Психология как наука. Развитие представлений о предмете психологии — История психологической мысли в античности и средневековье


Душа как предмет психологии

психология души

Сама эта фраза выглядит, согласитесь, довольно-таки деревянно. Может быть, лучше перефразировать эту мысль таким образом: психология как наука о душе?.. И действительно: считать душу неким предметом чего бы там ни было — странная затея. Научная категория и некая не вполне определенная эзотерическая субстанция… — не самые, пожалуй, сочетаемые вещи.

И тем не менее. Невозможно попытаться что-либо понять, не дав этому явлению то или иное определение: так уж работает наш мыслительный процесс — и с этим ничего не поделать. Поэтому — давайте-ка заглянем в психологический словарь, а точнее — в словарь психологических терминов. В первую очередь, он трактует словосочетание душа в психологии как:

Понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных.

То есть, связка души с нашей психикой здесь, как видим, уже присутствует. Далее, вопрос, что такое душа с точки зрения психологии — находит свое отражение и в последующих трактовках, таких, например, как:

Душа — это нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало.

Причем, если говорить о повседневном употреблении этого слова, то оно больше соответствует понятию внутреннего мира человека, ну, и слово душевность, которое так же тут встречается, говорит о доброте и присутствии у человека других подобных качеств.

Значимость наблюдений в педагогической психологии

Они представляют собой целенаправленное и планомерное фиксирование конкретных психологических фактов в обычных условиях повседневной жизни. Есть определенные требования к проведению и организации научного наблюдения за ребенком:

  • составление последовательности действий;
  • фиксация результатов в дневнике наблюдений;
  • подведение итогов.

Наиболее важным требованием к организации наблюдения считается обеспечение условий, в которых ребенок не знает, что он стал объектом исследования психолога.

В таком случае у специалиста будет возможность собрать факты без искажений, что станет условием для получения объективной картины проводимого исследования.

Недостатками данной методики является пассивная роль школьного психолога: минимальная оперативность, незначительная повторяемость, неточность, сложность анализа и выделения нужных психологических фактов.

В современной психологии не отрицается и актуальность самонаблюдения, но данному методу отводится второстепенная роль. К примеру, оно может стать источником дополнительной информации для последующего изменения экспериментальных методов. Самонаблюдение не является отдельной методикой, поскольку никто не сможет опровергнуть либо подтвердить результаты, представленные человеком (школьником, взрослым). Информация, полученная в подобном случае, лишена научности.

В современной психологии выделяют два варианта эксперимента: естественный и лабораторный. Достоинства второго способа заключаются в активной позиции исследователя, что придает такому эксперименту позитивные характеристики:

  • мобильность;
  • повторяемость.

Исследователю не нужно ждать проявления нужных фактов, он сам создает ситуацию, вызывающую анализируемый психологический процесс. Применение современных измерительных приборов придает лабораторным психологическим исследованиям точность и достоверность.

Есть у данного вида наблюдения и свои отрицательные черты. К примеру, ребенок знает, что стал объектом изучения, поэтому пропадает естественность его поведения. Результаты таких исследований необходимо проверять в естественных условиях, чтобы подтвердить полученные результаты.

Естественный эксперимент схож с наблюдением, но он имеет активную позицию исследователя. Школьный психолог организует для испытуемого деятельность так, чтобы возникли нужные психологические качества и особенности. Психолого-педагогический эксперимент является разновидностью естественного эксперимента, он позволяет педагогам решать воспитательные и обучающие задачи.

Душа — предмет философского изучения

разум и сердце — душа как предмет психологии

Впервые о понятии душа задумались философы древней Греции. Собственно, их представления об этом явились провозвестниками первых научных взглядов и представлений о мире и человеке. Этими философами были всем известные мыслители Сократ (470-399г. до н.э.), Платон (427-347г. до н.э.) и Аристотель (384-322г. до н.э.).

Так, Сократ одним из первых разграничил понятия души и тела, провозгласив то, что душа невещественна и нематериальна.

Платон определил в человеческой душе три ее начала:

  • первое —вожделеющее начало неразумное, которым обладает любое живое существо, включая растения и животных;
  • второе — начало разумное, противодействующее стремлениям первого начала;
  • и третье — это, так называемый, яростный дух: составляющая часть психики человека, приводящая его в процессе борьбы поисков справедливости в раздраженное состояние.

Определение психологии как науки о душе был дано Аристотелем

психология это наука о душе

Он написал целый объемный трактат, состоящий из трех книг, и назвал его коротко: «О душе». Здесь он определяет это понятие как явление и разделяет объекты одушевленные (somata empshycha) и неодушевленные (somata apshych). К одушевленным относятся растения, животные и люди. Но, в отличие от первых, душа человека имеет привилегию возможности разумно мыслить.

Аристотель считал, что каждая сущность представлена в единстве материи и формы.

То есть, душа, если рассматривать ситуацию, согласно его учения, есть, как ни странно, — некая форма живого органического тела. Хотя, возвращаясь к определению философом и ученым привилегии души как умения мыслить — здесь имеется в виду не просто душа, а душа разумная. Вот она-то как раз и есть та самая идеальная, отделимая от тела субстанция, и сущность ее — Божественная.

И после смерти тела она не умирает вместе с ним, а возвращается в бестелесный и невесомый эфир окружающего нас пространства.

Что такое душа

Конкретного определения понятия «душа» не существует. По мнению теологов, под ним подразумевают нематериальную субстанцию, которая является проявлением высшей природы. Она невидимая и бессмертная, первична по отношению к телу человека.

Самостоятельная, потому что не является проявлением других сущностей, а сама становится их источником. Обычно противопоставляется телу. Это уникальное и неповторимое божье творение. Обуславливает в человеке такие его способности:

  • чувства;
  • восприятие;
  • характер.

Тело — это материальная оболочка, а душа — содержимое каждого человека. Это частичка бога, которую создатель вдохнул в человека. Теория о ней есть в каждой религии.

Многие считают, что теологическая наука возникла в результате поиска людьми ответов на вопросы о душе. Разные народы ставили ее на первое место. Религия не дает доказательств существования этой субстанции. Ее учение — это догмат, не требующий подтверждения фактов.

С точки зрения науки, ближе всего к понятию души является сознание. Для него нет ни временных, ни пространственных пределов. Косвенным результатом наблюдения за душой является психология.

Наука говорит о сознании как о функции головного мозга, которая формирует из человека мыслящее существо. В понятие включается память, образы, интеллект, мысли, особенности поведения и видения. Сейчас даже скептики начинают верить в присутствие нематериальной субстанции в человеческом теле.

Наука о психике или учение о душе?

Миф об Эроте и Психее
Как и все, связанное с древней Грецией, учение о душе также нашло свое отражение в древнегреческой мифологии. Одним из классических ее образцов в этом плане можно считать миф об Эроте и Психее: история, повествующая об истинной любви, которая и становится, в этом случае, примером и образцом высшей реализации души человеческой.

Суть этой истории в двух словах такова: молодой бог Эрот, бывший сыном богини Афродиты, полюбил красавицу Психею, которая была обычной женщиной не божественного происхождения. Естественно, такая ситуация не могла вызвать у матери Эрота радости: она не хотела, чтобы ее сын связал свою судьбу с женщиной из рода простых смертных.

Афродита делала все возможное, чтобы не дать влюбленным соединиться. Она заставляла Психею проходить через самые сложные испытания. Но та любила Эрота столь сильно и так хотела с ним встретиться, что растопила тем самым сердца греческих богов, сделав их, в конце концов, своими союзниками. И главное, — великий Зевс, являвшийся для греков верховным божеством, превратил, в итоге, Психею также в богиню, что сделало бессмертной и ее. Это позволило влюбленным соединиться навеки.

С тех самых пор, обретя бессмертие, Психея и стала олицетворением символа души, что ищет свой идеал, невзирая ни на какие преграды и препятствия.

Говоря же о самом слове психология, стоит вспомнить, что пришло оно к нам также из Греции: от греческих слов “psyche” (душа) и “logos” (учение, наука). Хотя само это слово впервые было использовано лишь в XVIII веке в трактате Христиана Вольфа, философа из Германии.

Сколько весит душа

Американский медик и биолог Дункан Макдугалл в начале ХХ века выдвинул свою версию подтверждения существования души. Он проводил исследования над людьми, которые находились при смерти.

С помощью весов, имеющих очень маленькую погрешность измерения, он взвешивал пациентов до перехода в иной мир и после него. Оказалось, что тело человека становится на 21,3 г легче. Макдугалл опубликовал результаты своих исследований, указывая на то, что нужно провести их множество для чистоты эксперимента.

Теория вызвала критику у скептиков. Но творческим людям пришлась по душе информация, что есть возможность измерить вес души. Идея приобрела популярность. После ученого измерения массы тела в момент смерти проводились неоднократно, но всегда результаты были разными — от 9 до 23 г, поэтому точности добиться не удалось.

Макдугалл проводил исследования над собаками. В эксперименте приняло участие 15 животных. В результате было выявлено, что масса тела животного после смерти не изменяется. Отсюда был сделан вывод, что в этих домашних питомцах души нет. Медика раскритиковали за то, что он специально травил животных для исследований.

В планах биолога был новый этап эксперимента. Он хотел запечатлеть душу, покидающую тело, на пленку. Но не успел этого сделать. В 1920 году Макдугалл умер. Его планы никто не воплотил в реальность.

Душа как элемент религиозной идеологии

элемент религиозной философии

Не секрет, что история представлений о психике — и, как следствие, — психологии человека берет свое начало в первобытных религиях и верованиях. В этой связи душа всегда была для людей чем-то неземным, таинственным и непознанным. И представления о ней основывались на тех знаниях и их версиях, которые в те времена существовали. По крайней мере, было очевидно, что пока человек был жив — душа в нем присутствовала. В то время как наступавшие сон или смерть говорили о том, что душа в эти моменты его покидает.

Пришедшая на смену этому этапу человеческого развития Античность принесла с собою появление новых веяний, культур, развитие науки и философии. Все это, естественно, вызвало необходимость более основательно разобраться с тем, что есть психика человека как таковая и насколько она связана с понятием души. Именно в эту эпоху (YII-YI века до н.э. — XYII век н.э.) и началось формирование учения о душе и психологии как науке, а также появляется и метод исследования психики как таковой.

Теории ученых о понятии

Древние мыслители пытались доказать факт существования души, когда еще не было философской концепции. В давние времена верили, что она может покидать физическое тело и путешествовать вне его. Таким фактом объясняли появление сновидений. Считалось, что душа покидает своего носителя при последнем вздохе.

Разные профессора трактовали понятие по-своему.

  1. Платон считал, что душа пребывает в нематериальном мире, где приобретает необходимые знания. Потом она вселяется в тело. Является бессмертной.
  2. Аристотель характеризовал душу как движущую силу, которая превращает человека в личность.
  3. Гегель в своей работе «Философия духа» пытался раскрыть понятие. Отделил душу от разума. Философ полагал, что проявлением одухотворенности является свобода. Дух приобретает форму души только при его взаимодействии с природой и телом.
  4. Кант являлся критиком теории Платона. Указывал на то, что это просто домыслы ученого, а не подтвержденные факты.
  5. Фрейд выделял импульсы, идущие изнутри и не имеющие отношения к разуму. В душе выделял 3 компонента: Ид — оно, Эго — я, Суперэго — сверх Я. Из первой составляющей развиваются другие.

Психология — наука о душе и сознании или душа и психика

Декарт_Страсти души

Один из важнейших этапов развития человеческой исследовательской мысли ознаменован в истории души и психологии таким именем как Рене Декарт (1596-1650гг). Этот человек развил свое учение о душе и сознании и вывел свой критерий истины, связанный с этими понятиями.

Суть его заключалась в том, что под человеческой психикой понимался теперь особый его внутренний мир, который был открыт для самонаблюдения и имел в себе некое особое духовное бытие, что противопоставлялось всему материальному и внешнему. В этой их абсолютной разнородности и состояло главное отличие философии Р. Декарта от всех предшествующих ему учений.

Кто творец духовной составляющей человека

Мнения насчет создателя души расходятся, в зависимости от верований человечества. Атеисты утверждают, что это природа — часть Вселенной, которую человек воспринимает органами чувств.

Соединение двух разных субстанций — души и физического тела не требует вмешательства Высших сил. Природа сама заложила разумную жизнь. Без ее соучастия человек существовать не может.

По мнению теологов, человек все воспринимает чувственно — это результат мыслей Создателя. Он с помощью научного изучения имеет возможность присоединиться к ним. Познание является тяжелым процессом извлечения мыслей Бога из материального мира.

Для чего приходит душа на землю

Изначально, находясь в сущности Творца, она пишет свой путь в этой жизни, учитывая свой предыдущий опыт: сама решает, где и когда родиться, выбирает себе среду обитания, родителей и какие уроки ей надо пройти, чтобы приобрести знания и исправить грехи прошлого существования на этой земле. Входит в колесо времени, называемое «Сансарой».

Сансара – это скитание души, за прошлые ошибки. Так называемый кармический круг.

  • ее природа – пустота
  • ее проявление – иллюзия
  • ее характеристика – страдание

Душа будет снова и снова перерождаться, повторяя череду событий, пока не выучит урок и не исправит его. Тогда она достигнет мокши (освобождение от оков земного мира) и будет пребывать в нирване. Получит освобождение и прекратит вечное перевоплощение. Обретет вечный покой. Станет одним целым со своим создателем.

Привязанности и эгоизм, присущие человеческой сущности, мешают выполнению задач, для которых появилась на свет частица Всевышнего. Поиск истины, для многих, закрывается еще при рождении. Так как над обществом до сих пор довлеют разные религии. Установленные правила, мораль и традиции мешают просветлению. Убеждения, которые зачастую берутся от родителей и окружающей среды, не дают развиваться и получать новые знания. Зло по своей сути – это невежество.

Боясь остаться в одиночестве, Душа ищет, кто сможет ее понять и защитить. Обращается к Богу за ответами на свои вопросы. Подсказки, которые даются высшими силами, часто не видит и не понимает. Винит Творца за свои действия и их последствия. Но пока урок не будет выучен и ошибка не станет другом, она будет получать уроки все сложнее и тяжелее. Учителя будут приходить все более деспотичные. Только через страдание можно постичь истину.

Знания истины даются только готовой для них душе, в дозированной форме. Иначе все превращается в белый шум. Кажется ей, что видит, слышит, все знает, но ничего не запоминает. Просто забывает.

Рождается сущность не для страданий, а для счастья и благости. Понятие ценностей.

Просветление – это пробуждение ото сна неведения. Оно помогает выйти из неосознаваемых перерождений.

Так как страдания имеют причину, устранив ее, они прекратятся. Сознание, находясь в материальных иллюзиях, рождает негативные чувства и эмоции. Разрушить иллюзии можно, если преодолеть: страх, наживу, гнев, зависть, гордыню и невежество.

Понятие – безусловная любовь, является основным принципом достижения просветленного сознания. Именно она помогает очистить душу. Сформировать светлые устремления, развивать волю и совершать благие действия.

Найдя в себе гармонию и осознав себя единым целым с вселенной и Богом, живя во благо себе и окружающим, душа может достичь ОСВОБОЖДЕНИЯ.

Рождение человека

Когда младенец встречается с природой, проявления внешнего мира без препятствий проникает в его тело. Там он создает свой зеркальный, чувственный вид. Без такого процесса не проявилось бы человеческое мироощущение и самоощущение. Природа, поселяющаяся в теле ребенка, становится его живой душой.

Согласно одному из мнений, одушевление происходит еще в утробе матери. Но многим более наглядно рассматривать ее сотворение в момент первого контакта ребенка с внешним миром. Это объясняется тем, что в утробе, согласно генетическим законам, творится тело — пристанище для души. Вызревание духа человека начинается по гносеологическим принципам после его рождения.

Развенчать теорию о вселении души в утробе можно тем фактом, что у плода органы чутья только формируются. А одухотворенное мироощущение происходит благодаря им.

Более 80% всей информации из окружающего мира человек получает через зрение. Поэтому сравнивать одушевленность плода и младенца нельзя. В первом случае внутренний мир эмбриона взаимодействует с материальным миром через пуповину. В результате исследований выделены такие факты:

  • мироощущение сопровождает человека от первого до последнего вздоха;
  • душа существует до того времени, пока сенсорные органы реагируют на внешние раздражители.

Если человека изолировать от мира — создать условия полной темноты и тишины, то это спровоцирует галлюцинации. Появится страх погибнуть. Если эксперимент не прекратить, то человек действительно умрет. Тогда природа не сможет творить себя в физическом теле. Самоощущение в этом случае исчезает.

Что говорит состояние личности

Все чувствуют себя по-разному. Когда человек здоровый, радостный, ему хочется жить. Но бывает, что он подавлен, личность не покидает ощущение пустоты, беспокойства. Это опасные признаки. Такое состояние можно объяснить тем фактом, что болеет душа. Если тело можно излечить быстро, то душу исцелить скоро не получится. Многие даже утверждают, что она неизлечима.

Душа реагирует, когда человек сворачивает с истинного пути, теряет веру в самого себя. Она даст личности подсказку. Если все делается верно, то и духовная составляющая торжествует. Независимо от того, верит ли человек в существование души, нужно уметь контролировать и замечать свои порывы.

На эмоциональное состояние души имеют влияние 2 фактора.

  1. Природа — дает душе эмоции с помощью 5 органов чувств. Человек их испытывает, когда воспринимает разнообразные формы мира — его звуки, цвета, ароматы. Природа имеет непосредственный контакт с сенсорными органами.
  2. Окружающие — социум также воздействует на эмоциональное состояние души. Люди используют слова для творения своих эмоций. В процессе задействована центральная нервная система и мозг — своеобразный инструмент, что приводит человеческую душу в разное состояние.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]