Модальность в психологии. Что это, определение, примеры восприятия ощущений


Определение

Модальность рассматривали Аристотель, Э. Вебер, И. П. Павлов и другие. В их исследованиях лежало понятие о стимуле, воздействующем на организм человека, непосредственно на органы чувств, и реакции, которая возникает в организме в ответ на воздействие стимула.

Такое воззрение на ощущение – как перцепцию отдельного свойства или характеристики предмета анализаторами вне зависимости от сознания, на самом деле неправильно. Механистическая теория человека, личности как, в первую очередь, организма и потомка животного, устарела ввиду последующих исследований.

Психология восприятия приняла за основу не вид раздражителя и не специфику воспринимающего анализатора, а также непосредственно учла преломление через личность субъекта – его психологические установки, качества, постоянные свойства.

Модальность – это вид, род воспринимаемой информации. Например, данная статья может быть представлена в виде текста, но может быть и прослушана в качестве аудиозаписи или подкаста. В зависимости от рода воспринимаемой информации, т. е. раздражителя, меняется способ перцепции.

Таким образом, модальность – это не «что» воспринимает, а «как». Например, можно почувствовать запах железа, можно попробовать железо на вкус, либо ощутить холодное прикосновение металла.

В определении термина «модальность» также играют роль понятия «восприятие» и «ощущения». В таком соотношении, что модальность определяет, какого рода ощущение возникнет. В свою очередь, из совокупности ощущений порождается целостное восприятие.


Модальность это в психологии

Ощущение – это процесс отражения свойств предметов и явлений при непосредственном влиянии на рецепторы (органы чувств). Терёхин В. А. подчеркивает то, что ощущение – это не результат, а активный процесс. Ощущение может быть субъективно в силу особенностей психики, строения или деформации воспринимающих органов (рецепторов), социальных и психологических установок. Отличие ощущения от восприятия в том, что ощущение – это отражение частичных свойств и характеристик.

Восприятие – отражение в человеческом сознании выделенных образов предметов, явлений, как целостных и неделимых образов, которые имеют определенное значение, несут определенный смысл. Этот процесс также активен, как и ощущение. В отличие от ощущений, в процессе восприятия результатом (продуктом) является перцептивный (сенсорный) целостный образ объекта или предмета. Иначе в психологии он называется «образ восприятия».

Ощущение и восприятие неразрывно связаны и порождаются в единой сенсорно-перцептивной системы. Открытие органов, воспринимающих раздражители, принадлежит русскому физиологу и психологу Ивану Петровичу Павлову. Анализаторы – необходимое условие перцепции, поскольку сами по себе раздражители не несут никакой информации.

Модальность – это в психологии свойство ощущений. Именно устойчивое свойство, а не характеристика, которая может быть присуща ситуативно. Модальностью определяются рецептор, воспринимающий импульс, и последующее поведение индивида.

Эпистемическая модальность

Эпистемическая модальность — это выраженная в суждении информация об основаниях принятия и степени его обоснованности.

Обмен информацией между людьми в процессе общения предполагает отчетливое понимание оснований принятия или непринятия выраженных в высказываниях мнений, оценок, фактических данных и т.п. Принятие высказываний зависит от многих объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. Важнейшими среди них являются логические и внелогические факторы, предопределяющие два эпистемических типа суждений, различающихся основаниями их принятия:

  1. первый тип — это основанные на мнениях суждения, выражающие веру;
  2. второй тип — логически обоснованные суждения, выражающие знание.

Подробнее

Вера

К нелогическим факторам, влияющим на принятие суждений, относятся:

  • мнение авторитетов,
  • прагматический интерес,
  • традиции,
  • коллективное и индивидуальное внушение и др.

Подобного рода воздействия могут приводить к некритическому принятию чужих мнений и формированию на их основе различного рода верований. По своей социальной направленности верования могут быть как прогрессивными (вера в правое дело), так и реакционными — различного рода националистические доктрины, религиозный фанатизм и другие верования. По эпистемическому статусу вера — это стихийное, некритическое принятие чужих мнений, истинных или ложных, прогрессивных или реакционных.

Если модальным оператором В обозначить верование, т.е. принятие высказывания р без обоснования, то выражение В(р) будет означать: «р принимается на основе веры».

Знание

Фактор логического воздействия — это принятие суждения как истинного или ложного в силу его обоснованности другими суждениями, из которых принимаемое суждение логически вытекает как следствие. Характерная особенность рационально ориентированного познания — принятие лишь таких суждений, которые опираются на достоверно установленный эмпирический или теоретический фундамент из проверенных суждений.

Такого рода обоснованные суждения приобретают эпистемический статус знаний: К(р), где К — модальный оператор, означающий «знание».

По степени обоснованности среди знаний различают два непересекающихся класса суждений:

  1. Достоверные суждения — это достаточно обоснованные истинные или ложные суждения. Их истинность или ложность устанавливается либо путем непосредственной проверки, либо опосредованно, когда суждение подтверждается эмпирическими или теоретическими положениями. Модальность таких суждений можно выразить с помощью двух операторов: доказанности (верифицированности) и опровергнутости (фальсифицированности). Например, доказано суждение «Неверно, что N принимал непосредственное участие в совершении преступления», если установлено алиби, т.е. факт пребывания N во время совершения преступления в другом месте. Достоверность относится к такой модальной характеристике суждения, которая, подобно понятиям истины и лжи, не изменяется по степеням. О двух высказываниях нельзя сказать, что одно из них «более достоверно», чем другое. В случае достаточной обоснованности суждения его считают доказанным, тем самым достоверным, т.е. истинным или ложным без изменения по степеням. Следует отметить, что в психологическом плане достоверное знание характеризуется отсутствием сомнений в истинности соответствующего суждения. Однако отсутствие сомнений само по себе еще не говорит о достоверности суждения, которое признается таковым лишь при наличии соответствующих оснований — логических или эмпирических.
  2. Проблематичные суждения — это суждения, которые нельзя считать достоверными в силу их недостаточной обоснованности. Поскольку истинность или ложность таких суждений точно не установлена, то они лишь претендуют быть таковыми. Отсюда и названия их: проблематичные, правдоподобные, или вероятные. В естественном языке показателями проблематичности суждения обычно служат вводные слова: по-видимому, вероятно, представляется, возможно, можно предположить и др. Для проблематичных суждений принято выражение: «S, по-видимому, есть Р», Проблематичность какого-либо суждения (р) можно выразить оператором Р; выражение Рр читается: «Вероятно, р» или «По-видимому, р».

В судебном исследовании в форме проблематичных суждений строятся версии (гипотезы) об обстоятельствах расследуемых дел. Будучи обоснованными, правдоподобные суждения направляют расследование по правильному руслу и способствуют установлению по каждому делу достоверных результатов.

Требование доказанности предъявляется ко всем суждениям, с помощью которых описываются составы преступлений и гражданские правонарушения в судопроизводстве. Судебный обвинительный приговор по уголовному делу и решение суда по гражданскому делу должны опираться на достоверно установленные обстоятельства каждого конкретного дела. Только в этом случае решение суда считается правосудным.

ВАЖНО! Обоснованность как объективную логическую характеристику суждения следует отличать от понятия уверенности, выражающего субъективно-психологическое отношение человека к высказыванию, его готовность принять или отвергнуть соответствующее суждение. Когда говорят, например, «Я уверен, что Х совершил преступление»; «Я убежден, что свидетель заблуждается»; «Я считаю, что обвиняемый неверно описывает обстоятельства преступления», то, как правило, выражают субъективное отношение к содержанию высказываний — склонность принять или отвергнуть выраженную в них информацию.

Именно поэтому при анализе важного в практическом отношении суждения следует различать такие логически проверяемые модальные характеристики, как степень обоснованности и субъективное чувство уверенности в истинности этого суждения. В научном исследовании, как и в деятельности юриста, обоснованность суждения, выражаемая в соответствующей мотивировке, должна быть ведущим фактором, определяющим формирование субъективной уверенности, без которой также не бывает раскрытия истины.

Классификация

Первая попытка классифицировать ощущение по модальностям принадлежала Аристотелю примерно 384-322 гг. до н. э. Его классификация легла в основу изучения человеческих ощущений, восприятия и модальностей и была использована другими исследователями.

Он выделил всего 5 типов ощущений в зависимости от их модальности:

  • Зрительная.
  • Слуховая.
  • Обонятельная.
  • Осязательная.
  • Вкусовая.

Эрнста Вебера

Немецкий психофизиолог Эрнст Вебер (1795 – 1878) решил дополнить классификацию Аристотеля. Эрнст предложил разделить общее осязание на чувство массы (веса), прикосновения (тактильная чувствительность) и температуры.Он добавил «общие ощущения», в которые входили ощущения боли, равновесия, движения и висцеральная (то есть чувствительность внутренних органов).

Германа Гемгольца

Несмотря на то что предыдущие исследовали, в целом, уже опирались на общее понимание о модальности, только в XIX в. немецкий физиолог и психолог Герман Гемгольц (1821-1894) предложил термин «модальность», чем смог еще усовершенствовать классификацию чувствительности. Ему принадлежит теория, согласно которой все ощущения классифицируются по модам.

Современная классификация

Современное понятие о модальности классифицируется по виду воспринимаемого раздражителя. Им могут выступать звуки, запахи, свет и прикосновения.

ВидРецепторыУсловие возбужденияФункция
МеханорецепторыВестибулярные, гравитационные, фонорецепторы, тактильные, барорецепторы.Деформация, механическое воздействие. Реакция схожа с болевыми рецепторами.Выполняют функцию ориентации в пространстве, координации движений, передвижения.
ХеморецепторыРецепторы вкуса, обоняния, расположенные в сосудах и тканях.Воздействие химических веществ. Причем не только активное (попадание в кровь вредного вещества), но и пассивное (в крови всегда находятся не чужеродные, необходимые для функционирования полезные химические соединения: витамины, белки, кислород и т. д.)Анализ гомеостатического равновесия: содержания в крови и цитоплазме клеток определенных веществ. Полученная информация согласовывается с «вышестоящими» центрами головного мозга, которые отвечают за регуляцию секреции того или иного вещества (например, гормона).
Таким образом, саморегуляция гомеостаза обеспечивается с помощью:

1. Возбуждения хеморецепторов.

2. Передачи полученной информации в корковые структуры.

3. Анализа полученной хеморецепторами информации о содержании веществ в организме (жидкая среда), сравнение с референтными (необходимыми, нормальными) значениями.

4. Формирование команд железам (увеличить/уменьшить секрецию).

5. Повторный анализ хеморецепторами для проверки.

ТерморецепторыРасположенные в сосудах и тканях, головном мозге (гипоталамус). Тепловые.Возбуждаются при низких температурах (отсутствие тепла) и высоких температурах (значения, близкие или превышающие температуру тела).
Отправная точка восприятия терморецепторов – 36 градусов. Эта температура практически не воспринимается.

Таким образом, терморецепторы воспринимают не столько саму температуру, сколько разницу между температурой окружающей среды и внутренней среды организма.

Непосредственно участвуют в процессе терморегуляции организма. Известно, что многие вещества (как, например, некоторые белковые соединения в крови) деформируются или перестают быть эффективными при определенных температурах.
При низких температурах возникают такие физиологические, психические и поведенческие реакции, как:

  • Появление «гусиной кожи».
  • Меньшая теплоотдача.
  • Уменьшение двигательной активности.
  • Поведение, ориентированное на сохранение энергии и т. д.

При высоких температурах появляются следующие реакции:

  • Увеличенная теплоотдача.
  • Ускорение метаболизма.
  • Повышенное потоотделение с целью охлаждения.
  • Поведение, ориентирование на увеличение энергозатрат и т. д.
ФоторецепторыСетчатка (палочки, колбочки).Воздействие световых лучей на сетчатку глаза.Около 95-98% воспринимаемой человеком информации отводится на зрительное восприятие. В современном мире значение зрительной информации еще выше, поскольку главными источниками речевой модальности являются слова, написанные в учебниках, афишах, экранах. Актуальность зрительной информации обуславливается потребностью в коммуникации и важностью восприятия речевых импульсов.
Если не говорить о речи, то главными функциями восприятия фоторецепторами становятся:
  • Восприятие окружающей действительности, объектов.
  • Выделение одних образов на фоне других посредством восприятия цветов.
  • Выделение существенных характеристик объектов: движение, размер, масса и т. д.
  • Получение субъективной информации об окружении.

Важно понимать, что даже зрительное восприятие весьма субъективно. Нельзя полностью утверждать, что какой-то предмет ближе, а какой-то дальше; что какой-то предмет одного цвета, а второй – другого.

Зрительное восприятие достраивается корковыми структурами как с помощью законов восприятия (описанные в гештальтпсихологии), так и с помощью установок и ассоциаций.

Болевые рецепторы (ноцицепторы)Нервные окончания. Находятся в разных органах.Вредными химическими веществами, температурными и механическими (интенсивными) раздражителями.Обуславливают выживание организма. Воспринимают не только угрожающие жизни воздействия, но и потенциально угрожающие. Так, например, может возникать либо полная утрата болевой чувствительности, либо ее обострение. Известно, что люди обладают различным порогом болевой чувствительности.
Полученная ноцицепторами информация о потенциальной угрозе для организма формируется поведение по типу «бежать или атаковать».

По Шиффману

Специально предназначена для восприятия и переработки поступающей информации в виде слогов, слов, предложений и их совокупности речевая сенсорная модальность. Шиффманом она определяется как речевой модуль, идентифицирующий звуки в речевых образах.

Модальность – это в психологии восприятия вид, род воспринимаемой информации.

Смежная с обонятельной модальностью (восприятием запаха, летучих одорантов) – вомероназальная система. Шиффманом она объясняется как модальность, спецификой восприятия которой являются крупные молекулы, которые вызывают ощущения только в случае непосредственного физического контакта.

У большинства животных находится над твердым небом. Открытие системы в 1703 г принадлежит Фредерику Рёйсу, нидерландскому анатому. Еще одной функцией вомероназальной системы становится восприятие феромонов – вырабатываемых железами других организмов пахучих веществ.

В качестве гипотетической модальности психологами выдвинут так называемый «когнитивный таймер», функция которого состоит в восприятии времени. Специфика модальности в связи ее с вниманием и временной информации, а также интеграция полученных данных с сознанием.

Кинестетический канал восприятия

Это модальность ощущений, то есть телесное восприятие, которое обозначается как «соматические ощущения». Они в свою очередь подразделяются на внутренние (боль, расслабление и напряжение, мышечное чувство, ощущение движения и позы, работа внутренних органов) и внешние (температура (холод и тепло), вибрация, давление).

Кинестетические каналы восприятия тесно переплетаются с эмоциями, которые отражают такие же внутренние ощущения, и вербально описываются так же, как и они. К примеру, «легко на сердце».

Существует также и осмическая модальность ощущений (обонятельная — вкус и запах). Чаще всего данный канал восприятия объединяется вместе с кинестетическим. Однако запах и вкус относятся к совсем разным системам восприятия, но все же человек анализирует их одновременно, и в связи с этим они группируются совместно. Примером могут выступать выражения: «тонкий вкус», «сладкий запах» и т. д.

Без запаха существенно теряется вся вкусовая палитра. На практике подтверждением этому может служить распространенное явление, когда человек с нарушенным обонянием (заложенность носа) принимает пищу, которая кажется ему безвкусной и пресной, хотя орган, отвечающий за вкус, функционирует нормально.

Характеристики и свойства

Одна модальность может смешиваться с другими. Эта способность называется синестезией. Термин происходит от греческого слова «synaisthesis», означающего в переводе «соощущение». Феномен заключается в том, что стимулы, направленные на одну модальность (например, слуховые импульсы) способны стимулировать и другую модальность, вызывать другие сенсорные ощущения (например, вкус).

Лоренс Маркс в 1975-1978 гг. экспериментально доказал, что некоторые вкусовые ощущения (горько, сладко) могут вызывать ощущения тактильного воздействия за пределами полости рта (шея, грудь, руки). Помимо того, определенные звуки могут стимулировать вкусовые и зрительные сенсоры.

Цветовая синестезия

Шиффманом подчеркивается особенность цветовой синестезии. Её проявление можно наблюдать, когда при воздействии определенных звуков возникают и аудиальные, то есть слуховые, и зрительные сенсорные реакции. Примечательно, что женщины больше склонны к синестезии, чем мужчины.

Предметная агнозия

Для модальности свойственна «предметная агнозия». Этот термин обозначает, что воспринимаемый органами чувств объект во внешнем пространстве соответствует модальности, то есть он «адекватен для данной модальности».

Восприятию свойственны «когнитивные искажения», которые в большинстве встречаются во время зрительных ощущений. Искажениями могут быть неправильная форма, размер, определение цвета и другие ошибки.

Репрезентативная система

«Репрезентативной системой» называются модальности, которые превалирующе используются индивидом. Например, есть люди, склонные к запоминанию зрительных образов. Либо, наоборот, те, кто лучше воспринимают на слух. Существование репрезентативной системы подтверждается такими авторами, как Дж. Макби, Р. Ф. Пьюселика и др. Большинство утверждают, что система – врожденное образование.

В свою очередь, репрезентативная система восприятия классифицируется следующим образом:

  • Визуальная. Большинство людей получают информацию по зрительным каналам. Это наглядные образы, наблюдение, созерцание предмета.
  • Аудиальная. Восприятие слуховой информации. Люди-аудиалы получают преобладающе информацию через слуховой канал. Им удобнее слышать информацию, чем видеть или ощущать.
  • Кинестетическая. Познание через активную двигательную деятельность. Это научение посредством наглядного примера, обучение правильным движениям через индивидуальный опыт. Помимо того, кинестетики склонны запоминать тактильную информацию: например, прикосновения.

Модальности в IT и не только

Доброго времени суток, какими бы они ни были, дорогое и любимое сообщество GT. Сегодня я хотел бы попробовать рассказать вам про модальности, но, не смотря на заголовок и ресурс, речь пойдет не про те модальности (привет, программирование) о которых, возможно, многие подумали, а модальностях с точки зрения психологии и применимости их в реальности.


Зачем оно вам может быть нужно и какого bsod’а вообще я пишу это на IT ресурс?

  • Ну, во-первых, все мы общаемся и изложенная ниже информация, возможно, поможет некоторым чуть эффективнее воспринимать и передавать информацию в диалоге, используя лишь мозг и логику (свойственную Гикам), а не природную, — для некоторых, — эмоциональность и всё такое, что умеют от природы харизматики, барышни и прочие личности;
  • Во-вторых, многие имеют или разрабатывают свой продукт, — не важно, собственно, что именно это, — сайт, программа, устройство, услуга или какой-то еще продукт. Все их объединяет одно (конечно, если вы не делали это исключительно для себя), — они требуют умения их представлять, о них рассказывать и создавать оные с учетом аспектов, о которых мы поговорим дальше.

Забегая чуть вперёд скажу, что речь не только и не столько о продажах, но восприятии продукта (разработки, услуги, etc.) в общем и целом, что напрямую характеризует его качество для конечного пользователя.
Давайте приступим.

Предисловие после вступления

Здесь и далее будет изложено вольное изложение известной, в психологии (и не только), темы.
Чтобы не было недоразумений, — оно написано так, как написано не потому, что я не пытаюсь выдать что-то за своё или занимаюсь вольным переводом/пересказом, — а потому, что я так понял, запомнил, интерпретировал, переложил и переименовал, чтобы было удобно структурировать и использовать из моей головы и, в частности, чтобы написать эту статью

Т.е я в курсе как оно в учебниках, но специально не подглядываю ни в них, ни в Википею или другие статьи, — просто чтобы изложить всё своими словами, заодно проверить некоторые аспекты уже для себя.

Вводная. Смотрим

Ладно, модальности модальности… Давайте попробуемс дать определение тому, что это такое, а то как-то стыдно говорить, не начав с главного, — сути.
Модальность, — это, если говорить просто, — то, как (через какой канал восприятия, если хотите), человек передаёт и воспринимает (транслирует) информацию.

  • Про «передаёт» и воспринимает. Не важно пишет он её в комментах к этой статье, говорит голосом за обедом с партнёром или реализовывает её в виде конечного устройства, — так или иначе, задействуется минимум два канала (модальности) передачи информации.
  • Про «воспринимает». Все мы не только говорим, но и слушаем, читаем, смотрим. В конце концов, собственно, выбираем продукт (любой, хоть овощи, хоть вещи, хоть новомодный гаджет) в магазине, интернете или просто со слов (да-да, это тоже момент выбора, но об этом отдельно) товарища.

Т.е, так или иначе, — это то, как работает наш мозг, — я берусь утвеждать, что у всех без исключения, не считая критических отклонений, — и убежать от этого не получится. Но как с этим взлетать, использовать или просто понимать?
Ничего сложного.

Детали. Ощущаем

Собственно, чуть выше я сказал про минимум «два» канала и что-то вещал про то, что есть это у всех, но наверняка ничерта до конца не понятно, что логично. Поэтому давайте рассмотрим нюансы, а потом перейдем к примерам.
Модальностей существует несколько. Если говорить точнее, — их существует много (я навскидку насчитал с десяток, но их наверняка больше), но в общем и целом принято выделять 4-ре наиболее часто встречающихся:

  • Визуальная, — зрительный канал восприятия и передачи информации;
  • Кинестетическая, — тактильный (к сожалению, слово подобрано мною не точно, будет понятнее из примеров) канал восприятия и передачи информации;
  • Аудиальная, — слуховой канал восприятия и передачи информации;
  • Дигитальная, — «математический» (к сожалению, слово подобрано мною не точно, будет понятнее из примеров), если хотите, логический, канал воспрития и передачи информации.

Как вы понимаете, каждая из модальностей завязана на органы чувств. Визуальная, — на зрение; кинестетическая, — тактильные ощущения (так получилось, что для этого, — т.е получения и передачи информации по этому каналу, — у нас большей частью используются кисти рук, но речь идет о тактильных ощущениях по всему телу) и, что немаловажно, вестибулярный аппарат; аудиальная, — на слух; и дигитальная… кхм, я бы сказал на мозг (если говорить об органе), но это будет не совсем корректно (т.к мозг во всём учавствует), тут скорее логика, цифры (?) но… К сожалению, дигитальную характеризовать сложно, на примерах будет понятно.
Логичным образом люди «делятся» на визуалов, кинестетов, аудиалов, дигиталов. Но деление условно, т.к, в большинстве случаев, у человека две модальности, — ведущая и вторичная. Остальные безусловно присутствуют у всех и все, но по остаточному принципу. Т.е, как правило это выглядит так:

  • Визуал — 50%;
  • Кинестет — 35%;
  • Аудиал — 6%;
  • Дигитал, — 2%;
  • Остальные по остаточному принципу, вплоть до сотых долей.

Какая у кого ведущая, а какая вторичная, — зависит от человека. В каком процентном тоже, есть почти «чистые» дигиталы или удивительные разновидности сочетаний вышепредставленных.
Сразу скажу, что наиболее частая пара (ведущая-вторичная), — это визуал-кинестет или кинестет-визуал. Остальное встречается пореже, но не так редко как могло бы быть.

Как формируются модальности тема для отдельной статьи, но упрощенно, — в ходе жизни, окружающей обстановки и окружающих людей (в первую очередь родителей и учителей).

Нередко модальность задаёт профессию, но и наоборот, профессия может задавать модальность, т.е если Вы, так сказать, насильно, займетесь фотографией, ранее будучи чистым ком то велика вероятность, что из кинестата вы станете «вытянутым» визуалом например.

Но это меня понесло в интересные факты. Давайте продолжим тему.

Примеры. Слушаем

Ладно, теория это хорошо. Теория в примерах еще лучше. Давайте попробуем что-то из наглядно-демонстративного и вроде бы очевидного (когда читаешь вот так), а потом немного поговорим о примерах из жизни.
Прочитаем фразу:

  • Представленный роутер является красивейшим представителем линейки продукции. Его белый корпус, блестящий на солнышке, идеально смотрится в любом интерьере, серверной, да и просто радует глаз

Как вы понимаете, здесь зацеплена, преимущественно, визуальная модальность. Да, кратенько, я не пытался сделать нормальный пример, скорее утрированный и простой, но тем не менее.
Тем, у кого, ведущий канал восприятия, как раз этот, — собственно, представленного выше текста достаточно, чтобы хотя бы

заинтересоваться. Понятно, что можно спорить — блестящий или матовый, смотрится в каком нафиг интерьере и что значит идеально и пр. Но суть в том, что визуалы «пойманы».

Всех остальных (кроме тех, у кого визуальная модальность является хотя бы вторичной), эти пару предложений зацепили бы не сильно и если интерес и проскользнул бы, — то несущественный (независимо от того, ищет человек роутер в данный момент целенаправленно или нет).

Здесь стоит еще раз сделать отступление и напомнить, что мы говорим о канале передачи и восприятия информации, т.е, несмотря на то, что визуал глазами этот белый роутер не видел, — в предложении выше мы обращаемся к мозгу, используя слова, вызывающие… Скажем так, эмоциональный (хотя это не совсем так, — скорее «просто») отклик у мозга. Т.е не обязательно именно увидеть вживую, достаточно «подтащить в сознание» (понимаю, что не очень научно, но тем не менее).

Давайте разовьем. Следите, что называется, за руками:

  • Представленный роутер является красивейшим представителем линейки продукции. Его белый корпус (из плотного пластика, чуть шероховатого на ощупь), блестящий на солнышке, идеально смотрится в любом интерьере, серверной, да и просто радует глаз. Упаковку же попросту приятно открывать, — сразу чувствуется, что она сделана кем-то, кто держал в руках настоящий продукт и постарался сделать свой таким же.

Здесь я добавил кинестетическую модальность. «Шероховатость, приятно, открывать, руки, чувствуется, сделать, настоящий», — вот это всё.
Если вы не являетесь представителем визуалов или кинестетом, хоть в одном, хоть во втором случае, то скорее всего (опуская ситуацию, что читая статью непосредственно об этой теме, мозг подфильтровывает восприятие), для Вас два текста выше, — не более чем слова, — причем, во втором случае, так еще и раздутые избытком опеределений и деталей.

Дигиталы и аудиалы радостно проигнорируют такой текст вообще, — ибо сути в нём, по их мнению, вообще никакой, что в общем-то правда, а читать вот это словоблудие, — так время дороже.

Взболтать, но не смешивать, разве что слушать:

  • Представленный роутер является красивейшим представителем линейки продукции. Его белый корпус (из плотного пластика, чуть шероховатого на ощупь), блестящий на солнышке, идеально смотрится в любом интерьере, серверной, да и просто радует глаз. Упаковку же попросту приятно открывать, — сразу чувствуется, что она сделана кем-то, кто держал в руках настоящий продукт и постарался сделать свой таким же. В работе же роутер является воплощением тишины, — охлаждение не гудит и не шумит, что, немного спорно, ибо для тех, кому столь близок легкий шум куллеров, — предусмотрена активная система охлаждения, которую можно включить легким щелчком тумблера.

Ну вы уловили, да? Совершенно очевидно, — тишина, гудение, шумение, щелчок и тп. Подключили аудиалов, так сказать.

Не хочу Вас запутать, но просто предвкушая вопросы в комментариях, — да, это не абсолют, так сказать. При слове щелчок, — аудиал как бы его слышит, визуал представляет как выглядит какой-нибудь выключатель света, а кинестет как бы чувствует нажатие и то самое ощущение, когда этот переключение из этого положения переходит в другое. Это я и пытаюсь донести, — мозг воспринимает (оперирует, передаёт) так и из той «карты сознания», которая ему свойственна по модальностям. Но в большинстве случаев, в том же тексте (или на слух) цепляешься за то, что ближе к «абсолюту», остальное как бы не слышишь или не видишь.

Ну и дигиталы:

  • Представленный роутер (компании %companyname, существующей на рынке с 1900 года, разработавшей 453 содели), является красивейшим (по опросам 2348 пользователей) представителем линейки продукции в мире. Его белый корпус (из плотного пластика, чуть шероховатого на ощупь), блестящий на солнышке, идеально смотрится в любом интерьере, серверной, да и просто радует глаз. Упаковку (выполненную из картона, толщиной 0,2мм) же попросту приятно открывать, — сразу чувствуется (примерно 90%-ами пользователей), что она сделана кем-то, кто держал в руках настоящий продукт и постарался сделать свой таким же. В работе же роутер является воплощением тишины, — охлаждение не гудит и не шумит (во всяком случае при 300 оборотах), что, немного спорно, ибо для тех, кому столь близок легкий шум куллеров, — предусмотрена активная система охлаждения (до 940 оборотов), которую можно включить легким щелчком тумблера. Частота процессора 1000 Mhz, память 9 Гб, место 30гб, интерфейсы Ethernet, Wi-Fi, шифрование a/b/n/g, среднее количество баллов в тестах 932498.

Т.е здесь цифры, размерности и исключительно они, что, как правило, для них и составляет суть, если мы говорим о выборе с точки зрения производительности, но ни черта не значит для «чистых» визуалов (беленький же!), выбирающих под цвет обоев, кинестетов (пластик, пластик шероховатый) любящих тактильно, аудиалов (тихий, sic!).
Так, я думаю нагляднее, но давайте о примерах из жизни. Возможно, что стоило привести отдельные примеры под каждый канал, т.е без смеси с остальными модальностями, но… Ладно, посмотрим как зайдет.

Примеры из жизни. Считаем

Классический диалог, произошедший на прошлой неделе и каждый день происходящий везде и всюду:

-Смотри какой я купил чехол на телефон -Где ты его вообще взял, это какое-то г*вно, выглядит как обмылок -Да ладно тебе! Зато в руке держать приятно! -***ц.

Вы стали свидетелями разговора кинестета и визуала. Всё.
Не наглядно? Окай.

Возьмем магазины. Хотите продуктовые, хотите с техникой, хотите «вещевые», хотя последние наиболее наглядны. Будете в каком-нибудь, — обратите внимание на людей, половинку, друга… или на себя:

  • Что делает кинестет, когда видит понравившуюся вещь? Он подходит и трогает ткань. Для кинестета вторично, — сильно красиво оно или нет, — ему важно как оно будет, удобно, гладко, шероховато, плотно или как-то еще. Особенно удобно. Не сложно найти кинестета, обычно одевается средне, — спросите его почему это, — он скажет, что удобно Там, тут, здесь. Всё.
  • Что делает визуал? Либо просто смотрит, либо прикладывает/одевает и бежит к зеркалу. Ему важно как сочетается визуально с тем, как к сапожкам это, какой цвет, оттенок (визуал вам их приведет столько, что кинестет рухнет с дерева, ибо для него синий это синий и всё). Для них характерно вот это вот: «главное красиво же!»;
  • Аудиала тут я не рискну приводить, скорее всего он заходит, берет, уходит, — лишь бы не звенело/звенело при хотьбе;
  • Дигитал смотрит сразу на этикетку, — размер, цена, длинна, ширина. Способен в голове посчитать все параметры, прикинуть стоимость ткани на основе оных, сделать еще с десяток подсчетов, потом взять и уйти с вещью не примеряя. Он и так знает, как свои габариты, так и вещи. Тютелька в тютельку. Ну реально, зачем мерить, если всё мене-мене-текел-упарсин.

Еще? Хотите, — убедитесь сами. Самое простое, — поговорить с 2-3-4-мя людьми у которых есть машина (ну или просто про телефон, так может проще) и спросить почему именно она.

  • Барышня визуал сходу вам заявит, что она «Красненькая и под цвет туфель!». В принципе, так же заявит и мужик визуал, может просто в других словах. Я не шучу. Причем это не значит, что человек глупый, — просто мозг у них так воспринимает. Нравится им. Так сложилось.
  • Аудиал вам расскажет как ревёт (или какой тихий) мотор, как шумно или тихо в движении, как здорово пищит брелок от сигналки или какая шикарная акустика в салоне. Ему вторично всё остальное, но вот этот рык мотор для него, условно, всё.
  • Кинестет расскажет про кожанный приятный на ощупь салон, как лежит руль в руке, сколь приятен под пальцами металл корпуса (редко) и как она быстро разгоняется, что аж душа в пятки уходит (вестибулярка).
  • Дигитал подробно будет вещать, в цифрах и деталях, сколько в машине лошадей, удельная скорость в цифрах, габариты в размерностя и вот это всё.

Попробуйте!
Кстати классический пример, — КДВП. Замечают чаще всего визуалы, дальше зависит от модальности и того, что изображено.

Ладно, я думаю, что такого пласта примеров всем должно хватить за глаза, очевиднее уже просто не куда.

Как с этим взлетать?

Хороший оратор и харизматик (не важно выученный или «от природы»), равно как и маркетолог, или просто талант, — это прекрасно знает или чувствует. Он вещает из всех модальностей или бьет по наибольшим из них (кинестет-визуал, визуал-кинестет).
Этим пользуются все, кто знает об этом, — маркетологи, комики, актеры и просто мощные продавцы. Это отлично работает в построении коммуникаций, ведении переговоров (один из ключевых навыков, — это умение, как анализировать, так и доносить информацию) и просто в личной жизни, либо в семье.

Кстатит, дочитав статью, откройте ютюб и попробуйте послушать выступление Джобса с учетом прочитанного, и не просто сидя в своей модальности с открытым ртом, а насильно акцентируя и вычленяя мозгом используемые им определения и тп, — прям можете взять карандашик и повыписывать. Будете удивлены Делает он это осознанно или просто от природы, — судить не берусь, но факт есть факт.

Оффтоп

Только не загонитесь как автор, который после изучения темы в рамках ораторки (и не только) загнался и с полгода-год не мог разговаривать-смотреть-слушать-читать не раскладывая всех на модальности и не пытаясь грустить на тему того, что все ему пытаются что-то продать, либо любимый комик — это не комик, а просто человек эту самую ораторку выучивший
Что делать, если хотим использовать:

  1. Определить основную и ведущую модальности у себя;
  2. Научится определять чужие;
  3. Вещать во всех, или в моменте, — собеседника (можно «переводя» из своей).

Как делать (сопоставляем нумерацию):

  1. Поговорить с кем-то, кто может определить; наловить по косвенным признакам (сложно, можно самообмануться) из примера про магазины; надиктовать чего-нибудь в запись и проанализировать с карандашиком; набрать текст без задней мысли и проанализировать с карандашиком;
  2. Для этого достаточно просто слушать и акцентировать внимание на наиболее часто используемых человеком определениях или существительных («тишина», «шум», etc). Если сложно, то карандашик и близкие/друзья/коллеги/ютюб вам в помощь
  3. Мучительные тренировки в виде диалогов или статей, — смотря, что вам проще. Можете просто выбирать тему дня для себя (например прочитать про какие-нибудь там черные дыры) и попытаться донести кому-то, кто не вашей в модальности так, чтобы он понял. Тяжко, да. Можно по первой готовиться.

Как-то вот так. Если кратенько, хотя это тоже тема для статьи.

Модальности в IT

Ну тут, собственно, ничего сложного.
Все мы создаем или сталкиваемся с результатом воплощения чьего-то творчества (продукта) в вышеупомянутой индустрии. Из вышенаписанного логичным образом следует, что при разработке этого творчества, — не важно сайт это, программа, девайс, услуга или что-то еще, — важно учитывать все (хотя бы 3-4 основных) модальности, если мы хотим, чтобы продукт охватывал (продавался, посещался, использовался или какие вы цели преследуете, — как можно большему числу людей.

Попробую пояснить. Понятно, что вероятно вы хороший программист, великолепный разработчик и просто молодец, — продукт у вас работает быстро, код весит копейки, конкурентов заткнуть вообще ничего не стоит и всё такое. Но как-то так сложилось, что вы дигитал-аудиал, и у вашего продукта (пусть это будет какой-нибудь там сайт-сервис) что-то как-то не идет и всё. Вот совсем. Казалось бы, — ну чудеса производительности и верх инженерной мысли по всем параметрам, а вот не нравится людям и всё. Ответ чаще всего прост, — дизайн уныл. Ну не визуал вы. Понятно, что вам вот нравится и так, но чего-то 90% людей не нравится. Наверное это они идиоты? Нет.

Штука в том, что хочешь или нет, — стоит учитывать всё. Если вы хороший визуал и у вас идеальный дизайн, но оно тормозит как тапок или работает как табуретка, то никакой дизайн вам не поможет. Если летает быстро, но выглядит убого — тем более. И так далее и так далее. Практика показывает, что единолично (либо командой, но у руля которого стоит «гнущий свою линию» человек) созданный продукт часто не отвечает совершенно простому базису, визуальному, кинестетическому и тп. И потому не продается, не посещается и тд и тп. Ну так исторически сложилось, что люди такие вот человеки.

Казалось бы, — это очевидно и просто, но часто огромная часть проектов тонет как раз потому, что «не учли/поленились/забыли» или просто «не кому было/не умели/не знали». Вы отличный программист? Наймите дизайнера. Хороший дизайнер, — программиста. Проведите простое тестирование в конце концов, — пользователь расскажет вам больше чем вы просто можете услышать-увидеть-почувствовать из своей карты модальностей. Там, где вам как не кинестету — вроде всё быстро, как не визуалу — красиво и тд и тп, — другим как раз может быть наоборот. Разумно совместив это в некой пропорции, — вы получите отличный продукт.

Конечно, не должно быть перегибов. Видели сайты, где играет фоновая музыка часа на полтора, каким-нибудь заковыристым миксом? Я вам даю зуб, что его делал/заказывал аудиал как минимум. Ну про очень красивые, но не грузящиеся или очень грузящиеся, но некрасивые приложения/сайты и тп, — я думаю рассказывать не надо, тем более, что выше я об этом говорил.

Этот текст без картинок (кроме весьма унылой КДПВ) тоже немного намекает. Ну и так далее. Наличие hover и анимаций цепляет кинестетов, визуалам понравится выдерженность вцелом, дигиталам скорость + вес + соответствие всего всему (чаще всего это перфекционисты в некой степени) и прочее. Про аудилов не скажу, но как раз вот люди, включающие щелчок мышки и звуки в Windows, — это обычно они, зато автор например может играть в игры (и играет) годами без звука вообще. И тп.

Надеюсь понятно. Вообще как-то так получилось, что статья скорее «Модальности вообще и немного в IT», но ладно, может в комментариях что-то спросят.

Послесловие

Понятно, что всё относительно и выше — это немного возведённая в среднее и утрированная картинка. Модальности могут быть 3 в равных процентных и остальные по остаточному. Может быть одна ОЧЕНЬ ведущая и остальные кое-как. Может быть специфичная ведущая или вторичка, например, — болевая, синестетическая (запахи) и тд и тп.
У BBC кажется где-то когда-то была хорошая серия на эту тему, где они наглядно показывали, что человек может слышать запахи или видеть звуки, в то время как дигитал считать образ, а кинестет чувствовать чего-нибудь этакое. Кстати такое часто можно застать у творческих людей. Да и просто «Я так вижу» (с), — это вот как раз оно.

Опять же, не надо сильно загоняться. Вещь полезная, но всего хорошо в меру. Но это надо знать, и, по-хорошему, уметь.

Функции и роль

Модальность – это в психологии свойство восприятия. Поэтому главной функцией модальности является адекватное обеспечение целостного восприятия. Этот механизм позволяет сортировать разнородную информацию из массива входящих однородных импульсов. Помимо того, с помощью модальности человек способен узнать разные свойства одного и того же предмета.

Так, с помощью зрительной модальности индивид узнает, как внешне выглядит яблоко. Он воспринимает целостный образ и отдельные детали с помощью лучей света, испускаемых от фрукта (цвет, форма, размер, текстура).

Вкусовая модальность позволяет человеку узнать, какое яблоко на вкус: сладкое, кислое, приятное или неприятное. В зависимости от эмоций, полученных после укуса яблока (удовольствие или неудовольствие), индивид придерживается в последующем определенной модели поведения. Например, начинает выделяться слюна, когда видит яблоко.

Разрезанное яблоко источает характерный запах. С помощью хеморецепции человек способен почувствовать запах, а иногда и даже вкус плода. Стимулирование вкусовой рецепции без непосредственного воздействия на нее раздражителя вызывается таким явлением в психологии восприятия, как «синестезия». Моментально возникающие ассоциации порождают вкусовые ощущения в то время, когда действует только зрительный или хемо- раздражитель.

Ощутить гладкость кожицы яблока человек может, взяв его в ладонь или прислонив к другой части тела. Тактильная чувствительность играет большую роль в восприятии человека, поскольку формирует представление о потенциальной угрозе, комфорте, и имеет наибольшую площадь восприятия (практически всё тело в разной степени).

Аналогично с температурой: прикоснувшись к холодному или горячему фрукту человек задействует также и болевые, и тактильные, и температурные рецепторы.

В зависимости от модальности человек воспринимает разные характеристики предмета, формируя его целостный образ. Исходя из приведенного примера, таким образом может являться: зеленое, маленькое и приплюснутое, источающее сладковатый запах, кисло-сладкое на вкус, гладкое и холодное яблоко. В ходе мыслительной операции человек приходит к заключению, какой сорт яблока он увидел.

Таким образом, поступающую с помощью вкуса, зрения, слуха, осязания и обоняния информацию индивид преобразовывает в собственное эмпирическое знание.

Формы проявлений

Модальностью обуславливается и «центральность» таламуса – это главный подкорковый узел, в который поступает вся сенсорная информация от органов чувств. В психологии ощущений особое место занимает изучение психофизиологии процессов восприятия.

Использование преимущественно одной модальности известно в животном мире и привлекает интерес физиологов и, соответственно, психологов, поскольку нервные клетки у животных и людей практически идентичны. Например, летучие мыши способны к эхолокации. Их способность свидетельствует о том, что основной модальностью этих животных в течение эволюции стал слух.

Во время ночных полетов летучие мыши способны избежать столкновений с практически невидимыми препятствиями: толщина таких преград не превышает 25 мм. Точность, с которой эти животные попадают в цель – добычу, безупречна, даже когда мишень движется со скоростью более 40 км/ч. Таким образом, летучие мыши приучились использовать специфичные ультразвуковые импульсы, которые по частоте выходят за рамки человеческого слуха.

Ориентация в пространстве совершается при помощи восприятия испускаемых животными звуков, которые отражаются от окружающих объектов и препятствий.

Психологические теории и школы

В зависимости от психологической теории специфику приобретают и исследования модальности.

Модальность – это в психологии нейролингвистического программирования (НЛП) метод познания окружающей действительности. Психологи НЛП придерживаются позиции субъектности восприятия и ощущений. Они НЛП подчеркивают, что одна из модальностей у человека является ведущей. Выдвигается так называемая «ведущая репрезентативная система», под которой понимается система, наиболее часто используемая человеком в процессе познания.

Психолингвистика трактует семантическое развитие как образующую индивидуальное сознание индивида. А. Залевская в исследованиях подтверждает, что слово можно трактовать как единицу ментального внутреннего словарного запаса и, соответственно, как частичку единой информационной базы.

НаправлениеПредставителиТеория модальности
Перипатетики (древнегреческая философия)Аристотель.В первую очередь, модальность зависит от рода воспринимаемой информации. Чувства полностью зависят от раздражителя.
Лейпигская школаЭрнст Генрих Вебер, Лотце Рудольф Герман.Модальности дифференциальны. Зависят как от сознания человека и от чувства, которые вызывает тот или иной раздражитель, так и от рода раздражителя.
Берлинский университетГерман Людвиг Гемгольц, Н. Шиллер.Все ощущения классифицируются по модальности. В свою очередь, в модальностях выделяются субмодальности (зрение: хроматическое и ахроматическое).

До сих пор ведется активная дискуссия по поводу принадлежности модальности как характеристики раздражителю (стимулу) или рецептору (анализатору). Запах розы сам по себе не несет никакой существенной информации без того, кто его воспринимает.

Модальность – это своего рода специфическое свойство любого ощущения и восприятия. В психологии модальность рассматривается как способ получения информации об окружающем мире. В качестве критерия классификации модальности избирается рецептор (анализатор), который воспринимает информацию, либо непосредственно реакция организма на входящие импульсы.

Автор: Свиткевич Юлия

Текст книги «Логика. Шпаргалка»

Общая характеристика суждения

Суждение –
это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношение между предметами и которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь.

Логическая структура суждения

: S – P, где S – термин суждения, называемый субъектом суждения, понятие о предмете мысли, т. е. это то, о чем мыслится в данном суждении; S содержит исходное знание о предмете суждения. Р – термин суждения, называемый предикатом суждения, понятие о свойствах и отношениях предмета мысли, т. е. Р означает свойства и отношения S. Р содержит новое знание о предмете суждения и несет основную смысловую нагрузку. «—» – связка – элемент суждения, который соединяет оба термина суждения, утверждая или отрицая принадлежность предмету некоторого признака. Связка выражается словами «есть» («не есть»), «является» («не является») и т. п.

Русские связки иногда материально не выражены, но их отсутствие значимо: нулевая связка относит высказывание к реальному или обобщенному настоящему.

Как субъект, так и предикат в суждении могут быть выражены несколькими словами. Так, в предложении «Некоторые ученики не находятся на уроке» первые два слова выражают субъект, последние два слова – предикат, а «не находятся» – обозначают связку.

В любом суждении присутствует конкретная мысль. Она выступает формой выражения действительности в сознании человека. Эта форма представляет собой какое-либо высказывание о предметах, их свойствах и состояниях, а также об отношениях между ними. Мысль характеризуется двумя весьма важными свойствами, которые человеку необходимо учитывать в логическом анализе.

Во-первых

, она что-либо утверждает или отрицает («Саратов больше Пензы»).

Во-вторых

, мысль может быть или истинной, или ложной. Суждение «Сознание оказывает воздействие на общественное бытие» является истинным, т. к. человек, наделенный сознанием, изменяет окружающую его действительность, в т. ч. и общественные отношения.

По своему содержанию любое суждение имеет атрибутивный характер. Оно всегда отражает принадлежность (либо непринадлежность) признака конкретному предмету и явлению. Следует подчеркнуть, что предметами суждения могут быть любая вещь, свойство или отношение вещей, класс предметов или некоторые предметы класса. Отмечая связь между суждением и понятием, важно также и видеть между ними определенные различия.

Во-первых

, связь суждения и понятия отражает объективную связь общего и единичного.

Во-вторых

, суждение отличается от понятия в генетическом и функциональном аспектах. В генетическом аспекте понятие возникает на базе логических операций по выявлению существенных признаков предметов, а суждение образуется на основе установления связи между понятиями. В функциональном аспекте понятие, как известно, отражает предмет только в существенных признаках, суждение же отражает любые признаки предметов.

В-третьих

, подлинный акт мыслей начинается с суждения, т. е. с утверждения или отрицания чего-либо. Если понятием выражается предметный характер нашего мышления, то в суждении раскрывается активное отношение мысли к окружающему миру – отражение объективных свойств, связей и отношений между предметами и явлениями.

В-четвертых

, суждение отличается от понятия способом закрепления – предложением.

В суждениях выражается истинная или ложная мысль. Истинные мысли

– это такие суждения, в которых связь понятий правильно отражает реальные свойства и отношения предмета мысли.
Ложные мысли
– это такие суждения, в которых связь понятий искажает объективные свойства и отношения предмета мысли.

Виды суждений

Суждения бывают простыми и сложными (состоящими из нескольких простых).

Виды простых ассерторических суждений. Это суждения, в которых один субъект и один предикат.

Простые суждения бывают трех видов.

1. Суждения-свойства

(атрибутивные). В них утверждается или отрицается принадлежность предмету известных свойств, состояний, видов деятельности. Примеры: «Мед сладкий», «Шопен не является драматургом». Схемы этого вида суждения: «S есть Р» или «S не есть Р».

2. Суждения с отношениями.

В них говорится об отношениях между предметами: «Всякий протон тяжелее электрона», «Французский писатель Виктор Гюго родился позднее французского писателя Стендаля», «Отцы старше своих детей» и др.

Формула, выражающая суждение с двуместным отношением, записывается как аRb или R(а, b), где а и b – имена предметов, аR – имя отношения. В суждении с отношением может что-либо утверждаться или отрицаться не только о двух, но и о трех, четырех или большем числе предметов: «Москва находится между Санкт-Петербургом и Киевом».

3. Суждения существования

(экзистенциальные). В них утверждается или отрицается существование предметов (материальных или идеальных) в действительности. Примеры этих суждений: «Существуют атомные электростанции», «Не существует беспричинных явлений».

В традиционной логике все три вида суждений представляют собой простые категорические суждения. По качеству связки («есть» или «не есть») категорические суждения делятся на утвердительные и отрицательные.

В зависимости от того, обо всем ли классе предметов, о части или об одном предмете идет речь в субъекте, суждения делятся на общие, частные и единичные.

В каждом суждении имеются количественная и качественная характеристики. Поэтому в логике применяется объединенная классификация суждений по количеству и качеству, на основе которой выделяются следующие четыре типа суждений

.

1. А – общеутвердительное суждение. Структура его: «Все S суть P».

2. I – частноутвердительное суждение. Структура его: «Некоторые S есть Р» («Некоторые уроки стимулируют творческую активность учащихся»). Условные обозначения для утвердительных суждений взяты из слова аffirmо – «утверждаю»; при этом берутся две первые гласные буквы: А – для обозначения общеутвердительного и I – для обозначения частноутвердительного суждения.

3. Е – общеотрицательное суждение. Его структура: «Ни одно S не есть Р». Пример: «Ни один океан не является пресноводным».

4. O – частноотрицательное суждение. Структура его: «Некоторые S не есть Р».

Сложные суждения образуются из двух или нескольких простых суждений с помощью логических связок конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания.

Конъюнктивные (соединительные) сложные суждения: Петров является студентом и спортсменом.

Дизъюнктивные (разделительные) сложные суждения: Петров является студентом или спортсменом.

Импликативные (условные) сложные суждения: Если идет дождь, то асфальт мокрый.

Эквивалентные сложные суждения: Если только участок суши окружен со всех сторон водой, то он является островом.

Отрицающие сложные суждения: Петров не является ни студентом, ни спортсменом.

Таким образом:

1) конъюнкция истинна тогда, когда истинны оба простых суждения;

2) нестрогая дизъюнкция истинна тогда, когда хотя бы одно простое суждение истинно; строгая дизъюнкция истинна тогда, когда только одно простое суждение истинно;

3) импликация истинна во всех случаях, кроме одного: когда а истинно, а b ложно;

4) эквиваленция истинна тогда, когда оба суждения истинны или оба ложны.

Отношения между простыми и сложными суждениями

Сравнимыми среди простых суждений являются суждения, имеющие одинаковые термины и различающиеся по качеству

или
количеству
. Несравнимыми среди простых суждений являются такие, которые имеют
различные субъекты
или
предикаты
.

Сравнимые суждения делятся на совместимые и несовместимые. Совместимыми являются суждения, которые одновременно могут быть истинными. Различают три вида совместимости.

1. Разнозначащие

(эквивалентные) суждения выражают одну и ту же мысль: «Студент Иванов сделал ошибку по логике» и «Причина ошибки по логике заключается в действиях студента Иванова». Эта пара разнозначащих суждений имеет одно и то же смысловое содержание, различное логическое построение.

2. Частичная совместимость

(субконтрарность) характерна для суждений, которые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно (в то же время) ложными: «Некоторые студенты хорошо знают философию» и «Некоторые студенты не знают хорошо философию».

3. Отношения подчинения

характерны для суждений, которые имеют общий предикат, а понятия, выражающие субъекты двух таких суждений, находятся в отношении логического подчинения: «Все экономически развитые страны на современном этапе развития применяют нетрадиционные методы овладения ресурсами» и «Некоторые экономически развитые страны на современном этапе развития применяют нетрадиционные методы овладения ресурсами». В данном случае первое суждение будет подчиняющим, а второе – подчиненным. При истинности подчиняющего – подчиненное всегда будет истинным. А в целом, для них характерны
следующие зависимости
:

1) при истинности общего суждения частное всегда будет истинным;

2) при ложности частного суждения общее суждение также будет ложным;

3) при ложности общего суждения частное неопределенно;

4) при истинности подчиненного частного суждения общее неопределенно.

Несовместимыми являются суждения, которые одновременно не могут быть истинными. Такие суждения делятся на следующие виды: контрарные (противоположные); подконтрарные и противоречащие.

1. Контрарными

(противоположными) называются общие суждения, выражающие противоположные мысли. Эти суждения не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными: «Все люди имеют врожденные пороки» и «Ни один человек не имеет врожденных пороков». Истинность одного из противоположных суждений определяет ложность другого. При ложности же одного из противоположных суждений, другое остается неопределенным.

2. Подконтрарными

называются частные суждения, которые выражают противоположную мысль: «Некоторые студенты являются отличниками» и «Некоторые студенты не являются отличниками».

3. Противоречащими

называются суждения, которые взаимно исключают друг друга. Они одновременно не могут быть ни истинными, ни ложными. При истинности одного из них другое будет ложным, а при ложности первого второе будет истинным: «Все люди говорят на русском языке» и «Некоторые люди не говорят на русском языке».

Рассмотрим отношения между сложными суждениями. Сравнимые среди сложных суждений, это те, которые имеют одинаковые составляющие и различаются типами логических связок, включая отрицание: «Норвегия или Швеция являются членами НАТО» и «Неверно, что Норвегия и Швеция являются членами НАТО». Сравнивать эти суждения можно потому, что у них общие составляющие, хотя по логической форме они отличаются друг от друга: первое из них – это дизъюнктивное суждение, второе – отрицание конъюнкции. Наличие общих составляющих позволяет сопоставить их по смыслу и установить зависимости по истинности.

Между сложными суждениями складываются такие же виды отношений, как и между простыми.

Модальность суждений

Рассмотрим основные виды модальностей

– алетическую, эпистемическую, деонтическую модальности.

Алетическая модальность

– это выражаемая в терминах необходимости или возможности информация о логической зависимости между субъектом и предикатом суждения либо о фактической зависимости между отражаемыми в них явлениями.

Данная модальность выражается в терминах «возможно», «случайно», «необходимо», «может быть», «не исключается», «допускается» и других и делится на логическую

и
фактическую
.

Положение дел может быть логически возможно или фактически возможно, логически необходимо или фактически необходимо, логически случайно или фактически случайно. Логически возможно то, что не противоречит законам логики. Естественно утверждать, что не все, возможное логически, возможно и фактически. Мы знаем, что жизнь на Луне невозможна (фактически), но утверждение «На Луне есть жизнь» не противоречит законам логики, следовательно, логически возможно, что на Луне есть жизнь. Фактически возможно то, что не противоречит естественным и социальным законам. Логически необходимо то, что является законом логики. Фактически необходимы законы природы и общественной жизни и логические следствия из них.

Эпистемическая модальность.

Этот тип модальности – выраженная в суждении информация о характере принятия и степени обоснованности знания. Это характеристики наших знаний. Данная модальность выражается в терминах «доказано», «опровергнуто», «не доказано и не опровергнуто», «знает», «верит», «убежден», «сомневается». Название эпистемической модальности происходит от греческого «эпистема», что в античной философии означало высший тип несомненного, достоверного знания. Мы можем принимать знания некритически, на основе веры («Верю, что бывают синие коты» или «Отвергаю то, что марсиане прилетали на Землю») или принимать их только на основе знания («Доказано, что все люди смертны» и «Доказано, что все люди не являются смертными»).

Деонтическая модальность.

Данный тип модальности – выраженное в суждении побуждение людей к конкретным действиям в форме совета, пожелания, команды, правила поведения или приказа. Другими словами, это характеристики действий и поступков людей в обществе. Данная модальность выражается в терминах «обязательно», «разрешено», «запрещено», «безразлично» (аналог алетической модальности «случайно»). К деонтическим относятся высказывания типа «Запрещается переходить улицу на красный свет», «Курить в аудитории не разрешается». К деонтическим относятся различного рода нормативные высказывания, в т. ч. и нормы права, т. е. официально принятые общеобязательные правила поведения, регулирующие правовые отношения в социальной среде.

Существуют также такие виды модальности, как:

1) временная

модальность суждений. Это выраженная в суждении информация о последовательности наступления событий и об их постоянном или дискретном характере протяженности;

2) аксиологическая

модальность. Данный тип модальности – это выраженная в суждении информация о ценностной оценке поступка, факта, события. Данная модальность выражается в терминах «хорошо», «плохо», «лучше», «хуже», «безразлично», «равноценно»;

3) избирательная

модальность. Под этой модальностью понимают выраженную в суждении информацию об определенности отношения субъекта к тому или иному предложению, о его позиции в процессе принятия решений, постановлений, заявлений и т. д. Данный тип модальности выражается при помощи терминов «за», «против», «воздерживается» («Я – за административно-командную экономику» или «Я – против административно-командной экономики»).

Структура и виды доказательства

В любом доказательстве имеется три компонента: тезис

(положение, которое собираются доказать),
аргументы
(утверждения, из которых тезис выводится по правилам логики, их называют также основаниями) и
демонстрация
, или форма доказательства (само рассуждение, показывающее связь между аргументами и тезисом).

Сам процесс доказательства в соответствии с его структурой распадается на три стадии: формулировка тезиса, подыскание аргументов

, удовлетворяющих ряду специальных требований, затем
построение демонстрации
и ее проверка. Можно выделить еще одну, четвертую, стадию – образование оценочного
условно-категорического силлогизма
. Но его подготовка в любом случае растворяется в первых трех стадиях.

Результат проверки, конечно, может оказаться и отрицательным. Ведь нельзя исключать того, что доказательство проведено с ошибками. Тогда мы будем иметь дело уже с каким-нибудь вариантом опровержения.

Вполне допустимо вкладывать в термин «доказательство» расширенный смысл, так что опровержение станет его разновидностью. В определенной мере это является оправданным и часто делается, потому что в результате опровержения тоже появляются какие-то твердо установленные истины, пусть даже их содержанием являются не сама внешняя реальность, не предметы или явления, а чьи-то высказывания, которым дается новая оценка.

Доказательные рассуждения можно сгруппировать в несколько разновидностей по некоторым общим признакам.

Прежде всего они делятся на прямые и косвенные, затем косвенные в свою очередь распадаются еще на два подвида – разделительные и всем известные со школы доказательства от противного, называемые еще апагогическими (от греч. apagogos – «уводящий», «отводящий», «вывод»).

Прямой способ является самым распространенным и наиболее надежным. При его использовании берется непосредственно сам тезис, и с помощью различных логических процедур показывается, что он вытекает из каких-то общепризнанных посылок. В качестве таких обосновывающих процедур могут выступать все изученные ранее виды умозаключений – от непосредственных в простейших случаях до силлогизмов и индукции.

К косвенным доказательствам прибегают в тех случаях, когда тезис прямо доказать нельзя. Поэтому берут какие-то иные (хотя обязательно логически связанные с тезисом) положения и устанавливают их истинность или ложность. После того, как это удается, можно делать выводы о самом тезисе. В доказательстве от противного объектом внимания сначала делается противоречащее тезису утверждение. Как известно, противоречащие суждения подпадают под действие закона исключенного третьего: когда одно из них истинно, другое обязательно ложно, и наоборот.

Ход апагогического доказательства распадается на два неравновесных этапа. Сначала формулируют антитезис

и, предположив, что он является истинным суждением, начинают проводить проверку такого предположения. Для этого надо извлечь из него следствия и сопоставить с фактами или с какими-то ранее установленными истинами, которые, т. о., выполняют роль посылок. Как только сопоставление приведет хотя бы к одному противоречию, так сразу же можно делать вывод о том, что высказанное нами первоначально предположение об истинности антитезиса не выдерживает критики, а значит, от него надо отказаться как от ложного. Отсюда на следующем этапе делается вывод об истинности тезиса как единственно согласующегося с природой вещей. С этого момента он доказан.

В отличие от апагогического, разделительное доказательство предполагает выдвижение нескольких альтернативных положений

и последующее исключение ложных, пока не останется только одна альтернатива.

Теория аргументации

Аргументация

– это приведение доводов, или аргументов, с намерением вызвать или усилить поддержку другой стороны (аудитории) выдвинутого положения. Аргументацией называют также совокупность таких доводов.

Цель аргументации

– принятие аудиторией выдвигаемых положений. Аргументы могут приводиться не только в поддержку тезисов, представляющихся истинными, но и в поддержку заведомо ложных или неопределенных тезисов.

В аргументации различают тезис

– утверждение (или систему утверждений), которое аргументирующая сторона считает нужным внушить аудитории, и довод, или аргумент, – одно или несколько связанных между собою утверждений, предназначенных для поддержки тезиса.

Теория аргументации исследует многообразные способы убеждения аудитории с помощью речевого воздействия

. Влиять на убеждения слушателей или зрителей можно не только с помощью речи и словесно выраженных доводов, но и многими другими способами (жестом, мимикой, наглядными образами и
т. п.).
Эти способы воздействия изучаются психологией, теорией искусства, но не затрагиваются теорией аргументации.

Теория аргументации, начавшая складываться еще в Античности, прошла долгую историю, богатую взлетами и падениями. В настоящее время можно говорить о становлении новой теории аргументации, складывающейся на стыке логики, лингвистики, психологии, философии, герменевтики, риторики, эристики и др.

Основными понятиями общей теории аргументации являются убеждение, принятие (утверждения или концепции), аудитория, способ аргументации, позиция участника аргументации, истина и ценность в аргументации и др.

Теория аргументации не сводится к логической теории доказательства, которая опирается на понятие истины и для которой понятия убеждения и аудитории совершенно инородны. Теория аргументации не сводится также к методологии науки или теории познания и к эристике – теории спора, т. к. спор – это только одна из многих возможных ситуаций аргументации.

В формировании главных идей новой теории аргументации важную роль сыграли работы Х. Перельмана, Г. Джонстона, Ф. Еемерена, Р. Гроотендорста

и др.

В теории аргументации аргументация рассматривается с трех разных позиций, дополняющих друг друга: с точки зрения мышления, с точки зрения человека и общества и, наконец, с точки зрения истории.

Анализ аргументации как человеческой деятельности, имеющей социальный характер, предполагает исследование аудиторий, в которых она разворачивается. Самая узкая аудитория включает только того, кто выдвигает определенное положение или мнение, и того, чьи убеждения он стремится укрепить или изменить. Узкой аудиторией могут быть два спорящих человека.

Изучение социального измерения аргументации предполагает также анализ зависимости манеры аргументации от общих характеристик того конкретного целостного общества или сообщества, в рамках которого она протекает (особенности аргументации в средневековом феодальном обществе).

Изучение исторического измерения аргументации включает три временных среза:

1) учет того исторически конкретного времени, в котором имеет место аргументация и которое оставляет на ней свой мимолетный след;

2) исследование стиля мышления исторической эпохи и тех особенностей ее культуры, которые налагают свой неизгладимый отпечаток на всякую аргументацию, относящуюся к данной эпохе;

3) анализ тех изменений, которые претерпевает аргументация на протяжении всей человеческой истории. Именно в этом контексте становятся возможными сопоставление стилей аргументации разных исторических эпох и постановка вопросов о сравнимости этих стилей, возможном превосходстве одних из них над другими.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]