Что такое девиация в разных дисциплинах и бывает ли положительным отклонение от нормы

Девиация – это любое поведенческое отклонение от установленной социокультурной нормы. Понятие девиации обозначает поведенческое реагирование индивидов не соответствующее социокультурным нормам. Различные преступления, злоупотребление наркотическими или психотропными средствами, алкоголизм – это все ярчайшие примеры девиации. Однако мелкое хулиганство, действия революционного характера, отсутствие при встрече приветствия также считаются девиациями, поскольку все человеческие поступки и деяния включены в систему взаимоотношений и социальных взаимосвязей, имеющую общую нормативную регуляцию. Примером этому служат семейные отношения, взаимодействие в коллективе, контакты с уличной средой и т.п. Вследствие этого девиантным считается поведение, которое нарушает стабильность процессов взаимодействия с социумом.

Что такое девиация – понятие

Девиация — это отклонение от поведенческой нормы. Понятие девиации описано в толковом словаре Ефремовой — (от лат. deviatio — отклонение) отклонение, изменение в развитии, состоянии, движении и т.п. чего-л. под влиянием каких-л. внешних сил, условий и т.п. (Толковый словарь русского языка под редакцией Ефремовой, 2012 год).

Девиация в социологии — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм, противоправные поступки.

Определение девиации в обществознании — мотивационные действия индивида, в корне отличимые от общепринятых ценностей и правил поведения в обществе, сложенных в данной культуре или государстве.

Причинные факторы девиации

Девиация – это в психологии явление, которое характерно для любого общества. Но процентный показатель таких людей будет меняться в зависимости от состояния самого социума, экономической и нравственной стороны. Психологи выделяют более 200 факторов, которые становятся причиной появления девиации.

К первостепенным причинам относятся:

  • финансовый кризис в обществе;
  • близкая среда, в которой развивается человек. Пример, ребенок живет в неблагополучной семье, где родители употребляют наркотики или алкоголь. Он с самого детства воспринимает отрицательное поведение как должное;
  • воздействие социума, восприятие привычек от приятелей;
  • наследственность;
  • неприятие моральных и нравственных стандартов;
  • психические расстройства;
  • ощущение чувства безнаказанности.

В психологии у индивидов часто возникает непонимание сочетания общественных норм. Он не может без помощи построить грамотную стратегию поведения. В результате его действия наблюдается девиация.

Теории девиации с примерами из жизни

Существует много теорией девиаций, но свести их суть можно к 3.

Теория девиации.Описание.Пример.
Биологическая.Над теорией девиаций работал Чезаре Ломброзо. Он занимался криминалистикой и полагал, что причиной нарушения закона является врожденная порочность человека.Человек демонстрирует отклоняющее поведение из-за высокого уровня тестостерона, генетической склонности, лишних хромосом, отсутствия структур мозга, которые отвечают за эмпатию.
Психологическая.Этой теории девиаций придерживаются многие психологи, в том числе и Зигмунд Фрейд. Суть теории в том, что девиантами не рождаются, а становятся ими из-за негативных жизненных условий.Опыт у человека морального, физического, сексуального насилия, пережитые психологические травмы.
Социальная.Представляют из себя связь девиантного поведения и условия социокультурной среды.Кетле занимался этой теорией, в качестве доказательства приводил то, что в неблагополучных районах развита преступность и жестокость.

Проявления девиации

Специалисты по психологии устанавливают стремление человека к девиантному действию согласно набору типичных проявлений. Иногда подобные характерные черты личности представляют собой признаки психических расстройств. Качества, типичные для девиации, свидетельствуют о том, что человек ввиду собственного положения, самочувствия, нрава предрасположен к асоциальным действиям, вовлечению в противозаконность, разрушающую зависимость.

Проявления девиантного поведения включают следующие свойства.

Агрессия

Враждебное поведение говорит о непрерывной внутренней напряженности

Такой человек не принимает во внимание нужды других людей. Он заинтересован исключительно в достижении собственной цели

Ему не интересно критическое отношение общественности к его поведению. Напротив, агрессия воспринимается ним, как метод свершения определенных достижений.

Неуправляемость

Поведение человека направлено исключительно на поддержание собственных интересов. Ему не интересно суждение других людей. Осознать, какие действия предпримет такой индивид в определенный момент, невозможно. Крутой характер неконтролируемого человека не поддается сдерживанию.

Непредсказуемая смена настроения

Для личности с девиантными наклонностями характерна частая беспричинная смена настроения. Человек из веселого состояния внезапно впадает в ярость или начинает плакать. Подобные поведенческие скачки обусловлены внутренней напряженностью, нервным истощением.

Желание неприметности

Неготовность разделять с окружающими собственные идеи, эмоции всегда чем-то обусловлена. Один человек замыкается в себе из-за эмоциональных травм, другому хочется одиночества по причине отсутствия вмешательства в личную жизнь. Но существовать в отречении от социума невозможно. Подобное поведение может привести к деградации.

Отрицательные проявления девиантного действия считаются общественной патологией. Они причиняют ущерб окружению, самому человеку. Оно базируется на стремлении человека функционировать вопреки общепризнанным законам, меркам.

Виды девиации

Все девиации можно поделить на две большие группы – нарушения общепринятых норм общественной жизни и психические отклонения.

Эти две большие группы включают в себя разные виды девиаций и способы их рассмотрения.

Социальная девиация

В основе социальной девиации лежит мотивация. Социальные девиации – это единственный вид отклоняющего поведения, который может быть как положительным, так и отрицательным.

Примеры отрицательной социальной девиации:

  • бродяжнический образ жизни, отсутствие постоянного места жительства;
  • постоянное прошение милостыни у окружающих;
  • торговля собственным телом;
  • нахождение на улице или в общественных местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • монашеский образ жизни, при котором человек отказывается от всех земных благ (участие в сектах также является социальной девиацией);
  • гениальные люди, которые работают за идею (при этом не всегда опрятно выглядят, говорят странные вещи и т.д.);
  • садистское поведение, вандализм;
  • нарушители закона (воры, убийцы, угонщики автомобилей и т.д.).

Примеры положительной социальной девиации:

героические поступки;

совершение значительных научных открытий, которые полностью переворачивают жизнь общества;

организация митингов, борьбы за равноправие;

географические, исторические открытия.

Сексуальная девиация

Сексуальную девиацию от нормы порой отделить бывает сложно, это пытались сделать многие социологи и психологи.

Рей Блэнчар полагает, что нормальное сексуальное поведение это:

  • оральные ласки;
  • анальное и вагинальное проникновение;
  • мастурбация, в том числе и взаимная;
  • поцелуи.

Отклонением от нормы и девиантным сексуальным поведением считается:

  • сексуальный интерес к продуктам человеческой жизнедеятельности;
  • желание вступать в контакт с лицами с явно выраженной физической недостаточностью;
  • проявление сексуальной жестокости по отношению к партнеру (БДСМ).

Гендерная девиация

Этот вид социальной девиации подвергается критике и жарким спорам.

Суть гендерной девиации связана с тем, что при рождении ребенка учат определенной гендерной модели поведения. Например, девочек одевают в светлую одежду, учат прихорашиваться, прививают любовь к украшениям, косметике. Мальчикам покупают в качестве игрушек технику, одевают в простую и удобную одежду, воспитывают жесткость в характере («будь мужиком», «парни не плачут»).

В дальнейшем эти модели поведения закрепляются. Если происходит несоответствие, то это считается девиацией и осуждается обществом.

Например, неодобрительно отзываются о девушках, которые идут служить в армию или о парнях, которые решили делать макияж.

Коммуникативные девиации

Существует ряд коммуникативных девиаций, которые связаны с особенностями развития той или иной личности:

  1. Аутизм. Явление может быть врожденным или сформироваться из-за неправильного воспитания или длительного нахождения в стрессовой ситуации. Такие люди стремятся к одиночеству, у них плохо получается устанавливать контакты с социумом.
  2. Гиперобщительность. Гиперобщительные люди болезненно переносят одиночество, они стремятся общаться как можно с большим количеством людей. Такая общительность имеет патологическую форму и отличается от обычной любви поговорить.
  3. Наличие фобий или страхов. Фобии и страхи есть практически у всех людей, но некоторые из них могут серьезно мешать успешному социальному взаимодействию. Например, страх прилюдно покраснеть или показаться смешным.

Подростковые девиации

В своей работе педагоги и социальные психологи часто сталкиваются в девиантным поведением подростков. Подростковыми девиациями являются:

  • экстремизм, терроризм;
  • нарушение действующего законодательства;
  • пристрастие к вредным привычкам;
  • вызывающий внешний вид;
  • нарушение реагирования в обычных жизненных ситуациях;
  • пристрастие к азартным играм;
  • жестокое обращение с животными, порча природы;
  • тяжелые формы эгоизма, эгоцентризма;
  • стремление свести к минимуму социальные контакты;
  • привычка ругаться матом, сквернословить;
  • игнорирование слов взрослых, их замечаний и требований;
  • неумение или нежелание контролировать собственное поведение;
  • постоянные перебои в настроении, которые приводят к нарушению работы нервной системы;
  • агрессия, стремление повреждать самого себя;
  • желание решать любые проблемы при помощи драки;
  • попытки уйти из жизни.

Также подростки могут демонстрировать и положительные девиации:

  • повышенная одаренность, гениальность, успехи в сферах науки или искусства;
  • высокий уровень патриотического воспитания;
  • совершение значимых поступков на благо общества;
  • способность жертвовать собой ради общего дела или блага другого человека;
  • желание помогать другим, обостренное чувство милосердия, самопожертвования;
  • высокая степень трудолюбия, чувство долга;
  • уникальные способности у человека.

Примеры девиаций

Приведу примеры негативных, нейтральных и положительных девиаций:

  1. Ребенок родился в благополучной полной семье. Стилем родительского воспитания была гиперопека. Достигнув подросткового возраста, ребенок стал неуправляемым: он стал шантажировать родителей, оскорблять мать. Родители полагали, что у всех детей подростковый возраст проходит сложно, нужно набраться терпения. Активных мер для решения они не предпринимали, контроль и опеку над сыном снизили. В результате родители не заметили, как мальчик связался с плохой компанией, где пристрастился к наркотикам.
  2. Девочка с детства застенчивая. Ей трудно заговорить с незнакомым человеком, обратиться с просьбой к кому-нибудь. Мама полагает, что застенчивость является синонимом скромности, поэтому не предпринимает попыток искоренить данную черту характера дочери. У девочки мало друзей, в классе ее считают замкнутой, потому что она не здоровается с одноклассниками, отказывается от коллективных игр на переменах. Со стороны педагогов к девочке нет претензий по поводу учебы, к ней не могут быть применены какие-либо санкции, ее застенчивость не причиняет вреда окружающим, но при этом является формой нейтральной девиации.
  3. Сотрудник научно-исследовательского института на протяжении многих лет занимался разработкой собственной методики обучения детей дошкольного возраста чтению. Защитив докторскую диссертацию, он открыл лингвистический центр, стал заниматься с детьми по собственной программе. Через несколько месяцев дети 4–5 лет научились читать. Инновационная деятельность ученого в данном случае является примером положительной девиации.

Формы девиации

Формы девиации подразделяются на положительные, отрицательные и нейтральные.

Негативно окрашенная девиация – это различные виды зависимости, нарушения закона, жестокое поведение.

К позитивной девиации можно отнести жертвование благ на развитие общества, совершение какой-либо значимой работы бесплатно.

К социально-нейтральным девиациям можно отнести нежелание создавать семью, излишнюю застенчивость или замкнутость.

Классификация социальной девиации

Проявление девиации в социальном плане подразделяется на следующие группы.

Аддиктивная девиантность

Это регулярное бегство от проблем, оно выражается в патологической зависимости.

Аддиктивность может проявляться в форме:

  • зависимости от компьютера;
  • алкоголизме, наркомании;
  • нимфомании;
  • религиозного фанатизма;
  • анорексии.

В свою очередь аддиктивная девиантность подразделяется на деструктивную, нейтральную и общественно-полезную.

Аморальная девиантность

В эту группу психологи включают поведение, нарушающее морально-этические нормы. Действия человека не несут опасности, но противоречат правилам.

К аморальному поведению относят:

  • унижения людей;
  • повышенную агрессию;
  • отказ от учебы или работы;
  • беспорядочные половые связи.

В некоторых классификациях аморальную категорию относят к общественно-нейтральной.

Делинквентная девиантность

Ненормативное или делинквентное поведение проявляется в 2 формах:

  • Докриминогенный тип – личность нарушает правовые нормы, действия проявляются в виде вандализма, хулиганства, драк, побоев, оскорблений.
  • Криминогенный – человек нарушает уголовные нормы. Сюда включены убийства, мошенничества, кражи, грабежи.

Такие личности представляют серьезную угрозу для общества.

Типы девиации и примеры

В современной науке Мертон выделил девиацию, которую можно поделить на 5 типов.

Тип девиантного поведения.Описание.Пример.
Делинквентный тип.Причинение некоторого вреда окружающим людям и обществу с целью поразвлечься или привлечь внимание к самому себе. Иногда это противоправные действия, легкомысленные поступки (могут совершаться с подачи других людей). Часто такое поведение демонстрируют люди и неразрешенными внутренними конфликтами.Рок-музыканты, которые устраивают массовые беспорядки или занимаются вандализмом.
Аддиктивный тип.Человек желает изменить свое состояние искусственным путем, чтобы иметь возможность ухода от реальности (прием психоактивных веществ, препаратов, алкогольных напитков). Человек в реальной жизни не может найти дел и эмоций, которые бы удовлетворяли его.Многие творческие люди имели аддиктивное поведение: Льюис Кэрролл, Оноре де Бальзак, Эдит Пиаф, Михаил Булгаков, Уильям Фолкнер, Трумэн Капоте.
Патохарактерологический тип.Поведение человека обусловлено изменениями в его характере вследствие неправильного воспитания или отсутствия такового. Часто это характеризуется расстройствами личности или акцентуации характера.Человек с шизоидным типом личности перестает общаться с друзьями, родителями и коллегами без объяснения причин.
Психопатологический тип.Это проявление психических расстройств и заболеваний. Человек страдает галлюцинациями, расстройствами мышления, совершает непонятные для здорового человека поступки.Главный герой фильма «Сплит» или книги «Множественные умы Билли Миллигана».
Основанное на гиперспособностях.Человек существует параллельно в двух мирах, своем собственном и реальном. Реальный мир человеком воспринимается как не слишком значительный, он старается не взаимодействовать с ним. Обычно такие люди чудаковаты, с ними не желают вступать в тесные контакты или близкие отношения.Александр Суворов просыпался каждую ночь ровно в 2 часа чтобы облиться холодной водой и по-петушиному покричать. Мог встретить гостей в одном только нижнем белье.

Есть еще одна классификация типов девиантного поведения.

Тип девиантного поведения.Характеристика.Пример.
Инноватор.Люди хотят добиваться успеха в обществе и быть полноценными его членами, но предпочитают идти по своему собственному пути развития.Создатели финансовых пирамид, бизнесмены, кооператоры.
Ритуалисты.Такие люди часто доводят до абсурда общественные устои, пытаются изменить существующий строй.Граждане, которые регулярно устраивают митинги и забастовки.
Ретреатисты.Бегство от существующей действительности, желание уйти от реальности, отвержение общепринятых целей и путей их реализации.Люди без определенного места жительства, наркоманы, алкоголики, бродяги.
Революционеры.Люди, которых не устраивает существующий общественный строй, они хотят заменить его на новый.Революционеров много среди исторических личностей: Владимир Ленин, Лев Троцкий, Карл Маркс, Фидель Кастро и др.

А что вы думаете о типах девиантного поведения? Знаете ли какие-то интересные примеры? Непременно поделитесь ими в комментариях, обсудим вместе.

Типы

Считается, что отклонения от нормы в виде девиации можно классифицировать по следующим типам:

  • позитивные отклонения от усредненной нормы;
  • негативные девиации, связанные с психическими расстройствами;
  • противоправные и преступные действия;
  • культурные отклонения;
  • агрессивные действия;
  • асоциальные поступки;
  • негативные некриминальные действия (суицидальные попытки, бродяжничество, алкоголизм, наркомания).

Все девиации делятся на 2 типа: первичные и вторичные. Первичная девиация – это разновидность отклоняющегося поведения, которое никак не карается уполномоченными органами. Вторичная девиация – это необратимое изменение личностной сферы, возникающее в результате систематического повторения тех или иных действий разрушительного характера.

По количеству участников асоциальных действий девиации могут быть групповыми и индивидуальными.

Клейберг предлагает все девиации в обществе делить на 3 типа:

  • негативные (преступления, употребление психоактивных веществ);
  • нейтральные девиации (бродяжничество, попрошайничество);
  • позитивные (самопожертвование).

Е. Змановская полагала, что девиации – это такое социальное явление, говорить о котором простыми словами нужно с точки зрения негативных последствий действий индивида для него самого или для общества. Она выделила следующие типы этого социального явления:

  • аутодеструктивное отклоняющееся поведение (примерами такой девиации являются суицид, виктимность, неоправданный риск);
  • асоциальное пренебрежение нормами и правилами общественной жизни (протест против законодательства вызывает всеобщее осуждение, карается санкциями);
  • антисоциальные действия, которые угрожают жизни и здоровью граждан

Согласно другой классификации, выделяются следующие типы девиации:

  • Инновация – данная разновидность предполагает использование запрещенных действий для достижения цели. В негативном контексте данный тип отклоняющегося поведения свойственен для преступников, шантажистов. В позитивном же варианте такое отклоняющееся поведение используют ученые.
  • Ретреатизм – своеобразный уход от реальности. Такой способ существования используют люди с алкогольной, игровой или наркотической зависимостью.
  • Ритуализм – следование определенным стереотипам, которые противоречат истинной цели деятельности.
  • Бунт – активная форма протеста установленным нормам и правилам. Индивид с данным стереотипом поведения с помощью агрессивных действий старается защищать свои интересы, выдвигать свои идеи.

Н. Майсак в основу анализа поведенческих аномалий положила два параметра: направленность действий девианта и отношение общественности к его поступкам. По направленности действий индивида его поведенческие реакции могут быть:

  • конструктивными (творческое самовыражение);
  • аутодеструктивными (индивид совершает действия, которые ведут к его деградации или даже смерти);
  • внешнедеструктивными (могут выражаться в виде конфликтного поведения, словесных оскорблений, противоправных действий в отношении окружающих).

С позиции отношения социума к девиантным проявлениям, все отклоняющееся поведение можно разделить на следующие типы:

  • просоциальные (находят одобрение со стороны большинства людей);
  • нейтральные (не угрожают жизни и здоровью окружающих, но при этом отношение к ним неоднозначное);
  • социальные (преступления).

В современном мире отдельной разновидностью отклоняющегося поведения являются легитимные девиации, к которым относятся различные молодежные субкультуры.

Признаки отклоняющегося поведения

В современном обществе принят ряд правил и норм поведения. Нарушения являются признаками отклоняющего, девиантного поведения:

  1. Агрессивность, слишком крутой нрав.
  2. Повышенная форма эгоцентризма.
  3. Неумение адекватно воспринимать критику и реагировать на нее.
  4. Смена настроения без видимой на то причины.
  5. Неумение самостоятельно контролировать свою речь и поступки.
  6. Неумение обслуживать себя.
  7. Повышенная замкнутость, желание постоянно находиться в одиночестве.
  8. Расстройства психики или психосоматической системы.
  9. Общение с криминальными личностями, связь человека с преступным миром.
  10. Желание человека агрессивно противостоять мнению большинства членов общества.


Памятка о девиации

Девиантное поведение у подростков и способы его разрешения

Среди случаев девиантного поведения основная масса приходится на подростковый возраст. Это связано с психологической особенностью развития личности. В этот период подростки переживают переходный возраст, самый тяжелый и ответственный этап. Они еще не умеют правильно оценивать проблемы, остро реагируют на трудности, не могут адекватно подойти к их решению.

Для разрешения ситуации используется профилактика девиантного поведения.

Она основана на комплексе мер, которые включают в себя:

  • улучшение социальной ситуации развития;
  • создание благоприятных условий;
  • выявление негативных факторов.

У младших школьников самыми эффективными методами считаются беседы индивидуально с психологом, проведение воспитательной работы.

Для подростков подбираются различные психотерапевтические методики. Они включают в себя групповые тренинги, использование наглядного материала, ролевые игры. Психологи активно подключают к работе родителей. В особо тяжелых случаях назначается медикаментозное успокоительное лечение.

Причины девиации

Причин зарождения девиации психологи выделяют довольно много:

  • генетическая предрасположенность к отклоняющему поведению;
  • подростковый возраст (индивид формируется, часто через девиантное поведение он познает границы дозволенного в обществе);
  • низкий уровень интеллектуального развития личности;
  • определенные черты характера (склонность к бунтарству, агрессии, противостоянию);
  • неблагополучная финансовая ситуация в семье или регионе проживания;
  • явно выраженное социальное неравенство;
  • нестабильная политическая ситуация в стране;
  • воспитание ребенка в неблагополучных условиях;
  • серьезные ошибки в воспитании;
  • нежелание родителей работать над морально-нравственным воспитанием ребенка;
  • копирование ребенком неправильных образцов поведения;
  • невозможность личности успешно социализироваться;
  • высокий уровень стресса;
  • нарушения работы головного мозга или центральной нервной системы;
  • психосоматические проблемы, расстройства;
  • сложности в выборе единственно верной модели поведения (родители говорят одно, друзья другое, по телевизору сообщают третье);
  • невозможность реализовать свои интересы и потребности;
  • уверенность в собственной безнаказанности, проявление вседозволенности;
  • привычка перекладывать ответственность за свою жизнь на других людей;
  • желание прославиться, но невозможность добиться признания в сфере искусства, науки, спорта и т.д.;
  • желание получить одобрение в компании;
  • стремление выглядеть крутым и взрослым в глазах окружающих;
  • деструктивное желание изменить мир.

Приглашаем посмотреть видео лекции на тему влияния интернета на девиантное поведение.

Последствия

Не только самого индивида, но и все общество касаются последствия проявления девиантного поведения.

Они выражаются:

  • по отношению к личности – в физическом истощении, психическом расстройстве, одиночестве;
  • по отношению к обществу – в страданиях близкого окружения, риске насилия, смерти со стороны индивида с девиантным поведением;
  • по отношению к обществу – повышении уровня криминализации.

Девиация – не только заболевание, которое необходимо лечить. Это проблема общества, к решению которой нужно подходить комплексно. Должны быть подключены государственные и общественные организации, школы, средне-специальные и высшие учебные заведения.

Этапы становления

Основные этапы и причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Человек познает себя, самоутверждается, стремится выделиться на фоне других людей.

На первом этапе человек демонстрирует девиантное поведение, которое не одобряется в том или ином обществе (шалит на уроках, громко разговаривает, хулиганит на улице). Обычно поведение корректируется воспитателями, учителями или родителями. Если на первом этапе не были приняты меры, то со временем нарушения могут стать более значительными.

На втором этапе подросток совершает явно порицаемое девиантное поведение (ругается матом, дерется, издевается над одноклассниками). К такому ребенку нужно применять меры дисциплинарного воздействия.

На третьем этапе отклоняющее поведение укореняется, человек регулярно демонстрирует девиации в своих словах и поступках. Его поведение можно охарактеризовать как нравственно-отрицательное (регулярно грубит учителям, отказывается выполнять домашнюю работу, пропадает на улице допоздна). С таким подростком нужна систематическая коррекционная работа.

На четвертом этапе поведение личности можно охарактеризовать как противозаконное, с регулярными рецидивами (вандализм, хулиганство, мелкие кражи). С такими несовершеннолетними должны работать специально обученные люди (социальный педагог, сотрудники правоохранительных органов, психолог).

Пятый этап – это криминальное поведение личности. Обычно работа с такими подростками осуществляется в специальных исправительных учреждениях закрытого типа.

Особенности девиации

Действия человека включаются в социальные системы и взаимосвязи (улица, семья, работа, коллектив и так далее) с обшей нормативной регуляцией. Поэтому девиантное — это поведение, которое нарушает стабильность процессов социального взаимодействия. Стабильность (равновесие) социального взаимодействия предусматривает интеграцию действий многих, которая нарушена девиантным поведением одного или нескольких людей. При девиантном поведении человек обычно, ориентируется на ситуацию, которая включает в себя других людей и ожидания и общие нормы. Девиантное поведение вызвано, как недовольством другим, так и нормами отношений.

К примеру, рассмотрим социальную связь студента с родителями в течение учебы в вузе. Родители от него ждут хорошей учебы, которую сложно совмещать с ролями работника, спортсмена, влюбленного и так далее. Студент начинает неудовлетворительно учиться, то есть девиантно. Для того, чтобы преодолеть такую девиантность, есть несколько возможностей. Прежде всего, возможно изменить собственные потребности, что окажет влияние на оценку других людей и нормы регуляции. Так, студент может отказаться от мотивации на отличную учебу и ограничиваться удовлетворительной. Затем можно изменить предмет потребности и смягчить тем самым напряженность в социальной связи. К примеру, он может убедить родителей, что его работа смягчает бремя расходов семьи в отношении учебы в вузе. И, наконец, студент может из дома уйти, перестать ориентироваться на собственных родителей и начать ориентироваться на своих подруг и друзей.

Конформизм и девиация – два противоположных вида поведения, один из которых ориентируется лишь на действующего, а другой — и на общество, в котором он проживает. Между девиантной и конформной мотивацией действий людей расположена индифферентная. Она отличается отсутствием как отчужденной, так и конформной ориентацией на ситуацию и предметы, которые превращаются в этом случае в нейтральные.

Девиация в себя включает три элемента: 1) человека с ценностями (ориентация на других) и нормами (правовая, нравственная, политическая); 2) оценивающего организации, человека, группы; 3) поведения человека. Критерием девиантности поведения являются правовые и моральные нормы. Они различаются в различных видах обществ, поэтому поведение, которое является девиантным в одном обществе, не будет в другом таковым.

К примеру, в буржуазном обществе, которое ориентируется на личный успех, поступки типа подвигов Александра Матросова или Павки Корчагина являются девиантными. А в советском обществе, которое ориентируется на интересы государства, они считались официально героическими. Противоречие меж ориентацией на индивида и ориентацией на общество является характерным для всей истории человечества, оно нашло собственное выражение в двух противоположных видах личностей: индивидуалистском и коллективистском.

Профилактика девиантного поведения

Чтобы сформировать у детей и подростков поведенческую стабильность, и избежать девиаций, стоит:

  1. Формировать интерес к окружающему миру (делать это нужно в семье и образовательных учреждениях).
  2. Знакомить ребенка с правилами и нормами поведения в различных жизненных ситуациях, проводить игровые или тренинговые занятия.
  3. Помогать в развитии адекватной самооценки.
  4. Развивать навыки общения с разными категориями людей, позволять практиковаться.
  5. Работать над семейным микроклиматом и улучшением детско-родительских отношений.

Методы коррекции

Отклонение в поведение необходимо лечить.

Методы коррекции включают в себя:

  • лекарственную терапию;
  • работу с психологами;
  • дыхательную гимнастику, йогу.

Медикаментозные препараты назначаются при наличии биологических причин, которые провоцируют девиацию. Для снятия повышенной нервной возбудимости, успокоения пациента используются транквилизаторы. При диагностике тяжелой формы девиации лечение может быть рекомендовано в условиях психиатрической клиники.

Психотерапия

Особое внимание в процессе лечения уделяется психотерапевтическим методам коррекции поведения. Задача специалиста – обнаружить причину девиантного поведения и устранить ее.

В качестве методов психотерапии используются:

  • групповые занятия;
  • индивидуальные беседы;
  • семейная терапия;
  • арт-терапевтическое лечение.

Максимального эффекта можно добиться, если комбинировать методы между собой.

Другие методы борьбы

Для борьбы с девиацией используются дополнительные методы, такие как:

  • физиотерапия;
  • лечебная гимнастика;
  • закаливание;
  • дыхательная гимнастика.

Для коррекции поведения подростков и детей используются занятия спортом, хобби, туризм.

Девиация – это сложное явление в психологии, которое требует внимания и контроля. Если оставлять его без внимания, не предпринимать меры для лечения, человек может представлять угрозу не только окружающим, но и самому себе.

Коррекция девиантного поведения

Негативные девиации нужно корректировать в детском и подростковом возрасте.

Помощь в адаптации

Помогать девианту в адаптации, не ставить перед ним изначально невыполнимых задач, быть к нему более снисходительным.

Например, ребенок привык решать любой вопрос при помощи драки. Не нужно ожидать, что сразу после беседы ребенок с девиантным поведением перестанет драться. Важно отмечать любые достижения ребенка и не обесценивать их (сжал кулаки, но не ударил собеседника; обидно обозвался на него, но обошелся без драки; повысил голос, но решил вопрос без участия кулаков).

Вовлечение в коллектив

Вовлекать девианта в коллективные виды деятельности, давать возможность реализовать свои творческие способности.

Например, подросток на уроках химии постоянно хулиганит и мешает другим. Можно дать девиантному ученику задание изучить термины и подготовить ряд опытов, а на следующем уроке продемонстрировать их всему классу. Драчун на уроке физкультуры может показать приемы рукопашного боя. Слишком активному ученику можно дать возможность выступить с танцем на школьном концерте.

Помогать достичь успех

Организовывать ситуации, в которых ребенок сможет достичь успеха (за успех стоит разрабатывать меры поощрения).

Например, учитель знает, что конкретный ученик демонстрирует девиантное поведение, но обожает читать книги в жанре фантастики. Стоит дать девианту возможность на уроке рассказать о своем любимом авторе или подготовить сообщение о любимом произведении. За старания можно поощрить хорошей оценкой или аплодисментами.

Формы девиантных действий

Классификация девиантного действия изобретена социологом Робертом Мертоном. Он предложил систематизацию, базирующуюся на противоречиях целей, всех потенциальных методов их свершения. Каждый человек самостоятельно принимает решение о выборе подходящих ресурсов, необходимых для достижения целей, приемлемых в плане социальных стандартов (преуспевания, популярности). Но не каждый ресурс допустимый. При наличии определенных разногласий в рвениях индивидуума и подобранных ним вариантах достижения ожидаемого итога, подобное действия считается девиантным. Но современный социум обеспечивает людям условия, не предполагающие возможности достижения успеха честным, порядочным путем.

Виды девиации:

  1. Инновация. Согласованность с социальными нормами с потенциальной возможностью применения воспрещенных, но эффективных способов свершения целей (ученые, правонарушители, шантажисты).
  2. Ритуализм. Отказ от намеченных целей по причине неосуществимости их свершения без использования методов, не противоречащих разрешенным в социуме (политики).
  3. Ретреатизм. Уход от действительности, несогласие с общественно отвержденными нормами, отказ от легитимных норм (алкоголики, бездомные).
  4. Бунт. Несогласие с установленными обществом целями и методами их свершения, замена традиционных законов новейшими (революционеры).

Согласно теории Р. Мертона, единственный вариант недевиантного действия — конформное поведение. Человек высказывает согласие с целями, определенными в общественной сфере, подбирает верные способы их свершения. Девиация не предполагает только отрицательный подход индивидуума к установленным в обществе бихевиоральным законам. Цель как карьериста, так и злоумышленника одинакова, одобряемая окружением, — благосостояние. Но в то же время каждый подбирает собственный метод ее достижения.

Лекция на тему «Девиация»

ЛЕКЦИЯ 13. ДЕВИАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Предпосылки девиации в подростковом возрасте. Типы девиаций. Причины девиантного поведения подростков. Концепции девиаций.

Предпосылки девиации в подростковом возрасте

Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его ещё называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.

В подростковом возрасте серьёзно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьёзные требования со стороны взрослых.

Вспомним некоторые сведения из анатомии и физиологии, психологии и педагогики, которые характеризуют личность подростка. Анатомо-физиологические особенности подростка характеризуются неравномерностью его физического развития, совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. Для подростка характерно несоответствие в развитии сердечнососудистой системы, когда сердце увеличивается в объёме, в результате чего начинает работать более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии, что приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, и т. д. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведёт к вспыльчивости, апатии и т. д. Активное половое созревание подростка происходит при заметном отставании в социальном становлении подростка, что влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания.

В подростковом возрасте у ребёнка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.

В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдаёт той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребёнка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.

У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Внешность для подростка имеет очень большое значение. Необычная прическа, серьга, а то две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей.

Все это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростка проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. У подростка формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества.

Значительно изменяются интересы подростка по сравнению с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов.

Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

Подросток — это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в тоже время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.

Подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность. Следует особо выделить, что подросток — лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки. И хотя закон, учитывая особенности социально-психологического развития несовершеннолетних, устанавливает для него ограниченную ответственность, можно считать старший подростковый и юношеский возраст как характеризующийся личностной ответственностью.

Типы девиаций

Подростков, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.Д е в и а ц и я (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.

Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребёнка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учёта средой особенностей его индивидуальностей проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной д е з а д а п т а ц и и. Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:

— дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7%, т. е. примерно 1,5 миллиона);

— дети-сироты, общее число которых превысило 500 000;

— социальные сироты; действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию;

— подростки, употребляющие наркотики и токсические средства;

— подростки сексуально распущенного поведения;

— подростки, совершившие противоправные действия; по официальным данным, их число среди детей и подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение. Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Выделяются следующие типы делинквентного поведения:

— агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;

— корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материалы выгоду;

— распространение и продажа наркотиков.

Делинквентное поведение выражается не только во внешней поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентаций ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции. Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

Негативные формы девиаций являются социальной патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

Необходимость в регулировании поведения людей всегда будет оставаться актуальной, так как существует неразрешимое противоречие между потребностями человека и возможностями их удовлетворения. Стремление к удовлетворению материальных или духовных потребностей является тем внутренним мотивом, который побуждает людей с недостаточно развитой социальной ориентацией к поступкам и действиям, не соответствующим общепринятым нормам поведения. Также факторами отклоняющегося поведения могут стать психологическая невосприимчивость личности к установленным обществом социальным нормам или генетическая предопределенность отклонения.

В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:

— видам преступления (уголовные, административные) и аморальных поступков (пьянство, проституция);

— уровню или масштабности отклонения, когда принято говорить об индивидуальном или массовом отклонении;

— внутренней структуре отклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями;

— ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др).

Причины девиантного поведения подростков

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Мы уже рассматривали, что человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних.

1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:

— генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

— психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

— физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.

Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.

Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.

В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов. Эгоцентрическая позиция подростка с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.

3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации. Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:

— учебной декомпенсации — состояния ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;

— школьной дезадаптации — состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;

— социальной дезадаптации — состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;

— криминализации среды свободного времяпрепровождения. Так, например, отчисление из школы детей 15-летнего возраста, что позволяется законом «Об образовании», выбрасывает детей на улицу, где они не могут легально трудоустроиться. Принимая во внимание, что такие дети, как правило, из малообеспеченных семей, можно с уверенностью утверждать, что основные и реальные способы добывания средств существования у них будут носить криминальный характер.

Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:

— дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой — провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи — одни правила поведения, для общества — совершенно другие;

— нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раз дельного проживания детей и родителей;

— асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родите лей, проявлениями маломотивированной «семейной жестокости» и насилия.

Жестоким обращением (оскорблением, пренебрежением называют широкий спектр действий, наносящих вред ребёнку со стороны людей, которые его опекают или заботятся о нём. Эти действия включают мучения, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущие физический ущерб для ребенка.

Жестокому обращению дети подвергаются в семье, на улице, в школе, детских домах, больницах и других детских учреждениях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Это приводит к осознанию ребенком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно — ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и социальной адаптации.

Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. Для детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию (или посягательству), характерно также и нарушение сексуального поведения: нарушение полоролевой идентификации, страх перед любыми видами проявления сексуальности и др. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.

Анализ семьи и её воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различным формам девиации; другие — вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального поведения.

4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

5. Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой — в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Неудивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

Концепции девиации

Рассмотренные выше предпосылки и причины девиантного поведения легли в основу разработки научных концепций и теорий девиации. Основными из них являются: биологическая теория, психологическая и социологическая.

Сторонники биологической теории девиации рассматривают отклонение поведения от принятой в обществе социальной нормы в связи с биологическим складом индивида. В XIX в. итальянский врач Ч. Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением человека и определенным физиологическим строением его организма. Так, определяя криминальный тип поведения преступника, он выделяет следующие характерные черты: выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка, пониженная чувствительность к боли.

Известный американский психолог и врач У. X. Шелдон позднее определил физиологический тип человека, склонного к девиации. По его мнению, таким является «мезоморфный тип со следующими эпитетами строения организма: «тяжелый», «мускулистый», «атлетический».

В психологических и психиатрических концепциях акцент делается на личностные факторы человека. Тщательные исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе какой-то одной психологической черты или комплекса. В 1950 г. Шуэсслер и Крессли пытались доказать, что преступникам присущи особенные психологические черты, которые не свойственны законопослушным гражданам, однако их попытки потерпели неудачу. Из этого был сделан вывод, что, вероятно, девиация возникает в результате сочетания психологических и социальных факторов.

С точки зрения ролевых теорий, ребёнок в процессе социализации должен овладеть наиболее значимыми для него ролями, но если этот процесс нарушен, может начать работать компенсаторный механизм. Ребенок все равно будет овладевать ролями но уже не социальными, а антисоциальными, например: вор, наркоман, хулиган, драчун и др., которые характеризуются определенными атрибутами.

Освоение роли будет происходить в несколько этапов. Вначале ребенок получает определенные сведения о данной роли, ее правах и обязанностях, узнает разнообразные формы отклоняющегося доведения, способы выяснения отношений, механизм решения спорных вопросов. Далее следует этап принятия этой роли, когда происходит ее осознание и в нее вкладывается личностный смысл.

Затем идет проигрывание выбранной для себя роли. Здесь очень важно получить одобрение товарищей, чтобы почувствовать себя в этой роли комфортно. От реакции окружающих во многом зависит, будет ли противоправный поступок усилен вниманием, одобрением, похвалой сверстников, либо не получит такого подкрепления и подвергнется осуждению. В этом случае вероятность повторного проявления подобного противоправного поступка значительно снизится. Для подростка, первый раз пробующего алкоголь или наркотики, на первом месте стоит не познание их вкуса или влияния на человека, а стремление ощутить себя среди своих, избавиться от чувства изолированности и беспокойства.

Последним этапом принятия роли, является закрепление за гобой выбранной роли, например, «козла отпущения», «тайного мстителя», «грубияна» и др. на психологическом (когда ребенок точно знает, какие эмоции сопровождают данную роль и каким образом надо их регулировать) и межличностном (когда выстраиваются определенные типы взаимоотношений между детьми, играющими разные роли, подобно тому как актеры играют в одном спектакле) уровнях.

Немаловажным элементом социальных отклонений является отношение самой личности к совершенным ею нарушениям. В большинстве своем это отношение носит самооправдательный характер, в чем проявляется самозащитная реакция организма. Социальными психологами доказано, что подросткам с отклоняющимся поведением свойственно стремление к самоудовлетворению психологической потребности в оправдании своих поступков и действий, какими бы опасными они ни были. Причем вследствие прогрессирующей деградации личности мотивация поступков снижается и утрачивается, что приводит к полной потере свойственного человеку стремления к признанию и успешности. Первичная девиация (первоначальное нарушение социальных норм) переходит во вторичную, а затем к построению девиантной карьеры — процессу восхождения от слабых форм девиации к сильным, например, от бытового пьянства к совершению уголовного преступления.

Принятие на себя роли девианта может привести ребенка к социальной изоляции, затем следует этап формирования девиантной структуры личности, которая определяется девиантным самосознанием, не позволяющим (или ограничивающим) ребенку овладеть положительными социальными ролями и полезными видами деятельности.

Социологические концепции пытаются учесть в девиации социальные и культурные факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе. Впервые социологическое объяснение сущности девиации было предложено Э. Дюркгеймом, который разработал теорию аномии (от греч. аномос — беззаконный, безнормный, неуправляемый). Под аномией он понимал такое состояние общества, при котором отсутствует четкая регуляция поведения людей вследствие отсутствия в обществе всяческих норм и ценностей (старые себя изжили, а новые еще не приняты). В таких условиях наблюдается равнодушие, отчужденность, недоверие людей друг к другу, теряется стабильность института семьи, выражается полное безразличие к деятельности государства. Лишенные целей и смысла жизни, люди становятся подверженными стрессу и тревожности, что приводит к различным формам отклоняющегося поведения.

Главная мысль Э. Дюркгейма сводилась к тому, что в основе стабильного функционирования общества лежит феномен социальной солидарности, а всякие отклонения от него есть социальная дезорганизация, являющаяся причиной девиантного поведения. Собрав обширный фактический материал, он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах неодинаково: у католиков их меньше, чем у протестантов. Объяснение этому явлению было дано такое: чем выше уровень сплоченности, солидарности социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты были более разобщены и индивидуалистичны, нежели сельчане и католики, которые жили общинами с очень развитыми коллективными формами взаимопомощи.

Р. Мертон в 1938 г. внес некоторые изменения в теорию Э. Дюркгейма. По его мнению, возникновение девиации происходит в результате разрыва между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами достижения таких целей, как например, не все люди в силу определенных социально-экономических причин могут получить высшее образование или престижную работу, а уровень развития общества требует высококвалифицированных специалистов. Та часть населения, которая не может получить требуемый уровень образования, начинает удовлетворять свои образовательные потребности, но уже, например, в криминальной среде.

Так, структура индивидуального отклоняющегося поведения состоит из поступка, мотивов и целей. Начальным звеном девиантного поведения является изменение ценностных ориентации в различных слоях населения и социальных группах, что обусловлено реальными социально-экономическими условиями функционирования общества. Если в нашем обществе еще недавно главенствовали такие ценности, как труд на общее благо, дружба, взаимопомощь, семья, патриотизм и др., то теперь им на смену пришли стяжательство, культ денег, разгульный образ жизни, эгоцентризм и т. п. Следовательно, в обществе имеют место расхождения между провозглашенными ценностями и реально существующими; между намечаемыми целями и теми возможностями, которые существуют для их реализации.

Искажения в системе ценностей большей частью ведут к разложению социальных институтов. Например, нарушения в работе институтов юстиции — суда, прокуратуры, пенитенциарной системы — ведут к разложению аппарата власти, порождают аморализм, безверие в правосудие, апатию и агрессивность. Возникает «двойная мораль», при которой противоречивые нормы используются одним и тем же лицом или социальной группой для разных целей и в разных противоположных ситуациях. Это проявляется в деятельности некоторых представителей власти, политиков, бизнесменов и др. Общественные нормы предписывают «не укради», а государство ограничивает возможность использовать законные пути для получения средств к существованию, что заставляет определенную часть населения нарушать социальные нормы, допускать социальные отклонения. Возникает «теневое нормотворчество», своеобразная «мораль преступного мира*. Отсюда явное противоречие между потребностью субъекта в выходе из конфликтной ситуации и невозможностью сделать это социально приемлемым, легальным путем.

Культурологические теории (Селлин, МиЛлер, Сутер-Ленд) считали, что причина девиации — в конфликтах между нормами господствующей культуры и нормами субкультуры, складывающейся в той или иной социальной группе.

Теория стигматизации (клеймения), представителем которой был Ч. Беккер, считали, что девиация — это «клеймо», которое группы, обладающие властью, ставят на поведении менее защищенных групп или Отдельного человека.

Радикальная криминология (Турк, Квинни, Янг, Тэйлор) отстаивали позицию, что девиация — это результат противодействия нормам капиталистического общества.

Новейшие теории девиации делают акцент на характере общества и стремятся выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации, делая акцент на исправлении не какого-то конкретного человека, а всего общества.

Изучение механизмов социальных отклонений показывает, что факторами, предопределяющими отклонение от социальных норм являются: уровень сознания, нравственности, развитость в обществе системы социальных регуляторов поведения человека и сформированное отношение общества к людям, нарушающим нормы морали и права.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте особенности подросткового возраста, влияющие на формирование отклонений от принятых норм.

2. Раскройте сущность понятий «девиантное поведение», «делинквентное поведение», «криминальное поведение».

3. Назовите и обоснуйте основные причины девиантного поведения несовершеннолетних.

4. Назовите основные идеи биологических, психологических и социальных теорий девиации.

Литература

1. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А. Каирова, О.С. Богдановой. — М., 1979.

2. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершенно летних. — Свердловск, 1986.

3. Баженов В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. — Киев, 1986.

4. Беличева С. А Основы превентивной психологии. — М., 1993.

5. Бестужев-Лада И. В. Факторы риска. — М., 1989.

6. Леви В. Л. Нестандартный ребенок. — М., 1983.

7. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986.

Профилактика

Не допустить появления девиаций удается только, если проводится своевременная профилактика. Особенно она важна, когда речь идет о подростках, которые находятся на этапе формирования личности.

Профилактика должна распространяться на все сферы жизни — семью, школу, социум. Для подростков важно, чтобы со стороны взрослых не было чрезмерного контроля. Детям важно знать, что они защищены, могут доверять членам своей семьи и всегда могут рассчитывать на их поддержку.

Постоянный контроль и гиперопека приучает ребенка к тому, что он не несет ответственность за свою жизнь, заставляет сопротивляться влиянию взрослых. Это порождает желание бунтовать, сопротивляться, проявлять асоциальное поведение или, наоборот, заставляет смириться с собственной несостоятельностью. В последнем случае, оставшись без опеки, человек становится абсолютно беспомощным, он не готов к сложностям, с которыми придется столкнуться во взрослой жизни, они вгоняют его в состояние паники.

Немалую роль в профилактике аддиктивного поведения у детей играет образовательная сфера. Важно, чтобы были пересмотрены некоторые методики воспитания и изложения учебных дисциплин, а также:

  • был проведен пересмотр учебной нагрузки (она должна быть адекватной возрасту, способностям детей);
  • особая значимость придавалась личностным характеристикам учителей и учеников;
  • в учебный цикл были включены предметы (в виде интегрированных курсов, факультативных занятий), максимально расширяющие знания детей и их навыки относительно реальной жизни. Это научит делать свободный выбор, быстро адаптироваться и успешно реализовать себя в быстро меняющихся условиях, справляться со стрессом, управлять своим поведением.

К профилактике аддикций должны привлекаться средства массовой информации. Преобладание развлекательного контента уводит детей, подростков, а часто и взрослых людей в сторону от понимания реальной жизни и того, как справляться с ее вызовами. На деле, столкнувшись с трудностями, люди теряются, впадают состояние тревоги или агрессии. Это приводит к необдуманным, социально неодобряемым поступкам.

Важно, чтобы СМИ демонстрировали примеры конструктивного поведения, формировали у зрителей, читателей и слушателей позитивные образы для подражания, отвечали на самые актуальные вопросы о том, как правильно поступать, что делать или как реагировать на конкретные ситуации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]