Причины страха полетов на самолете
Каждый раз страх перед полётом разной степени выраженности испытывают около 70% сидящих на борту. Причины беспокойства у каждого пассажира свои.
Перед диагностированием у себя какого-либо страха важно понять: действительно ли это проявление фобии или всего лишь беспокойство, вызванное мнительностью или естественной реакцией организма. Фобия практически не поддаётся контролю без привлечения сторонних средств: других людей, психологов, медикаментов. Страх вполне можно контролировать силой мысли.
- Клаустрофобия — страх замкнутого пространства. Большинство отмечает беспокойство, связанное с небольшим салоном лайнера: низкими потолками, узкими проходами, маленькими расстояниями между рядами сидений. Даже огромный аэробус может показаться крошечной коробочкой тем, кто знает о клаустрофобии не понаслышке.
- Акрофобия — боязнь высоты и неба. Лиц, знакомых с проявлениями этой фобии, беспокоит новая для тела среда — воздух. Отсутствие под ногами твёрдой почвы, осознание расстояния в 10 тысяч метров над землёй и в особенности подъёмы и снижения лайнера, когда иллюминатор пестрит огоньками взлётно-посадочной полосы, вгоняют в ужас.
- Аэрофобия — так называется сама боязнь самолетов, полётов и всего, что с ними связано. Кто-то не может понять принцип перемещения по воздуху самолёта, кто-то думает, что там не хватит кислорода и можно задохнуться. Бывает, пугает даже размер воздушного судна.
- Дистихифобия — страх катастроф. Личности с этой фобией не могут спокойно передвигаться не только по воздуху: любой транспорт вызывает тревогу, стресс. Катастрофы, несчастные случаи происходят везде. Но при полётах всё сложнее, чем в других ситуациях: выживших в авиакатастрофах обычно не бывает. Осознание этого на высоте 10 км в кресле самолёта заставляет сердце биться чаще, а мозг — паниковать.
- Страх потери контроля над ситуацией особенно часто сопровождает заядлых автомобилистов, машинистов и даже иногда самих пилотов, когда они в рядах пассажиров. Невозможность влиять на ситуацию может беспокоить, в общем-то, любого, кто привык руководить и точно контролировать всё вокруг.
- Охлофобия часто наблюдается у тех, кто не любит толпу. Собственно, это и есть боязнь большого скопления народа, незнакомой компании. Чем больше лайнер, тем больше пассажиров в нём размещается. Тем, кто боится летать, кажется, что вся эта конструкция слишком шумная, неподъёмная, ненадёжная, и к охлофобии добавляются другие страхи.
Чаще всего фобия не приходит одна. Чем больше поводов для беспокойства, тем сильнее переживания, и тем сложнее справиться с ними в одиночку. Особенности нервной системы, а не только характер и сила воли, влияют на способность контролировать себя.
Бойтесь СМИ, а не самолетов
В немалой степени «масла в огонь» подливают СМИ. «Жаркие» новости интересны большей части аудитории, поэтому, как только происходит ЧП, об этом тут же начинают трубить все и разом. Порой в ужасающих подробностях. Такая психологическая атака на аэрофоба действует крайне угнетающе. К сожалению, еще у всех на слуху авария борта Sukhoi Superjet 100 в аэропорту Шереметьево. Это один из последних ярких примеров. Здесь даже у стойкого человека закрадутся мысли, что самолетом лучше не пользоваться, а поехать отдыхать или по делам на поезде.
Смотрите такжеЗачем авиации нужен новый тип черного ящика?
В такие моменты складывается ощущение, что все авиаперевозки опасны, а некоторые самолеты так вообще ведра с болтами. На самом деле это не так. Не стоит забывать, что не всякое чрезвычайное происшествие с воздушным судном является фатальным для людей. Подавляющее большинство технических проблем или сложностей во время полета решаются безаварийно. И даже жесткая посадка в редких случаях приводит к гибели людей. Об этом крайне важно помнить.
Основные симптомы
Наиболее распространённые симптомы, которые замечают в себе люди, испытывающие страх полёта:
- сердцебиение ускоряется при одной лишь мысли о предстоящем путешествии по воздуху. У некоторых сердце заходится, даже если полёт предстоит только через месяц;
- желание употребить привычный седативный препарат, алкоголь, выкурить сигарету, применить другие попытки успокоиться;
- головокружение, сопровождающее тахикардию. У особенно впечатлительных может доходить до обморока;
- из-за боязни перелётов повышается потоотделение: мокрые ладони и подмышки — верные спутники тех, кому знакома аэрофобия;
- тело находится в постоянном напряжении: бесконечный звуковой (а если позволяет иллюминатор — то и визуальный) контроль работы двигателя, судорожные реакции на любую тряску, невозможность уснуть или просто переключить внимание;
- подозрительность по отношению к экипажу: попытки услышать в голосе пилота алкогольное опьянение, прочитать страшные мысли стюардессы, которые она якобы скрывает за улыбкой;
- зона турбулентности, когда лайнер начинает трястись, вызывает неконтролируемые проявления фобии и самые страшные мысли о смерти.
Самолеты могут летать и приземляться на одном моторе
Может показаться, что двигатели – это единственное, что удерживает самолет в небе, но они являются лишь частью уравнения. Да, они обеспечивают тягу, но что важно – самолет способен летать даже на одном моторе. Все коммерческие самолеты спроектированы так, чтобы выполнять свои задачи только с одним работающим двигателем.
Но что если они все выйдут из строя разом? Во-первых, это маловероятно. Во-вторых – планировать. Да, сотни тонн алюминия, титана и пластика способны на это. Основа самолета – планер. В него изначально заложены эти физические свойства.
Единственная разница лишь в том, какое расстояние может пройти самолет. За это время пилоты смогут сориентироваться и выбрать место для безопасной посадки или приводнения.
Как справиться с боязнью летать самостоятельно?
На самом деле, страх перелёта у большинства пассажиров не является следствием собственного неудачного опыта. Большинство полётов заканчивается благополучно, но те, кто испытывает аэрофобию, в следующий раз снова ощутит беспокойство и тревожность. Летать на самолете в первый раз и в последующие разы одинаково странно, т.к. боязнь полетов начинается в голове, а не после неудачи в полёте. Любые страхи преодолимы.
Что делать перед полетом?
Стоит подойти к избавлению от фобий ответственно. Если тревожность повышается от мыслей о предстоящем перелёте, нужно:
- убедить себя, что переживания бессмысленны: они никак не повлияют на полёт, на пилота, двигатели и окружающую обстановку;
- напомнить себе, что мысли материальны, и нужно стараться либо думать о предстоящем полёте хорошо либо никак;
- ознакомиться с данными по безопасности самолётов, если страх полетов связан с возможностью крушения, террористическим актом или птицами, залетающими в турбину. Спросите себя: что именно беспокоит? Как сотрудники аэропорта защищают лайнер от угрозы теракта, какие применяются способы отпугивать птиц, как устроен самолёт, словом, любая информация, проливающая свет на неизвестное, поможет справиться с тревогой;
- проговорите свои страхи: себе, психологу, другу или родственнику;
- не ищите информацию об авиакатастрофах, не смотрите и не слушайте новости. Информация о произошедшем крушении за пару дней до полёта никак не будет связана с вами. Только повысит тревожность;
- если вы обращались к врачу по поводу тревожности, и он выписал вам седативные средства, пропейте курс незадолго до полёта. Некоторые успокоительные препараты имеют накопительный эффект: от одной таблетки толку не будет, а вот двухнедельный курс наверняка убережёт от лишней траты нервов.
Что делать во время полета?
Чтобы перебороть свой страх полета на самолете, можно:
- занять себя. Заранее позаботьтесь об этом: любимая музыка, книга, рукоделие и что-либо ещё в зависимости от возможностей во время полёта. Переключение мыслей — лучший способ вообще забыть о том, что вы в самолёте;
- попробуйте читать аф. Аффирмацию можно придумать свою, лишь бы она действительно успокаивала;
- дыхательная гимнастика усиливает действие аффирмаций: вдох — задержка дыхания на 5 секунд — выдох — задержка дыхания на 4 секунды;
- не садитесь у иллюминатора. Если достался билет возле окна, постарайтесь поменяться. Обычно проблем с этим не возникает, желающих смотреть в иллюминатор не меньше, чем тех, кто боится;
- пейте больше воды;
- сон — одно из лучших средств скоротать время в пути и сохранить целыми нервы. К сожалению, большинство аэрофобов не может уснуть во время полёта, даже если очень устали.
Чем занять время?
Лучшие вариант:
- почитать книгу. Если нет книги — подойдёт литература в кармашке впереди стоящего кресла либо газета из набора, который обязательно предложит стюардесса;
- гаджеты в полёте — лучшие друзья аэрофобов. Пользоваться ими нельзя только при взлёте и посадке. Во время полёта можно: читать, слушать в наушниках аудиокниги, любимую музыку, фильмы. Играть в офисные игры, забирающие всё внимание. Главное — зарядить устройство заранее;
- если позволяют условия полёта (в самолёте светло или включен свет) — займитесь рукоделием. Любимый вариант терпеливых и усидчивых, кого мелкая моторика успокаивает, а не раздражает;
- побеседуйте с пассажиром рядом. Возможно, это очень интересный человек, и несколько часов полёта покажутся парой минуток;
- признайтесь стюардессе «я боюсь летать на самолете». Возможно, она подскажет, что делать.
Во время турбулентности
Воздушные ямы самолёт по максимуму старается обходить. Если зоны разреженного воздуха миновать не получилось, лайнер трясётся. Бывает, сильно — вплоть до падения вещей с полок. Эти моменты вызывают панику даже у особенно стойких пассажиров.
Чтобы преодолеть страх перед турбулентностью во время полета на самолете и пережить её без нервных потерь, надо:
- слушать указания стюардессы;
- делать дыхательную гимнастику;
- читать аффирмацию о благополучном полёте;
- не вставать за падающими вещами, пока табло или стюардесса не разрешит расстегнуть ремень безопасности;
Не забывайте: самолёт рассчитан на преодоление зон турбулентности. Он крепок, пилот знает, что делать. Думайте об этом постоянно.
Лекарственные средства
К сожалению, эффективной и быстрой таблетки, помогающей от страха летать на самолете, не существует. Надеяться на медикаментозную помощь не стоит, хотя принятие лёгких седативных средств накануне полёта, возможно, уменьшит тревожность. Проконсультируйтесь с врачом: терапевтом, психотерапевтом, неврологом.
Изучаем конструкцию самолета и законы физики
Действенный метод свести фобии к минимуму — углубиться в знание предмета. Ответьте на все волнующие вопросы:
- как будет происходить полёт;
- как устроен самолёт, каким образом он держится на воздухе;
- кто обеспечивает безопасность полётов;
- какие навыки обязательно имеют пилоты и стюардессы;
- почему исключён вариант, что пилот будет пьян;
- что такое турбулентность;
- как не паниковать и не бояться летать на самолетах;
- как самолёт защищается от птиц, молний, обледенения;
- и прочие моменты.
Как проявляется аэрофобия?
Первые проявления страха и волнения могут проявиться за несколько дней до полета.
У человека появляется излишняя суетливость, нервозность, начинаются проблемы со сном. Он судорожно ищет подтверждения или опровержения своей боязни на просторах интернета, в общении с друзьями и знакомыми.
Удивительно то, что аэрофобы довольно часто владеют информацией о безопасности полетов, статистике катастроф и логически понимают, что риск погибнуть крайне минимален. Однако в момент паники все эти знания не работают, человек просто не может адекватно пользоваться ими.
Ему кажется, что именно сейчас и именно с ним произойдет то самое, о чем пишут в газетах и снимают сюжеты в новостях.
До самой посадки на самолет человек, страдающий от фобии, пытается найти причины, чтобы отменить полет. Он может стать в этот период крайне суеверным и мнительным, искать в окружающем пространстве «знаки», анализировать сны.
Для успокоения тех, кто видел перед полетом «пророческий сон», скажу, что наше эмоциональное состояние всегда отражается в наших снах.
Переживая тревогу и не имея возможности с ней справиться, вы таким образом сами «ухудшаете» и качество ваших снов.
В самолете легкий дискомфорт может смениться настоящей истерикой. Особенно в случае появления каких-то незапланированных, незнакомых ощущений.
Например, при турбулентности, изменения звука работы двигателя, и даже уборки шасси во время взлета.
Профессиональная помощь
Если самостоятельно перестать тревожиться и бояться летать на самолетах не получается, обратитесь за помощью к специалисту. Качественная помощь поможет свести к минимуму проявления страхов. Главное, делать это заранее, так как работа по устранению аэрофобии может занять долгое время.
К какому врачу обратиться?
Вопросом, как побороть сильный страх перед полетом на самолете, занимается психолог и психотерапевт.
Советы психологов
Психологи умеют избавлять от аэрофобии. Существует специальный алгоритм, пройдя который клиент сможет забыть про боязнь полетов или как минимум научиться контролировать её.
- избавляться от проблемы лучше задолго до полёта. Недельной терапии может не хватить;
- если после первого перелёта вы поняли, что боитесь, не стоит ждать второго и третьего, чтобы убедиться в этом. Чем раньше получить консультацию психолога, тем легче будет решить проблему;
- настраивайтесь на серьёзную работу с выполнением разных заданий. Психолог попросит раскрыться, определить проблемы, возможно, подключит технические средства: авиасимуляторы, компьютерные или ролевые игры, связанные с самолётами.
Рекомендации пилотов
Советы пилотов по преодолению боязни летать на самолетах — золотой запас знаний самый опытных в вопросе перемещения по воздуху:
- турбулентность, даже очень сильная, не представляет опасности. Современные самолёты оснащены специальным режимом пилотирования во время перепадов воздуха;
- молния, ударившая в самолёт, задержится в алюминиевой обшивке, не повредив ни лайнер, ни пассажиров;
- столкновение с птицей практически невозможно: в районе взлётно-посадочной полосы их отгоняют специальные устройства, а на высоте 10 тысяч метров птицы не летают;
- особо опасных мест в самолёте не существует: все они одинаково безопасны;
- все двигатели самолёта могут выйти из строя, только если закончилось горючее. Но даже эта возможность практически исключена: запас топлива есть на каждом борту;
- крайне маловероятна и разгерметизация салона;
- и уж точно невозможно открыть дверь или выбить иллюминатор в процессе полёта;
- любые подозрения на плохую погоду, возможность сильного обледенения полосы или лайнера ведут к отмене рейса. Рейс разрешают только при 100% уверенности, что всё пройдёт гладко;
- если самолёт пошёл на второй круг — он сделал это ради безопасности, а не для того, чтобы напугать пассажиров;
- ничего страшного не произойдёт, если кто-то из пассажиров не выключит смартфон или другой гаджет во время руления, взлёта, посадки. Не стоит бросаться на него с кулаками.
Пилоты любят повторять: самолёт лучше всего чувствует себя именно в небе, поэтому нет причин ему не доверять.
Вы боитесь летать на самолете?
ДаНет
Новые методики лечения
Среди современных способов перестать бояться летать на самолетах лидируют:
- занятия на авиатренажёрах и в виртуальной реальности. Можно почувствовать себя в любой роли: пилот, пассажир, стюардесса. И в разных ситуациях: турбулентность, паникующий пассажир рядом, спокойная обстановка, дождь, гроза и так далее;
- преодоление страха на практике. Клиенту предлагается осуществить непродолжительный полёт на самолёте под контролем специалиста. Он расскажет, подскажет, найдёт нужные слова;
- гипноз. Психологи-гипнологи помогают за несколько сеансов.
Какую методику выбрать, решать только специалисту. Доверьтесь ему, и потом вы сможете легко довериться пилоту и лайнеру.
Схема лечения фобии
Классическая схема лечения состоит из:
- Определения страхов путём беседы с клиентом. На этом этапе важно максимально довериться психологу, чтобы быстрее и проще было преодолеть боязнь летать.
- Выбора методики лечения: групповые или индивидуальные занятия, план мероприятий.
- Фиксации прогресса, динамики лечения.
- Проверки результата в естественных условиях: клиенту предлагается куда-нибудь слетать.
Когда обязательно нужна консультация специалиста?
- Если вы осознаете, что под воздействием страха способны вести себя неадекватно (либо такие случаи уже бывали)
- Вы чувствуете сильный иррациональный страх за несколько дней до того, как лететь
- Страх за несколько дней до полета не позволяет заниматься обыденными делами, лишает дееспособности
- Вы избегаете полетов на самолете, предпочитая наземные виды транспорта даже тогда, когда это долго, дорого и неудобно
Чего не следует делать?
Авиакомпании, психологи, экипаж в один голос запрещают:
- принимать алкоголь перед полётом в любых количествах. Во-первых, это не спасёт от тревоги. Во-вторых, это может привести к буйному поведению во время полёта. В-третьих, на самолёт могут просто не пустить;
- исключить неконтролируемый приём любых лекарственных средств. Во-первых, вас могут принять за пьяного и не пустить на борт. Во-вторых, организм под действием медикаментов может отреагировать на смену обстановки не лучшим образом;
- курить больше одной сигареты в 30 минут. Повышение кровяного давления плохо скажется на состоянии организма на высоте;
- читать статистику катастроф перед полётом. Такое чтение вредно, так как избавиться от страха оно не поможет, а только поселит ещё больше неуверенности.
Несколько интересных фактов, которые помогут вам избавиться от аэрофобии
Факт №1
Данные официальной международной статистики гласят, что ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях разбивается около 1-1,3 миллиона людей, а в авиакатастрофах погибает всего лишь приблизительно 460-520 людей.
Факт №2
Стюардессы и пилоты не получают никаких денежных надбавок к зарплате за риск, ведь их профессии относятся к разряду одних из самых безопасных в мире.
Факт №3
Самая ужасная и леденящая душу тряска не способна развалить самолет, так как любая его система обладает тройным резервом прочности. Когда самолет попадает в завихрения или воздушные ямы, то находиться в нем безопаснее, чем в автомобиле, который преодолевает лежачего полицейского.
Факт №4
Более чем за 120 лет существования авиации из-за турбулентности не разбился ни один самолет! За это время турбулентность стала причиной гибели всего лишь около 20-25 человек, которые забыли пристегнуться или на них из багажного отсека упал тяжелый чемодан.
Факт №5
Во время полета крен самолета на 7-10 градусов ощущается пассажирами как наклон в 35-45 градусов. Такое обман ощущений становится причиной того, что человек, испытывающий страх во время полета, искренне верит, что самолет начинает переворачиваться.
Факт №6
Летящий самолет просто так не может взять и упасть на землю, ведь давление под крыльями позволяет ему держаться в воздухе не хуже, чем автомобиль держится на дороге. Если произойдет из ряда вон выходящая ситуация и все 4 двигателя полностью откажут, то самолет все равно не полетит камнем вниз.
Факт №7
Риск стать непосредственным участником авиакатастрофы равен одному на практически одиннадцать миллионов рейсов. Если бы шанс разбиться в самолете был равен хотя бы 0,01%, то каждый день разбивалось бы около 13-15 самолетов.
Факт №8
Все современные самолеты оснащены специальными инновационными системами, а каждая система имеет 2-4 дубликата. Если один из двигателей откажет, то такой самолет сможет лететь еще 2 часа, а его приземление будет мягким и безопасным.
Факт №9
Каждый самолет перед взлетом тщательно осматривается высококвалифицированными специалистами. Если они обнаружат хоть малейшее несоответствие стандартам, то такой самолет снимут с рейса и заменят другим.
Факт №10
Каждый год количество авиакатастроф сокращается на 15%, а количество людей, пользующихся услугами авиакомпании, возрастает на 10-12%.
Что будет, если не лечить фобию?
Если вовремя не преодолеть страх летать на самолете, фобия разовьётся с небывалой интенсивностью. Сначала вы навсегда откажетесь от полётов, лишив себя шансов побывать в далёких интересных странах. Затем страх летать перекинется на земную жизнь: тревожность будет проявляться с каждой новой катастрофой, о которой вы узнали из новостей. Итог — диспансерный учёт в неврологическом отделении.
Аэрофобия, скрытая внутри, даст толчок для развития психосоматических болезней сердца или нервов.
Если лететь всё же придётся, люди с фобией перестают спать по ночам, так как не могут отделаться от навязчивых мыслей о предстоящем путешествии.
Аэрофобия, как и любой другой панический страх, мешает нормальной жизни. Избавиться от недуга можно легко. Главное — желание и готовность самого клиента меняться.
Не нужно бояться постоянно во время полета
Также не стоит волноваться, как говорится, «от трапа до трапа». Да, самые опасные моменты при пилотировании самолета – на взлете и при посадке. Но в полете на эшелоне, кроме тряски от турбулентности, вам ничего угрожать не будет. Но от турбулентности, какой бы она пугающей и жесткой ни была, ни один самолет (из современных) еще не разваливался. Впрочем, получить травму или даже погибнуть от сердечного приступа можно. Поэтому еще раз: НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ и ПРИСТЕГИВАЙТЕСЬ по требованию пилотов!
Более подробно о вероятностных подсчетах крушений самолетов можно почитать в нижеследующей статье с сайта Центра Алексея Герваша «Летаем без страха»: Статистика авиакатастроф, или оцениваем вероятность крушения самолета
Причины боязни перелетов
Почему люди так боятся лететь на самолете, что иногда даже не могут преодолеть свой страх? Существует несколько причин такой ситуации:
- Современный человек получил боязнь нахождения над землей от предков вместе с другой генной информацией. В свое время людей очень пугали «железные птицы», поэтому многие люди вздрагивают, услышав звук самолета.
- Когда авиалайнер поднимается в воздух, организм понимает, что оказался вне привычной среды. Пассажиры, подверженные паническим настроениям и фобиям, сталкиваются с ощущением страха.
- Некоторых пугают просмотренные ранее фильмы или прочитанные книги об авиакатастрофах, материалы о крушениях в средствах массовой информации.
- Страх нередко возникает во время первого перелета, здесь срабатывает боязнь неизвестности. Иногда такой опыт оказывается неудачным или организм принимает обычное укачивание за опасность и дает соответствующий сигнал мозгу.
Нередко все объясняется нежеланием доверять свою жизнь посторонним людям – пилотам, а также недоверием к большому количеству неизвестных человеку приборов и приспособлений. Аэрофобия бывает следствием длительного депрессивного состояния, сильного стресса или психоэмоционального потрясения, вообще не связанного с полетами.
Важно! Ученые выявили генетическую предрасположенность подобной фобии. Если в семье кто-то страдает подобными расстройствами, такая склонность может передаваться по наследству.
Больше подвержены страху впечатлительные люди, надолго фиксирующие внимание на прежних событиях негативного характера.
Что делать перед полетом
Перед полетом:
- Не бойтесь поделиться с кем-то своим страхом. Расскажите об этом близким и друзьям. Поддержка дорогих вам людей во многом может помочь. Все чего-то бояться. Страх – это совершенно нормальное чувство, которое испытывает каждый человек;
- Тщательно готовьтесь к самому путешествию. Если цель вашей поездки – туризм, то почитайте о стране прибытия; составьте план на каждый день – куда и зачем пойдете; почитайте о местных достопримечательностях и кухне; соберите вещи; узнайте прогноз погоды. Если цель поездки – деловая встреча/конференция, то подготовьтесь к рабочей составляющей, а на свободное время запланируйте посещение города или музея;
- Ни в коем случае не читайте статистику катастроф модели самолета, на котором полетите. Не посещайте форумы и сайты, где обсуждают уровень безопасности той или иной авиакомпании. Смотреть фильмы вроде «Пункт назначения» тоже строго противопоказан. Так вы только накрутите себя;
- Находясь в самом аэропорту, старайтесь отвлекаться – походите по магазинам Duty Free, купите журнал или книгу, посмотрите сувениры, зайдите в кафе;
- Ни в коем случае не пейте в больших количествах алкоголь перед полетом! Страх он не снимет, а вот проблем прибавит. Вас могут просто снять с рейса или может вырвать во время перелета. С успокоительными таблетками тоже не надо усердствовать;
- Если только недавно в мире где-то произошла авиакатастрофа, то не спешите сдавать билеты. Не смотрите репортажи про этот случай, а лучше почитайте о всех тех устройствах на самолете, которые призваны обеспечивать его безопасность. Это придаст вам спокойствия и уверенности;
- Не думайте о самом полете, а о конечной точке вашего путешествия. Будь то, поездка в экзотическую страну, деловая встреча или встреча с близкими, концентрируйте свое внимание на то, что вас ждет там, после перелета, а не на нем самом. Вы же не хотите, чтобы какой-то страх помешал вашим планам?
Постарайтесь себя занять чем-нибудь во время перелета.
Если вы летите на самолете первый раз, то несколько полезных советов вы можете найти здесь.
Первый полет. Как избежать страха?
Первый полет позволяет либо найти общий язык с небом, либо приобщиться к группе аэрофобов. Чаще всего именно тогда зарождается страх, который потом очень сложно побороть. Порой эту ситуацию легко предотвратить. Например, если человек плохо переносит транспорт, лучше сразу выпить таблетки от укачивания, чтоб избежать неприятных ассоциаций с перелетом. Также в топе первичных причин боязнь непривычного способа перемещения. Но статистика на стороне авиапутешествий. В авиакатастрофу попадает 1 из 16 млн пассажиров. При этом выжившие есть в 95% несчастных случаев. Например, с автомобилями неприятности случаются гораздо чаще — в неприятную ситуацию на машине попадает каждый 5000-ый. Даже от удара молнии и укуса змеи люди страдают чаще, чем от ЧП с самолетами. Но больше всего авиапассажиры боятся проблем с техникой. Причем касается это не только новичков. Согласно исследованиям, у 73% аэрофобов страх основан именно на боязни технических неполадок. Однако современная авиация — высокоразвитая отрасль. Ученые и конструкторы сделали все для того, чтобы увеличить безопасность пассажиров.Самолеты регулярно проходят строгий техосмотр и в обязательном порядке — осмотр перед полетом.
Самый лучший способ не бояться первый раз зайти в самолет — изучить научную основу полетов.
Начинающему аэрофобу стоит знать, что работа всех важных механизмов дублируется, а состояние судна полностью контролирует компьютер. Например, часто опасения связаны с вероятным отказом двигателя. Во многих современных самолетах 4 двигателя, он спокойно может продолжить полет после отказа одного из них. В крайнем случае, у воздушного судна два двигателя, что все равно позволит ему продержаться в воздухе два часа после возникновения проблем. За это время он достигнет ближайшего аэропорта или подходящей площадки для приземления. К слову, отказ двигателя — большая редкость. Он случается 1 раз за 2 млн полетных часов.
Тем, кто страдает аэрофобией, не стоит выбирать место в хвосте — там турбулентность ощущается сильнее.
Памятка для аэрофоба
Дышите ровно
Чемоданы собраны, путевки куплены, а у пассажиров зуб на зуб не попадает. Для снятия напряжения в теле эксперт советует воспользоваться дыхательной техникой. «Нужно сделать несколько циклов дыхания, причем выдох должен быть длиннее вдоха. Старайтесь дышать не поверхностно, а более глубоко, животом. Положите руку себе на живот, и вы будете чувствовать, как воздух наполняет вас и освобождает», – подсказывает Ирина Фролова.
При выполнении упражнения специалист советует сфокусироваться на дыхании. Все мысли следует отложить в сторону, позволить им идти своим чередом, словно облакам по небу. Надо только наблюдать за тем, как воздух медленно входит и свободно выходит из организма. Эта техника способна успокоить нервную систему, выровнять повышенный пульс и успокоить взволнованное сердце.
Кроме того, по словам эксперта, у нашего тела существует много различных точек, воздействуя на которые массажными движениями мы запускаем саморегуляцию без всяких препаратов. В частности это «кнопки перезагрузки», которые находятся под ключицами. Они переключают нервную систему, мобилизуют наш мозг на ясное мышление и заставляют энергию двигаться в правильном направлении. Массировать такие точки психолог рекомендует не менее 30 секунд с каждой стороны.
«Необходимо сделать из пальцев «пистолет» – соединить указательный и средний, а большой отставить, как будто вы показываете «класс». Затем нащупайте под ключицей ямки. Упритесь в них пальцами и надавливающими движениями массируйте эти точки. Другую руку положите на живот в районе пупка, чтобы ощущать движение воздуха. Вдох делайте носом, а выдох через рот. Выдох должен быть длиннее вдоха. Поменяйте руки местами – это необходимо для интеграции левого и правого полушарий и тела», – рекомендует психолог.
На борт, чтобы отвлечься, надо взять любимые книги, подборку фильмов, плейлист или какую-нибудь игру. Следует выбирать максимально комфортную одежду, свободную, не облегающую.
Фото: depositphotos/Rosinka79