Гедонизм – Как получать удовольствие от жизни? Ответ психолога

Данная статья разработана в рамках рубрики: Психология.

Раздел: Движения.

Как часто сейчас люди встречаются с вызовами: «Бросай всё и получи удовольствие!», «Живи здесь и сейчас!». Даже известная всем из мультфильма песня Тимона и Пумбы говорит нам: «Забудь заботы и живи просто так». Главный смысл этих призывов – жить ради удовольствия, но действительно ли это принесёт исключительно пользу? Гедонизм – это тот самы смысл жизни, заключающийся в удовольствии. Чтобы разобраться в этом, в данной статье мы поговорим о гедонизме – сущности, пользе и вреде.


Гедонизм – это особое философское течение, в котором смысл жизни приравнивается к получению удовольствия

Что такое гедонизм

Не так часто мы слышим слово «гедонизм», поэтому в первую очередь давайте разберёмся в истории появления гедонизма. Гедонизм или hedonism (от греческого «hendone» – наслаждение, удовольствие) представляет собой философское учение, в котором получение удовольствий – высшее благо для человека, основная потребность, жизненная цель и стремление. Простыми словами гедонизм – способ жить так, чтобы получать максимум удовольствия, отгораживаясь от всяческих проблем. Многие скажут, что это не жизнь, а сказка. Действительно, звучит немного утопично. Давайте разбираться детально.

В 5–4 веке до нашей эры учение гедонизма основал древнегреческий философ Аристипп. Он выделял два душевных состояния человека – удовольствие и боль. В своём учении он пропагандировал, что удовольствие – главная цель в жизни, а боль необходимо сводить к минимуму. Он допускал достижение удовольствия даже в ущерб интересам других людей. Кроме Аристиппа философию гедонизма позднее продвигал Эпикур из Самоса. С его точки зрения гедонизм в философии – это не столько достижение удовольствия, сколько отсутствия страданий. Он же разделил удовольствие на три вида:

  • естественные и необходимые (например, утоление голода, жажды);
  • естественные, но не необходимые (изыскания в пище, сексуальное удовлетворение);
  • неестественные и не необходимые (достижение социального статуса, жизнь в роскоши, богатстве и так далее).

Взгляды на гедонизм в разные временные эпохи имел как расхождения, так и сходства. Единственное, что объединяет философию гедонизма во всех направлениях – получение удовольствий, какими они бы ни были.

Итак, гедонизм в современном понимании сравнивают с эгоизмом, однако, это совсем не так. Несмотря на то, что гедонизм зародился ещё в древности, в психологии его стали рассматривать лишь в 20 веке. В целом сущность гедонизма состоит в том, чтобы каждый человек сам понимал, что ему приносит удовольствие и стремился удовлетворять потребность в достижении удовольствий.

Из истории возникновения понятия

Гедонизм и аскетизм появились в Древней Греции, как понятия, взаимоисключающие друг друга.

Многие мыслители того времени изучали и описывали эти теории:

  • Сторонниками аскезы были Диоген и Пифагор, а гедонизм проповедовали Эпикур и Аристипп. Именно второго считают основоположником этой системы взглядов. Его последователи (киренаики — группа людей из поселения Кирены) считали, что для получения удовольствия нужно игнорировать все социальные рамки, которые могут их сдерживать, они проповедовали главным в человеческой жизни — получение физических наслаждений.
  • По этому вопросу с ними дискутировал Сократ и его школа. Этот философ призывал различать хорошие и дурные наслаждения и ограничивать тотальное стремление к их удовлетворению.
  • Эпикур же признавал наивысшим благом душевное наслаждение, которое положительным образом отражается на здоровье человека, вызывая отрешение (его уход) от негатива в жизни. Благодаря его взглядам гедонизм и эвдемонизм обогатились таким понятием как зависимость получения удовольствий от человеческих добродетелей, где трактовка наслаждения тождественна понятию «обретение счастья». Именно процесс его достижения последователи эвдемонизма (Аристотель, Гассенди, Ламетри, Вольтер, Фома Аквинский, Гольбах) считали основным условием получения радости и удовольствия, для них высшие человеческие ценности были критерием для нравственных и эстетических наслаждений. Некоторые тезисы эвдемонизма легли в основу современной позитивной психологии.
  • В античные века, с подачи философа Гегесия возник радикальный гедонизм. Мыслитель убеждал своих учеников и почитателей о нужности лишения себя жизни в случае непомерных страданий и болей (физических и душевных). Гегесий считал, что только счастливое существование, полное радости и удовольствий, оправдано и очень важно. Поэтому самоубийство при несчастной жизни он считал необходимым и правильным действием. Из-за таких воззрений мыслитель получил в философии особое прозвище — «учитель смерти».

В средние века господствовали учения с аскетическими догматами и к гедонизму снова обратились только в эпоху Возрождения.

Его теоретические постулаты легли в основу философских трактатов Л. Валла, К. Раймонди.

А в 18-19 веках во многих странах передовые мыслители (Б.Спиноза, Дж.Локк, де Сад, Ф.Хатчесон, Д.Юм, Т.Гоббс, Б.Мандевиль, К.Гельвеции , Дж.Мур) также использовали в своих работах многие тезисы теории наслаждения, формируя новое ее видение — просвещенный гедонизм, который становится фундаментом для развития социальных концепций утилитаризма (построение счастливого, полезного и удовлетворенного общества).

Принципиально новое развитие теория удовольствия получает в психологии. Обосновывая свое учение о психоанализе, З. Фрейд трактует получение телесного наслаждения как основной движущий мотив жизнедеятельности человека.

Представители же эстетического гедонизма (Сидгвик и Бентам) считали, что люди должны стремиться к удовольствиям собственным и всеобщим, а степенью удовлетворения от благ физических и душевных они измеряли качество жизни отдельных индивидов и общества в целом.

Кто такие гедонисты

Теперь вы знаете, откуда появился гедонизм и знакомы с его понятием. Отсюда, следует вывод, что гедонист – это человек, который ставит достижение удовольствий главным стремлением, целью всей своей жизни. Часто гедонисты уверенно идут к своей цели, зная, что эта цель приносит другим людям неудобства или даже ущерб. Конечно, гедонисты выбирают разные пути достижения цели, а также источники удовольствия. Это зависит в том числе и от личного умственного развития личности гедониста, его воспитания, ценностей.


Гедонист – это человек, смысл жизни которого заключается в наслаждении

Основными источниками удовольствия гедонистов выделяют: еда и власть, алкоголь, сексуальные отношения и наркотические средства, достижения в профессиональной среде и многие другие. Выбор источника удовольствия в целом зависит от конкретного человека. Примечательно то, что источник напрямую зависит от уровня развития личности. Например, высокодуховные гедонисты чаще выбирают религиозные ценности, либо связанные с достижением справедливости и равенства.

Гедонисты находятся в постоянной зависимости от получения ежедневного удовольствия от жизни. Дефицит в его достижении вызывает у гедониста неврозы, депрессивные состояния, состояние угнетённости, стресс.

Гедонистический образ представляется нам как люди, которые не заинтересованы в общественной жизни, всякого рода общественных работах. Однако, среди этой массы можно выделить немаленькую группу сторонников гедонизма, которые получают максимум удовольствия от гедонистического образа жизни и транслируют позитивную энергию окружающим, остаются оптимистами в любой ситуации и являются настоящим примером влюбленного в жизнь человека. Однозначно, у них есть чему поучиться.

Основные принципы гедонизма

Самый главный принцип гедонизма – жить в своё удовольствия и стараться сводить к нулю всяческие возможные страдания. Однако, стоит знать, что у гедонизма существует ряд некоторых принципов, на которых основано гедонистическое учение:

  1. Не переоценивайте себя, внешние факторы, важность источника удовольствия. Завышенные ожидания и фантазийные представления обязательно приводят к разочарованию. Лучшим исходом будет – ожидать что-то не масштабное, а в разумных рамках. Тогда при получении действительно замечательного события приносит удовлетворение и счастье гораздо больше, чем ожидаемое.
  2. Не стройте свою жизнь только на крупных событиях. Трудоёмкие и требующие изнуряющей и кропотливой работы задачи могут не оправдать затраченных на них сил. Включайте в свою жизнь маленькие удовольствия: будь это чашечка кофе, концерт любимой группы или прогулка в середине рабочего дня.
  3. Знайте меру. Если постоянно употреблять блюдо, которое приносит вам большое удовольствие – рано или поздно оно перестанет «действовать» на вас. Балуйте себя равномерно.
  4. Уровень удовольствия зависит от внешних факторов, например, от обстановки, окружения или своевременности. Совмещайте одно удовольствие с рядом сопутствующих, так вы сможете увеличить уровень своего удовлетворения.


Важно осознавать границу своих удовольствий и желаний

Гедонистическая функция

В художественных произведениях классиков можно встретить словосочетание «гедонистическая функция». С помощью этого понятия определяют источники удовольствия. Гедонистической функцией является все, что приятно для анализаторов человеческого тела:

  • удачное сочетание цветов в интерьере;
  • геометрия пространственной композиции;
  • мелодичное звучание музыкального инструмента;
  • тембр голоса собеседника;
  • фактура ткани одежды;
  • удачное дополнение образа аксессуарами;
  • талантливо написанный роман.

Каким выглядит настоящий гедонист

Итак, как же выглядит настоящий гедонист? В первую очередь это тот человек, который пытается брать от жизни максимум удовольствия. Это очень важная особенность именно гедониста, так как гедоническая направленность присуща совершенно каждому человеку – все мы получаем удовольствие от того или иного события, предмета и так далее, нам приятно ощущать радость и счастье, получая желаемое, однако, вся жизнь не гедониста не вращается только лишь вокруг удовольствий.

Ещё одной особенностью именно гедониста – склонность к саморазвитию. Они постоянно находятся в активном состоянии и очень увлеченно занимаются своим хобби на протяжении долгого времени, пока оно не перестанет приносить удовольствие, а затем ищут новое хобби и погружается также глубоко в него. Эти люди могут присоединяться к разным субкультурам, чтобы попробовать жизнь с новой стороны и взять оттуда максимум интересных моментов. Гедонисты генерируют для себя большое количество желаний, составляют списки и непреклонно действуют им. Им действительно приносит удовольствие не только самое получение удовольствия, сколько количество исполненных «хотелок», и чем больше, тем лучше.

Про таких людей часто говорят «сами себе на уме». Они отличаются особенным творческим подходом, свободой и независимостью от общества. Ранимы и чувствительны, особенно когда не удаётся долгое время делать то, что им хочется (связанное с удовлетворением). В том числе и из-за любви к свободе они не терпят ограничений и чувства долга – ведь это значит, что сделать что-либо просто нужно, даже если не хочется (а это близко к страданию). Необходимость выполнять обязанности очень расстраивает гедониста, поэтому они стараются абстрагироваться от общества настолько насколько это возможно в рамках социума.


Гедонисты часто обладают такими характеристиками как меркантильность, эгоизм, инфантильность и эмоциональность

Гедонист и эгоист — разные люди?


Зачастую гедонистов не любят, так как считают, что они живут только для себя, на самом деле это совсем не так. Когда рядом счастливые люди, их число с каждым днём растёт, можно заразить оптимизмом, но сделать это намного сложнее, чем распустить вокруг негатив.
Гедонисты стараются развиваться постоянно, ведь деградируя можно получить лишь краткосрочный кайф, в основном этим страдают алкоголики и наркоманы. Поэтому получать удовольствие желательно, не нанося вред другим, а в первую очередь самим себе.

Гедонист приближается к эгоисту в стремлении постичь себя духовно, узнать предназначение собственного «я» и наделить его в своей голове абсолютным счастьем. Человек, который переводит бабушек через дорогу, помогает близким материально, готов оказать моральную поддержку родным, тоже может быть гедонистом, но лишь при условии, что от своих добрых дел он становится счастливее с каждой минутой.

Гедонизм в современном мире

Со временем гедонизм всё больше проявляется в каждом человеке. Многие выбирают путь не любимой работы, а прибыльной, чтобы получать удовольствие в денежном эквиваленте, совершенно позабыв, что от работы также можно получать удовольствие. Современные гедонисты всё чаще отмечают необходимость приобретать то, что модно, дорого, эксклюзивно. Считая, что удовлетворение напрямую зависит от ценника. От этого в современном мире гедонизм становится синонимом культа потребления. А многочисленные рекламы, блоги, известные люди только способствуют навязыванию мыслей о том, что комфорт и счастье зависит от стоимости.

С распространением чрезмерно гедонистического настроя приводит к тому, что личность человека деформируется: он теряет гражданственность, чувство патриотизма, снижаются духовные и культурные ценности и основой для получения удовольствия становятся материальные блага, деньги, за которые покупают временное удовольствие.

В современном мире принято выделять здоровый и нездоровый гедонизм. Нездоровый отличается тем, что такие гедонисты считают нормальным добиваться своих целей и получать удовольствие, не заботясь о других людях и часто причиняют неудобства, страдания другим (очень схоже с принципами цинизма). Здоровый гедонизм – напротив, призывает относиться ко всему философски, оставаться в позитивном настрое и заряжать всех любовью к жизни.


Гедонизм разделается на здоровый и нездоровый

Примеры гедонизма

На самом деле в современном обществе большое количество гедонистов и гедонисток, но большинство даже не догадываются об этом. Задумайтесь сколько раз вы мотивировали себя на работу тем, что «через 20 минут рабочей активности я позволю себе съесть пирожное/выпить чашку кофе/посмотрю любимый сериал». Многие люди работают для того, чтобы получать удовольствие. Кто-то вовсе разбавляет получение наслаждения работой. Примерами гедонизма можно считать: игроманию, злоупотребление наркотическими веществами и алкоголем, сексуальную распущенность, чревоугодие. Есть положительные примеры гедонизма.

Например, представители философии феминизма, которые получают удовольствие от нахождения в кругу единомышленников и защиты своих прав и прав своего окружения. Или пацифисты, которые думают, что жизнь – это что-то большее, чем агрессия и война, и наслаждаются миром вокруг.

Правило 2 Угорите по дисциплине

Однажды я перестал пить алкоголь на полгода, когда понял, что больше не получаю от него удовольствие. Он перестал радовать и превратился в новый чай, который пьешь исключительно по инерции. Выпив спустя полгода стакан «Атомной Прачечной» я испытал эйфорию, восторг (и, кажется, эрекцию, но надеюсь до этого все же не дошло).

Потому что удовольствие девальвируется. Чем его больше, тем ловчее оно ускользает от вас, как огроменный сверкающий карп, которого приходится ловить руками. Если поток счастья и комфорта постоянен, он обесценивается, превращается в рутину. Даже самые толстозадые и большегрудые хабиби, прохладные вина и мелодичнейшая музыка могут утомить вашего внутреннего падишаха.

Отсюда парадокс: чтобы получать счастье, нужно уметь себя в нем ограничивать. Необходима дисциплина и контроль. Звучит жутковато, но никто не просит вас записываться в Иностранный легион. Просто удовольствие, этого ловкого засранца, необходимо взять под контроль. Ради того, чтобы его увеличить, нужно перестать его бездумно подкармливать.

Лучший способ получить удовольствие от чего бы то ни было: сначала сделать работу, и сделать ее хорошо, а потом вознаградить себя по-царски. Но не чрезмерно. Умерьте все аппетиты, и уровень счастья увеличится.

Обжорство крадет удовольствие от еды, прокрастинация во вред работе крадет все удовольствие от лени, беспорядочные связи крадут удовольствие от секса. Если бы гедонизм был религией, то в ней был бы единственный злой демон: Вельзевул Несдержанности.

Парадокс дисциплины — самый серьезный во всем гедонизме. Как быть сдержанным, но при этом не напряженным? Как получать истинное удовольствие, если постоянно сдергиваешь себя с дорожки, ведущей к оскотиниванию? Точно знал только Демокрит. Но он умер, причем с улыбкой на устах.

Виды гедонизма

Гедонизм разделяют на два вида в зависимости от уровня и вида удовольствий: низменный и возвышенный.

Низменный

Низменный гедонизм осуждается обществом и строится скорее на физическом удовлетворении, представителей низменного гедонизма сейчас, к сожалению, больше. Он характеризуется такими источниками удовольствия как алкоголь, сексуальные отношения (в частности склонность к разврату, обладание многими и так далее), изобилие в еде, независимо от качества, власть, тщеславие. Последствиями низменного гедонизма являются возникновение зависимостей, девиантное поведение, разложение личности.

Возвышенный

Возвышенный гедонизм строится на достижении удовольствия нравственного характера. Например, гедонист получает удовольствие в сексуальных отношениях от духовной близости с партнером, единения и любви к нему, в отличие от низменного разврата. Сторонники возвышенного гедонизма не бегут за престижем и материальными благами, для них истинное удовольствие приносят духовные ценности, ощущение собственной пользы для других людей.

Помимо низменного и возвышенного выделяют этический и психологический гедонизм. Давайте рассмотрим каждый из них в отдельности.

Этический гедонизм

Этический или нормативный гедонизм – наслаждение жизнью здесь и сейчас. Сущность этического гедонизма состоит в том, чтобы искать и ценить положительные моменты вокруг себя. Другими словами, это этика наслаждения. В этическом гедонизме не важна материальная ценность объекта, приносящего удовольствие. Это может быть просто созерцание природы, запах кофе, шум моря или шелеста листвы.

Психологический гедонизм

Под психологическим гедонизмом подразумевается стремление человека к счастью в виде совокупности физических и духовных удовольствий. В психологии гедонизм проявляется не только в радости от получения результата, но и от самого процесса. В психологическом гедонизме удовлетворение потребностей и избежание страданий – единственные мотивы всех человеческих поступков. Также в психологии рассматривают инфантильный гедонизм, он более губителен для общества, нежели все иные его проявления. Так как заключается в стремлении человеком достигать личный кайф любыми способами. При этом, нанося в процессе получения удовольствия вред другим людям, гедонист или гедонистка позднее начинает ощущать собственную никчемность. Подобное тяжело переносится людьми, вплоть до проявления суицидальных наклонностей.


В психологии выделяется множество видов гедонизма

Идеология потребления

Культ удовольствия стал основой целой идеологической системы. Идеология потребления ориентирована на использование благ и материальных ценностей, а не на их производство.

Формированию идеологии потребления способствуют:

  • интенсивное экономическое развитие страны;
  • увеличение уровня доходов населения;
  • сокращение продолжительности рабочего дня и рабочей недели;
  • увеличение свободного времени у человека;
  • стремление человека к индивидуализации;

Человеку с идеология потребления свойственно:

  • заниматься шопингом (трата денег на предметы, без которых можно обойтись);
  • общаться в интернете (трата денег на оплату услуг связи);
  • при выборе вещей ориентироваться на модные тенденции;
  • оформлять кредиты (хочется купить недвижимость или авто, чтобы подчеркнуть свой статус состоятельного гражданина, но не хочется копить деньги);
  • платить не только за качество товара, но и за бренд;
  • выбирать престижные специальности в профессиональных учебных заведениях, на которых предусмотрено только платное обучение (человеку хочется причислять себя к элите).

Гедонизм это хорошо или плохо

Гедонический настрой человека может проявляться в совершенно разных видах и отличается как источником удовольствия, так и способами его достижения. Именно поэтому нет однозначного ответа на вопрос положительного или отрицательного характера явления гедонизма. Именно поэтому модно выделить как достоинства, так и недостатки.

Достоинства

К достоинствам гедонизма относят:

  • Достижение счастья людьми;
  • Взрослый гедонизм отличается осознанием собственного «я» и способностью быть счастливым без вреда для других людей;
  • Гедонисты – творческие, интересные и свободные люди;
  • Представители гедонизма позитивно настроенные люди, способные заряжать окружающих;
  • Стремление делать мир вокруг лучше, безвозмездно помогать другим людям.

Недостатки

Недостатками гедонизма выделяют:

  • Опасные и разрушительные как для самого человека, так и для общества способы получения удовольствия;
  • Нанесение ущерба другим людям в процессе наслаждения;
  • Инфантильный гедонизм, его последствия могут повлечь депрессивные и суицидальные наклонности самому гедонисту;
  • Преувеличение ценности материальных благ духовным;
  • Пренебрежение интересами окружающих.

Почему сложно долгое время быть гедонистом

Быть гедонистом длительный период времени достаточно сложно и на это есть свои причины. Например, сложность в достижении удовольствия от поставленных целей состоит в том, что процесс достижения может растягиваться на долгие сроки. Гедонист, не достигший поставленных целей, может ощущать депрессивные состояния, психозы и неврозы, общую неудовлетворенность – всё это напрямую влияет на здоровье. Гедонические проявления в виде приёма психотропных наркотических веществ и других пагубных привычек губительно действует на человека, также влияя и на психическое, и на физическое здоровье.


Гедонистам необходимо постоянно получать удовольствие от жизни

Парадокс гедонизма

Парадокс гедонизма или парадокс удовольствия рассматривается как философами, так и психологами. Например, философ Генри Сиджвик отметил, что парадокс состоит в том, что получение наслаждения невозможно напрямую. Разделение счастья и удовольствия создает этот парадокс. В процессе достижения удовольствия, если конечной точкой не является счастье человека, теряется интерес и смысл всей этой погони за удовольствием. А неизвестность результата не оправдывает сам процесс – отсюда, возникает неудовлетворенность, душевные страдания, от которых сам гедонист старается избавляться, но своими же действиями приходит к ним.

Ещё одной стороной парадокса можно считать повышение личных требований. Дело в том, что запросы гедониста по уровню наслаждения постоянно возрастает и рано или поздно достижение удовольствия уже не считается удовольствием.

Отличие гедонизма от эпикурейства и других подобных учений

Люди часто путают понятия «гедонист», «сибарит», «эгоист», «эпикуреец», наделяя эти термины одинаково негативным смыслом. Но так ли это на самом деле? Существует ли разница? Закоренелому эгоизму обычно не рад никто, кроме самого эгоиста. Ведь он ищет свое счастье, не замечая никого вокруг, нисколько не задумываясь о чувствах и благах окружающих его людей. Гедонисту вовсе не обязательно быть эгоистом. Есть немало последователей гедонистических теорий, получающих искреннее удовольствие от добродетели и созидания, создания прекрасного, помощи людям и животным, других добрых дел. Каждое из гедонистических философских течений и учений при общем стремлении к счастью или удовольствию имеет отличительные черты и своих последователей.

Эпикурейство

Это философское течение было создано древнегреческим философом Эпикуром (342–270 г. до н. э.). Эпикурейство, отчасти похожее на гедонизм этическое учение, направлено на то, чтобы научиться жить счастливо. В отличие от гедонизма для этой философии характерно стремление к осознанному избавлению от излишних потребностей, опасений, тревог, забот, суеты. Проблема гедонизма как такового в том, что все со временем приедается и перестает радовать. Человеку приходится искать новые, более острые ощущения, доставляющие наслаждение. Эпикурейство решает эту проблему по-своему. Через поиск счастья в простых вещах, отказ от «безумного» стремления к славе и почестям, через стремление к душевной тишине и спокойствию, здоровью телесному и душевному, к духовной независимости. Школа эпикурейства развивалась 600 лет. Преградой к счастью эпикурейцы считали беспокойство о смерти, страх перед богами и их карами. Эпикур утверждал, что даже если боги существуют, им нет дела до людей. Он уверял, что благо легко достижимо, а зло легко переносимо.

Эвдемонизм

Продолжение этого учения получило название «эвдемонизм». В переводе это слово означает «блаженство», «счастье». Это направление в этике ставит основной целью жизни человека достижение счастья и гармонии с окружающим миром. Последователи этой философии видели достижение удовлетворенности в разных явлениях. Аристотель считал, что счастье может быть достигнуто только через добродетель, мудрость и блаженство от созерцания окружающего мира. Демокрит и Эпикур видели счастье в высшем духовном спокойствии. Богатство в их понимании было губительным для счастья.

Философ-материалист Людвиг Фейербах в 1869 году представил миру свой труд «Эвдемонизм». В нем он пояснял, что человек не может быть полностью удовлетворен, если при этом не достигнуто счастье близких ему людей. Он называет заботу об окружающих важным эгоистическим побуждением, вызывающим необходимую для человека ответную заботу. В наше время на земле живет огромное количество поклонников этой философии. К эвдемоническим учениям современности относят одну из важнейших мировых религий – буддизм. Основной постулат в ней – достижение нирваны, избавление от всех страданий. Об этом слова Далай-ламы XIY, утверждающего, что все люди на земле хотят и ищут счастья, независимо от исповедуемой религии или полного неверия в бога.

Интересно! Сибарит – избалованный, изнеженный человек, живущий в роскоши и праздности, обожающий удовольствия. Легенды рассказывают, что это наименование пошло от названия города Сибарис, в котором люди жили особенно богато. В нашем веке при общественном порицании сибаритства своеобразный призыв к нему предлагают глянцевые журналы, рассказывающие о роскошной жизни богатых и знаменитых.

Чтобы действительно получать от своей жизни максимум удовольствия, не стоит делать теорию гедонизма (как, впрочем, и его диаметральную противоположность – аскетизм) единственной целью собственного существования. Фанатичное следование даже такому, стремящемуся к постоянному наслаждению учению не сможет принести настоящего счастья без стремления к собственному развитию, познанию себя и окружающего мира.

Нужно ли стремиться к гедонизму

Представители гедонического учения наслаждаются жизнью. В случаях, где проявления не носят чрезмерный характер, явление гедонизма благоприятно влияет на человеческую жизнь. Ведь каждый из нас желает достичь гармонии в этом мире и обрести настоящее счастье. Именно поэтому стремление к гедонизму не такое уж и плохое, скорее, совершенно нормальное для человека.

Можно ли стать гедонистом

Естественный гедонизм присущ большинству людей в мире. Конечно, гедонистом можно и стать, однако, это зависит от личных качеств, стремлений и желаний. Однако, помните, что крайние проявления гедонизма совсем не оказывают положительного влияния ни на самого человека, ни на окружающих его людей.

В становлении, а точнее в развитии гедонических проявлений, важно учиться получаться удовольствие из любых происходящих событий, ощущений и других объектов.


Стать гедонистом можно, если принципы гедонизма подходят для вашей жизни и мировоззрения

Как стать гедонистом

Всё происходящее вокруг нас – наш личный выбор. Именно поэтому стать гедонистом или усилить гедонические проявления может любой заинтересованный в этом человек. Для этого вспомните принципы гедонизма, о которых мы говорили ранее в этой статье, а также воспользуйтесь следующими советами:

  1. Принимайте себя со всеми своими плюсами и минусами. Для того, чтобы комфортнее себя ощущать в этом мире, старайтесь принять свои недостатки или работайте до тех пор, пока они не станут вас устраивать.
  2. Ищите положительные стороны во всех происходящих событиях. Помните, что у каждой монеты две стороны. Иногда неудача – это не проигрыш, а возможная зона роста.
  3. Мотивируйте себя. Создавайте планы и списки со своими целями, визуализируйте.
  4. Представляйте возможные благоприятные для вас исходы событий и стремитесь к ним.
  5. Время от времени позволяйте себя баловать, получать удовольствие от мелочей.

Гипергедонизм

Гипергедонизм является опасным крайним выражением гедонизма и заключается в чрезмерном влечении к наслаждениям. Гипергедонизм влечет за собой губительные последствия, так как в этом состоянии человек перестаёт ощущать чувство меры, ему становится мало того, что он уже испытывал. В погоне за удовольствиями человек может идти на риски, экстремальные поступки. Со временем ощущения притупляются и возможны затяжные депрессии от длительного отсутствия удовольствий.

Гипергедонизм, в сущности, похож на наркотическую зависимость, что в принципе и является примером гипергедонизма. Самое страшное – последствия получения такого кайфа, которое в худшем случае влечёт за собой смерть.

Примеры чрезмерного гедонизма

В истории можно найти большое количество примеров гедонизма, в том числе и чрезмерных. Давайте рассмотрим самые известные из них.

  1. Французская революция. Развитие мореплавания, революционные настроения ввели моду на препараты из конопли не только в медицинских и научных целях. Первым действие гашиша описал врач Моро де Тур. Он описывал свои ощущения и восхвалял наркотическое средство, вслед за ним многие деятели культуры стали пробовать гашиш, среди которых был и писатель Гюстав Флобер, живописец Эжен Делакруа. Удовольствие от наркотика стала получать большая часть Парижской богемы, и их уже не волновали те революционные настрои в обществе.
  2. Введение сухого закона. С запретом на алкоголь, как одного из видов удовольствия, стали открываться подпольные клубы, где он предлагался тем, кто мог бы за него заплатить. Эксклюзивность такого предложения заинтересовала даже тех, кто не употреблял алкоголь и ранее не имел к нему пристрастия. Так алкоголь во время сухого закона стал запретным удовольствием, которое хотело вкусить всё большее количество людей, в том числе, и чтобы ощутить собственную особенность среди всех остальных.
  3. Направление хиппи. Хиппи были яркими представителями гедонизма. Представители направления хиппи принимали психоделические вещества, поддерживали половые связи «всех со всеми», жили ради удовольствия и всемирного счастья.


Гипергедонизм всегда связан с зависимостями человека

Примечания

  1. Кучковский П. В.
    Парадоксы чувств у киренаиков и их связь с софистами // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 973-980.
  2. Лосев А. Ф.
    История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон — М.: ООО «ИздательствоACT»; Харьков: Фолио, 2000. — С. 128.
  3. Bentham, Jeremy.
    An introduction to the principles of morals and legislation (англ.). — London: T. Payne, 1789.
  4. Olds J., Milner P.
    Positive reinforcement produced by electrical stimulation of septal area and other regions of rat brain (англ.) // Journal of Comparative and Physiological Psychology (англ.)русск. : journal. — 1954. — Vol. 47. — P. 419—427.
  5. Berridge K. C., Robinson T. E.
    What is the role of dopamine in reward: Hedonic impact, reward learning, or incentive salience? (англ.) // Brain Research Reviews (англ.)русск. : journal. — 1998. — Vol. 28. — P. 309—369.
  6. Smith K. S., Berridge K. C.
    Opioid limbic circuit for reward: interaction between hedonic hotspots of nucleus accumbens and ventral pallidum (англ.) // Journal of Neuroscience (англ.)русск. : journal. — 2007. — Vol. 27. — P. 1594—1605.
  7. Friston K.
    The free-energy principle: A unified brain theory? (англ.) // Nature Reviews Neuroscience : journal. — 2010. — Vol. 11. — P. 127—138.
  8. Швырков, В. Б.
    Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики (рус.). — Москва: Издательство Института психологии РАН, 1995.
  9. Мурик, С. Е.
    Общие нейрональные механизмы мотиваций и эмоций (рус.). — Иркутск: Издательство Иркутского государственного университета, 2006.
  10. Pearce, David.
    (англ.) (1995—2007). Дата обращения 16 июля 2013.
  11. (англ.). Дата обращения 16 июля 2013.
  12. Вебер М.
    Протестантская этика и дух капитализма / Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. — 808 С.
  13. Красникова В.П.
    Гуманистическая философия Эриха Фромма // Философские исследования и современность. Вып. 4. — М., 2015. — С. 103-110.
  14. Аль-Хуссаини Р.Х.
    Гедонистические начала личности // Теория и практика общественного развития. — 2012. — №2. — С. 34-37.
  15. Неганов В.В., Щёлоков К.С.
    К вопросу об античных истоках западного индивидуализма // Вестник Московского университета МВД России. —2015. — № 5. — С. 193-195.
  16. Неганов В.В., Стрелкова Н.В., Щёлоков К.С.
    К вопросу об истоках и развитии современного гедонизма // Вестник Московского университета МВД России. — 2016. — №2. — С. 35-38.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]