Лидерство: что это в психологии, определение понятия, функции, примеры

Можно смело заявить, что люди – это и есть история. Каждому знакомы такие имена, как А.В. Суворов, Л.Н. Толстой, Мэрилин Монро или Уинстон Черчилль. Несмотря на то, что род их занятий абсолютно разный, объединяет их одно: всех, безусловно, можно назвать лидерами. Об определении лидерства в психологии: что это такое и какие концепции существуют, я расскажу в этой статье.

Пару слов о понятии

Это способность организовать и увлечь за собой массу индивидов, сделать собственную идею приоритетом для сотен и тысяч других, а также в одиночку достичь того, что казалось невозможным.

Жизни знаменитостей и великих деятелей подверглись тщательному анализу со стороны психологов, социологов и политологов. И на основе этих исследований были выявлены навыки и умения, способствующие раскрытию потенциала обычного человека и его реализации в обществе.

По одному из многочисленных определений, лидерство – это процесс воздействия на социум, когда личность может прибегнуть к помощи других для того, чтобы достичь общих для них целей. Чтобы изучить такое влияние, необходимо понять, кто такой лидер и каким комплексом качеств он обладает. Но эту тему затронем немного позже.

Сущность

Любая система, относящаяся к социально-экономической сфере, нуждается в вожаке. Ведь главными ресурсами для ее совершенствования являются потенциал, таланты, сила и продуктивность подчиненных, а также проявление инициативы. И все это собирается воедино именно тем, кто имеет лидерские свойства.

Эта особенность является вдохновляющим, тактическим и генерирующим аспектом в становлении любой группы. А в исполнительском ключе на первый план выходит его оперативная, организационная роль, призванная «поддерживать огонь».

Она может проявляться в том, как человек умеет организовывать рабочую деятельность несмотря на сложность поставленных задач, убеждать сотрудников добиваться целей, формировать общую картину будущего и поддерживать мотивацию к труду.

Само понятие «лидерство» в психологии произошло от немецкого слова «lead», в переводе означающего «путь». Поэтому лидер – это тот, кто ведет за собой и показывает направление.

Основополагающая его обязанность состоит в помощи другим безболезненно и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, применять в работе творческий подход. Помимо этого, свойство нацелено на то, чтобы поощрять сотрудников на обмен знаниями, накопление навыков и опыта путем корпоративных курсов и обучения, а также выработку новых умений.

Но качество может быть двух видов:

  • формальное;
  • неформальное.

В первом случае, это руководитель, которому следует подчиняться. Именно он распределяет обязательства между подчиненными. Но во втором – воздействие происходит благодаря личным чертам человека. Часто такой лидер имеет большее влияние на мнение коллектива.

Стили лидерства

В малой группе, например, в рабочем коллективе, лидер может представлять оппозицию, в то время как руководитель организовывает достижение поставленной цели. Анти-лидеры зачастую действуют в демократическом стиле и напоминают неких «повстанцев» против жестокой системы.

Лидерство (лидер) в психологии это, определение, стили

В свою очередь, успешное выполнение поставленных перед организацией задач осуществляется лидером, использующим как демократический, так и авторитарный, либеральный стили управления.

Стиль лидерства – это свойство лидера, которое выражается в формате взаимоотношения между подчиненным и руководством. Он задает атмосферу, уровень мотивации и эффективность работы группы. Учитываются отношения, в которых и подчиненный, и лидер могут выступать инициаторами.

Помимо того, стиль лидерства характеризует методы и способы, с помощью которых лидер воздействует на подчиненных. Это могут быть как механизм «пряника и кнута», так и более сложные, доверительные отношения с работниками.

Лучшим вариантом будет комбинирование трех основных стилей лидерства, исходя из постановленной проблемы. Лидер должен учитывать и внутреннее настроение группы. Так, малоинициативные коллективы будут неэффективны при использовании демократичного или либерального стилей руководства.

Демократичный

Этот стиль лидерства отличается направленностью на подопечных. Лидер, управляющий в демократичном стиле, акцентирует внимание на личности каждого из членов группы. Он старается учитывать мнение каждого для того, чтобы достичь наиболее комфортной для большинства обстановки.

Демократичный стиль формирует наиболее благоприятную обстановку для личностного развития члена группы, совершенствования его ключевых навыков, выработки критического мышления. Это наиболее полно подходит для творческих или инновационных организаций.

Лидерство в психологии – это свойство члена группы, который организует деятельность остальных участников. В позитивной и экзистенциональной психологии принято исследовать не столько всю группу в целом, сколько каждого ее участника, настаивая на индивидуальности и бесценности жизни.

Жизнь – это не продукт деятельности, не основа, а выбор, который сознательно делается человеком. Экзистенциальным выбором также является и выбор стиля лидерства.

Лидер отходит на «второй план». Он не осуществляет таких функций, которые бы не могли осуществить хотя бы частично за него другие. Поэтому происходит «перемещение» обязанностей, прав и полномочий внутри группы. Распределение функций обычно происходит добровольно или с частичным учетом мнения.

В таком коллективе ценятся инициативные и креативные люди, способные работать самостоятельно и подходить к рутине творчески. Лидер использует не столько официальные и деловые поводы для разговора, строит отношения с учетом профессиональных отношений, сколько общается непринужденно, учитывая личные особенности членов группы.

Авторитарный

Практически полная противоположность демократичному стилю. Его отличает директивность действий руководителя, характерная для них властность и обязательность исполнения. В коллективе царит монополия власти, мнения подчиненных не учитываются.

Лидерство (лидер) в психологии это, определение, стили

Для авторитарного лидера все члены группы выполняют определенные функции в рамках своих ролей. Любое неподчинение, высказывание против решений лидера не принимаются. Это создает барьер для обмена опытом между руководством и подчиненными, препятствует созданию благоприятной для личностного роста обстановки.

Компетенции подчиненных и полномочия, права лидера четко разграничиваются. Лучшим работником является самый покорный и дисциплинированный. Эффективность деятельности достигается с помощью контроля лидера, четкого распределения ролей и функций, планирования.

Либеральный

Характеризуется полной или частичной отчужденностью лидера как от задач, преследуемых группой, так и межличностных отношений между ее членами. В принятии важных решений участвует вся группа.

Лидер выступает больше рядовым членом группы и принимает решения вместе с ней, выполняет рядовые функции и не применяет в отношении других членов никаких санкций. Руководитель существует лишь номинально и выполняет представительскую функцию.

Комбинированный

Этот стиль включает в себя демократичный, авторитарный и либеральный. Самый универсальный лидер, который приспосабливается к любым условиям. Комбинированный стиль управления считается лучшим. Он позволяет работать со всеми членами группы вне зависимости от их темперамента.

Гибкость – один из ключевых плюсов комбинированного стиля. Однако, если стиль меняется слишком часто или авторитарные и демократические признаки направлены в отношении определенных участников группы (выделяют их), то авторитет лидера может быть подорван.

Разновидности

Термин «лидерство» берет начало из психологии. Этот процесс подразумевает социальное воздействие, когда личность получает помощь от других для достижения общей для всех цели. Набор характеристик вожака полностью зависит от того, к какому типу он принадлежит.

Самая известная классификация выделяет такие виды:

  • Деловой. Имеет места в коллективах, объединенных рабочими или производственными задачами. Здесь понадобятся такие особенности, как компетентность, опытность, способность быстро принимать решения, а также авторитетность. Основные требования в этом случае: продуктивность и креативное мышление.
  • Эмоциональный. Свойственен психологическим группам. Человек приобретает вес за счет индивидуальных симпатий и собственной харизмы и обаяния. У окружения такой лидер должен вызывать уважение, доверие и любовь.
  • Ситуативный. Он может принадлежать как к первой, так и ко второй категории. Его отличие в том, что он носит неустойчивый характер. Выражается при конкретных обстоятельствах, например, во время экстренного случая.

Но разграничения есть и по фактору масштабности вопросов, находящихся в компетенции специалиста. По этому условию различают:

  • Бытовой – в школьной или университетской среде, в организациях досуга, в семейном кругу.
  • Социальный – спортивные или творческие ассоциации, производственные или профсоюзные компании.
  • Политический – деятели государства и общества.

Классификация на основе функций лидера

  • Организатор. Его потребностями являются нужды всей группы. Поэтому он ведет активную деятельность для достижения общих целей.
  • Борец. Ему присущи такие черты, как настойчивость, самоуверенность, упорство и развитая сила воли. Он, без сомнений, вступает в борьбу.
  • Творец. Обладает новаторским, креативным мышлением, решает вопросы любой сложности. Он придерживается метода общения, а не раздает приказания.
  • Утешитель. Сильная сторона такой личности – эмпатия. Он с почтительностью относится ко всем, проявляет понимание и сочувствие.
  • Дипломат. Ситуация находится у него под контролем и он мастерски владеет ей вплоть до мельчайших деталей. Этот человек знает, каким образом и на кого можно воздействовать.

Важно, что в любом социуме могут присутствовать несколько из описанных выше видов. Каждый из них занимает свое место и не конкурирует с остальными.

Дарья Милай

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Законы лидерства

Джон Максвелл – писатель и критик, в значительной мере продвинувшийся в понимании феномена лидерства и психологии. Одна из его книг – «законы лидерства» – до сих пор представляет ценность для современных социальных психологов.

Лидерство (лидер) в психологии это, определение, стили

Максвелл настаивал на том, что истинным лидером становится самый сильный. Это схоже с убеждениями Ч. Дарвина. Теория Джона также затрагивает эволюционный подход. В своей теории он описал всего 21 закон лидерства.

  • Закон потолка. Суть в том, что границей эффективности члена группы в конкретной ситуации является его способность к лидерству.
  • Закон влияния. Уровень лидерства выявляется только с помощью измерения уровня влияния лидера на других членов группы.
  • Закон процесса. Лидерство формируется на протяжении некоторого времени. Если человек выступает лидером в одной малой группе, то с большей вероятностью станет лидером и в другой группе. Лидерские способности в это время совершенствуются.
  • Закон навигации. Основная функция лидера – организация процесса. Таким образом, лидер выступает навигатором, инициатором деятельности других участников.
  • Закон Хаттона. Лидер одновременно выступает и авторитетом в группе. Он оказывает влияние на мировоззрение других участников. К его мнению прислушиваются.
  • Закон твёрдой почвы. Фундаментом лидерства становится доверие. Лидер выдвигается группой самостоятельно, без принуждения.
  • Закон уважения. Лидер выступает сильнейшим и самым эффективным членом группы. Поэтому люди следуют за ним.
  • Закон интуиции. Опытный лидер способен оценивать ситуацию исходя из лидерского опыта и развитых способностей.
  • Закон магнетизма. Люди притягивают людей со схожими установками, чертами характера и ценностями. Так, лидеры формируют свои социальные группы.
  • Закон связи. Лидер способен устанавливать тесные межличностные отношения. Для того, чтобы побудить человека к деятельности, лидеру лучше всего установить тесную непринужденную связь.
  • Закон ближнего круга. Как и другие члены группы, лидеры нуждаются в поддержке. Ею выступают приближенные к лидеру люди, которые формируют его стиль руководства.
  • Закон наделения полномочиями. Лидерство передается «от сильных» к «сильным». Авторитет предыдущего лидера напрямую зависит от успешности нового и наоборот.
  • Закон воспроизводства. Лидер способен воспроизводить себе подобных – лидерским способностям можно научить. В большей мере не направлено, а косвенно, с помощью общения.
  • Закон полного доверия. Люди, которые следуют за лидером, сначала воспринимают его личность, а уже потом проповедуемые идеи и взгляды.
  • Закон современности. Руководитель обязан принимать вовремя правильные решения. Ошибки подрывают авторитет.
  • Закон мощного порыва. Лидер в группе образуется стихийно, поэтому импульсивное поведение участников способствует укреплению позиции лидера.
  • Закон приоритетности. Достигать следует целей, которые действительно актуальны.
  • Закон жертвы. Необходимо многим пожертвовать, чтобы стать лидером. Он должен посвятить себя группе и уделять ей большее внимание. Личная, семейная жизнь уходит на второй план.
  • Закон победы. Лидер прокладывает путь к победе своей команде.
  • Закон скачкообразного роста. Наивысший уровень лидерства достигается в том случае, когда за одним предводителем следуют другие. Такого же или относительно низшего уровня лидеры скачкообразно увеличивают личностный рост руководителя.
  • Закон наследия. Эффективность в большей мере зависит даже не от того, насколько талантлив новый руководитель. Сама группа уже обладает определенными характеристиками.

История

Концепция лидерства начинается в 20-х гг двадцатого столетия. Именно тогда впервые проявляется интерес к механизму управления, как к науке. В первую очередь, ученые обнаружили наличие одинаковых свойств у самых известных лидеров. Так и появилась «Теория великих людей».

Но, увы, она не достигла успеха, так как объединяющие черты характера выявить оказалось довольно трудно. Конечно, среди них были и наличие развитого интеллекта, и обширный кругозор, и запоминающийся внешний вид. Но обобщенную картину создать все равно не удалось, так как те, у кого не было таких характеристик, все равно стали вожаками.

После исследователи выдвинули идею о ситуационной направленности. Она гласит, что авторитетом становятся в силу определенных обстоятельств. И в зависимости от того, какая стоит задача, личность с лидерскими наклонностями может меняться.

Ф. Фидер, проведя трудоемкую работу, установил, что стиль руководства связан с атмосферой, царящей в коллективе. Так, например, если ситуация между сотрудниками благоприятная, то они воспринимают начальника доброжелательно, уважают его и прислушиваются к его мнению. В этом случае эффективным будет вожак, ориентированный на цель. Так как положение позволяет ему быть требовательным и распределять точные обязанности. Но эта схема действует и в обратном направлении, когда коллективные отношения отрицательные.

Но вот на среднем уровне позитивности более выигрышным станет вариант, когда руководитель ориентируется на взаимоотношения между членами объединения и создание положительной ситуации.

ЛЕКЦИЯ № 12. Лидерство — понятие и классификация

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе.

В общих теориях лидерства под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер — в системе неформальных отношений, руководитель — в системе формальных отношений.

В социально-психологическом смысле лидерство

и
руководство
– это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.

Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер — на групповые интересы.

Выделяют два аспекта власти — формальный

и
психологический
– в зависимости от ориентации и лидеров и руководителей. Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы.

Различия между лидером и руководителем

:

1) лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель — формальные.

Лидер связан только с внутригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации;

2) лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений;

3) лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства.

Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство;

4) руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер.

Он может использовать формальные и не формальные санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции;

5) различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений.

Для их реализации руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней.

Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы.

Принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем — опосредованно.

Сфера деятельности руководителя шире, поскольку у лидера она ограничивается рамками данной группы.

Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером.

Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.

Некоторые социально психологические закономерности влияния справедливы как для лидерства, так и для руководства.

В некоторых источниках феномены лидерства и руководства рассматриваются как идентичные.

Так, Д. Майерс

считает, что лидерство — это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.

При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть и выдвинут в процессе групповых взаимодействий.

К социологическим теориям лидерства относятся: теория черт, ситуационная теория, теория определяющей роли последователей, реляционная теория.

Теория черт

включает идею о том, что лидерство — феномен, рождаемый специфическими чертами лидера.

В социологических концепциях М. Вебера

и
Э. Трельча
был введен специальный термин для обозначения такой специфической черты лидера, как
харизма
– исключительная одаренность человека, которая производит особое впечатление на окружающих его людей.

Теория получила достаточно много опровержений в связи с тем, что разные виды жизнедеятельности социальной группы требуют разных качеств лидера.

Ситуационная теория

провозглашает значимость ситуации в процессе выдвижения лидера.

Лидер — функция ситуации.

Если социальная ситуация существования группы кардинально меняется, высока вероятность смены лидера.

Т. Шибутани

выделил два психологических фактора, которые зависят от изменения ситуации: степень формализации группы и степень автономии членов группы.

Типы социальных ситуаций в зависимости от изменения степени формализации отношений и автономии субъектов:

1) внезапные критические ситуации.

Они являются непредсказуемыми, возникают как стихийный процесс и способствуют выдвижению нового лидера;

2) критические повторяющиеся, предсказуемые ситуации.

Лидеров и руководителей специально готовят для определенных действий в таких ситуациях;

3) типичные повторяющиеся ситуации

, в основе которых лежат конвенциональные нормы.

Такие ситуации обычно не предполагают наличия лидера.

Люди, склонные к доминированию в общении, часто здесь выступают в роли лидера;

4) типичные повторяющиеся конвенциональные ситуации

, возникающие в учреждениях разного вида (все, что связано с работой большинства людей);

5) групповые ритуалы.

Это неформальные отношения, определяющие шаблоны социального поведения большинства членов группы.

Ситуационные теории лидерства повлекли за собой разработку теории определяющей роли последователей

.

Лидерство — функция от ожиданий (экспектаций) последователей. Лидер не может существовать без социальной группы.

Если группа не поддерживает лидера, то он утрачивает возможность влиять на ее деятельность, в связи с этим необходимо изучать требования и интересы группы.

В рамках теории черт, ситуационной теории и теории определяющей роли последователей изучались различные проблемы влияния и руководства.

Поскольку и черты лидера, и ситуация, в которой он действует, и мнение последователей являются значимыми почти во всех условиях деятельности лидера, была разработана комплексная (реляционная) теория

лидерства, включающая в себя основные идеи всех трех теорий.

В концепциях психоаналитического направления лидерство рассматривалось как эффект нереализованных в социальной жизни некоторых влечений человека (З. Фрейд).

А. Адлер

считал, что стремление к власти порождается страхом. Кто боится людей, видит необходимость властвовать над ними.

В современной социальной психологии популярность обрели психологические теории менеджмента, нацеленные на разработку проблем руководителей так называемого среднего уровня.

Стиль лидерства

– это типичная для лидера система приемов воздействия на членов группы (подчиненных или ведомых).

К. Левин

выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический).

Авторитарный стиль

проявляется в жестких способах управления, отсутствии обсуждения принимаемых решений, управлении группой только одним человеком — руководителем, который сам вырабатывает решения, контролирует и координирует работу подчиненных.

Демократический стиль

отличается коллегиальным обсуждением проблем в группе, поощрением руководителем инициативы подчиненных, активным обменом информацией между лидером и членами группы, принятием решений на общем собрании.

Попустительский стиль

выражается в добровольном отказе руководителя от управленческих функций, устранении от руководства, передаче функций управления членам группы.

Каждый стиль имеет свои достоинства и недостатки.

При авторитарном стиле

качество решений руководителя зависит от информации, которой он обладает, и от его способности правильно ее интерпретировать.

Однако авторитарный руководитель не всегда владеет достаточной информацией для принятия решений, поскольку между ним и его группой существует большая социальная дистанция.

Авторитарный руководитель никогда не дает своим подчиненным полной информации о ходе дел, что может вызывать фрустрацию членов группы и ускорить формирование неформальных микрогрупп.

Авторитарный стиль предполагает четкое планирование работы, выполнение всех дел в соответствии со сроками.

При демократическом стиле

руководитель имеет больше информации о групповых процессах, что облегчает принятие решений и делает их более адекватными ситуации.

Однако само принятие осуществляется медленнее в связи с демократическими процедурами.

Руководитель должен обладать особыми качествами: гибкостью поведения, толерантностью по отношению к подчиненным, терпением и сдержанностью при высоком уровне общительности.

Данный стиль способствует более благоприятному психологическому климату в группе, нежели авторитарный. Здесь у руководителя могут быть проблемы в связи с контролем деятельности.

Попустительский стиль

встречается реже.

При таком стиле группа существует самостоятельно и сама определяет основные направления своей жизнедеятельности.

Постепенно происходит полный отказ от формальных отношений, социальная дистанция между членами группы резко сокращается.

В такой ситуации может снизиться интерес к делу, и совместная цель может быть и не достигнута.

Только высокий уровень личностного или профессионального развития членов группы может способствовать нормальной работе группы при таком управлении.

Психология bookap

Наиболее успешные лидеры и руководители ориентируются на все три стиля в зависимости от условий деятельности.

Основные факторы изменения стиля руководства: степень срочности принятия решения, конфиденциальность задачи, величина группы, личность руководителя, умственные способности подчиненных или уровень их профессионализма.

Лидер в группе: психология

Этот человек знает, как сохранить спокойствие и самообладание даже при очень трудных обстоятельствах. Он обладает стрессоустойчивостью, продуктивно и быстро принимает важные решения. И главное, он берет ответственность за свои поступки.

Его особенности:

  • Умение продвигаться к цели. Вожак знает, что конкретно ему нужно достичь, и идет к этому несмотря на преграды и неудачи. Более того, он не собирается останавливаться на достигнутом. Если он твердо решил получить желаемое, то никто не сможет его притормозить. Поэтому настойчивости и упорства ему не занимать.
  • Высокоразвитый интеллект. Ему регулярно приходятся решать сложные задачи, думать на шаг вперед и разрабатывать стратегии дальнейшей работы. Поэтому он стремится обзавестись новыми знаниями не только в области профессиональной деятельности.
  • Самоуверенность. Он не должен сомневаться во время продвижения вперед. Если у личности нет уверенности в собственных силах, то вряд ли она станет ведущей своей группы. Ведь за слабым индивидом никто не последует.
  • Способность объединять вокруг себя многих единомышленников. Авторитетом не становятся сами по себе, это явление социальное. Поэтому ему необходимо управлять другими, вести их вслед за собой. А если это хороший руководитель, то и работа выходит слаженной и организованной.
  • Готовность к переменам. Вожак осознает, что в любой момент может все измениться. Тогда придется корректировать планы, принимать новые решения, а возможно, кардинально менять методы саморазвития и совершенствования своей команды.

Но самое важное в таком определении, лидер в психологии – это тот, кто внутренне готов к управлению окружающими и имеет соответствующее самоощущение.

Персональная консультация

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Онлайн консультация

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

III. Роль лидера и руководителя

Как соотносятся между собой роли лидера и руководителя?

С точки зрения роста эффективности коллектива целесообразнее всего, если руководитель является одновременно и деловым его лидером. Реализация руководителем роли эмоционального лидера не обязательна. Желательно, однако, чтобы его позиция не была чрезмерно низкой, ибо это может негативно сказаться и на отношениях и людьми в деловой сфере.

Здесь мы сталкиваемся одновременно с другим интересным вопросом — о взаимодействии руководителя с сотрудниками, занимающими те или иные лидерские позиции в коллективе. С этими людьми руководителю необходимо уметь контактировать, ведь они оказывают определенное влияние на коллектив или на какую-то часть его членов. И для пользы дела их предпочтительнее числить в союзниках, нежели иметь в их лице приверженцев конфронтирующей стороны.

Если руководитель ориентируется на интересы дела и успехи коллектива, то он должен поощрять лидерство. И не только поощрять лидерство, но и самому включаться в этот процесс. Успех в нем важен не только лично для руководителя, он нужен коллективу, чтобы ощутить уверенность в достижимости поставленных целей.

Личность руководителя можно разложить на три класса составляющих: биографические характеристика, способности, черты личности. Остановимся подробнее на каждом из названных личностных блоков.

Рассмотрим, прежде всего, возраст руководителя. Подчеркнем один существенный момент. Возраст — это во многом опыт. Он не только природная, но в значительной степени и социально детерминированная характеристика человека, в том числе и руководителя.

Было бы, однако, большим заблуждением думать, что только чрезвычайно зрелый возраст (а значит и опыт) дает право его владельцу рассчитывать на высокий пост в организационной структуре. История развития предпринимательства показывает, что у истоков создания крупнейших промышленных гигантов современности нередко стояли очень молодые люди.

Но вместе с тем, А. Хаммер продолжал великолепно работать и в очень немолодом возрасте. Всего несколько лет назад, оглядываясь на прожитую жизнь, этот неутомимый предприниматель произнес весьма примечательные слова: «Если вам повезло, и вы дожили до восьмидесяти восьми лет, не потеряв при этом способности мыслить и чувствовать, то у вас есть одно преимущество – вы точно знаете, что в вашей жизни главное, а что — второстепенное. Я четко знаю, чего хочу добиться в оставшееся мне время, и если мои цели осуществить труднее, чем цели многих других людей, это значит, что мне придется больше трудиться».

Другая рассматриваемая биографическая характеристика личности руководителя – пол. Как и возраст, она подвержена сильному влиянию социальных факторов. Общепризнанным является то, что половая идентификация человека тесно связана с усвоением и реализацией им ролевых стандартов поведения, принятых в обществе, культивируемых в ближайшей микросреде личности, каковой является, например, семья.

Трудно отыскать область жизни современного общества, где бы женщина не играла важной, иногда ключевой, роли. Президент, премьер-министр, руководитель крупной политической партии, дипломат, бизнесмен и даже министр обороны — такой послужной список нашей современницы не может не впечатлять, хотя уже не вызывает удивление.

Социальная природа таких личностных характеристик руководителя, как социально-экономический статус и образование очевидна.

Статус и образование чрезвычайно важны, как для занятия руководящей должности, так и для успешного функционирования в ней.

Для достижения успеха в работе руководитель, особенно крупного ранга, должен обладать достаточно высоким уровнем развития интеллекта.

Вот, как описывает интеллектуальный уровень своего бывшего шефа Л. Якокка:

«Он был самым умным человеком из всех, кого я знавал, обладал феноменальным коэффициентом умственного развития и необычайно цепкой памятью. Это был воистину титан мысли. У него была поразительная способность накапливать факты и ничего не забывать из того, что узнавал. Но он не только знал сами по себе факты, но умел их также предвидеть. В разговоре с ним вы чувствовали, что он в голове уже сопоставил соответствующие детали всех возможных вариантов и сценариев обсуждаемого решения».

Не менее важны в руководящей деятельности специфические способности личности, такие, как специальные умения, знания, компетентность, информированность.

Когда мы произносим слово «лидерство», что слышится, что открывается в этом слове? Блеск или обыденность, величие или заурядность?

Мне бы хотелось закончить данную работу такими словами: «Мужество, жизнеспособность, сила, вдохновение; судьба армий и наций – все это возникает в воображении благодаря одному слову – лидерство. Будучи жизненно необходимым с первых шагов человечества, лидерство остается предметом наибольшего интереса, облаченного в одежды мифов, легенд и образов. Великие лидеры обессмертили себя в песнях, стихах, романах и истории; а такие имена, как Черчиль, Паттон, Жанна д,Арк, Наполеон и Вашингтон, стали синонимами лидерства. Мы много говорим о лидерах в науке, философии, медицине, политике и воинском деле. Мы ежедневно имеет дело с лидерами наших организаций, клубов, социальных групп, городов и наций».

Феномен

Ученые долгое время пытались объяснить, что именно заставляет людей следовать за конкретным индивидом и игнорировать других. Ведь общественная система создана таким образом, что ей обязательно нужно руководить, иначе она рано или поздно разрушится, и наступит хаос.

Социум во все эпохи нуждался в грамотном начальнике, так как группа людей не способна самостоятельно избирать направление для развития. Им гораздо проще, когда есть тот, кто указывает путь и говорит что нужно делать.

Что такое руководство

Вожак занимается тем, что пытается контролировать и регулировать межличностные взаимоотношения в коллективе. Его появление носит стихийный характер и находится в зависимости от настроений в группе.

Руководитель – это название должности, которая наделяет индивида полномочиями и назначается сверху. Это понятие отличается от термина «лидер». Но зачастую именно оно включает большее воздействие на массы.

В деятельность конкретной компании начальник занимает составлением плана будущей работы, контролирует выполнение обязанностей работниками. При этом тот, кто имеет лидерскую позицию, влияет непосредственно на поведение и эмоциональную составляющую, он умеет убеждать.

Как стать лидером

Социальный психолог Е. Хартли разработал концепцию из четырех типичных ситуаций, стихийным образом формирующих в малой группе лидера. Эти факторы положительно влияют на возможность конкретного индивида стать лидером в конкретной группе.

Лидерство (лидер) в психологии это, определение, стили

К утверждениям Хартли о лидерстве относятся:

  • Высока вероятность стать лидером в конкретной малой группе у индивида, который уже становился лидером в другой малой группе. Помимо того, он станет лидером и в следующий раз с еще большей вероятностью.
  • Лидер в малой группе чаще всего ассоциируется у ее участников с лидером «вообще». То есть, например, отличник выступает в качестве лидера только в школе, но для одноклассников является им и вне учебного времени.
  • Из предыдущего пункта вытекает следующий – утверждение гласит о том, что, выступив в одной группе лидером, индивид приобретает «авторитет», который остается с ним в дальнейшем и работает на него.
  • Лидерами также часто становятся люди, которые изначально ведут себя как лидеры. Например, ярко выражают себя или начинают организовывать работу даже если малая группа не признала всеобще конкретного участника лидером.

Эти утверждения легли в основу ситуационной теории происхождения лидерства, о которой говорилось выше.

Лидерство – это психологическое свойство члена группы. Действия лидеров обычно не регулируются полномочиями, как в случае с руководителями.

Автор: Свиткевич Юлия.

В чем кардинальная разница между лидерством и управлением

Менеджер распоряжается процессом в фирме. Сюда входит постановка задач, ответственность за их выполнение и общие результаты команды. В его обязательства также включается контролирование того, насколько правильно действуют подчиненные.

Зачастую он играет пассивную роль: есть распоряжения свыше – их нужно исполнять. Но при этом он не задумывается о том, чтобы повысить мотивацию, или стимулировать сотрудников.

В то же время, лидер – это активность, эмоции и уважение со стороны объединения. Такой человек обладает колоссальной энергией, стремится идти вперед, добиваться большего. Не каждый начальник сможет стать таким. Вожак выбирает единомышленников, а для менеджера этот момент не является важным, так как для него в приоритете – выполнение приказаний.

Сравнительная таблица

АвторитетРуководитель
Контролирует межличностный контакт членов группы.Заведует только официальными связями.
Поведение возникает самостоятельно.Назначение на должность совершается вышестоящими лицами.
Решение насущных проблем.Разрешению трудностей препятствуют некоторые условия.
Влияние на маленькое объединение.Воздействие на небольшую ячейку внутри широкой системы.
Участник микросреды.Субъект макросреды.

Известные концепции

Как уже я отмечала ранее, лидерство изучалось различными исследователями. В связи с этим было выдвинуто несколько идей:

  • Теория лидерских качеств. Ученые пытались составить обобщенный образ с чертами, присущими всем известным людям.
  • Стиль поведения. Приходится на начало 20 столетия, когда пытались выявить особенности действий вожаков в различных ситуациях.
  • Ситуационная авторитетность. Необходимо применять те методы, которые подходят к конкретным обстоятельствам.

Гендерные факторы

Многие из вас замечали, что среди руководителей женщин гораздо меньше. В большей степени это связано с исторически сложившимся восприятием того, что девушки не могут занимать подобные должности. Но в нашем мире такие взгляды подверглись пересмотру: все больше дам становятся менеджерами и довольно эффективно справляются со своими обязанностями.

Выделю несколько концепций:

  • поток – половой аспект является важным;
  • отбор – предъявляются различные требования;
  • идея андрогинии – выделение идет по присутствию признаков феминности или маскулинности;
  • фрейдизм – отрицательное отношение к тому, что лидер – женщина.

Проблема

Лидерство – это выражение силы воли и возможности оказывать влияние. Такому человеку всегда нужно доказывать собственное превосходство и бороться за власть. В противном случае на его место найдется другой.

Тяжело приходится представителям как формальной, так и неформальной разновидности. Ведь первые из них несут ответственность за функционирование подчиненных, а вторые – применяют сложные способы убеждения и стараются сохранить свою авторитетность.

Задайте вопрос

Как воспитать в себе лидера

Для начала рекомендуется определить для себя, что значит быть лидером. Нужно понимать, что придется держать в руках всеобщее настроение, создавать определенную эмоциональную атмосферу.

Развитие лидерского потенциала предполагает большую работу над собой. Это непростой и длительный процесс, которые занимает много времени. Диагностика лидерских качеств поможет в определении уровня своего потенциала. Для этого можно пройти несколько тестов.

Проблему, как развить в себе лидерские качества, решить непросто. Следуя простым рекомендациям, приведенным ниже, можно заметно улучшить свои лидерские навыки:

  1. Умение слышать собеседника. Важно находить общий язык с окружающими людьми, это необходимо для развития лидерских качеств.
  2. Нужно идти в ногу со временем. Настоящий лидер не может быть консерватором, он открыт для новых предложений и интересных идей.
  3. Ответственность и справедливость. Лидер умеет поощрять своих подчиненных и нести ответственность за неудачи команды.

Для многих молодых людей актуален вопрос о том, как стать лидером в компании. В большинстве коллективов существует человек, который является центром всеобщего внимания. Как правило, с ним легко и комфортно общаться, работать и отдыхать. Он четко знает, что делает и для чего.

Чтобы стать лидером в своей компании, нужно знать, что является основой действий у лидера. Можно сделать следующие шаги:

  1. Научиться правильно вести диалог. Это первое, что поможет ответить на вопрос, какими качествами должен обладать лидер. Такой человек искренне интересуется темой разговора и не перебивает собеседника.
  2. Заниматься самосовершенствованием. В том числе рекомендуется выполнять упражнения на развитие лидерских качеств.
  3. Изменить свое отношение к неудачам. Проблемы лучше решать и анализировать. Лидер всегда уверен в том, что найдет наилучший выход из любой ситуации.
  4. Формирование собственного мнения. Лидер — человек с сильным стержнем. Он способен грамотно и аргументированно излагать свою точку зрения, не навязывая ее окружающим.
  5. Доброжелательность. Лидерство предполагает не только командование, но и поощрение. Лидер всегда готов сделать комплимент, если это уместно, или похвалить за проделанную работу.

Кто такой лидер – определение

Это личность, умеющая контролировать собственные эмоции и придавать мотивацию другим для совершения действий. Она ставит перед собой конкретные цели, становится успешной и продвигается вперед независимо от мнения окружающих.

Признаки

Приведу факторы, отличающие его от обычного индивида:

  • умеет принимать важные решения;
  • при возникновении экстренных ситуаций остается спокойным;
  • внушает доверие и желание подчиняться;
  • хорошо формулирует мысли;
  • не боится провалов и принимает их за дополнительный опыт;
  • знает, как убеждать.

Таблица качеств

Категория особенностейОписание
ФизиологическаяОбаятельность, привлекательность, прекрасное здоровье и высокая степень продуктивности.
ПсихологическаяЭто может быть и интроверт, и экстраверт. Но к основным чертам приписываются здоровые амбиции, желание иметь власть, устойчивая психика, упорство и настойчивость, смелость.
ИнтеллектуальнаяНестандартное мышление, хорошее образование, рассудительность, эрудированность, разносторонность.
ДеловаяОрганизованность, дисциплинированность, честность, порядочность, внимательность, общительность, дипломатичность, умение идти на компромиссы.

Функции

Этот комплекс связан с типом коллектива, но общее здесь тоже имеется:

  • регулирование взаимоотношений между сотрудниками;
  • политическая;
  • планирование;
  • освобождение участников от несения ответственности (весь удар берет на себя);
  • наблюдение и контролирование деятельности.

Примеры

Среди таких людей можно выделить:

  • Генри Форд;
  • Франклин Рузвельт;
  • В.И. Ленин;
  • У. Черчилль;
  • Ганди;
  • Мартин Лютер.

Антилидер – что это

Но обязательно наступает момент, когда появляется тот, кому не нравится нынешнее руководство. Он начнет настраивать коллектив против начальника и создать множество проблем вплоть до отказа в подчинении.

Такой индивид высказывает недовольство формальным вожаком и собирает вокруг себя сторонников своих мыслей. И если его позиция будет только укрепляться, то борьба может стать негативным аспектом.

Но существует и обратная ситуация: здоровая критика только улучшит функционирование, укажет на промахи и поспособствует их быстрому исправлению. В любом случае при появлении такой угрозы менеджеру желательно перевести эту личность в другой отдел или вовсе уволить.

Как помочь ребенку развить лидерские качества

Напомню, что лидер – это тот, кто готов взять на себя ответственность. Он точно видит собственную цель и упорно к ней продвигается. Для обучения малыша таким свойствам достаточно воспользоваться некоторыми полезными советами:

  • Получение опыта. Для этого у детей должно быть свободное пространство. Не старайтесь оберегать их от ошибок – им необходимо набивать шишки и делать из этого выводы.
  • Соревнования. Но это не значит, что ориентироваться стоит исключительно на победу. Истинный вожак должен гордо принимать и поражения.
  • Личные обязательства. С раннего возраста человеку следует осознать, что все его поступки имеют последствия.

Воспитание лидера

Ранее говорилось, что каждый человек рождается с определенными задатками лидера. Их нужно развивать. Конечно, если вам это требуется. Не обязательно быть сильным лидером, вполне достаточно быть квалифицированным специалистом, умеющим отстоять точку зрения. Существует множество тренингов, дающих эту возможность.

Лидер способен принимать ответственность. Поэтому в воспитании детей целесообразно руководствоваться несколькими простыми советами:

  1. Давайте детям возможность получать опыт, изучать мир, даже набивая «шишки».
  2. Становиться лидером могут индивиды с развитым интеллектом, умением критически мыслить. Не запрещайте ребенку анализировать, искать причинно-следственные связи.
  3. Побуждайте к участию в соревнованиях. Это научит малыша стремиться к победе, достойно принимать поражения.
  4. Формируйте личную зону ответственности — подростки должны знать, что поступки повлекут определенные последствия.
  5. Не отказывайте ребенку в помощи. Побуждайте малыша к поиску решения, мотивируйте, помогайте наводящими вопросами.

Воспитать в себе лидера может любой. Для этого нужно постоянно ставить новые цели, развивать сильные стороны, учиться организовывать, мотивировать людей. Важно не бояться рисковать, экспериментировать, быть новатором, верить в успех. А вот как воспитать ребенка с лидерскими качествами можно посмотреть ролик, где специалист в области психологии рассказывает, что нужно делать и вообще стоит ли стремиться к лидерству.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]