Акцентуация характера представляет собой психологический термин, который описывает наиболее выраженные черты того или иного человека. Они преобладают и обуславливают поведение конкретного индивида. Есть общие закономерности, потому говорят о нескольких акцентуациях, которые присущи большим группам людей, пусть и в разной мере.
Сенситивный тип личности — это акцентуация, которая выделена Личко (у Леонгарда такого типа не было). Характерные черты — повышенная мягкость, ранимость и чувствительность, доброта, мечтательность. Таким людям трудно найти себя в жизни и в социуме. Особенно, если человек — представитель «сильного» пола, к которому предъявляют дополнительные стереотипные условия. Часто такие люди становятся объектом насмешек, а потом тихого остракизма. Это классические изгои в большинстве своем.
Лечение как таковое не требуется. Все же, акцентуацию нельзя назвать болезнью. Это всего лишь особенность характера. Однако если никак не помочь пациенту, возможны проблемы в жизни. Скорректировать наиболее острые черты характера, которые мешают, можно. Для этого нужна помощь квалифицированного психолога или психотерапевта.
Понятие сензитивности в психологии
Сензитивность – это в психологии широкий спектр ментальных процессов, связанных с повышенным восприятием человеком событий. В переводе с латинского языка «сензитивность» означает чувство или ощущение, которое в психологии имеет как негативную, так и положительную характеристику отношения к различным ситуациям.
Самые яркие примеры сензитивности:
- страх перед новым;
- низкий болевой барьер;
- самокритика и повышенная саморефлексия;
- застенчивость, страх критики и закрытость;
- низкая самооценка, ощущение недостойности и завышенная требовательность к себе;
- впечатлительность и сильные переживания даже незначительных событий (положительных и отрицательных);
- умение налаживать отношение с другими;
- застраивание в прошлом из-за неудачного опыта.
Такой чувствительный человек может быть, как робким и неуверенным, так и уверенным в себе лидером. Все зависит от того, о какой сензитивности идет речь и как человек осознает свои сильные и слабые стороны.
Так, например, самыми яркими плюсами контролируемой сензитивности являются такие черты характера:
- высокие моральные стандарты и социальная ответственность человека;
- доброта и мягкосердечность;
- эмпатия, то есть готовность к сопереживанию;
- умение вылавливать тонкие аспекты в межличностной коммуникации, и в невербальном выражении;
- умение строить командную работу и устранять быстро конфликты.
Таким образом, сензитивность может иметь положительные стороны – если уметь их проявлять. Именно поэтому существуют тренинги и упражнения для повышения сензитивности и эмпатии. Но также нужно учитывать, что с возрастом сензитивность может как уменьшаться, так и повышаться, поэтому все зависит по большому счету от самосознания и самоконтроля человека.
Различные типы людей по особенностям характера
Сензитивность темперамента у холериков характеризуется неуравновешенностью и излишней возбудимостью. У таких людей нередко наблюдается цикличность поведения. Их интенсивная деятельность может резко уйти на спад. Это происходит из-за снижения психических сил или потери интереса. Такие люди отличаются от остальных резкими и быстрыми движениями, а также яркими выражениями чувств в мимике речи. Незначительная сензитивность наблюдается у сангвиников. Эти люди легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке. Именно поэтому внешние факторы отрицательное влияние на их поведение оказывают не всегда.
Сензитивной ригидностью отличаются флегматики. У таких людей происходит медленное течение психологических процессов. Явление возбуждения у флегматиков уравновешивается сильным торможением. Именно поэтому такие люди способны сдерживать свои импульсы.
Повышенной ранимостью и эмоциональной чувствительностью отличаются меланхолики. На внезапное осложнение обстановки они реагируют весьма болезненно. В опасных ситуациях у них возникает чувство сильного страха. В общении с незнакомыми людьми меланхолики чувствуют себя очень неуверенно.
1. К каким теориям темперамента относиться теория У.Шелдона: а) гуморальным б) конституциональным + в) поведенческим
2. Акцентуации это такие естественные варианты развития характера, которым не свойственно: а) повышение ранимости б) снижение способности к социальной адаптации в) повышение способности к социальной адаптации +
3. Не высокий уровень психической активности, замедленность движений, быстрая утомляемость, высокая эмоциональная сензитивность свойственна: а) сангвинику б) меланхолику + в) холерику
4. Черты личности: скромность ,самокритичность, эгоизм, характеризуют отношение личности: а) к себе + б) к другим людям в) к деятельности
5. Сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы по Павлову характерен для: а) флегматика б) сангвиника + в) холерика
6. Впервые психологическое описание “портретов” различных темпераментов дал: а) Гиппократ + б) Аристотель в) Кант
7. Сильный, неуравновешенный тип нервной системы по Павлову характерен для: а) холерика + б) сангвиника в) флегматика г) меланхолика
8. Умение ставить цели, действовать по собственной инициативе и находить пути их решения, характеризует человека как: а) решительного б) целеустремленного + в) настойчивого
9. Крэчмер говорил, что замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость свойственна для: а) пикников б) астеников + в) диспластиков
10. Понятие об экстраверсии и интроверсии разработал: а) Фрейдом б) Юнг + в) Адлер
11. Тип темперамента, что характеризуется легкой ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям, характерен: а) холерику б) сангвинику в) меланхолику +
12. Такие понятия как: самокритичность, скромность, гордость характеризуют: а) систему отношений человека к самому себе + б) отношение личности к вещам в) особенности протекания деятельности
13. Тип темперамента, что отличился подвижностью, общительностью, отзывчивостью, характерен для: а) холерика б) сангвиника + в) меланхолика
14. По Э. Кречмеру агрессивность и властолюбие характеризуют: а) диспластика б) астеника в) атлетика +
15. Аккуратность, бережливость и щедрость — это: а) черты, что проявляются по отношению к другим б) черты, характеризующие отношение личности к вещам + в) черты, проявляющие отношение к деятельности
16. Формально – динамическую сторону поведения характеризует (ют): а) темперамент + б) направленность в) настроение
17. Возможно ли изменить тип темперамента: а) да б) нет + в) нужно приложить много усилий
18. NN. – типичный представитель меланхолического типа темперамента. Формирование какой из черт характера потребует от него наименьших усилий: а) доверчивость + б) инициативность в) импульсивность
19. Устойчивые индивидуальные особенности личности, что складываются и проявляются в деятельности и общении – это: а) способности б) задатки в) характер +
20. Один из авторов конституциональной теории темперамента: а) Павлов б) Кречмер + в) Гилфорд
21. Д – представитель сангвинического типа темперамента. Какую из черт характера сформировать у него легче: а) общительность + б) дисциплинированность в) отзывчивость
22. Чувствительная реакция в ответ на силу внешнего воздействия является показателем: а) реактивности б) сензитивности + в) активности
23. Природная основа темперамента: а) тип нервной системы + б) головной мозг в) динамический стереотип
24. Тип темперамента, который характеризуется повышенной впечатлительностью и обидчивостью: а) сангвиник б) флегматик в) меланхолик +
25. Тип темперамента, что характеризуется вспыльчивостью и поспешностью в действиях: а) сангвиник б) холерик + в) меланхолик
26. Что характеризует темперамент: а) вежливость б) аккуратность в) быстрое включение в работу +
27. Какой признак характер для меланхолического темперамента: а) эмоциональная возбудимость + б) реактивность и активность в) пластичность и ригидность
28. Учение о типах высшей нервной деятельности как физиологической основы темперамента принадлежит: а) Ильину б) Гиппократу в) Павлову +
29. Процесс, противоположный возбуждению, что ведет к замедлению или задержке проведения импульсов в нервных центрах: а) динамичность б) торможение + в) меланхолия
30. Характером называют: а) устойчивые черты личности,что определяют отношение человека к людям, к самому себе, к выполняемой работе + б) совокупность свойств,что характеризуют динамические особенности протекания всех психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение в) генетически обусловленное явление
>Чертой характера является …
Причины появления
Сензитивность – это в психологии частое описание человеческих качеств, причин возникновения которых может быть несколько.
Самые распространенные из них идут из семьи и особенностей воспитания:
- эмоциональная сухость родителей, необходимость в ласке и заботе;
- насилие в семье;
- категоричность и строгие правила воспитания;
- чрезмерная дисциплина.
Не меньшую роль также имеют генетические предрасположенные склонности, такие как:
- неврозы, депрессия;
- наследственность;
- травмы мозга перинатального периода или при рождении;
- психические заболевания;
- тревожные расстройства.
Также причиной, повышенной сензитивности может быть круг общения, особенно в критически важный период взросления, когда авторитет и подражание ему является важной частью поведения:
- невозможность удовлетворить стремление быть одобренным (родителями, учителем);
- конфликты среди детей и отторжение коллективом.
Все это развивает комплекс неполноценности и сверхчувствительного восприятия действительности, то есть сензитивности.
Особая чувствительность
Сензитивность в психологии – это понятие, касающееся особенностей личности. Заключается оно в чрезмерной ранимости и чувствительности, повышенной совестливости, а также постоянной склонности к сомнениям в своих поступках и в фиксации на своих переживаниях. Сензитивный человек психически легко раним.
Такое состояние особой чувствительности может быть кратковременным. Оно нередко сопровождает сильные разочарования, огорчения или нервные напряжения.
Сензитивность также может быть явлением частым или даже постоянным. Нередко такой образ мышления, когда человеку кажется, что против него настроен весь мир, препятствует социальной адаптации личности.
В том случае, если подобная симптоматика имеет место, возникает необходимость консультации у врача-психотерапевта. Специалистом должна быть собрана достоверная информация о пациенте для выбора правильной тактики лечения и облегчения состояния больного.
Сензитивность – это состояние, которое может быть следствием различных психических расстройств. К ним можно отнести:
- неврозы;
- стрессовые состояния;
- заболевания головного мозга органического типа;
- патологии личности;
- депрессии;
- тревожные расстройства;
- психические расстройства эндогенного характера;
- поражения головного мозга токсического типа.
Сензитивность как качество личности и свойство темперамента. Признаки и примеры
Сензитивность – это в психологии важная характеристика восприятия мира человеком, а также набор устойчивых свойств человека, которые влияют на формирование темперамента, быстроты реакций и стрессоустойчивости.
Поэтому влияние легких раздражителей и бурная на них реакция человеком, является примерами высокой сензитивности. С другой стороны, сензитивность – это яркое выражение меланхоличной личности, ранимой и долго переживающей, даже по пустякам и вымыслам. Самый яркий пример сензитивного человека – это Пьеро из мультика о Мальвине: он все время страдает и чрезмерно переживает.
Сензитивность в психологии
С противоположной стороны, человек, у которого низкая сензитивность, то есть хорошая стрессоустойчивость и адекватные реакции на события, имеет хороший уровень резистентности – повышенной эмоциональной устойчивости. Такие черты характера свойственны больше флегматикам и сангвиникам, то есть спокойным и уравновешенным людям. С другой стороны, флегматики и сангвиники могут казаться твердолобыми, и им развить сензитивность как раз было бы хорошо.
Сензитивность – это в психологии личности описание двух совершенно разных категорий восприятия информации, таких как чувствительность эмоций и сенсорное восприятие. Это понятия, которые во многом влияют на характер и профессиональные качества каждого человека.
Чувствительность эмоциональной сферы
Один из самых ярких признаков чрезмерной сензитивности человека – повышенная чувствительность, эмоциональные переживания, которые часто могут быть вызваны незначительными событиями, страхами или тревогой.
Чувствительность эмоциональной сферы в психологии сензитивности – это вид устойчивого чрезмерного проявления реакций на различные ситуации, у которого могут быть разной формы, такие как:
- перепады настроения;
- низкая самооценка;
- влюбчивость;
- тревожность, фобии;
- длительное переживание собственных неудач;
- самокопание и чрезмерная самокритика;
- эмпатия и сопереживание проблемам другим.
Сензитивные люди не только склонны к меланхоличным периодам и депрессивным состояниям, они также люди с высокой эмпатической составной, иногда очень чрезмерной. Психологи считают, что любые неуравновешенные сильные переживания, свойственны сензитивным людям, не проходят бесследно и со временем проявляются в развитии фобий, фрустраций, нервозов, депрессий и эмоциональным выгоранием.
Чувствительность сенсорной сферы
Если чувствительность эмоциональной сферы в сензитивности обозначает интенсивность реакции человека на события, тогда чувствительность сенсорной сферы употребляется для описания 5 способов восприятия информации и их интенсивности, а именно: осязание, обоняние, зрение, слух и вкус.
Даже без активной когнитивной реакции, то есть преувеличения человеком событий, сензитивность этих 5 чувствительных сенсоров может рассматриваться как отдельный вид чувствительности и описываться понятием «порог чувствительности».
Например, повышенная чувствительность, или низкий порог чувствительности, к звуку обычно наблюдается у музыкантов и слепых людей, также существует повышенная чувствительность к запахам из-за аллергии или беременности, чувствительность к свету может быть особенностью глазного яблока, а художники имеют хорошо развитую чувствительность к оттенкам цвета и особенностям формы.
Таким образом, чувствительность сенсорной сферы является большим преимуществом для развития профессиональных навыков или адаптации к внешним обстоятельствам в сравнении с эмоциональной сензитивностью, а еще – ее можно развивать.
Литература
Это заготовка статьи по психологии. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Сензитивность – это характеристика человека, выражающая повышенную, индивидуальную чувствительность к внешним событиям и сопровождающаяся тревожностью перед новыми происшествиями. Сензитивность выражается в таких индивидуальных чертах, как застенчивость, робость, повышенная впечатлительность, низкая самооценка, резкая самокритика, склонность к продолжительным переживаниям, комплекс неполноценности.
С возрастом высокая сензитивность способна уменьшаться, поскольку человек в процессе самовоспитания может побороть в себе тревожность перед предстоящими событиями.
Уровень сензитивности обуславливается врожденными характеристиками человека (наследственностью, органическими поражениями главного мозга) или особенностями (условиями) воспитания ребенка.
В психологии понятие сензитивности используется вместе с синонимами «сенситивность» и «чувствительность». Вместе с этим бывает ещё явление «нечувствительности», оно выражается в отсутствии реакции на события, эмоции и поступки людей, оценки. Нечувствительность проявляется в полном равнодушии, отсутствии физических ощущений, бестактности и невнимании к другим.
Виды сензитивности
В зависимости от направления в психологии сензитивность воспринимается по-разному: как умение воспринимать информацию (эмоциональная и сенсорная сензитивность), так и как особенность темперамента, где выделяют социальную сензитивность, состоящую из 4 видов:
Вид сензитивности | Описание |
Наблюдательская или классическая | Это умение человека наблюдать все и сразу, до мельчайших деталей в текущей ситуации, в поведении собеседника или в себе самом (самонаблюдение). Классическая сентизивность проявляется, например, во время разговора, когда человек умеет наблюдать и оценивать вербальные и невербальные характеристики своего собеседника (речь, мимику, интонацию и позу), создавая этим более полную и удовлетворительную картину о человеке и его состоянии. |
Теоретическая | Этот тип сентизивности предусматривает умение человека использовать свои знания о человеческой природе и поведении в общении с другими. Теоретическая чувствительность является умением налаживать хорошие отношения на основании имеющего знания, объяснять на необходимом уровне собственные мысли, решать конфликты и находить объяснения поступкам других людей. |
Номотетическая | Вид социальной чувствительности, который помогает выявлять черты поведения, свойственные некой группе или возрасту. На основании полученных знаний человек более продуктивно налаживает контакты, строит взаимоотношения с людьми или же прогнозирует их поведение в той или иной ситуации. |
Идеографическая | В отличие от номотетической, идеографическая сензитивность является умением понимать индивидуальные черты любого человека. На основании общения формируется собственное представление о психологическом портрете собеседника, его чертах характера и предпочтениях. На основании таких предположений обычно успешно выстраивается стратегия последующего общения. |
Таким образом, хотя сбалансированная эмоциональная сензитивность помогает справляться с собственными переживаниями, именно эти 4 вида социальной сензитивности являются залогом успеха в профессиональном росте. Важное свойство социальной сензитивности – это преодоление чувства страха перед социумом, общением с другими людьми, преодоление комплекса неполноценности, свойственного многим людям.
В психологии считается, что именно с осознанием своей неполноценности начинает развиваться социальная сензитивность – это готовность преодолеть страх публичности, желание решить конфликтные ситуации или найти способ наладить отношения с новыми знакомыми.
Как использовать сенситивность себе во благо
Гиперчувствительность не должна восприниматься человеком как отрицательная черта характера. Чтобы использовать ее себе во благо, сензитив должен помнить о своих преимуществах:
- он тонко чувствует настроение окружающих ,что помогает ему подстроиться под них для эффективного взаимодействия;
- он умеет замечать прекрасное, что является для него ресурсом, помогает восстановить душевное равновесие;
- он знает о своих недостатках, поэтому может спланировать работу по саморазвитию и самосовершенствованию;
- в общении с окружающими он осторожен в выборе слов, тщательно следит за интонациями своего голоса, опасаясь обидеть собеседника, это позволяет сохранить дружеские отношения;
- склонность перепроверять свою работу сводит к нулю вероятность ошибки, что делает сензитива мастером своего дела.
Польза чувствительности
Классификация смежных типов личности
Кроме эмоциональной и социальной сензитивности, психологи выделяют смежные типы поведения, которая относится к личностным особенностям темперамента.
Сензитивность темперамента обосновывает личностные качества человека, вне спектра его эмоционального реагирования на события и поведения в социальной среде. Сензетивность темперамента описывает определенные свойства характера, которые в психологии более известны как меланхолические, а также депрессивные состояния разной сложности. С другой стороны, такая сверхчувствительность мало свойственна другим видам темперамента, то есть холерика, флегматикам и сангвиникам.
Самыми распространенными качествами темперамента, которые описываются в характеристиках сензитивности, являются такие черты человека:
- сильная впечатлительность;
- ранимость;
- тревожность;
- мнительность;
- обидчивость;
- самокритика;
- комплекс неполноценности.
Нужно ли специальное лечение? Особенности коррекции поведения и личности сенситива
Если верить рекомендациям психологов, корректировать ситуацию нужно только когда состояние создает проблемы для человека, мешает жить. Важно устранить несколько негативных черт. Например, тревожность, склонность жалеть себя, ипохондрию, конформность. Тут на помощь приходят несколько способов терапии.
- Когнитивно-поведенческая. Задача в том, чтобы найти негативные паттерны, модели поведения и устранить их. Это работа не на один день. Возможно и не на месяц. В основном проводится она под контролем психотерапевта, а не психолога. Так эффективность куда выше.
- Личностная терапия. Выявляют те самые причины, которые стали тормозом для развития позитивных качеств личности. Например, детские травмы, неудачи. Прорабатывают именно их, прицельно.
В некоторых случаях показаны методы психоанализа, арт-терапии. По усмотрению лечащего специалиста. Важную роль играет семья, если она есть. Знакомые и друзья. Это дополнительная мотивация для личностного роста и развития.
Что такое сензитивные периоды?
Сензитивности как понятию в психологии также свойственны возрастные характеристики. Идея сензитивности в возрастной психологии описывает пиковые и важные моменты развития психических функций личности в тот или иной период. Наиболее ярко сензитивные периоды представлены в детском и подростковом возрасте.
Детские психологи утверждают, что психика ребенка более чувствительная к восприятию внешнего мира, обладает меньшей резистентностью и из-за этого – не только более впечатлительная, но и более способна к обучению базовым навыкам жизни в обществе. Само развитие ребенка является поступательным и неравномерным, поэтому сензитивные периоды бывают не всегда, но они критически влияют на формирование той или иной функции и навыка человека.
Так, например, сензитивным периодом для формирования речи является возраст от 0 до 6 лет, когда ребенок активно учится речевому навыку. За это время он неосознанно перенимает речевые привычки своей среды – словарный запас, грамматику и диалектизмы, начинает осваивать письменную речь.
С 6 до 10 лет сензитивность проявляется в процессе обучения и в развитии дисциплины. Этот период является критическим для формирования типа мышления и развития базовых когнитивных функций – письма, чтения, абстрактных понятий, математики и рефлексии.
С 10 лет начинается подростковый период, сензитивность которого направлена на развитие самопознания и самооценки, отделению себя от коллективного восприятия. Критическими навыками в этот период является развитие коммуникации, формирование собственного мировоззрения и системы ценностей.
Метафизический бред. Бред отношения
Метафизический бред — убеждение пациента в существовании неких потусторонних объектов и событий, наличие которых не может быть доказано или опровергнуто ни эмпирически, ни научными методами и которые связаны с мистикой, являясь предметом веры. Такой бред есть болезненное суеверие или болезненная вера. Одним из вариантов данного расстройства является архаический бред — убеждение в том, что существуют духи, управляющие ими колдуны и ведьмы или что он испытывает со стороны последних сверхъестественное влияние на себя посредством магии, телепатии и т. п. («порча, сглаз, приворот, проклятие» и т. п.). Является разновидностью бреда воздействия. Архаические представления чаще всего имеют коллективный характер и не являются подлинным бредом. Вероятно, их правильнее расценивать как внушённый бред, обычно стереотипный у разных его носителей. Истории известны эпидемии такого бреда, в них бывает вовлечено множество людей. Собственно архаический бред возникает спонтанно, у индивида, лишённого ранее явных предрассудков и суеверия, его содержание носит индивидуальный, нетипичный, а иногда абсурдный характер.
Одним из видов архаического бреда является бред одержимости. Это может быть одержимость нечистой силой, иногда такая сила не имеет чёткой метафизической идентичности. Так, пациент сообщает, что последние 2 года в его тело через большой палец ноги проникло «оно». «Оно», по его несколько путаным описаниям, представляет собой некое бестелесное существо, которое перемещается по всему телу пациента, причиняя ему нестерпимые мучения. «Оно» несколько утихает, когда пациенту становится холодно. Именно поэтому он в стужу выходит раздетым на улицу и мёрзнет. Утихает «оно», когда он причиняет себе боль, например изо всей силы бьёт кулаком по стене или полу. «Оно» особенно донимает пациента по ночам. Будучи в отделении, он не выдерживал мук и будил больных, когда ударял кулаком по полу. Встречаются пациенты, одержимые некими людьми, обычно известными. В отличие от бреда апперсонализации, пациенты не идентифицируют себя с ними, а если это происходит, то не полностью и на короткое время.
Пациент сообщает: «Я принял в себя Гитлера, Муссолини, Пугачёва и Разина. Все они живут во мне. Иногда я веду себя под их влиянием. Недавно на молодёжной тусовке я подколол одного типа. Когда я выступал в качестве Гитлера, он посмел возражать мне. В данный момент я нахожусь в роли Гулена, жреца друидов, но вы зовите меня, как написано в паспорте. Моё Я ещё существует, оно не смешивается с живущими во мне лицами. Вы же знаете, что шизофреник — это личность, причём не одна. Я могу раскрываться, как веер, и складываться обратно в одно своё Я».
Разновидностью бреда одержимости является дерматозойный бред (бред кожных паразитов, синдром наружной зоопатии, пресенильный дерматозойный бред Экбома, синдром Берса-Конрада, бред поражения паразитами Визера-Кайзера) — убеждение пациента в том, что на его коже, внутри неё или под ней находятся мелкие насекомые. Бред обычно сочетается с тактильными галлюцинациями. Пациент, к примеру, ясно ощущает у себя под кожей присутствие движущихся червей. Он пытается избавиться от них, перерезать лезвием бритвы.
Постепенно он убеждается в том, что это не даёт должного эффекта: вместо одного червя появляются два. Бред внутренней зоопатии — убеждение пациента в том, что внутри него, в его внутренних органах находится живое существо: паразит, кошка, собака и т. п. либо неодушевлённый объект, какой-то предмет, аппарат, передатчик. Такой бред сопровождается, как правило, висцеральными галлюцинациями. Так, пациент утверждает, что в его желудок каким-то образом проник выводок щенят. Он отчётливо ощущает, как они двигаются, царапаются. Он заботится о них, кормит молоком, печеньем. Сытые, «они спят», не беспокоят его. Наконец, близким бреду одержимости является бред внутреннего двойника — убеждение пациента в том, что в нем находится его бесплотный двойник, обычно его антагонистическое Я. Некоторые пациенты указывают, что они ощущают внутри себя даже физическое тело второго Я.
Реже встречается бред вдохновения, то есть одержимости мистическими силами добра. Так, пациент утверждает, что в нём находится ангел, который управляет его поведением. Некоторые пациенты с архаическим бредом уверяют, что они сами являются магами, чародеями, колдунами, как злыми, так и добрыми, причём роль первых предпочитает большинство пациентов.
Другим, в общем-то близким вариантом расстройства является религиозный бред — возникающее в силу болезни убеждение в существовании неких высших сил, управляющих реальными событиями, а в некоторых случаях — и самим пациентом. Болезненная вера обычно сильно отличается от канонической и возникает спонтанно, без какого-либо внешнего влияния, хотя она также может быть внушённой. Е.Блейлер говорит по этому поводу следующее: «Мы обычно не считаем бредовой религию, если религиозный человек имеет свой взгляд на религию, но если его нововведения слишком резки, мы говорим, что это «религиозные бредовые идеи», хотя перед судом голой логики новый пророк имеет такую же действительную цену, как и старые».
Религиозный бред может проявляться самоотождествлением с Богом, мессией, пророками, святыми. Выделяют, к примеру, мессианский бред или ноэзис — убеждение пациента в том, что он является посланцем Бога на Земле с альтруистической целью очистить её от греха и скверны (синонимом термина является альтруистический бред). Нередко встречаются пациенты, отождествляющие себя с Сатаной, призванные утверждать на Земле сатанинское начало, — негативистический бред. Так, пациент всех людей с крестиками на груди воспринимает как сторонников сатанизма. Себе он вырезал крест на груди, чтобы подчеркнуть свою близость к Сатане.
Следующий вариант метафизического бреда представляет эсхатологический бред (от греч. eschaton — предел, конец, logos — учение) или бред конца мира, бред гибели мира, апокалиптический бред (от гр. apokalypsis — букв. откровение; часть Библии с пророчеством конца света, Страшного суда и др.) — убеждение пациента в своей способности пророчествовать и предвидеть наступление гибели человечества и даже всей Вселенной. Жертвами таких провидцев в разные времена оказывались многие люди, слепо уверовавшие в новоявленных апостолов. И поныне на этой почве наблюдаются случаи коллективного самоубийства.
Наблюдается и такая разновидность метафизического бреда, как бред реинкарнации (в восточных религиях теория перевоплощения человека после смерти в другое живое существо; от лат. re — приставка, указывающая на возобновление, повторность действия; caro — плоть) — убеждение пациента в существовании у него «прошлой» жизни в том или ином качестве. Сюжеты «прошлых» жизней, как можно иногда установить, пациент заимствует из книг, фильмов, о чём нередко помнит сам. Так, пациент утверждает, что в далёком прошлом он был жрецом древнеславянского божества Вереса, затем он переродился в оруженосца Карла Великого, впоследствии перевоплотился в «феодала, сеньора», потом он был «сумасшедшим», в честь которого воздвигли собор Василия Блаженного. Жил он также в облике «знаменитого гангстера из Чикаго», «советского контрразведчика в Берлине» и, наконец, родился в теперешнем своём виде.
Он думает, что и эта жизнь не является последней, но кем он станет в следующих перерождениях, пока не знает. Бредовое поведение таких пациентов может проявляться, например, суицидными попытками, предпринимаемыми с целью покончить с настоящей жизнью, чтобы возродиться в другой, в частности в качестве «творца новой мировой религии». Других пациентов такой бред, напротив,удерживает от суицида, если они «знают», что в предстоящей жизни им суждено быть в роли всеми презираемого человека или какого-то низшего существа.
Бред отношения — убеждение пациента в том, что он находится в центре происходящих вокруг него событий. Всё, что он воспринимает, каким-то образом, уверен он, связано именно с ним. Окружающие люди отнюдь не случайно попадаются ему на пути, они говорят только о нём, смеются лишь над ним, что-то знаками сообщают другим о нём, в их речи он постоянно слышит какие-то намёки в свой адрес, в газетах и книгах пишут о нём или имеют его в виду, по радио и телевидению проходят специальные сообщения о нём. Пациент чувствует, что он невольно притягивает к себе всеобщее внимание. Так, больная услышала по «Маяку», что разыскивается пропавшая девушка 22 лет. Она сразу поняла, что речь идёт о ней. «Правда, мне 26 лет, но они по ошибке убавили мой возраст». Пациент собрал большую коллекцию журналов, газет, брошюр, плакатов и книг, в которых он находил упоминания о себе.
Другой пациент сообщает: «У меня такое ощущение, будто меня все разглядывают, изучают, наблюдают за мной, точно у меня то ли грязь на лице, то ли пятна на одежде. Я всё время ловлю чьи-то взгляды, мне кажется, что против меня что-то замышляется». «Стоит мне появиться на улице, как чувствую, будто я обнажённый. Люди пялятся на меня, перемигиваются, покашливают, сморкаются, и всё это с каким-то значением, я слышу, что они говорят обо мне, не прямо, а как бы намёками, отворачиваются от меня, расходятся в стороны, оглядываются, шушукаются за моей спиной. Мне кажется, что они всё обо мне знают, я весь перед ними как на ладони». Обычно бред отношения касается сферы межличностных контактов, но иногда в эту сферу вовлекаются животные, птицы и даже неодушевлённые объекты. Так, пациент сообщает: «У меня возникло ощущение, будто ворон неслучайно кружит в 10 метрах от меня и каркает, был страх, что он вот-вот клюнет меня в голову». Тенденция связывать с собой внешние события является избирательной. Пациент относит к себе только то, что, по словам Е.Блейлера, отвечает кататимическому комплексу. Всё прочее остаётся за пределами бреда и воспринимается как обычно.
Бред отношения — признак того, что пациент вступил в фазу активного бредообразования. Это означает, что в это время в его личности происходят интенсивные болезненные изменения. Сам пациент осознаёт их как нечто внешнее для себя. Это не он всматривается в себя, это вместо него делают окружающие его люди. Пациенту может быть страшно за себя, но свой страх он усматривает в угрожающем поведении посторонних людей. Этот страх исходит также от стен, деревьев, облаков и от чего угодно. Или он испытывает радость, но думает, что она истекает от встречных людей, которые восхищаются, любуются им, дают ему понять, что воспринимают его как некую значительную персону.
Бред отношения тем самым есть осознание смысла будущих бредовых идей при смутном понимании их значения. Смысл этот даётся пациенту в бредовом настроении, которое есть не только страх, тревога, мания или депрессия, но и что-то ещё, необходимое для формирования бреда. На стадии бреда отношения можно увидеть прообразы различных других бредовых идей и бредовых форм. Как указывает Е.Блейлер, бред отношения «наблюдается особенно в паранойяльных и параноидных формах, где он часто образует основу других бредовых идей». Наряду с собственно идеями отношения в это время возникают мимолётные идеи преследования, величия, самоумаления, значения и др., в нём как бы заключены также бред восприятия, бред толкования, феномены бредового сознания. Следующим за бредом отношения этапом бредообразования будет, скорее всего, бред значения, то есть наполнение бреда определённым содержанием. Следует ещё раз отметить, что истинный бред отношения имеет мало общего с сенситивным бредом отношения Э.Кречмера, хотя некоторое внешнее сходство между ними всё же есть.
Сенситивные идеи отношения — это непсихотический феномен, суть его состоит в том, что чрезвычайно стеснительный и ранимый невротик, обеспокоенный своим неким сильно преувеличенным дефектом, считает, что окружающие, как и он сам, замечают этот порок или недостаток. И чем сильнее он волнуется или «комплексует» по поводу своего дефекта, тем больше внимания, как он думает, его персоне уделяют окружающие люди (сенситивные идеи отношения, напомним, впервые были описаны Ф.М.Достоевским).
В данном случае имеют место типичные, хотя и несколько заострённые проявления эгоцентризма: если меня это сильно беспокоит и привлекает моё внимание, то точно то же должны чувствовать и другие люди. Так, пациент очень переживает свою двигательную неловкость. На людях его беспокойство возрастает до такой степени, что он даже мечтает сломать себе ногу с тем, чтобы был повод вообще не появляться на улице или ходить с тростью. Другой пациент очень хотел бы передвигаться на костылях, «это было бы естественно, никто не заметил бы, что я хромаю». Сенситивность пациентов резко возрастает во время депрессии, но и в этом случае она чаще всего не становится подлинным бредом.
К содержанию
Возрастная сензитивность
Важность развития того или иного личностного навыка в сензитивный период обосновывается максимально приемлемой биологической и социальной потребностью. В случае неудовлетворительного формирования навыков в сензитивный период (коммуникации, дисциплины, речи или письма), развить их в более позднем возрасте будет возможно, но сложнее.
Также неудовлетворительное развитие психических навыков в тот или иной сензитивный период может способствовать развитию психических проблем: если ребенок не заговорит вовремя, у него могут быть проблемы с коммуникацией с другими детьми, которое перерастет в чувство неполноценности.
Возрастная сензитивность и ее своевременное использование считается психологами залогом гармоничного развития ребенка, его поведения, психики, навыков и талантов. Более подробно возрастную сензитивность в процессе обучения развивала итальянская учительница и педагог Мария Монтессори, которая выделяла 7 критических периодов возрастного развития детей:
- развитие речи (до 6 лет);
- развитие восприятия к порядку (до 3 лет);
- сенсорное восприятие (до 5 лет);
- развитие двигательных навыков и пластики (от 1 до 4 лет);
- распознание и изучение мелких предметов (от 1 до 7 лет);
- фонематическая чувствительность (от 4 до 5 лет);
- сензитивный период развития навыков письма (от 6 до 8 лет).
Таким образом, возрастная сензитивность является важным фактором, который стоит учитывать в период детского взросления и социализации.
Поведение личности в обществе
Личности с повышенным уровнем сензитивности трудно адаптируются в социуме. Они испытывают проблемы в различных жизненных ситуациях, в которых вынуждены сталкиваться с другими людьми. В результате взаимодействия возникают сенситивные отношения, отягощенные:
- 1. Трудностями в установке коммуникативной связи из-за того, что отношение к ним других людей воспринимается как недружелюбное и даже враждебное.
- 2. Влиянием разных социальных ситуаций, связанных с новыми событиями и знакомствами. Больные испытывают сенситивный страх из-за:
- чувства ущербности;
- боязни публичных выступлений;
- отказа от социальной активности;
- избегания новых знакомств.
С проявлениями симптоматики такого рода нужно обращаться за помощью к психологу. Правильная стратегия лечения, выбранная опытным специалистом, поможет существенно облегчить состояние, связанное с повышенной сензитивностью.
Личные отношения сенситива
Сензитивноть также является важным фактором совместимости в паре: люди с разным уровнем восприятия и эмоционального переживания редко могут ужиться и учитывать границы друг друга.
Часто бывает, что человек с повышенной эмоциональной сензитивностью еще больше закроется в себе и его тревожность возрастет из-за страха разрыва отношений. С другой стороны, если у человека низкая социальная сензитивность, он будет бояться нарушить границы партнера и этим самым ставить в неловкое положение недосказанности обоих.
Таким образом, учитывать чувствительность на бытовом и эмоциональном уровне пары – важный аспект построения гармоничных взаимоотношений.
Плюсы и минусы
Специалисты в области психологии и педагогики полагают, что рассматривать сензитивность как положительную или как отрицательную черту характера индивида нельзя. У этого качества есть свои плюсы и минусы.
Сензитивный период помогает человеку сформировать те или другие навыки.
Если удалось с помощью специальных тестов узнать, что данный возрастной период сензитивен для развития определенных навыков, можно достичь максимальных результатов в обучении этому навыку.
Благодаря сенситивности люди выражают сочувствие и сопереживание друг другу.
Сенситивность является необходимым качеством для специалистов помогающих профессий.
Обостренная чувствительность заставляет человека бережно относиться к близким, соблюдать в общении личные границы человека.
По причине повышенной чувствительности и склонности переживать из-за пустяков, у человека возникают трудности социализации.
В ситуациях межличностного взаимодействия тревожные люди испытывают страх.
Сенситивам трудно устанавливать контакты с коллегами, заводить новые знакомства.
Социальная активность гражданина с повышенной чувствительностью крайне низкая.
Высокая тревожность не позволяет человеку комфортно себя чувствовать при выступлении перед аудиторией.
При неблагоприятном раскладе повышенная впечатлительность может перерасти в психопатию.
Чтобы нейтрализовать отрицательные последствия сензитивности, человеку необходима психологическая помощь.
Карьера и профессиональная деятельность
Фактор сензитивности также можно применять для правильного развития карьерного роста. С одной стороны, понимание собственной эмоциональной сензитивности позволяет улучшить стрессоустойчивость, не поддаваться чрезмерной самокритике и влиянию негативного мышления.
С другой стороны, развитие социальной сензитивности является ключевым навыком современной профессиональной деятельности, обеспечивающим успешную коммуникацию с другими, умение строить отношения и находить общий язык с коллегами.
Сензитивность: лечить или развивать?
Сензитивность в психологии является неоднозначным понятием, оно может быть как полезным качеством характера человека, так и негативным свойством психики. С одной стороны, сензитивность помогает развивать важные навыки и личностные свойства, а с другой стороны – оно может способствовать психическим расстройствам (неврозами, депрессиями и паническими атаками).
Несмотря на свою неоднозначность, сензитивность – часть полноценной жизни человека. Поэтому, если относится к нему позитивно, и уметь балансировать уровень чувствительности – это станет важным аспектом жизненного опыта. Именно поэтому сегодня существует много разных курсов и тренингов, которые помогают развить навыки восприятия, улучшить умения эмпатии, коммуникации, наблюдения и сформировать адекватную самокритику – важные аспекты профессиональной деятельности.
Поэтому, если отнестись к собственной сензитивности ответственно и вовремя проанализировать, какие тенденции присущи человеку больше, позитивные или деструктивные, — это станет важным фактором улучшения жизни.
Пороги
Восприятие реальности, которым обладает каждый человек, создается посредством информации, получаемой сенсорными рецепторами, присутствующими в человеческом теле. Эта информация передается в мозг в виде электрических сигналов, которые он получает и интерпретирует как переживания.
Чувствительность – это в психологии или психофизике величина, в которой изучают степень восприятие к раздражителям вокруг человека. При этом психофизики часто используют термин «порог». Он означает предельные значения, при которых человек что-то воспринимает или интерпретирует. Например, существует минимальное значение, при котором кто-то может воспринимать определенный стимул. Это значение является пороговым. Порог — это самая минимальная интенсивность стимула, которая вызывает реакцию.
Психологами выделено 2 типа порогов чувствительности:
- абсолютный – это минимальное количество стимуляции, которое человек может интерпретировать или воспринимать;
- порог различия или дифференциальный — это минимальная разница в интенсивности стимула.
Психофизика как наука, сосредоточилась в первую очередь на изучении абсолютного порога.
Изначально, согласно исследованиям в области нейробиологии и психофизики, абсолютный порог относился к минимальному уровню интенсивности стимула, при котором чувственные рецепторы человека могли его воспринимать.
Например:
- наименьшая громкость, которую можно слышать;
- кратчайшее расстояние, до которого можно ясно видеть;
- наименьшая концентрация запаха, который можно почувствовать.
Однако позже было замечено, что внутренние или внешние факторы могут влиять на абсолютный порог. Например, человек может легко пробовать пищу при хорошем состоянии здоровья. Но при простуде интенсивность вкуса во время еды уменьшалась. Это затрудняло определение абсолютного порогового значения, поскольку состояние здоровья может меняться в разное время.
Чтобы противостоять этой проблеме, было решено изменить метод определения абсолютного порога. Теперь психологи предлагают испытуемым пройти несколько тестов за определенный период. Значение, которое оказывалось истинным в 50% случаев, называется абсолютным порогом личности.
В настоящее время абсолютный порог — это наименьшая величина интенсивности, при которой человек может воспринимать стимул в 50% случаев. Идея, которая повлияла на эту модификацию, известна как теория единственного обнаружения. В ней говорится, что не существует единого абсолютного порога из-за других влияющих факторов.
Слух | Для слуха абсолютный порог относится к наименьшему уровню тона, который может быть обнаружен обычным слухом при отсутствии других мешающих звуков. Примером этого может быть измерение, на каком уровне участники могут улавливать тиканье часов. У маленьких детей обычно более низкий абсолютный порог звуков, поскольку способность обнаруживать звуки в самом низком и высоком диапазонах имеет тенденцию к снижению с возрастом. |
Зрение | Определение абсолютного порога зрения может включать измерение расстояния, на котором участник может обнаружить присутствие пламени свечи в темноте. В классическом эксперименте исследователи обнаружили, что после контроля адаптации к темноте, длины волны, местоположения и размера стимула человеческий глаз смог обнаружить стимул в диапазоне от 54 до 148 фотонов. |
Обоняние | Для запахов абсолютный порог включает наименьшую концентрацию, которую участник может почувствовать. Примером этого может быть измерение наименьшего количества духов, которое человек может почувствовать в большой комнате. Факторы окружающей среды, такие как давление и влажность, также могут влиять на то, насколько хорошо участники могут улавливать запахи. |
Тактильность | Величина силы, необходимая для того, чтобы ощутить легкое касание руки пером, является примером абсолютного порога прикосновения. Когда дело доходит до прикосновения, уровень стимуляции, необходимый для обнаружения стимула, может резко варьироваться в зависимости от части тела, к которой прикасаются. Например, абсолютный порог обнаружения прикосновения может быть намного ниже на кончиках пальцев, чем на задней части шеи. |
Чувствительность – это в психологии характерная особенность человека, и женщины, по наблюдениям психологов, как правило, имеют более низкий абсолютный порог, чем мужчины. При исследованиях выяснилось, что интроверты показывают пониженные уровни стимулов.
Абсолютные пороги подвержены изменению по мере взросления. Когда люди моложе, они могут определять уровни энергии на более низких уровнях. Но человеку требуется большая стимуляция, чтобы обнаруживать те же стимулы, когда они становятся старше.
Дифференциальный порог также известный как порог различия – это минимальная разница в интенсивности стимула, необходимая для того, чтобы человек мог воспринять или обнаружить изменение. Это также называется «просто заметным изменением» Как и в случае с абсолютным порогом, человек должен уметь определять одно и то же значение не менее 50% времени.
В данном случае используется закон Вебера, действие которого можно представить на примере:
- Звук из телевизора идет на громкости 5. Если громкость изменится на 10 (увеличение на 100%), разница в звуке будет заметна. Изменение громкости между 50 и 55 % не будет одинаковым. Чтобы человек мог это заметить, необходимо изменить громкость 50 на громкость 100 (увеличение на 100%).
Основные различия между абсолютным и разностным порогом:
Абсолютный порог | Дифференциальный порог |
Минимальная величина интенсивности, необходимая для того, чтобы человек мог обнаружить стимул. | Минимальная величина разницы в интенсивности, необходимая для того, чтобы человек мог обнаружить изменение. |
Не предполагает изменения интенсивности стимула. | Предполагает изменения интенсивности стимула |
Определяет минимальное значение интенсивности. | Определяет значение изменения интенсивности. |
Порог в значительной степени варьируется от человека к человеку. | У разных людей есть лишь небольшие отклонения в пороге различия. |
Это минимальная громкость, при которой человек может уловить звук. | это минимальная величина изменения громкости, которую может обнаружить человек. |
Абсолютный порог и порог различия — важные понятия смысла и восприятия. В отличие от абсолютного порога, порог различия изменяется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера можно представить человека в очень темном кинотеатре.
Если бы член аудитории получил текстовое сообщение на свой мобильный телефон, из-за которого загорелся ее экран, велика вероятность, что многие люди заметят изменение освещённости в зале. Однако если то же самое произошло на яркой арене во время баскетбольного матча, мало кто заметил бы его. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживать изменение освещенности сильно различается между двумя контекстами.
Ощущения — это первый шаг в процессе, позволяющем мозгу ощутить особенности и изменения окружающей среды. Чувствительность в психологии – это характеристика человека, проявляющаяся в реакции на происходящие с ним события. В классической сенсорной психофизике понятие чувствительности определяется на основе понятия сенсорного порога: чем выше порог, тем ниже чувствительность и наоборот.
Автор: Беляева Анна
Тренинг сензитивности
Таким образом, сохранить сензитивность в разумном диапазоне могут помочь простые упражнения когнитивно-поведенческой терапии. Более того, эти упражнения способствуют сохранить осознанность в сложных ситуациях и в случае любых психоэмоциональных отклонениях, а не скатываться в эмоциональное выгорание или депрессию.
Самые популярные упражнения для групповой тренировки сензитивности следующие:
Упражнение | Описание |
Развитие наблюдательности | Один участник группы должен распознать максимальное количество изменений между двумя ситуациями: сначала он запоминает, как сидят все участники группы, выходит за дверь. В это время участники меняют позы и местоположение. По возвращению в комнату он должен в течение 1-2 мин понять, что поменялось. |
Повышение эмоционального восприятия | Участникам тренинга раздают карточки с надписями той или иной эмоции. Цель задания – не вербально показать чувство, эмоцию или состояние из карточки. |
Развитие наблюдательной сензитивности | Цель упражнения – почувствовать и понять эмоциональное состояние соседа. Участники группы садятся в круг, выбрав партнера. Один участник пары должен пытаться показать какую-то эмоцию (мимикой и невербальными выражениями), а другой – ее угадать. |
Таким образом, тренинг на повышение сензитивности может помочь улучшить внимание, память и восприятие каждого человека. С другой стороны, также существуют тренинги, помогающие уменьшить чрезмерную эмоциональную сензитивность, которая также мешает продуктивно работать и строить отношения.
Подходящие профессии
Люди с повышенной сенситивностью испытывают трудности при работе в команде. Их эффективность в той или иной сфере труда гораздо выше, если они работают одни. Им не свойственно часто менять место работы, стремиться к быстрому продвижению по карьерной лестнице. В профессиональной сфере для них главное – это стабильность и комфортные условия труда.
Сезитивность обеспечивает успех индивиду в таких профессиях, как:
- Психотерапевт или психолог. Эта черта личности обеспечивает психотерапевту умение замечать и своевременно корректировать процессы в группе, анализировать установки и ценностные ориентации клиентов, оказывать клиентам помощь в решении внутриличностных конфликтов.
- Дизайнер. Повышенная чувствительность помогает человеку подбирать удачные цветовые решения, составлять композиции.
- Флорист. Умение считывать эмоциональное состояние человека по мимике и жестам поможет сензитиву составлять такие букеты, которые будут нравиться заказчику.
- Инженер. Склонность обдумывать мельчайшие детали поможет сензитиву учесть все нюансы при разработке сложного чертежа или проекта. Аналитический ум и обостренное чувство ответственности помогут человеку стать мастером своего дела.
- Фотограф. Умение видеть то, чего не видят другие, поможет сензитиву делать атмосферные фотографии. Его услуги будут пользоваться спросом.
- Художник, музыкант или писатель. Тонкая душевная организация впечатлительного человека станет источником вдохновения для создания шедевров живописи, музыки или литературы.
- Ветеринар, биолог или зоолог. Развитая интуиция и природная чуткость помогут сензитиву не только успешно лечить животных, но и получать удовольствие от своей работы.
- Бухгалтер, переводчик или финансист. Такие профессии требуют внимательности и сосредоточенности при работе со знаками. Эти качества у сенситивов хорошо развиты.
Важно! При выборе профессии сенситиву нужно исходить из условий труда. Необходимость активного взаимодействия с людьми, работа в большом коллективе, работа в экстремальных условиях быстро приведут к эмоциональному выгоранию.
Медикаментозная терапия
Сензитивность – это естественное свойство каждого человека, разной степени интенсивности. В психологии также предусмотрены разные способы проработки индивидуальной сензитивности – от ее уменьшения, до повышения. Вместе с тем, также существует крайняя форма терапии – медикаментозная.
Это специализированная помощь, которая используется только в случае с сильным эмоциональным и психологическим расстройством нервной системы. Обычно лечение нацелено на восстановление гормонального фона и проводится под наблюдением специалиста.
Профилактика сенситивности у детей и взрослых
Ребенок сенситив требует дополнительного внимания. Чтобы не допустить усугубления патологических черт, достаточно придерживаться умеренного, демократичного стиля воспитания. Если говорить о конкретных мерах профилактики:
- Достаточное количество любви и внимания.
- Открытое проявление собственных чувств к ребенку. Это важная составляющая успешного развития молодого представителя психотипа.
- Минимум наказаний. Строгая рациональность в выборе методов и поводов. Никакого физического и психологического насилия.
- Привлечение ребенка к труду. Также достаточная мотивация.
Обязательное привлечение к деятельности в области искусства.