ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Социальная сфера. 4.6. Социальный конфликт и пути его решения.


Понятие социального конфликта

Понятие социального конфликта значительно шире, чем может показаться на первый взгляд. Давайте разбираться вместе!
По-латински конфликт переводится как «столкновение». В социологии конфликт — это высшая стадия противоречий, которая возникает между людьми или социальными группами. Причиной могут быть противоположно направленные цели или интересы. Есть даже отдельная наука, которая изучает этот вопрос — конфликтология.

В рамках предмета обществознания социальный конфликт — это форма социального взаимодействия людей и групп.

Функции социальных конфликтов:

  • позитивные:
  • информирование о социальной напряженности;
  • стимуляция решения проблемы, социальных изменений;

  • снятие социальной напряженности;
  • негативные:
    • создание стрессовых ситуаций;
    • дезорганизация социальной жизни;

  • разрушение социальной системы.
  • Возможные стадии конфликта:

    1. Предконфликтная ситуация — стороны ощущают эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины, оценить свои возможности, выбрать стратегию поведения и способы воздействия на противоположную сторону.
    2. Конфликт — ситуация невозможности согласия сторон, открытые и скрытые действия участников конфликта.
    3. Разрешение конфликта — выяснение причин конфликта и их устранение.

    Продолжим узнавать, что такое социальный конфликт, и перейдем к теме причин и структуры.

    Стратегии поведения в конфликте

    Конкуренция: акула. Как хищник при нападении


    Фотография: rohit: Pexels

    «+» возможность абсолютной победы, эффективность в экстремальных условиях
    «-» возможность жесткого проигрыша, недолговечность результатов

    Когда стратегия оправдана:

    • опасная обстановка;
    • «нечего терять»;
    • ресурсы (власть) гарантируют победу;
    • ставки крайне высоки;
    • нужно продвинуть непопулярное, но верное решение;
    • необходимо произвести впечатление на сторонних наблюдателей.

    Тактические действия:
    контроль противника и его источников информации, постоянное давление всеми доступными средствами, обман, хитрость, провокации, нежелание вступать в диалог.

    Каким личностям свойственна:

    властным, нетерпимым к инакомыслию, ретроградным, боящимся критики, боящимся сбора информации о себе, игнорирующим коллективное мнение.

    Уклонение: черепаха. Побег в уютный панцирь


    Фотография: Ludvig Hedenborg: Pexels

    «+» демонстрация запущенности проблемы, компенсаторные факторы (сочувствие, помощь со стороны), экономия сил.

    «-» демонстрация своей пассивно-страдальческой установки, усугубление положения из-за неразрешенного противоречия, распространение влияния ссоры на разные области жизни (вплоть до появления психосоматических заболеваний).

    Когда стратегия оправдана:

    • победа не имеет принципиального значения;
    • важнее спокойствие и стабильность;
    • важнее сохранить хорошие отношения;
    • есть угроза более серьезного разногласия;
    • понимание своей неправоты;
    • безнадежность проблемы;
    • незначительность проблемы;
    • победа требует слишком больших затрат.

    Тактические действия:
    демонстративный уход, отказ от силовых приемов, отказ от сбора фактов, отрицание остроты конфликта, медлительность в принятии решений.

    Каким личностям свойственна:

    застенчивым, слишком восприимчивым к критике, склонным к позиции «авось обойдется», не умеющим управлять беседой.

    Сотрудничество: лиса. Осторожность — наше все


    Фотография: Joseph Yu: Pexels

    «+» возможность справедливого исхода и равнозначного разделения благ

    «-» зависимость от чужих уступок, растрата сил на ведение переговоров, возможность стать жертвой обмана в процессе торга, недолговечность решения проблемы.

    Когда стратегия оправдана:

    • обе стороны убедительны;
    • дефицит времени;
    • сотрудничество и директивный подход неэффективны;
    • ресурсы оппонентов равны;
    • нужно временное решение;
    • победа не имеет принципиального значения;
    • лучше получить что-то, чем все потерять.

    Тактические действия:
    торг, обман, лесть, требование равного дележа.

    Каким личностям свойственна:

    осторожным, нетерпимым к резкости, не любящим углубляться в детали.

    Улаживание: плюшевый мишка. Делайте, что хотите — только давайте жить дружно!


    Фотография: Wilson Vitorino: Pexels

    «+» в некоторых случаях проблема решается сама собой благодаря дружеским отношениям.

    «-» жертвование личными целями, доведение до ситуации самосохранения, неразрешенность проблемы.

    Когда стратегия оправдана:

    • победа не имеет принципиального значения;
    • важнее сохранить хорошие отношения;
    • нужно выиграть время;
    • уступить — значит одержать моральную победу.

    Тактические действия:
    соглашательство, демонстрация непритязательности, потакание, лесть.

    Каким личностям свойственна:

    бесхребетным, угодливым, «мечта манипулятора».

    Компромисс: сова. Любовь к здравомыслию


    Фотография: cottonbro: Pexels

    «+» проработка проблемы, возможность конструктивного разрешения конфликта
    «-» затрата сил и времени для волевых решений и мудрого управления ситуацией (не воспользоваться слабостями «Черепахи» и «Плюшевого мишки», противопоставить поведению «Акулы» мирные средства)

    Когда стратегия оправдана:

    • взаимовыгодное решение крайне важно;
    • длительные близкие отношения с другой стороной;
    • достаточно времени для проработки проблемы;
    • ресурсы оппонентов равны.

    Тактические действия:
    сбор информации о проблеме и противнике, тщательный подсчет ресурсов, открытый диалог, критика «по делу», проявление своих талантов для оказания влияния, принятие разумных идей оппонента.

    Каким личностям свойственна:

    инноваторам, не терпящим оскорблений, умеющим отбросить эмоции.

    Как руководителю препятствовать возникновению и развитию конфликтов?

    1. Подбирайте и расставляйте кадры в зависимости от профессиональных и психологических качеств людей.
    2. Не допускайте нарушения своего единоначалия.
    3. Защищайте свой коллектив перед лицом «внешней угрозы».
    4. Поддерживайте в коллективе атмосферу доверия.
    5. Регламентируйте взаимоотношения сотрудников.
    6. Транслируйте и поддерживайте корпоративный стандарт, корпоративные ценности.
    7. Объясняйте сотрудникам «правила игры», используйте поощрения и наказания в соответствии с выполнением и игнорированием этих правил.
    8. Выявите конфликтных людей по характерным качествам (неадекватная самооценка, стремление доминировать, нежелание преодолевать устаревшие традиции, излишняя прямолинейность и эмоциональность).
    9. Не переходите на личности и не используйте запрещенные приемы вроде «Я требую…», «Вы должны…», «Вам этого не понять…», «Я вас в последний раз предупреждаю…», «Чем вы сейчас так заняты?».
    10. Пользуйтесь методикой построения карты конфликта, предложенной исследователями X. Корнелиусом и Ш. Фэйром (общие черты проблемы, кто вовлечен, каковы их подлинные потребности).
    11. В любых обстоятельствах действуйте спокойно, опираясь на свой должностной статус.
    12. В споре между сотрудниками оставайтесь нейтральны, выясняйте факты, направляйте стороны на конструктивное разрешение разногласий.
    13. Признавайте свои ошибки и отменяйте неправильные решения.

    Конфликт — это не хаос и не смерч, а структурированное явление. Выбирайте подходящие стратегии и не усложняйте проблемы необдуманными решениями. Как сказал французский писатель-философ Франсуа де Ларошфуко, людские ссоры не длились бы так долго, если бы вся вина была на одной стороне.

    Типология конфликтов

    Структура любого конфликта:

    1. Субъекты конфликта: внутриличностные, групповые, межличностные, межгрупповые.
    2. Объект конфликта: ценности и интересы.
    3. Предмет конфликта: обладание тем или иным ресурсом.
    4. Причина конфликта: обстоятельства, которые привели к столкновению двух сторон. Причина выражается в потребности пользования ресурсами.
    5. Последствия: конструктивные и деструктивные.

    Неосновные субъекты конфликтной ситуации:

    • свидетели — люди, которые наблюдают за развитием конфликта со стороны;
    • подстрекатели — люди, которые подталкивают других к конфликту;
    • пособники — люди, которые помогают (осознанно или нет) развитию конфликта разными путями (советы, техническая или организационная помощь и пр.);
    • посредники — люди, которые стараются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.

    Повод для конфликта — событие, после которого появляется противоречие. Поводы бывают стихийные и преднамеренные.

    Противоречие — несогласие точек зрения конфликтующих сторон по экономическим, культурным, политическим вопросам.

    Поговорим подробнее про причины, а после рассмотрим типы социальных конфликтов.

    Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!

    Причины социальных конфликтов

    Самые распространенные причины конфликтов:

    • Убеждения и личные интересы. Столкновение взглядов, в том числе религиозных принципов, различие в культурном, политическом или экономическом миропонимании.
    • Способы удовлетворения потребностей. Процесс принятия пищи, способы организации безопасности могут ущемить интересы других или вызвать общественное порицание.
    • Общественная дезорганизация. Проблема социального неравенства из года в год вызывает конфликт между социальными группами.

    Виды социальных конфликтов

    Перечислим основные виды социальных конфликтов.

    По количеству участников конфликта:

    • внутриличностные (интересны психологам и психоаналитикам);
    • межличностные (например, между друзьями);
    • межгрупповые (например, конкуренция фирм).

    По направленности конфликта:

    • горизонтальные (между людьми одного уровня, например, менеджер против менеджера);
    • вертикальные (работник против начальства);
    • смешанные (и те, и другие).

    По функции социального конфликта:

    • деструктивные (драка на улице, ожесточенный спор);
    • конструктивные (поединок на ринге по правилам, интеллигентная дискуссия).

    По длительности протекания:

    • кратковременные;
    • затяжные.

    По средствам разрешения:

    • мирные или ненасильственные;
    • вооруженные или насильственные.

    По предмету конфликта:

    • экономические;
    • политические;
    • производственные;
    • бытовые;
    • духовно-нравственные и т. д.

    По характеру развития:

    • спонтанные (непреднамеренные);
    • преднамеренные (заранее спланированные).

    По объему:

    • глобальные (II мировая война);
    • локальные (Чеченская война);
    • региональные (Израиль и Палестина);
    • групповые (менеджеры против бухгалтеров);
    • личные (бытовые, семейные).

    Войти на сайт

    Выпуск 041 . Повод и причина конфликта.

    Можно ли предотвратить конфликт? Можно ли решить конфликт до проявления его разрушительных последствий?

    Можно, если научиться видеть конфликт не с точки зрения повода его возникновения, а с точки зрения причины. Между поводом и причиной — существенная разница. Они отличаются так же, как черное и белое, земля и небо, следствие и причина.

    Повод – это то, что лежит на поверхности и кажется очевидным. Он всегда проявлен. Причина – никогда не лежит на поверхности, не бывает очевидной для участников конфликта и требует умения быть честными, прежде всего, перед самими собой. Так как затрагивает «болевые точки», которые подсознательно мы часто стараемся не знать, не замечать, избегать. Причина не бывает проявленной.

    Условно это можно даже взять за критерий: если причина проявлена, то это не причина.

    Например, причина аллергии у ребенка – кошка. Кошка – проявлена, очевидна, значит, она не может быть причиной, но — поводом для проявления аллергии.

    Или, причина нашей ссоры с подругой – ее слова в мой адрес. Слова – проявлены, они не могут быть причиной, они могут быть только поводом.

    Или, причина моего увольнения – ссора с начальником….

    Работа с поводом уводит от решения конфликта, создавая иллюзию решения, еще больше усугубляет конфликт. Только работа с причиной приводит к решению конфликта.

    Например, если рассмотреть болезнь, как один из видов конфликтов на уровне физического тела, становится очевидным, почему современная медицина часто бессильна против болезней (этот факт признает и сама медицина). Ведь таблетки только снимают симптомы, но не убирают причину болезни, тем самым переводя возникший конфликт в хронический и меняя лишь форму проявления. Общеизвестно, начав лечить одну болезнь, мы приобретаем целый букет сопутствующих заболеваний, которые часто перетекают друг в друга.

    Аналогично и в жизни, не разрешив конфликт, стараясь убрать лишь повод его возникновения, мы переводим конфликты в хронические, изменяя лишь форму их проявлений. Если причина остается, конфликт будет постоянно возобновляться, хотя поводы могут быть и разными.

    Как вы считаете, что является причиной простуды, например? Промокшие ноги? – это как раз повод для возникновения заболевания. Он на поверхности и кажется очевидным. Кроме того, это обязательно, чтобы каждый, кто промочил ноги — заболел? Нет, множество людей, промочив ноги, никогда не заболевали. И множество людей, которые заболевали, не промочив ноги. Значит, причина не в мокрых ногах.

    А в чем? В том, что организм человека на данный момент ослаблен. Это уже не так очевидно. Однако, когда организм ослаблен, поводом может послужить все, что угодно: дождь, сквозняк, мороженное, сосед, который чихнул рядом и т.д., и т.д.

    Тогда возникает вопрос, а почему это вдруг организм ослаб? Ответ на этот вопрос и подразумевает выход на причину данного конфликта – причину болезни. Вот с этим и нужно работать. Осознать причину и постараться ее убрать.

    На эту тему рекомендую прочитать книгу Натальи Виторской «Причины болезней и истоки здоровья». Она поможет вам разобраться в причинах многих болезней и найти путь к выздоровлению. Эта книга о символах, которые несут в себе различные заболевания, которые могут помочь разобраться в себе, найти предпосылки тех или иных заболеваний и успешно предупредить их.

    Не так просто научиться различать повод и причину, научиться видеть причину. Для этого нужно учиться видеть проявления универсальных законов развития в своей жизни и быть готовым к постоянным изменениям. Ведь причина любого конфликта – искажение законов развития, а сам конфликт – источник развития, а значит и постоянных изменений. Но это полезно и стоит того, чтобы уделить отдельное внимание.

    Продолжим. Предположим обычную ситуацию: идут два человека, мирно общаются и вдруг….. КОНФЛИКТ!

    Когда наступает это вдруг? Что может послужить причиной таких конфликтов?

    Конфликт, предполагает некое разногласие. Однако, само разногласие – еще не конфликт. Пока не включаются эмоции.

    Люди, как правило, мирно общаются, пока не затрагиваются их «кровные интересы». Пока мы говорим об общих вещах, например о погоде, о природе, о лирике,….

    Даже если я с чем-то не согласна, мне не стоит труда, в общем, согласится с любой точкой зрения. Но, чем ближе мы общаемся, тем больше вероятность партнеру «наступить на мою любимую мозоль».

    Постепенно мы начинаем затрагивать темы, которые касаются моей системы ценностей, моего мировоззрения, составляющие в совокупности то «святое», посягательство на которое я не могу допустить. Тогда поводом для вспышки конфликта может послужить простая фраза, например, «ты не права», ….

    То есть, неотъемлемая составляющая любого конфликта – это эмоциональная включенность при возникновении разногласий. При этом сами разногласия не являются причиной конфликта. Разногласия – это лишь повод.

    Причина – моя система ценностей. Потому, что простая, но несовпадающая с моей, точка зрения, воспринимается мною как посягательство на мое «Я», на мою целостность. Я начинаю испытывать подсознательный страх нарушения моей целостности, моей значимости как человека. Чувство опасности включает механизм инстинкта самосохранения, включая подсознание. Как только включается подсознание, я начинаю терять контроль над ситуацией: мысли и поведение становятся агрессивными (лучшая защита – это нападение), эмоции захлестывают через край.

    Таким образом, сказанное невзначай слово, фраза, которые зацепили мои глубинные ценности, включают во мне мощный механизм самосохранения. Можно ли сказать, что причина конфликта в какой-то фразе, либо в человеке, сказавшем ее? Конечно, нет. А ведь часто все свои усилия мы на них и направляем. Причина в том, что моя система ценностей пошатнулась.

    Кстати, система ценностей связана с самооценкой человека. Когда человек уверен в себе (в своей системе ценностей) он менее конфликтен, чем человек неуверенный. Ему не нужно постоянно отстаивать свою позицию и доказывать свою правоту. Действительно сильные люди не бывают конфликтными, вспыльчивыми и раздражительными. Им проще признать свои ошибки и достоинства других.

    Чтобы восстановить пошатнувшуюся систему ценностей, существует два пути.

    Первый – вернуть все на прежнее место. Что чаще всего и происходит в жизни. Мы стараемся «восстановить справедливость». Отстоять свою позицию, доказать свою правоту. А на самом деле, стараемся оставить свою систему ценностей неизменной. Но, в природе все подлежит изменению. Не может быть у человека система ценностей одинаковой в 1 год, в 10 лет, в 50 лет,….

    А потому, ситуации, когда изменения не были приняты «добровольно» в небольшом конфликте, будут постоянно повторяться с неизбежным нарастанием сложности и напряжения, пока человек, наконец, осознает необходимость изменений.

    Либо добровольно, либо принудительно (через конфликты, через боль и страдания) человек неизменно приходит к необходимости изменений, к необходимости развития.

    Второй – нужно понять, что новое мы уже готовы вместить в свою уже сформированную систему ценностей. Что мы можем ее расширить и дополнить. Нужно только увидеть как.

    По сути, этот процесс происходит в любом конфликте. Например, в доме только один телевизор, разгорается конфликт из-за того, какую передачу смотреть.

    Да, поводом может послужить и телевизор, и муж со своим футболом. Но, что является реальной причиной конфликта? Например, муж говорит – хочу посмотреть футбол, а твои сериалы полная ерунда. Причина – в словах мужа? Нет. Почему?…

    Слова цепляют мою систему ценностей: то есть, то, что он смотрит – это важно, а то что я – ерунда,… так мое мнение ни во что не ставится, так я здесь «никто» и «ничто»,….

    Чувствуете разницу между тем, что нужно просто переключить канал телевизора, и тем, что я чувствую себя полным ничтожеством.

    Таким образом, если идти в сторону осознанного разрешения конфликта, то его причина в необходимости развития моей системы ценностей. Для этого, мне нужно определить, какие мои внутренние ценности затрагивает конфликт.

    Что для меня является действительно важным, а от чего я готова отказаться. Что для меня на первом месте – я со своими комплексами и претензиями, либо моя семья и умение строить отношения. Что для меня более ценно – отстаивать свою позицию и показать, кто в доме хозяин, или сохранять и развивать отношения? Семья, где каждый сам по себе и лишь со-существуют вместе, либо семья, где действительно глубокие отношения, которые со временем становятся все крепче и гармоничней….

    Чем глубже отношения и чем ближе люди, тем чаще они становятся потенциальными «партнерами» по конфликту. В этом и появляется глубина отношений. Ведь конфликт отражает потребность привнести новое качество в жизнь человека и неразрывно связан с развитием человека, отношений, семьи, коллектива,….

    С наилучшими пожеланиями, Харкевич Наталья.

    Материалы данной рассылки могут свободно распространяться полностью или частично, с обязательной ссылкой на автора: Харкевич Наталья.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]