Жизненный цикл развития семьи и его стадии с точки зрения психологии

Сколько продлится экономический кризис? Люди интересуются причинами и способами выхода из него, переживая о своем качестве жизни. Но отчего-то не учатся разбираться в психологии семейных кризисов. Хотя понимание закономерностей жизненного цикла семьи важнее материальных моментов.

Любая семья, как социальная система, тоже переживает этапы, а переходы между ними — как раз и являются кризисами. Из которых выходят как с потерями, так и с победами.

Этапы семейной жизни и кризисы

Семья, как организм, переживает циклы: рождение, становление, развитие. Распад семьи может произойти на любом этапе, но наиболее вероятен при трансформации внутрисемейных отношений, к которым члены «социальной ячейки» не готовы приспособиться.

Жизненный цикл семьи — история семейных событий и отношений. Этапы — совокупность значимых эпизодов. Еще в 1948 г. о 24-х периодах развития семейных отношений говорили психологи Э. Дюваль и Р. Хил. Впоследствии циклы были сокращены до семи важных ступеней. Что необходимо знать о закономерных переломах в жизни семьи?

Первый кризис — молодая семья

Первый кризис поджидает молодую семью. Недаром год со дня бракосочетания называется в народе «Ситцевой свадьбой», что подразумевает непрочность и яркую разнообразность отношений супругов. Несходство характеров, привычек, устоев создают калейдоскоп из счастливых моментов и «притирочных» ссор. Такие же явления проходят и в гражданских семьях. Иногда этот цикл растягивается до пяти лет. Чего будет больше, то и определит каким же будет выход из первого кризисного периода. Переговоры и соглашения — вот главное оружие на этапе формирующейся семьи, чтобы чтобы добиться гармонии. Если удастся находить компромиссы, научиться сглаживать противоречия, вовремя останавливаться, когда начинает говорить гнев, а не рассудок, помогать друг другу, а не инфантильно перекладывать обязанности, то семейная жизнь перейдет в новое качество.

Появление первого ребенка

Тяжелым переломным моментом считается появление первого ребенка. Когда из бездетной пары семья переходит в статус полной семьи, концентрация друг на друге разрывается. А выстраивание отношений, в которых появился новый участник, требует мудрости, терпения с обеих сторон. Для этого важно, чтобы эмоциональная привязанность супругов переросла в дружбу. Иначе каждый замкнется на своих проблемах и претензиях. Иногда женщина считает, что недостаток любви от супруга она получит от своего малыша. Но, столкнувшись с обязанностями матери, впадает в депрессию, понимая, что «отдавать» приходится опять больше. Поэтому к рождению ребенка следует подходить взвешенно и вместе подготавливаться к новому этапу в семье.

Женщина проходит колоссальные нагрузки: физические, гормональные, психологические. Мужчина тоже испытывает стресс, но его задача — понять состояние супруги и не противопоставлять свои функции «добытчика» родительским. В конце концов, отец — это тоже родитель. На этом жизненном этапе важна способность к взаимопомощи.

Если до рождения младенца существовали противоречия, они обостряются. Поэтому не надо думать, что новорожденный вдохнет жизнь в разладившиеся отношения, хотя и такое изредка случается. Но чаще, поставленные «на паузу» проблемы, снова дадут о себе знать в очередной кризисный период.

Брак без детей

После регистрации брака мужчина и женщина начинают вести совместную жизнь и ждут появления детей. Конфликты возможны и на этой стадии: кто-то из пары не хочет торопиться с рождением малыша, считая более важным для себя, например, карьерный рост. Но не стоит забывать, что в семье всегда можно решить проблему путем переговоров.

Совместные планы в семье легко строить, если заранее обо всем договариваться: когда завести ребенка, когда наносить визиты родителям или приглашать их к себе, когда начинать ремонт в квартире, как построить рабочий или учебный график, чтобы оставалось время на личные взаимоотношения и т.д.

Развитие отношений в семье без детей:

  • определяется общий семейный уклад, формируются ценности;
  • один из пары становится лидером в семье;
  • существующие функции и задачи справедливо распределяются между членами семьи;
  • возникает и оформляется позиция «МЫ»;
  • с точки зрения семьи заново устанавливаются и закрепляются взаимоотношения с родителями, общими друзьями и другими людьми.

Кризис 3х лет

Который наступает по достижению ребенком трех лет. На этапе семьи с дошкольниками 3—6 лет, мамы выходят из декрета на работу. Кроме домашних обязанностей, появляются профессиональные. Возникают новые нагрузки на обоих супругов. Ощущение, что личной жизни просто нет, приводит к депрессиям и нервозности.

Малыш акклиматизируется в детском саду. Введение в семью няни или бабушек тоже влечет за собой ряд вопросов: проблема единства требований к поведению ребенка, подготовка к школе, дошкольное развитие.

Перестроить образ жизни в этом цикле, не поддаваясь естественному стрессу — задача непростая, но выполнимая. Если отдавать себе отчет, что станет легче, когда все «станет на рельсы». Контролировать отрицательные эмоции, уступать друг другу, вести диалоги и стремится к гармонии. Дружба должна трансформироваться в уважение и полное принятие партнера со всеми недостаткам

Основные периоды развития семьи и функции членов семьи

Стадии семьи Основные функции семьи
Родительские функцииФункции ребенка
1.Этап формирования семьиОсознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами; создание сексуальных отношении, удовлетворяющих обоих; развито взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои чувства, налаживание отношении с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих обе стороны; распределение времени между домом и работой; выработка порядка принятия решений, удовлетворяющих обе стороны; беседы между супругами о будущем семьи
II.Семья, ждущая ребенка, семья с младенцемПривыкание к мысли о беременности и рождении ребенка; подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери; привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка; создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка; забота о потребностях ребенка; распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителейРебенок зависим от матери и начинает доверять ей; появление привязанностей; овладение навыками простейшего социального взаимодействия; приспособление к ожиданиям других людей; развитие координации движений рук и глаз; нахождение удобного ритма смены покоя и действия; овладение словами, короткими фразами, речью
III.Семья с ребенком дошкольного возрастаРазвитие интересов и потребностей ребенка; преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд: поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи; привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в ломе ребенка материальным затратам; распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях; поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих детях; дальнейшее развитие взаимоотношений в семье — открытых, позволяющих супругам говорить на самые разные темы; развитие отношении с родителями в связи с появлением ребенка и выполнением ими новой роли; сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи); выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детейПреодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого; привыкание к самостоятельности; выполнение требований взрослого по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов): проявление интереса к товарищам по играм; стремление быть как мама или
как папа
IV.Семья школьникаВоспитать у детей интерес к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность); забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей; сотрудничество с родителями других школьниковПолучение навыков, необходимых для школьного образования; стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи; постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают; включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность; знакомство с правилами поведения и моралью группы; расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющие четко излагать свои мысли: осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира
V.Семья с ребенком старшего школьного возрастаПередача ответственности и свободы действии ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности; подготовка к новому периоду жизни семьи; определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи; поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье; воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере — взрослого мужчины, любящего супруга, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены, матери); понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личностиПоложительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям; прояснение для себя роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему поколению; достижение эмоциональной независимости, отход от родителей; выбор профессии, стремление к материальной независимости; подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку, созданию семьи; постепенное формирование собственного мировоззрения
VI. Семья со взрослым ребенком, входящим в мирОтрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним; внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом; создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи; забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи; спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки: создание хороших отношений между собственной семьей иОсознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки; создание прочных и в то же время гибких и обоюдоприемлемых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой); положительное отношение к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнером; создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни; знакомство с задачами развития партнерских отношении при формировании семьи
Партнерские функции
VII. Семья среднего возраста (“пустое гнездо”)Обновление супружеских отношений; приспособление к
возрастным физиологическим изменениям; творческое, радостное использование большого количества свободного времени; укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями; вхождение в роль бабушки (дедушки)
VIII. Постаревшая семьяОсознание собственного отношения к смерти и одиночеству; изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей; приспособление к жизни на пенсии; воспитание готовности по мере уменьшения собственных сил принять помощь других людей; подчинение своих увлечений и дел своему возрасту; подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить годы и спокойно умеретьНаряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявление заботы о престарелых родителях; помощь им, если это необходимо, материальная и духовная; подготовка к окончательному уходу родителей: подготовка своих детей к потере бабушки (дедушки)

Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что в различные периоды становления и развития семьи функции ее членов меняются.

Изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства, родителей и детей разного пола и возраста не заданы жестко их положением в семейном клане. Теперь трудно выделить, кто кого “главнее” и в семье. Изменяется сам тип зависимости в семье людей друг от друга. Социологи говорят о том, что мужские и женские роли сейчас тяготеют к симметрии, меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена. Социолог В.Голофаст отмечает следующую тенденцию развития отношений в семье: от “иерархической” логики различий между полами к логике индивидуальных особенностей и способностей, к учету реального соотношения семейных и внесемейных ролей женщины, мужчины и ребенка. Автор утверждает, что относительная автономия каждого в семье, общее признание его права на личные интересы скрепляют семью.

Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т.д. Так, по данным Госкомстата РФ на начало 1996 года 63% населения имели доходы ниже среднего уровня. В настоящее время эти цифры имеют тенденцию к росту. И.Ф.Дементьева говорит о возникновении новых нетипичных проблем воспитательного характера вследствие различных материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Авторитет матери меняется в зависимости от сферы ее деятельности. Подростки порой выполняют непрестижную, неквалифицированную работу, но выгодную в денежном отношении и их заработок может приближаться к заработку родителей или даже превышать его. Это один из факторов, способствующих падению авторитета родителей в глазах подростка. У детей происходит смещение в системе жизненных ценностей. Подобная тенденция не только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению интеллектуального потенциала общества.

Помимо падения рождаемости отмечается и такой негативный факт в институте семьи, как увеличение числа разводов. В ряде работ рассматриваются отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм родителей, разрушение кровнородственных связей, ухудшение материального положения, дисгармония воспроизводства населения (Н.Я.Соловьев, В.А.Сысенко и др.).

Влияние распада семьи на детей дошкольного возраста изучалось в частности Т.П.Гавриловой. Она выявила, что при нарушении контактов с родителями у детей возникают наиболее острые переживания, поскольку для ребенка распад семьи — это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи: ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности, принятие новых отношений с разведенными родителями. Дети 2,5-3 лет реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти, внимания, расстройством сна. Этот вывод подтверждается и зарубежными исследователями: эмоциональное здоровье детей самым непосредственным образом связано с существованием постоянно действующего общения ребенка с обоими родителями (3. Матейчек, А. Николи). Развод порождает у ребенка чувство одиночества, ощущение собственной неполноценности.

Снижение рождаемости и высокий уровень разводов -показатели кризиса семьи. Причины этого раскрываются в Конвенции ООН о правах ребенка (1992), а также в Докладе государств-участников в соответствии со ст. 44 конвенции — добавление по РФ, в работах социологов, демографов. К ним относятся: кризисное состояние социально-экономической сферы и неблагоприятные изменения состава населения, что связано с демографическим “эхом” войны. Институт семьи пострадал от войн, репрессий.

Основная тенденция развития семьи с детьми сегодня — это снижение среднего числа детей до 18 лет в расчете на одну семейную группу, а также полных и многодетных семей. По данным государственного доклада «Положение семей в РФ», с 1989 по 1994 год несколько увеличилась доля семей, имеющих несовершеннолетних детей или только одного ребенка, а также состоящих из матери (отца), ребенка и других родственников.

Согласно переписи 1989 года, в России проживает 23.5 млн семей с детьми до 18 лет (57.5 процентов от общего числа). Наиболее распространены семьи с одним ребенком (51 процент), реже — с двумя (39 процентов) и еще реже — многодетные (9.8 процентов). Микроперепись 1994 года показала, что на фоне сокращения рождаемости эта тенденция стала еще более явной: удельный вес однодетных повысился до 54 процентов, доля двухдетных сократилась до 37, многодетных — до 9.4. Число детей на каждые сто семей уменьшилось за это время со 163 до 160. И все же процент домохозяйств с детьми в России остается пока по мировым меркам довольно высоким (46.6), а уровень рождаемости не позволяет говорить даже о простом воспроизводстве.

Тип российской семьи и отношение людей к формально-юридической стороне брака и семейной жизни продолжают претерпевать изменения, начавшиеся в период либерализации экономики. Как заявила на пресс-конференции 12 мая Галина Карелова, заместитель министра труда и социального развития, в России уместно говорить о «старении» брачности и рождаемости при широком распространении добрачных сожительств и незарегистрированных браков. Популярным становится «пробный» брак в возрасте 18-25 лет. И хотя коэффициент разводимости в 1997-1998 годах уменьшился с 598 до 591 на тысячу образованных пар, треть разводов приходится на молодые супружеские пары, просуществовавшие менее 5 лет. Иными словами, семья в целом сохраняет значение приоритетной ценности для многих россиян, но в младших возрастных группах ценностная шкала включает также материальное благополучие, комфорт, карьеру. И подобные «подвижки» в сознании молодых людей таят в себе серьезную угрозу для института семьи: выбор в пользу заработка или профессионального роста вместо домашнего очага и воспитания потомства часто приводит к серьезным психологическим травмам у всех членов семьи. Развод родителей автоматически переводит ее в категорию «нетипичных», то есть неполных, малообеспеченных, проблемных.

«Жизненные сценарии» нетипичных семей похожи. Если ребенок появляется на свет с серьезными отклонениями в развитии или заболеваниями (по словам профессора Н.Н.Ваганова, вице-президента Международного фонда охраны здоровья матери и ребенка, динамика ухудшения здоровья детей опережает «взрослую» по таким позициям, как новообразования, сахарный диабет, болезни органов кровообращения, мочеполовой и костно-мышечной системы), мать прекращает работать и целиком посвящает себя ему. Дорогие лекарства, визиты к врачу, специфическая техника, одежда, питание — все это стоит немалых денег, тем более, если есть и другие дети, а вся семья существует на заработок отца. В неполных семьях, после развода или смерти супруга, второй (чаще мать) вынужден «тащить» на себе весь дом, «поднимать» свое дитя, заменять ему обоих родителей. В многодетных семьях также кто-либо из родителей жертвует своей работой во имя детей.

Конечно, все эти «сценарии» стары, как мир. Следует только сделать поправку на российские мизерные зарплаты, постоянный рост цен на товары и услуги и отсутствие сбережений. Да и рассмотренные нами ситуации обычно «наслаиваются» одна на другую: с рождением очередного ребенка или инвалида мужчины покидают семьи, из-за финансовой необеспеченности родители в больших семьях не имеют возможности должным образом лечить своих детей и т.д. Беда никогда не приходит одна.

«Нетипичные» семьи в нынешней экономической ситуации фактически «повенчаны» с бедностью. Проблемы одни: скудость бюджета, как правило, один источник регулярных доходов (зарплата работающего члена семьи), потребность детей в повышенном внимании со стороны родителей. Закономерно, что полные семьи живут лучше неполных, «средние» по размеру — лучше многодетных, здоровые — лучше семей с детьми-инвалидами. Авторы исследования «Бедность в России», проведенного под руководством Института экономического развития Всемирного банка, оперируют следующими данными: в 1993 году 46 процентов семей с инвалидами считались официально бедными и около 29 — очень бедными. В то время сильные материальные затруднения испытывали 63 процента домохозяйств, когда главой семьи является женщина, находящаяся в декретном отпуске или занятая уходом за детьми на постоянной основе.

Материальное обеспечение остается одной из причин семейной напряженности на протяжении многих лет. За годы реформ кривая благосостояния домохозяйств с детьми опускается все ниже и все ближе к о. С точки зрения специалистов, между наличием детей в семье и бедностью существует прямая связь, поскольку дети, как правило, являются иждивенцами. При этом, чем меньше сами дети и чем больше их в семье, тем выше вероятность бедности домохозяйства.

Данные Управления уровня жизни Госкомстата свидетельствуют, что если в 1995 году 44 процента семей с одним ребенком не имели среднедушевых доходов, превышающих прожиточный минимум, то в 1996 году этот показатель составил уже 34 процента. Для двухдетных это были соответственно 61 и 50 процентов, трехдетных — 83 и 69 процентов. Среди домашних хозяйств с четырьмя и более детьми около 90 процентов «минимума» не имеют. В 1998 году на человека в однодетной семье приходилось в месяц 660 рублей, тогда как в многодетных показатель втрое ниже — 211 рублей.

Одними материальными затруднениями, сколь бы то ни было острыми, кризис российской семьи не исчерпывается. «Социальная инфраструктура детства тяжелая, — считает профессор Людмила Буева, заведующая лабораторией философских проблем Института философии РАН, академик РАН. — Думаю, что в этой ситуации нам помогут выжить не столько финансовые вливания — их ожидать придется еще долго, сколько наша духовная составляющая. В обществе, где часты проявления агрессивности, ненависти, злобы, вражды и т. д., единственным, пожалуй, источником доброты, любви, человеколюбия, внимания, уважения, является среда семейных микрогрупп. Семья, дружеское окружение, единомышленники, коллеги — вот те источники, которые могут продуцировать добрые чувства, пробуждать их».

Л.Буева выделяет несколько симптомов «болезни» сегодняшней российской семьи: невротизм детей, одиночество, неумение общаться, разобщенность. И самое страшное, по мнению психологов — отсутствие понимания между детьми, родителями и стариками. Внутренние коллизии оказывают на семью очень тяжелое воздействие, иногда подталкивая ее к распаду. Ведь кроме необходимости пересиливать «внешние обстоятельства», мириться с тем, что твоя семья

«
нетипичная
«, кроме отказа родителей и
детей
от многих удовольствий и пр., такая
семья
испытывает на себе воздействие и ряда других факторов, многие из которых могут быть источниками стрессовых ситуаций. Рассмотрим их на примере трех исследуемых нами видов проблемных семей.

В 80-е годы в СССР была создана “Служба семьи” — система учреждений и общественных организаций, направленная на создание благоприятных условий для совершенствования, развития и укрепления семьи, наиболее полной реализации ее целей и задач. Появляются новые подразделения “Службы семьи”: особое внимание уделяется семьям беженцев, мигрантов, безработных, создаются центры социальной адаптации и реабилитации для детей с недостатками психического и физического развития. Намечаются различные пути оказания помощи семье, поскольку семья — уникальное явление, она играет особую роль в жизни общества, выполняет одну из важнейших функций — воспитательную.

Глава 2 .

3

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Кризис пар с детьми 6-12 лет

Семейная пара с детьми 6—12 лет, посещающими школу — семья среднего возраста, впервые осознает, что первенец их рано или поздно покинет. И супруги по-разному относятся к перспективе остаться наедине друг с другом.

На этом жизненном этапе кризисные стадии членов семьи пересекаются: появление второго ребенка, потеря работы или переход на другое место, кризис среднего возраста у мужчин, болезни старшего поколения.

Ребенок, достигший семи лет, испытывает очередной этап взросления, что проявляется в поведении. У родителей проходит период адаптации к самостоятельности маленького члена семьи. Добавляют стресса школьные нагрузки на детей и родительская проблема мотивации к учебе.

Увеличение трат добавляет элементы финансового кризиса в семье, что способствует разбалансировке системы отношений.

Еще один повод для кризиса — продукт совместного «взращивания» находится на обозрении и ошибки родителей становятся явными. Проверка эффективности воспитания вскрывает внутрисемейные противоречия и конфликты для посторонних.

Совмещение карьеры и воспитания не всегда удается гармонизировать. Перекосы влияют на душевное состояние всех членов семьи прямо или косвенно.

В идеале — на этом этапе полного познания друг друга приходит истинная любовь к партнеру. Но если не доработаны отношения в предыдущих жизненных циклах, взаимные претензии не дают выступать «единым фронтом» против проблем. И чаще всего, по психологической атмосфере семья среднего возраста — самый тревожный и неспокойный этап из всего жизненного цикла. Потому что наступает «пресыщение» друг другом, и возникает жажда новых ощущений и эмоций.

Факторы риска в развитии семьи

Еще на стадии знакомства потенциальных супругов могут существовать объективные причины, способные в будущем привести их к разводу. Эти причины получили название факторов риска в развитии семьи.

Существование факторов, способных разрушить семью, может быть связано с личностью одного из супругов, его воспитанием, происхождением, или с тем, на каких условиях был заключен брак. К факторам риска чаще всего относят:

  • разный уровень образования, большую разницу в возрасте (риск увеличивается, если женщина намного старше своего мужа);
  • алкогольную зависимость одного из супругов;
  • недостаточно серьезное отношение к браку и семейным отношениям;
  • слишком ранний возраст желающих зарегистрировать брак;
  • случайную беременность и рождение ребенка;
  • небольшой срок знакомства;
  • резкое противодействие родителей развитию отношений и заключению брака;
  • брак по принуждению или расчету, без взаимного согласия партнеров;

Факторы риска начинают проявляться в самом начале совместной жизни супругов. Вот почему более одной трети разводов происходит среди пар с семейным стажем от одного года до трех лет.


Всего за 1 час получи 1 000 000 кВт энергии на ближайшие 168 часов для жизни в Потоке

    Если ты:
  • чувствуешь себя эмоционально истощённой к концу недели (или даже дня);
  • испытываешь постоянное чувство хронической неудовлетворенности, усталости и депрессии;
  • ничему не радуешься.
    Всего 1 час еженедельной перезагрузки позволит тебе:
  • стать эмоционально устойчивой,
  • получить заряд энергии
  • наладить энергообмен с миром.

Приглашение на Субботнюю Перезагрузку действует только до 12 марта 10:00

Введи e-mail, на который придет приглашение:

Опросы общественного мнения показали, что примерно одна треть молодых людей вступает в брак по мотивам, не имеющим никакого отношения к полноценной семейной жизни. Ими может двигать желание быстрее уйти от родителей, показать свою самостоятельность и принять ответственное решение, отомстить кому-либо, отправиться в ЗАГС на спор или просто заодно с другом. При такой мотивации молодые супруги даже не задумываются о тех задачах развития семьи, что встают перед ними после регистрации брака: понимание себя как пары, распределение супружеских ролей и обязанностей, выяснение статуса каждого из супругов внутри семьи, постановка общих целей и т.д.

Кризис подростков

Когда старший ребенок дорастает до подросткового кризиса, у большинства родителей начинается кризис среднего возраста. Этап семейной жизни со старшими детьми-подростками кризисный из-за достижения детьми половой зрелости и связанных с этим процессом вызовов. А также с происходящими физиологическими и психологическими изменениями самой супружеской пары. Переоценка жизненного опыта открывает глаза на упущенные возможности. Собственные неудачи вымещаются на партнере. Мужчины могут искать на стороне подтверждение своей мужественности и состоятельности.

Поддержание иерархии в семье возможно, если выстроена гибкая система правил и налажено внутрисемейное общение.

Дети уходят из отчего дома

Этап, когда дети покидают отчий кров, заставляет супругов оценить свои отношения без детей. Меняется характер взаимоотношений с детьми, стремящимися к независимости. Пересмотр распорядка жизни, изменение привычек и ритма вызывает напряжение. В особенности это касается неработающих женщин, у которых подрываются представления о своей значимости, если материнство было основной деятельностью и самовыражением. Только способность заполнить пустоту другими занятиями поможет пережить кризис на этом этапе.

Семья, в которой дети покинули свой дом

Для родителей на этой стадии остается только одна задача – понять и принять уход детей во взрослую жизнь как единственно правильное решение. Этот процесс имеет важное значение: если вдруг дети останутся с родителями на всю жизнь, то может возникнуть целый ряд проблем в развитии семьи.

После ухода детей:

  • супруги возвращаются к жизни вдвоем;
  • между детьми и родителями меняется тип общения – были отношения «ребенок-взрослый», стали «взрослый-взрослый».

Этап «опустевшего гнезда»

Этап «опустевшего гнезда». 50% пар разводятся, когда приходит понимание, что больше ничего не связывает друг с другом. Возрастное ухудшение здоровья, выход на пенсию, близкая угроза старости и смерти вызывают кризисные переживания. Пережить их могут общие интересы супругов. Жить жизнью повзрослевших детей не стоит. Ведь, наконец, можно посвятить все время друг другу.


Потеря одного партнера — следующий кризис этого же жизненного цикла. Выходом будет постройка новых отношений с семьями взрослых детей, внуками. Сосредоточение на дальнейшей работе или саморазвитии, хобби. Возможно и создание новой семьи.

Дополнительные причины семейных кризисов:

Измены. Изменение уровня доходов. Причем даже если они растут. Серьезные и длительные болезни. Изменение состава семьи: смерть одного из членов, приезд родителей. Смены в образе жизни, резкие перемены, переезды. Форс-мажоры: военные действия, политические разногласия.

При осознании супругами стадийности развития семейных отношений, появляется понимание, что чувства не проходят, а приобретают обновленную форму. Каждый цикл имеет свое значение. Ни одни крепкие отношения невозможны без кризисов. Проходя их, человек становится зрелым, духовно растет и закаляется.

Антикризисное управление заключается в том, чтобы меняться для соответствия роли в новых обстоятельствах и помогать принять эти изменения партнеру. Выходить из семейного кризиса на новый уровень взаимопомощи и взаимопонимания установлением отношений, соответствующих ситуации. Если же меняться партнеры не желают, то отчужденность нарастает с каждым напряжением и неминуемо приведет к распаду семьи.

Стадии жизненного цикла семьи

Он включает 7 стадий, предложенных Джеем Хейли, американским семейным психотерапевтом. Изучая кризисы в семьях и работая с даже самыми тяжелыми случаями, он смог разработать авторскую позицию. Стоить понимать, что на самом деле подходов к выделению отдельных этапов предложено множество и отечественными, и зарубежными учеными, однако Джей Хейли, как мы считаем, смог предложить наиболее содержательный.

Вот 7 указанных стадий:

  • период ухаживания до брака;
  • брак без детей;
  • появление детей;
  • семья с детьми подросткового возраста;
  • семья, в которой дети покинули свой дом;
  • стадия «опустевшего гнезда»;
  • смерть партнера.

Проблемы в семье могут возникнуть на любой стадии. Не каждая пара проживает их целиком: некоторые союзы распадаются на ранних этапах цикла, некоторые существуют до момента смерти одного из партнеров.

Период ухаживания до брака

В рамках этого этапа близкие отношения между мужчиной и женщиной протекают до момента начала совместного проживания. Психологи отмечают, что в этот период члены семьи сталкиваются с задачей самоопределения. В его рамках пара решает вопросы финансов, эмоциональной жизни и не только.

Мужчины и женщины, даже если между ними складываются хорошие отношения, возникают любовь и дружба, могут сталкиваться на данном этапе с проблемами. Например, речь может касаться достижения независимости: совместная жизнь предполагает некоторые ограничения, поэтому иногда пары распадаются на данной стадии.

На стадии:

  • обретают чувство независимости будущие члены полноценной семьи (в плане отсутствия зависимости от родителей);
  • начинают складываться полноценные отношения, развивается способность любить у каждого из членов пары;
  • мужчина и женщина обретают независимость в финансовом плане и в других.

Брак без детей

Мужчина и женщина вступают в брак и живут вместе до появления детей. Стадия не лишена вероятности конфликтов: кому-то из пары в определенные периоды жизни будут важнее карьерные планы, например. Однако следует помнить, что обо всем можно договориться.

Именно посредством такого простого инструмента, как договор, пара может совместно строить семейные планы: когда заводить детей, когда приглашать в гости родителей или приезжать к ним на ужины, когда делать ремонт, как работать, чтобы не причинять ущерба отношениям и так далее.

В период жизни без детей:

  • появляется общий уклад семьи, оформляются ценности;
  • один из влюбленных принимает на себя роль лидера;
  • функции и задачи распределяются между членами пары;
  • оформляется позиция «МЫ»;
  • устанавливаются своего рода регламенты отношений с родителями, общими друзьями и другими людьми.

Появление детей

Этап характеризуется тем, что в семье появляется первый ребенок. Обычно принятие решения завести детей происходит на предыдущем. После рождения ребенка или нескольких детей в семье могут возникнуть некоторые психологические проблемы: один из супругов может не справляться с новыми делами и задачами, возникновение которых обусловлено принятием роли родителя.

Не дать союзу рухнуть поможет грамотное распределение супружеских и родительских ролей. Крепкие отношения можно построить только так. Договоренности, четкое распределение обязанностей – залог того, что союз не развалится из-за субъективных причин.

После появления детей:

  • меняется структура семьи;
  • члены пары обретают новые статусы (отец, мать – родители);
  • меняются статусы родителей мужчины и женщины в браке (бабушки, дедушки).

Семья с детьми подросткового возраста

Эту стадию нередко называют стадией стабилизации. Она начинает в момент, когда хотя бы один из детей или все становятся подростками. Проблема данной стадии сводится к тому, что сам по себе подростковый период и для детей, и для родителей может быть сложным. Это часто провоцирует новые семейные кризисы.

В течение данной стадии отношения родителей и детей меняются, последние становятся более независимыми. Родители начинают ощущать, что их влияние уже не такое, каким было раньше.

На стадии стабилизации:

  • подростки получают признание собственной независимости и самостоятельности;
  • перераспределяется ответственность между всеми членами семьи.

Появление детей как то отразилось на Вас и Вашей семьи?

Да! Мы стали настоящей, дружной и крепкой семьёй

50%

Конечно же были трудности, но мы всё пережили и теперь у нас семья стала ещё крепче

16.67%

К сожалению, появление детей привело к разводу

33.33%

Проголосовало: 6

Семья, в которой дети покинули свой дом

На данной стадии родители должны решить единственную задачу – перестроиться и понять, что уход детей во взрослую жизнь является закономерным процессом. И он очень важен: если бы дети жили с родителями всю жизнь, это приводило бы к ряду проблем.

После ухода детей:

  • пара начинает снова жить вдвоем;
  • тип общения и отношений между ними и родителями меняется (было «ребенок-взрослый», стало «взрослый-взрослый»).

Этап «опустевшего гнезда»

Родители остаются вдвоем на предыдущей стадии, что может стать причиной позитивного сдвига в отношениях между ними. Иногда партнеры снова начинают заботиться друг о друге, делают это так же, как делали в самом начале отношений. Возраст не влияет на это: даже пары на пенсии могут в одночасье пересмотреть отношения.

Следует отметить, что факт сближения может порождать некоторые проблемы: согласно статистике, некоторые мужчины и женщины на данной стадии начинают снова испытывать ревность, становятся слишком требовательными.

Считаете ли Вы верным, что детей нужно рожать тогда, когда есть финансовая стабильность, жилплощадь и другое?

Нет! Так можно и всю жизнь прожить без детей, если ждать какую та стабильность

33.33%

Конечно! Нужно подходить ответственно, быть уверенным, что завтра будет пища и крыша над головой

66.67%

Затрудняюсь ответить на вопрос

0%

Проголосовало: 6

На этой стадии перед парой открывается множество возможностей в социальной и семейной жизни. Те люди, которые используют их, получают крепкие союзы. В ином случае возникает вероятность распада, однако она ничтожно мала.

Смерть партнера

Стадия берет начало в момент, когда один из супругов умирает. После смерти одного из партнеров оставшийся жить испытывает боль, сталкивается с одиночеством и начинает нуждаться в помощи. Эмоциональная связь с детьми может усиливаться. Это своего рода компенсация обостренного и непривычного чувства одиночества.

На данной стадии оставшийся одним партнер переживает смерть любимого, подводит итоги жизни, принимает факт того, что она уже не будет прежней.

К стадиям цикла не принято относить события, которые не являются знаковыми. Периодизация Джея Хейли основана именно на знаковых событиях, проблемах и задачах, свойственных для отдельного периода.

На какой стадии жизненного цикла сейчас Вы находитесь?

Сейчас на той стадии, в которой дети покинули свой дом или стадия «опустевшего» гнезда

14.29%

У меня конфетно-букетный период или брак без детей

42.86%

Сейчас на стадии появления детей или уже есть дети подросткового возраста

28.57%

Я сейчас на стадии смерти партнёра. Похоронил(-а) жену (мужа)

14.29%

Проголосовало: 7

Признаки кризиса в семье

Не каждая ссора — это кризис. Конкуренция, гнев, раздражение и обиды возникают и во вполне благополучном периоде. И не всегда кризисные моменты проявляются ссорами. Сколько жизненных историй, в которых внешне спокойная семейная пара тихо и почти мирно расходилась.

Кроме скандалов и взаимного недовольства, существуют другие признаки кризиса в семье:

Отсутствие взаимопонимания и общего мнения по любым жизненным вопросам. Сведение на нет интимной жизни. Супруги не стараются понравиться друг другу. Все вопросы, касающиеся детей, сопровождаются ссорами. Партнеры раздражаются по любому поводу. Один из супругов постоянно уступает мнению другого. Из-за этого таит обиду. «Семейная психопатия» — когда нет сопереживания и понимания чувств другого. Пропадает желания делиться своими переживаниями, радостями и проблемами. Муж и жена не общаются и проводят время на работе или вне семьи.

Главное, вовремя понять, что разлад — составляющая нового этапа супружеских отношений.

Начало совместной жизни

Знакомство с родителями и другими родственниками. Предложение сделано, свадьба сыграна. Молодые начинают жить вместе. Каждый день они просыпаются вместе на работу, каждый вечер они ложатся вместе спать. Так изо дня в день проходит один год, и вот уже они празднуют первую годовщину свадьбы. Если они выдержали целых 12 месяцев вместе, это уже большой плюс.

Весь этот год партнеры притирались друг к другу, узнавали привычки. Но далеко не все пары проживают это время вместе. Случается так, что молодые разводятся уже после первого месяца супружеской жизни. Быт и вспыльчивый характер срабатывают в качестве спички и канистры с бензином. Происходит «взрыв» отношений. Многие пары так и не могут научиться молчать в тех ситуациях, когда это необходимо. Еще одна ошибка новоиспеченных супругов — то, что каждый из них «тащит» модель семьи из собственного опыта. Стоит забыть о таких словах: «А вот у нас дома..». Начинает свою жизнь совершенно новая ячейка общества. Она уникальна, поэтому правильно начинать все с чистого листа.

Читать далее: Счастливые и долгие отношения возможны?

Как справится с семейным кризисом

Если возникло осознание, что ваша пара переживает кризис, это половина успеха в удачном выходе из него. Как справится с семейным кризисом и вывести отношения на другой уровень?

Общайтесь. Проговаривайте по очереди все проблемы и взаимные претензии. Озвучьте общие правила, распределите обязанности. Приходите к компромиссу, т. е. к такому результату, который устроит всех. Умейте извиняться, если понимаете, что ошиблись. Научитесь прощать. Если не готовы, то вместо игнорирования, объясните свое состояние, перенесите разговор. Не критикуйте партнера при свидетелях. В высказывании претензий обходитесь без оскорблений и обобщений. Не провоцируйте партнера. Если он уже находится в стрессовом состоянии, помогите ему. Не совершайте необдуманных поступков. Обойдитесь без поспешных решений. Посмотрите на партнера новыми глазами, найдите новые точки соприкосновения. Обратитесь к психологу.

Только при сотрудничестве супругов, взаимном желании сохранить отношения и перевести их в другое качество, выходят из кризисов обновленными и сплоченными. Не сдавайтесь, работайте над собой, делайте все возможное в каждом жизненном цикле, чтобы сохранить счастливую семью. Чтобы быть победителями, а не побежденными.

Кризисы семейной жизни по годам

У каждой пары на некоторых этапах совместной жизни наблюдаются сложные периоды. Психологи выделили несколько важных периодов, когда риск возникновения кризисов увеличивается.

Кризис первого года

В первый год совместной жизни в семье определяется, кто займет лидерскую позицию. Новобрачные узнают друг друга лучше, открывают новые стороны характера в партнере. Идеализированный образ разрушается, на его место выходит человек, с присущими ему достоинствами и недостатками. Этот период легко переживают те пары, которые вступили в брак осознанно, обдуманно. Поспешное решение создать семью нередко приводит к разводу.

Кризис по истечении 3-5 лет

Через 3-5 лет в семье появляются дети. Образ жизни, к которому привыкли оба партнера, сильно меняется. Наибольшие трудности с приспособлением к новому жизненному укладу испытывает мужчина. Он страдает от таких неудобств, как постоянно плачущий младенец, нервная супруга, присутствие в доме помощников, например, бабушки, нехватка денег и т. д.

На этом этапе супругам важно понять и поддержать друг друга. Только путем компромиссов можно преодолеть трудности и укрепить отношения.

Кризис 7-ми лет

Семья и отношения после совместного семилетнего проживания проходят проверку рутиной и однообразием. В к этому времени партнеры хорошо изучили друг друга. Семейный уклад организован, материальная база стабильна, обязанности распределены, согласованы методы воспитания и пр. Каждый день похож на предыдущий. Скука может вызвать недовольство мужа или жены.

Если проявление недовольства, попытки внести в жизнь разнообразие со стороны мужа или жены не вызвали энтузиазма, страдающий от рутины партнер может начать искать удовлетворение своих потребностей на стороне. Чаще всего мужчины покидают семью после 7 лет жизни с женщиной.

Кризис 14-ти лет

Наиболее сложные психологические проблемы в семье возникают на 14 год совместной жизни. На этот период приходится переходный возраст ребенка, родители же приближаются к кризисным 40 годам.

Не все родители готовы принять изменения, происходящие с их детьми. Они не понимают замкнутости, угрюмости своего ребенка, его новых увлечений, не принимают его взглядов на жизнь. Попытки как-то воздействовать на подрастающее поколение, часто остаются безрезультатными, что приводит к непониманию и конфликтам.

Супруги испытывают трудности и внутриличностного характера. Они начинают переосмысливать свои достижения в карьере и нередко приходят к выводу, что их успехи невелики, потому что много времени и сил отнимала семья. Недовольство собой, ребенком приводит к разладу в семье.

Кризис 25-ти лет

Психология семьи свидетельствует о том, что после 25 лет брака мужчины часто уходят от жены. Это обусловлено физиологическими процессами, которые наблюдаются у женщин. Наступление климакса, влияющего на гормональный фон, снижение сексуальной активности, создает много проблем в интимном плане, т. к. для мужчин сфера секса становится особенно важной. Они пытаются доказать, что они молоды, сильны и полны энергии.

Стремление самоутвердиться заставляет мужчин искать партнершу для секса на стороне. Ситуация может усугубиться, если к этому времени дети выросли и покинули родительский дом. Чтобы сохранить семью на этом этапе, супругам нужно быть особенно внимательными друг к другу, стараться удовлетворять возникающие потребности. Если этот кризисный период удастся преодолеть, партнеры выйдут на новый духовный этап развития.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]