11 распространённых стилей лидерства (и советы, как выбрать подходящий вам)

Стиль руководства – это характерные для конкретного руководителя особенности взаимодействия с коллективом. Формируется стиль руководства под влиянием индивидуально-личностных особенностей руководителя и объективных условий.

Все руководители выполняют одни и те же функции: организация группы, принятие решений и распределение обязанностей, разработка плана и задач, контроль над коллективом, организация обратной связи и взаимоотношений с внешними партнерами, многое другое. Но вот выполнять эти функции можно по-разному, что и говорит о стиле управления (руководства).

1. Авторитарный (автократический) стиль лидерства

Авторитарные лидеры, также называемые автократическими, характеризуются чётким командным подходом и контролем над коллегами. Процессы принятия решений централизованы, то есть самые важные решения принимает один человек. У авторитарного лидера есть чёткое видение общей картины, но остальные сотрудники участвуют в ней только для выполнения отдельных задач по мере необходимости.

Авторитарные лидеры могут хвалить или критиковать сотрудников, но при этом они чётко отделяют себя от коллектива. Хотя может показаться, что авторитарный лидер вызывает только неприязнь, как правило, это не так. Они редко бывают настроены враждебно. Наоборот, они обычно дружелюбны и иногда даже бесстрастны.

Авторитарному лидеру характерны следующие высказывания:

  • Я знаком с ситуацией лучше, чем остальные.
  • При возникновении разногласий в компании я обычно прав.
  • При таком большом количестве голосов мы никогда не выполним работу.
  • Я не приемлю противоположные мнения о проекте, за который я отвечаю.

Преимущества авторитарного лидерства:

  • Авторитарные лидеры способны выполнять проекты в сжатые сроки.
  • Этот стиль полезен, когда нужны решительные действия.
  • Автократическое лидерство может быть успешным, когда лидер обладает наиболее полными знаниями относительно остальной части коллектива.

Недостатки авторитарного лидерства:

  • Данный стиль не способствует творчеству.
  • Коллеги могут видеть таких лидеров в отрицательном свете из-за подавления инициативы и чрезмерного контроля.
  • Авторитарным лидерам сложно примерять на себя какой-либо другой стиль лидерства, и, как правило, они не готовы отступать от своего плана.

Сильные и слабые стороны каждого стиля руководства

Для грамотного управления коллективом, нужно проанализировать плюсы и минусы каждого управленческого стиля. На основе этих знаний, личностных качеств выбрать для себя наиболее приемлемый вариант, подходящий к конкретной ситуации.

Достоинства и недостатки стилей управления

СтильСильные стороныСлабые стороны
АвторитарныйБыстрая и чёткая постановка задач, принятие решенийПодавление инициативы
Предсказуемость результатовСлабая мотивация
Высокая дисциплинаНизкая самоотдача
Простота механизма управления, что помогает избежать серьёзных конфликтовТекучка кадров
Быстрота реагирования на изменение внешних условийНездоровая обстановка в коллективе
Эффективность в налаживании работы, решении организационных задач новых предприятийЧрезмерный контроль
ДемократическийПоднятие заинтересованности и мотивации сотрудников в результатах труда через участие в управленииБольшие временные затраты на обсуждение и планирование
Атмосфера открытости и доверияВысокая эмоциональная самоотдача руководителя
Успешное решение нестандартных задачСложности в согласовании интересов
Достижение целей малыми затратамиСнижается управляемость сотрудниками
ЛиберальныйТворческий подход к решению задач сотрудникамиЗатянутость сроков
Развитие инициативы, самостоятельностиОтсутствие дисциплины
Повышение ответственности персоналаБезразличие руководителя к работникам
Дела компании решает большинствоНизкий уровень контроля

Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что руководство делится на 2 вида по ориентации:

  • на решение задач;
  • на коллектив.

Часто, менеджер интуитивно выбирает методы, которые ему ближе по восприятию мира, манере общения, воспитанию.

2. Коллегиальный (демократический) стиль лидерства

Коллегиальные, или демократические, лидеры приветствуют все мнения и поощряют совместную работу. И хотя за ними может быть последнее слово, такие лидеры разделяют ответственность за принятие решений между всеми.

Коллегиальные лидеры участвуют в работе коллектива. Они уделяют время и направляют свои усилия на профессиональный рост коллег, поскольку понимают, что это поможет в достижении конечной цели. Если вы чувствуете себя уверенно в условиях совместной работы, вероятно, вам подойдёт именно этот стиль лидерства.

Коллегиальному лидеру характерны следующие высказывания:

  • Если я буду полагаться на знания и опыт коллег, это поможет и мне выполнять свои обязанности.
  • При возникновении разногласий в компании необходимо выслушать мнение всех участников и только потом принять решение.
  • Чем больше людей работает над проектом, тем лучше будет результат.
  • Я принимаю противоположные мнения, поскольку это помогает сделать конечный продукт лучше.

Преимущества коллегиального лидерства:

  • Согласно исследованию Левина, это самый эффективный стиль лидерства.
  • Коллегиальное лидерство способствует повышению качества работы.
  • Оно поддерживает творческий настрой, а участники коллектива чувствуют себя причастными.
  • Каждый понимает общую картину и заинтересован в достижении конечной цели.

Недостатки коллегиального лидерства:

  • Коллективы с коллегиальным лидером не столь продуктивны, как в случае с авторитарным стилем лидерства.
  • Чтобы совместная работа была эффективной, все участники коллектива должны быть вовлечены в процесс.

Читать о секрете высокой динамики в работе коллектива

3. Либеральный (попустительский) стиль лидерства

Третий стиль по Левину — это либеральный, или попустительский, стиль лидерства. Либеральные лидеры крайне редко дают какие бы то ни было указания коллективу. Они предоставляют сотрудникам полную свободу в принятии решений.

Либеральные лидеры отстраняются от коллектива и предпочитают не участвовать в процессе контроля проекта. От них нечасто услышишь какие-либо комментарии. К моменту завершения проекта сотрудники могут даже и забыть, как выглядит такой лидер.

Либеральному лидеру характерны следующие высказывания:

  • Коллектив способен сам решить, что для него лучше, но я ожидаю блестящего результата.
  • При возникновении разногласий в компании другие могут принять решение и без меня.
  • Я передаю все ресурсы в распоряжение коллектива. Поэтому я хочу, чтобы сотрудники сами проявляли инициативу и знали, что нужно делать.
  • Те, у кого другое мнение, могут использовать свои методы в индивидуальном порядке.

Преимущества либерального лидерства:

  • Либеральный стиль может быть полезен, если все участники коллектива являются квалифицированными экспертами.
  • Этот стиль лидерства понравится тем, кому важна самостоятельность.
  • Если у коллектива та же цель, что и у лидера, её можно будет достичь. Для контроля хода работ можно использовать программное обеспечение для отслеживания целей.

Недостатки либерального лидерства:

  • Согласно исследованию Левина, коллективы с попустительским лидерством наименее продуктивны.
  • В условиях либерального лидерства функции и обязанности сотрудников размыты.
  • При таком стиле участники коллектива могут начать винить друг друга, не принимая на себя никакой ответственности.

Познакомившись с тремя стилями лидерства по Левину, мы можем зайти с другой стороны и рассмотреть теорию эмоционального лидерства. Данный подход помогает использовать эмоциональный интеллект, чтобы оценивать ситуацию и выбирать подходящий стиль лидерства.

Визионерское лидерство

Визионерское лидерство сопоставимо с авторитарным стилем лидерства по Левину. Лидеры-визионеры имеют чёткое видение на долгосрочную перспективу и умеют вдохновлять и мотивировать людей.

Такой вид лидерства лучше всего подходит, когда в компании происходят большие изменения или возникает необходимость получать чёткие указания. В этих условиях люди ищут того, кому они могут доверять, чтобы проследовать за ним в неизвестное.

Данный стиль может оказаться менее эффективным в случае, когда остальные участники коллектива являются экспертами с другими идеями и мнениями, отличающимися от позиций, которых придерживается лидер. Такие специалисты не захотят слепо следовать за лидером, с которым они не согласны.

Читать о том, как сформировать авторитет эксперта (и повысить свои лидерские качества)

Преимущества визионерского лидерства:

  • Участники организации получают необходимое вдохновение и понимают свои обязанности.
  • Временные проблемы не удручают лидера, потому что он устремлён к конечной цели.
  • Лидеры-визионеры умеют предусматривать запасные варианты решения проблем, связанных с внешними факторами, такими как политика или обстановка в мире.

Недостатки визионерского лидерства:

  • Отсутствует краткосрочное видение ситуации со стороны коллективов.
  • Видение может быть утрачено, если оно слишком тесно связано с личностью руководителя.
  • Лидеры-визионеры склонны отталкивать идеи других участников коллектива.

Читать о том, чем группа отличается от команды

Какой стиль воспитания лучше?

На этот вопрос практически невозможно ответить, потому что все родители и дети разные. Каждая семья индивидуальна, поэтому нужно сформировать индивидуальный стиль воспитания, который будет одновременно стабилен и способен к развитию и усовершенствованию.

счастливые молодые люди

Несомненно, воспитание требует от родителей много времени и сил. Но глядя на своего здорового, счастливого и успешного ребенка, ни один родитель не пожалеет затраченной энергии. Ведь мечта любого родителя — чтобы его ребенок был полноценной личностью.

Коучинг

Лидер-коуч умеет выявлять сильные и слабые стороны других участников коллектива и способствует их развитию. Кроме того, такие лидеры умеют объединять навыки сотрудников с целями компании.

Данный стиль лидерства будет эффективен, если лидер отличается творческим характером, открыт для совместной работы и обеспечивает чёткую обратную связь с коллегами. Также важно, чтобы коуч знал, когда следует отступить и предоставить человеку свободу действий.

Если вам приходилось иметь дело с плохим наставником, вы знаете, что коучинг подходит далеко не всем. Если с коучем не повезло, такое лидерство может превратиться в тотальный мелочный контроль.

Преимущества коуч-лидерства:

  • Лидер-коуч может создавать мотивирующую атмосферу, в которой участники с удовольствием работают над проектом.
  • Чётко определённые ожидания способствуют развитию навыков у коллег.
  • Данный стиль лидерства даёт компаниям конкурентные преимущества, поскольку он обеспечивает условия для продуктивной работы квалифицированных специалистов, готовых обучать других.

Недостатки коуч-лидерства:

  • Коучинг требует терпения и времени.
  • Этот стиль эффективен, только если другие готовы его принять.
  • Лидеры-наставники в значительной степени зависят от отношений, которые могут быть сложными, если нет сыгранности команды.

Читать статью «Теория обстоятельств Фидлера: почему лидерство не единообразно»

Отеческий стиль лидерства

Отеческий стиль лидерства ориентирован на отношения. Главное для такого лидера — создать гармонию. Этот харизматичный лидер работает над созданием и развитием рабочих отношений, способствующих сплочению и позитивному настрою в коллективе.

Лидер с отеческим стилем помогает при создании новой команды или в условиях кризиса, поскольку в обеих этих ситуациях требуется доверие. Однако этот стиль лидерства может вредить, когда лидер слишком увлечён поддержанием образа друга и в меньшей степени занимается повышением производительности и достижением целей компании.

Преимущества отческого стиля лидерства:

  • Моральный дух команды поддерживается положительной и конструктивной обратной связью.
  • Межличностные конфликты быстро прекращаются.
  • Участники коллектива чувствуют свою важность и меньше подвержены стрессу.
  • Отеческий стиль лидерства создаёт тесные связи в коллективах, члены которых нацелены на то, чтобы помогать друг другу.

Недостатки отческого стиля лидерства:

  • Некоторые сотрудники могут работать недостаточно эффективно, находясь вне поля зрения. Отсутствие чёткого определения обязанностей может привести к возникновению так называемой социальной лени.
  • Лидеры с отеческим стилем неохотно озвучивают критику, что не помогает другим расти.
  • Цели организации часто забываются.
  • Участники коллектива становятся эмоционально зависимыми от лидера. Если лидер перейдёт в другую команду или уйдёт из компании, остальная часть коллектива окажется потерянной.

Читать статью «Лидерство как служение: как вести команду, выполняя её потребности»

Демократический стиль лидерства

Демократический стиль лидерства — это та же концепция, что и коллегиальное лидерство по Левину. В коллективе поощряется активное участие и обмен идеями всех участников. Поэтому весь коллектив ощущает себя причастным, даже несмотря на тот факт, что голос лидера в конечном итоге является решающим.

Демократический стиль лидерства эффективен в коллективах с высококвалифицированными участниками, которые способны вносить свой плодотворный вклад. При этом он в меньшей степени успешен в случае менее опытных сотрудников, обладающих не столь большим объёмом знаний в данной области. Кроме того, его не следует применять в ситуациях, требующих незамедлительных действий.

Преимущества демократического стиля лидерства:

  • Атмосфера сотрудничества способствует творчеству и инновациям.
  • Поддерживается высокий уровень вовлечённости и доверия среди сотрудников.
  • Общие цели обеспечивают высокий уровень ответственности и продуктивности.

Недостатки демократического стиля лидерства:

  • Для совместной работы требуется больше времени.
  • Лидер может утратить доверие участников, если он принимает решения без их участия.
  • Демократический стиль лидерства неэффективен, если участники коллектива не обладают необходимой квалификацией.

Сочетание разных стилей в воспитании

Педагоги и психологи давно пришли к выводу, что придерживаться только одного стиля практически невозможно, так как ситуации бывают разные и требуют разного воздействия. В действительности родителям приходится использовать элементы из разных стилей, поэтому можно смело говорить о соединении стилей воспитания.

соединение разных стилей

Авторитарно-попустительский стиль будет характеризоваться балансом между контролем и невмешательством. Но так как оба эти стиля предполагают эмоциональную холодность и дистанцию в отношениях, то при их смешении ребенок так и останется лишенным близости и доверительных взаимоотношений.

Если соединить демократический и попустительский стиль, то на фоне партнерских взаимоотношений и доверия может снизиться контроль со стороны родителей. Это хорошо в подростковом возрасте, но нежелательно с маленькими детьми.

Эталонный стиль лидерства

Лидер с эталонным стилем задаёт пример высоких показателей, продуктивности и качества. Данный стиль лидерства предполагает, что участники коллектива должны идти по стопам своего лидера. Если участники не поспевают за лидером, он вмешается и выполнит задачу правильно.

Лидер с эталонным стилем эффективен, когда он формулирует чёткие требования и мотивирует сотрудников соблюдать сроки. Такое лидерство неэффективно, когда коллектив перестаёт доверять лидеру, подвергается стрессу и перегрузке или теряет мотивацию.

Преимущества эталонного стиля лидерства:

  • Лидеры с этим стилем способны достигать целей компании в установленные сроки.
  • Эталонный стиль лидерства позволяет в полной мере использовать потенциал коллектива.
  • Отчётность о ходе работ позволяет оперативно выявлять проблемы.

Недостатки эталонного стиля лидерства:

  • При лидерстве с эталонным стилем сотрудники могут испытывать стресс и терять мотивацию, что вызывает снижение морального духа в коллективе.
  • Сотрудники могут перестать доверять лидеру, если он будет следить за каждым их шагом и корректировать каждое их действие.
  • Излишнее внимание к результатам и срокам чревато снижением творческого потенциала.
  • Недостаточная обратная связь.

Стиль «Продавать»

Стиль «Продавать» адаптирован преимущественно для исполнителей со средним показателем уровня зрелости. Он выражается в том, что стратегия действий руководителя должна быть в равной степени ориентирована и на решение поставленных задач и на выстраивание гармоничных взаимоотношений с сотрудниками.

В этой ситуации средний показатель уровня зрелости исполнителей говорит о том, что они испытывают желание к принятию на себя ответственности за реализацию решения по выполнению конкретной поставленной задачи, однако сделать этого не могут по причине того, что они недостаточно компетентны в этом вопросе и не имеют должного опыта.

Отсюда и получается, что руководитель должен выбирать такое поведение, которое будет ориентировано на выполнение задачи, т.е. на предоставление ясных и чётких инструкций по поводу того, что должны делать сотрудники. И одновременно с этим, он должен поддерживать энтузиазм своих подчинённых и их желание решать поставленные задачи, неся за это полную ответственность.

Директивный стиль лидерства

Директивный стиль лидерства аналогичен авторитарному, или принудительному, стилю. Лидер с таким стилем ставит перед командой чёткие цели и задачи, ожидая от сотрудников их строгого выполнения. Они вводят правила и процедуры для создания соответствующей структуры.

Директивное лидерство обычно применяется в тех случаях, когда у сотрудников нет ни навыков, ни опыта. В такой ситуации сотрудникам необходима структура, позволяющая им выполнять задачи. Данный стиль лидерства также эффективен в экстренных ситуациях, когда нет времени на обсуждение. Если и использовать этот стиль лидерства, то делать это следует в сочетании с другими стилями.

Преимущества директивного стиля:

  • Наличие чётко определённых ожиданий способствует повышению эффективности работы.
  • Полезен в условиях кризиса, поскольку позволяет оперативно принимать решения.
  • Директивный стиль лидерства может быть эффективен в коллективах с низкоквалифицированными или неопытными сотрудниками.
  • Лидеры с директивным стилем могут быстро определять отставание у тех или иных сотрудников.

Недостатки директивного стиля:

  • Если лидер не обладает большим опытом, чем у коллектива, этот стиль лидерства не сработает.
  • Совместная работа отсутствует, что сдерживает творческий потенциал.
  • Моральный дух команды может значительно снизиться, а сотрудники могут потерять интерес.
  • Работа коллектива в значительной степени зависит от лидера, из-за чего возникает «узкое место».
  • Лидер с директивным стилем может легко превратиться в авторитарного лидера.

Теорию эмоционального лидерства можно легко реализовать в повседневной работе. Сначала определите тип коллектива, с которым вы работаете. Затем подумайте, какие стили лидерства лучше всего подходят для решения ваших задач. Далее попробуйте скорректировать свой стиль эмоционального лидерства с учётом возможных сценариев. После некоторой практики эта теория может изменить ваш подход к лидерству.

Читать о том, как эффективно управлять загрузкой своей группы

Воспитание и его виды

Определение 1
Попустительский стиль воспитания – это такой стиль, при котором педагог позволяет ребенку делать все, что он хочет.

В основе классификации видов воспитания лежат принципы содержательного многообразия воспитательных целей и способов их реализации.

Воспитание – процесс многофакторный и на него свое большое влияние оказывают природная среда, иерархия общественных ценностей, учебное заведение, семья и школа, организации – детские и молодежные, искусство и средства массовой коммуникации, повседневная профессиональная деятельность.

Исходя из институционального признака, выделяется семейное, школьное и внешкольное, религиозное воспитание, воспитание по месту жительства, в разнообразных детских и юношеских организациях, воспитание в детских домах, школах-интернатах.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Воспитательный процесс – это взаимосвязь целей и содержания, методов и средств и, безусловно, тех результатов, которые были достигнуты – эти взаимосвязанные основные элементы являются структурой воспитательного процесса.

Основная цель воспитательного процесса заключается в том, чтобы под воздействием специально подготовленных воспитательных действий, помочь человеку достичь ожидаемых изменений.

Такие цели аккумулируют гуманистическое отношение воспитателя к личности воспитуемого.

Единство цели и содержания определяют направление воспитания, исходя из чего, выделяют физическое, эстетическое, нравственное, умственное, трудовое воспитание.

Формируются также новые направления в воспитании, необходимые в настоящее время – правовое, экономическое, гражданское, экологическое воспитание.

Когда воспитание имеет хорошую организацию, то результатом становится формирование у человека способности к самовоспитанию.

В процессе самовоспитания человек усваивает опыт предшествующих поколений через внутренние душевные факторы, которые обеспечивают это развитие. Воспитание невозможно без самовоспитания, поэтому их надо рассматривать в качестве двух сторон одного процесса, к тому же при самовоспитании человек самообразовывается.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Попустительский стиль воспитания 430 ₽ Реферат Попустительский стиль воспитания 260 ₽ Контрольная работа Попустительский стиль воспитания 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Под самообразованием понимается внутренняя самоорганизация человека, направленная на усвоение опыта поколений для собственного развития.

Опыт поколений человек непосредственно получает через самообучение с помощью собственных средств и устремлений.

Что касается школьного воспитания, то это организация жизни и учебной деятельности в условиях школы, включая внеучебную работу. Она заключается в поддержании школьных традиций, праздников, в организации самоуправления.

Замечание 1

Успешность воспитательной работы во многом зависит от личности учителя, от характера общения с детьми, психологической и образовательно-воспитательной атмосферы занятий.

Воспитание вне школы предполагает, что обозначенные воспитательные задачи буду решаться образовательно-воспитательными учреждениями, расположенными вне школы – это дома детского творчества, центры развития, клубы юных натуралистов, экологов и др.

Очень велика роль конфессионального воспитания, поскольку верующие составляют около 90% человечества, его реализация происходит через религиозные традиции и обряды.

Воспитание в районе проживания происходит через оздоровительные лагеря, работы кружков, спортивных соревнований и праздников, которые организуются родителями и педагогами.

Трансформационное лидерство

Помимо теории лидерства Левина и теории эмоционального лидерства есть ещё два стиля лидерства, достойных вашего внимания: трансформационное и транзакционное лидерство.

Оба этих стиля были описаны Бернардом М. Бассом, американским психологом, изучавшим лидерство и поведение в организациях. Даже если вы ещё ничего не слышали о них, наверняка вы уже видели их в действии.

Самая популярная теория Бернарда М. Басса — это трансформационное лидерство, которое представляет собой сочетание четырёх лидерских качеств. Эта теория была сформулирована на основе концепции Джеймса МакГрегора Бёрнса 1978 года, в которой он утверждал, что лидеры и их последователи помогают друг другу повышать моральный дух и мотивацию.

Лидеры с этим стилем пользуются доверием и уважением со стороны тех, кто готов последовать за ними. Четыре лидерских качества при трансформационном лидерстве — это индивидуальный подход, интеллектуальная стимуляция, вдохновляющее мотивирование и идейное влияние. Эти четыре качества определяют, насколько трансформационным является лидер.

Преимущества трансформационного лидерства:

  • Лидеры с этим стилем применяют коучинг и практикуют поощрение, чтобы вдохновлять свою команду.
  • Каждый сотрудник воспринимается индивидуально, и это позволяет эффективно использовать все их уникальные навыки.
  • Сотрудники объединены общим делом, что обеспечивает их рост внутри компании.
  • Каждому сотруднику предоставляется свобода действий.

Недостатки трансформационного лидерства:

  • Мелкие задачи легко забываются, что затрудняет воплощение концепции в жизнь.
  • Постоянное присутствие лидера может привести к перегрузке и выгоранию сотрудников.
  • Цели лидера должны согласовываться с целями компании, иначе возможно возникновение рисков.
  • Все сотрудники должны испытывать уважение к лидеру и соглашаться с его подходом.

Транзакционное лидерство

Транзакционное лидерство было впервые сформулировано в концепцию социологом Максом Вебером. Затем её доработал Бернард М. Басс в противоположность трансформационному лидерству.

Для мотивации сотрудников при транзакционном лидерстве используется принцип кнута и пряника. Такой лидер считает, что чётко выстроенная система управления повышает эффективность работы. При этом участники коллектива должны в точности следовать указаниям и находиться под пристальным контролем со стороны лидера.

Преимущества транзакционного лидерства:

  • Транзакционное лидерство полезно в ситуациях, когда есть ясно обозначенная проблема.
  • Данный стиль лидерства может быть полезен в условиях кризиса, когда каждый выполняет свои чётко определённые обязанности.
  • Сотрудники знают, что от них требуется.

Недостатки транзакционного лидерства:

  • Транзакционный стиль лидерства сдерживает творческий потенциал сотрудников.
  • Лидеры с транзакционным стилем не удовлетворяют эмоциональные потребности участников коллектива.
  • Такие лидеры не поощряют индивидуальные инициативы.
  • Данный стиль лидерства обычно неэффективен в долгосрочной перспективе, потому что он чрезмерно сосредоточен на краткосрочных целях.

Читать 6 советов о построении крепкой организационной культуры от руководителей Asana

Лидерство и руководство

Лидерство и руководство зачастую используются как взаимозаменяемые понятия. Однако они имеют разные значения.

Лидер опирается на своё видение, продвигая компанию вперёд и поддерживая при этом вдохновение в своей команде. Кроме того, они оказывают положительное влияние на социальном уровне и могут использовать его в интересах организации. С другой стороны, руководители могут выполнять в компании функцию операционного сопровождения проектов, используя особый стиль руководства.

Руководство — это понятие операционного толка; оно касается определения и оценки приоритетов, принятия решений о найме и увольнении, решений о компенсации и т. д. Лидер — это скорее инструктор или даже духовный наставник. Он отвечает за сохранение энергии и вдохновения у сотрудников, помогает им расти, а также обеспечивает слаженность их действий. Лидер — это источник силы и стабильности в процессе изменений.”

—Дастин Московиц, соучредитель и генеральный директор Asana
Не обязательно быть руководителем, чтобы быть лидером. Лидером может быть человек в любой должности, а не только в высших эшелонах. Если, работая на любой должности, вы стремитесь развить в себе лидерские качества, вам будет полезно понимать преимущества и недостатки своего стиля лидерства, а также ознакомиться с другими видами лидерства, которые вам могут подойти.

Затем мы рассмотрим различные теории и стили лидерства, чтобы вам было проще понять свой стиль. Возможно, вы даже захотите сменить стратегию.

Читать статью «Лидерство и руководство: в чём отличие?»

Влияние стиля воспитания на формирование личности ребенка

характеристика стилей воспитания

Стиль воспитания во многом определяет судьбу человека. В первую очередь он влияет на характер взаимоотношений в семье и формирует первые стереотипы — понятия, на которые человек будет опираться в течение всей своей жизни.

В дальнейшем стиль воспитания может повлиять и на другие вещи:

  • самостоятельность и ответственность;
  • самооценку ребенка и будущую реализацию;
  • успеваемость в школе, стремление к достижениям;
  • отношение к людям и к противоположному полу.

Какой у вас стиль лидерства?

Как вы видите, существует множество разных теорий и концепций лидерства.

Теория Левина разделяет всех лидеров на три категории, самой эффективной из которых является коллегиальное лидерство. Теория эмоционального лидерства предусматривает шесть стилей лидерства, которые эффективный лидер применяет в тот или ной момент в зависимости от текущих обстоятельств. Басс предлагает нам два противоположных стиля: трансформационный и транзакционный. В первом случае мотивация обеспечивается вдохновением сотрудников, а во втором — методом кнута и пряника.

Не существует единственно правильного стиля лидерства, но есть стиль, к которому вы склонны по природе. Какой стиль вам ближе всего? Что вам привычно? Взвесьте все преимущества и недостатки, чтобы стать лидером, который настраивает своих последователей на успех. Если с текущим стилем лидерства что-то не получается, попробуйте какой-нибудь другой подход.

Читать 39 бизнес-цитат для воодушевления вашей команды

Стили семейного воспитания, родительского поведения и родительских установок

Елена Беляева

Стили семейного воспитания, родительского поведения и родительских установок

Стили семейного воспитания, родительского поведения и родительских установок

Елена Беляева

Стиль – приемы, способы, методы какой-либо работы, деятельности, манеры поведения. Применительно к воспитанию – это типичная стратегия поведения родителя с ребенком.

Стиль семейного воспитания — это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком.

В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания : авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека. Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка.

Авторитарный стиль семейного воспитания

При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.

Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков. При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым.

Либерально — попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека)

При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!»

,
«Мне!»
,
«Хочу!»
, демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово
«Надо!»
, «Нельзя», указания и требования взрослых не выполняет. Для
родителей с либерально-попустительским стилем общения с ребёнком характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.
Либеральные родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребёнку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность. Родители искренне считают, что таким образом научат их различать, что правильно», что «неправильно». Либеральным родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют через чур раскованное и неуместное поведение своего ребенка.

Гиперопекающий стиль семейного воспитания

При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие.

Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.

Отчужденный стиль семейного воспитания

При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают»

, ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе.

Отчужденный стиль воспитания наблюдается чаще в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками.

Хаотический стиль семейного воспитания

Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка : отсутствуют конкретные, определенные, четкие требования к ребёнку.

Возникает хаотичный стиль на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка.

Непредсказуемые действия и реакции родителей лишают ребёнка чувства стабильности, провоцируют повышенную неуверенность, импульсивность, тревожность, агрессивность, неуправляемость, социальную дезадаптацию.

Демократический стиль семейного воспитания

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо»

, умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.

Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы.

В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка.

Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия.

Существует и более расширенная классификация стилей семейного воспитания :

1. Кумир семьи. Ребенок всегда находится в центре внимания, его малейшие прихоти удовлетворяются. Вседозволенность и восхваление не идет на пользу будущей личности, ребенок вырастает эгоистичным и с неадекватной самооценкой.

2. Золушка. Ребенок живет в условиях наказания и ругани. Эмоциональную поддержку он не получает. В дальнейшем это будет тихий, забитый человек с заниженной самооценкой и, возможно, скрытой агрессией.

3. Гиперопека. У ребенка отсутствует право выбора, за него все решают родители. В итоге он вырастает пассивным и несамостоятельным, не готовым к самостоятельной жизни.

4. Непоследовательность и противоречивость. Встречается в двух моделях: «кнут и пряник»

или рассогласованность
стилей мамы и папы. Личность ребенка становится неустойчивой, развивается двуличность и неопределенность, внутренние конфликты.
5. Гипоопека. Воспитание ребенка пускается на самотек. В итоге ребенка воспитывает улица, интернет или кто-то еще. Вариантов развития множество, но большие из них, к сожалению неблагополучны.

6. Попустительско-снисходительный. Родители не наказывают ребенка или чисто формально указывают на нежелательное поведение. При таком раскладе ребенок растет в убеждении, что «ему ничего не будет»

.

7. Круговая оборона. Родители не слушают мнение со стороны о неприемлемом поведении ребенка, сами его не замечают и считают, что их ребенок всегда прав.

8. Демонстративный. Родители утрированно подчеркивают «хулиганистый нрав»

своего
«сорванца и неслуха»
. Делают вид, что переживают, но сами гордятся таким
поведением ребенка.
9. Педантично-подозрительный. Родители проявляют тотальный контроль и недоверие. Ребенок становится тревожным и нервным, агрессивным.

10. Жестко авторитарный. Ребенок не имеет права голоса, выбора, его возражения не принимаются. Ребенок вырастает стеснительным, замкнутым или агрессивным.

11. Увещевательный. Родители проявляют свою позицию только на словах. В итоге они теряют авторитет в глазах ребенка. Ребенок становится сам себе хозяин.

12. Расширенная сфера родительских чувств. Родители нарушают личное пространство ребенка, хотят знать все, не оставляют ему никаких личных тайн. Это чревато агрессией, внутренними конфликтами ребенка, недоверием к людям.

Стиль воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленных в виде национальных традиций в воспитании, но и от педагогической позиции (точки зрения)
родителя относительно того, как должны строиться детскородительские отношения в семье, на формирование каких личностных черт и качеств у детей должны направляться его воспитательные воздействия.
Выделяют характерные варианты (типы)
родительского поведения в процессе воспитания своих детей :
Строгий — родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жёстко направляя ребёнка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребёнка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю;

Объяснительный — родитель апеллирует к здравому смыслу ребёнка, прибегает к словесному объяснению, считая, что ребёнок равен ему и способен понимать об ращенные к нему разъяснения; Компромиссный — для решения проблемы родитель предлагает ребёнку что-либо привлекательное в обмен на совершение ребёнком непривлекательного для него действия или предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребёнка, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребёнка;

Автономный — родитель не навязывает решения ребёнку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свобод в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребёнка за проявление этих качеств; Содействующий — родитель понимает, в какой момент ребёнку нужна его помощь и в какой степени он может и должен её оказать; он реально участвует в жизни ребёнка, стремится помочь, разделить с ним его трудности; Сочувствующий — родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребёнку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких-либо конкретных действий. Родитель тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребёнка;

Ситуативный — родитель принимает решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребёнка. Система требований родителя к ребёнку и стратегия воспитания лабильная и гибкая;

Потакающий — родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребёнка. Родитель полностью ориентирован на ребё нка: он ставит потребности и интересы ребёнка выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом;

Зависимый — родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения или перекладывает на них свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает также педагогическая и психологическая литература.

Выделяются и еще одна классификация стилей родительского поведения :

«Командир-генерал»

. Этот
стиль исключает альтернативы, держит события под контролем и не позволяет выражать негативные эмоции. Основное требование к ребенку – «Приди в себя!»
– обычно вызывает обиду, стремление к сопротивлению и жестокости с его стороны. Убеждение, что
«все права принадлежат мне»
, составляют суть подобного требования.

Основными средствами воздействия на ребенка такие родители считают приказы, команды и угрозы, призванные эффективно контролировать ситуацию.

«Родитель-психолог»

. Некоторые
родители выступают в роли психолога и пытаются анализировать проблему.
Они задают вопросы, направленные на диагностику, интерпретацию и оценку, предполагая, что обладают высшим знанием. Это в корне убивает попытки ребенка открыть свои чувства. Родитель-психолог стремится вникнуть во все детали с единственной целью – направить ребенка по правильному пути.

«Судья»

. Этот
стиль родительского поведения позволяет считать ребенка виновным до вынесения приговора. Единственное, к чему стремится такой родитель, это доказать собственную правоту.
«Священник»

. Этот
стиль родительского поведения близок к учительскому. Поучения сводятся преимущественно к морализированию по поводу происходящего. Например, «священник»
обычно начинает свои высказывания со слов:
«Ты должен…»
, или «Ты не должен….
«Священник»
стремится к тому, чтобы ребенок испытывал лишь
«правильные»
чувства. К сожалению, этот
стиль безлик и не имеет успеха в решении семейных проблем.
«Циник»

. Такие
родители обычно полны сарказма и стараются, так или иначе, унизить ребенка. Например, они могут заявить: «Ты будешь командовать в своем доме, когда он у тебя появится»
или
«Прекрасно, эти качества тебе здорово помогут»
.
«Циник»
демонстрирует господство посредством отчуждения и отвращения к происходящему.

Основными «орудиями «циника»

являются насмешки, прозвища, сарказм или шутки, способные
«положить ребенка на лопатки»
.

Родительские установки

Стиль воспитания – отношение ко всем детям и воспитанию как таковому. Родительская позиция (установка)

– отношение к конкретному ребенку. Можно выделить несколько типов
родительских установок.
Принятие и любовь

Коронная фраза родителей : «Ребенок – центр моих интересов»

.
Родители проводят много времени с ребенком, занимаются совместными делами, проявляют нежность. В итоге ребенок развивается нормально, испытывает чувство близости с родителями.
Явное отвержение

Коронная фраза: «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем тревожиться»

.
Родители невнимательны и жестоки с ребенком, избегают контакта с ним. В итоге ребенок вырастает эмоционально неразвитой личностью, агрессивным, с преступными наклонностями.
Излишняя требовательность

Девиз: «Не хочу ребенка таким, какой он есть»

.
Родители придираются к ребенку, постоянно критикуют, не хвалят. В будущем для ребенка характерна фрустрация и неуверенность в себе.
Чрезмерная опека

Девиз: «Все сделаю для моего ребенка, посвящу ему жизнь»

.
Воспитание отличается чрезмерными поблажками или ограничением свободы. Ребенок вырастает инфантильным (особенно в плане социальных отношений, несамостоятельным.
Материнское отношение

Научно доказано, что именно эта связь является первоосновой всего развития человека.

Первый тип

Такие матери легко и быстро приспосабливаются к потребностям ребенка. Их поведение поддерживающее и разрешающее. Матери этого типа не ставят конкретных целей, а ждут, пока ребенок сам созреет для чего-то.

Второй тип

Матери второго типа стараются сознательно приспособиться к потребностям ребенка, но не всегда успешно. Из-за этого поведение матери становится напряженным, а отношения с ребенком формальными. Такие матери чаще доминируют.

Третий тип

Матери ведут себя как матери только в силу долга, никаких чувств они не испытывают. Они жестко контролируют ребенка, проявляют холодность, очень категоричны и хладнокровны в вопросах приучения к чему-либо (не учитывают развитие конкретного ребенка)

.

Четвертый тип

Непоследовательные в своем поведении матери. Неадекватно относятся к возрасту и потребностям ребенка. Воспитательные методы и реакции на поведение ребенка противоречивы. Они плохо понимают своего ребенка.

Самым неблагополучным для ребенка является последний тип, он формирует тревожность и неуверенность ребенка. Первый же тип – самый благоприятный. Он воспитывает в ребенке ощущения контроля над собственной жизнью.

Вдохновляйте сотрудников с помощью эффективного стиля лидерства

Стиль лидерства — это классификация того, как навыки лидерства используются на практике. Как мы уже знаем, у лидеров есть множество сильных сторон. Они посвящают себя выполнению самых разных задач: от мотивации сотрудников и творческого мышления до устранения проблем и принятия рискованных решений. При этом не бывает двух абсолютно одинаковых лидеров: подход к одному и тому же набору задач у разных лидеров может существенно отличаться.

Задача лидеров — добиваться того, чтобы сотрудники выполняли цели организации. Программное обеспечение для управления работой поможет вам обеспечить согласованную работу команды, откуда бы вы ей ни руководили.
Попробовать Asana для управления работой

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]