Импринтинг в психологии. Что это, объяснение, определение, примеры


Импринтинг – это специфическая форма обучения, мгновенное подкорковое обучение. От англ. «Imprinting» – «впечатывание» – психофизиологический механизм, когда образ прочно закрепляется и формируется в определенный, критический период, практически полностью автоматичен, не обратим и не требует ни первичного, ни дальнейшего позитивного подкрепления. Объектами обычно выступают родительские особи, сиблинги, пищевые объекты, природные враги. В животной среде служит механизмом выживания. Некоторые образы, в том числе природных врагов, действия не являются врожденными, генетически наследуемыми и механизм импринтинга обеспечивает моментальное обучение или узнавание.

Широко известный пример ипринтинга – восприятие гусятами первого движущегося объекта увиденного после вылупления как мать объясняется тем, что у гусей нет врожденного узнавания своих, например, посредством запаха, поэтому запечатление первого объекта берет на себя эту функцию. При этом гусята не отличают живые объекты и искусственные модели, единственная требуемая характеристика – движение. Критический момент восприятия – импринтной уязвимости (в случае гусят, сразу после рождения) и требуемая характеристика, которая может быть единственной (в примере – движение) обеспечивают возникновение импринтинга. При этом все другие характеристики и ситуация не имеют значения, т.е. гусята поддадутся механизму как в неволе, так и в полевых условиях, например.

Существует теория, которая предполагает, что существует врождённый механизм запечатления, реагирующий на специфический для данного вида раздражитель. Так же существует понятие «геномный импринтинг» – вариант наследования генов, когда ДНК – основная структура гена – не изменяется.

Определение

Импринтинг (от англ. Imprint – запечатление) – вид памяти для приобретения опыта или навыков. Занимает промежуточную ступень между врожденными инстинктами и обучением. Этот термин относится к механизму психофизиологии, с помощью которого мозг фиксирует впечатления, воспринимающиеся организмом на определенном возрастном этапе. Запечатление происходит в течение одного мгновения и его практически нельзя изменить.

обучение

Суммация и долговременная потенциация

Итак, что же такое суммация и долговременная потенциация? Долговременная или, как ее еще называют, длительная потенциация – это усиление синаптической связи между двумя нейронами, которое сохраняется на протяжении длительного времени после того, как совершено воздействие на синаптический проводящий путь. Уточним, что под синапсом понимается место контакта двух нейронов или нейрона с принимающей сигнал клеткой.

Передача сигналов идет либо химическим путем с помощью медиаторов, либо электрическим, как переход ионов из одной клетки в другую. Термин «синапс» ввел в научный оборот Нобелевский лауреат Чарльз Скотт Шеррингтон (1857-1952). Свои взгляды он подробно изложил в выдержавшей посмертные переиздания монографии «Интегративная деятельность нервной системы» [Ч. Шеррингтон, 1969].

Для большей наглядности последующие поколения ученых исследовали процесс неассоциативного обучения на примере морского моллюска [J. Byrne, R. Hawkins, 2015]. Оказалось, что обучение и память зависят от множества механизмов пластичности в нескольких участках нейронных цепей, при этом относительный вклад в память разных участков варьируется в зависимости от силы воздействия и времени, прошедшего после воздействия обучения. Оказалось, что те внутриклеточные сигнальные каскады, которые вызывают краткосрочные модификации синаптической передачи, могут быть использованы и для генерации долгосрочных изменений.

Отметим, что у человека долговременная потенциация синаптического проведения является одним из важнейших нейрофизиологических механизмов формирования декларативной памяти, а нарушение декларативной памяти – это один из важнейших признаков и диагностических критериев болезни Альцгеймера. Подробно можно прочитать в статье «Механизмы нарушения долговременной потенциации при болезни Альцгеймера» [В. Мухин, В. Клименко, 2014].

В свою очередь, долговременная потенциация взаимосвязана с таким явлением как суммация. Это взаимодействие синаптических процессов на мембране нейрона или клетки, которое характеризуется усилением эффекта раздражения до рефлекторной реакции. Данное явление как типичное свойство нервных центров впервые описал российский естествоиспытатель Иван Михайлович Сеченов (1829-1905).

Термин «суммация» происходит от слова «сумма», которое в большинстве языков мира означает результат сложения чего-либо. Соответственно, эффект суммации – это слияние эффектов ряда стимулов, происходящих одновременно либо же быстро следующих друг за другом. На основании этого различают такие виды суммации как временная и пространственная.

Характеристики видов суммации:

  • Пространственная суммация происходит в случае одновременного воздействия нескольких пространственно разделенных раздражителей.
  • Временная суммация фиксируется в случае взаимодействия нервных влияний, происходящих с некоторым интервалом по одним и тем же нервным каналам.

Максимально подробно механизмы суммации описаны в учебном пособии «Введение в зоопсихологию» [С. Киселев, 2015]. Прикладной аспект темы можно освоить из книг, посвященных дрессировке служебных собак [В. Гриценко, 2009].

По сути, разграничение суммации на пространственную и временную на клеточном уровне весьма условно, потому что это один из механизмов координации реакций организма, и одно без другого невозможно. Поэтому нередко суммацию называют пространственно-временной.

Думается, с научной частью пояснений мы разобрались. Теперь осталось разобраться с прикладным значением всех этих понятий, определений, исследований. Может ли понимание всего вышеперечисленного быть использовано на практике и помочь учить или учиться? И если да, то каким образом?

Импринтинг в психологии

В психологию термин импринтинг пришел из зоопсихологии. Австрийский ученый в области биологии К.Лоренц, на основе анализа поведения представителей фауны, изучил запечатление и дальнейшие повадки человека. Вначале предполагалось, что механизм импринтинга работает только в начальный период после рождения, т.к. адаптация к окружающей среде у детенышей животных происходит быстрее, чем у человека. У зверей в основе импринтинга находится инстинкт, который необходим для выживания.

Для людей он имеет более глубокое назначение. Он возникает без четких рамок по возрасту: в период взросления, становления личности, в результате психотравмирующих ситуаций и адаптации в социальной сфере. Все это является успехом выживания человека.

Возникновение импринтинга в молодом возрасте происходит чаще и интенсивнее, особенно в такие важные моменты, как:

  • поступление в учебное заведение;
  • начало или смена работы;
  • переезд на другое место жительства;
  • смена социального статуса.

Подобных ситуаций очень много, и чем сильнее стрессовый момент, тем быстрее происходит подкорковое запечатление. Иногда человек не помнит, при каких обстоятельствах произошел стресс, поэтому опыт проявляется в поведении автоматически.

Признаки запечатления

закрепление образа в памяти

В психологии установлено, что признаки импринтинга – это:

  • задействование в процессе образования нейронных связей, имеющих большой уровень чувствительности, благодаря чему запечатление становится необратимым;
  • связь импринтинга с культурными традициями и родовспоможением;
  • прочное закрепление образа в памяти после однократного предъявления;
  • при импринтинге представление об образе предмета запоминается без дополнительных приемов и средств;
  • привязка появления феномена в строго определенный момент онтогенеза;
  • связь феномена с незнакомой для человека ситуацией, стрессовым событием;
  • импринтинг запечатление в психологии очень прочное, оно накладывает отпечаток на всю последующую жизнь человека;

Геномный импринтинг

Американский генетик Х.Кроуз на основании исследований о генетике дал понятие геномного импринтинга. Он проявляется как у людей, так и у животных.

Импринтинг гена – это эпигенетический механизм, при котором осуществляется передача потомству одной части генов от отца, второй – от матери.

Но существуют и другой геномный импринтинг. Примеры могут быть разными: у ребенка могут проявиться иные наследственные способности, которых нет у родителей, но ими обладали ранние поколения родственников. То же самое, и с внешними данными.

Такой импринтинг иногда влечет за собой отрицательную генетику. От предыдущих поколений ребенок может унаследовать риск возникновения патологий и нежелательных синдромов.

По данным статистики, люди с оптимистическим настроем имеют более крепкое здоровье и живут дольше пессимистов. Поэтому больного человека стараются приободрить и поднять настроение, т.к. от позитивных эмоций быстрее выздоравливают.

Импринтинг используется и в медицине. Исследование фрагментов генетического материала позволяет выявить наследственные заболевания. Диагностика проводится на любом возрастном этапе, в том числе в пренатальном.

Определение, что это такое

Понятие «импринтинг» приобрело известность в психологических кругах после экспериментов Конрада Лоренца с утками. Исследователь выяснил, что только что вылупившиеся однодневные утята заняты поиском матери, за которой им необходимо следовать. Но оказалось, что образом для них становится не именно утка, а любое движущееся тело. Так утята принимали за мать первый движущийся предмет, который они увидели. После этого пернатые уже не воспринимали настоящую утку как материнскую фигуру.

Импринтинг в психологии. Что это, объяснение, определение, примеры
Импринтинг в психологии гусей открыл Конрад Лоренц

Импринтинг в психологии – это опыт или цепь жизненно важных опытов прошлого, которые сформировали у человека некоторые убеждения (Р. Дилтс). К.Лоренц считал, что импринты – это структуры в мозге, определяющие способ восприятия и переработки информации, ответной реакции на стимулы.

Итальянский ученый Д. Майнарди рассматривал импринтинг как свойство не только животных, но и высших позвоночных, в том числе человека. Однако, он отмечал, что у людей данная функция представлена не аналогично запечатлению животных, но близко к нему. Д.Ф. Денисов утверждал, что импринтинг у животных – это признание и выбор родителя, половых партнеров, местности проживания, а у человека – первый опыт культурной жизни.

В.К. Вилюнас, Р.А. Киселев, Т.А. Титова, отмечали, что импринтинг – это способ автоматического обучения. С.Ф. Денисова, В.В. Чешев, Л.М. Дмитриева писали, что в процессе запечатления рождаются новые смысловые и ценности структуры. А.Г. Понугаева в своих исследованиях указывает, что людям присущ скорее нравственный импринтинг – усвоение поведения, которое отражает духовные ценности культуры.

Импринтинг – примеры у человека

Общие знания о сознании человека дают ответ на вопрос об этапе готовности нервно-психической системы к импринтингу. Исследования данного феномена в первую очередь сконцентрированы на пренатальной психологии и периоде после рождения.

Австрийский психолог З.Фрейд утверждал, что рождение является первой психологической травмой. Это определение имеет название – катарсис. Термин внесен в медицинский Энциклопедический словарь.

Оральный

Первичный импринтинг называется оральным, т.к. для новорожденного молоко матери является единственным источником для выживания. Материнская грудь и объятия дают малышу зону уюта и ощущение безопасности. Это считается отправной точкой, от которой начинается расширение безопасной зоны в будущем.

детство

Территориально-эмоциональный

Человек нуждается в личном пространстве и освоении своего статуса с самого раннего детства. Это выражается в выборе места для игр. Разброс игрушек малышом – своеобразная «метка» своей территории.

Во взрослом состоянии человек осваивает территорию в виде переезда на другое место жительства, оформляя в собственность землю и дом. От уровня обучения зависит, какую роль он будет играть в обществе: доминанта или подчиненного.

Вербальный

От данного вида импринтинга зависит речь и ее распознавание среди других звуков, а также мышление и узнавание символов. Вербальный импринтинг является способом коммуникации человека.

Социальный

Формирование разных видов запечатлений на основе главных ценностей и межвидовых взаимоотношений. Запечатление в результате общения с человеком может быть и положительным, и отрицательным. Происходит невольное впитывание информации и в дальнейшем происходит подражание в поведении или деятельности.

Социальные запечатления имеют огромное значение в отношении религии, семьи, выбора супружеского партнера, а также влияют на способности и увлечения.

Проблемы и расстройства в сексуальной сфере напрямую зависят от социальных импринтов.

Особенности психологии маленького ребенка

Детская психология по своим первоначальным механизмам очень близка психике животных. К примеру, это касается наличия у них ярко выраженного импринтинга. Очень значимы для ребенка и родителей первые дни и месяцы после родов. В этот период формируются необыкновенно крепкие психологические связи: отношения матери и отца, и все события, происходящие вокруг, новорожденным воспринимаются как образец. Малыш запечатлевает демонстрируемые модели поведения, взаимодействия с людьми, животными, окружающими предметами. Позже он начнет реализовывать их в своем будущем. В связи с этим важно то, что ребенок видит, слышит и чувствует с самого начала. Если его любят, заботятся о нем, то он будет впитывать эту любовь, учиться проявлять ее, бережно относиться к другим. Вот почему детская психология требует особого внимания — дети формируют общество будущего.

Теория Т.Лири (семь контуров)

Модель контуров была истолкована Т.Лири, как связь с определенным этапом биологического или социального развития. Контуры – это система уровней сознания, сконцентрированных на одном из этапов. Американский психолог отметил семь импринтов и сконструировал модель сознания.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

Биовыживательный

Этап выживания определяется в раннем возрасте. Человек выделяет для себя безопасные и враждебные места.

Все, что происходит на данной стадии, отражается на следующих чертах характера:

  • уверенность или беспокойство;
  • жажда к исследованиям;
  • независимость или полная подчиненность.

В опасной ситуации биовыживание овладевает мозгом человека и действует как безусловный рефлекс. Например, на человеку угрожают оружием. Убежать или обезвредить преступника – решит биовыживание. По прошествии времени человек не помнит, когда случился момент принятия данного решения.

Эмоционально-двигательный

Возникает на этапе, когда малыш встает на ноги и начинает ходить. Начинается борьба за главенство в рамках семьи. Запечатленный уровень статуса автоматически работает в будущем.

Важность импринтинга в первую очередь должны осознать родители, которые воспитывают ребенка. Импринтинг у маленьких детей происходит на подсознательном уровне, и отрицательные стрессовые ситуации могут негативно повлиять на их поведение в будущем.

победитель

На этой стадии в человеке определяются следующие качества:

  • главенство или подчинение;
  • уверенность в себе или сомнения;
  • сильное или слабое эго;
  • уровень статуса.

Импринт неудачника в системе эмоционально-двигательного контура будет чувствовать неуверенность, злость и беспокойство. Если он случайно станет хозяином положения, чувства будут те же.

Ментально-манипуляционный

Во время данного контура у ребенка происходит осмысление языка и речи. Этот импринт отвечает за мышление и создание карт реальности. По мере возрастания объема информации, мыслительные процессы действуют быстрее. Новые карты реальности в будущем влияют на создание технологий, которые непредсказуемо меняют психологические, экономические и политические отношения.

Ментально-манипуляционный контур воздействует на такие факторы, как:

  • качество речи;
  • ловкость движений;
  • быстрота соображения.

Этот импринт представляет собой систему, отвечающую за коэффициент непредсказуемости. Данная ступень отодвигает эволюционные нормы и работает в качестве революционного фактора.

Сексуально-социальный

В подростковом периоде у ребенка формируется сексуальная личность. В первую очередь устанавливается мораль, которая обеспечивает процесс цивилизации. Из этого складывается отношение к семье, нации, государству.

На данном этапе возникает взрослая личность с такими качествами, как:

  • нравственность;
  • покорность;
  • добропорядочность;
  • родительство.

Сексуально-социальный контур отвечает за установление моральных норм, продолжение рода и воспитание детей.

Контур наслаждения

Уровень сознания, который открывает тело человека как способ наслаждения. Он представлен в виде йоги, гипноза, шаманизма. Контролирует наслаждение, блаженство, реакцию «кайфа», исцеление верой.

Контур экстаза

Этот импринт вступает в силу, когда нервная система осознает свой контроль над телом. Человек впадает в экстаз, наслаждаясь ее интенсивным функционированием.

Нейрогенетический

Система является коллективной, т.к. объединяет все этапы эволюции. Активирует работу всего необычного и феноменального в нервной системе человека. К типу нейрогенетического контура относятся мифические герои, которые управляют сознанием людей.

Пример импринтинга из моей практики

Однажды ко мне на прием пришла Анна, ей было 25 лет. Она просила помощи: на протяжении многих лет она не может найти спутника жизни. Случаются мимолетные увлечение, двухнедельные романы, но серьезных отношений не получается.

Вместе с клиенткой мы начали анализировать отношения в ее родительской семье. Выяснилось, что она – единственный ребенок в семье, отец ушел из семьи, когда Ане было 3 месяца. Повторно замуж ее мама так и не вышла, отдавая много сил работе и домашним делам. О мужчинах мама Ани всегда отзывалась негативно: им нужен только секс, они бабники.

Затем мы перешли к анализу опыта отношений с противоположным полом у самой Анны. Выяснилось, что первая влюбленность у девушки случилась в 9 классе. Одноклассник пригласил ее на свидание, она была на седьмом небе от счастья. Однако кавалер не пришел. А на следующий день она увидела, как он обнимал девушку из параллельного класса.

Я рассказала девушке, что такое импринтинг в психологии, как метод импринтинга влияет на наши мысли, установки, поведение, реакции на события.

Так, первое негативное запоминание, связанное с брачно-семейными отношениями, было усвоено девочкой в детстве на бессознательном уровне. Когда отец ушел из семьи, мать регулярно подкрепляла в сознании девочки стереотип о том, что «все мужики – козлы». В подростковом возрасте образ из детского периода подкрепился предательством молодого человека, который был ее первой любовью. Именно этот двойной негативный пример импринтинга у человека препятствует отношениям с мужчинами.

метод гипноза

С помощью психокоррекционных занятий исправить последствия двойного отрицательного запечатления практически невозможно. Поэтому мной был выбран метод гипноза. Для изменения усвоенного стереотипа в отношении мужчин понадобилось 12 сеансов.

Отличие импринтинга от условных и безусловных рефлексов

Импринтинг – система приобретенного поведения. Он характеризуется автоматизмом действий и является лишь маленьким шагом в сравнении с врожденными и приобретенными инстинктами.

Безусловные рефлексы (врожденные) предусматривают определенность и установленную структуру поведения. С ними человек рождается и этому нельзя научиться. Врожденный рефлекс не допускает ошибок в тех или иных ситуациях. Например, чихание, одергивание руки от горячего утюга, зажмуривание в случае приближения предметов. Такие действия выполняет каждый человек с рождения.

Условные рефлексы (приобретенные) – более рискованные. При неправильной постановке учебного процесса, необходимый паттерн в поведении может не возникнуть. Эта модель компенсируется гибкостью в приспособлении к меняющимся ситуациям.

Верность Роду: Социально-карьерный импринт

Психологи часто приводят пример того, как выходцы из «низших социальных классов» не могут

а) всё-таки получить диплом о высшем образовании,

б) занять руководящую должность,

в) позволить себе зарабатывать много денег

исключительно потому, что их родители и родители их родителей не имели всего этого.

«Выскочить» за пределы родового сценария для них равносильно тому, чтобы «предать своих предков» и оказаться без компаса на просторах океана.

Это как в песне поётся:

«Сам себя считаю городским теперь я,

Здесь моя работа, здесь мои друзья.

Но всё так же ночью снится мне деревня.

Отпустить меня не хочет родина моя».

Этот импринт наблюдается далеко не во всех случаях. Он возникает только тогда, когда дети получают от своих родителей постоянный негласный месседж: «Они (те, которые с образова­нием, с деньгами, начальники) плохие, «не наши» люди»…

Если же родители искренне и всеми силами выталкивают своих детей «в люди», не имея ни­каких претензий к миру тех, кто имеет то, чего не имеют они, то у детей и не возникнет им­принт «Я не имею права быть лучше своих предков»…

Интересные факты

Мы постоянно сталкиваемся с ощущениями, которые нам кажутся необычными и абсурдными, но в итоге они оказываются правдивыми. Например:

  • Организм девушек имеет в несколько раз больше рецепторов боли, чем организм парней. Вследствие этого, природа создала защитную систему для увеличения болевого порога. Поэтому представители мужского рода хуже переносят боль, чем женщины.
  • Люди с высокими показателями IQ видят сны и запоминают их. Во время неожиданного пробуждения они пребывают в ясном уме.
  • Когда человек хмурит лицо, организм сжигает калории. Исходя из этого, можно извлечь пользу: если на всех смотреть ненавидящим взглядом, то появится бесплатная возможность похудеть к лету.

Существует много непонятного и непредвиденного в жизни и поведении людей. Многие факты выглядят тайнами, раскрыть которые помогает теория импринтинга.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.

Пример (сценарий) Второй: Отождествление с агрессором

Импринт отношений «парень — девушка» мы разобрали. Есть ещё одна модель: «Родитель — дитя».

Мать девочки была агрессивна по отношению к своей дочери в её детстве… Что делает дочь, когда вырастает, заводит своего ребёнка и начинает проигрывать сценарий «воспитание чада»?

Как бы она ни была самообразована и самовоспитана, к сожалению, выросшая дочь, сама став матерью, начинает проигрывать глубинные ролевые модели этих отношений.

Она начинает грубо обращаться со своим ребёнком, она ненавидит себя за это поведение и она не может понять — почему она так поступает!

В схожей с ипринтом ситуации, людям свойственно копировать поведение своих обидчиков, то есть, только тех обидчиков, кто представлялся им ЗНАЧИМЫМИ ЛЮДЬМИ в подобной истории.

Это и есть знаменитый — Родовой Сценарий. Выскочить из него — можно. Люди «выскакива­ли» из подобной дурной бесконечности, даже до эры НЛП (в частности) и психотерапии (во­обще).

Многие, чувствуя, что одержимы импринтом «грозного отца», не заводят партнёров, кото­рых можно «довести» до брака. Зачем им быть битыми сковородкой? Они прекрасно пони­мают свою участь.

Многие, чувствуя, что одержимы импринтом «сумасшедшей матери-собаки» не заводят де­тей. Зачем им, чтобы их дети были биты сковородкой?

Многие решаются завести и супругов и детей, но пытаются изо всех сил контролировать себя и чувствуют себя на празднике жизни как завязавший, но не зашившийся алкоголик на дружеском банкете с обилием водки…

И лишь некоторые решаются обратиться к специальной психологической литературе (или к живым и высокопрофессиональным специалистам), чтобы их научили «пить, но не напивать­ся и не уходить в двухмесячный запой после первой выпитой рюмки…»

Ещё два конкретных примера проявления импринта в жизни человека. Оба примера объединяет то, что взрослые люди хранят своеобразную «верность роду», потому что иных сценариев «как жить?» у их подсознания просто нет…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]