, сигнализирует о наличии безусловного стимула — отделение слюны. В добавок к этому их можно сочетать. Так мы имеет стимул — еду, которая вызывает слюноотделение. И комбинируя этот стимул со звонком и лампочкой, которые либо запускают выделение слюны, либо его останавливают, то можно вырабатывать рефлексы.

Так же как и И. П. Павлов стал интересоваться вопросами рефлекторной природы человеческой психики В. М. Бехтерев. Результаты своих исследований он отразил в книге «Основы общей рефлексологии» (1923 г.), где говорится, что не существует врожденного рефлекса, например рабства или свободы. Также утверждается, что общество само порождает нравственность, делая социальную селекцию. И только тип реакций может быть наследуемым.

В качестве доказательства того, что нервная система обладает такой пластичностью, В. М. Бехтерев приводит результаты исследования рефлексов детей разного возраста, где было выявлено решающее значение среды, в которой живет и развивается личность. [7]

Помимо этого, В. М. Бехтерев утверждал, все процессы, протекающие в мозге человека рано или поздно будут иметь объективные внешние проявления. Применяя теорию рефлексов, в дальнейшем исследователь пришел к выводу, что необходимо принимать во внимание все объективные проявления, которые способны зафиксировать. Следует отметить и то, что Бехтерев много внимания уделял изучению человеческой памяти. Так, он со своими студентами, проводил опыт с показом картинок с различным временным интервалом. При этом испытуемые не только должны были вспомнить их детали, но и выражать своё отношение к происходящему на них.

Исследования И. М. Сеченова также внесли вклад в основу поведенческой психологии. Слово «рефлекс» воспринималось как своеобразная метафора в духе эпохи индустриализации 20-х годов прошлого века, когда человеческую жизнь пытались автоматизировать. «Машины — тела». И логика здесь была простая: рефлекс — это сокращение мышцы, т. е. её работа, и тем самым создаётся обратная связь, из-за этого меняется картина среды.

В. А. Вагнер (1849–1934) профессор Петербургского университета и биолог также проявил интерес к актуальному в 20-е годы вопросу об инстинктах. Ведь именно инстинкты тоже выступают факторами для определения типа поведения у людей. Вагнер выделяет несколько видов: питания, размножения, самосохранения, страха. Согласно теории петербургского социобиолога, человек при подражании, проявляет способности присущие существам с высокой степенью организации нервной ситемы, и оно при этом сопровождается проявлением творческих качеств. Подражание становится фактором эволюции человека.

Выводы В. А. Вагнера пересекаются с выводами Тарда. Он пишет: толпа всегда глупее и обладает низкими моральными качествами, нежели отдельные её члены. И в результате исследований выводит и классификацию разных типов толпы: предсоциальная, уличная инстинктивная толпа и социальная толпа. В заключении, Вагнер делает вывод о том, что толпа подавляет отдельную личность.

В 1910-е К. М. Тахтарев был одним из первых, кто в своих исследованиях обратились к использованию эмпирических методов – наблюдения, эксперимента и данных статистики. Его главным инструментом он считал математику, так как она позволяет добиться точных и объективных результатов. А задачу социологии видел как: понимание общественной жизни, взятой в целом, во всем многообразии ее явлений; разложение общественной жизни на ее различные составные основные явления – элементы общественной жизни.

По мнению Тахтарева, основной считается соединение всех естественных наук, не только биология и психология. Недостаточно строить социологию на основе биологии или психологии — иначе она превратится в психологию или же в биологию.

Такой же заметный след оставили в поведенческой психологии и труды П. А. Сорокина, который вывел пять принципов социологического подхода: 1) строится по типу естественных наук; 2) изучать мир таким, каков он есть; 3) изучать реальные взаимодействия людей, доступные эмпирическому измерению; 4) отказ от создания умозрительных схем; 5) несовместимость с идеей монизма, т. е. сведения любого явления к какому-нибудь одному. [8]

Основным понятием помогающим объяснить мотивы людей в исследованиях П. А. Сорокина является «ценность». Можно заметить, что общечеловеческие ценности он рассматривал как основу для сотрудничества народов.

В наши дни, П. Б. Торопов отмечает, что идеи о том, что человеку присуще относительно небольшое число врождённых поведенческих феноменов Дж. Б. Уотсона, Б. Ф. Скинера и Э. Торндайка устарели и ими также бихевиоризм не оперирует. Идею Б. Ф. Скиннера «Наиболее эффективным способом контроля за поведением является награда» [1] П. Б. Торопов также считает актуальной.

Не следует забывать и о таких исследователях как: П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя и др., которые работали уже во второй половине в 20-го века. Они выработали три основных направления: Павловское учение, необихевиоризм, классический бихевиоризм. Основой теории научения является «закон эффекта» Э. Торндайка. Т. е. научение состоит из приобретения индивидуального широкого класса психических процессов, обеспечивающих формирование новых, приспособительных реакций. [2]

Течение бихевиоризма отделилось от классического в 60-е годы ХХ века. Таким образом возникло направление в социологии — социальный бихевиоризм, которое отличается от классического бихевиоризма. Причина появления социального бихевиоризма предельно проста: схема «стимул-реакция» давала возможность просто описать количественные показатели того или иного явления, но при этом полностью исключалась внутренняя характеристика явления и причины оной. Это привело социологию к дальнейшему развитию взглядов на организацию социального взаимодействия в малой группе.

Подводя итоги вышесказанному, следует отметить достоинства и недостатки бихевиоризма.

Достоинства:

  1. естественнонаучное направление развитию психологии,
  2. объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов.

Недостатки:

  1. не учитывается психическая деятельность человека,
  2. сближение психики человека и животного,
  3. игнорирование процессов сознания.

Бихевиоризм нельзя назвать однородным, нельзя говорить о нём как о чем-то отрицательном, так и характеризовать его положительность. Его главные представители, приведенные выше, нуждаются в специфической характеристике, т.к. нельзя при изучении истории отказываться от принципа историзма. Любое явление, в том числе и идеи бихевиоризма, должны рассматриваться через призму конкретных исторических условий, которые имели место в период, когда зарождалось это течение. Эти идеи вполне соответствовали духу времени, который диктовал механизацию всего и вся, и не удивительно, что они рассматривали и человека как набор механизмов.
Литература:

  1. Барановская, Т. А. Обзор зарубежных теорий обучения. Исторический очерк / Т. А. Барановская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. – № 11, с. 216–220, 222–225
  2. Головачева, И. В. Свобода, стимул, реакция (бихевиоризм в утопиях О. Хаксли и Б. Ф. Скиннера) / И. В. Головачёва // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 57, С. 115
  3. Голосенко, И. А. История русской социологии XIX — XX вв./ И. А. Голосенко., В. В. Козловский. – М. – Онега, 1995.
  4. Джеффрис В. Интегрализм П. А. Сорокина: новая общественная наука и реконструкция человечества // Социологические исследования. 1999. № 11.
  5. Зинченко В. П. (1993). Пётр Яковлевич Гальперин (1902–1988). Слово об Учителе, Вопросы психологии, 1993, N 1.
  6. Мелешкевич О., Ю. Эрц. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения. Бахрах-М, 2022 г, С. 35
  7. Менделевич, Д. М. О новом психотерапевтическом методе, разработанном В. М. Бехтеревым в Казани / Д. М. Менделевич // Журнал им. В. М. Бехтерева. – 2007. – Т. XXXIX. – № 4, c.112 –113
  8. Сорокин. П. А. Дальняя дорога: Автобиография. М., 1992, с.11–17
  9. Скиннер Б. Ф. Бихевиоризм 50-х, 1963, С.56–57.
  10. Скиннер Б.Ф, Роджерс К. Вопросы о контроле поведения человека, 1956, С. 66–68
  11. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1930, С.28.
  12. Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины ХХ веков. – М. – Инфра-М, 1996.

Частые вопросы

В этом разделе мы попытаемся ответить на наиболее частые вопросы, которые возникают у людей, которые начали активно интересоваться особенностями человеческой психики.

Как связаны философия и психология

Как уже говорилось, психология и философия – это взаимосвязанные науки. Так как многие идеи и закономерности чернеются и философии. Более того, ученые философы вложили такой же существенный вклад в развитие психологии, как и ученые психологи.

У этих двух наук одни методы, схожие предметы. Психология – это возможность ответить на фундаментальные философские вопросы “Что такое душа?”, “В чем смысл жизни”, “Как правильно жить”, “Что такое любовь” и другие подобные.

Кем можно стать после получения профессионального образования психолога

Данная сфера знаний очень универсальна. Она может быть использована повсеместно, в том числе для личных целей.

Когда вы получаете образований психолога, либо же врача-психиатра и психотерапевта, вы можете работать по специальности. Помимо денежной составляющей, вы также преследуете цель помощь людям, которые в ней нуждаются.

Таке с психологическим образованием можно стать консультантом, тренером, педагогом. Личные консультанты в компаниях сейчас очень востребованы, поэтому необязательно заниматься психологической практикой.

Но даже при ситуации, когда вы не хотите никаким образом связывать свою жизнь с психологией, получение образование имеет существенную пользу. Вы можете распознать абьюзера на ранних этапах, увидеть тирана за маской добродетели. Более того, вы можете более верно избрать необходимый способ выхода из конфликта, общений. Эти знаний позволят вам выстроить здоровые и экологическое отношения с любви человеком.

Могут ли у психологов быть проблемы психологического и психического характера

Психолог и человек, который изучает психологию – такая же личность как и все. Поэтому это нормально, если в какой-то период у него возникают проблемы психологического характера (травмы, стресс, депрессия). Разницы заключается только в том, что психолог может заметить симптомы каких-то болезней и расстройств у себя. Но его болезни также необходимо лечить.

Всегда ли знаний психологии достаточно для самолечения

Конечно, нет. Если речь идет о легких проблемах – переживаниях, навязчивых мыслях, то Наной психологии будет достаточно. Однако существуют и болезни психики, а также серьезные травмы. Их диагностика и лечение возможна только со стороны. Поэтому необходимо обращении к специалисту, даже если вы сами имеете профессиональное образование в этой отрасли.


Существует множество вопросов касательно изучения психологии

Стоит ли обращаться к психологу при появлении проблем

Конечно, стоит. Тут больше важна возможность обращения к специалисту при проблемах. К психологу можно обратиться при наличии проблем различной важности. Консультация необходима при болезнях психики (например, депрессия, биполярное расстройство психики)ё, а также серьезных и глубоких травмах.

К примеру, жертвам домашнего насилия необходима консультация специалиста. Так как самостоятельно проработать этот момент невозможно. По многим факторам. Например, по причине наличия стокгольмского синдрома, когда жертва идеализирует насильника и начинает его оправдывать. Поэтому нужен профессиональный взгляд и подход со стороны.

Возможно ли самому выучить психологию

В современном мире, когда есть Интернет и возможность получить все ресурсы для обучения, это возможно. Можно пройти курсы по психологии (они не приравниваются к профессиональному образованию), купить и прочитать специальную литературу, посмотреть видео-уроки, или же зайти на наш сайт. Поэтому знания достаточно доступны.

Главное – иметь время и желание. А также цель вашего обучения.

Важно понимать, что такое самообразование не может приравниваться к образования в университете. Что это значит? Вы не сможете на денежной и профессиональной основе оказывать услуги людям.

Зачем изучать психологию

Целей может большое множество. Давайте рассмотрим некоторые из них:

  1. Лучше познать себя;
  2. Помогать другим людям;
  3. Выстроить здоровые и экологичные отношения с другими людьми;
  4. Правильно выходить из конфликтов;
  5. Адекватно анализировать людей вокруг;
  6. Спасти человека (друга, приятеля, родственника) от проблем. Например, помочь выйти из абьюзивных отношений, помочь с зависимостями, а также убедить в необходимости обращения к специалисту;
  7. Работать профессионально и зарабатывать деньги (самостоятельное ознакомление с наукой психологии может стать лишь первой ступеньки к получению высшего образования);
  8. Переживать правильно свой собственный стресс и травмирующие события;
  9. Личностный рост.

В целом, целей для изучения психологии много. Они могут компилироваться друг с другом. А также дополняться личностной мотивацией. Например, человек рос в семье, в которой мать применяла физическое и психологическое насилие над ребенком. Чтобы предотвратить порочный круг насилия и нездоровой психики, ребенок начинает интересоваться психологией. Пытается проработать проблему, чтобы не повторить такое же поведение уже в своей собственной семье.


Изучение психологии дает многие преимущества для человека

С чего начать изучение

Мы уже рассмотрели, что изучает психология. Но с чего начать новичку? На самом деле можно читать информацию хаотично по интересующим темам, если вы не хотите изучать науку системно. Например, вас интересует, как выходить из конфликтных ситуаций. Поэтому вы читаете соответствующие материалы. Такое изучение, конечно не сделает из вас профессионала.

Если вы хотите более комплексного подхода к изучению, то нужно начать с теоретических основ. Как раз таки надо остановиться на изучении предмета и объекта психологии, задачах, отраслях и разделах. А далее наслаивать на теорию другой материал, более прикладной и практический.

Совет: купите книги по психологии. В них все сложено в верной и нужной последовательности. Данный определения и теория. За практическими знаниями можно обратиться уже к Интернету.

Общий кругозор

Изучение психологии для общего развития – это хорошая идея. Общий кругозор необходимо расширять постоянно. Во-первых, это позволит вам повысить качество вашего самообразования, глубину личности. Во-вторых, вы сможете дискутировать на более широкий спектр тем. В-третьих, это хороший способ самопознания.

Детская психология

Многие молодые родители и будущие мамы часто интересуются тем, как правильно воспитывать своего ребенка. Именно в данной ситуации на помощь приходит раздел детской психологии. Детская психика разительно отличается от взрослой.

Специальные книги и пособия позволяют ответить на многие вопросы:

  1. Как разговаривать с ребенком;
  2. Как выстроить доверительные отношения;
  3. Как пройти кризис определенного возраста (3, 7, 13 лет);
  4. Как объяснить что-то ребенку;
  5. Как ему помочь;
  6. Как любить и показывать любовь по отношению к детям и др.

Психология творчества

Многие творческие произведения воздействуют на психику человека, вызывая у него чувства прекрасного, сострадания, эмпатии, отвращения и др. Поэтому, чтобы картина или фильм достигли своего результата, необходимо понимать как и какими элементами можно воздействовать на психику человека.

Если вы обратите внимание на произведения жанра “хоррор”, то увидите особые приемы, которые используются, чтобы создать атмосферу страха, боязни. Это также основано на функционировании нашего мозга и подсознания. Поэтому изучение психологических основ может стать хорошей базой для творчества.

Другой пример – это дизайнеры. У них есть понятие “психология цвета”. Психика реагирует на определенные оттенки конкретным образом. Поэтому при создании логотипов, проектов, сайтов, баннером дизайнеры должны руководствоваться основами цветовой психологии.


Психология распространена в дизайне, бизнесе

Психология успеха

Мотивация и уверенность в себе – это двигатели нашего успеха по жизни. Поэтому сейчас на полках книжных магазинов можно часто встретить литературу, которая посвящена тому, как добиться успеха, прибыли, как построить бизнес.

Изучение психологической науки позволяет правильно выбрать метод достижения целей и результатов. Можно найти множество методик для визуализации своей мечты, для проработки неуверенности и др. Это действительно позволяет достичь успеха, так как все идет из нашей головы.

Саморазвитие

С помощью знаний психологии вы можете проработать собственные конфликты и проблемы:

  1. Чрезмерное чувство собственного достоинства;
  2. Эгоцентризм;
  3. Чрезмерный альтруизм;
  4. Неуверенность;
  5. Замкнутость;
  6. Проработать негативные черты характера;
  7. Понять, какие отношения тянут вас назад и выйти из них;
  8. Правильно отстаивать свои личные границы;
  9. Защищать свои интересы и желания;
  10. Самоувжение и уважение от другх.

Изучение индивида при первом знакомстве

Чтобы понять, как будет меняться поведение индивида, нужно обратить внимание на разные факторы. Первое знакомство может предоставить много правдивой информации об индивиде.

Внешний вид

Сначала нужно посмотреть на одежду индивида. По ней можно определить вкусы, настроение, достаток. Особенности:

  1. Если мужчина надел дорогую одежду, но она неопрятная, скорее всего он материалист, который ищет красивую спутницу.
  2. Женщина с яркой косметикой, большим количеством драгоценных украшений пытается привлечь внимание. Для нее в приоритете не чувства, а материальные ценности.
  3. Люди, которые одеваются скромно, но их одежда выглажена, чиста — пунктуальные личности, которые любят работать, ценят заботу, любовь.

Также нужно уделить внимание обуви. Для умного, образованного, пунктуального человека характерна чистая, ухоженная обувь.

Поступки

Поступки — это главный фактор, по которому нужно судить об индивиде. Индивид может говорить что угодно, но то как он поступает, особенно в мелочах, говорит о его натуре. Например, девушке будет приятно видеть, как парень распахивает перед ней двери, помогает нести сумку или пакеты, подает руку выходя из транспорта или машины. Чтобы произвести впечатление на девушку при первой встрече, парню нужно подобрать интересное место для свидания, подарить ей цветы, сделать несколько комплиментов. Для первой встречи этих манипуляций достаточно, чтобы произвести положительное впечатление.

Движения рук и рукопожатия

Узнать личность поможет рукопожатие. Этот жест имеет множество расшифровок, зависимо от положения, движения рук. Расшифровка:

  1. Если при рукопожатии собеседник удерживает руку под прямым углом, а локоть плотно прижимает к корпусу, он считает, что уже слишком многое сделал для Вас, просто встретившись. У него бесполезно что-то просить.
  2. Если при приветствии собеседник прижимает руку к телу, тем самым вынуждая тянутся к нему — собеседник ценит только свое мнение, будет говорить больше о себе.
  3. Собеседник далеко вытягивает руку, чтобы поздороваться. Этого говорит о том, что ему нужна поддержка. Такими людьми можно манипулировать, они поступают аналогично своим кумирам. Стараются постоянно кому-то подражать.
  4. Индивид сразу протягивает руку. Этого может говорить о том, что человек экстраверт, старается не задерживать собеседника без повода.
  5. При рукопожатии индивид протягивает только кончики пальцев. Это значит, что перед вами весьма скользкий тип, который будет расхваливать себя на словах, но на деле все окажется враньем.

Крепкие рукопожатия, которые заставляют вас пытаться избавиться от захвата, исходят от людей, которые хотят навредить окружающим, ищут конфликтные ситуации или желают их создать.

Люди, которые выполняют рукопожатия двумя руками одновременно, пытаются показать свою дружелюбность, но это вранье.

Поза и мимика

Также внимание нужно уделить позе, мимике индивида. Расшифровка:

  • руки за спиной, голова поднята вверх — высокомерие, гордость;
  • руки на бедрах, корпус вытянут вперед – уверенность в своих силах;
  • индивид опирается руками о стол — собеседник не может наладить контакт с партнером;
  • голова наклонена в сторону — проявление интереса.
  • голова наклонена вниз — собеседник отрицательно относится к высказываниям;
  • субъект сидит на кончике стула — опасение;
  • руки скрещены на груди – скептическая защита.

Расшифровка мимики:

  • частая улыбка — собеседник хочет одобрения;
  • при улыбке нижние веки не поднимаются — отсутствие искренности;
  • улыбка с поднятыми бровями — субъект готов подчиняться;
  • кривая улыбка — собеседник испытывает повышенную нервозность, которую не может скрыть;
  • сморщен нос, выдвинута нижняя губа — отвращение к чему-либо.

По мимике, позе можно узнать о собеседнике много подробностей.

Интонация и слова

Слова и интонация могут многое сказать о воспитании человека, его поведении в обществе. При любом проявлении грубости, повышении тона нужно перестать общаться с собеседником, поскольку это может привести к развитию конфликтной ситуации.

Знаменитые психологи и их теории

На сегодняшний день наука активно развивается. Поэтому сейчас существует множество теорий. Давайте рассмотрим наиболее популярные из них.

ПсихологСущность теории
Зигмунд ФрейдРазработал теорию сознательного и бессознательного. По его мнению, за каждой психической патологией стоит взаимосвязь сознательных и бессознательных элементов психики человека.
Абрахам МаслоуРазработал знаменитую теорию потребностей человека
Лев Семенович ВыготскийОн разработал теории влияния коллектива на личность человека, процессы социализации и социального развития, особенности психологического развития личности
Жан ПиажеСоздал теорию когнитивного развития личности. Сейчас его труды легли в основу множества методик когнитивной психологии
Эрик ЭриксонНаработал четкую и потребную теорию стадий психосоциального развития личности

Таблица теорий знаменитейших психологов и философов

Кратко об истории отечественной психологии

В нашей стране психология как самостоятельная дисциплина начала развиваться в 19 веке. Среди множества талантливых ученых мы выделим лишь несколько ключевых фигур:

Лев Семенович Выготский

Выготский считал, что формирование привычек и поведения происходит в результате социокультурного взаимодействия. Важную роль в процессе человеческого обучения он отводил игре, считая, что она помогает ребенку усваивать культурные нормы и социальные навыки, а также контролировать собственное поведение.

Самая известная теория Выготского в области психологии – это зона ближайшего развития. Она иллюстрирует процесс обучения ребенка и предполагает, что дети учатся решать более сложные задачи с помощью знающих взрослых, осваивая новое под их руководством.

Александр Романович Лурия

Лурия утверждал, что психические процессы и сознательная деятельность человека протекают благодаря работе трех единиц мозга:

  • блока регулировки пробуждения;
  • блока получения, анализа и хранения информации;
  • блока программирования, регулирования и проверки активности.

Интересный факт: если проанализировать работы советского ученого, можно обнаружить сходство между его теорией и популярной (более поздней) гипотезой о триедином мозге нейрофизиолога Пола Маклина.

Иван Петрович Павлов

В 1904 году Павлов получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Он проводил эксперименты на собаках и известен благодаря открытию классического обусловливания. Ученый обнаружил, что условный раздражитель (звонок), который ассоциировался у собак с видом еды, способен сам по себе вызывать условный рефлекс (слюноотделение).

Павлов не был психологом, но предположил, что обусловливание может вызывать определенное поведение не только у собак, но и у людей. Он оказался прав. Его открытие оказало существенное влияние на развитие психологической школы бихевиоризма.

Какие книги помогут новичку

С каких книг начать, чтобы познать себя и науку психологии? Первоначально скажем, что это может быть как не учебная литература, так и учебники, монографии по рассматриваемой теме.

  1. Л. Бурбо “5 травм, которые мешают быть самим собой”. Эта книга в легкой и понятной форме расскажет о пяти основных травмах личности. А также расскажет, какими методами и способами их можно проработать;
  2. Д. Кехо “Подсознание может все”. Раскрывает такие элементы как сознание и подсознание, а также то, как они работают и взаимодействуют друг с другом;
  3. К. Юнг “Воспоминания, размышления, сновидения”. Книга достаточно популярная в трудах Юнга. Она раскрывает глубинную психологию. В целом, все труды Юнга обязательны к прочтению, так как раскрывают основу и базис психологии;
  4. Д. Гоулман “Эмоциональный интеллект”. Раскрывает особенности наших эмоций и эмоциональной работы мозга.

Если вы хотите углубиться в более теоретизированные знания, подойдет любой учебник по общей психологии. Его можно купить, скачать или взять в библиотеке. Выбор за вами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]