Убеждение в психологии. Что это общения, определение, примеры

Убеждение — это в психологии процесс представления аргументов, которые могут мотивировать или изменить взгляды аудитории. Более тысячелетия назад Аристотель определил риторику как способ обнаружения «доступных средств убеждения». Аристотель учил, что риторика, или искусство публичных выступлений, предполагает способность в каждом конкретном случае наблюдать доступные средства убеждения.

Процесс убеждения часто определяется как человеческое общение, которое предназначено для влияния на других путем изменения их мировоззрений, ценностей или отношений. Такое определение ввел в 1976 г. Саймонс О΄Киф.

В основе общения лежит убеждение. Некоторые ученые утверждают, что общаться — значит убеждать — что всякое общение в той или иной форме является убеждением. Действительно, убеждение является центральным элементом некоторых из наиболее важных функций человечества, составляющих основу политики, религии и здоровья, и одновременно присутствует в повседневной жизни, например, в маркетинге и воспитании детей.

В самом широком смысле убеждение — это коммуникативный процесс, посредством которого сообщение побуждает к изменению убеждений, взглядов или поведения человека или группы.

Убеждения — это буквально линза, через которую человек смотрит на мир.

Убеждения могут:

  • влиять на восприятие;
  • определять, что хорошо, что плохо, верно, реально;
  • искажать точку зрения в положительную или отрицательную сторону;
  • направлять или ограничивать действия, которые человек предпринимает;
  • влиять на отношения;
  • понизить или повысить уровень счастья.

Каждый человек имеет внутри и действует в рамках сложного набора убеждений, которые определяют его и мир, в котором он живет. Убеждения — это способ, которым обрабатывается поток информации, поступающий через 5 основных органов чувств в каждый момент каждого дня.

Определение

В Средние века в университетах Европы убеждение (риторика) была одним из основных свободных искусств, которым должен был овладеть любой образованный человек. Со времен имперского Рима до Реформации проповедники подняли риторику до уровня изящного искусства, которые использовали устное слово, чтобы вдохновить на любое количество действий, таких как добродетельное поведение или религиозные паломничества. В современную эпоху убеждение наиболее заметно в форме рекламы.


Убеждение в психологии

Политологи, психологи, изучающие процесс убеждения в области коммуникативных исследований, прослеживают историю этой дисциплины еще до древних греков.

Жаркие споры между Платоном и софистами относительно достоинства и места убеждения в обществе очень живы сегодня. Платон ненавидел то, что многие считают темной и сомнительной частью веры — сильно преувеличенные заявления. Софисты, с другой стороны, приняли эту сторону веры, аргументируя его практическую основу и повсеместное присутствие в повседневной жизни.

Будучи поколением после Платона и софистов, Аристотель видел достоинства обеих философских школ и рассматривал риторику как инструмент для понимания силы убеждения. Аристотелевское описание художественных доказательств (этоса, логоса и пафоса) определяло большую часть исследований убеждения в течение тысячелетия после него, и эти доказательства используются до сих пор. Влияние Аристотеля на убеждение и, собственно, на коммуникативные исследования, очень велико.

Убеждение — это в психологии определяется и как навык, для овладения которым требуется много практики. Понимание психологии людей помогает доставлять информацию более эффективно и иметь большее влияние в личной и профессиональной жизни.

Изучение этого понятия необходимо для понимания человеческого общения, и современные исследования продолжают приносить новые идеи и концепции.

Некоторые теоретики подчеркивают сходство между образованием и убеждением. Они считают, что убеждение очень похоже на обучение новой информации посредством информативного общения.

Реакция человека на убедительное общение частично зависит от сообщения и в значительной степени от того, как человек его воспринимает или интерпретирует. Слова в газетной рекламе могут быть более убедительными, если они напечатаны красным, а не черным цветом.

Основополагающие теории

Следующие теории считаются основополагающими в психологии в разделе отношений и веры:

  1. Теория когнитивного диссонанса. Когнитивный диссонанс — это термин, обозначающий состояние дискомфорта, которое возникает, когда два или более образа мыслей противоречат друг другу. Людям нравится, чтобы их мысли и отношения имели смысл, и они активно стараются избегать дискомфорта, связанного с когнитивной несогласованностью. Теория когнитивного диссонанса помогает объяснить этот феномен. Диссонанс возникает, когда одна мысль противоречит или бросает вызов другой. По словам создателя теории Леона Фестингера (1957), одним из наиболее ярких примеров диссонанса является курильщик. Кто-то, кто курит, может признать, что курение вызывает рак, но все равно решит продолжать курить. Мысль и признание того, что курение вызывает рак, противоречит или бросает вызов мысли и действию курения, тем самым создавая диссонанс.

  2. Теория разумного действия. Убеждение в этом случае связывают с поведением. Концепция предложена американским психологом XX в. И. Айзеном. Теория запланированного поведения помогают убедить людей в самых разных сферах, таких как политика, здоровье, религия и межличностное общение, оттачивать сообщения, которые направлены на то, чтобы повлиять на чьи-то намерения.
  3. Модель вероятности проработки. Была разработана Д. Качиоппо и Р. Э. Петти в 1980 г. Это теория убеждения, которая предполагает, что есть 2 разных способа убедить людей в чем-то, в зависимости от того, насколько они увлечены темой. Когда люди сильно мотивированы и у них есть время обдумать решение, например, выбирая в магазине ноутбук, сравнивая его с другими, оценивая его, убеждение происходит по центральному пути, в котором тщательно взвешивают все «за» и «против» выбора. Однако когда людей торопят или решение для них менее важно, их, как правило, легче убедить периферийным путем, то есть особенностями. Например, невзирая на качество, человек решил купить красный ноутбук, потому что он ему понравился ц3вет.
  4. Повествовательная парадигма. Уолтер Фишер (1984 г.) предложил эту парадигму как средство рассмотрения человеческого общения через призму повествования. Фишер утверждал, что люди, живущие в разных культурах, времени и пространстве, используют присущую повествованию силу для общения, убеждения и помощи в понимании сложностей существования. Парадигма утверждает, что вся значимая коммуникация происходит через рассказывание историй или репортаж о событиях. Люди участвуют как рассказчики и наблюдатели повествований. Эта теория также утверждает, что истории более убедительны, чем убеждающие аргументы.

Проблемы

Хочется повысить качество жизни? Можно вечно гоняться за внешними горизонтами, пока внимание не направится на истинную проблему – иллюзии, на которые мы ведемся, каждый раз принимая их за нерушимую реальность. Этот реализм мыслей – их самая коварная черта. В плохом настроении человек не видит причин работать со своим восприятием, потому что колдовская сила его состояния рисует для него иллюзию проблемной реальности в самых насыщенных живых ощущениях. То есть, когда жизнь кажется хреновой, то в голову не приходит, что все дело – в личных ментальных проекциях, потому что сами эти проекции виртуозно убеждают в существовании неких реальных проблем.

Убеждения – это такие мысленные пузырьки. Их главное свойство – при помощи своего радужного сияния убеждать нас в той реальности, которую эти пузырьки рисуют. Всплывает убеждение, и сознание тут же погружается в виртуальный мир, убежденно веруя в его реальность.

Конечно, существуют физические события. Например, если человек упал в лужу, чтобы вернуться в комфортное состояние, надо встать, сходить в душ и переодеться. А проблемой такое событие становится, когда начинается ментальная пробуксовка, блокирующая прямые действия по налаживанию своей ситуации. По этой теме в сети гуляет популярный мем о мотивации человека, который хочет пописать, но начинает оправдываться – дескать он не может себе этого позволить, потому что занят, или слишком устал, потерял надежду, остановился из-за депрессии, или его кто-то отвлек.

Бывают и такие события, которые в текущих условиях изменить действительно нереально, и с ними остается мириться. Злая ведьма не может в тот же день стать добродушной и святой, дурак – умным, рядовой – генералом, старый – молодым. Точно также, когда нет соответствующей мотивации, невозможно чему-то научиться, наладить с кем-то отношения, заняться здоровьем, разбогатеть. И это совершенно нормально.

Но мы привыкли думать, что надо быть трудолюбивыми, дружелюбными, способными, гармоничными – просто потому что надо. А кто не может – тот виноват и должен стыдиться. Как будто есть какие-то реальные жизненные законы, исходя из которых человеку запрещено мириться с собой, принимать себя и свою жизнь – как есть. Поэтому в нашем обществе принято себя ломать, искривляясь в идеальную позу, либо мучиться от угрызений совести и унижений.

Далай Ламе приписывают классную фразу: «Eсли проблему можно решить, то не стоит о ней беспокоиться, если ее решить нельзя, то беспокоиться о ней бесполезно». И все. В этой реальности нет ни одной достойной причины для беспокойств. Можешь и хочешь что-то сделать – делай. Не можешь или не хочешь – живи дальше.

Классификация

В психологии рассматриваются нейтральные убеждения, ресурсные и ограничивающие. Первые представляют набор научных понятий, доступных людям. Ресурсные включают возможности, на которых создаются убеждения. К последней группе относятся негативные ресурсы.

Вся процедура убеждений складывается из 4 видов воздействия:

  1. Информирование. Прежде чем человека побудить к действию, его следует убедить, для чего он должен действовать. Это необходимо, потому что никто не начнет что-либо делать без осознания того, для чего это следует делать. Польский психолог Т. Томашевский на основе этого вывел формулу. В ней отражена простая мысль: чтобы побудить человека к нужной деятельности, его следует проинформировать о целях и вероятности её достижения. Информирование в процессе убеждения проводится различными способами, основной из них – рассказ, который проходит по индуктивному и дедуктивному пути.
  2. Разъяснение. Это убеждающее воздействие, при котором используются все аргументы «за» и «против» предмета убеждения.

  3. Доказательство. Это методика установления истинности утверждения с помощью фактов, аргументов и различных связанных с ними суждений. Доказательство, как правило, основано на научных данных, общественной практике.
  4. Эффективность. Это основа убеждения, при которой используются многочисленные приёмы системы убеждения. Приемы выбираются в зависимости от обстоятельства и свойств личности убеждаемого.

Блок 1. Убеждение. Определение.

Что такое убеждение?

1. Убеждения семантически необходимо разделять на две большие группы:

– Набор идей для внутреннего пользования человеком.

– Совокупность идей, как технологий воздействия на других людей.

2. Убеждения здесь понимаются как свойство личности, как внутренняя программа, задающая определенное направление, характер, тип деятельности.

3. Убеждение предполагает некое основание, причину. Не во всех случаях причинно-следственная связь соответствует формальной логике.

Распространено среди людей подчинение причинности «народной прагматичной логике», которая предполагает внутренние противоречия и «двойные стандарты». Причинно-следственная связь между предметами в сознании человека в изобилии наполнена пустыми понятиями и мифами. Это связано с:

– Заблуждениями субъекта, возникшими в связи с его незнанием, необразованностью.

– Нарушениями в мышлении при психических, неврологических заболеваниях (иногда со стертой клинической картиной, когда человек выглядит как здоровый, хотя таковым не является).

– Проведением намеренных манипуляций в отношении человека (группы) – мишеней.

4. Убеждения имеют устойчивую структуру.

5. Убеждения переживаются личностью как истинные.

6. Человек стремиться свои убеждения реализовывать в жизни на постоянной основе.

7. Различают формы убеждений:

8. Убеждения возникают в результате познания человеком конкретной области бытия. Познание предполагает не только информированность субъекта, а также личный и общественный поведенческий опыт. Это порождает чувства, человек выделяет ценностную составляющую, некий вывод относительно процессов и результатов.

9. Убеждения появляются в процессе онтогенеза, часть из них закладываются в детстве при активном обучении и когнитивном моделировании образа мира, определяются некие нормы действий вообще и поведенческие акты в частности. В детстве у ребенка существуют все предпосылки для активного формирования убеждений. Ключевыми лицами, способствующими образованию убеждений, является референтная группа. Состав этой группы не однороден. Чаще всего это ближайшие родственники. Однако роль личностей из ближайшего социального окружения может в ряде случаев оказывать решающее воздействие на ребенка.

10. Убеждения человека могут полностью определять его жизнедеятельность. Так, например, правила жизни «зэка» в заключении: «не верь, не бойся, не проси» – могут быть триадой, определяющей весь характер поведения человека, его межличностные отношения и смысловую составляющую самого процесса жизни даже за пределами самой «зоны», на свободе.

11. Убеждение — это идея, которая по форме может быть, как суждением, так и умозаключением, а также их совокупностью, разной по степени масштабирования.

12. Убеждения отражают как некие нормы социального взаимодействия, так и охватывают индивидуальное самовосприятие.

13. Убеждение может возникать на основе другого убеждения.

14. Убеждения — это уверенность субъекта в том, что данные идеи истины, а значит представляют ценность не только для субъективного пользования, а и для других людей также. Поэтому человек стремиться расширить ареол жизнепроцветания собственных убеждений за счет распространения среди человеческой популяции, в первую очередь это касается наиболее близкого окружения, социального круга первого уровня, нуклеарной семьи.

15. Собственные убеждения оцениваются человеком как правильные, представляющие ценность. Их восприятие сопровождается положительными эмоциями.

16. Убеждения — это регуляторы социальных взаимоотношений наравне с над индивидуальными законами. При этом убеждения нередко являются приматом поведения, которое осуществляется вопреки групповым нормам.

17. Убеждения являются в том числе мотивами поведения. При конфликте мотивов убеждения нивелируются другими убеждениями или верованиями и соподчиняются. Такого рода выбор не является устойчивым. Он строго локализован в пространстве-времени, обусловлен процессуальным контекстом.

18. Людям свойственно наиболее активно в общении отстаивать собственные убеждения именно по причине того, что они являются фундаментом когнитивной модели мира.

19. Очевидная полезность, как она представлена в сознании человека, понимается как необходимость ее трансляции и создания мира «братьев и сестер» с общими убеждениями. Убеждения являются «клеем» социальных коррелятов.

20. Убеждения в теории позволяют создать «СВОЙ мир», где в идеале когнитивные модели в их фундаментальных базисах являются мономорфными. На практике сходность убеждений вызывает социальное «притяжение» людей, возникают как содружества, так и супружеские пары.

Характеристики и свойства

Убеждения – это в психологии то, что человек считает аксиомой, независимо от того, есть ли у него какие-либо доказательства объективной истинности. Многие верования развиваются и передаются по наследству. Родители, учителя, наставники, коллеги — все они передают свои убеждения, и у каждого человека есть возможность принять их или нет. Со временем они могут превратиться их в собственные убеждения или быть отвергнутыми.

Любой индивид также развивает убеждения, основанные на личном опыте и чувствах. Более того, человек развивает их через свои повторяющиеся действия. Если он постоянно опаздывает, то начинает верить, что плохо умеет управлять своим временем, хотя на самом деле изменить этот ярлык помогут смена будильника на лучший или привычка вовремя ложиться спать.

Убеждения определяются как понятия в том, что вещи, о которых человек думает, истинны. Если люди думают, что определенные принципы верны, они им верят. Если люди думают, что определенные принципы вряд ли верны, они им не верят.

В своей основной форме убеждения не имеют ценности. Например, если кто-то считает, что небо голубое, эта вера может быть оценена либо положительно (если человеку нравится синий цвет и он думает, что небо будет хуже в красном), либо это убеждение может быть оценено отрицательно (если человеку не нравится цвет синий и он думает, что красное небо было бы лучше). Таким образом, существует тонкая разница между взглядами и убеждениями.

У людей имеется 3 основных типа убеждений, которые часто формируют основу отношений.

Убеждения о себе

Стойкие представления о самих себе — это то, что движет или подавляет мотивацию. Они могут быть ограничивающими (не могу, плохо получается, просто нет навыка) или могут расширять возможности (могу, делаю).

Убеждения о самих себе растут с детства, и сильно связаны с окружающей средой. Люди, выросшие в дружной семье, которая их регулярно поддерживала, вероятно, будут расти с чувством уверенности в себе, хотя это не является правилом.

То, как разные люди впитывают эти обусловленные окружающей средой представления или отвергают их, также зависит от их личности. Люди с естественным вопрошающим умом и любопытством к миру не будут слепо принимать верования окружающих. Точно так же люди с сильным самоощущением не будут думать о себе то, что им говорят о них. Вместо этого они будут развивать собственное представление о себе, анализируя свои сильные и слабые стороны.

Убеждения укореняются в характере, и человек начинает все фильтровать через них. Речь, язык тела, проявление эмоций — все это, так или иначе, движется этими убеждениями. Со временем они могут превратиться в ярлыки.

Убеждения о других

Стойкие верования обычно внушают наставники и родители. Иногда убеждения внушаются через собственный опыт. Например, если один раз человек столкнулся с плохим обращением полицейского, может развиться вера, что вся полиция несправедлива. Более экстремальные переживания могут даже вызвать фобии. Такие убеждения определяют отношение и поведение человека по отношению к другим.

Убеждения о жизни и мире

Гамма ощущений от: «жизнь ужасна», «все безнадёжно» до: «мир полон возможностей» – относится к убеждениям, которые развиваются в отношении внешнего мира. Человек формулирует такие представления, начиная от ближайшего мира (дом, улица, работа) вплоть до человечества в целом. При этом мнение о группе людей, событий зависит от собственной ситуации и контекста.

Люди с высоким социально-экономическим положением могут подумать, что люди с низким социально-экономическим положением недостаточно много работают. Вторая группа может подумать, что у первой все было подано им на блюде. Хотя есть вероятность, что эти мысли объективно верны, в большинстве случаев это не так. Человек развивает эти предубеждения по отношению к миру из-за врожденной потребности оправдать свое место в нем.

В то время как убеждения в отношении других и мира порождают стереотипы и могут привести к ксенофобии, расизму и сексизму, убеждения в отношении самих себя определяют представление человека о себе. Вместе они устанавливают границы того, с кем комфортно разговаривать, действовать, помогать или просить о помощи. Разрыв между представлениями человека о других и о самом себе создает отношение человека и в итоге, формирует представления о мире в целом.

Все зависит от того, в каком направлении ведут человека эти убеждения.

Психология убеждения в повседневной жизни

На самом деле этот прием практически универсален. Ты можешь использовать его всегда, когда потребуется доказать свою правоту. Но особенно полезен дар психологического убеждения в следующих аспектах повседневной жизни:

  • Выступление на публике.

Если по роду своей деятельности ты вынуждена часто проводить различные презентации и групповые занятия, то эти методы нужно знать, как таблицу умножения. Ведь завладеть вниманием большого количества людей, а также внушить им актуальность собственных замыслов весьма непросто.

  • Рабочие проекты.

Кто в офисе работал, тот тоже может уже в цирке не смеяться. Порой даже самые перспективные идеи разбиваются о стену непринятия со стороны руководства или остальных коллег. В таком случае стоит прибегнуть к методике психологического убеждения, чтобы в итоге проект точно ждал успех.


Фото автора EKATERINA BOLOVTSOVA: Pexels

  • Карьерный рост.

И снова рабочий момент. Когда в компании появляется шанс занять более высокий пост, а кандидатов на теплое местечко несколько, дар ментального убеждения придется как нельзя кстати. Используй эти методы в процессе дискуссии с соперником или чтобы доказать свою точку зрения начальнику.

  • Отношения.

Далеко не всегда здесь царит идиллия. Особенно сложно порой бывает доказать свою правоту человеку, который уверен, что сделать нужно непременно наперекор. Грамотное и аккуратное воздействие на его подсознание позволит избежать ненужных конфликтов, но при этом добиться признания своей правоты.

  • Политика.

Уж здесь точно можно применить навыки психологического убеждения. Одни только устные дебаты с оппонентом чего стоят, не говоря уже про общение с народом.

  • Образование.

Не так-то просто педагогу взаимодействовать с учениками. Однако методика подсознательного убеждения позволяет обеим сторонам донести свои взгляды до собеседника. Это пригодится как студенту, так и преподавателю.


Фото автора RF._.studio: Pexels

Помимо озвученных выше методов убеждения человека, есть и целый ряд обязательных правил, которые нельзя игнорировать. В противном случае результат не оправдает ожидания. Поэтому, прежде чем вступать в полемику, изучи несколько полезных советов.

Функции и роль

Убеждения — важная основа отношения и поведения, но их бывает чрезвычайно трудно изменить. Часто люди будут яростно придерживаться своих убеждений даже в свете опровергающих свидетельств. Это явление известно в психологии как стойкость убеждений.

Настойчивость обычно возникает из-за того, что люди основывают свои убеждения на информации, которую они считают логичной, убедительной или в некотором роде привлекательной. Следовательно, даже когда убеждения кажутся опровергнутыми новыми доказательствами, основа того, во что верит человек, может все еще существовать.

Убеждения влияют на жизнь человека во всех отношениях. Потому что с момента рождения они формируют восприятие мира. А восприятие — это человеческая реальность. Вот почему крайне важно замечать собственные убеждения и узнавать их содержание, чтобы можно было сознательно понять, как они влияют на реальность. Только когда индивид осознает свои убеждения, он может их изменить.

Например, человек считает, что у него сильное беспокойство, и оно мешает ему делать то, что он хочет. Под влиянием этого убеждения восприятие будет влиять на жизнь, потому что эта вера буквально меняет восприятие мира. И по мере того, как восприятие реальности меняется, меняется и поведение индивида в этой реальности.

Поскольку человек считает, что у него сильное беспокойство, он будет видеть, слышать, чувствовать, пробовать на вкус и обонять то, что подтверждает это убеждение. Вера изменяет его восприятие мира, так что он видят мир, полный беспокойства и стрессов.

Убеждение – это в психологии элемент мировоззрения, который влияет на жизнь, заставляя человека создавать и воспринимать свою реальность и мир таким образом, чтобы эта вера казалась истинной, абсолютной.

Другой пример: человек считает себя неудачником. Он будет воспринимать мир как источник невезения, и постоянно будет вспоминать пути, на которых он потерпел поражение. И из-за этого и дальше будут терпеть неудачу.

Таким образом, функция убеждений состоит в том, что убеждения влияют на жизнь индивида, изменяя его восприятие реальности, что, в свою очередь, приводит к изменению поведения и даже может вызвать биологические изменение тела.

Понимание того, как формируются верования и как они лежат в основе последующего отношения и поведения, важно, потому что оно может помочь понять социальные явления:

  • предрассудки и дискриминация;
  • помощь и агрессивное поведение;
  • формирование впечатления;
  • подчинение авторитету;
  • межличностное влечение;
  • групповое принятие решений.

Убеждения – это в психологии основной тип социального знания.

Что такое убеждения

Энциклопедия практической психологии дает такое понятие убеждения:

Убеждения — это твердые, осознанные и обдуманные верования, которые выполняют роль подсказок, либо жизненного ориентира для человека. Это интеллектуальный рефлекс человека. Фиксированная реакция на те или иные стороны жизни.

Не следует путать убеждения и предубеждения. Предубеждение — предвзятое мнение, к которому человек подтягивает последующие выводы. Тогда как убеждения — обдуманы, осмыслены, связаны с опытом и логично обоснованы. Убеждения вместе с предубеждениями формируют то, что человек называет «своей правдой».

Убеждения по большей части статичны. Гораздо полезнее использовать живое мышление, которое всегда ищет что-то новое. Мышление — более эффективно. И позволяет найти новый подход в решении проблем и задач.

Жизнь не стоит на месте, а мир до конца не познан. Поэтому крайне наивно полагать, что знаешь и понимаешь все, придерживаясь определенных убеждений.

Убеждения — ваши внутренние фильтры, призма жизни

Источники убеждений

Источники убеждений представлены в таблице:


ДоказательстваЛогическое и рациональное формирование убеждений, основанных на доказательствах, подтверждающих причинную связь.
ТрадицииСемейные и общественные традиции.
ВластьОбычно убеждения передаются от родителей, но могут идти и от религиозного лидера, учителя или любого другого лица, наделенного властью.
АссоциацииУбеждения могут формироваться через людей или группы, с которыми человек связан.
ОткровенияУбеждения, которые сформировались благодаря «божественному вмешательству», догадке, или «шестому» чувству.

Цели и задачи

Интеллект и культура развивались как способ ускорения человеческого развития — не на физическом, а на ментальном уровне. Культурная эволюция происходит намного быстрее, чем биологическая. Системы убеждений эволюционировали как часть этого развития, чтобы обеспечить выживание людей.

Помимо этой конечной цели достижения выживания, существуют также подцели систем убеждений в различных аспектах жизни.

  • Убеждения относительно эффективного принятия решений, переговоров и ведения бизнеса существуют для того, чтобы помочь достичь определенного статуса в социальной иерархии.
  • Убеждения о том, как справляться с такими вещами, как неуверенность и беспокойство, существуют для того, чтобы помочь сохранить психическое здоровье.
  • Убеждения в отношении сексуальности и поведения при свиданиях призваны обеспечить передачу генов человека следующему поколению.

Другими словами, подцели систем убеждений существуют для того, чтобы гарантировать, что человек способен удовлетворить определенные потребности, развить самооценку.

Методы

Существует определенные методы или призывы к убеждению: обращение к разуму, эмоциям, характеру.

  1. Первый метод — это призыв к разуму. Метод апелляции к разуму использует логический аргумент, при этом все, что касается убеждения, сосредоточено на логике и научном методе. Этот метод лучше всего подходит для людей, которым нужны доказательства чего-либо, и которые не принимают аргументы, основанные больше на вере, чем на фактах. Если попытаться убедить группу ученых последовать убеждению, что Земля вращается вокруг Луны, нужно иметь много доказательств, подтверждающих это, иначе их невозможно убедить в этом аргументе.
  2. Второй метод — это обращение к эмоциям. Призыв к эмоции основан не на доказательствах, а на эмоциях, которые испытывает человек. Часто это может быть более эффективным подходом для населения в целом, потому что люди часто могут управляться своими эмоциями в большей степени, чем разумом. При убеждении используются соблазнения, традиции или даже жалость, чтобы заставить людей согласиться. Например: «Вы никогда не будете удовлетворены в жизни, если не воспользуетесь этой возможностью».
  3. Апелляции к этическим нормам, характеру человека связаны с этическими причинами, по которым аудитория должна верить аргументам, или влиять на них. Например: ««Доктора всего мира рекомендуют этот вид лечения».

Постоянный конфликт общества заключается в том, что убеждения и ценности отдельного человека определяют его личное отношение и поведение по отношению к миру, однако моральные ценности общества и действующие этические правила соответственно ограничивают действия индивида.

Человек обычно выбирает решение вести себя в соответствии с моралью и этикой общества, в котором живет. Даже если личные ценности вступают в противоречие с ценностями общества, человек все равно будет соблюдать общественные правила, потому что боится последствий.

Убеждения не вписаны в ДНК индивида. Они усваиваются, развиваются и растут с момента рождения. Они достигают нынешнего уровня благодаря окружению, опыту, событиям и решениям в жизни. Человек с повышенным самосознанием, может решить изменить убеждения и ценности и заменить их новой системой, которая расширяет возможности и поддерживает цели и видение жизни.

Убеждения индивида в психологии — это идеи, которые он считает правдой. Многие из этих убеждений составляют личные ценности, которые определяют отношение, то есть то, как человек относится к другим, себе, как подходит к любой ситуации. Все три составляющие, в итоге определяют поведение или то, как человек действует.

Автор: Беляева Анна

Как формируются убеждения

После рождения ребенок познает мир с помощью органов чувств — это опыт. Далее на него накладываются ограничения, которые возникают из фокусируемого внимания.

Когда родители постоянно говорят подростку, что курить вредно, тот сосредотачивается на запрете. Возникает желание попробовать и выработать личное суждение. Подросток формирует гипотезы: «Если я попробую курить, мне станет плохо», «Если я попробую курить, буду выглядеть круто» и т. д. Наконец, он решается. Получает опыт, формирует убеждение по одной из гипотез. Если курение понравилось, отношение подростка к процессу положительное. Не понравилось — отрицательное, соответственно.

Так человек формирует собственную систему убеждений:

  • Обобщения, идеи, принятые решения о самом себе, своем характере, ценностях, способностях, поведении;
  • О людях, взаимоотношениях с ними и об окружающем мире.
  • Многократное повторение однотипных ситуаций тоже формирует убеждения.

Чтобы глубже вникнуть в тему — посмотрите видео, как человек создает определенный образ, а потом борется с ним.

— эфир провела Елена Болгова

Источники убеждений

Основные источники убеждений — это воспитание, личный опыт, социальные стереотипы, авторитеты.

Воспитание. Родители и их родители получили какой-то определенный опыт. На основании этого опыта родилось убеждение. В процессе воспитания нам его передали, а мы приняли как свой. Такие, полученные в детстве, убеждения, люди не склонны позже проверять и защищают как «родное». Например, отец говорил сыну, что плакать при людях — это слабость. Сын это воспринял и теперь так же воспитывает своего сына.

Социальные стереотипы. Что говорят люди, что пишут в газетах, популярные сегодня точки зрения, транслируемые устно и письменно — мощный источник влияния. В первую очередь, если у человека нет по данному вопросу своей точки зрения. Если позиция уже выработана, убеждения сформированы, то противоречащие им — выступают как «чужие» и нередко только укрепляют уже имеющиеся.

Личный опыт. Субъективность человеческого восприятия такова, что на основании личного опыта люди успешно убеждают себя в том, в чем они уверены. Например, те, кто убеждены, что эмоции подавлять вредно, находят подтверждение своей точке зрения. Как и те, кто считает, что контролировать эмоции — естественно.

Авторитеты — это сильно и важно. Проблема только в том, что общепризнанных авторитетов нет или немного. Наука — авторитет, но не для всех, также как религия и т. д. Тем не менее, именно авторитеты и личный опыт — наиболее сильные источники убеждений.

Пример формирования убеждения

Давайте смоделируем ситуацию. Есть мальчик Петя. Он видит себя певцом. Папа у Пети — суровый военный в пятом поколении. Сын заявляет отцу о желании учиться в музыкальной школе. И получает резкую критику своих способностей, насмешки из-за выбора «несерьезной» профессии.

«Папа сказал, что у меня нет ни голоса, ни слуха. Значит, не быть мне певцом. Папа же лучше знает», — так Петя принял отцовское внушение о своих возможностях на рациональном уровне. А на эмоциональном — образовался «осадок» из чувства стыда, вины и боли за неверный выбор, отсутствие голоса и слуха, насмешки.

Вот и сцепка: быть певцом = стыд, боль, вина.

На рациональном уровне с помощью книг, учителей, собственной силы воли выросший Петя может переустановить и выработать собственное убеждение. Но эмоциональный «осадок» так и останется непроработанным. И на выходе: «Ну почему не получается? Я ведь столько… а сил никаких уже…».

Подробнее об эмоциях и чувствах — в статье, где мы разобрали понятия «пойти в чувства», «смотреть чувству в глаза» и «отпустить» ситуацию. И говорили о разнице чувств и эмоций.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]