Общение как обмен информацией или особенности коммуникации между людьми

Введение

Основной формой передачи информации для человека является общение.

Общение — одна из базовых психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.

В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения — об общей культуре и грамотности. Подлинно человеческое общение невозможно без участия сознания и разума. Наряду с содержанием общения выделяются его средства, коими являются язык и речь. Но не только словесное выражение мыслей способно предавать необходимую информацию. На много информативнее вербальных средств, является невербальное общение – жесты и мимика.

Таким образом, общение – это сложный многогранный процесс, представленный тремя сторонами: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная и явилась предметом нашего изучения.

Целью нашей работы стало изучение проблемы соотношения вербальных и невербальных средств коммуникации в деятельности.

Реализации цели послужили следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие «общение».

2.Охарактеризовать основные типы коммуникации: вербальные и невербальные.

3. Изучить вопрос соотношения вербальных и невербальных средств передачи информации.

Глава 1. Общение как средство передачи информации

Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникаций. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам: адресант — субъект общения, адресат — кому направлено сообщение, сообщение — передаваемое содержание, код — средства передачи сообщения, канал связи, и результат — что достигнуто в итоге общения.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому.

Цель общения – здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – это способы кодирования, передачи и переработки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

1. Социальные функции общения: организация совместной деятельности; управление поведением и деятельностью; контроль.

2. Психологические функции общения: функция обеспечения психологического комфорта личности; удовлетворение потребности в общении; функция самоутверждения.

Общение может происходить на различных уровнях:

1. Манипулятивный уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

2. Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент). 3. Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности. В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов:

В самых обобщенных классификациях выделяется три стороны общения:

1) коммуникативная; 2) интерактивная; 3) перцептивная.

По критерию цели общения выделяется восемь функций общения:

1) контактная, цель коей — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

2) информационная, цель коей — обмен сообщениями (прием-передача сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.;

3) побудительная, цель коей — стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;

4) координационная, цель коей — взаимное ориентирование и согласование действий при организации деятельности совместной;

5) функция понимания, цель коей — не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание — намерений, установок, переживаний, состояний и пр.;

6) амотивная, цель коей — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

7) функция установления отношений, цель коей — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в коем действует индивид;

функция оказания влияния, цель коей — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и пр.

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, коими обмениваются люди. Средствами процесса коммуникативного являются различные системы знаковые:

1) прежде всего — речь;

2) оптико-кинетическая система знаков — жесты, мимика, пантомимика;

3) системы паралингвистическая и экстралингвистическая — интонация, неречевые вкрапления в речь (например паузы);

4) система организации пространства и времени коммуникации;

5) наконец, система «контакта глазами».

Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различается ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего — кооперация и конкуренция.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека — идентификация (уподобление) и рефлексия.

Таким образом, общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение – это также специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, которая имеет свою структуру, особенности, функции.

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона)

Коммуникация (в узком смысле слова) — в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями и др. Коммуникация понимается как процесс обмена информацией. В условиях человеческого общения информация не только передается, но формируется, уточняется, развивается.

Специфика обмена информацией между двумя людьми:

мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности.

посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга, «знак» изменяет состояние участников коммуникативного процесса. Эффективность коммуникации измеряется тем, насколько удалось это влияние.

коммуникатор и реципиент должны обладать единой или сходной системой кодификации и декодификации: знаки и закрепленные за ними значения должны быть известны обоим. Помимо лексической и синтксической системы важно, чтобы было одинаковое понимание ситуации общения.

возникновение коммуникативных барьеров. Социальные различия – принадлежность партнеров к разным социальным группам, к культурам. Психологические – индивидуальные психологические особенности общающихся

Информация исходящая от коммуникатора может быть двух типов: побудительная (совет, приказ, просьба предполагает изменение поведения) и констатирующая (сообщение).

Различают вербальную и невербальную коммуникации. Вербальная коммуникация – использует в качестве знаковой системы звуковой язык (лексика и синтаксис). Очень важна обратная связь: безоценочная (что-то переспрашивается), оценочная (позитивная или негативная).

Невербальная коммуникация – обмен информацией между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и интерпретация в данной ситуации.

Особенности невербальной коммуникации:

— ситуативность – обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас» в рамках конкретной ситуации с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие.

— синтетичность – экспрессивное сообщение трудно разложить на отдельные единицы

— непроизвольность, спонтанность многих невербальных действий – даже если люди пытаются скрыть свои намерения или эмоции, у большинства непременно заявят о себе ускользающие из-под контроля «экспрессивные привычки».

Средства общения делят на вербальные (речь) и невербальные.

Невербальный вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт.

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции:

— дополнение речи,

— замещение речи,

— репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику.

Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований — кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами. Так, например, в исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы — 80, французы — 20, мексиканцы — 180).

Поза — определенное положение частей тела человека: головы, туловища, рук, ног, а также движения, которые изменяют это положение или влияют на него. Анализировать позу трудно, так как перечисление отдельных элементов мало что дает для ее понимания. Наблюдатель улавливает гармоничность или дисгармоничность взаимосвязей компонентов позы и делает вывод о ее естественности или неестественности, состоянии человека, его отношении к окружающим.

Важными компонентами коммуникации являются также открытость и закрытость позы:

· открытая поза определяется поворотом корпуса и головы к собеседнику, раскрытостью ладоней, нескрещенным положением ног, расслабленностью мышц, прямым взглядом в лицо; эта поза собеседника способна облегчить контакт, «оживить» общение, продемонстрировать симпатию к партнеру;

· закрытая поза характеризуется «отбрасыванием» корпуса назад, скрещенным положением рук и ног, напряженностью мышц.

Отношения антипатии представлены также в некоторых элементах позы; например «руки в боки», «руки скрещены на груди»; кроме того, угол наклона туловища всегда меньше при демонстрации симпатии, чем антипатии.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

Существуют оптимальные «зоны» для различных видов общения, меняющиеся от одной культуры к другой. В частности, выделяются интимная, личная, социальная и публичная дистанции.

1. Интимная дистанция. Она (как и все другие) имеет два интервала: «близкий» и «далекий». Близкий интервал — непосредственный контакт; далекий — расстояние от 15 до 45 см.

2. Личная дистанция. Близкий интервал: 45-75 см, далекий: 75-120 см. То, как близко стоят друг к другу люди, сигнализирует об их отношениях, или о том, что они чувствуют друг к другу. Жена может спокойно стоять внутри близкой личной зоны своего мужа. Для другой женщины находиться в ней — совершенно другое дело.

Но личная дистанция не одинакова и для людей, воспитанных в сходных условиях. Так, поближе к партнеру стремятся находиться дети и старики; подростки и люди среднего возраста предпочитают отдаленное расстояние. Немаловажную роль при регуляции личной дистанции играют пол и рост собеседников. Чем выше мужчина, тем более он стремится приблизиться к собеседнику, и, наоборот, чем меньше его рост, тем на большем расстоянии он предпочитает держаться. У женщин же наблюдается противоположная зависимость. Объяснением этому служит то, что в обществе сложилась обыкновенная «культурная норма» — мужчина должен быть крупным, а женщина, напротив, миниатюрной.

3. Социальная дистанция. Близкий интервал: 120-210 см. Люди, работающие вместе, стремятся использовать близкую социальную дистанцию. Далекий интервал — от 210 до 350 см.

С социальной дистанцией мы имеем дело главным образом в сфере деловых отношений.

4. Публичная дистанция. Близкий интервал: 350-750 см. Далекий интервал: более 750 см. Это как раз то расстояние, на котором обычно находятся докладчики от своих слушателей

Существенное влияние на характер и продуктивность общение оказывает расположение его участников за столом. На создание психологической атмосферы делового общения существенное влияние оказывает не только расположение собеседников за столом, но и форма самих столов. Квадратные столы хороши для проведения короткой деловой беседы равноправных партнеров. Прямоугольные столы часто используются для того, чтобы подчеркнуть отношения субординации.

Круглый (или овальный) стол создает атмосферу неофициальности и непринужденности, и за ним лучше всего проводить беседы людям одинакового социального статуса.

Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, — это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия — движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников.

Коммуникация (в узком смысле слова) — в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями и др. Коммуникация понимается как процесс обмена информацией. В условиях человеческого общения информация не только передается, но формируется, уточняется, развивается.

Специфика обмена информацией между двумя людьми:

мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности.

посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга, «знак» изменяет состояние участников коммуникативного процесса. Эффективность коммуникации измеряется тем, насколько удалось это влияние.

коммуникатор и реципиент должны обладать единой или сходной системой кодификации и декодификации: знаки и закрепленные за ними значения должны быть известны обоим. Помимо лексической и синтксической системы важно, чтобы было одинаковое понимание ситуации общения.

возникновение коммуникативных барьеров. Социальные различия – принадлежность партнеров к разным социальным группам, к культурам. Психологические – индивидуальные психологические особенности общающихся

Информация исходящая от коммуникатора может быть двух типов: побудительная (совет, приказ, просьба предполагает изменение поведения) и констатирующая (сообщение).

Различают вербальную и невербальную коммуникации. Вербальная коммуникация – использует в качестве знаковой системы звуковой язык (лексика и синтаксис). Очень важна обратная связь: безоценочная (что-то переспрашивается), оценочная (позитивная или негативная).

Невербальная коммуникация – обмен информацией между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и интерпретация в данной ситуации.

Особенности невербальной коммуникации:

— ситуативность – обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас» в рамках конкретной ситуации с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие.

— синтетичность – экспрессивное сообщение трудно разложить на отдельные единицы

— непроизвольность, спонтанность многих невербальных действий – даже если люди пытаются скрыть свои намерения или эмоции, у большинства непременно заявят о себе ускользающие из-под контроля «экспрессивные привычки».

Средства общения делят на вербальные (речь) и невербальные.

Невербальный вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт.

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции:

— дополнение речи,

— замещение речи,

— репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику.

Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований — кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами. Так, например, в исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы — 80, французы — 20, мексиканцы — 180).

Поза — определенное положение частей тела человека: головы, туловища, рук, ног, а также движения, которые изменяют это положение или влияют на него. Анализировать позу трудно, так как перечисление отдельных элементов мало что дает для ее понимания. Наблюдатель улавливает гармоничность или дисгармоничность взаимосвязей компонентов позы и делает вывод о ее естественности или неестественности, состоянии человека, его отношении к окружающим.

Важными компонентами коммуникации являются также открытость и закрытость позы:

· открытая поза определяется поворотом корпуса и головы к собеседнику, раскрытостью ладоней, нескрещенным положением ног, расслабленностью мышц, прямым взглядом в лицо; эта поза собеседника способна облегчить контакт, «оживить» общение, продемонстрировать симпатию к партнеру;

· закрытая поза характеризуется «отбрасыванием» корпуса назад, скрещенным положением рук и ног, напряженностью мышц.

Отношения антипатии представлены также в некоторых элементах позы; например «руки в боки», «руки скрещены на груди»; кроме того, угол наклона туловища всегда меньше при демонстрации симпатии, чем антипатии.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

Существуют оптимальные «зоны» для различных видов общения, меняющиеся от одной культуры к другой. В частности, выделяются интимная, личная, социальная и публичная дистанции.

1. Интимная дистанция. Она (как и все другие) имеет два интервала: «близкий» и «далекий». Близкий интервал — непосредственный контакт; далекий — расстояние от 15 до 45 см.

2. Личная дистанция. Близкий интервал: 45-75 см, далекий: 75-120 см. То, как близко стоят друг к другу люди, сигнализирует об их отношениях, или о том, что они чувствуют друг к другу. Жена может спокойно стоять внутри близкой личной зоны своего мужа. Для другой женщины находиться в ней — совершенно другое дело.

Но личная дистанция не одинакова и для людей, воспитанных в сходных условиях. Так, поближе к партнеру стремятся находиться дети и старики; подростки и люди среднего возраста предпочитают отдаленное расстояние. Немаловажную роль при регуляции личной дистанции играют пол и рост собеседников. Чем выше мужчина, тем более он стремится приблизиться к собеседнику, и, наоборот, чем меньше его рост, тем на большем расстоянии он предпочитает держаться. У женщин же наблюдается противоположная зависимость. Объяснением этому служит то, что в обществе сложилась обыкновенная «культурная норма» — мужчина должен быть крупным, а женщина, напротив, миниатюрной.

3. Социальная дистанция. Близкий интервал: 120-210 см. Люди, работающие вместе, стремятся использовать близкую социальную дистанцию. Далекий интервал — от 210 до 350 см.

С социальной дистанцией мы имеем дело главным образом в сфере деловых отношений.

4. Публичная дистанция. Близкий интервал: 350-750 см. Далекий интервал: более 750 см. Это как раз то расстояние, на котором обычно находятся докладчики от своих слушателей

Существенное влияние на характер и продуктивность общение оказывает расположение его участников за столом. На создание психологической атмосферы делового общения существенное влияние оказывает не только расположение собеседников за столом, но и форма самих столов. Квадратные столы хороши для проведения короткой деловой беседы равноправных партнеров. Прямоугольные столы часто используются для того, чтобы подчеркнуть отношения субординации.

Круглый (или овальный) стол создает атмосферу неофициальности и непринужденности, и за ним лучше всего проводить беседы людям одинакового социального статуса.

Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, — это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия — движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников.

2.1. Вербальные коммуникации

Чтобы человека поняли, ему мало иметь хорошую дикцию. Он должен ясно осознавать, что собирается сказать. Кроме того, говорящий должен выбрать такие слова, чтобы мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Именно поэтому развитые вербальные способности в настоящее время, в век рыночной экономики, имеют решающее значение в успешности социально-направленной деятельности.

Под вербальными коммуникациями понимается процесс передачи и получения информации, посредством знаковой системы — человеческой речи, естественного звукового языка, системы фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Таким образом, процесс общения построен по схеме: «коммуникатор – сообщение – реципиент». Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдёт смена «коммуникативных ролей», т.е. когда реципиент превратится в коммуникатор и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Такая форма коммуникативного взаимодействия называется диалогом.

В общем, речь выполняет две основные функции – сигнификативную и коммуникативную.

Благодаря сигнификативной функции, для человека (в отличие от животного) становится возможным произвольно вызывать образы предметов, воспринимать смысловое содержание речи. Благодаря коммуникативной функции речь становится средством общения, средством передачи информации.

Выделяют следующие виды вербальной коммуникации: внешняя и внутренняя речь. Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь, в свою очередь, – на диалогическую и монологическую. При подготовке к устной речи и особенно – к письменной, индивид «проговаривает» речь про себя. Это и есть внутренняя речь. В письменной речи условия общения опосредованы текстом. Письменная речь может быть непосредственной (например, обмен записками на совещании, на лекции) или отсроченной (обмен письмами). К своеобразной форме вербальной коммуникации относится дак-тильная речь. Это – ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении глухих и слепых людей между собой и лицами, знакомыми с дактилологией. Дактильные знаки заменяют буквы (похожие на буквы печатного шрифта).

Важным составляющим коммуникативного процесса, является умение слушать, которое, в первую очередь, оказывает влияние на верное восприятие принимаемой информации.

Естественно, что вербальная коммуникация носит главенствующий характер в любой области человеческой деятельности. Профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве профессий.

Цели и средства общения

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает какой-либо вид активности.

Дети общаются друг с другом, параллельно общаясь в социальных сетях

Общение обязательно присутствует в каждом виде деятельности. Мы общаемся не только с другими людьми, но и с природой, и с животными, и с книгой, и даже со средствами развлечения. Любое общение несет в себе какую-то пользу. Иногда общение необходимо для того, чтобы поддержать разговор или разрядить обстановку. И только на первый взгляд, кажется, будто подобное общение не несет в себе никакой пользы. Самая главная цель общения – это общение ради самого общения. Оно нужно каждому из нас, чтобы разделить душевное состояние, посоветоваться, поделиться своей радостью или огорчениями.

Помимо цели в структуре общения учёные выделяют и его содержание. Это та информация, которой обмениваются люди в процессе общения. Она может быть самой разной. Мы рассказываем о том, как у нас дела, делимся впечатлениями от прочитанной книги, обсуждаем погоду, узнаем последние новости.

В ходе общения человек многое узнаёт о самом себе и оценивает себя глазами других людей. Поэтому в результате общение люди меняются, их личность развивается.

2.2. Невербальные коммуникации

Невербальная коммуникация — это система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологических и социально-психологических качеств личности. К. н. имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как лингвистическая знаковая система. Конвенциальные, интенциональные, произвольные жесты, телодвижения, позы, выражения лица кодируются и декодируются, выступают в роли знаков, имеющих ограниченный круг значений, и выполняют функции сообщения.

Невербальную коммуникацию по признаку средств предъявления информации можно разделить на кинестетику, пара– и экстралингвистику, проксемику и «контакт глаз» (визуальное общение).

Кинестетика – это один из видов невербальной коммуникации, основанный на восприятии общей моторики различных частей тела человеческого организма. Если мы имеем в виду в основном руки, то это – жестикуляция (язык жестов). Если мы имеем в виду мускулы лица, то это – мимика. Если же позы человека, то это – пантомимика (язык тела).

Общая моторика различных частей тела (жесты, мимика, пантомимика) отображает эмоциональные реакции человека. Однако следует иметь в виду, что употребление одних и тех же кинестетических приемов (жестов, поз, выражений лица и т. п.) в разных народных культурах может иметь различное толкование. К примеру, V-образ-ный знак пальцами рук во многих странах означает цифру 2. В большинстве стран Европы этот знак означает «Победа!» – неважно, повернута ли ладонь к себе или к зрителю. Таких примеров различного толкования определенных жестов в разных национальных культурах можно привести множество.

Паралингвистика – это система вокализации (тембр голоса, его диапазон, тональность и др.).

Экстралингвистика – это система, определяющая темп речи и включающая «добавки» к вербальной информации (темп речи, паузы, покашливание, плач, смех и т. п.).

Проксемика – это область пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики Э. Холл предложил методику оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Так, размеры личной пространственной территории человека (имеются в виду нормы сближения человека с партнером по общению, свойственные для американской культуры) составляют: интимная зона – 15–46 см; личная зона – 46-120 см; социальная зона – 1,2–3,6 м; общественная зона – более 3,6 м.

Виды общения

По средствам общение бывает:

  • невербальное – осуществляется с помощью выражений лица, жестов, телодвижений и т.п.;
  • вербальное – с помощью речи.

По содержанию:

  • материальное – обмен благами, необходимыми для жизни;
  • когнитивное – обмен необходимой информацией, подразумевает наличие тем;
  • кондиционное – обмен состояниями тела и психики;
  • деятельностное – обмен активностью и навыками;
  • мотивационное – обмен установками и стимулами к деятельности.

По признакам опосредованности общение делится на два вида:

  1. непосредственное – осуществляется с помощью органов, полученных человеком от природы;
  2. опосредствованное – осуществляется с помощью орудий или предметов культуры; орудия – это камни и палки, а культурные предметы – разные записи знаков на электронных носителях.

Более того, оно может быть прямым и косвенным. Прямое общение предполагает отсутствие посредников. Косвенно общаются при их помощи.

Глава 3. Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации

Целенаправленное изучение взаимодействия вербальных и невербальных средств общения, восходит к эпохе расцвета ораторского искусства в древнем Риме (II-I вв. до н.э.). Цицерон считал, что все чувства оратора должны быть «выражены или, лучше сказать, выжжены на его собственном лице». В I в. до н.э. теоретик ораторского искусства Квинтилиан разработал теорию жеста, мимики, осанки, а также правила движения плеч, рук и головы, постановки дыхания и голоса оратора.

Как вербальные, так и невербальные средства по своей природе являются знаками, они выполняют базовые функции коммуникации — информационную, прагматическую и экспрессивную. Но если словесные знаки, по преимуществу, являются условными символами, то есть немотивированными и обозначают реалии действительности, то несловесные знаки, в частности, жесты и мимика в большинстве своем являются индексальными знаками, немотивированными и сигнализируют о чувствах, эмоциях, оценочном отношении, например, нахмуренные брови сигнализируют о недовольстве, несогласии, сомнении и др.

Существуют и гораздо более сложные фонационные средства, выражающиеся в личностных характеристиках и эмоциональных состояниях говорящего – тембр, темп, звучность или глухость, сила, высота, монотонность голоса и другие. Фонационные средства наиболее тесно связаны с вербальными средствами — фактически они «озвучивают» слова в речевом контексте, придают высказываниям коммуникативную завершенность и выразительность, и в этом сложность выявления их собственных функций. К таковым относятся:

— социально-информационная — при помощи акцентных и других особенностей произношения актуализируются признаки социального статуса коммуникантов, демографических характеристик и оценочной ориентации;

— оценочная — выражается при помощи логического ударения и тона (при этом вербальное выражение оценки может не соответствовать тону намеренно или ненамеренно);

— эмотивная — выражается при помощи громкости, высоты голоса, паузы,

вздоха, темпа, а также при помощи вокализаторов — невербализованных звуков

типа «мм-мм», «э-э», «гм»;

— регулирующая — выражается при помощи пауз, сигнализирующих о начале, продолжении или завершении высказывания, об ожидании ответной реплики.

Определить четко, какие функции закреплены за данным фонационным средством сложно, потому что в большинстве случаев их компоненты используются одновременно, например, тон и характерное свойство голоса. Но природные свойства голоса имеют субъективную интерпретацию, равно как и темп. Наиболее «нагруженным» в функциональном плане является тон, который способен передавать разнообразные признаки оценочной информации. Отмечено, что по тону лучше распознаются эмоции страха и гнева, но слабо различаются такие чувства, как любовь и печаль, гордость и удовлетворенность. В рамках высказывания вербальные и фонационные средства функционируют синхронно, и это обусловливает их тесное взаимодействие в интерпретации смысловой и оценочной информации.

Кинесические средства, включающие и мимику, используются в трех базовых функциях, в пределах которых актуализируются разнообразные частные функции. К информационным функциям относятся: сообщения о кем-либо или чем-либо (поднятые вверх большой и средний пальцы образуют начальную букву английского слова Victory «Победа», ладонь при этом должна быть развернута к аудитории), сообщения о свойствах кого-либо или чего-либо (широко расставленные ладони, показывающие большой размер, поднятый кверху большой палец, обозначающий высокое качество), сообщения о действиях (засучить рукава перед тем, как приступить к действию, работе), указания местонахождения кого-либо или чего-либо (указать в нужном направлении пальцем, движением головы, взглядом).

Прагматическую направленность имеют следующие частные функции:

1. Установление контакта (при помощи взгляда); установление обратной связи;

2. Самопрезентация (стоять, скрестив руки на груди в знак своей независимости);

3. Социальная ориентация;

4. Побудительная (заставить взглядом замолчать, призвать к тишине хлопком ладоней);

5. Регулирующая (взгляд, обозначающий начало и конец высказывания, жесты рукой) К экспрессивным функциям относятся:

6. Эмфатическая (поднятый вверх указательный палец подчеркивает важность информации, помахивание пальцем из стороны в сторону подчеркивает категорическое несогласие или отрицание чего-либо);

7. Эмотивная (при помощи выражения лица, взгляда, раз личных жестов и поз демонстрируются разнообразные чувства и эмоции);

8. Адаптирующая (жесты и телодвижения, часто неосознанные, выражающие смущение, нервозность, сомнение и т.п.).

В отличие от фонационных средств, кинемы могут функционировать самостоятельно. Автономное функционирование невербальных средств имеет место в трех случаях: когда нет возможности использовать вербальные средства (собеседник находится на далеком расстоянии, шумовые помехи, общение в условиях подводного плавания и т.п.), когда по каким-либо причинам нельзя пользоваться речью для передачи информации и в условиях адаптации к напряженной ситуации (неосознаваемое использование жестов и некоторых компонентов взгляда — расширение зрачка, частота моргания и т.п

Жесты, кроме (само)адаптеров и иконических, функционируют чаще в тесном взаимодействии с вербальными средствами. В связанном функционировании жесты могут использоваться: а) синхронно, одновременно с вербальными средствами, б) предваряя вербальные средства и в) следуя за ними.

Таким образом, одновременное использование вербальных и невербальных средств обусловлено стремлением конкретизировать информацию, сделать ее более выразительной и значимой с тем, чтобы воздействовать на собеседника. Несмотря на то, что в связанном употреблении невербальные средства занимают «вторичный план» коммуникации, они выполняют функцию воздействия с большей эффективностью.

Список литературы

  1. Акишина А.А., Кано Х.г Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. М., 1991. – 144 с.
  2. Бодалёв А.А. Личность в общении. – М., 1983. – 271 с.
  3. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М, 1980. – 238 с.
  4. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Метод. пособие для преподавателей. — Новосибирск; М.: Изд-во Новосиб. ун-та; Совершенство, 1997. — 171 с.
  5. Конецкая В.П. Социология коммуникации. — М., 2006. – 304 с.
  6. Лабунская В. А. Введение в психологию невербального поведения. Ростов-на-Дону, 2004 — 415с.
  7. Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. — М.: Смысл, 1999. — с. 252.
  8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  9. Общая психология : Учебник для пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского, М. Прогресс 1980. — 422 с.
  10. Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). — M.:ЭКСМО-Пресс, 2000. – 139 с.
  11. Г.Г. Почепцов. Теория коммуникации — М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» — 2001. — 656 с.
  • Сравнительный анализ систем обнаружения атак или вторжений
  • Сравнительный анализ систем обнаружения атак или вторжений
  • Возможности векторного редактора CorelDraw
  • Общие характеристики скриптовых языков. Язык Python
  • Правовые акты управления: понятие, функции и формы
  • Применение OLAP-технологий в бизнесе
  • Утомление и восстановление
  • Современные системы физических упражнений
  • Методические принципы физического воспитания («Физиология физического воспитания и спорта»)
  • Экономическая эффективность и пределы государственного вмешательства в рыночный процесс
  • Занятия гимнастикой и ее влияние на здоровье
  • Основы невербальной коммуникации
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]