Что такое интеллект простыми словами: описание, отличие у мужчин и женщин, развитие IQ

В статье даны рекомендации как определить свой уровень умственных способностей, описана структура умственных способностей.

Говоря об умственных способностях, стоит остановиться на определении интеллекта. В психологии существует три разных взгляда на определение интеллекта:

  • Как аналог обучаемости, вид приобретения знаний (Полони).
  • Как способность к применению имеющихся знаний в процессе решения текущих жизненных задач (Пиаже).
  • Как способность приспосабливаться к новым, изменяющимся условиям жизни (Штерн).

Объединить эти взаимодополняющие формулировки попробовал Векслер, определив интеллект как способность, объединяющую рациональное мышление, целесообразное поведение и эффективное взаимодействие с миром. На сегодняшний день по вопросу определения интеллекта в психологии нет единого мнения.

Таких определений существует несколько. Так, интеллектом называют наиболее сложные умственные способности личности. Есть и такое определение: интеллект – это относительно устойчивая структура умственных способностей личности, в которую входят все полученные ею знания, весь опыт, а также способность к дальнейшему их накоплению и использованию в процессе мыслительной деятельности. Объём знаний и круг интересов – факторы, определяющие интеллектуальные качества человека. В более широком понимании интеллектом называют умственные способности человека, весь набор присущих ему познавательных процессов в совокупности. В узком понимании интеллект – это мышление, ум.

Следует различать умственные способности и интеллект. Умственные способности человека составляют набор знаний и умений, которыми он владеет, сюда же входит набор умственных действий, которые человек на протяжении жизни сформировал, получая знания. А интеллект – это всё то, что благоприятствует успешному усвоению знаний, умений и навыков. Это суммирующий итог всех познавательных процессов.

В психодиагностике, измеряя интеллект, измеряют структуру познавательных свойств человека. Эта структура возникает на основе наследственных задатков и формируется в процессе взаимодействия с ними.

Что такое интеллект

Интеллект – способность осознавать новые ситуации, обучаться, понимать и применять в жизни абстрактные понятия (видеть отдельные свойства предметов и явлений), использовать свои знания в соответствии с требованиями окружающей среды.

В Большом психологическом словаре слово значит (англ. intelligence; от лат. intellectus — понимание, познание)

  • общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе др. способностей;
  • система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения;
  • способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме».

Уровни интеллектуальной активности

Существует в психологии и такое понятие, как уровни интеллектуальной активности.

Исследователи выделяют три таких уровня:

  • Стимульно-продуктивный – когда умственная деятельность обусловлена лишь воздействием внешних факторов.
  • Эвристический – это спонтанная познавательная деятельность, которая приводит к открытию ряда закономерностей.
  • Креативный – высший уровень умственной деятельности, при котором происходит полноценное проникновение в суть изучаемых вещей, решение имеющихся проблем и постановка новых задач.

На первом уровне интеллектуальная деятельность ограничена заданным или первоначально найденным путём. Человек может исследовать различные явления и решать разные задачи, но лишь как частные, не имеющие связи друг с другом. На этом уровне, однако, интеллектуал может выдвигать достаточно смелые гипотезы.

На втором уровне исследователь может сопоставлять разрозненные явления и проблемы и находить в них нечто общее, выявлять новые закономерности. Познание в этом случае происходит эмпирическим путём.

На третьем уровне сопоставление разных явлений и нахождение у них общего становится не просто отдельным приёмом, а само по себе является проблемой, требующей глубокого проникновения в суть вещей. В данном случае исследователь задействует теоретический путь познания.

Интеллектуальные действия личности подразделяются на уровни и другим способом.

В этом случае выделяются два уровня:

  • Действия личности на уровне социального индивида, при этом деятельность человека обусловлена поставленной задачей и желаемыми результатами.
  • Действия творческой личности; в этом случае результат оказывается шире поставленной цели и порождает новые задачи.

Деятельность индивида постепенно перестаёт быть ответом на изначально поставленную задачу и принимает созидательный характер.

Деление работы интеллекта на уровни отражает и историю развития умственной деятельности у человека. То есть первые люди пассивно решали стоящие перед ними задачи, сформированные самой природой, и стремились к биологическому выживанию, познание носило скорее приспособительный характер. Впоследствии появилась первобытная «научная» деятельность, когда путём поисков, проб и ошибок (эмпирическим путём) люди находили новые закономерности в строении окружающего мира и пытались использовать их в своей практике. Наконец, в самое позднее время сформировалась теоретическая наука, имеющая развитый методологический аппарат и глубокие критерии познания истины.

Для наглядности можно использовать также знаменитую пирамиду Маслоу, которая отражает иерархию потребностей человека. По ней видно, что потребность в творчестве и духовном развитии является высшей, и для её достижения нужно пройти более низшие уровни. В соответствии с этим и работает интеллект: вначале он направлен на то, чтобы достигать насущных целей и решать конкретные задачи (поиск еды, жилья, достижение материального благополучия), затем появляются возможности для познания чего-то нового, а на самом высоком уровне возникает возможность для творческой деятельности.

Связь с мышлением

Мышление и интеллект – это термины, которые по содержанию близки друг другу. Эти понятия являются отличительными чертами человека.

В обыденной речи понятию интеллект будет соответствовать словосочетание «умственные способности». Определение интеллекта – это совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успешность мыслительной деятельности.

Мышление – это высший психологический процесс, который связан с речью, с постоянным познанием нового, повседневными открытиями, творческой деятельностью.

Из этого можно сделать вывод, что мышление входит в понятие интеллекта, что интеллект – это более широкое понятие, со сложной, разветвленной структурой.

Структура

Джой Гилферд, известный американский психолог, вывел собственную модель структуры интеллекта, которая называется «кубической». Согласно его идеям, интеллект состоит из трех блоков:

  • операции (включает перечень основных интеллектуальных процессов);
  • содержание (включает категоризацию информации, которая интеллектуально перерабатывается, по содержанию);
  • результаты (перечень результатов, получившихся в процессе мыслительной деятельности).

«Кубической» его модель называется потому, что для ее описания проще всего использовать куб, каждая из сторон которого является одним из упомянутых блоков.

Поскольку теория Гилферда является гибкой и открытой, было определено уже порядка 150 составляющих, в той или иной мере связанных с интеллектуальной работой.

Основные функции

Общий интеллект выполняет различные функции и задачи.

Функция интеллекта.Пример из жизни.
Познание окружающего мира в целом.Ребенок появляется на свет, постоянно познает новое, изучает мир, жизнь.
Формирование целей и задач, преодоление препятствий, возникающих на пути.Школьник поставил перед собой цель учиться на одни пятерки. Ему не давалась химия, но при помощи интеллектуальных усилий и регулярных занятий он смог разобраться с материалом.
Возможность прогнозировать события, предугадывать результаты своих действий.Человек понимает, что если он будет грубить окружающим, то его не будут уважать, поэтому он старается общаться вежливо.
Управление окружающим миром, создание новых реалий.Немецкий изобретатель Карл Бенц изобрел автомобиль, а раньше люди не могли представить себе ничего подобного.
Способность накапливать в процессе деятельности опыт, передавать его другим.Человек научился грамоте, обучил этому своих детей.
Возможность занимать определенное положение в обществе.Мужчина хорошо учился в школе и институте, стал инженером. Благодаря совокупности своих умственных способностей, он смог занять высокую должность, получить уважение среди коллег, хорошую характеристику от работодателя и рекомендации.
Развитие существующих умений.Школьник научился решать задачи на складывание и вычитание. Благодаря интеллектуальным усилиям, на основе этого он освоил деление и умножение, решение уравнений.
Возможность проявить свой талант.Девушка с детства занималась музыкой, что позволило ей занять призовое место в городском конкурсе талантов.
Самоутверждение, реализация себя как личности.Интеллект помог начинающему писателю создать качественное литературное произведение, заявить о себе.

Памятка об интеллекте

Основное понятие

Интеллект — качество психики, благодаря которому люди умеют адаптироваться к новым обстоятельствам и извлекать из них ценный опыт, принимать жизненные решения, используя ранее приобретенные способности и знания, успешно обучаться, работать в сферах, тесно связанных с умственным трудом, заниматься сложной, неоднородной деятельностью, требующей умения нестандартно мыслить.

Интеллект — это по сути комплекс различных умений, таких как способность работать с информацией, поступающей извне, отыскивать логические цепочки, качественно использовать логическое мышление и так далее.

Несмотря на то, что существуют животные с достаточно высокими интеллектуальными способностями (обезьяны, особенно шимпанзе и орангутаны, собаки, вороны, кошки, дельфины, свиньи, слоны), человек во многом их превосходит.

Интеллектуальное поведение свойственно и развитым животным, и людям, но обычно это определение применяется к животным.

Под интеллектуальным поведением подразумеваются действия существа, направленные на решение жизненной задачи, вплоть до придумывания новых методов, алгоритмов, основанных на анализе ситуации.

Они не связаны с инстинктами и изначально существующими способностями существа напрямую. Некоторая часть животных, выведя определенный алгоритм, сохраняет его в течение жизни и даже делится своими достижениями с потомством.

Чем выше интеллект животного, тем заметнее будут проявления интеллектуального поведения.

Зоологи активно исследуют интеллектуальные умения животных при помощи наблюдения и экспериментов.

Одно из наиболее примечательных свидетельств их интеллектуального поведения — использование орудий для решения задачи (которой обычно является получение недоступного напрямую лакомства): палок, камней.

Например, в известном эксперименте на воронах исследователи размещают два высоких и узких сосуда. Один наполовину заполняется водой, другой — песком. В каждом из сосудов лежит лакомство.

Ворона не может достать его. Через некоторое время она начинает кидать лежащие рядом камни в сосуд с водой, уровень воды поднимается, и она забирает лакомство.

Некоторые виды животных (такие как шимпанзе) даже были замечены за изготовлением орудий, подходящих для их задач.

Понятия «интеллект» и «мышление» тесно связаны. Интеллект часто обозначают как способность использовать мышление.

А мышление — это уже конкретное когнитивное умение, благодаря которому человек познает окружающий мир, анализирует его.

Но интеллект включает в себя не только способность использовать мышление, но и умение применять когнитивные способности в целом, ибо без памяти, внимания, восприятия его невозможно представить.

История и теории – кто ввел понятие интеллекта

Впервые термин «интеллект» прозвучал в 20 веке, ввел его немецкий психолог Уильям Стерн.

Тесты на определение уровня IQ создал Альфред Бене. Основная задача – выявить уровень интеллекта у школьников, свойства интеллекта учащихся, понять, кто из них отстает по программе, кому требуется дополнительная помощь. Тест стал использоваться очень широко, появились различные его варианты. Сегодня такое тестирование оспаривается учеными, не все признают его достоверность и эффективность.

А как вы относитесь к тестированию на проверку интеллекта? Хоть раз в жизни проходили подобные тесты? Поделитесь в комментариях своим мнением и опытом.

Существует много теорий интеллекта, но наибольшей популярностью и распространенностью пользуются лишь несколько.

Теории интеллекта.В чем ее суть.
Общая теория интеллекта.Автор – Чарльз Спирмен. Считает, что интеллект имеет двухфазный характер. Состоит из общего интеллекта и g-фактора. Суть концепции в том, что между определенными видами интеллектуальной деятельности существует связь. Например, связаны между собой способности к математике и музыке. Если человек плох в музыке, то повышается вероятность, что и математические способности у него довольно посредственны.
Основные умственные способности.Предложил Луи Терстон. Он анализировал результаты различных тестов на умственные способности, выделил 7 основных: ассоциативная память, числовые способности, скорость восприятия, рассуждение, пространственная визуализация, вербальное восприятие, свободное владение словами.
Теория интеллекта Пиаже.Это поэтапная теория развития, освоения окружающего мира ребенком. Пиаже не согласен в тем, что интеллект – врожденная черта личности. Ученый считал, что его можно развивать в результате биологического созревания и контактов с окружающей средой. Согласно теории стадий Пиаже, каждый ребенок в интеллектуальном развитии проходит определенные этапы, всегда одинаковые (сенсомоторный интеллект, дооперациональные представления, период конкретных операций, период формальных операций).
Теория множественного интеллекта.Автор – Говард Гарнер. Предположил, что тестирование умственных способностей на основании IQ не отражает реальной картины происходящего. По его мнению, у человека существуют отдельные, множественные интеллекты, которые не зависят друг от друга. По Гарднеру, существует 7 типов интеллекта: телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный, логико-математический, музыкальный, натуралистический, вербально-лингвистический, визуально-пространственный.
Триархическая теория интеллекта.Создатель – Роберт Штенберг. Определяет интеллект как целенаправленную адаптацию и формирование тех качеств, которые имеют непосредственное отношение к жизни человека. Типы интеллекта, по его мнению, стоит рассматривать как индивидуальные таланты. Доказательство теории в том, что одни люди в чем-то талантливы, но в других вопросах не демонстрируют высоких способностей. По мнению Штенберга, существует «успешный интеллект». Он включает в себя аналитические, творческие, практические способности.
Теория эмоционального интеллекта.Разработчик – Питер Саловей Джон Майер. Эмоциональный интеллект – это способность контролировать свои эмоции, понимать чувства других людей, давать эмоциям соответствующие названия. Эмоциональный интеллект включает в себя эмпатию, самосознание, самоуправление, социальную осведомленность, навыки общения, навыки управления отношениями.
Подвижный и кристаллизовавшийся интеллект.Автор – Раймонд Кеттел. По его мнению, интеллект бывает подвижным и кристаллизовавшимся. Гибкий интеллект помогает решать проблемы, не обращаясь к предыдущим знаниям, задействовать абстрактное мышление. Гибкость интеллекта увеличивается по мере того как ребенок взрослеет. После 20 лет этот показатель идет на спад, это обусловлено психологией интеллекта и объемом жизненного опыта. Кристаллизовавшийся интеллект задействует уже имеющиеся знания и опыт (конкретные факты, знания, полученные в школе, мышечная память).

Какие бывают виды интеллекта

Крупный исследователь в области интеллектуального развития Раймонд Кэттелл считал, что интеллект следует разделять на два вида – подвижный и кристаллизовавшийся. Первый основан на логических операциях, умении решать задачи, выходящие за пределы имеющегося опыта. Второй основан на накопленном опыте и умении использовать имеющиеся знания и навыки.

Существует также деление на эмоциональный и социальный интеллект. Первый состоит в умении осознавать и понимать собственные эмоции и эмоции окружающих людей. Второй вид – это способность понимать поведение людей. Социальный интеллект – важнейшая часть общественной жизни человека, она позволяет взаимодействовать с другими людьми, строить различные отношения. Исследователи подчёркивают, что целью работы такого интеллекта является не глубина понимания, а социальное приспособление.

О разнообразии видов и форм интеллекта можно судить, к примеру, по культурным особенностям разных народов. Скажем, у негроидной расы сильнее всего развито конкретно-наглядное и пластическое мышление. Жители Африки – хорошие художники и отличные танцоры; они от руки могут изобразить то, что европейцы привыкли изображать только с помощью компьютерной графики. Рисование и танец в Африке играют роль своеобразных «алфавитов», из которых составляются особые языки. Европейское мышление – абстрактное. Живопись и танец в европейской культуре считаются искусством, то есть умением, доступным немногим; вместе с тем развиты звуко-буквенный алфавит, рассуждение абстрактными категориями, понимание таких феноменов, как закон, право, порядок и др. Азиатские народы монголоидной расы являются носителями «символьного» мышления. У них высокого развития достигли символьный (иероглифический) алфавит, система иносказаний; культура изобилует символами, лишёнными практического смысла и выражающими сложные идеи, а в поведении существенная роль отводится ритуалам и церемониям.

Имеются и другие способы деления интеллекта. Так, выделяют логический интеллект и пространственный, а последний подразделяется на физический, социальный, духовный, творческий, эмоциональный.

Структура интеллекта человека

Структура представляет собой следующие составляющие интеллекта:

  • общий интеллект (совокупность психических свойств, которые обеспечивают успех любой деятельности);
  • вербальный и невербальный человеческий интеллект (невербальный интеллект опирается на наглядно-действенное мышление, вербальный – использование словесно-логических форм);
  • частные интеллектуальные навыки (школьные знания, уровень обще эрудиции, обобщение, абстрактное мышление и т.д.).

Структура интеллекта

Уровни интеллекта

Интеллектуальный уровень – это тот самый IQ. Согласно данным, которые получаются в результате опроса, уровни интеллекта представлены в таблице.

Выше 140Человек обладает отличными творческими способностями, может добиться значительных успехов в разных отраслях научного знания. Они известны своими выдающимися способностями, вносят вклад в науку и развитие общества в целом. Представители – Билл Гейтс, Стивен Хоукинг.
От 131 до 140Очень высокие показатели уровня интеллекта, ими обладают лишь 3% населения людей. Их можно охарактеризовать как очень одаренных, успешных людей. Они также способны достичь высот в науке, творчестве. Представители – Николь Кидман, Арнольд Шварцгнеггер.
От 121 до 130Показатель выше среднего, наблюдается у 6% населения. Такие люди сразу видны в старших классах школы, в университетах. Без особых усилий они отлично успевают по всем предметам, ведут активную общественную и творческую деятельность, получают красные дипломы и золотые медали. В выбранных профессиях такие люди достигают особых высот, успешно продвигаются по карьерной лестнице.
От 111 до 120Представители – очень усидчивые и трудолюбивые люди, которые всю жизнь пытаются узнавать что-то новое, учиться, развиваться. Таких людей приблизительно 12%.
От 101 до 110Средний уровень интеллекта, который позволяет человеку добиться заметных высот, но не грандиозного успеха. Расстраиваться не стоит, ведь такой интеллект можно развивать, прокачивать, подобно тому, как спортсмены наращивают мышечную массу.
От 91 до 100Также средний показатель интеллекта. При должных усилиях, такие люди способны хорошо учиться в школе, закончить ВУЗ. В качестве будущей профессиональной деятельности обычно выбирают профессии среднего звена, которые не требуют серьезных интеллектуальных усилий.
От 81 до 90Представители такого уровня интеллекта в школе учатся неплохо или средне. Высшее образование получают редко, предпочитают ограничиться техникумом, колледжем. Успешно трудятся в сферах, где нужно применять физическую активность и уметь работать руками.
От 71 до 80Люди обычно имеют умственную отсталость в легкой степени. Они заканчивают общеобразовательные школы со средними или удовлетворительными отметками, могут обучаться в специализированных школах.
От 51 до 70Более серьезная форма умственной отсталости, но такие люди могут самостоятельно себя обслуживать, выполнять работу, не требующую интеллектуальных усилий, являться полноправными членами общества. Учатся они в специализированных школах.
От 21 до 50Такой уровень интеллекта присущ 2% населения, он характеризуется как выраженное слабоумие, средняя степень умственной отсталости. Люди не обучаемы, но могут справляться с элементарными бытовыми вещами. Для более сложных манипуляций им требуется помощь опекунов.
До 20Тяжелая форма умственной отсталости, люди не поддаются обучению и воспитанию. Они существуют в своем собственном мире, в современных реалиях не смогут выжить без помощи опекунов.

Сведения о коэффициенте

Вопреки распространенному мнению, измерить интеллект крайне сложно, поскольку, как упоминалось, он состоит из множества различных способностей.

И даже существующие тесты, созданные известными психологами, нельзя считать идеальным способом измерения: зачастую они измеряют лишь некоторые из компонентов интеллекта.

Их удобно применять для выявления людей с недостаточными интеллектуальными способностями, что помогает в диагностике некоторых заболеваний, но гениев с их помощью отыскать затруднительно, поскольку гениальность — также сложная структура, состоящая из множества компонентов.

Наиболее известными тестами, выявляющими коэффициент интеллекта, являются:

  • тест Ганса Айзенка;
  • тест Равена (Рейвена);
  • тест Векслера.

Тесты, показывающими уровень IQ, неоднократно критиковали разные исследователи, например математик Виктор Васильев, который отыскал в опроснике Айзенка ошибки.

Также замечено, что уровень IQ слабо коррелирует с вероятностью, что человек достигнет успеха в жизни и будет счастлив.

Тот тип интеллекта, который может быть измерен при помощи вышеупомянутых тестов, называется психометрическим. Его проявления достаточно просто выявить и зафиксировать.

Факты:

  1. Крайне важно, чтобы человек на этапе формирования (во время вынашивания и в детском возрасте) получал достаточное количество йода. Средний IQ в регионах, в которых дети и беременные недополучают йода, ниже на 10-15 баллов, чем в регионах, в которых этой проблемы нет.
  2. Люди, имеющие высокий IQ, чаще страдают ментальными болезнями, особенно тревожным расстройством.
  3. Мэрилин вос Савант — американская женщина, имеющая самый высокий IQ в мире: 228. Она занимается журналистской деятельностью и пишет книги.

Большое значение имеет степень развитости эмоционального интеллекта (EQ). Людям с развитым EQ проще взаимодействовать с окружающими, адаптироваться в социуме и достигать успеха в работе.

Признаки высокого интеллекта

Высокий интеллект, с наибольшей вероятностью, будет у людей, которые обладают следующими умениями, навыками, качествами:

  • умение человека не отвлекаться постоянно на постороннее, фокусировать свое внимание на чем-то одном, полностью отдаваться делу;
  • ночной образ жизни, биоритм – сова;
  • легкая адаптация к условиям окружающей среды, умение быстро менять свое поведение в зависимости от ситуации;
  • отсутствие боязни признаться в незнании чего-то (не знать и не уметь не страшно, ведь этому можно научиться);
  • любознательность, умение восхищаться;
  • открытость для всех новых идей и возможностей, умение рассматривать альтернативные решения и точки зрения;
  • умение получать удовольствие, находясь наедине с самим собой;
  • хороший самоконтроль, умение все планировать наперед, ставить перед собой конкретные цели;
  • развитое чувство юмора;
  • способность к эмпатии, умение ставить себя на место собеседника;
  • умение видеть параллели и ассоциации, которые не замечают другие (например, и ботинок, и карандаш оставляют след);
  • умного человека можно заметить за выполнением рутинной работы, так он обдумывает более важные задачи;
  • признак высокого уровня развития – мысли о предназначении, смысле жизни, осознанный подход к происходящему.

Дополнительная информация по теме:


Картиночный тест на определение психологического состояния — что вы видите первым


Кто такой амбидекстр и его уникальность — упражнения, чтоб научиться владеть двумя руками сразу


Что такое индивидуальность — что помогает и мешает стать уникальным притягательным человеком

Интеллектуализация в психологии

Интеллектуализация — одна из форм психологической защиты, при которой человек закрывается от своих чувственных ощущений и начинает воспринимать то, что чувствует, на интеллектуальном уровне. Это помогает уменьшать влияние эмоций на поведение и решения, действовать более разумно, правильно.

Но любые защитные механизмы психики негативно влияют на то, как индивид воспринимает реальность и себя. В данном случае интеллектуализация приводит к тому, что индивид перестает осознавать важность своего эмоционального состояния.

Люди, активно использующие подобную защиту, с трудом выражают эмоции, что усложняет взаимодействие с окружающими, особенно в случае тесных социальных взаимоотношений (любовь, дружба).

Считается неотъемлемой частью личности шизоидов (подразумевается и шизоидная акцентуация, и шизоидное расстройство личности).

О симптомах и лечении эмоционального расстройства личности читайте здесь.

Какой показатель говорит об «отсталости»

Умственные способности человека могут быть сниженными. Об этом говорит ряд симптомов:

  • неспособность или низкая способность мыслить абстрактными категориями (выделять);
  • неумение обобщать, систематизировать полученную информацию;
  • отсутствие критического мышления;
  • привычка мыслить конкретно, узко;
  • небольшой, бедный словарный запас;
  • скудность эмоций;
  • повышенная внушаемость, ведомость;
  • недюжинное упрямство.

Можно ли совершенствовать интеллектуальность?

Интеллект человека поддается корректировке, его можно улучшать, обогащать, развивать.

Какие факторы влияют на умственные способности

Высокий интеллект не всегда дается от природы. На интеллект влияет множество факторов извне.

Наследственность и строение мозга влияют на мышление, интеллектуальный арсенал человека. Например, от того, насколько эффективно работают лобные доли, зависит процесс обработки информации.

На интеллект ребенка влияет то, как питалась мать во время беременности. Если мать питалась правильно, избегала вредных привычек, то с повышенной доле вероятности у нее родится интеллектуальный человек.

Если родители обладают талантом воспитания, то у них вырастет интеллектуально развитый ребенок. Он будет интересоваться новыми знаниями, проявлять заинтересованность, старательно учиться.

Исследования показывают, что дети, у которых нет родных братьев и сестер, являются более интеллектуально развитыми, чем дети из больших семей. Это связано с тем, что одному ребенку родители уделяют куда больше внимания, больше в него вкладывают, чем в нескольких детей.

Если ребенок страдает заболеваниями, такими как синдром Дауна или фенилкетонурия, обладает другими особенностями развития, то вероятность отставания в интеллектуальном плане повышается.

Возрастные различия

Фундамент интеллекта закладывается в период от 5 до 7 лет. Полностью его возможности раскрываются ближе к 20 годам. Но и после 20 лет интеллект развиваться может, но уже в гораздо более медленном темпе.

Математические способности у человека раскрываются в 30-35 лет. Если к этому времени он не добился значительных успехов в математике, то теперь уже вряд ли добьется.

Врачи и ученые из области естественных наук демонстрируют пик своего интеллекта в 42-45 лет.

Психологи и философы полностью раскрываются ближе к 50-55 годам.

Но есть и способности, которые развиваются на протяжении всей жизни, могут проявиться даже в глубокой старости. Это художественные способности, которые касаются разных областей искусства (танцы, живопись, пение, актерское мастерство).

Снижаются ли интеллектуальные возможности у пожилых людей?

Пожилые люди подвержены старческим заболеваниям, которые отрицательно влияют на мозг (склероз, деменция, старческое слабоумие). Но если заниматься своим интеллектуальным развитием, то живой и пытливый ум можно будет сохранить до самой старости.

Гендерные различия

Интеллектуальные различие между мужчинами и женщинами всегда являлись предметом для жарких споров и обсуждений. С древних времен считалось, что женщины менее развиты, чем мужчины.

Законы и традиции не позволяли женщинам заниматься многими видами деятельности, в том числе, и интеллектуальными. Из-за этого пошел миф, что женщины в этом плане менее развиты, чем мужчины. Такая практика есть и в тех странах, где женщина находится в приниженном положении. Интеллект у нее действительно ниже, но причина банальна – отсутствие возможности учиться.

Однако, исследования показали, что мозг у мужчин ничем не лучше, чем женский. В некоторых видах интеллектуальной деятельности женщины способны разобраться лучше, чем мужчины.

То есть, различия структуры мозга у мужчин и женщин не определяют степень интеллекта. И женщина, и мужчина могут одинаково успешно выполнять одну и ту же работу.

То, что мозг мужчины весит больше, не делает его интеллект более острым. Повышенный уровень гормонов также неоднозначно влияет на интеллект, может снижать или повышать его.

Если говорить абстрактно, то мужчина, хорошо владеющий интеллектом, ничем не отличается от развитой женщины.

А что вы думаете по поводу различий интеллекта мужчины и женщины? Поделитесь своими мыслями в комментариях.

Способности и интеллект

Проблема способностей и интеллекта в современном обществе выходит за рамки узко профессиональных психологических проблем и приобретает социальное значение. С одной стороны, она лежит в основе самоопределения человека, его самореализации, зачастую являясь причиной как внутриличностных, так и межличностных конфликтов и создавая напряжение в случае нереализации тех или иных способностей. С другой, — обеспечивает потребность общества в трудовых ресурсах, по направленности и квалификации соответствующих той стадии развития, на которой общество находится. В соотношении этих двух сторон одной проблемы также кроется множество конфликтов, так как потребности общества в определенных видах деятельности и способности человека к ним зачастую не совпадают.

Способности человека представляют главное условие эффективности реализации им той или иной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе деятельности, и в связи с этим специалисты выделяют как бы две стороны способностей: пассивную – пока человек не начинает деятельность, невозможно судить о наличии способностей, активную – человека что-то побуждает заниматься определенным видом деятельности. С последней тесно связано такое понятие, как склонности человека к определенным видам деятельности. А.В. Орлов считает, что под склонностью следует понимать не любую, а вполне определенную, внутренне мотивированную предрасположенность к деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые цели, но и сам процесс деятельности. Склонность выступает как «потребностное отношение» к деятельности, к которой данное лицо особенно неравнодушно. В.Н. Мясищев отмечает такую особенность склонности, како неустанное внимание к из­бранной деятельности, неутолимая любовь к ней, это негаснущее увлечение

Специфические особенности склонности Е.П. Ильин обозначает следующим образом: а) как побуждение к деятельности склонность всегда соответствует содержанию дея­тельности (она внутренне мотивирована своим содержанием, типом деятельно­сти; например, при выборе вида спорта склонность к работе «взрывного» характера приводит к занятиям спринтом, склонность к разнообразной деятельнос­ти, к занятиям спортивными играми и т.д.); б) склонность определяется чаще всего стабильными типологическими особенностями свойств нервной системы, уровнем активированности мозга, она является устойчивым вектором выбора вида деятельности; в) деятельность в соответствии со склонностью всегда личностно значима, занима­ет важное место среди ценностей человека, способствует формированию направ­ленности личности, определенного видения мира; г) склонность при выборе адекватной ей деятельности перерастает в стойкий инте­рес; д) при отсутствии деятельности, соответствующей склонности, у человека появля­ется скука и неудовлетворенность своими занятиями. Следовательно, можно предположить, что в условиях нереализации имеющейся у человека склонности к определенному виду деятельности возможны негативные реакции, а так как природа не терпит пустоты, то место скуки и неудовлетворенности могут занять социально неодобряемые проявления личности. Поэтому в консультационном процессе особое значение приобретает оказание клиенту помощи в своевременном выявлении тех или иных способностей и разработка стратегии по их реализации.

Различают общие и специальные способности. Общие способности — относительно стабильные свойства личности, которые проявляются в успешности освоения знаний, в овладении и реализации различных видов деятельности. Специальные способности – свойства личности, которые позволяют достигать значительных результатов в том или ином конкретном виде деятельности.

К общим способностям относят познавательные, или умственные, психомоторные и духовные. Психомоторные способности проявляются при реализации сенсомоторных процессов и моторных действий. В качестве основных показателей психомоторных способностей выделяют: скорость, силу, темп (количество движений за определенный промежуток времени), ритм, координацию, точность и легкость, пластичность и легкость.

Духовные способности представляют собой индивидуальное своеобразие психических процессов человека, проявляющееся в отношении к окружающему миру, к проблемам окружающих людей. Выделяют такие духовные способности, как сопереживание, сострадание, способности к самопознанию и самосознанию, способности видеть красивое, отражать гармонию объективного мира, способности быть благодарным и делать добро. Критерием духовных способностей является поступок.

Познавательные способности являются орудием познавательной деятельности и познавательной активности человека. К ним относят способности, связанные с уровнем развития познавательных психических процессов: восприятия – перцептивные способности, памяти – мненмические, внимания – аттенционные, мышления – мыслительные, воображения – имажинитивные способности. Совокупность же познавательных способностей составляет основу интеллекта.

В.Н. Дружинин предложил рассматривать общие способности как целостную работу психики по оперированию знаниями. В этом процессе он выделил приобретение знаний, применение знаний и преобразование знаний (рис. 2.1).

Оперирование знаниямиПриобретение знанийПреобразование знанийПрименение знаний
СпособностиОБУЧАЕМОСТЬКРЕАТИВНОСТЬИНТЕЛЛЕКТ
МотивацияПознавательная активностьСамоактуализация и творческая активностьМотивация достижений и адаптивность

Рис. 2.1. Схема общих способностей по В.Н. Дружинину

Способность к обучаемости характеризует способность к приобретению знаний и ведущей мотивацией к этому процессу является познавательная активность человека («хочу все знать»). Креативность характеризуется способностью преобразовывать знания и связана с воображением, порождением гипотез, склонностью к фантазированию. Ведущей мотивационной направленностью для ее реализации служит стремление к самореализации, творческая активность. Способность к применению знаний, как выходная характеристика в этой схеме, отождествляется со способностью решать задачи на основе имеющихся знаний, или интеллектом. Ведущей мотивацией в реализации интеллектуальных способностей является мотивация достижений и адаптивное поведение в окружающей среде.

Все выделенные виды общих способностей во многом коррелируют между собой, однако полного соответствия, разумеется, не существует. Человек, обладающий выраженной способностью к приобретению знаний, которая подтверждается учебной успеваемостью, не всегда способен применить свои знания в реальной жизни («синдром отличника»), высокий уровень интеллекта еще не говорит о творческих возможностях человека, умении найти новое, нестандартное решение. В этом несовпадении выраженности разных видов способностей кроются многие социальные проблемы клиентов: обладатель «красного диплома» может оказаться несостоятельным в решении практических задач в трудовой деятельности, ярко выраженный интеллектуал может проигрывать людям с меньшим уровнем интеллекта, но обладающим творческими способностями. Такие несоответствия приводят человека к внутренним конфликтам (высокий уровень притязаний и низкий уровень достижений, неоправданные ожидания), крушению жизненных планов и, как следствие, негативному отношению к жизни.

Способность к обучению достаточно наглядно проявляется в процессе учебной деятельности. Прогнозировать успешность обучения можно посредством изучения уровня развития познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления) с использованием тестовых методик, соответствующих возрасту. В случае возникновения проблем, связанных с обучаемостью, рекомендуется использовать техники по развитию этих процессов. Так, для развития внимания и памяти хорошо зарекомендовал себя метод развития эйдетической памяти.

Проблема интеллекта в настоящее время является наиболее дискуссионной и волнует, как уже говорилось, не только специалистов, но и широкую общественность. Применение интеллектуальных тестов, раскрывающих индивидуальные различия в способностях, дифференцирует тем самым людей на более способных и менее способных. Такая дифференциация в современном мире имеет серьезные последствия и сопряжена со значительными этическими проблемами. Еще Ларошфуко в свое время язвительно о.

Термин «интеллект», помимо научного определения, которое также на сегодняшний день во многом зависит от теоретических позиций того или иного автора, по словам В.Н. Дружинина, «как старый крейсер ракушками, оброс бесконечным количеством обыденных и популяризаторских истолкований». В настоящее время выделяются два основных подхода к определению интеллекта: 1) интеллект – это то, что измеряют тесты интеллекта; 2) интеллект – это то, что обеспечивает эффективность адаптации в сложной среде.

Измерительный подход к определению интеллекта имеет давнюю традицию. Суть его лежит в конструировании задач: уровень интеллекта определяется на основе успешности решения разного рода задач, приближенным к тем, которые человек решает в повседневной жизни. Сторонник такого подхода Г. Айзенк о. Недостатком такого подхода является тот факт, что в современных тестах на интеллект используется не только шкала отношений, предполагающая абсолютную точку отсчета, но и шкала интервалов, в которой нет абсолютной точки отсчета.

Невозможно определить интеллект вне многообразных форм взаимодействия индивида с окружающей средой. Поэтому определение интеллекта через приспособительную деятельность находит все больше сторонников. В русле этого направления интеллект определяется как некоторая способность, определяющая общую успешность адаптации человека к новым ситуациям посредством решения задачи во внутреннем плане («действия в уме») при доминирующей роли сознания над бессознательным.

В настоящее время существует большое количество интеллектуальных тестов, строение и содержание которых во многом опирается на теоретические взгляды их авторов на понимание и структуру интеллекта. Тест «Прогрессивные матрицы Равена», базирующийся на теории Спирмена, в которой выделяется G-фактор как общая способность и факторы специфических способностей, выявляет уровень развития общего G-фактора. Тест Векслера также диагностирует общий интеллект (G-фактор) и его составляющие – вербальный и невербальный интеллект.

Внефакторная модель интеллекта Г. Айзенка также примыкает к школе, подчеркивающей значение G-фактора. На основе своей модели Г. Айзенк разработал батарею интеллектуальных тестов, направленных не только на определение IQ клиента, но и позволяющих работать над развитием интеллектуальных способностей, что особенно важно для консультирования.

Предложенная Р. Кеттеллом модель также может быть отнесена к иерархическим моделям. В концепции Р. Кеттелла G-фактор складывается из двух общих факторов – текучего

(«свободного») интеллекта и
кристаллизованного
, или «связного» интеллекта. Кристаллизованный интеллект оценивает совокупность знаний и интеллектуальных навыков, приобретаемых личностью в процессе социализации, и является мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид. Текучий, или «свободный» интеллект, по мнению Р. Кеттелла, независим от приобщенности к культуре, его уровень определятся общим развитием «третичных» ассоциативных зон коры больших полушарий и проявляется при решении перцептивных задач (когда от испытуемого требуется воспринять и найти соотношение элементов). Для измерения текучего интеллекта Р. Кеттеллом разработан культурно-свободный тест интеллекта. Известно, что если показатели текучего интеллекта с возрастом снижаются, то кристаллизованный интеллект остается сохранным на поздних этапах жизни. Знание этого факта очень важно при консультировании по проблемам пожилого возраста.

Тесты структуры интеллекта основаны на модели Л. Терстоуна, который отрицал наличие общей основы интеллектуальных действий и выделял несколько несвязанных между собой интеллектуальных факторов (пространственное мышление, вычислительные способности. вербальные способности и др.). К числу наиболее употребляемых в России тестов структуры интеллекта принадлежит тест Р. Амтхауэра.

Близка к факторной модели и трехмерная модель интеллекта Дж.Гилфорда. В разработанной им модели каждый фактор интеллекта образуется сочетанием одного из типов интеллектуальных операций, области, в которой она производится (содержание), и получаемого результата. Гилфорд различает пять типов операций, составляющих первое изменение в его модели: понимание информации

(С),
запоминание
(М),
дивергентное мышление
, или производство логических альтернатив, связанных с предъявляемой информацией, многовариативный поиск решения проблемы (D),
конвергентное мышление
, или производство единственного логического следствия, поиск одного правильного решения (N) и
оценивание
– сравнение и оценка информационных единиц по определенному критерию (E). Второе измерение определяется в терминах
содержания и форм информации: образная
(F),
символическая
(S),
семантическая
(M) и
поведенческая
(B). Третье измерение представляет
результат приложения определенной интеллектуальной операции к конкретному содержанию и предстают виде: элементов, единиц
(U),
классов
(C),
отношений
(R),
систем
(S),
трансформаций
(T) и
импликаций
(I). Таким образом, предполагается существование 120 факторов интеллекта. Благодаря исследованиям Дж. Гилфорда обрел подлинную реальность термин «социальный интеллект», характеризующий интегральную интеллектуальную способность, определяющую успешность общения и социальной адаптации, им разработан тест исследования социального интеллекта.

Большой заслугой Гилфорда является также выделение дивергентного и конвергентного мышления. Конвергентное мышление направлено на поиск единственного верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта, а дивергентное связано с порождением множества решений на основе однозначных данных и является основанием творческости. Благодаря его работам получила распространение концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности. Для изучения креативности разрабатываются тестовые материалы, однако валидность большинства имеющиеся в настоящее время тестов креативности не доказана. Для выявления креативности больше походят так называемые естественные задания (сочинение стихов, рассказов, сборка мозаики и т.д.), а также биографический метод. Были выявлены личностные особенности творческих людей, такие как придание высокой ценности эстетическим качествам, широта интересов, энергичность, независимость суждений, автономность, уверенность в себе, способность разрешать парадоксы или примирять явно противоположные конфликтные элементы.

Анализ биографий творческих личностей свидетельствует, что творческие способности чаще развиты у первенцев в семье и детей, рано потерявших родителей. Кроме того, креативность связана как с наследственностью, так и с регламентацией окружения: чем менее регламентировано окружение ребенка, тем больше шансов проявления креативности в его деятельности.

При консультировании креативных личностей следует учитывать, что для проявления творчества нужна непринужденная свободная обстановка. Кроме того, многие исследования показывают, что сильные мотивации достижения, социального одобрения, соревновательная мотивация блокируют самоактуализацию личности, затрудняют проявление творческих способностей.

Было выявлено четыре группы детей с разными уровнями развития креативности и интеллекта, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решения жизненных проблем (Дружинин). Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью

, были уверены в своих способностях, имели адекватный уровень самооценки, обладали внутренней свободой и вместе с тем высоки самоконтролем. Проявляя большой интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, сохраняют личную независимость суждений и действий. Дети с
высоким уровнем интеллекта и низкой креативностью
стремятся к школьным успехам, крайне тяжело переживают неудачу, у них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей. Они избегают риска, сдержанны, скрытны, не любят высказывать публично свои мысли, дистанцируются от одноклассников. У них мало близких друзей. Они не любят быть предоставлены сами себе и страдают без внешней адекватной оценки своих поступков, результатов, деятельности.

Дети, обладающим низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности

часто попадают в ситуацию «изгоев». Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют увлечения «на стороне» (кружки, хобби и т.д.). Они более тревожны, страдают от неверия в себя, комплекса неполноценности. Учителя часто характеризуют их как тупых, невнимательных, поскольку они с неохотой выполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться. Дети с
низким уровнем интеллекта и творческих способностей
внешне хорошо адаптируются, держатся в «середняках», имеют адекватную самооценку и довольны своим положением. Низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.

Проблема способностей и интеллекта в современном обществе выходит за рамки узко профессиональных психологических проблем и приобретает социальное значение. С одной стороны, она лежит в основе самоопределения человека, его самореализации, зачастую являясь причиной как внутриличностных, так и межличностных конфликтов и создавая напряжение в случае нереализации тех или иных способностей. С другой, — обеспечивает потребность общества в трудовых ресурсах, по направленности и квалификации соответствующих той стадии развития, на которой общество находится. В соотношении этих двух сторон одной проблемы также кроется множество конфликтов, так как потребности общества в определенных видах деятельности и способности человека к ним зачастую не совпадают.

Способности человека представляют главное условие эффективности реализации им той или иной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе деятельности, и в связи с этим специалисты выделяют как бы две стороны способностей: пассивную – пока человек не начинает деятельность, невозможно судить о наличии способностей, активную – человека что-то побуждает заниматься определенным видом деятельности. С последней тесно связано такое понятие, как склонности человека к определенным видам деятельности. А.В. Орлов считает, что под склонностью следует понимать не любую, а вполне определенную, внутренне мотивированную предрасположенность к деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые цели, но и сам процесс деятельности. Склонность выступает как «потребностное отношение» к деятельности, к которой данное лицо особенно неравнодушно. В.Н. Мясищев отмечает такую особенность склонности, како неустанное внимание к из­бранной деятельности, неутолимая любовь к ней, это негаснущее увлечение

Специфические особенности склонности Е.П. Ильин обозначает следующим образом: а) как побуждение к деятельности склонность всегда соответствует содержанию дея­тельности (она внутренне мотивирована своим содержанием, типом деятельно­сти; например, при выборе вида спорта склонность к работе «взрывного» характера приводит к занятиям спринтом, склонность к разнообразной деятельнос­ти, к занятиям спортивными играми и т.д.); б) склонность определяется чаще всего стабильными типологическими особенностями свойств нервной системы, уровнем активированности мозга, она является устойчивым вектором выбора вида деятельности; в) деятельность в соответствии со склонностью всегда личностно значима, занима­ет важное место среди ценностей человека, способствует формированию направ­ленности личности, определенного видения мира; г) склонность при выборе адекватной ей деятельности перерастает в стойкий инте­рес; д) при отсутствии деятельности, соответствующей склонности, у человека появля­ется скука и неудовлетворенность своими занятиями. Следовательно, можно предположить, что в условиях нереализации имеющейся у человека склонности к определенному виду деятельности возможны негативные реакции, а так как природа не терпит пустоты, то место скуки и неудовлетворенности могут занять социально неодобряемые проявления личности. Поэтому в консультационном процессе особое значение приобретает оказание клиенту помощи в своевременном выявлении тех или иных способностей и разработка стратегии по их реализации.

Различают общие и специальные способности. Общие способности — относительно стабильные свойства личности, которые проявляются в успешности освоения знаний, в овладении и реализации различных видов деятельности. Специальные способности – свойства личности, которые позволяют достигать значительных результатов в том или ином конкретном виде деятельности.

К общим способностям относят познавательные, или умственные, психомоторные и духовные. Психомоторные способности проявляются при реализации сенсомоторных процессов и моторных действий. В качестве основных показателей психомоторных способностей выделяют: скорость, силу, темп (количество движений за определенный промежуток времени), ритм, координацию, точность и легкость, пластичность и легкость.

Духовные способности представляют собой индивидуальное своеобразие психических процессов человека, проявляющееся в отношении к окружающему миру, к проблемам окружающих людей. Выделяют такие духовные способности, как сопереживание, сострадание, способности к самопознанию и самосознанию, способности видеть красивое, отражать гармонию объективного мира, способности быть благодарным и делать добро. Критерием духовных способностей является поступок.

Познавательные способности являются орудием познавательной деятельности и познавательной активности человека. К ним относят способности, связанные с уровнем развития познавательных психических процессов: восприятия – перцептивные способности, памяти – мненмические, внимания – аттенционные, мышления – мыслительные, воображения – имажинитивные способности. Совокупность же познавательных способностей составляет основу интеллекта.

В.Н. Дружинин предложил рассматривать общие способности как целостную работу психики по оперированию знаниями. В этом процессе он выделил приобретение знаний, применение знаний и преобразование знаний (рис. 2.1).

Оперирование знаниямиПриобретение знанийПреобразование знанийПрименение знаний
СпособностиОБУЧАЕМОСТЬКРЕАТИВНОСТЬИНТЕЛЛЕКТ
МотивацияПознавательная активностьСамоактуализация и творческая активностьМотивация достижений и адаптивность

Рис. 2.1. Схема общих способностей по В.Н. Дружинину

Способность к обучаемости характеризует способность к приобретению знаний и ведущей мотивацией к этому процессу является познавательная активность человека («хочу все знать»). Креативность характеризуется способностью преобразовывать знания и связана с воображением, порождением гипотез, склонностью к фантазированию. Ведущей мотивационной направленностью для ее реализации служит стремление к самореализации, творческая активность. Способность к применению знаний, как выходная характеристика в этой схеме, отождествляется со способностью решать задачи на основе имеющихся знаний, или интеллектом. Ведущей мотивацией в реализации интеллектуальных способностей является мотивация достижений и адаптивное поведение в окружающей среде.

Все выделенные виды общих способностей во многом коррелируют между собой, однако полного соответствия, разумеется, не существует. Человек, обладающий выраженной способностью к приобретению знаний, которая подтверждается учебной успеваемостью, не всегда способен применить свои знания в реальной жизни («синдром отличника»), высокий уровень интеллекта еще не говорит о творческих возможностях человека, умении найти новое, нестандартное решение. В этом несовпадении выраженности разных видов способностей кроются многие социальные проблемы клиентов: обладатель «красного диплома» может оказаться несостоятельным в решении практических задач в трудовой деятельности, ярко выраженный интеллектуал может проигрывать людям с меньшим уровнем интеллекта, но обладающим творческими способностями. Такие несоответствия приводят человека к внутренним конфликтам (высокий уровень притязаний и низкий уровень достижений, неоправданные ожидания), крушению жизненных планов и, как следствие, негативному отношению к жизни.

Способность к обучению достаточно наглядно проявляется в процессе учебной деятельности. Прогнозировать успешность обучения можно посредством изучения уровня развития познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления) с использованием тестовых методик, соответствующих возрасту. В случае возникновения проблем, связанных с обучаемостью, рекомендуется использовать техники по развитию этих процессов. Так, для развития внимания и памяти хорошо зарекомендовал себя метод развития эйдетической памяти.

Проблема интеллекта в настоящее время является наиболее дискуссионной и волнует, как уже говорилось, не только специалистов, но и широкую общественность. Применение интеллектуальных тестов, раскрывающих индивидуальные различия в способностях, дифференцирует тем самым людей на более способных и менее способных. Такая дифференциация в современном мире имеет серьезные последствия и сопряжена со значительными этическими проблемами. Еще Ларошфуко в свое время язвительно о.

Термин «интеллект», помимо научного определения, которое также на сегодняшний день во многом зависит от теоретических позиций того или иного автора, по словам В.Н. Дружинина, «как старый крейсер ракушками, оброс бесконечным количеством обыденных и популяризаторских истолкований». В настоящее время выделяются два основных подхода к определению интеллекта: 1) интеллект – это то, что измеряют тесты интеллекта; 2) интеллект – это то, что обеспечивает эффективность адаптации в сложной среде.

Измерительный подход к определению интеллекта имеет давнюю традицию. Суть его лежит в конструировании задач: уровень интеллекта определяется на основе успешности решения разного рода задач, приближенным к тем, которые человек решает в повседневной жизни. Сторонник такого подхода Г. Айзенк о. Недостатком такого подхода является тот факт, что в современных тестах на интеллект используется не только шкала отношений, предполагающая абсолютную точку отсчета, но и шкала интервалов, в которой нет абсолютной точки отсчета.

Невозможно определить интеллект вне многообразных форм взаимодействия индивида с окружающей средой. Поэтому определение интеллекта через приспособительную деятельность находит все больше сторонников. В русле этого направления интеллект определяется как некоторая способность, определяющая общую успешность адаптации человека к новым ситуациям посредством решения задачи во внутреннем плане («действия в уме») при доминирующей роли сознания над бессознательным.

В настоящее время существует большое количество интеллектуальных тестов, строение и содержание которых во многом опирается на теоретические взгляды их авторов на понимание и структуру интеллекта. Тест «Прогрессивные матрицы Равена», базирующийся на теории Спирмена, в которой выделяется G-фактор как общая способность и факторы специфических способностей, выявляет уровень развития общего G-фактора. Тест Векслера также диагностирует общий интеллект (G-фактор) и его составляющие – вербальный и невербальный интеллект.

Внефакторная модель интеллекта Г. Айзенка также примыкает к школе, подчеркивающей значение G-фактора. На основе своей модели Г. Айзенк разработал батарею интеллектуальных тестов, направленных не только на определение IQ клиента, но и позволяющих работать над развитием интеллектуальных способностей, что особенно важно для консультирования.

Предложенная Р. Кеттеллом модель также может быть отнесена к иерархическим моделям. В концепции Р. Кеттелла G-фактор складывается из двух общих факторов – текучего

(«свободного») интеллекта и
кристаллизованного
, или «связного» интеллекта. Кристаллизованный интеллект оценивает совокупность знаний и интеллектуальных навыков, приобретаемых личностью в процессе социализации, и является мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид. Текучий, или «свободный» интеллект, по мнению Р. Кеттелла, независим от приобщенности к культуре, его уровень определятся общим развитием «третичных» ассоциативных зон коры больших полушарий и проявляется при решении перцептивных задач (когда от испытуемого требуется воспринять и найти соотношение элементов). Для измерения текучего интеллекта Р. Кеттеллом разработан культурно-свободный тест интеллекта. Известно, что если показатели текучего интеллекта с возрастом снижаются, то кристаллизованный интеллект остается сохранным на поздних этапах жизни. Знание этого факта очень важно при консультировании по проблемам пожилого возраста.

Тесты структуры интеллекта основаны на модели Л. Терстоуна, который отрицал наличие общей основы интеллектуальных действий и выделял несколько несвязанных между собой интеллектуальных факторов (пространственное мышление, вычислительные способности. вербальные способности и др.). К числу наиболее употребляемых в России тестов структуры интеллекта принадлежит тест Р. Амтхауэра.

Близка к факторной модели и трехмерная модель интеллекта Дж.Гилфорда. В разработанной им модели каждый фактор интеллекта образуется сочетанием одного из типов интеллектуальных операций, области, в которой она производится (содержание), и получаемого результата. Гилфорд различает пять типов операций, составляющих первое изменение в его модели: понимание информации

(С),
запоминание
(М),
дивергентное мышление
, или производство логических альтернатив, связанных с предъявляемой информацией, многовариативный поиск решения проблемы (D),
конвергентное мышление
, или производство единственного логического следствия, поиск одного правильного решения (N) и
оценивание
– сравнение и оценка информационных единиц по определенному критерию (E). Второе измерение определяется в терминах
содержания и форм информации: образная
(F),
символическая
(S),
семантическая
(M) и
поведенческая
(B). Третье измерение представляет
результат приложения определенной интеллектуальной операции к конкретному содержанию и предстают виде: элементов, единиц
(U),
классов
(C),
отношений
(R),
систем
(S),
трансформаций
(T) и
импликаций
(I). Таким образом, предполагается существование 120 факторов интеллекта. Благодаря исследованиям Дж. Гилфорда обрел подлинную реальность термин «социальный интеллект», характеризующий интегральную интеллектуальную способность, определяющую успешность общения и социальной адаптации, им разработан тест исследования социального интеллекта.

Большой заслугой Гилфорда является также выделение дивергентного и конвергентного мышления. Конвергентное мышление направлено на поиск единственного верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта, а дивергентное связано с порождением множества решений на основе однозначных данных и является основанием творческости. Благодаря его работам получила распространение концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности. Для изучения креативности разрабатываются тестовые материалы, однако валидность большинства имеющиеся в настоящее время тестов креативности не доказана. Для выявления креативности больше походят так называемые естественные задания (сочинение стихов, рассказов, сборка мозаики и т.д.), а также биографический метод. Были выявлены личностные особенности творческих людей, такие как придание высокой ценности эстетическим качествам, широта интересов, энергичность, независимость суждений, автономность, уверенность в себе, способность разрешать парадоксы или примирять явно противоположные конфликтные элементы.

Анализ биографий творческих личностей свидетельствует, что творческие способности чаще развиты у первенцев в семье и детей, рано потерявших родителей. Кроме того, креативность связана как с наследственностью, так и с регламентацией окружения: чем менее регламентировано окружение ребенка, тем больше шансов проявления креативности в его деятельности.

При консультировании креативных личностей следует учитывать, что для проявления творчества нужна непринужденная свободная обстановка. Кроме того, многие исследования показывают, что сильные мотивации достижения, социального одобрения, соревновательная мотивация блокируют самоактуализацию личности, затрудняют проявление творческих способностей.

Было выявлено четыре группы детей с разными уровнями развития креативности и интеллекта, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решения жизненных проблем (Дружинин). Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью

, были уверены в своих способностях, имели адекватный уровень самооценки, обладали внутренней свободой и вместе с тем высоки самоконтролем. Проявляя большой интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, сохраняют личную независимость суждений и действий. Дети с
высоким уровнем интеллекта и низкой креативностью
стремятся к школьным успехам, крайне тяжело переживают неудачу, у них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей. Они избегают риска, сдержанны, скрытны, не любят высказывать публично свои мысли, дистанцируются от одноклассников. У них мало близких друзей. Они не любят быть предоставлены сами себе и страдают без внешней адекватной оценки своих поступков, результатов, деятельности.

Дети, обладающим низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности

часто попадают в ситуацию «изгоев». Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют увлечения «на стороне» (кружки, хобби и т.д.). Они более тревожны, страдают от неверия в себя, комплекса неполноценности. Учителя часто характеризуют их как тупых, невнимательных, поскольку они с неохотой выполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться. Дети с
низким уровнем интеллекта и творческих способностей
внешне хорошо адаптируются, держатся в «середняках», имеют адекватную самооценку и довольны своим положением. Низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.

Диагностика и тестирование

Оценку интеллекту человека принято давать со порой на различные методики:

  1. Тест на Интеллект Кеттела. Опросник составляет 862 вопроса по разным тематикам (личность, характер, темперамент, работа, бизнес и т.д.).
  2. Тест на социальный интеллект Гилфорда. Дает возможность оценивать коммуникативные навыки человека, его адаптивность. Большинство вопросов представлено в виде картинок.
  3. Тест Векслера. Автор теста считал, что стоит отходить от стандартного понимания интеллекта. Есть еще множество факторов, которые влияют на разумность человека. Считается одним из самых известных и используемых.
  4. Тест прогрессивных матриц Равена. Измеряет логичность мышления, способность человека к обработке информации.
  5. Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Интеллект измеряется как набор психологических особенностей человека. Состоит из нескольких частей, посвящен разным аспектам мышления. Цель теста – определить умение создавать комбинации, способности к счету, умение концентрироваться на цели.
  6. Тест механической понятливости Беннета. Оценивает уровень технической подготовленности человека, его способность к обучению, пространственное мышление. Для тестирования отводится 30 минут.

Коэффициент интеллекта

Коэффициент интеллекта – это знаменитый IQ, который сегодня чаще всего выявляют при помощи теста Айзенка. Используется в школах, университетах, при приеме на работу. Позволяет выявить комплексную оценку умственного развития. Испытуемому придется решить 40 заданий, сложность которых постепенно возрастает.

Коэффициент интеллекта: методы определения

Коэффициент интеллекта – знаменитый ай-кью – определяет степень развития умственной деятельности человека. Иногда он используется и для того, чтобы оценить умственные способности животных в сравнении с человеком. Исследователи определили даже коэффициент интеллекта таких существ, как, например, дождевой червь.

Определение коэффициента производится с помощью особых тестов, которые позволяют выяснить различные факторы, например:

  • Уровень развития интеллекта в сравнении со среднестатистическим человеком (такого же или среднего возраста);
  • «Интеллектуальный возраст» человека в сравнении с его биологическим возрастом;
  • Наличие или отсутствие умственной патологии.

Составление тестов на «ай-кью» — достаточно сложная задача. Их результаты должны описываться так называемым «нормальным распределением» показателей, или распределением Гаусса. Это означает, что у 50 процентов людей уровень интеллекта должен быть от 85 до 115 единиц, а по 25 процентов людей он был бы ниже 90 и выше 110. Значение коэффициента интеллекта меньше 70 определяется как умственная отсталость.

Как повысить IQ у взрослого

Чтобы сделать интеллект заметно выше среднего, важно вести активную мозговую деятельность, но делать это правильно:

  1. Решать задачки, уравнения, складывать и вычитать в уме большие числа.
  2. Тренировать собственную память (выучивать наизусть стихи, тексты песен, отрывки прозаических произведений).
  3. Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни (правильно питаться, отказаться от вредных привычек, заниматься спортом, почаще гулять на свежем воздухе).
  4. Найти баланс между работой и отдыхом, давать мозгу передышку, высыпаться.
  5. Завести полезную ежедневную привычку – читать хотя бы по нескольку страниц в день. Это заставляет мозг работать, расширяет кругозор, пополняет словарный запас, повышает уровень образованности.
  6. Найти интеллектуальные развлечения. К ним относится посещение библиотек, интересных лекций и семинаров, походы в музеи, разгадывание кроссвордов и головоломок, чтение научной литературы.
  7. Изучать иностранные языки. Это тренирует память, улучшает деятельность мозга.
  8. Изменить своим многолетним привычкам. Например, в выходные не лежать на диване перед телевизором, а отправиться в поход с палатками всей семьей. Утром пойти на работу другим путем. Вместо привычных котлет приготовить на ужин блюдо, например, монгольской кухни.
  9. Осваивать новые навыки. Если давно хотелось научиться танцевать бальные танцы, то стоит записаться в танцкласс. Увлекающимся историей – присоединиться к археологической группе. Пишущим стихи – посетить литературную гостиную.

А вы повышаете собственный интеллект? При помощи каких упражнений делаете это? Поделитесь с другими читателями в комментариях.

Интеллектуальность Интеллектуал Интеллектуальный

Интеллектуальность как качество личности – способность координировать, накапливать знание, помогать обретать его людям, сделать развитие разума основным жизненным приоритетом.

Однажды Эйнштейна спросили, в чем он видит основное различие между собственным интеллектом и интеллектом других людей. Он задумался ненадолго, а затем ответил: «Если люди ищут иголку в стоге сена, то большинство из них останавливаются, как только найдут ее. Но я продолжаю поиски, обнаруживая вторую, третью и, возможно, если мне очень повезет, даже четвертую и пятую иголку».

Если общественное устройство представить в виде пирамиды, то интеллектуальность будет ее вершиной. Интеллектуалы помогают людям обретать знание. Это голова общества. Обновляя самих себя, постоянно находясь в развитии, в стремлении к новому знанию, истине, они становятся учителями, наставниками общества.

В древности во многих духовных традициях деление людей осуществлялось по их интеллектуальным, психофизическим склонностям, то есть классификация была природно-естественной. На базе этого естественного деления людей по качествам в обществе существовали четыре различных сословия. Первое сословие — это сословие интеллектуалов, то есть людей, которые посвящали себя развитию разума, интеллектуальному и духовному развитию общества, то есть по сути дела были духовными лидерами. Второе сословие — это сословие правящего класса и воинское сословие. Третье сословие — это люди, занятые бизнесом или производством каких-то материальных ценностей. Сюда в основном попадали люди, занятые сельским хозяйством, фермерством, выращиванием животных и различных растительных культур, а также люди, занятые торговлей, банковским делом и другими разновидностями деловой активности. И, наконец, четвертое сословие — люди, относящиеся к категории служащих и рабочих. То есть это самая многочисленная категория людей в обществе. Согласно такому делению общества на сословия, интеллектуалы занимали самое почетное место в социальной иерархии.

Интеллектуал и интеллигент – разные понятия и по смыслу и по времени существования и по формам проявления. Интеллектуалам – пролетариям умственного труда, свойственно ярко проявлять своё качество личности – интеллектуальность и, прежде всего, это выражается в преданности поиску истины. Их не устраивает поверхностное видение мира. Они рвутся к вскрытию причинно-следственных связей и закономерностей развития явлений.

Будучи по своей природе миролюбивы, интеллектуалы обладают способностью прощать, великодушно и снисходительно относиться к выпадам на свой счёт. Терпимость, уважительность к лююдям — неотъемлемые поведенческие характеристики интеллектуалов.

Другое дело интеллигентность. Когда я слышу: «Вы интеллигентный человек», у меня возникает ощущение, что я кого-то предал. Интеллигенция — это губительная российская выдумка собрать в одну гнилую кучу пустобрёх, прожектёров и никчем. Это люди, неспособные ни на что и, в то же время, способные на всё — предательство, измену Родине, её грабёж. Слово «интеллигент» было введено в речевой оборот второразрядным писателем П.Д. Боборыкиным в 60-е годы 19 века и до сих пор вызывает споры о том, кого оно в общественном устройстве конкретно представляет.

Философ Н. Бердяев в «Истоках и смысле русского коммунизма» пишет, что к интеллигенции «…могли принадлежать люди, не занимающиеся интеллектуальным трудом и вообще особенно не интеллектуальные. И многие русские ученые и писатели совсем не могли быть причислены к интеллигенции в точном смысле слова. Интеллигенция скорее напоминала монашеский орден или религиозную секту со своей особой моралью, очень нетерпимой, со своим обязательным миросозерцанием, со своими особыми нравами и обычаями и даже со своеобразным физическим обликом, по которому всегда можно было узнать интеллигента и отличить его от других социальных групп. Интеллигенция была у нас идеологической, а не профессиональной и экономической группой…».

Интеллектуалы шугаются от принадлежности к интеллигенции, как черт от ладана. Когда у российского историка-этнолога, востоковеда и безоговорочного интеллектуала Л.Н. Гумилёва спросили: » Лев Николаевич, вы – интеллигент? И взвился Гумилев: – Боже меня сохрани! Нынешняя интеллигенция – это такая духовная секта. Что характерно: ничего не знают, ничего не умеют, но обо всем судят и совершенно не приемлют инакомыслия».

Интеллектуалу в своей гневной тираде, чтобы попасть в точку, нужно было заменить слово «нынешняя» на «всегда». Незадачливая подруга Есенина Галина Бениславская записочку к Эрлиху закончила примечательно: «Интеллигент вы, а не человек, вот что».

В.И. Ленин, как известно, насмехался над интеллигенцией, «полагающей себя мозгом нации. На деле, она не мозг, а говно». Мао Цзе-Дун интеллигенцию называл «самой умственно недоразвитой частью нации». Белогвардеец и монархист Иван Солоневич: «Русская интеллигенция есть самый страшный враг русского народа». Министр внутренних дел Плеве (впоследствии подорван «интеллигентными» террористами) говорил: «Та часть нашей общественности, в общежитии именуемая русской интеллигенцией, имеет одну, преимущественно ей присущую особенность: она принципиально и притом восторженно воспринимает всякую идею, всякий факт, даже слух, направленные к дискредитации государственной, а также духовно-православной власти, ко всему же остальному в жизни страны она индифферентна».

В отличие от интеллигентов, умеющих только витиевато пустословить, заниматься популизмом и раскачивать политическую лодку своей страны, интеллектуалы идут на самопожертвование, отдавая всю жизнь ради того, чтобы привнести истинное знание и благо в этот мир.

«Спортсмен революции» Борис Савинков считал себя интеллигентом. Большевик Радек, интеллигентно прокучивающий в европейских ресторанах деньги российских рабочих и крестьян, выделенные на цели Коминтерна, назвал его на суде «Гамлетом». Гамлет был изрядно потаскан. Трепач и позер, любитель вкусно пожрать и потискать красоток. Как писал великий князь Александр Михайлович, Савинков «умел разыскивать истерических молодцов, падких до его красноречия и готовых умереть за революцию. И они действительно погибали, а тем временем Савинков благополучно выбрался в Париж, чтобы продолжить свою приятную жизнь. Там он боролся со всеми существующими правительствами, сидя ежедневно с 12 до 2 в ресторане Ларю и запивая воспоминания о своих чудесных побегах бутылкой превосходного бордосского».

«Гамлет» признавался в восемнадцатом году одному знакомому: «Революция и контрреволюция мне безразличны. Я жажду действия! Единственное мое желание, это дать работу самодовольным бездельникам, которые слоняются на задворках без толка». И он давал работу… Гремят выстрелы и рвутся бомбы. Эсеры тут оказываются впереди – настолько, что все другие партии плетутся далеко позади. Печальный список велик: министры внутренних дел Сипягин и Плеве, великий князь Сергей Александрович, министр просвещения Боголепов. А кроме них – 33 губернатора, генерал-губернатора и вице-губернатора, 16 градоначальников, начальников охранных отделений, полицмейстеров, прокуроров, помощников прокуроров, начальников сыскных отделений, 24 начальника тюрем, тюремных управлений, околоточных и тюремных надзирателей, 26 приставов, исправников и их помощников, 7 генералов и адмиралов, 15 полковников, 68 присяжных поверенных, 26 агентов охранного отделения. А кроме того, несколько сотен людей попроще – городовых, солдат и просто тех, кто случайно оказался не в том месте и не в то время.

В 1922 году перед большевиками во весь рост встал вопрос: что делать с интеллектуалами? В.И. Ленин не стал искать повода расстрелять и предложил заменить смертную казнь высылкой, посчитав, что лучше бы от интеллектуалов избавиться «без объяснения причин». Л. Троцкий писал: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно». Логично и цинично, ни убавить, ни прибавить. М. Осоргин в «Как нас уехали» пишет: «….– Вы как хотите уехать? Добровольно и на свой счет? – Я вообще никак не хочу. – Он изумился. – Ну как же это не хотеть за границу! А я вам советую добровольно, а то

сидеть придется долго. Спорить не приходится: согласился добровольно».

На двух «философских пароходах» насильственно отправлены в эмиграцию не продажные интеллигенты, а лучшие умы России. Как это ни странно, больше всего на пароходах было врачей. Большевики тщательно пересчитывали тех несогласных с новым порядком, которым дарили жизнь. Врачей — 45, профессоров и педагогов — 41, экономистов, агрономов, кооператоров — 30, литераторов — 22, юристов — 16, инженеров — 12, политиков — 9, религиозных деятелей — 2, студентов — 34. Такая бухгалтерия отражала происходившее летом и осенью 22 года, когда поезда и пароходы развозили интеллектуалов за пределы России или вглубь страны, в ссылку.

Кто же были эти страшные интеллектуалы — враги советской власти? Немецкий пароход «

Обербургомистр Хакен
»
, вышедший из Петрограда 29 сентября 1922 года, имел на борту: философов Н. Бердяева, С. Франка, М. Ильина (Осоргина), С. Трубецкого, М. Новикова, Н. Цветкова и других. Люди уже тогда с мировым именем. Если над философами принято смеяться, то зачем же их нужно так бояться? А ведь некоторые из них и до этого подвергались бесконечным арестам, запугиваниям. Второй немецкий пароход «Пруссия», вышедший из Петрограда 16 ноября, имел на борту: философов Н. Лосского, Л. Карсавина, И. Лапшина (автор многих книг, переводов, статей в словаре Брокгауза и Ефрона), а также профессоров университетов, студентов и других.

Многие изгнанники — интеллектуалы, находясь за границей, вошли в число выдающихся ученых XX века: Питирим Сорокин стал «отцом» американской социологии; Николай Бердяев оказал существенное влияние на умы всей думающей Европы, основал Религиозно-философскую академию, публикует журнал «Путь»; С.Н.Булгаков возглавлял Православный богословский институт в Париже, Л.П.Карсавин организует Русский научный институт, Н.О.Лосский создает в эмиграции выдающие труды по этике и теории познания, повлиявшие на развитие многих философских школ.

В «Красном монархе» А. Бушков пишет: «После Октября интеллектуалов либо уничтожали, либо высылали за границу – зато интеллигенция всех мастей самым великодушным образом устроилась при большевиках, поскольку ее мировоззрению как нельзя лучше отвечали лозунги «мирового пожара» и «нового народного искусства». И правила бал почти двадцать лет, пока за нее не взялся, как следует Сталин… Метко припечатал ее Солженицын в статье «Образованщина»: «Интеллигенция сумела раскачать Россию до космического взрыва, но не сумела управлять ее обломками. Потом, озираясь из эмиграции, сформулировала интеллигенция оправдание себе: оказался „народ – не такой“, народ обманул ожидания интеллигенции».

Интеллигент Бакунин досконально знал, что представляет интеллигенция: «Особенно страшен деспотизм интеллигентного и потому привилегированного меньшинства, будто бы лучше разумеющего настоящие интересы народа, чем сам народ. Во-первых, представители этого меньшинства попытаются, во что бы то ни стало, уложить в прокрустово ложе своего идеала жизни будущих поколений. Во-вторых, эти двадцать или тридцать ученых-интеллигентов перегрызутся между собой». Еще в 1971 г. известный социолог и публицист Н.Я. Данилевский писал: «Без народной основы, так называемая интеллигенция не что иное, как более или менее многочисленное собрание довольно пустых личностей, получивших извне почерпнутое образование, не переваривших и не усвоивших его, а только перемалывающих в голове, перебалтывающих языком ходячие мысли, находящиеся в ходу в данное время под пошлою этикеткою современных».

Интеллектуальность морально чистоплотна, в ее мыслях и поступках обязательно преобладают чистые идеалы и культура. Интеллектуалы зачастую непритязательны, им присуща удовлетворённость, довольство тем, что они имеют в данное время. Алчность к знанию, потребность поиска истины вытесняют беспокойные мысли о материальном благополучии. В.О. Рузов говорит: «Чтобы быть интеллектуалом нужно сразу возвыситься над внешней средой. Нужно сразу понять – есть – хорошо, нет – ну и ладно. Идея не должна быть подкупаема. Идею нельзя подкупить. То есть не может прийти какое-то новое распоряжение из гороно, и мнение учителя может измениться по этому поводу. Правила новые вышли для русского языка, и всё. И вот сказали, что всё, теперь будет так-то. Не тОрты а тортЫ. Но у интеллектуалов все равно будет слух резать. Он все равно будет знать, что это не культурно. А не дай Бог, он пошел на сделку со своей совестью, он себя аннулировал, как интеллектуал. То есть зря все эти годы обучения, зря все это развитие разума, зря все эти бедствия. Как только пошел на сделку из-за зарплаты, всё, тут же аннулировал, как интеллектуал, его уже никто не будет уважать. Поэтому, такие люди, они просто увольняются, уходят, если что-то меняется. Мечутся… мытари».

Приоритет знания делает интеллектуалов милосердными, простыми в общении, чуждыми лицемерия и двуличия. То есть природе интеллектуальности присуща цельность личности. Интеллектуалы обладают правдивостью, ибо не склонны отклоняться от истины и не подтасовывать факты, даже если это может каким-то образом пойти в ущерб их собственным интересам. В высшем смысле слова правдивость проявляется в том, что человек стремится к абсолютной истине, к знанию. Интеллектуальность дружна с жертвенностью. Посвятив всю свою жизнь какой-то высшей духовной цели, интеллектуал приносит себя на алтарь великого пути.

Петр Ковалев Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]