Что такое когнитивная психология простыми словами, и как она работает

Научные предпосылки:

1) критика бихевиоризма и возрождение интереса к теме сознания в США начиная с 50х годов ХХ века;

2) влияние гештальт-психологии – принятие активной роли субъекта, интерес к проблеме сознания;

3) учение Ж.Пиаже, проведшего ряд значительных исследований по детской психологии с позиций исследования стадий когнитивного развития ребенка;

4) изменение научной парадигмы в физике – отказ от идеи абсолютной объективности и признание активной роли субъекта в познавательном процессе.

Предыстория, просто мысли или домыслы

Все начинается с начала. Чтобы что-то понять, начнем с начала зарождения компьютерной эры, которая «как ни странно» практически совпала с появлением когнитивной психологии. Бродил такой призрак по просторам Европы и Америки, но это не был призрак коммунизма, это была идея, даже не идея, а вечная идея усовершенствования мира, создания интеллектуальных систем и совершенного человеческого разума. Что может быть привлекательней для человечества?

Возможно, что в начале все развивалось параллельно, а затем дальнейшее быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало толчок и в понимании процессов, происходящих в психике человека. Что общего в проблеме человеческой психики, этой «трепетной лани» и холодной расчетливости машины? Да, вы правы — это ЗНАНИЕ!

Становление когнитивной психологии:

1) 1960г. – открытие Дж.Миллером и Дж.Брунером в Гарварде центра когнитивных исследований, в Центре изучали разнообразные познавательные процессы — восприятие, память, мышление, речь, в том числе проводили анализ их генезиса. Это было первое применение термина «когнитивный»;

2) В 1967 году У.Найссер опубликовал книгу под названием «Когнитивная психология». Эта книга открыла новое поле исследования. У.Найссер определил познание как процесс, при помощи которого «входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются… Познание присутствует в любом акте человеческой деятельности». P. Таким образом, когнитивная психология имеет дело с ощущениями, восприятием, воображением, памятью, мышлением и всеми остальными видами психической активности. Высказанная в книге «Познание и реальность» (1976) метафора компьютера легла в основу работ, в которых компьютерные программы служат моделью для понимания процессов обработки информации человеком. Интеллект не рассматривается как набор последовательных, часто малосвязанных этапов или ступеней переработки информации, как это было в традиционной психологии, в которой считалось, что вслед за ощущением идет восприятие, затем память, мышление и т.д. В новом подходе рассматривается комплексная система, имеющая сложную структуру, а иерархия построена на типах переработки информации и зависит от стоящих задач.

9 стр., 4273 слов

Андреева Г.М. — К проблематике психологии социального познания

… — был сделан шаг в сторону социально-психологического исследования когнитивных процессов. Социальная психология оказалась более всего подготовленной стать непосредственной предшественницей психологии социального познания. Можно назвать как минимум три области, …

История развития

Первые предпосылки к появлению нового течения появились в начале XX века. В то время были известны бихевиористы, которые занимались поведением, и психоаналитики, которые изучали бессознательное.

Основоположником течения стал Эдвард Толмен. Он первым создал такое понятие, как когнитивная карта – целостный образ, который основан на прошлом опыте и влияет на настоящее поведение человека. Позже он сделал доклад перед научным обществом.

Большое влияние на развитие когнитивной психологии сыграло создание искусственного интеллекта. Перед учеными встала задача сделать его максимально приближенным к человеческому. Основатель использовал опыт гештальтпсихологии. Многие законы из этого направления позволили сформировать новый подход.

Когнитивные теории:

1) Теория когнитивного диссонанса (от англ. cognition знание, dissonance – несоответствие) — социально–психологическая теория, созданная американским психологом Л. Фестингером, в которой логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счет изменения существовавших знаний или социальных установок.

Считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенных в нее знаний.

2) Когнитивные теории памяти: Р.Аткинсон в качестве методологических оснований ориентировался на „компьютерную метафору“, проводящую параллель между познавательными процессами человека и преобразованием информации в вычислительном устройстве. И в 1968 г. предложил свою трех компонентную модель памяти, в которой информация сначала попадает в сенсорные регистры, где хранится доли секунды в форме очень точного эквивалента внешней стимуляции, затем — при соответствии задаче сохранения — попадает, подвергаясь перекодированию в перцептивные знаки, в кратковременное хранилище, где постоянно восстанавливается за счет повторения в течении десятков секунд, после чего может быть переведена в долговременное хранилище, где она храниться в семантической форме (в концептуальных кодах) на протяжении очень долгого времени. С.Стернбергизвестен изучением кратковременной памяти, решения задач мнемического поиска и логики аддитивных процессов.

3) Говоря о развитии когнитивного направления, необходимо упомянуть о теории личностных конструктов Г. Келли(1905-1967).

Эта теория, хотя и стоит особняком, по своей сути близка к основным положениям когнитивной психологии. Точка зрения Г.Келли, который рассматривал человека как исследователя, стремящегося понять, интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир, во многом стимулировала интерес когнитивной психологии к процессу осознания и переработки людьми информации о своем мире.

В последнее время когнитивная психология, как и другие школы, все больше ориентируется на достижения смежных направлений. В современной (особенно европейской) вариации когнитивной психологии распространенными стали символический и коннекциональный подходы.Символический подход рассматривает преимущественно способы оперирования символами как единицами информации (например, в речи), а коннекционализм изучает виды взаимосвязи элементов в когнитивной системе.

8 стр., 3724 слов

Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности …

… к морально-психологические качества личности. Но все области психологических знаний требуют знаний общей психологии, которая изучает методологические вопросы психологии, природу … действительности. Стоит отметить, что каждая конкретная наука имеет свой комплекс, набор категорий. При этом собственный категориальный аппарат имеет и психологическая наука. Категориальный аппарат психологии …

Результаты, полученные учеными этой школы, проникают и в работы по возрастной психологии, психологии эмоций и личности (особенно труды Келли).

В социальной психологии все большее распространение получает изучение социальных когницийи их роли в межгрупповом взаимодействии, о чем упоминалось выше. Работы Найссера и других ученых способствовали появлению большого числа исследований по экологии восприятия. Можно утверждать, что эти труды, так же как и исследования Гибсона, привели к тому, что экологический подход является в настоящее время одним из наиболее распространенных направлений в современной психологии, реальной альтернативой информационному подходу во многих сферах когнитивной психологии.

Когнитивные стратегии для решения задач

Задачи бывают хорошо и плохо структурированные. Для задач первого типа характерны четкие цели и предельно ясные пути решения, препятствия, которые легко идентифицировать на основе имеющейся в распоряжении информации. Для решения плохо структурированных задач нет простых способов или формул. Чтобы определить, понять и решить такие задачи, необходимо провести специальное расследование.

Поскольку плохо структурированные задачи невозможно решить по простой формуле, нужно собрать и проанализировать достаточно большое количество информации. Тем не менее в подобного рода задачах часто бывает легко выделить хорошо структурированные более мелкие задачи. Для решения стоящей проблемы может потребоваться комбинация разных стратегий. Исследователи выявили более пятидесяти различных стратегий для решения задач. Перечислим наиболее распространенные:

  • «Мозговой штурм». Составляется список всех предложенных вариантов без предварительной оценки, а затем каждый анализируется и выбирается один — наиболее перспективный.
  • Аналогия представляет собой использование варианта, эффективность которого доказана при решении похожих проблем.
  • Разбиение на части. Сложная, большая задача делится на ряд более простых и менее трудных.
  • Проверка гипотезы. Исходя из имеющихся данных вырабатывает — ся гипотеза и собирается дополнительная информация с целью проверки гипотезы.
  • Метод проб и ошибок. Опробуются случайные решения до тех пор, пока не будет найдено нужное.
  • Исследование представляет собой адаптацию и применение существующих идей, выработанных ранее для решения похожих проблем.
  • Анализ средств и цели. В каждой итерации решения задачи совершаются оптимальные действия, позволяющие приблизиться к конечной цели.

Практическое применение:

1) Когнитивная психотерапия — психотерапевтический метод, разработанный А.Т. Бекоми основанный на отработке оптимальных приемов оценивания и самооценивания. В качестве основы данного метода выступило утверждение, что познание является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (первоначально депрессивных состояний) объяснялось прежде всего за счет неправильно построенного самопознания. Процедура данного метода включает в себя три этапа. На этапе логического анализа пациент получает критерии обнаружения ошибок суждений, возникающих в аффектогенных ситуациях; на этапе эмпирического анализа — отрабатывает приемы соотнесения элементов объективной ситуации; на этапе прагматического анализа — строит оптимальное осознание собственных действий.

2) Рациона́льно-эмоциона́льно-поведе́нческая терапи́я, РЭПТ (англ. Rational Emotive Behavior Therapy (REBT) — активно-директивный, обучающий, структурированный, мультимодальный подход в психотерапии и психологическом консультировании, сконцентрированный на проблеме, созданный А.Эллисом в 1955 году и рассматривающий в качестве главной причины психических расстройств ошибочные, иррациональные когнитивные установки (убеждения, верования, идеи, предположения и т.п.), а не прошлый опыт индивида (в отличие от психоанализа).

Такие когниции в терминах РЭПТ называются «иррациональными верованиями» (иногда — «иррациональные убеждения», англ. irrational beliefs) и основной целью терапии является их устранение.

Когнитивная психология активно развивается и далека от завершения, обладает всеми признаками научной школы и стала частью основного русла психологической мысли.

Необычный эксперимент

С постепенным спадом доминирования бихевиористских концепций в 1971 году психолог Филипп Зимбардо из Стенфордского университета решается на смелый шаг. Цель исследования: изучить поведенческие особенности человека в жестоких условиях (ограниченной свободе действий и воли, давлении на моральные принципы). Набор добровольцев проводился около месяца, не каждый был готов спокойно отправиться на пытки и подчиняться любым указаниям. В общей сложности отобрали двадцать четыре человека. Дабы соблюсти чистоту эксперимента, кандидатов разделили на две группы. В первую половину вошли охранники, а в другую – так называемые заключенные. В роли главных надзирателей выступили лаборант и помощник психолога, сам Зимбардо стал управляющим этой исследовательской тюрьмы.

Подопытные были «арестованы» в их домах под вымышленными предлогами и под руководством полиции местечка Пало Альто. Заключенных перевезли на огражденную территорию, обработали, присвоили номер и заключили в отсеки. С первых минут ученый начал фиксировать психические реакции участников эксперимента и наблюдать за их поведением.

Изначально эксперимент был рассчитан на две недели, но завершился уже через шесть дней в связи с тем, что все быстро вышло из-под контроля. Над «заключенными» издевались, унижали и даже применяли физическое насилие. «Охранники» быстро вжились в роль и стали проявлять садистские наклонности, лишая узников сна, заставляя подолгу держать руки на весу и т.п. У многих «заключенных» уже на третий день эксперимента наблюдалось сильное эмоциональное расстройство и чувство подавленности.

Значительным итогом эксперимента можно считать книгу Ф. Зимбардо под названием «Эффект Люцифера» (2007 г.), в которой он описал эффект когнитивного диссонанса (конфликт эмоциональных реакций в сознании человека) и свойственную для человека покорность перед явным личностным авторитетом

Особое внимание уделялось влиянию общественного мнения и степени государственной поддержки, которые могут оправдывать или отвергать взгляды индивида

Таким был самый яркий эксперимент в области когнитивной психологии. По этическим соображениям больше никто не принимал аналогичных попыток повторить опыт.

Общее представление о мышлении

Мышление

— это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Главными особенностями протекания процесса мышления являются:

1. Обобщенное и опосредованное отражение действительности.

2. Связь с практической деятельностью.

3. Неразрывная связь с речью.

4. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

6 стр., 2724 слов

Психология общения и методы влияния людей друг на друга. Механизмы …

… (прикосновение, объятие); искренность. Подражание — воспроизводство человеком определенных образцов поведения, манеры говорить, способа мышления другого человека. Это следование общим примерам, эталонам, стереотипам, одно … демократический, либеральный. Необходимо понять, что такое влияние с точки зрения психологии. Психологическое влияние — воздействие на психологическое состояние, мысли, чувства, …

Обобщенное отражение

действительности означает, что в процессе мышления мы обращаемся к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла, шкафы и т. д.

Опосредованное отражение

действительности можно увидеть на примере арифметической задачи сложения нескольких яблок или на определение скорости двух поездов, движущихся навстречу друг другу. «Яблоки», «поезда» — это лишь символы, условные образы, за которыми вовсе не должны стоять конкретные фрукты или составы.

Мышление возникает на основе практической деятельности

, из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы. В свою очередь, правильность мышления проверяется в ходе практики.

Мышление неразрывно связанос речью

. Мышление оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами, а, по сути – результатом мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий.

Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация

. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.

Современные перспективы

Современные взгляды на когнитивную психологию обычно рассматривают познание как теорию двойственного процесса, изложенную Дэниелом Канеманом в 2011 году. Канеман больше различал два стиля обработки, называя их интуицией и рассуждением. Интуиция (или система 1), аналогичная ассоциативному мышлению, была определена как быстрая и автоматическая, обычно с сильными эмоциональными связями, включенными в процесс мышления. Канеман сказал, что такого рода рассуждения основаны на сложившихся привычках и их очень трудно изменить или манипулировать. Рассуждение (или система 2) было медленнее и гораздо более изменчиво, будучи подверженным сознательным суждениям и взглядам.

Качественные характеристики мышления

Мышление, как и другие познавательные процессы человека, обладает рядом специфических качеств. Эти качества в разной степени присутствуют у различных людей, и в разной степени важны при решении различных проблемных ситуаций. Какие-то из этих качеств более значимы при решении теоретических задач, какие-то – при решении практических вопросов.

Примеры качеств (свойств) мышления:

Быстрота мышления — способность находить правильные решения в условиях дефицита времени

Гибкость мышления — умение изменять намеченный план действий, при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения

Глубина мышления — степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи

Внимание

В когнитивной психологии основное внимание уделяется тому, как мозг обрабатывает и анализирует конкретные стимулы, поступающие из окружающей среды. Например, читая книгу, вы испытываете множество разных ощущений: чувствуете вес книги в руке; слышите звук голоса человека, разговаривающего рядом с вами по телефону; ощущаете, что сидите на стуле; видите деревья за окном; в голове мелькают воспоминания о недавнем разговоре и многое другое. Когнитивные психологи изучают способность человека испытывать все эти чувства и при этом фокусироваться на какой-то конкретной задаче.

Мышление и интеллект

Интеллект

— совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности.

В широком смысле под этим термином понимают совокупность всех познавательных функций индивида (восприятие, память, воображение, мышление), а в узком – его мыслительные способности.

В психологии существует понятие структуры интеллекта

,однако, понимание этой структуры варьирует в широких пределах в зависимости от взглядов того или иного психолога. Например, известный ученый Р. Кеттел выделял в структуре интеллекта две стороны: динамическую, или текучую (
“fluid”
), и статическую или кристаллизованную (
“crystallized”
).

Согласно его концепции, текучий интеллект проявляется в задачах, решение которых требует быстрой и гибкой адаптации к новой ситуации. Он больше зависит от генотипа человека. Кристаллизованный интеллект больше зависит от социальной среды, и проявляется при решении задач, требующих соответствующих навыков и опыта.

4 стр., 1578 слов

Мышление и интеллект Определение мышления

… преобразовательного и познавательного характера. Основные виды мышления. Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к … проверки гипотез. Все это делает практическое мышление в определенном отношении более сложным, чем мышление теоретическое. Интеллект — это относительно устойчивая структура именно …

Можно использовать и иные модели структуры интеллекта, например, выделив в нем следующие компоненты:

·Способность к обучению (быстрому освоению новых знаний. умений и навыков);

·Способность успешно оперировать абстрактными символами и понятиями;

·Способность к решению практических задач и проблемных ситуаций.

·Объем имеющейся долговременной и оперативной памяти.

Соответственно, тесты на интеллект включают в себя несколько групп заданий. Это тесты, выявляющие объем знаний в определенной области, тесты, оценивающие интеллектуальное развитие человека в связи с его биологическим возрастом, тесты, определяющие способности человека решать проблемные ситуации и интеллектуальные задачи. Помимо этого существуют и специальные тесты на интеллект, например, на абстрактно-логическое или пространственное мышление, на вербальный интеллект и пр. К наиболее известным интеллектуальным тестам относятся:

Тест Стенфорда-Бине

: оценивает интеллектуальное развитие ребенка.

Тест Векслера:

оценивает вербальный и невербальный компонент интеллекта.

Тест Равена:

невербальный интеллект.

Тест Айзенка (IQ)

–определяет общий уровень развития интеллекта

При исследовании интеллекта в психологии встречается два подхода: интеллектуальные способности являются врожденными или интеллектуальные способности развиваются в процессе индивидуального развития, а также их промежуточный вариант.

Когнитивная терапия: прикладная работа с мыслями и поведением.

В 60-е годы американский профессор психиатрии Аарон Бек опубликовал монографию, где описал принципиально новое направление, основанное на опыте, отличном от подхода традиционных школ. До этого представители классической психиатрии, психоанализа и поведенческой терапии отстаивали утверждения о том, что первопричина психологических проблем пациента находится вне его сознания. Когнитивная психотерапия начало психоэмоциональных клиентских проблем находит именно в его сознании.

Когнитивно-бихевиоральная терапия соединила знания бихевиористов и методов психоанализа в общую концепцию о том, что вопреки давлению психологических травм человек способен изменить свое поведение в лучшую сторону. А все проблемы объясняет склонностью делать неверные умозаключения, предпосылки и допущения, искажающие реальную информацию о событии. Поняв то, как человек воспринимает и обрабатывает информацию можно понять причины конкретных психологических проблем.

Пройти тест на тип личности

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ):

  • Дает ожидаемый эффект за 5-7 сессий и экономит годовой бюджет для посещения психотерапевта.
  • Работает с конкретными клиентскими запросами: стресс, тревожность, депрессии, фобическая симптоматика, расстройства пищевого поведения, затруднения в отношениях, в общении.
  • Показывает большую эффективность, чем медикаментозное лечение при работе с обсессивно-компульсивным психозом.
  • Дает запас на будущее: помогает изменить поведение, стать более гибкими в восприятии окружающих и самих себя.
  • Признается самым доказанным с научно-практической точки зрения подходом.
  • Единственный вид психотерапии, оплачиваемый по медицинской страховке в странах ЕС. А в некоторых странах имеет статус государственной программы.
  • Используется в клинической практике, психологическом консультировании, педагогике, работе с персоналом, криминалистике.
  • Подойдет решительно настроенным на решение проблемы клиентам, а также тем, кто привык к активному преодолению сложностей, способен проанализировать ошибки прошлого, контролировать настоящее, делать реалистичные прогнозы на будущее.

КПТ не единственный глобальный метод, она не отрицает и не замещает другие терапевтические подходы. Скорее, она эффективно совмещает удачные приемы других методов, используя для каждого расстройства свои техники.

Основные виды мышления

По мере развития психики человека в процессе его социализации, мышление последовательно проходит четыре стадии.

Первый способ мышления ребенка – предметно-действенное мышление

(в возрасте от 1 до 3-х лет), то есть, мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая.

Следующая ступень — наглядно-образное

— мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных).

Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи).

В образном мышлении,

которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов, материалом для решения задачи являются не понятия, а образы – чаще зрительные (у музыкантов – слуховые).

Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую роль в этом виде мышления играет правое полушарие человека. Отличие от предыдущего этапа является широкое использование словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий.

Абстрактно-логическое

(отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. Например, термины этики «справедливость» и «совесть», математические термины «степень» и «производная», экономические термины «баланс» или «прибыль», являются абстрактными понятиями и не могут восприниматься человеком непосредственно его органами чувств.

4 стр., 1840 слов

Тесты экология человека

… г а г а в в а а-1 б-2 в-3 социального Тесты по экологии человека Вариант 2 1.Здоровье – это а) состояние полного физического, психического и социального … в) «образ жизни» является единственной причиной возникновения заболеваемости населения; г) нет такого понятия – «образ жизни»; д) «образ жизни» формирует здоровье и занимает всего 1% удельного …

Память

В когнитивной психологии под памятью понимают психический процесс приобретения, хранения, удержания и воспроизведения информации. Механизм памяти представляет собой три взаимосвязанных процесса: кодирование, хранение и воспроизведение информации*.

Для создания нового воспоминания информацию первым делом нужно закодировать, преобразовав ее в практичную, пригодную к использованию форму. Запомненные данные сохраняются в памяти, чтобы их можно было использовать позже. Большинство сведений хранятся в памяти без участия сознания до тех пор, пока они нам не понадобятся. Когда возникает потребность в какой-либо информации, она извлекается из памяти и переносится в зону сознания.

Лучше разобраться в механизме памяти вам поможет рисунок, изображенный ниже.

По времени сохранения информации различают три вида памяти.

1. Сенсорная память — самый первый этап. Сенсорная информация, поступающая из окружающей среды через органы чувств в форме точного отпечатка, сохраняется очень короткий период времени. Согласно исследованиям, звуковые данные хранятся три-четыре секунды, а зрительные — не дольше половины секунды **. Поскольку количество информации может быть избыточным, определяется и используется только существенная ее часть.

2. Кратковременная память. Этот вид памяти также называют оперативной памятью. Здесь информация хранится в течение нескольких минут (благодаря концентрации внимания на сенсорных стимулах), после чего она обычно быстро забывается, а при многократном воспроизведении поступает на длительное хранение.

3. Долговременная память. Этот вид памяти постоянно хранит информацию. Хранящимися в ней данными человек не пользуется постоянно, но в случае необходимости они могут быть извлечены и воспроизведены. Одни сведения извлекаются быстро и без труда, к другим получить доступ намного труднее.

Разница между кратковременной и долговременной памятью

Разницу между кратковременной и долговременной памятью легко понять, если подумать о том, как происходит воспроизведение воспоминаний. например, кратковременные воспоминания хранятся и извлекаются из памяти в последовательном порядке и по большей мере относятся к сенсорным. Иными словами, если вас попросят назвать шестое слово из только что перечисленного списка, вам придется перечислить в уме слова в том порядке, в каком вы их слышали, чтобы вспомнить. А в долговременной памяти информация хранится и воспроизводится на основе смысла и ассоциаций.

Формы мышления

Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие

— мысль, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений.

Например, в понятие «человек» входят такие существенные признаки, как трудовая деятельность, прямохождение, членораздельная речь и т. д. Отличие понятия от представления состоит в том, что представление — это всегда образ, а понятие — это мысль, выраженная в слове. Кроме того, представление включает в себя как существенные, так и несущественные признаки, а понятие — только существенные. Содержание понятий раскрывается в суждениях.

Суждение

– есть отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками.

Из двух или более суждений можно построить следующую по сложности форму мышления – умозаключение.

Умозаключение

— такая связь между понятиями или суждениями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем новое суждение

Когнитивный подход: краткая характеристика

Ученых-когнитивистов очень интересует сознательное поведение человека. Именно оно становится основным предметом исследования научного направления. Но делается это с определенной точки зрения, чтобы как можно лучше раскрыть основные задачи, поставленные психологией.

Когнитивный подход позволяет понять, как именно человек воспринимает, расшифровывает и кодирует информацию, извлекаемую из окружающего мира. Так с помощью данного подхода раскрывается процесс сравнения и анализа полученных данных. В дальнейшем они помогают принимать решения и создавать поведенческие схемы.

Мыслительные операции

Процесс мышления включает в себя несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация.

Анализ

— мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Например, психолог проводит анализ личностных качеств своего клиента на основании результатов теста Кеттела.

Синтез

— объединение отдельных компонентов в целое. Обычно соседствует с анализом. Продолжая предыдущий пример, представим себе, как психолог, после анализа нескольких тестов, строит обобщенный психологический портрет человека.

Абстрагирование

— выделение одной стороны предмета или явления, которые в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. В качестве примера можно взять понятие «надежность», как низкую вероятность поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов.

Обобщение

— выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок.

Конкретизация

— операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид – с кунжутом и клубничной начинкой.

Примеры похожих учебных работ

Психология человека

… человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, тог есть образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввёл понятие … психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в …

Психология человека 4

… мышление. Так, например, обезьянам присуща психическая деятельность сложнее, чем у других животных. Эту стадию психики называют стадией интеллекта. Объединив все перечисленные стадии психики человек … всем — все несет информацию обо всем. Это …

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 5

… руководствовались тем, что занятия по курсу «Психология человека» должны способствовать сознательному усвоению теоретических основ современной … занятие № 14 Тема «внимание» План: Понятие о внимании. Основные виды внимания. Характеристика свойств …

Психология человека в Исламе

… не говоря уже об основных положениях веры. Итак, рассмотрим психологию человека в Исламе. 1. Бытие с Аллахом. А когда … настоящим мусульманином. Молитва в исламе неразрывно связана с таким понятием, как тавхид, то есть единосущие Аллаха. Она отражает …

Постнеклассическая психология человека

… создания особой дисциплины — психологической антропологии, изучающей психологию человека в ее специфике [4: с. 32-33]. … со-бытийная общность. Фундаментальный статус понятия «со-бытийной общности людей» как особого пространства, где происходит …

Критика когнитивно-ориентированных видов психотерапии

1. Любой человек очень многогранен, и у него есть как мысли, так и чувства. Критики упрекают РЭПТ за чрезмерное внимание к мыслительным процессам, в то время как чувства в работе не затрагиваются, что может привести к их подавлению и отрицанию.

2. Вероятно, РЭПТ не подходит для работы с некоторыми клиентами — теми, у кого уже есть проблемы с чрезмерной интеллектуализацией, или теми, кто не способен логически рассуждать (например, маленькие дети, шизофреники, клиенты с определенными личностными расстройствами, клиенты с низким уровнем интеллекта).

3. Многие когнитивно-поведенческие консультанты жалуются на скуку и профессиональное «выгорание», когда им приходится использовать одни и те же аргументы и доводы в работе со всеми клиентами.

4. РЭПТ сложно использовать в своей работе тем консультантам, которые не настроены достаточно воинственно и в то же время не умеют быстро остывать и которых не привлекают жаркие споры и яростные схватки.

5. Поскольку консультант играет достаточно активную и директивную роль и при этом довольно многословен, клиент может чувствовать с его стороны доминирование и подавление и при этом не брать на себя ответственность за результаты работы.

Глава 6. ПОДХОДЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДЕЙСТВИЕ □ 157

Как применить этот подход к себе

В отличие от других подходов, консультант может с легкостью использовать РЭПТ для работы с самим собой. Как неоднократно повторял Эллис, то, что мы освобождаем клиентов от их безумных убеждений, не способствует изменению наших собственных. Другие практики, использующие РЭПТ в своей работе, отмечают, что по мере приобретения клинического опыта они становятся более здоровыми с психологической точки зрения.

Следующие идеи, лежащие в основе РЭПТ, наиболее полезны для работы с самим собой.

1. Если мы сами создаем себе эмоциональные проблемы посредством искажения мыслительных процессов, то потенциально мы можем освободиться от негативных переживаний, изменив свое понимание этих переживаний. Транспортное происшествие, критический отзыв, пропущенное свидание — к этому можно отнестись как к небольшой неприятности или как к катастрофе, в зависимости от выбранной точки зрения.

2. Существует техника тщательного отслеживания употребления таких слов, как «должен» и «следует», за которыми могут скрываться иррациональные убеждения. Чем больше мы осведомлены о возможных алогизмах, тем легче нам заметить иррациональные рассуждения у себя или других: «Она вызывает во мне такую злость» (Как кто-то может вызвать у вас какие-то чувства без вашего на то согласия?); «Эта погода так угнетает» (Дождь — это всего лишь дождь — а то, что он действует угнетающе, это уже ваша интерпретация); «Это меня так сильно фрустрирует» (Может быть, вы хотите сказать: «Я фрустрирован тем, как я воспринимаю эту ситуацию»?).

3. Мысленное повторение сложных задач, которые вам предстоит решить в будущем, или неприятных событий из прошлого позволяет вам снизить свою тревожность и проработать конфликтные иррациональные стереотипы. Эти образные техники оказываются полезными, если вы, например, хотите избавиться от страха перед предстоящим интервью, в котором могут быть затронуты животрепещущие для вас темы: «Что самое плохое может произойти? Даже если я завалю интервью и буду выглядеть не очень хорошо, неужели это значит, что я плохой консультант и уже никогда не буду достаточно компетентным? Но даже если это так, то как это может повлиять на мои ценные человеческие качества?»

Стратегическое консультирование

(Другие названия: стратегическая семейная психотерапия, психотерапия,

Ориентированная на решение проблем, краткосрочная психотерапия,

Тактическая психотерапия, психотерапия испытанием)

Возможно, самым громким событием в области психотерапевтического консультирования за последние годы стало появление стратегического консультирования, интегрирующего методы и теории множества различных дисциплин в эффектную психотерапевтическую модель, ориентированную на действие, которая требует всего лишь нескольких сессий, чтобы навсегда избавить клиента от предъявляемых им жалоб.

158 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

Милтон Эриксон — психиатр, гипнотизер и просто волшебник — был физически неполноценным. Он открыл способы, при помощи которых можно заставить людей что-то сделать, не спрашивая у них, согласны ли они на это. Эриксон как настоящий мастер своего дела разработал новые способы оказания помощи посредством использования метафор, парадоксальных инструкций, гипнотических внушений и других очень сложных и изощренных коммуникативных приемов (Haley, 1973).

Ричард Бэндлер и Джон Гриндер (Bandler, Grinder, 1979) систематизировали приемы, интуитивно используемые Эриксоном, и разработали коммуникативную психотерапевтическую модель, в рамках которой консультант сначала диагностирует манеру поведения клиента и потом подбирает под них наиболее приемлемую форму работы, обеспечивающую установление раппорта и оказание влияние. Усилия, предпринятые гештальт-терапевтом и профессором лингвистики, привели к появлению нейро-линг-вистического программирования, системы, основанной на наблюдении за движениями глаз и на использовании речевых паттернов, позволяющих консультантам убедить своих клиентов как на сознательном, так и бессознательном уровне в том, чтобы они начали меняться.

Эриксон также оказал сильное влияние на Джея Хейли и Клу Маданес (Jay Haley, 1976; Cloe Madanes, 1983), но в отличие от Гриндера и Бэндлера они стали двигаться в другом направлении, ориентированном на работу с симптомами, появляющимися в рамках семейных систем. Сотрудничая с группой Пало Альто, Хейли, его наставник Грегори Бейтсон, ряд квалифицированных исследователей, теоретиков и практиков в области социологии, педагогики, медицины, антропологии и психологии предприняли совместные усилия для того, чтобы адаптировать стратегическое консультирование для работы с семьями.

Хейли и его коллеги пытались рассматривать индивидуальные проблемы как метафоры для паттернов взаимодействия, существующих в семье. Например, ребенок, у которого появились проблемы в школе, на самом деле просто обнаружил способ, при помощи которого он может отвлечь родителей от их собственных проблем. И пока родители разбираются с проблемами своего ребенка, они действуют как единая команда. Но когда сложности с ребенком заканчиваются, они снова возвращаются к ссорам между собой. Хейли пытался устранить такие деструктивные схемы посредством анализа и изменения коммуникативных паттернов у членов семьи. Позднее он переработал свою теорию в «психотерапию испытанием» (ordeal therapy),

цель которой состоит в том, чтобы представить психотерапевтическую задачу в более сложном виде, по сравнению с первоначально сформулированными самим клиентом проблемами (Haley, 1984).

Пока Хейли и другие семейные психотерапевты, такие как Вирджиния Сатир и Сальвадор Минухин, работали на Восточном побережье, группа Пало Альто продолжила свое дальнейшее развитие, достигнув наивысшего расцвета, когда были опубликованы две работы, описывающие искусство и науку проведения консультирования в рамках краткосрочных и стратегических позиций. В своей книге «Изменение: принципы создания и разрешения проблем» Вацлавик, Уикленд и Фиш (Watzlawick, Weak-land and Fisch, 1974) описали новый подход к рассмотрению проблемы как своего рода порочного круга, все попытки самостоятельного выхода из которого неизбежно приводят клиента лишь к поддержанию существующей проблемы. Например, ребенок

Глава 6. ПОДХОДЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДЕЙСТВИЕ □ 159

плохо себя ведет потому, что родители к нему придираются, а родители к нему придираются потому, что он плохо себя ведет. Авторы доказывают, что единственно эффективным приемом со стороны психотерапевта будет занятие «маневренной» позиции, предполагающей максимальную гибкость и ограничивающей пути бегства клиента от решения проблемы. Они предлагают описания различных тактик, помогающих эффективно менять привычные способы реагирования клиента и тем самым способствующих тому, что он будет выбирать другие, улучшающие поведение реакции.

Стратегический, краткосрочный и ориентированный на решение проблем подходы независимо от контекста (индивидуального, семейного или группового) в настоящее время пользуются наибольшей популярностью в консультировании. Новаторские идеи де Шазера, О’Хенлона, Байта, Эпстона, Квика и других (de Shazer, 1991; O’Hanlon, 1994; White, Epston, 1990; Quick, 1996) поощряли всех консультантов, независимо от их теоретической ориентации, к творческому и более практичному подходу в своей работе. Даже консультанты, которые сами говорили о том, что они ориентированы в первую очередь на построение отношений, изъявили желание поэкспериментировать с этими методиками, позволяющими слегка встряхнуться.

Я вспоминаю, как однажды был очень сильно фрустрирован одним своим клиентом, с которым не работало ничего из того, что предлагал я или мои коллеги, консультировавшие меня по этому поводу. Мне казалось, что мы построили прочные отношения. Мы пошли по пути, по которому я ходил уже столько раз, в знакомом и успешном для меня направлении; но факт оставался фактом: ничего из того, что я пробовал с этим клиентом, не работало, и я не знал, что мне делать. Настал момент, когда мне просто оставалось надеяться, что клиент уйдет от меня сам.

И когда моему тогдашнему партнеру по частной практике (Бобу Брауну) надоело выслушивать мои жалобы по поводу того, как я завяз с этим случаем, он просто усадил меня на стул. Затем, используя принципы подхода, ориентированного на решение проблем, он велел мне составить список всего, что я уже попробовал и что не дало никакого результата, несмотря на то, что эти методы мне очень сильно нравились и много раз меня выручали. Его мягкая тактика в основном была направлена на то, чтобы я ему пообещал, что больше не буду пытаться использовать эти приемы, а попробую что-нибудь новенькое, отличное от того, что я уже делал. Когда я спросил у него, в каком направлении мне следует двигаться дальше, он продемонстрировал мне ту же самую загадочную улыбку, которая появляется и на моем лице, когда клиенты спрашивают у меня, что им следует делать. Пожав плечами, он спросил, неужели мои дела обстоят на самом деле так плохо, что я готов отказаться от привычных стратегий.

Потребовалось несколько недель, прежде чем мой клиент и я смогли подобрать правильное сочетание различных параметров, позволивших сделать наши отношения эффективными, а консультирование — полезным для решения его исходных проблем. Причина того, что вся ситуация для нас так изменилась и что даже сам стиль работы стал ориентированным скорее на инсайт, чем на действие, кроется в использовании подхода, направленного на решение проблем, при помощи которого мы смогли разграничить эффективные и неэффективные в нашем случае приемы.

Достаточно простая техника, использованная в вышеописанном примере, стала в настоящее время настолько неотъемлемой частью стратегий мышления и действий среди большинства консультантов, что в конечном счете можно сказать, что именно

160 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

стратегические подходы, а не клиент-центрированные, когнитивные или поведенческие теории, пользуются сегодня наибольшей популярностью. Практики, независимо от того, где и с кем они работают, становятся краткосрочными, стратегическими консультантами, как только начинают задавать следующие вопросы, разработанные специально для того, чтобы помочь клиентам продвигаться к решению собственных проблем (Quick, 1996; Sklare, 1997).

• В чем суть вашей проблемы?

• Почему вы здесь и чего вы ожидаете?

• Что значит для вас ваша проблема?

• Где, когда и с кем вы были, когда у вас появилась эта проблема?

• Были ли исключения, когда вы не переживали эту ситуацию как проблему?

• Если бы вы проснулись завтра уже без проблемы, то что бы изменилось?

• Если бы ваша проблема чудесным образом разрешилась, то как бы это могло произойти?

• Что вы пробовали делать для решения проблемы, что оказалось неэффективным?

• Что вы пробовали делать для решения проблемы, что иногда срабатывало?

• Когда ваша проблема оказывалась вовсе и не проблемой?

• Когда ваша проблема доставляла вам самые большие неприятности?

• Как вам удавалось справиться с проблемой в тех исключительных случаях, о которых вы только что рассказали?

Стратегические вмешательства

Стратегический консультант придерживается в работе следующей установленной схемы: понимание динамики взаимоотношений клиента, определение источников конфликта, планирование стратегии с целью изменения. Сильные стороны этого подхода, однако, кроются не в теоретических инновациях, а в творческих, часто даже радикальных предписаниях к изменениям.

Большинство практиков, использующих в работе краткосрочный, стратегический подход, согласны со следующими положениями (Gentler, 1991):

1) консультант должен играть достаточно активную и директивную роль;

2) для того чтобы консультирование было эффективным, не нужно много времени;

3) для понимания проблем клиента важен анализ семейных и индивидуальных коммуникативных паттернов;

4) проводимые вмешательства ориентированы на действие, в то время как роль ин-сайта игнорируется;

5) техники и приемы подбираются индивидуально для каждого клиента, в зависимости от его личных особенностей и имеющейся ситуации;

6) если ни одна стратегия не оказывается эффективной, следует попробовать что-нибудь еще.

Стратегические приемы часто бывают провокационны. Они учат нас быть такими, какими нам много лет запрещали быть: активными, директивными, контролирующими и таинственными. Консультант, как эксперт, берет на себя ответственность за конструирование эффективных вмешательств. Чтобы заставить клиента по-другому реагировать на ситуации, с которыми он постоянно сталкивается, консультант должен

Глава 6. ПОДХОДЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДЕЙСТВИЕ □ 161

иметь творческие способности, навыки убеждения, мотивирования и оказания влияния, так же как и чувство юмора (Haley, 1984; Madanes, 1990). Далее мы предлагаем обзор нескольких необычных, гибких и в то же время простых стратегий.

«Притворство» —

стратегия, которую Маданес (Madanes, 1984) предпочитает использовать в работе с детьми, имеющими деструктивные симптомы, раздражающие их родителей. После того как ребенка намеренно просят воспроизводить свои симптомы, они утрачивают свою контролирующую способность. Другие формы директивных вмешательств включают в себя изменение расстановки сил в семье, изменения привычных стилей взаимодействия между членами семьи и постановку парадоксальных задач: консультант дает клиенту инструкцию, которую, как он надеется, тот нарушит. Например, клиентам, которые хотели сбросить лишние 5 фунтов веса, Милтон Эриксон давал инструкцию успеть набрать еще 5 фунтов до следующей сессии. Если им удавалось это выполнить, то это говорило об их потенциальной способности держать свой вес под контролем — увеличивать и, следовательно, уменьшать его по своему желанию. Однако, что более вероятно, посчитав Эрискона сумасшедшим, клиенты намеренно не выполняли его инструкцию и начинали терять лишний вес, тем самым вступая на путь исцеления.

Ряд других краткосрочных стратегических вмешательств, например метафорические указания, изменение расстановки сил

и
рефрейминг,
будут описываться в главе, посвященной семейному и брачному консультированию. Направленность на действие в стратегическом подходе уже очевидна: консультанты стремятся оказать радикальное влияние на жизнь клиента, разрушив существующие у него поведенческие паттерны. Поскольку стратегическое консультирование — это интуитивный и творческий процесс, то требуется солидный клинический опыт и длительная супервизия перед тем, как этот подход можно будет использовать безопасным и эффективным образом. Более всего этот подход эффективен в работе со сложными семейными системами и индивидуальными клиентами, привыкшими к неадаптивному поведению.

Важно отметить, что система медицинского страхования оказывает сильное влияние на все консультирование и приводит к тому, что консультанты, каких бы теоретических принципов они ни придерживались, ищут новые, творческие способы, которые помогли бы им сократить сроки оказания помощи. Многие инсайт-ориентированные теории, описанные в предыдущей главе, стали краткосрочными, это относится и к теориям, основанным на психоаналитическом и других долгосрочных методах (Davan-loo, 1978; Mann, 1973; Sifeneo, 1992). Некоторые теоретики, ориентируясь на имеющий спрос, даже создали такие модели лечения, которые предполагают возможность выполнить всю работу лишь за одну сессию (Bloom, 1997; Talmon, 1990). Другие теоретики попытались сохранить сущность консультирования, которое должно быть ориентировано на глубинную работу и на построение отношений, изменив лишь контекст, сделав его более практичным и краткосрочным (Ecker, Hulley, 1996).

Критика стратегического консультирования

Несмотря на то, что краткосрочное, стратегическое консультирование может быть достаточно эффективным и продуктивным, особенно в работе с сопротивляющимися

162 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

или не знающими, что им следует делать, клиентами, существует также и ряд проблем, связанных с использованием этого подхода:

1. Ответственность за содержание и за сам процесс консультирования не лежит в первую очередь на клиенте. Очевидно, что власть находится в руках у консультанта.

2. Часто процессу консультирования сознательно придают оттенок таинственности, и тогда клиент не понимает, что именно произошло и почему.

3. Роль инсайта незаслуженно принижается или его полностью игнорируют, как фактор, просто отвлекающий внимание от работы, хотя одна из важных целей многих клиентов состоит в том, чтобы разобраться в себе.

4. Могут возникать этические проблемы, связанные со столь очевидным воздействием и контролем со стороны консультанта. Присутствует определенная опасность того, что указания консультанта будут неправильно поняты или они будут выполняться безответственно.

5. Поскольку этот подход направлен на решение проблем, то он ориентирован в основном на использование техник, основанных на контроле и более подходящих для мужчин, чем женщин, что может оказаться несовместимым с ценностями некоторых культур.

6. Многие стратегии создаются интуитивно, и поэтому научиться их использовать достаточно сложно. Большинство успешных работ, описанных в литературе или представленных на мастер-классах, было проведено командами экспертов, работающих за односторонне прозрачным зеркалом; данное условие для большинства консультантов просто недоступно.

7. Эмпирическая база стратегического консультирования достаточно ограничена, поскольку сущность этого подхода такова, что его трудно подвергнуть научному изучению.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]