«Нет человека, что был бы как остров» (Джон Донн)
Общество состоит из множества индивидов, которые во многом похожи, но также чрезвычайно различны по своим устремлениям и взглядам на мир, опыту и восприятию действительности. Мораль — то, что нас объединяет, это те особые правила, принятые в людском сообществе и определяющие некий общий взгляд на категории такого плана, как добро и зло, правильно и неверно, хорошо и плохо.
Мораль определяется как нормы поведения в обществе, которые сформировались за многие века и служат для верного развития человека в нем. Сам термин происходит от латинского слова mores, которое означает принятые в обществе правила.
Черты морали
У морали, которая во многом является определяющей для регуляции жизни в обществе, есть несколько основных черт. Так, ее основополагающие требования для всех членов социума одинаковы вне зависимости от положения. Они действуют даже в тех ситуациях, которые находятся вне зоны ответственности правовых принципов и распространяются на такие сферы жизни, как творчество, наука, производство.
Нормы общественной морали, иначе говоря традиции, значимы в общении между конкретными индивидами и группами людей, позволяют «говорить на одном языке». Правовые принципы навязаны обществу, и их невыполнение несет за собой последствия разной тяжести. Традиции и нормы морали же являются добровольными, на них каждый член социума соглашается без принуждения.
Невоспитанность
Рассуждая про моральные и аморальные поступки, стоит упомянуть, что к последним относится и поведение, воспринимаемое многими как элементарная неотёсанность и невоспитанность.
И примеры такового сопровождают нас в повседневной жизни. В общественном транспорте нередко можно наблюдать картину, как невоспитанные индивиды толкают в спину впереди идущих, лишь бы побыстрее покинуть салон. На выходе из помещения многие не стесняются захлопнуть дверь прямо перед носом тех, кто следует за ними, причём даже не оглянувшись.
Но чаще всего, пожалуй, встречаются индивиды, открыто нарушающие правила общежития. Они выставляют мусор на лестничную площадку, курят в подъезде, не открыв окон, нарушают санитарию и гигиену другими способами. Это тоже аморальные поступки. Примеры окружают нас повсюду, но многие из них мы перестали замечать, поскольку они, как бы печально ни было, перешли в категорию обыденности.
Виды моральных норм
На протяжении веков моральные нормы принимали различные виды. Так, в первобытном обществе непререкаемым был такой принцип, как табу. Люди, которые провозглашались как передающие волю богов, жестко регламентировали как запрещенные действия, которые могли угрожать всему социуму. За их нарушение неминуемо следовала суровейшая кара: смерть или изгнание, что в большинстве случаев было одним и тем же. Табу до сих пор сохранилось во многих традиционных обществах. Здесь в качестве нормы морали примеры следующие: нельзя находиться на территории храма, если человек не принадлежит касте духовенства; нельзя иметь детей от своих родственников.
Сравнительная таблица
Особенности правовых и моральных норм приведены в таблице:
Критерий | Право | Мораль |
Способы формирования | Устанавливаются государством. | Не регламентируются государственными органами. |
Методы обеспечения | Регулируются государством. | Регулируются человеком. |
Форма выражения | Утверждается законодательными бумагами. | Формируется обществом и неписаными правилами. |
Ответственность за нарушения | Наказание устанавливается государственными актами. | Наказанием может быть замечание, выговор или общественное порицание. |
Требования к человеку | Право рассматривает только крайние проявления аморальных поступков. | Мораль осуждает любые проявления обмана, клеветы, лжи. |
Обычай
Норма морали является не только общепринятой, в результате вывода ее какой-нибудь верхушкой, ею может быть и обычай. Он представляет собой повторяющийся порядок действий, который особенно важен для того, чтобы сохранять определенное положение в обществе. В мусульманских странах, к примеру, больше всего чтятся именно традиции, нежели другие нормы морали. Обычаи, основанные на религиозных верованиях, в Средней Азии могут стоить жизни. Для нас, более привыкших к европейской культуре, аналогом является законодательство. Оно имеет такое же влияние на нас, как на мусульман традиционные нормы морали. Примеры в данном случае: запрет на выпивание алкоголя, закрытая одежда у женщин. Для нашего славянско-европейского общества обычаями является: печь блины на Масленницу, праздновать Новый год с елкой.
Среди моральных норм также выделяют традицию — порядок действий и образ поведения, который сохраняется в течение долгого времени, передаваясь из поколения в поколение. Своего рода, традиционные нормы морали, примеры. В данном случае к ним относятся: праздновать Новый год с елкой и подарками, может, в определенном месте, или ходить в баню под Новый год.
Реальные случаи
В нашей жизни имеют место самые разные аморальные поступки. И стать их жертвами или свидетелями не пожелаешь даже врагу.
Сколько известно ситуаций, когда сыновья напивались до невменяемого состояния и бросались с кулаками на своих матерей. Или когда любимый кем-то питомец подвергался жестоким действиям со стороны малолетних девиантов ради развлечения. Нередко многие люди становились свидетелями самоубийства, что тоже относится к рассматриваемой категории поведения. И конечно, никто из нас не застрахован от предательства ради личной выгоды пользовавшегося доверием человека.
Когда осознаешь, насколько часто происходят эти и подобные случаи, становится предельно ясно, что мораль в современном обществе, к сожалению, находится отнюдь не на первом месте в системе ценностей.
Функции морали
Одной из функций является оценивающая. Мораль рассматривает события и поступки, которые имеют место в социуме, с точки зрения их полезности или опасности для дальнейшего развития, а затем выносит свой вердикт. Разного рода действительность оценивается в понятиях добра и зла, формируя среду, в которой каждому ее проявлению может быть дана оценка как положительная, так и отрицательная. С помощью данной функции человек может понять свое место в мире и сформировать свою позицию.
Не менее важное значение имеет и регулирующая функция. Мораль активно влияет на сознание людей, зачастую действуя лучше, чем правовые ограничения. С детства с помощью воспитания у каждого члена общества формируются определенные взгляды на то, что можно делать, а чего нельзя, и это помогает ему корректировать свое поведение таким образом, чтобы это было полезно для него самого и для развития в целом. Нормы морали регулируют как внутренние воззрения человека, а значит, его поведение, так и взаимодействие между группами людей, позволяя сохранять заведенный уклад, стабильность и культуру.
Воспитательная функция морали выражается в том, что под ее воздействием человек начинает ориентироваться не только на свои потребности, но и на потребности окружающих его людей, общества в целом. У индивида формируется сознание ценности нужд и других участников социума, что, в свою очередь, приводит ко взаимоуважению. Человек наслаждается своей свободой до тех пор, пока она не нарушает свободу других людей. Нравственные идеалы, сходные у разных индивидов, помогают им лучше понимать друг друга и гармонично действовать вместе, положительно воздействуя на развитие каждого из них.
Примеры моральной и аморальной деятельности
Де́ятельность — присущая только человеку форма активности, сознательное целенаправленное взаимодействие с окружающим миром, осуществляемое для достижения определенных результатов и удовлетворения потребностей и интересов.Деятельность представляет собой совокупность взаимосвязанных актов, направленных к конкретной цели.Человеческая деятельность — основа для возникновения и развития социальных связей и процессов.
Всем живым существам свойственна активность как способность реагировать на разнообразные процессы в окружающей среде в соответствии со своими нуждами и потребностями.Однако животные в ходе жизнедеятельности приспосабливаются к природным условиям, тогда как человек не только адаптируется к окружающей природной и социальной среде, но и изменяет ее в соответствии со своими целями и интересами.Поведение животных подчиняется инстинктам, биологической программе, которая заложена в них природой, и имеет потребительский характер. При этом поведение животных направлено к определенной цели, не осознаваемой ими.Человек способен управлять своими инстинктами, он исходит из конкретных социально-исторических условий, опирается на обобщенный опыт предыдущих поколений и создает новые программы действий.Только человеческой деятельности присуще целеполагание — сознательное определение цели и путей ее достижения.1. Сознательный характер: человек как субъект деятельности осознает ее цель, ищет и реализует способы ее достижения и предвидит результат.
Все это требует от человека осознания причинно-следственных связей в природных и социальных процессах.2.Продуктивный (созидательный, творческий) характер: деятельность направлена на получение определенного результата.3.Преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий мир, природу и социальную реальность.Значительное место в деятельности человека занимает изготовление и употребление орудий труда, с помощью которых он воздействует на условия жизни, изменяя их для удовлетворения своих потребностей.Результатом деятельности человека становится искусственная среда – культура и общество.4.Общественный характер: в процессе деятельности человек вступает в контакты с другими людьми.Многие потребности человека могут быть удовлетворены только в коллективе, в результате совместной деятельности. Главные компоненты человеческой деятельности — субъект и объект. Субъектом может быть один человек, группа людей или общественная организация.Неодушевленные предметы и живые существа, неспособные к сознательным действиям, не могут быть субъектами деятельности (механизмы, животные, явления природы).Объект — то, на что направлена деятельность субъекта.Объектом человеческой деятельности могут быть природные и социальные явления, материальные предметы, другие люди, сам действующий субъект.
Деятельность имеет определенную структуру: она возникает на основе мотивов, которые побуждают субъект к постановке цели, определению средств ее достижения и выполнению определенных действий для получения желаемого результата.Мотивы деятельности – это потребности, убеждения, интересы, идеалы субъекта деятельности, которые выступают в качестве внутренних побудительных сил, вызывают активность, направленную к достижению определенной цели.Цель — это осознанный образ желаемого результата, ради которого субъект предпринимает действия.
Мораль как результат эволюции
К основным моральным принципам любого времени существования общества можно отнести потребность совершать добрые дела и не причинять зла людям вне зависимости от того, какое положение они занимают, к какой национальности принадлежат, последователями какой религии являются.
Принципы нормы и морали становятся необходимыми, как только индивиды вступают во взаимодействие. Именно возникновение социума их и создало. Биологи, сосредотачивающиеся на изучении эволюции, говорят о том, что в природе также существует принцип взаимной полезности, который в человеческом обществе реализуется через мораль. Все животные, которые живут в социуме, вынуждены умерять свои эгоистические потребности для того, чтобы быть более приспособленными к дальнейшей жизни.
Многими учеными мораль рассматривается как результат социальной эволюции человеческого общества, являясь таким же естественным проявлением. Они говорят о том, что многие принципы нормы и морали, которые являются основополагающими, сформированы с помощью естественного отбора, когда выживали только те индивиды, которые могли корректно взаимодействовать с другими. Так, в пример приводят родительскую любовь, которая выражает необходимость оберегать потомство от всех внешних опасностей, для того чтобы обеспечить выживание вида, и запрет на инцест, который уберегает популяцию от вырождения через смешивание слишком похожих генов, что приводит к появлению слабых детей.
Примеры нравственности
Рассмотрим примеры нравственности из жизни. Стоит сказать о том, что каждый человек в той или иной ситуации сталкивается с нравственным выбором.
Он руководствуется собственной позицией. Например, ребёнок заходит в школу и сталкивается с педагогом. Он сам решает, как ему поступить: пройти мимо и сделать вид, что не заметил учителя или же поздороваться. Это простейший пример проявления нравственности.
Такие ситуации случаются в повседневной жизни ежеминутно. Мы решаем, пропустить ли в очереди старушку, помочь ли женщине с коляской, пройти ли мимо вандалов, уничтожающих Вечный огонь.
Перед выбором стоят мужчины, столкнувшиеся с беременностью девушки. Перед нравственным выбором оказывается и женщина, родившая, к примеру, больного ребёнка. Она может посвятить свою жизнь уходу за инвалидом или оставить его в доме малютке. Её выбор повлияет на судьбу этого ребёнка. Каждый человек волен поступать так, как советует ему его сердце. Наказания за это не следует.
Хочется привести и ещё один пример из жизни взрослых. Супруги дают обещание быть рядом друг с другом в минуты радости и горя. К сожалению, не все способны выполнить обет. Мужчины оставляют жён с маленькими детьми, женщины уходят к более обеспеченным и успешным мужчинам. Здесь много вариантов. Но каждый должен помнить, что окончательное решение принимает человек. И на его выбор не может повлиять мнение окружающих или обстоятельства.
Надеюсь, что теперь и вы сможете привести собственный пример нравственного поступка из жизни.
Нравственность и здоровый образ жизни
Как нравственность влияет на здоровье человека? Мы знаем, что личность под воздействием химических веществ не может считаться адекватной.
Человек в алкогольном или наркотическом опьянении неспособен вести себя нравственно. Он уничтожает себя, искореняет принципы нравственности. Из этого мы можем сделать вывод о том, что нравственность и здоровье – взаимосвязаны.
Но нравственность человека не обуславливается физическим здоровьем. Даже инвалиды способны оставаться глубоко нравственными людьми. Если тяжелобольной человек изводит близких своими выходками, говорить о его нравственности не приходится. Но и осуждать его мы не можем в силу заболевания.
Нужно понимать, что отказываясь от вредных привычек, мы повышаем собственную степень нравственности. Никто не знает, какие последствия даст очередная порция алкоголя. Думайте об окружающих, не будьте плохим примером, а значит, сохраняйте нравственность.
Нравственный человек не станет курить сигарету перед школой или в общественном месте. Он всегда думает о тех, кому станет служить примером или послужит причиной нездоровья. Таким образом, здоровый образ жизни уже обнаруживает в себе признаки нравственности.
Нравственность и путешествия
Как путешествия способствуют развитию нравственности? Мы уже говорили о том, что нравственный человек – это воспитанная личность. Путешествуя, мы расширяем свой кругозор, знакомимся с традициями разных стран, учимся уважать обычаи, религию, культуру иностранцев.
В поездках не стоит забывать о том, что мы гости в чужой стране. Никогда не смейтесь над традициями, нельзя насмехаться над тем, что ценно для той или иной народности.
Нравственный человек не позволит себе зайти в мечеть, допустим, с непокрытой головой или портить памятники культуры и исторические ценности. Он будет соблюдать чистоту в номере гостиницы и в зонах отдыха.
Тем самым он показывает не только свою нравственность. Он проявляет уважение и к собственной Родине, не порочит репутацию нации.
Нравственность в бизнесе
Сейчас стали модными рассуждения на тему, совместимы ли бизнес и нравственность. Интересно, что общество разделилось на два лагеря. Некоторые люди уверены: безнравственное поведение свойственно всем бизнесменам. Они не выполняют обещаний, завышают цены, обманывают конкурентов и партнёров, наживаются на людях.
Но находятся и те, кто соблюдает нормы нравственности. Для таких бизнесменов важны условия договора, они ведут бизнес честно, не ущемляют права других.
Иногда они действуют себя в убыток. Но, тем не менее, это нравственные люди, которые смогли сохранить человеческий облик в условиях жёсткой конкуренции. Они не стали рабами денег.
Политика и нравственность
Критерии нравственности политиков выражаются в мерах, которые предпринимаются ради населения страны. Если власти заботятся о стариках, выплачивают достойные пенсии, беспокоятся о том, чтобы все люди могли получить бесплатное медицинское обслуживание, к примеру, то можно говорить о нравственности власти.
Нравственные взгляды политиков всегда видны простому народу, тем, кто избрал власть. Вообще, человек, наделённый властью, должен действовать в интересах населения страны.
Принципы нравственности не позволят такому политику принимать законы, которые ущемляют права населения. Он будет делать всё, что в его силах, чтобы помочь всем социальным классам. Общая ситуация в нашей стране заставляет многих граждан задуматься о нравственности политиков.
Нравственность и духовность
Высокая нравственность отмечается у верующих людей. Духовно развитые люди всегда остаются глубоко нравственными. Они руководствуются неписаными правилами. Живут, чтобы сделать мир совершеннее. Здесь мы не будем говорить о тех, кто только притворяется верующим, духовным. Такой человек, прикрывается заповедями ради собственной наживы.
Приведём простой пример, который понятен каждому гражданину. Мы знаем, что многие священнослужители ездят в роскошных машинах, живут в богатейших особняках, в то время как их прихожане жертвуют храмам последние деньги. Трудно назвать таких священников нравственными людьми.
В то же время среди духовенства находятся и те, кто готов разделить последний кусок хлеба с нищим. Духовность и нравственность – совместимые понятия. Безнравственный человек не может быть духовным.
Гуманизм как основной принцип морали
Гуманизм является основополагающим принципом нормы общественной морали. Под ним понимают убеждение в том, что у каждого человека есть право на счастье и бесчетное множество возможностей для того, чтобы это право реализовать, и что в основе каждого общества должна лежать идея о том, что каждый его участник имеет ценность и достоин защиты и свободы.
Основная идея гуманизма может быть выражена в общеизвестном правиле: «относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Другой человек в этом принципе рассматривается, как заслуживающий тех же благ, что и любой конкретный человек.
Гуманизм предполагает, что общество должно гарантировать основные права человека, такие как право на жизнь, неприкосновенность жилища и переписки, свободу вероисповедания и выбора места жительства, запрет принудительного труда. Социум должен прилагать усилия к тому, чтобы поддерживать людей, по тем или иным причинам ограниченным в своих способностях. Способность принять таких людей отличает человеческое общество, которое не живет по законам природы с естественным отбором, обрекая на гибель недостаточно сильных. Гуманизм также формирует возможности для человеческого счастья, вершиной которого является реализация его знаний и умений.
Правильно питаться нужно для верного развития сознания?
Рассуждалочка о примерах моральных норм от Александра Владиславовича Измайлова.
Человек — существо моральное, поэтому только человек совершает аморальные [противоречащие моральным нормам] поступки.
Но зададимся праздным на первый взгляд вопросом: что происходит с человеком в результате совершения аморального [идущего против общепринятых моральных норм] поступка?
К примеру, человек знает, что мясо вредно, что животные страдают, что в пожирании чужой плоти есть что-то жестокое и даже кровавое, знает, что пиво убивает почки, ведёт к циррозу печени, панкреатиту и разбуханию сердца, то есть, человек знает, что пить пиво и неумеренно есть мясо нельзя. Но человек пьёт пиво и ест мясо.
И кто его накажет?
Публика уверяет нас, что преступника накажет сама жизнь, болезни и скорая смерть. Но преступник не умирает, не болеет, живёт припеваючи и жизнь его не казнит.
- Кстати, а кто сказал, что пиво и шашлык нельзя? Это сказал могучий умом и телом Моральный Великан.
- Кто его видел? Все и никто. Потому что голос Морального Великана — один из наших внутренних голосов.
- Тогда спросим: а кому перечит едок шашлыков? Своему внутреннему моральному голосу.
- И что из этого выходит? Выходит конфликт.
— Эй, ты, великан! Я тебя не боюсь! Хи-хи!
— Ты жестоко поплатишься!
— А вот и не поплачусь!
— Ты дерзкий хулиган!
— Это как посмотреть. Я смельчак! И девочкам это нравится.
И вот с этого дня Моральный Великан покидает шалуна, предоставляя его его же собственной судьбе. Или не покидает? Да вроде бы не покидает. Он лишь замолкает, а сам подстерегает, и ждёт, когда шалун сделает неправильный глоток, поперхнётся, тут-то Великан и отомстит.
— Что, подавился? А я предупреждал!
Но шалун продолжает гнуть свою линию. Собственно, следствием его внутреннего конфликта оказывается именно то, что он продолжает упорно «гнуть линию» [нарушения им моральных норм], которая всё больше изгибается прочь от праведной прямой Морального Великана.
И тут-то самое время блеснуть догадке: шалун любит не пиво, и не шашлыки. Он любит гнуть линию, а любовь к шашлыкам и пиву — только эпифеномен, так сказать, дериват его любви к непослушанию, [непреодолимая страсть к нарушению моральных норм, протест против морали].
А почему он так любит непослушание?
Милосердие как основной принцип морали
Под милосердием понимают готовность человека помогать нуждающимся в этом людям, сострадать им, воспринимая их мучения как свои и желая облегчить их страдания. Многие религии обращают пристальное внимание на этот моральный принцип, особенно буддизм и христианство. Для того чтобы человек был милосерден, необходимо, чтобы у него отсутствовало разделение людей на «своих» и «чужих», чтобы он видел в каждом «своего».
В настоящее время большой акцент делается на том, что человеку следует активно помогать тем, кто нуждается в милосердии, причем важно, чтобы он не только оказывал практическую помощь, но и был готов поддержать морально.
Обращаясь к духовности
Многие аморальные поступки являются безнравственными не только с человеческой точки зрения, но ещё и с религиозной. Взять, к примеру, алчность. Нездоровая тяга к материальным благам нередко толкает людей на совершение ужасных поступков, при помощи которых у них получается утолить своё корыстолюбие.
Гордыня, являющаяся одним из семи смертных грехов в католичестве, также относится к безнравственным качествам. Непомерная заносчивость и неуважение к другим людям никого не делают лучше. Точно так же, как и прелюбодеяние. Супружеская измена – это грех, аморальный поступок, предательство и унижение того, кому была дана клятва верности. Человек, её совершивший, не достоин доверия, уважения и доброго отношения.
Тщеславие воспринимается многими как социально-психологическое свойство личности, которое, впрочем, не красит людей. Зачастую они эгоистичны, высокомерны, постоянно жаждут убеждения в собственном превосходстве. Казалось бы, разве плохо ценить и любить самого себя? Нет, это нормально. Но только тщеславие подразумевает выставление всего перечисленного напоказ, что обычно осуществляется через унижение или пренебрежение другими людьми.
Мораль и право
Право и мораль находятся в тесном контакте, поскольку вместе формируют правила в обществе, однако имеют ряд существенных различий. Соотношение норм права и морали позволяет выявить их различия.
Нормы права документированы и разрабатываются государством как обязательные к выполнению правила, за несоблюдение которых неминуемо следует ответственность. В качестве оценки используются категории законного и незаконного, и оценка эта является объективной, построенной на регламентирующих документах, таких как конституция и различные кодексы.
Моральные нормы и принципы более гибкие и разными людьми могут быть восприняты по-разному, также могут зависеть от ситуации. Они существуют в обществе в виде правил, которые передаются от одного человека другому и нигде не зафиксированы документально. Нормы морали достаточно субъективны, оценка выражается через понятия «правильно» и «неправильно», их несоблюдение в ряде случаев не может привести к более серьезным последствиям, нежели общественное порицание или просто неодобрение. Для человека нарушение моральных принципов может привести к мукам совести.
Отношение к животным
Нельзя не затронуть вниманием и аморальные поступки людей касательно братьев наших меньших. Жестокое отношение к животным является не только преступлением, но ещё и острым нравственным вопросом. Индивиды, позволяющие себе плохо обращаться с братьями нашими меньшими, не принимаются нормальным, современным обществом. Они осуждаются и порицаются остальными людьми.
Жестокое обращение с животными является самым настоящим аморальным поступком. Оно не несет угрозы общественной безопасности. Но тем не менее является неприемлемым и недопустимым с другой, моральной точки зрения.