Что такое социальный статус
Согласно всем известному школьному предмету обществознанию, социальный статус – это определенная позиция в социальной группе или структуре.
В социологии социальный статус – это соотносительная позиция индивида или группы, определяемая социальными признаками (экономическое положение, профессия, квалификация, образование и т. п.), природными признаками (пол, возраст и т. д.), а также престижем и местом в структуре власти (Социологический энциклопедический словарь).
Социальный статус не только наделяет человека благами и привилегиями, но и подразумевает ряд обязательств. В каждом случае обязательства и блага свои.
Социальный статус – это выбор или передается с рождением?
Некоторые социальные статусы родители передают своим детям (здоровье, тип работы, уровень финансового достатка). Но есть и достигаемые социальные статусы, на получение которых влияет сам человек.
Как называется социальный статус индивида, полученный от рождения?
Социальный статус индивида, полученный от рождения – это предписанный статус.
Социальная роль и ее отличие от статуса
Для определения социального статуса человека нужно использовать целый ряд характеристик (профессия, место проживания, политические взгляды, экономическое положение и т.д.). Есть и ситуативные социальные статусы, описывающие человека, носящие кратковременный характер (пассажир, читатель, пациент).
Каждый социальный статус обладает уровнем престижа, хотя, в документах этого не указано. Считается, что быть бизнесменом престижнее, чем работником офиса. Если брать за основу престижа только материальное благополучие, это приведет к деградации общества и возникновения социально-экономического неравенства.
Социальная роль – это определенное поведение, ожидаемое от личности, которое должно соответствовать ее социальному статусу, находиться с ним во взаимосвязи.
Например, социальный статус личности – работник налоговой инспекции. Социальная роль – честность, порядочность, добросовестность, исполнительность. Это означает, что социальный статус и социальная роль связаны, дополняют друг друга.
Если человек демонстрирует ровно обратное поведение, то можно говорить об отсутствии взаимосвязи социального статуса и роли.
ПРЕДПИСАННЫЕ И ДОСТИГАЕМЫЕ СТАТУСЫ
Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: тс, которые предписываются
индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность
достигает
своими собственными усилиями.
Предписанные статусы и роли.
Так как общество представляет собой сложное образование, его институты функционируют эффективно только в том случае, если люди исполняют ежедневно огромное число обязанностей, строго обозначенных внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями. Простейший путь достижения согласованного исполнения обязанностей — это разделение всех видов деятельности на множество предписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения заранее определенному набору ролей. После первого ролевого обучения, которое начинается в раннем детстве, предписанные роли должны назначаться в соответствии с некоторыми критериями, известными как «путь достижения успеха».
Пол
и
возраст
универсально используются в обществе как основа для ролевого предписания. Раса, национальность, классовая и религиозная принадлежность также используются во многих обществах в качестве основы для предписанных ролей.
Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не делается от этого менее реальным. «Взрослые спрашивают маленьких мальчиков, кем они хотят стать, когда вырастут. В то же время взрослые спрашивают маленьких девочек, откуда у них такое хорошенькое платьице. Несмотря на свой юный возраст, мальчики прежде всего заботятся о карьере, в то время как девочки поглощены «насаживанием» приманки для мужчин!» — остроумно заметил один известный американский преподаватель-исследователь (169, с. 107).
Не случайно уже с детства главная и большая часть процессов социализации личности состоит в обучении различным видам социальных действий как мужчин, так и женщин. Маленькие девочки играют с куклами, помогают матери по хозяйству и вознаграждаются за это похвалами взрослых. Обучение девочки как сорванца хотя и терпимо, но считается дурным тоном. Мальчики же считают, что куклы предназначены только для девчонок и самых маленьких детей, а потому худшее для них — это прослыть «маменькиным сынком», «девчонкой». Опыт показывает, что многолетнее раздельное обучение мальчиков и девочек приводит к тому, что в зрелости они имеют различные способности, чувства и предпочтения.
В зрелом возрасте половые различия и роли четко определяются, а процесс ролевого обучения усложняется. Женщина, например, может одновременно выступать в ролях жены, матери, гражданки и т.д. Ее роль жены и матери включает одновременно множество различных ролей, каждая из которых неотделима от другой и врастает в нее.
Большинство функций могут достаточно хорошо выполняться как женщинами, так и мужчинами, если они социализированы для принятия свойственных им задач. Так, в Пакистане домашняя прислуга тра
диционно представлена лицами мужского пола; на Филиппинах все секретари — мужчины; на Маркизских островах дети работают по дому, накрывают на стол, готовят кушанья, а женщины вышивают; во многих странах мира тяжелые сельскохозяйственные работы выполняются преимущественно женщинами.
Определение мужских и женских ролей субъективно и зависит от конкретного места и времени. Каждое общество имеет обычаи, традиции и нормы, относящиеся к исполнению мужских и женских ролей. Индивиды могут позволить себе обходить некоторые элементы этих традиций и обычаев, но они рискуют при этом быть отчужденными от общества до тех пор, пока не станут исполнять эти роли в соответствии с их полом. Немногие индивиды игнорируют эти требования, например становятся гомосексуалистами или лесбиянками, так как такие отклонения от предписанных ролей осуждаются обществом.
Роли мужчины и женщины в обществе со временем изменяются. Возможность замены тяжелого ручного труда машинным, применение противозачаточных средств и как следствие этого уменьшение размеров семьи и домашних обязанностей в значительной степени уменьшили различия между мужскими и женскими ролями. Женщины, например, стали активно втягиваться в процесс производства и имеют статусы, которые ранее считались мужскими.
Для любого общества не менее важно предписывание ролей и соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — извечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т.е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. С другой стороны, статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию взрослого статуса с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.
В нашем обществе особенно заметна неудачная социализация при подготовке к юности и к старости. У нас в отличие от примитивных обществ нет четко определенных возрастных статусов, за исключением совершеннолетия, которое наступает в 18 лет. Родители юноши или
девушки пребывают в неопределенности относительно того, насколько зрелым считать юношу или девушку, и они бесконечно пререкаются со своими детьми относительно выбора ими товарищей и подруг, времени возвращения домой, использования денег, женитьбы или замужества. Но дело в том, что и сам молодой человек пребывает в неопределенности относительно сферы приложения своих усилий, выбора пути достижения успеха в жизни, политических взглядов, круга друзей и т.д. Неудивительно, что молодой человек нередко пасует перед трудным выбором, предпочитая оставаться зависимым от родителей или других родственников, что характерно для более раннего возраста.
Старость во многих примитивных, или традиционных, обществах уважаема и почитаема в первую очередь потому, что в таких обществах люди в основном формируют свое поведение на основе древних и признанных обычаев и традиций, неформального контроля за соблюдением этих традиций. Однако в современном обществе, где древние традиции не играют столь значительной роли, старость причиняет одни неудобства. Быстро изменяющееся индустриальное общество очень редко рассматривает старых людей как источник мудрого руководства. Предписанной ролью пожилых людей стал уход от дел по мере ослабления их сил и способностей, а их основной функцией в последующей жизни оказывается только поддержание собственного существования. Поэтому переход к роли пожилого человека в современном обществе очень болезнен и сложен для каждого индивида.
Пол и возраст — это только два примера из многих предписанных статусов. Все подобные статусы включают роли, которые могут успешно выполняться только тогда, когда каждый из индивидов социализируется к предписаниям, относительно этих ролей установленным в обществе.
Достигаемые статусы и роли.
Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как
достигаемый статус.
Если каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных способностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения. Довольно удачно этот феномен описан М. Янгом: «Принцесса это предписанный статус. Девочка с королевской наследственностью может не ударять палец о палец, а ее будущее все равно это будущее принцессы. Она
рождена
принцессой, и будет ли она хорошенькой или уродливой, высокой или низкой, умной или глупой, она останется принцессой. Достигаемые статусы, напротив, не даются от рождения, они могут приобретаться только личностями, наиболее подходящими для этого. Быть мужчиной — предписываемый статус, зависящий от рождения, но быть мужем — достигаемый статус, который не вытекает автоматически из факта рождения мужчины, а зависит от мужского поведения в будущем. Негр — это предписанный статус, но полицейский — достигаемый статус. Никто не может быть рожден полицейским.
Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида» (196, с. 90).
В примитивных, традиционных, обществах статусы чаще всего являются предписанными и занятие кем-то определенного социального положения зависит от рождения. Мужчина, например, с рождения готовится быть охотником, рыболовом или воином. В современных индустриальных обществах имеется большая свобода в занятии личностью того или иного положения. Это во многом объясняется тем, что для ее успешного функционирования нужна весьма значительная мобильность трудовых ресурсов и потому происходит четко выраженная ориентация в основном на личностные качества индивидов, на изменение статусов в соответствии с их усилиями. Контроль общества за справедливостью при определении статусов дает выигрыш и гибкости той социальной системе, которая предоставляет возможность занимать значимое положение людям, проявляющим для этого наибольший талант. Платой будет неконкурентоспособность тех, кто не смог «найти себя» и не в состоянии приспособиться к новым ролям. Это выражается в увеличении числа лишних людей, не удовлетворенных существующим положением. Достигнутый индивидом статус требует от него осуществлять выбор не только сферы приложения труда, но и друзей, организаций, места обучения и места проживания. Такие действия индивида приводят к тому, что он получает статусы, которые не были определены заранее его родителями. В этом случае индивид встречается с ситуациями, значительно удаленными от опыта предков, что создает ему постоянные затруднения при принятии на себя новых ролей.
Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но, несмотря на это, они могут взаимодействовать и перекрещиваться, Например, мужчине значительно легче достичь статуса президента или премьер-министра, чем женщине. То же, правда в меньшей степени, можно сказать о возможностях достижения высоких статусов сыном крупного руководителя, с одной стороны, и сыном крестьянина — с другой. Основное социальное положение в обществе (социально-классовый статус) является частично предписанным (т.е. отражает статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей и устремлений самого индивида. Во многих отношениях граница между предписанными и достигаемыми статусами чисто условна, но концептуальное их разделение весьма полезно для изучения этих социальных феноменов.
Идеал общества, в котором большинство статусов являются достигаемыми, — стремление к тому, чтобы люди занимали положение в соответствии со своими способностями. Это не только дает возможность проявляться высоким талантам, но и исключает возможность оправдывать недостатки.
В обществе, где большинство статусов предписываются, индивид не может ожидать улучшения своего положения. Те, у кого низкое вознаграждение или невысокий престиж, не чувствуют своей вины в том, что они имеют низкий статус. Каждый из них считает свою роль и свой
статус правильными, а сложившееся положение вещей справедливым. Такой индивид не сопоставляет свое положение с положением других. Он свободен от чувства ненадежности, амбициозного недовольства или страха потерять свой статус. Это происходит потому, что социализация индивида не связана с ожиданием изменения статуса; он только обучается и принимает предписанные роли. Вместе с тем трудно согласиться с низким статусом в том случае, если наследственные барьеры убираются и открываются возможности для проявления всеми своих способностей. Если приобретение статусов происходит на основе соревнования и доступ к соответствующему обучению открыт для каждого, тогда причиной низкого статуса может быть только неспособность и некомпетентность. Однако даже в этом случае посредственность находит возможность для достижения высокого статуса, используя преимущественные права, групповые квоты, льготы и т.п.
Достигаемый статус максимально обеспечивает исполнение ролей на базе индивидуальных способностей. Роли, его сопровождающие, как правило, трудны для обучения и часто конфликтны. С существующими ныне достигаемыми статусами, вероятно, связаны как эффективное использование человеческого потенциала, так и величайшая угроза индивидуальному духовному миру личности в случае неудачной се социализации к достигаемым ролям.
Ролевое поведение.
В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Не все солдаты храбры, не все священники святы, не все профессора могут служить образцами в деле обучения. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено при жестком структурировании поведения, например, в организациях, где прослеживается определенная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов.
В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в бессознательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно является высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного «Я». Американский исследователь И. Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления,
заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желательное впечатление у других. Поведение регулируется путем согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения. Согласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим различные аудитории. Дети в доме, соседи, коллеги по работе, студенты или школьники — все они, как и многие
другие, составляют различные аудитории. Индивид, учитывая специфику окружающих его социальных общностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего «Я». Отец отчитывает детей, профессор читает лекцию, милиционер контролирует движение на трассе — каждый в определенном месте и в определенное время является актером, который дает представление ради того, чтобы произвести впечатление на аудиторию (160).
Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: тс, которые предписываются
индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность
достигает
своими собственными усилиями.
Предписанные статусы и роли.
Так как общество представляет собой сложное образование, его институты функционируют эффективно только в том случае, если люди исполняют ежедневно огромное число обязанностей, строго обозначенных внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями. Простейший путь достижения согласованного исполнения обязанностей — это разделение всех видов деятельности на множество предписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения заранее определенному набору ролей. После первого ролевого обучения, которое начинается в раннем детстве, предписанные роли должны назначаться в соответствии с некоторыми критериями, известными как «путь достижения успеха».
Пол
и
возраст
универсально используются в обществе как основа для ролевого предписания. Раса, национальность, классовая и религиозная принадлежность также используются во многих обществах в качестве основы для предписанных ролей.
Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не делается от этого менее реальным. «Взрослые спрашивают маленьких мальчиков, кем они хотят стать, когда вырастут. В то же время взрослые спрашивают маленьких девочек, откуда у них такое хорошенькое платьице. Несмотря на свой юный возраст, мальчики прежде всего заботятся о карьере, в то время как девочки поглощены «насаживанием» приманки для мужчин!» — остроумно заметил один известный американский преподаватель-исследователь (169, с. 107).
Не случайно уже с детства главная и большая часть процессов социализации личности состоит в обучении различным видам социальных действий как мужчин, так и женщин. Маленькие девочки играют с куклами, помогают матери по хозяйству и вознаграждаются за это похвалами взрослых. Обучение девочки как сорванца хотя и терпимо, но считается дурным тоном. Мальчики же считают, что куклы предназначены только для девчонок и самых маленьких детей, а потому худшее для них — это прослыть «маменькиным сынком», «девчонкой». Опыт показывает, что многолетнее раздельное обучение мальчиков и девочек приводит к тому, что в зрелости они имеют различные способности, чувства и предпочтения.
В зрелом возрасте половые различия и роли четко определяются, а процесс ролевого обучения усложняется. Женщина, например, может одновременно выступать в ролях жены, матери, гражданки и т.д. Ее роль жены и матери включает одновременно множество различных ролей, каждая из которых неотделима от другой и врастает в нее.
Большинство функций могут достаточно хорошо выполняться как женщинами, так и мужчинами, если они социализированы для принятия свойственных им задач. Так, в Пакистане домашняя прислуга тра
диционно представлена лицами мужского пола; на Филиппинах все секретари — мужчины; на Маркизских островах дети работают по дому, накрывают на стол, готовят кушанья, а женщины вышивают; во многих странах мира тяжелые сельскохозяйственные работы выполняются преимущественно женщинами.
Определение мужских и женских ролей субъективно и зависит от конкретного места и времени. Каждое общество имеет обычаи, традиции и нормы, относящиеся к исполнению мужских и женских ролей. Индивиды могут позволить себе обходить некоторые элементы этих традиций и обычаев, но они рискуют при этом быть отчужденными от общества до тех пор, пока не станут исполнять эти роли в соответствии с их полом. Немногие индивиды игнорируют эти требования, например становятся гомосексуалистами или лесбиянками, так как такие отклонения от предписанных ролей осуждаются обществом.
Роли мужчины и женщины в обществе со временем изменяются. Возможность замены тяжелого ручного труда машинным, применение противозачаточных средств и как следствие этого уменьшение размеров семьи и домашних обязанностей в значительной степени уменьшили различия между мужскими и женскими ролями. Женщины, например, стали активно втягиваться в процесс производства и имеют статусы, которые ранее считались мужскими.
Для любого общества не менее важно предписывание ролей и соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — извечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т.е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. С другой стороны, статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию взрослого статуса с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.
В нашем обществе особенно заметна неудачная социализация при подготовке к юности и к старости. У нас в отличие от примитивных обществ нет четко определенных возрастных статусов, за исключением совершеннолетия, которое наступает в 18 лет. Родители юноши или
девушки пребывают в неопределенности относительно того, насколько зрелым считать юношу или девушку, и они бесконечно пререкаются со своими детьми относительно выбора ими товарищей и подруг, времени возвращения домой, использования денег, женитьбы или замужества. Но дело в том, что и сам молодой человек пребывает в неопределенности относительно сферы приложения своих усилий, выбора пути достижения успеха в жизни, политических взглядов, круга друзей и т.д. Неудивительно, что молодой человек нередко пасует перед трудным выбором, предпочитая оставаться зависимым от родителей или других родственников, что характерно для более раннего возраста.
Старость во многих примитивных, или традиционных, обществах уважаема и почитаема в первую очередь потому, что в таких обществах люди в основном формируют свое поведение на основе древних и признанных обычаев и традиций, неформального контроля за соблюдением этих традиций. Однако в современном обществе, где древние традиции не играют столь значительной роли, старость причиняет одни неудобства. Быстро изменяющееся индустриальное общество очень редко рассматривает старых людей как источник мудрого руководства. Предписанной ролью пожилых людей стал уход от дел по мере ослабления их сил и способностей, а их основной функцией в последующей жизни оказывается только поддержание собственного существования. Поэтому переход к роли пожилого человека в современном обществе очень болезнен и сложен для каждого индивида.
Пол и возраст — это только два примера из многих предписанных статусов. Все подобные статусы включают роли, которые могут успешно выполняться только тогда, когда каждый из индивидов социализируется к предписаниям, относительно этих ролей установленным в обществе.
Достигаемые статусы и роли.
Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как
достигаемый статус.
Если каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных способностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения. Довольно удачно этот феномен описан М. Янгом: «Принцесса это предписанный статус. Девочка с королевской наследственностью может не ударять палец о палец, а ее будущее все равно это будущее принцессы. Она
рождена
принцессой, и будет ли она хорошенькой или уродливой, высокой или низкой, умной или глупой, она останется принцессой. Достигаемые статусы, напротив, не даются от рождения, они могут приобретаться только личностями, наиболее подходящими для этого. Быть мужчиной — предписываемый статус, зависящий от рождения, но быть мужем — достигаемый статус, который не вытекает автоматически из факта рождения мужчины, а зависит от мужского поведения в будущем. Негр — это предписанный статус, но полицейский — достигаемый статус. Никто не может быть рожден полицейским.
Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида» (196, с. 90).
В примитивных, традиционных, обществах статусы чаще всего являются предписанными и занятие кем-то определенного социального положения зависит от рождения. Мужчина, например, с рождения готовится быть охотником, рыболовом или воином. В современных индустриальных обществах имеется большая свобода в занятии личностью того или иного положения. Это во многом объясняется тем, что для ее успешного функционирования нужна весьма значительная мобильность трудовых ресурсов и потому происходит четко выраженная ориентация в основном на личностные качества индивидов, на изменение статусов в соответствии с их усилиями. Контроль общества за справедливостью при определении статусов дает выигрыш и гибкости той социальной системе, которая предоставляет возможность занимать значимое положение людям, проявляющим для этого наибольший талант. Платой будет неконкурентоспособность тех, кто не смог «найти себя» и не в состоянии приспособиться к новым ролям. Это выражается в увеличении числа лишних людей, не удовлетворенных существующим положением. Достигнутый индивидом статус требует от него осуществлять выбор не только сферы приложения труда, но и друзей, организаций, места обучения и места проживания. Такие действия индивида приводят к тому, что он получает статусы, которые не были определены заранее его родителями. В этом случае индивид встречается с ситуациями, значительно удаленными от опыта предков, что создает ему постоянные затруднения при принятии на себя новых ролей.
Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но, несмотря на это, они могут взаимодействовать и перекрещиваться, Например, мужчине значительно легче достичь статуса президента или премьер-министра, чем женщине. То же, правда в меньшей степени, можно сказать о возможностях достижения высоких статусов сыном крупного руководителя, с одной стороны, и сыном крестьянина — с другой. Основное социальное положение в обществе (социально-классовый статус) является частично предписанным (т.е. отражает статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей и устремлений самого индивида. Во многих отношениях граница между предписанными и достигаемыми статусами чисто условна, но концептуальное их разделение весьма полезно для изучения этих социальных феноменов.
Идеал общества, в котором большинство статусов являются достигаемыми, — стремление к тому, чтобы люди занимали положение в соответствии со своими способностями. Это не только дает возможность проявляться высоким талантам, но и исключает возможность оправдывать недостатки.
В обществе, где большинство статусов предписываются, индивид не может ожидать улучшения своего положения. Те, у кого низкое вознаграждение или невысокий престиж, не чувствуют своей вины в том, что они имеют низкий статус. Каждый из них считает свою роль и свой
статус правильными, а сложившееся положение вещей справедливым. Такой индивид не сопоставляет свое положение с положением других. Он свободен от чувства ненадежности, амбициозного недовольства или страха потерять свой статус. Это происходит потому, что социализация индивида не связана с ожиданием изменения статуса; он только обучается и принимает предписанные роли. Вместе с тем трудно согласиться с низким статусом в том случае, если наследственные барьеры убираются и открываются возможности для проявления всеми своих способностей. Если приобретение статусов происходит на основе соревнования и доступ к соответствующему обучению открыт для каждого, тогда причиной низкого статуса может быть только неспособность и некомпетентность. Однако даже в этом случае посредственность находит возможность для достижения высокого статуса, используя преимущественные права, групповые квоты, льготы и т.п.
Достигаемый статус максимально обеспечивает исполнение ролей на базе индивидуальных способностей. Роли, его сопровождающие, как правило, трудны для обучения и часто конфликтны. С существующими ныне достигаемыми статусами, вероятно, связаны как эффективное использование человеческого потенциала, так и величайшая угроза индивидуальному духовному миру личности в случае неудачной се социализации к достигаемым ролям.
Ролевое поведение.
В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Не все солдаты храбры, не все священники святы, не все профессора могут служить образцами в деле обучения. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено при жестком структурировании поведения, например, в организациях, где прослеживается определенная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов.
В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в бессознательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно является высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного «Я». Американский исследователь И. Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления,
заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желательное впечатление у других. Поведение регулируется путем согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения. Согласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим различные аудитории. Дети в доме, соседи, коллеги по работе, студенты или школьники — все они, как и многие
другие, составляют различные аудитории. Индивид, учитывая специфику окружающих его социальных общностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего «Я». Отец отчитывает детей, профессор читает лекцию, милиционер контролирует движение на трассе — каждый в определенном месте и в определенное время является актером, который дает представление ради того, чтобы произвести впечатление на аудиторию (160).
Формирование социального статуса
Статус личности формируется в совокупности с его системой ценностей и тем, одобряется ли это в обществе. О человеке может многое рассказать его профессия, стиль жизни, этническая принадлежность, параметры внешности, отношения с другими людьми.
Элементами социального статуса индивида могут управлять и окружающие его люди. То, как человек сам воспринимает себя, и то, что о нем думают окружающие – совершенно разные вещи (или же, в ряде моментов они могут перекликаться).
Например, у человека есть свой бизнес, приносящий ему большой доход. Его главный статус – бизнесмен, состоятельный человек. Он может позволить себе не ездить на общественном транспорте. Окружающие могут расценить это как попытку возвыситься, продемонстрировать собственную значимость. Хотя, бизнесмен не вкладывал в свое решение такого смысла, а просто заботился о личном комфорте или экономии времени.
Формирование высокого социального статуса в обществе создают компоненты:
- уровень материальной обеспеченности;
- образованность;
- престиж в обществе;
- уровень власти;
- умение сохранять и приумножать свое богатство.
Как статус влияет на социум?
Высокий социальный статус человека дает ему возможность влиять на развитие общества, историю, привносить что-то свое в жизнь. Люди с низким социальным статусом могут исказить в худшую сторону общественные показатели (уровень интеллекта, образования, культуры).
Как статус влияет на отношения?
Люди, заинтересованные в отношениях, обычно обращают внимание на социальный статус будущего партнера. Охотнее в отношения вступят с предпринимателем, юристом, то есть, с человеком более высокого социального статуса. Безработные или люди, занимающие низкую должность, будут менее востребованы.
Виды социальных статусов
Выделяют 3 группы, описанные в таблице ниже.
Вид социального статуса. | Что он означает. |
Предписанный. | Достался индивиду по наследству, независимо от его заслуг. Примеры предписанного социального статуса: социальное происхождение, этническая принадлежность, место рождения. |
Достигаемый. | Зависит от личного выбора, приложенных усилий, находится под контролем человека. |
Смешанный. | Обладает чертами предписанного и достигаемого типов (человек, родившийся в нищете, смог стать известным на весь мир). |
Дополнительные классификации:
- Также существует такое понятие как личный статус – положение человека, которое он занимает в малой группе (не зависит от личных качеств).
- Основной статус определяет главное в жизни человека (карьерист, бизнесмен, семьянин).
- Эпизодический статус влияет на детали поведения человека (слушатель, ученик, покупатель).
Иногда встречается такое понятие как аскриптивный социальный статус. Этот статус предписывается человеку обществом, позиция, занимаемая индивидом, отодвигается на второй план. Например, женщина растит ребенка одна. Она может быть счастливой, успешной в карьере, привлекательной женщиной. Но для общества она несчастная неудачница, разведенка.
Что это означает
Слово «статус» пришло в русский язык из римской юридической системы: в древнем мире под этим понятием подразумевали правовые границы личности. Только обладатели status civitatis считались почетными гражданами Рима. А те, кому не посчастливилось быть носителями status libertatis, в глазах общества принадлежали к низшим слоям – рабам.
Термин «социальный» произошел от латинского socialis, что означает «товарищеский», «союзный». Многие определения, которыми пользовались в быту римляне, перекочевали в современную науку.
Сложив описанные понятия, можно сказать, что социальный статус – это положение, занимаемое человеком в обществе. Эта позиция подразумевает определенный набор прав и обязанностей.
Пример. Ребенок рождается чьим-то сыном или дочерью. Повзрослев, он становится учеником средней школы, затем студентом, а после успешной защиты диплома – сотрудником престижной компании.
Эти характеристики, определяющие качества и деятельность человека, и есть социальный статус. Он наделяет носителя привилегиями, но и накладывает определенную ответственность. Знаменитости пользуются любовью и уважением аудитории, но должны внимательно следить за своими действиями, чтобы не испортить репутацию.
Человек может одновременно совмещать несколько ролей: быть сразу родителем, ребенком, работником, католиком, активистом, членом клуба книголюбов. Их важность может меняться в зависимости от обстоятельств и окружения. Если для семьи сын – любимый ребенок, то для начальника – не всегда исполнительный сотрудник.
Виды и примеры
Основная классификация разделяет общественные статусы на три категории:
- Предписанный.
Эта характеристика «автоматически» присуждается при рождении, вне зависимости от качеств и умений личности. К ним относятся: пол, национальность, характеристики родства, наследование титулов. Эти параметры невозможно изменить. Прогрессивное общество старается снизить их значимость: люди могут менять пол, внешность и имя, но, фактически, закрепленный за ними статус остаётся прежним.
- Приобретенный.
Это позиция в обществе, которая сформирована человеком и достигается в конкурентной борьбе. Она отображает уровень образования, должность, семейное положение, связи. Носитель такого статуса имеет собственные знаки отличия: врачи носят белые халаты, силовики – форму и погоны, политические деятели – символику партии. У таких групп есть язык – жаргон, обозначающий термины профессии.
- Смешанный.
Обладает чертами описанных видов. Если человек лишился работы и жилья из-за экономического кризиса в стране, нельзя считать, что он стал бродягой по своей воле.
Эти два вида имеют различия, но могут влиять друг на друга. Сыну богатых родителей легче занять престижную должность, чем ребенку простых рабочих. Мужчине проще стать командиром авиалайнера, чем женщине. Также во многих странах до сих пор существует расовая дискриминация, которая мешает этническим меньшинствам состояться в карьере.
Какие еще статусы выделяет наука:
- Личные.
Определяются качествами личности в масштабе небольшого социума – семьи, друзей, рабочего коллектива (бойфренд, душа компании, специалист).
- Групповые.
Характеризуют положение в обществе, где человек – представитель большой группы (класса, национальности, профессии, пола).
- Неосновные.
Они различаются по характеру состояния: положение в обществе может быть временным – человек становится пациентом только при посещении больницы, свидетелем – во время расследования происшествия, пешеходом – в момент пересечения дороги. Они нигде не регистрируются и быстро сменяют друг друга.
- Основные.
Постоянные статусы определяют экономическое и общественное положение, указывают на кровное родство.
Если человек временно покидает одну ячейку, то он сразу оказывается в другой: личность не может существовать вне социальных статусов. Скорее, наоборот, люди являются носителями стольких ролей, что их трудно перечислить или подсчитать. Однако при этом они могут выделять для себя главное предназначение. Например, женщины, отвечая на вопрос о роде занятий, часто указывают в анкетах «жена» или «мать».
Примеры социального статуса человека
В современном мире социальный статус представляет собой позицию человека, которую он занимает в конкретной группе и в целом в рамках социума. Эта позиция способна наделять его определенными правами, обязательствами, за исполнение или не исполнение которых он в любом случае будет нести ответственность.
Один человек может обладать несколькими социальными статусами. В одно и то же время он может быть сыном, школьником, внуком, братом, членом спортивного или досугового кружка, а также гражданином своего государства. Все зависит исключительно от того, в рамках какой социальной группы находится индивид, и какие социальные ожидания предъявляют ему члены этой группы.
Стоит отметить, что в ожиданиях отражается социальная роль личности. Когда человек владеет статусом, то окружающие идентифицируют его соответствующим образом: если предложения человека совпадают с ожиданиями со стороны социума, то это говорит о гармонирующей личности. Если же ожидания превышают возможности статуса индивида, то это говорит о так называемом ролевом конфликте личности. С ним достаточно сложно справиться самостоятельно, поэтому индивид нуждается в помощи со стороны специалистов.
Примеры социального статуса
Яркий пример социального статуса у личности – жизненный путь Майкла Джексона. Прирожденный его статус – это мальчик-афроамериканец, родившийся в небогатой многодетной семье. Достигаемый – творческий деятель, известный на весь мир.
Еще один пример социального статуса – девушка-врач. Этого статуса она достигла благодаря своим личным усилиям. Более узкому и осведомленному кругу людей известно, что эта девушка – заядлый книголюб. Ее прирожденный базовый статус – дочь, сестра, внучка, жительница Псковской области. Со временем она приобретет новый семейный статус невесты, затем жены, матери.
Дополнительная информация по теме:
Практика «Радую себя»: зачем это нужно и чем себя можно радовать
Что такое референтная группа: много примеров, классификация и уловки маркетологов
Что такое стигматизация и как преодолеть общественную изоляцию: примеры и решение
Как определить социальный статус
Определение социального статуса и престижа осуществляется по признакам, характерным для отдельно взятого общества (национальность, умения, возраст, уровень образования).
Социальный статус определяется только в сравнении человека с другими представителями общества. Это показывает место индивида в иерархической культуре.
Также определить социальный статус можно по критериям:
- Наличие или отсутствие у человека собственности.
- Уровень материального дохода человека.
- Образ, стиль жизни.
- Участие индивида в системе общественного труда, его место в этой системе.
- Качества человека как потребителя.
- Отношение человека к политической системе, его место в этой иерархии.
- Общий уровень культуры, образованности.
- Национальная принадлежность.
Иерархия статусов
Статусы в общественной структуре неравны. В общественном сознании индивиды и группы сравниваются по своим статусным признакам и располагаются в иерархическом порядке. Социальный престиж статусов, их иерархия формируются под влиянием следующих факторов:
- реальной значимости того или иного статуса для общества;
- системы ценностей, исторически сложившейся в данной культуре.
Типы иерархии:
- межгрупповая – охватывает различные группы в рамках общества;
- внутригрупповая – ранжирует индивидов в рамках одной группы.
Позиция статуса в иерархии называется статусным рангом. Он определяет уровень этого статуса – высокий, средний или низкий. Множественность статусов индивида нередко порождает их несовпадение (несоответствие). Оно проявляется в тех случаях, когда человек занимает разные статусные позиции в разных социальных группах и ему приходится выполнять противоречащие друг другу функции, права и обязанности.
Понятию социального статуса родственно понятие социальной роли. Однако между ними имеются существенные различия. Если социальный статус определяет занимаемое человеком место в обществе, то роль характеризует социальные ожидания на основании этого статуса. В ситуациях несовпадения, несоответствия статусов может возникнуть ролевой конфликт.
Как повысить социальный статус и возможно ли это
Социальный статус не статичен, он меняется в течение жизни, поэтому человек вполне может добиться его повышения. Например, человек может перейти на более высокооплачиваемую должность, переехать жить в более престижный район, начать вести более здоровый образ жизни.
Но есть и категории, на которые человек не в состоянии повлиять. Это его происхождение, родители, национальность.
Важный фактор повышения социального статуса – это амбиции и стремление. Пригодятся такие качества как настойчивость, компетентность, целеустремленность, самоорганизация. Если ничего не делать, то и повысить статус не получится.
Чтобы изменить свой социальный статус, важно научиться быстро приспосабливаться, адаптироваться к окружающим обстоятельствам, подстраиваться под них. Это поможет человеку закрепиться на достигнутом и принять в свою жизнь непосредственно новое. Также стоит позаботиться о:
- привлекательном внешнем виде, аккуратности, опрятности;
- поддержании осанки (сгорбленный, сутулый человек никогда не произведет впечатления успешного);
- развитии чувства юмора (помогает решать сложные, конфликтные ситуации, сохранять чувство уверенности в себе);
- формировании уверенности в себе и стабильно высокой самооценке.
Удавалось ли вам или вашим близким повысить социальный статус? Поделитесь историями в комментариях, вдохновите на положительные перемены наших читателей.
Системы развития статуса
Системы развития достигаемых социальных статусов бывают вертикальными и горизонтальными.
Пример вертикального развития: человек отучился на юриста, стал известным и востребованным адвокатом (человек может похвастаться более высоким положением в обществе, степень влияния на общество).
Пример горизонтального развития: мужчина работал рядовым врачом, получил должность заведующего кардиологическим отделением (поменялась его социальная роль, но окружение осталось прежним).
Как оценивается позиция в социуме
Исследованием появления неравенства в обществе занимались известные социологи Т. Парсонс, М. Вебер, У. Уорнер.
Ученые выделили основные критерии, которые указывают положение личности в обществе:
- Доход – количество регулярных денежных поступлений.
- Богатство – накопления, частная собственность.
- Образование – уровень обучения, авторитет учебных заведений.
- Власть – умение навязывать свою волю, оказывать влияние на людей.
- Престиж – общественная оценка профессии или другой деятельности.
Социальные статусы группируются именно по этим показателям.
Например, уровень дохода делит людей на бедных, богатых и средний класс. Степень влияния – на директоров и рядовых служащих.
Существуют также вспомогательные критерии, которые определяют «стартовые» позиции человека в обществе. К ним относятся: социально-экономическое положение семьи, гендер, раса, вероисповедание.
Важность для социума
Во времена Российской Империи статус играл определяющую роль: общество имело ярко выраженную кастовую структуру. При этом группы выстраивались в иерархическом порядке: от бесправных крестьян к уважаемым, богатым потомственным дворянам.
СССР поддерживал идеологию всеобщего равенства, но в разное время обязывал советского гражданина указывать в паспорте данные о национальности, местах работы и судимости.
Сегодня принадлежность к социальной группе в документах фиксируется по минимуму, а цивилизованное общество старается сократить значимость предписанных статусов – расы, пола, происхождения. На первый план выходят личные достижения человека. Тем не менее, некоторые группы все еще ценятся больше, чем другие.
Например, профессия юриста престижнее, чем работа сантехника или разнорабочего, а женский труд оплачивается на 30% ниже, чем мужской.
Место в такой невидимой иерархии называется рангом, который бывает высоким, средним и низким. Общество порицает смешение разных категорий: яркий пример – неравные браки, где один из супругов намного богаче другого.
Группа исследователей из Канады доказала, что низкая позиция в обществе вредна для здоровья. Это связано не только с привычками «бедняков» – курением, употреблением «мусорной еды», плохим медицинским обслуживанием, но и с негативным восприятием себя.
Социальный статус влияет на общественные отношения. Бедные недолюбливают богатых, чайлдфри – многодетные семьи, рабочие – интеллигентов. Из-за неприятия появляется расизм, сексизм, а также движения, преследующие сексуальные меньшинства.
Система развития соцстатуса
Важно учесть ещё тот факт, что в современном обществе занимаемое положение очень мобильно (постоянно меняется). Сегодня человека знает весь мир, а на следующий день про него все забыли. Также социальная система развивается в двух направлениях: горизонтальном и вертикальном.
В первом случае это когда человек работал бухгалтером в компании по установке вентиляции, а перешёл в фирму по прокладке газопроводов. Или был путешественником, а стал тревел-блогером. То есть меняются лишь социальные группы, но не статус, как таковой, поскольку влияние на окружающих осталось, по сути, прежним.
Естественно, второй вариант подразумевает рост или падение положения в обществе. Например, от обычного студента из ВШЭ до оппозиционного блогера и кандидата в Госдуму. Из-за того, что меняется масштаб влияния на общество, изменяется и положение в социуме.