Дедуктивный и индуктивный методы выражают принципиально важную особенность процесса обучения. Она состоит в способности раскрывать логику содержания материала. Применение этих моделей представляет собой выбор определенной линии раскрытия сути темы — от общего к частному и наоборот. Рассмотрим далее, что собой представляют дедуктивный и индуктивный метод.
Значение
Индуктивный метод занимает особое место в научных мероприятиях. Он включает в себя в первую очередь обязательное накопление экспериментальной информации. Эти сведения выступают как база для дальнейших обобщений, оформленных в виде научных гипотез, классификаций и так далее. Вместе с этим необходимо отметить, что таких приемов часто оказывается недостаточно. Это обуславливается тем, что умозаключения, полученные в ходе накопления опыта, нередко оказываются ложными при возникновении новых фактов. В этом случае используется индуктивно-дедуктивный метод. Ограниченность модели изучения «от частного к общему» проявляется также и в том, что сведения, полученные с помощью нее, сами по себе не выступают как необходимые. В этой связи индуктивный метод должен дополняться сравнением.
Роль методов мышления в психологии
Дедукция и индукция — методы мышления, которые нужно применять в комплексе. Изучение психических процессов, отвечающих за развитие, взаимосвязь и взаимодействие мыслительных процессов — одна из задач психологии. Форма проявления дедукции и индукции в психологии называется дедуктивным мышлением.
Люди, обращающиеся к психотерапевту, используют неполную индукцию и получают ошибочные выводы. Например, у изменившей мужу жены волосы рыжего цвета, значит все женщины с рыжими волосами — изменщицы. Иногда, выводы, полученные в результате дедуктивного мышления, настолько оторваны от реальности, что несут угрозу жизни пациента. Если человек решит, что для него опасна вода, он полностью откажется от ее использования. Без лечения он погибнет. Вода для него — источник стресса, вызывающий паническую реакцию. Самостоятельно справиться с такой нагрузкой на психику человек не может и в момент эмоционального всплеска он становится опасен для окружающих.
Такое неосознанное применение индуктивного мышления называется фиксацией. Способом избавления от фиксации станет правильное дедуктивное мышление, но его развитие, как и любой другой метод терапии, должен проходить под наблюдением психотерапевта.
Психологи рекомендуют людям, склонным к нервозности, развивать у себя дедуктивное мышление. Для этого используются простые способы:
- Решение логических задач. Классический метод дедуктивного мышления — это математическое мышление. Чтобы решить задачу, человек использует логику, а это способствует развитию навыка отличать ложное суждение от правдоподобного.
- Расширение кругозора. По сути, это пополнение багажа знаний любой информацией, которая интересна конкретному человеку. Для этого необязательно читать учебники. Новую информацию можно получить, просматривая фильмы или сайты, общаясь с другими людьми, путешествуя.
- Развитие точности. Умение конкретизировать помогает подобрать правильный критерий, по которому оценивается явления.
- Гибкость ума. Малый объем знаний способствует закостенелости ума. Имея ограниченный набор типовых ситуаций, человек выбирает не наиболее вероятную, а ту, которая вспомнится ему первой. А поскольку выбор у него невелик, она вряд ли будет подходящей.
- Наблюдательность. Это инструмент, с помощью которого человек пополняет внутреннюю копилку личного опыта. Именно на его основе, делаются умозаключения.
Иногда, можно встретить термин «психологическая индукция», но у него нет конкретного определения. Часто, под индукцией подразумевают проявление некоторых психических заболеваний или аффективное состояние.
Классификация
Индуктивный метод может быть полным. В этом случае умозаключение делается по результатам изучения абсолютно всех предметов, представленных в определенном классе. Также существует неполная индукция. В этом случае общий вывод является результатом рассмотрения только некоторых однородных явлений или объектов. В связи с тем, что в реальном мире изучить все факты не представляется возможным, используется неполный индуктивный метод исследования. Выводы, которые делаются при этом, отличаются вероятным характером. Достоверность умозаключений повышается в процессе подбора довольно большого числа случаев, относительно которых выстраивается обобщение. При этом сами факты должны быть различными и отражать не случайные, но существенные свойства объекта изучения. При соблюдении этих условий можно избежать таких распространенных ошибок, как поспешность умозаключения, смешивание простой последовательности событий с причинно-следственными связями между ними и так далее.
Типы и примеры индуктивного мышления
Для начала стоит отметить, что оно присуще именно девушкам. Это, так называемая «женская логика», когда человек делает выводы на основании двух разрозненных фактов, объединяя их по какому-то одному только ему понятному признаку.
Существует несколько типов индуктивного мышления:
- Обобщение.
В данном случае к построению итогового вывода приводит какая-то отдельно взятая предпосылка. Получается, что ты принимаешь общее решение на основании единичного факта, который присущ только одному объекту или ситуации.
А вот и наглядный пример. Тебе понравилась книга какого-то автора. На базе полученного опыта делается вывод, что все остальные произведения тоже будут очень интересными. В итоге ты приобретаешь все книги этого автора, так как уже заранее считаешь их хорошими.
- Статистический силлогизм.
Здесь речь идет о выводе, который касается конкретного индивидуума. То есть, индукционное мышление используется для формирования оценки ситуации, связанной с каким-то определенным человеком.
Например, в одном из районов города вспыхнула эпидемия коклюша. Ольга проживает там, следовательно, она тоже, скорее всего, больна именно этим недугом. Фактически ты не знаешь, есть ли данный диагноз у девушки. Но вывод уже сделан из полученной информации.
Способы мышления: дедукция, индукция, традукция
- Простая индукция.
Она позволяет сложить мнение о человеке на основании какого0то небольшого факта. Как правило, это самые элементарные выводы, базирующиеся на регулярно повторяющихся действиях личности.
Наглядный пример будет следующим. Твоя подруга перед приходом гостей делает генеральную уборку в своей комнате. Когда к ней снова собирается кто-то наведаться, процедура повторяется. Ты делаешь вывод, что подруга «генералит» только перед приходом гостей.
- Аргумент из аналогии.
Это уже несколько более сложный тип индукционного мышления. Рассматриваются общие качества двух или более объектов. Далее проводится какая-то определенная аналогия, позволяющая сделать вывод о второстепенных свойствах вещей.
Звучит довольно размыто, поэтому вот тебе банальный пример такой индукции. Сравниваются два животных – корова и овца. Они оба полезны человеку, так как дают ему какие-то продукты для жизни. Поэтому делается вывод, что для коровы молоко значит то же, что и шерсть для овцы. Как-то так.
- Случайный вывод.
В данном случае соотносятся несколько объектов со схожими особенностями. Далее между ними выстраивается причинно-следственная связь. Однако для получения вывода требуется анализ дополнительных данных.
Например, исследования показали, что некоторые мужчины, страдающие от алкоголизма, в детском возрасте видели, как выпивают их родители. На основании этого строится вывод, что употребление спиртных напитков в семье является причиной проблемы у парней в будущем.
- Прогнозирование.
Здесь можно использовать образцы, которые имели место в прошлом, то есть, уже свершившиеся факты, на основании которых формируется какой-либо вывод о настоящем или будущем. Это один из наиболее несовершенных типов индуктивного мышления.
Примером будет служить следующая ситуация. Твоя подруга когда-то купила лотерейный билет и выиграла солидный куш. Вывод будет не совсем логичным. Тебе покажется, будто приобретя такие же лотерейные билеты, можно будет разбогатеть.
Индуктивный метод Бэкона
Он представлен в работе «Новый Органон». Бэкон был крайне недоволен состоянием наук в свой период. В этой связи он решил обновить приемы изучения природы. Бэкон полагал, что это позволит не только сделать надежными существующие науки и искусства, но и даст возможность открыть новые, неизвестные человеку дисциплины. Многие ученые отмечали незавершенность и смутность изложения концепции. Существует распространенное заблуждение о том, что индуктивный метод в «Новом Органоне» представлен в качестве простого пути изучения от конкретного, единичного опыта к общезначимым положениям. Однако такая модель использовалась и до создания этого труда. Бэкон в своей концепции утверждал, что никто не сможет отыскать природу объекта в нем самом. Изучение необходимо расширять до масштаба «общего». Объяснял он это тем, что элементы, скрытые в одних вещах, могут иметь обычную и явную природу в других.
Что такое дедуктивный метод?
Этот метод требует наличия двух или более предпосылок, чтобы сделать вывод. Все концепции должны быть ясны, чтобы дедукция задачи пришла к определенному выводу.
Дедукция обычно начинается с гипотезы и возможностей, которые составляют конкретный и, конечно, логический вывод, например: все женщины красивы, отдельный Z — это женщина, следовательно, индивидуальный Z красив.
Типы дедуктивных рассуждений
Чтобы полностью объяснить, что включает в себя дедуктивный метод, мы хотели продемонстрировать его характеристики по следующим типам:
Закон об отстранении
Сделано одно утверждение и представлена только одна гипотеза. T предлагается, вывод F — это вывод этого аргумента, и поэтому: от T к F — утверждение, T предлагается и F — вывод гипотезы.
Примеры закона непривязанности
- У меня три питомца, одному 5 лет, а другому 8 лет, если мой третий питомец старше того, которому 5 лет, но моложе того, которому 8 лет, то моему третьему питомцу 7 лет. лет.
- В моей семье 20 человек, из них 13 женщин, а это значит, что остальные 7 человек — мужчины.
- Мне нужно купить 65 пар очков, а я уже купил 54 пары солнцезащитных очков, поэтому оставшиеся 11 я должен купить для чтения.
- У Маркоса есть младшая сестра, которой 23 года, и старший брат, которому 25 лет, это означает, что Маркосу 24 года.
- На свой день рождения Андреа пригласит 36 человек, из них 15 взрослых, то есть 21 ребенок.
Закон силлогизма
Этот тип дедуктивного метода представляет два возможных вопроса, которые вызывают изменение третьего фактора, формируя гипотезу путем слияния двух элементов с третьим, например, если у Марии температура, она не может пойти в кино со своей матерью, если Мария не ходит в кино, она будет скучать по фильму, поэтому, если у Марии высокая температура, она пропустит фильм.
Примеры силлогизмов
- Некоторые пауки ядовиты
- Ядовитые животные пугают меня.
- Некоторые пауки меня пугают.
- Мне нравится все розовое
- Ветчина розовая
- Я люблю ветчину
- Мне нравятся женщины с короткими волосами
- У Андреа короткие волосы
- Мне нравится андреа
- Ни один человек не может ходить по воде
- Мануэль мужчина
- Мануэль не может ходить по воде
- Во всех магазинах есть синие туфли
- В магазине на углу продают обувь
- В угловом магазине продают синие туфли
- Все духи Шанель дорогие
- Шанель запустила новый парфюм
- Духи Шанель дорогие.
- У всех женщин черные волосы
- София женщина
- У Софии черные волосы.
Применение модели
Индуктивный метод достаточно широко используется в школьном образовании. К примеру, учитель, объясняя, что такое удельный вес, для сравнения берет различные вещества в одном объеме и взвешивает. В данном случае имеет место неполная индукция, поскольку в разъяснении участвуют не все, а только некоторые объекты. Также широко модель используется в опытных (экспериментальных) дисциплинах; на ее базе построены и соответствующие им учебные материалы. Здесь следует дать некоторые разъяснения по терминам. В предложении слово «опытный» используется в качестве характеристики эмпирической стороны науки по аналогии с таким понятием, как «опытный образец». В данном случае образец не набирался опыта, а участвовал в эксперименте. Индуктивный метод применяется в младших классах. Дети в начальной школе знакомятся с разными природными явлениями. Это позволяет обогатить их еще небольшой опыт и объем знаний об окружающем мире. В старших классах полученные в начальной школе сведения выступают в качестве базы для усвоения обобщающих данных. К индуктивному методу обращаются тогда, когда необходимо показать закономерность, характерную для всех объектов/явлений одной категории, но доказательства ее предложить еще нельзя. Использование этой модели позволяет сделать обобщение очевидным и убедительным, представить вывод как вытекающий из изученных фактов. Это и будет являться своего рода доказательством закономерности.
Минусы индуктивного подхода
Применение индуктивного метода имеет границы. Задача логики — обозначить их. Проведение аналогии не является доказательным методом, но дает возможность для поиска общих черт предметов и явлений. Для получения достоверного результата, необходимо иметь достаточное количество разнообразных примеров, чтобы представлять всю группу явлений.
Учитывая это, индуктивные заключения часто приводят к ошибочному выводу. Использование индукции предполагает работу со следствием, которое может быть вызвано разными причинами или их сочетанием. Поэтому достоверность полученной информации напрямую зависит от интеллектуальных способностей исследователя. Формируя умозаключения, он опирается только на свою логику и рационализм.
Неспособность отделить правдоподобные версии приводит к ошибочному выводу. А поскольку познавательные возможности человека ограничены, всегда существует риск анализа по ошибочному признаку и получения ложного результата.
Специфика
Слабость индукции состоит в том, что она требует большего времени для рассмотрения нового материала. Эта модель изучения в меньшей степени способствует совершенствованию абстрактного мышления, поскольку основывается на конкретных фактах, опыте и прочих данных. Индуктивный метод не должен становиться универсальным в обучении. Согласно современным тенденциям, предполагающим увеличение в образовательных программах объема информации теоретического характера и введение соответствующих моделей изучения, повышается значение и прочих логистических форм преподнесения материала. В первую очередь возрастает роль дедукции, аналогии, гипотезы и прочих. Рассмотренная же модель эффективна тогда, когда информация носит, преимущественно, фактический характер или связана с формированием понятий, суть которых может стать ясной только при таких рассуждениях.
Применение индукции в философии
Английский энциклопедист и философ У. Уэвелл был главным оппонентом Дж. Милля. Но и он признавал индукцию — необходимым и незаменимым методом познания в философии. В книге «Философия индуктивных наук» он пересмотрел саму суть научного знания, выведя науку из сферы туманного и закрытого в область доступного и необходимого. Благодаря его трудам научное сообщество получило возможность проводить исследования открыто. Уэвелл популяризовал само слово «наука», которое заменило натурфилоосфию. Переосмысление философом теории индукции, позволило ей стать одним из основных методов исследования.
Исследователь К. Поппер, в процессе проверки гипотез, отводит индукции ключевое значение. Индукция не может определить истинно ли утверждение, но помогает с точностью отобрать те версии, которые не выдерживают проверки экспериментом. Если в результате проведения опытов часть теорий подтвердилась, а другая часть была опровергнута, предпочитаемыми будут те теории, которые дали положительный результат. Но при этом следует помнить, что индукция не помогает найти универсальное подтверждение, которое подойдет всем выдвинутым версиям.
Deductio
Дедуктивный метод предполагает переход от общего вывода о предмете определенного класса к частному, единичному знанию об отдельном объекте из этой группы. Его можно применять для предугадывания еще не наступивших событий. В качестве основы в этом случае выступают общие изученные закономерности. Дедукция широко используется при доказывании, обосновании, проверке предположений и гипотез. Благодаря ей были сделаны важнейшие научные открытия. Дедуктивный метод исполняет важнейшую роль при формировании логической направленности мышления. Он способствует развитию умения использовать известные сведения в процессе усвоения нового материала. В рамках дедукции каждый конкретный случай изучается как звено в цепи, рассматривается их взаимосвязь. Это позволяет получить данные, которые выходят за рамки исходных условий. Используя эти сведения, исследователь делает новые умозаключения. При включении исходных объектов во вновь появляющиеся связи, открываются неизвестные ранее свойства предметов. Дедуктивный метод способствует применению полученных знаний на практике, общих теоретических положений, которые носят исключительно абстрактный характер, к конкретным событиям, с которыми людям приходится встречаться в жизни.
В чем отличие дедукции от индукции?
Дедукция в философии — особый способ мышления, используя который человек делает логические выводы, основываясь на общей информации и выбирая из нее наиболее подходящий ситуации вариант развития событий. Применение дедуктивного метода требует умения составлять логические цепочки, в которых из одного явления последовательно вытекает второе. Этот способ обработки информации получил известность благодаря книгам о Шерлоке Холмсе, который использовал его для раскрытия преступлений.
О дедукции было известно еще мыслителям античного периода. Дедукция использовалась в философии для формирования умозаключений на основании уже имеющихся знаний. У каждого философа было свое представление о правильной дедукции. Например, Декарт называл дедукцию интуитивным способом получения информации, который в результате продолжительных размышлений, обязательно приводит к единственной правильной версии. Лейбниц полагал, что дедукция — единственный способ достичь истинного знания.
Дедукция превосходит большинство методов, поскольку выполняет такие функции:
- помогает быстрее найти верное решение;
- используется в тех областях, знания о которых поверхностны;
- способствует развитию логического мышления;
- помогает анализировать гипотезы, оценивая их правдоподобность;
- ускоряет мышление.
К минусам дедуктивного метода относятся:
- невозможность применять метод для изучения новых явлений;
- некоторые частные случаи очень сложно привести к общему знаменателю;
- полученные, благодаря дедукции, знания сложнее усвоить, поскольку человек получает готовый ответ, не утруждая себя сбором предварительной информации.
Использование дедукции в философии позволяет быстро и достоверно проверять информацию при условии правильного употребления законов логики.
Как развить?
Для формирования индуктивного мыслительного процесса необходимо развивать гибкость мышления в целом. Для этого надо расширять кругозор, увеличивать собственное жизненное пространство. Человек, мыслящий однобоко, не способен строить множество вероятностей развития событий, полно и достоверно объяснять какое-нибудь явление.
Формулировку выводов надо производить только на основе точных суждений. Понятие об истине и достоверности сведений может сформироваться только при получении конкретизированных выводов. С этой целью необходимо обращаться к новым знаниям, почерпнутым из прочитанных книг. Чтение развивает мыслительную деятельность индивида, который мысленно строит взаимосвязанные цепи получаемых сведений, приходит к правильному результату. Решение логических и математических задачек позволяет натренировать одновременно индуктивный и дедуктивный способы размышления.
Тесты на образное мышление DigitalTests
Навыки образного и индуктивного мышления очень важны на рынке труда, а опыт является важной частью успеха. Именно поэтому DigitalTests предлагает практические тесты на образное и абстрактное мышление, с которыми вы можете встретится при устройстве на работу. После того как вы пройдете несколько вариантов и ознакомитесь с результатами, вы будете более подготовлены к реальному испытанию и сможете продемонстрировать все свои навыки. Проходите тесты на индуктивное мышление и логические тесты в удобное для вас время и в любом месте онлайн.
Предварительная подготовка позволит вам чувствовать себя уверенней. Решайте примеры тестов при приеме на работу. Подробное описание ответов и решений вопросов вы сможете найти в наших группах в социальных сетях.
И напоследок, удачи вам – мы в вас верим.
Тесты, наиболее часто используемые при приеме на работу
Термин «тесты на индуктивное мышление» используется для теста SHL по проверке способностей. Тесты данного формата от других компаний могут называться по-разному, например: тесты на логику, образное мышление, абстрактное мышление. Это может ввести кандидата в заблуждение. Хорошим решением в данной ситуации будет обратится к компании, которая пригласила вас сдать тест. Скорее всего, вам предоставят примеры вопросов и другую полезную информацию.
Тест SHL на индуктивное мышление.
SHL является крупнейшим издателем тестов для оценки способностей кандидатов при приеме на работу. Тесты отличаются в зависимости от уровня и в среднем занимают порядка 25 минут. Вопросы состоят из последовательности символов, которые следуют логическому правилу. Кандидату нужно определить, какой из символов, среди предложенных вариантов ответов, подходит для того, чтобы занять следующее место в последовательности. Тесты SHL содержат короткую версию, которая используется работодателями для повторной проверки результатов тестирования при необходимости убедится в результате, продемонстрированном кандидатом.
Тест Kenexa на логику.
Kenexa принадлежит IBM и является одним из крупнейших издателей тестов при приеме на работу. Их серия тестов по оценке кандидатов содержит тест на логику, схожий с тестом SHL на индуктивное мышление. Как и в тесте SHL, кандидату нужно определить символ, соответствующий общей логики последовательности. Ограничение по времени составляет 20 минут для решения 25 вопросов, но может отличаться в зависимости от уровня сложности.
К. ф. н. Тягнибедина О.С.
Луганский национальный педагогический университет
имени Тараса Шевченко, Украина
ДЕДУКТИВНЫЙ И ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ
Среди общелогических методов познания наиболее распространенными являются дедуктивный и индуктивный методы. Известно, что дедукция и индукция – это важнейшие виды умозаключений, играющие огромную роль в процессе получения новых знаний на основе выведения из ранее полученных. Однако эти формы мышления принято рассматривать также и как особые методы, приемы познания.
Цель нашей работы – на основе сущности дедукции и индукции обосновать их единство, неразрывную связь и тем самым показать несостоятельность попыток противопоставления дедукции и индукции, преувеличения роли одного из этих методов за счет умаления роли другого
.
Раскроем сущность этих методов познания.
Дедукция (от лат. deductio – выведение) – переход в процессе познания от общего
знания о некотором классе предметов и явлений к знанию
частному
и
единичному
. В дедукции общее знание служит исходным пунктом рассуждения, и это общее знание предполагается «готовым», существующим. Заметим, что дедукция может осуществляться также от частного к частному или от общего к общему. Особенность дедукции как метода познания, состоит в том, что истинность ее посылок гарантирует истинность заключения. Поэтому дедукция обладает огромной силой убеждения и широко применяется не только для доказательства теорем в математике, но и всюду, где необходимы достоверные знания.
Индукция (от лат. inductio – наведение) – это переход в процессе познания от частного
знания к
общему
; от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности. Иными словами, – это метод исследования, познания, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов. Основная функция индукции в процессе познания – получение общих суждений, в качестве которых могут выступать эмпирические и теоретические законы, гипотезы, обобщения. В индукции раскрывается «механизм» возникновения общего знания. Особенностью индукции является ее вероятностный характер, т.е. при истинности исходных посылок заключение индукции только вероятно истинно и в конечном результате может оказаться как истинным, так и ложным. Таким образом, индукция не гарантирует достижение истины, а лишь «наводит» на нее, т.е. помогает искать истину.
В процессе научного познания дедукция и индукция не применяются изолированно, обособленно друг от друга. Однако в истории философии предпринимались попытки противопоставить индукцию и дедукцию, преувеличить роль одной из них за счет умаления роли другой.
Осуществим небольшой экскурс в историю философии.
Основоположником дедуктивного метода познания является древнегреческий философ Аристотель (364 – 322 гг. до н.э.). Он разработал первую теорию дедуктивных умозаключений (категорических силлогизмов), в которых заключение (следствие) получается из посылок по логическим правилам и имеет достоверный характер. Эта теория названа силлогистикой. На ее основе построена теория доказательства.
Логические сочинения (трактаты) Аристотеля объединены позднее под названием «Органон» (инструмент, орудие познания действительности). Аристотель явно отдавал предпочтение именно дедукции, поэтому «Органон» обычно отождествляется с дедуктивным методом познания. Следует сказать, что Аристотель исследовал также и индуктивные рассуждения. Он называл их диалектическими и противопоставлял аналитическим (дедуктивным) умозаключениям силлогистики.
Английский философ и естествоиспытатель Ф.Бэкон (1561 – 1626) разработал основы индуктивной логики в своем труде «Новый Органон», который был направлен против «Органона» Аристотеля. Силлогистика, по мнению Бэкона, бесполезна для открытия новых истин, в лучшем случае ее можно использовать как средство проверки и обоснования их. По мнению Бэкона, надежным, эффективным орудием для осуществления научных открытий являются индуктивные выводы. Он разработал индуктивные методы установления причинных связей между явлениями: сходства, различия, сопутствующих изменений, остатков. Абсолютизация роли индукции в процессе познания привела к ослаблению интереса к дедуктивному познанию.
Однако растущие успехи в развитии математики и проникновение математических методов в другие науки уже во второй половине XVII в. возродили интерес к дедукции. Этому способствовали также рационалистические идеи, признающие приоритет разума, которые развивали французский философ, математик Р.Декарт (1596 – 1650) и немецкий философ, математик, логик Г.В.Лейбниц (1646 – 1716).
Р.Декарт считал, что дедукция ведет к открытию новых истин, если она выводит следствие из положений достоверных и очевидных, какими являются аксиомы математики и математического естествознания. В работе «Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках» он сформулировал четыре основные правила любого научного исследования: 1) истинно лишь то, что познано, проверено, доказано; 2) расчленять сложное на простое; 3) восходить от простого к сложному; 4) исследовать предмет всесторонне, во всех деталях.
Г.В.Лейбниц утверждал, что дедукцию следует применять не только в математике, но и в других областях знания. Он мечтал о том времени, когда ученые будут заниматься не эмпирическими исследованиями, а вычислением с карандашом в руках. В этих целях он стремился изобрести универсальный символический язык, с помощью которого можно было бы рационализировать любую эмпирическую науку. Новое знание, по его мнению, будет результатом вычислений. Такая программа не может быть реализована. Однако сама идея о формализации дедуктивных рассуждений положила начало возникновению символической логики.
Следует особо подчеркнуть, что попытки отрыва дедукции и индукции друг от друга неосновательны. На самом деле даже определения этих методов познания свидетельствуют об их взаимосвязи. Очевидно, что дедукция использует в качестве посылок различного рода общие суждения, которые невозможно получить посредством дедукции. А если бы не было общих знаний, полученных с помощью индукции, то были бы невозможны дедуктивные рассуждения. В свою очередь дедуктивное знание о единичном и частном создает основу для дальнейшего индуктивного исследования отдельных предметов и получения новых обобщений. Таким образом, в процессе научного познания индукция и дедукция тесно взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.
Литература:
1. Демидов И.В. Логика. – М., 2004.
2. Иванов Е.А. Логика. – М., 1996.
3. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999.
4. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. – М., 1997.
5. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.