Понятие ценностей в психологии
Понятие ценностей в психологии имеет двойственное объяснение: прежде всего, они обусловлены обществом, в котором человек формируется, но с другой стороны они являются неповторимым личностным восприятием мира.
Ценности – это основа для формирования субъективных убеждений и мировоззрения, которые определяются через личностный опыт каждого человека.
Ценности – это в психологии важный аспект для понимания базовых факторов, влияющих на действия, стремления и ориентиры человека:
- они создают стиль жизни;
- обозначают приоритеты и страхи;
- определяют критерии развития на каждой стадии жизни.
Система ценностей развивается на протяжении всей жизни, поэтапно, и охватывает все уровни развития человека. Так, например, критическим периодом для успешной социализации ребенка в школе, очень важен дошкольный возраст.
В это время у ребенка формируются базовые ценности, внутренняя основа личности, возникают первые признаки когнитивного изменения и развития причинно-следственных связей.
Все, что в будущем сформирует стойкие убеждения и моральные суждения об таких понятиях как добро и зло, уважение и труд, собственное предназначение.
Таким образом, на основании процесса социализации личности и успешного удовлетворения собственных потребностей, у человека формируется собственные ценности, идеи о том, как существует общество, какими средствами можно достичь желаемого и как выстраивать отношения с другими.
Ценности – это в психологии неотъемлемая часть мировоззрения, которая формирует убеждений каждого человека. Личностные ценности являются главным катализатором к действиям, оценкам событий и самореализации.
Ценности человека в психологии — что это такое, как проявляется.
Проблема ценностей всегда актуальна и многогранная – с ее помощью в психологии можно анализировать, почему личность формируется тем или иным способом, или же изучать непосредственное влияние внешней среды как одного из ключевых факторов, решающего судьбу индивида.
Формирование ценностей и ценностных ориентаций личности
Процесс формирования ценностей и ценностных ориентаций личности осуществляется постепенно, включая в себя ряд компонентов.
Компоненты поэтапного формирования ценностей и ценностных ориентаций личности:
- Мировоззрение – это система взглядов человека на окружающий мир, свое место в обществе, отношение к самому себе, окружающим людям и действительности, а также взгляд на основные убеждения, принципы, идеалы и жизненные позиции людей.
Мировоззрение человека представляет собой общую совокупность взглядов на окружающую действительность, основанную на системе убеждений, человеческого бытия и жизненной философии.
- Рефлексия – это критическая переоценка личных ценностей, в соответствии с общим представление о смысле жизни.
Рефлексия проявляется в виде паузы в ходе деятельности человека или его отношений с другими людьми, в процессе которой он психологически оценивает ситуацию, своё поведение и роль.
- Направленность – это совокупность достаточно устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельности личности в соответствии с происходящей вокруг человека ситуацией.
Направленность личности во многом зависит от интересов, склонностей, идеалов и убеждений человека. Именно поэтому по своей природе направленность является многогранным качеством личности.
- Ориентация – это процесс личностного роста и развития, в котором выделяют изменение, формирование и интеграцию всех компонентов личности.
Ориентация представляет собой процесс поэтапного развития личности и ее постепенного роста в психическом и моральном соотношении.
Особую роль в формировании ценностей и ценностных ориентаций играет зрелость личность. То есть, процесс «созревания» личности оказывает прямое воздействие на формирование ценностей и ценностных ориентаций. Именно поэтому они рассматриваются как важнейшая характеристика зрелой и сформировавшейся личности.
Виды ценностей
Виды ценностей имеют разную классификацию и всегда зависят от сферы, в которой их используют, будь это философия, аксиология, социология или политология. В психологии ценности первоначально принято разделять на материальные и нематериальные.
Они имеют в свою очередь множество подгрупп. Главный критерий, по которому формируются те или иные ценности в психологии, является степень потребности в чем-либо.
Все стремления человека можно разделить на 5 классов:
- материальные;
- духовные;
- социальные (общественные и профессиональные);
- термальные;
- инструментальные.
Материальные ценности
Материальные ценности в психологии описывают культурно-моральные потребности человека.
На формирование материальных ценностей больше влияет:
- среда и распространенные в ней идеалы, стремления;
- личные причины;
- социальные возможности.
В длительной перспективе материальные ценности формируют человеческие жизненные цели и мотивы деятельности, помогают определиться со сферой занятости и собственными интересами. Необходимость удовлетворить потребности в деньгах и других материальных предметах существования у каждого человека разные.
Люди по-разному относятся к желанию приобретения собственного жилья, средства передвижения и других предметов комфорта. Но для многих людей именно материальные ценности являются фундаментом для развития.
Ведь обеспечив материальные нужды, человек может или прекратить развиваться, или начать развивать духовные или социальные ценности, сбалансированное развитие которых является основой для гармоничного существования человека в обществе.
Говорить о тривиальности удовлетворения материальных ценностей – в корень неправильно. Несмотря та то, что каждый человек параллельно развивает собственные ценности в разных сферах, если вопрос удовлетворения материальных ценностей закрыт, развитие других ценностей происходит скорее и более качественно.
С другой стороны, далеко не каждому человеку необходимо иметь много материальных благ (например, монаху), или же наоборот – человек может не хотеть развиваться, помимо накопления материальных благ. Вектор развития – это всегда индивидуальные стремления, на которые влияет много разных факторов.
Духовные ценности
Духовные ценности – это один из решающих факторов, определяющий поведение и стремления каждого человека. Определение духовных ценностей личности относится к его потребностям, вне материальных и физиологических нужд, то есть к этическим, эстетическим и познавательным сферам деятельности.
К главным духовным ценностям человека относят такие аспекты существования как:
- возможность волеизъявления и творческой реализации собственных идей;
- проявление всех бескорыстных действий;
- интеллектуальное развитие;
- осознание социальных норм поведения;
- проявление уважения к другим членам общества.
Эта категория ценностей является более абстрактной, поскольку направлена не на достижение видимых и престижных проявлений действий человека, а скорее относятся к любому нематериальному проявлению существования человека в мире.
Главная цель духовных ценностей – это поддержание силы воли и морального духа в трудные моменты и в конфликтных ситуациях.
Социальные ценности
Социальные ценности с психологической точки зрения характеризуют любые проявления межличностных взаимоотношений.
Они формируют оптимальные нормы поведения в среде, помогающие занять определенную позицию в обществе, выражать собственное мнение и давать оценку происходящему, без опасения быть осужденным другими.
Социальные ценности заложены в фундаменте сознания каждого человека, из них вырастают будущие цели и стремления к самореализации и удовлетворению собственных потребностей.
Социальные ценности являются набором сложных установок, и психологи выделяют их трехкомпонентную структуру, влияющую на мышление, поведение и реакции человека в среде. На формирование социальных ценностей человека влияет характер и потребности человека, но они являются реакцией на такие условия внешней среды.
А именно:
- исторический контекст;
- культурная среда;
- наличие собственных интересов и поиск возможности их проявления в обществе.
Также социальные ценности имеют широкую сферу влияния. С одной стороны они распространяются на политическую, правовую, экономическую и любую другую деятельность человека, в которой он взаимодействует с другими людьми, то есть социальные ценности регулируют систему поведения слабых связей в обществе.
С другой стороны, социальные ценности регулируют взаимоотношение индивида в его профессиональной деятельности, межличностных отношений в кругу семьи, друзей и в отношениях в паре, то есть определяют правила поведения в близкой среде общения.
Самыми яркими примерами социальных ценностей, которые помогают поддерживать гармоничные взаимоотношения, являются:
- любовь;
- уважение;
- дружба;
- доброта;
- преданность;
- полезность;
- высшие общественные идеалы.
С другой стороны многим людям присущи отрицательные социальные ценности, такие как: эгоизм, агрессия, ненависть и зависть.
Придерживаясь таких критериев, каждый человек пытается не только развить собственный интерес к жизни в обществе, он и быть полезным другим.
Терминальные и инструментальные ценности
Термальные и инструментальные ценности в психологии человека описывают оптимальные средства достижения цели и стремления в жизни. Они являются основополагающими убеждениями личности, формируют вектор развития человеческих стремлений и целей.
Термальные ценности закладывают основу для понимания того к чему человек стремится в тот или иной период в жизни. Инструментальные ценности относятся больше к средствам и способам достижения желаемого.
С функциональной точки зрения инструментальные ценности реализуются как стандарты и критерии собственного поведения на пути к достижению термальных ценностей. Инструментальные ценности оценивают условия и планируют шаги для достижения финальных ценностей.
Так, например, украшение дома – это инструментальная ценность, а полученное ощущение уюта – термальная. Занятие спортом – это инструментальная ценность на пути к достижению окончательной (термальной) цели – хорошей формы или укрепления здоровья.
Особенности формирования системы жизненных ценностей
Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.
Схематично данный алгоритм можно выразить так:
- Стремление > Идеал
- Стремление > Цель > Идеал
- Стремление > Ценности > Цель > Идеал
- Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал
Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:
- Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал
Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.
На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для достижения цели, которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.
Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно». Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.
Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.
Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего жизненного предназначения.
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Что-то очень важное
- Спиральная динамика Грейвза: пути развития человека
- Таксономия Блума
- Картина мира: суть явления, источники формирования и характер влияния на человека
- Брайан Трейси: «Живи проще»: ключевые идеи
- Определение ценностей
- Приоритеты на день и на жизнь: как расставить
- Структура 7-S
- Социальное беспокойство
- Аксиология
Ключевые слова:1Самопознание
Важность личных ценностей
Ценности – это в психологии личности фундаментальный аспект формирования сущности человека.
Не менее важным является факт, что независимо от того, осознает человек собственные ценности или нет, они выражают значимость его поступков, определяют надежность решений человека, формируют механизмы взаимосвязи с другими людьми, а также – являются основой для самореализации.
Ценности в психологии играют важную роль в становлении индивидуальных черт характера человека. Более того, ценности – это результат взаимодействия индивида и среды, в которой он живет.
На их развитие влияет постоянная взаимосвязь между воздействием субъективного восприятия и факторов внешней среды:
- семейный компонент как фундаментальный аспект, неосознанного копирования норм поведения в обществе и когнитивных моделей восприятия информации;
- влияние СМИ;
- групповые ценности (религиозные, национальные, молодежные и политические)
- социальный статус человека, его семьи;
- карьерные успехи;
- учебная деятельность (школа, университет, профессиональное образование и хобби);
- уровень личностного развития, успешность дифференциации и взросления человека.
Ценности – это в психологии человека также хорошее объяснение его социального, культурного и политического поведения: в каждой важной для человека области, ценности выполняют конкретную функцию деятельности, которая помогает воплотить в реальность желаемое и избежать неприемлемого.
Устойчивые индивидуальные ценности имеют сильное влияние на такие аспекты личности как:
- самосознание и стрессоустойчивость;
- понимание собственных сильных и слабых сторон, их развитие;
- понимание общественной ценности собственных действий;
- обеспечение высокого уровня коммуникации и командной деятельности;
- стратегическое планирование, воплощение задуманного в реальность;
- адекватный анализ происходящего;
- саморефлексия и готовность меняться.
Таким образом, усвоение тех или иных ценностей, происходит с раннего детского возраста, но из-за активного переосмысления жизненного опыта ценности каждого человека могут меняться.
Главным катализатором к таким изменениям являются новый жизненный опыт, процесс активного переосмысления происходящего, изменение потребностей и субъективного восприятия человека.
Таким образом, на уровне индивидуального сознания ценности управляют жизнью и деятельностью человека, лежат в основании любых оценок и восприятий, а также влияют на окончательные решения.
Личностная система ценностей в жизни человека
В наши дни слишком много людей знают всему цену, но не понимают своих Истинных ценностей Энн Ландерс
Жизнь человека невозможна без системы ценностей — устойчивых представлений о целях, к которым он стремится ради собственного и общего блага. Согласитесь, сочетание этих слов — «система ценностей» — само по себе может вызывать ощущения чего-то важного и фундаментального. Такие впечатления посетили и меня, когда я впервые услышала о системе ценностей. Долгое время я ассоциировала это выражение с внешними, социальными стандартами, как совокупность общепринятых морально-нравственных норм, позволяющих развиваться обществу в определённом направлении. Как я поняла позже, для меня ценности представляют не только систему или свод правил, привнесенных «извне», а лично сформированное, собственное понимание жизни и её нравственных оснований. Из всего многообразия ценностей в основном выделяют 3 категории: материальные, социально-политические и духовные. И скорее всего, мои размышления здесь будут касаться духовных, индивидуальных ценностей человека, способствующих формированию особенностей его внутреннего мировоззрения.
Личностные ценности являются куда более мощным регулирующим механизмом в нашей жизни, чем они могут показаться на первый взгляд. Они направляют человека на пути его развития, обусловливают специфику характера, его поведение и род деятельности независимо от того, осознаём мы это или нет. Частично они передаются нам от родителей и индивидуально закладываются уже с самого детства, тем самым определяя наши идеалы, цели, интересы, вкусы, поведение; практически всё, кем мы являемся на данный момент и есть совокупность различных ценностей и «антиценностей». Всё то, что мы познаём и субъективно воспринимаем в жизни через книги, общение, фильмы, взаимодействие с людьми — всё это преобразуется в самосознании в субъективный опыт и далее – в ценностную основу, благодаря которой формируется субъективный взгляд на мир, целостное мировоззрение. Ценностями становятся предпочитаемые и значимые для нас личностные качества, проявления, события, представления. Понятие «антиценности» я взяла в кавычки потому, что это не противоположность и не противопоставление имеющимся ценностям. Под «антиценностями» я подразумеваю лишь совокупность других ценностей, взглядов, действий или привычек, ослабляющих основные, приоритетные для человека ценности, или тормозящие его развитие в желаемом направлении. О них я расскажу чуть позже, а пока продолжим. Система наших ценностей складывается из «мелочей»: из тех психических состояний, которые мы ежедневно предпочитаем, из привычек и шаблонов мышления, благодаря которым мы воспринимаем и оцениваем окружающий мир через различные фильтры. Кроме того, от ценностных ориентаций каждого из нас зависит то, какое мы оказываем воздействие на процесс формирования общества в целом. Есть такое выражение: «Каковы ценности, таковы и общество, и личность».
Только представьте себе, если бы каждый человек попытался искренне взвесить свою жизнь и пересмотреть свои текущие ценности, допуская/осознавая свою сопричастность к процессам и тенденциям, которые сейчас происходят в мире. Многим сложно признать, что для урегулирования разрушительных и агрессивных тенденций нынешнего времени необходимы усилия от каждого из нас — уделять внимание и гармонизировать собственные слабости и деструктивные состояния. Мне кажется, что после этого многие проблемные ситуации в разных странах решились бы мирным путём. Но сегодня мы живём пока в обществе потребительских ориентаций, которое не так часто волнуют вопросы коррекции существующих межличностных отношений на созидательные и гуманные. К сожалению, людям ещё кажется, что окружающий мир и все ситуации, которые нас прямым образом не касаются, существуют отдельно, и мы мало что можем сделать, чтобы изменить его.
Действительно ли это так? Разве ценности одного человека не влияют на существующую систему ценностей целого общества? Эти вопросы меня стали волновать ещё в юности, когда я училась осознавать собственную индивидуальную систему ценностей в качестве первичного этапа в определении моего жизненного предназначения.
В возрасте 15-ти лет мне стало ясно, что круг интересов моих сверстников ограничивается лишь получением удовольствия от жизни и бесполезной тратой своих сил и времени. Уже тогда в моём сознании стал зарождаться поиск более широкого смысла дальнейшего существования. Но прежде чем найти себе применение в жизни, мне важно было узнать многое о себе: каков мой внутренний мир, что в жизни доставляет радость, почему меня что-либо не устраивает, к чему я стремлюсь и какие идеалы меня вдохновляют. В то время книжные магазины были переполнены эзотерической литературой, практикумами по саморазвитию, психологии и массой информации о том, что представляет собой человек и какие возможности есть у каждого из нас. Книги становились моим источником вдохновения, в них я находила ответы на многие волнующие вопросы и пыталась узнать себя лучше. В тот период я понимала, что ни работа, ни успех, ни отношения в паре не смогут обеспечить те внутренние процессы самораскрытия, благодаря которым и появляются неподдельные состояния радости, любви к жизни и к людям, внутренней и внешней гармонии.
Я видела людей, которые жили «не своей» жизнью и были несчастливы: они ходили на нелюбимую работу, женились, растили детей, потом разводились и страдали не потому, что искренне желали такой жизни, а потому что так жить было принято, так происходило у всех. Возможно, одной из причин тому была не их собственная, а чужая система ценностей — так жили их родители, так «должны» были жить и они. Без создания собственной ценностной основы, человек зачастую сталкивается с тем, что вынужден либо соглашаться, либо противодействовать и сопротивляться тем требованиям, которые пропагандирует общество, которые авторитетны и значимы для многих, но не для него самого.
Долгие годы мне было не под силу понять и принять выборы и жизненные принципы встречающихся мне людей, что вынуждало испытывать массу различных непозитивных состояний: осуждение, высокомерие, критицизм, неприязнь, разочарование в себе и в других. И только гораздо позже стало ясно, почему мне было сложно понимать поведение, действия и предпочтения других людей — причина была скрыта именно в различии наших систем личностных ценностей, в приоритетности отдельных целей и взглядов на жизнь. А ведь сколько на базе такого автоматического неприятия возникает деструктивных непозитивных состояний, ссор и тяжёлых конфликтов!
Увидеть себя со стороны в подобных проявлениях мне помогла одна история, которую мне посчастливилось услышать от своего хорошего знакомого, вызвавшая в то время ряд осмыслений и размышлений по этому поводу.
Он рассказал один случай, произошедший с ним. Однажды мой знакомый спешил на одну очень особенную для него встречу и немного опаздывал. Он признался, что хотя внешне держался спокойно, внутренне переживал по этому поводу, потому что считает пунктуальность важной чертой человеческого характера. По дороге ему пришлось заехать на АЗС, чтобы заправить машину. Сразу же он предупредил диспетчера о том, что опаздывает и попросил обслужить его как можно быстрее. Через несколько минут к нему подошёл молодой заправщик и уточнил о количестве желаемого топлива. «Полный бак. И ещё, я очень опаздываю. Пожалуйста, не могли бы вы меня поскорее обслужить» — ответил мой знакомый. Наблюдая за тем, как молодой заправщик медленно всё делал, его охватила волна возмущения и негодования. Для того чтобы уравновесить себя и выйти из состояний нарастающего негатива, он стал искать мотивации для оправдания нерасторопности этого парня. И вот что он понял тогда для себя. В личностной системе ценностей этого молодого заправщика такие качества, как алертность, пунктуальность, мобильность, сопереживание, содействие и прочие, не являлись настолько значимыми для него самого, чтобы он их мог и хотел проявлять к другим людям. Кто знает, возможно сама специфика работы на заправке с огнеопасными веществами, не подразумевающая суеты, определила поведение молодого работника: он ответственно относился к своим обязанностям и обслуживал без лишней спешки. С другой стороны, он мог не спешить, если не был рад своей работе; обычно восприятие времени при таком виде деятельности меняется и каждый час тянется в ожидании окончания смены. Мой знакомый в тот момент ощущал ценность времени совсем по-другому: каждая минута была важна, ведь одна за другой были запланированы важные встречи и совещания. И опоздание в среде его знакомых расценивалось как неуважение и безответственность.
Он рассказал мне эту историю в качестве собственного примера для нахождения оправдательных мотиваций в сложных ситуациях во взаимоотношениях с людьми. Конечно, причин такого поведения молодого заправщика могло быть много и самых разнообразных: концентрация и ответственность, аккуратность и спокойствие, а возможно, плохое настроение, самочувствие или другие проблемы в жизни. Но дело не в этом. Данная история подтолкнула меня вспомнить множество подобных ситуаций из собственной жизни, где внутренние и внешние конфликты с людьми возникали по таким же причинам: различие во взглядах, представлениях, воспитании, целях, убеждениях, точке зрения, внутренних качествах. Мне не удавалось принять людей такими, какими они имеют полноценное право быть. Это право свободы выбора, определение собственных потребностей, приоритетов, взглядов и убеждений, наделяющих каждого из нас индивидуальностью в самовыражении. У меня возник интерес: как же влияет система ценностей на специфику восприятия себя и других? Почему мы склонны негативно относиться к людям с отличной от нашей системой ценностей?
Как я писала выше, значимость тех или иных вещей для человека определяется целым набором представлений, которые он смог для себя выстроить под влиянием многих факторов: наследственность, воспитание, культура, религия, круг общения, сфера деятельности и многое другое. Из этих обширных сфер жизнедеятельности ценности, словно фильтры, позволяют выбрать человеку самое главное: важное они делают «видимым» и воспринимаемым, а не важное — наоборот. Например, если для человека не имеют большого значения чистота, порядок, аккуратность, то он не будет замечать в другом человеке неопрятность или неряшливость. Либо абсолютно наоборот: обладая излишней педантичностью, взыскательностью и предвзятостью к людям, человек видит разные детали в других, не соответствующие его представлениям, что вызывает в нём непонимание и возмущение. Важные для себя навыки и качества человек автоматически «навешивает» на других, полагая, что они в той же мере значимы для них и в итоге сталкивается с результатом собственных заблуждений в качестве разочарования и порицания поступков этих людей.
Взаимодействуя с кем-либо, мы автоматически сравниваем и сопоставляем наши и его собственные ценности. Также этот процесс может происходить и наедине с собой, когда наш выбор начинает колебаться в сторону той или иной ценности. Например, такое качество, как лень, часто проявляется, как внутренний конфликт между двумя ценностями: в одну сторону «тянет» ценность, побуждающая к достижению поставленных целей, а в другую — получение удовольствия от приятного времяпровождения. Первая ценность побуждает ежедневно заниматься изучением иностранного языка (давно поставленная цель), а другая — заняться уборкой, посмотреть фильм или пообщаться с друзьями, что тоже кажется важным и необходимым.
Бывает так, что люди нечётко понимают свои личностные ценности. Им только кажется, что для них значимы «правильные», общепринятые морально-нравственные нормы и качества: доброжелательность, тактичность, деликатность, уважение, толерантность и прочие. Но чаще всего, это не реальные, а «потенциальные» ценности, инициированные подсознательным желанием «быть лучше». И только на практике становится понятно, что на самом деле значимо и ценно для человека, а что является лишь его желанием быть таковым. Есть люди, которые любят искусно давать «полезные» советы другим, а сами поступают противоположным образом. Именно в этом кроется одна из причин неудовлетворённости собой и окружающей жизнью — человек не осознает свою реальную систему ценностей или ошибается, надумывая и приписывая себе определённые особенности и свойства. Как следствие, в таких случаях происходит несогласованность или несоответствие внешних действий и внутренних представлений о самом себе, что и приводит к чувству разочарования. Чтобы суметь понять свои личностные качества, необходимо сознательно изучать их в себе, анализировать и применять на практике, чтобы лучшие из них становились нашими хорошими привычками, а надуманные отсеивались.
Но что же нам мешает так жить? А причина кроется в так называемых «антиценностях». Сами по себе «антиценности» нельзя назвать чем-то «плохим», это часть нашей жизни – они очень разные и у каждого свои. К примеру, для одного человека просмотр фильмов – это «антиценность», потому что он их смотрит много и часто, соответственно «страдают» другие сферы его жизни; для другого человека просмотр фильмов – это ценность, позволяющая ему переключиться и расслабиться после работы, снять накопившееся напряжение.
К собственным «антиценностям» я отношу такие вредные привычки и качества, которые мешают мне достигать своих целей. В первую очередь это — лень, жалость к себе, поверхностность, импульсивность и несдержанность, двуличие и заискивание, раздражительность, осуждение и другие всевозможные непозитивные проявления и слабые стороны, которые ещё необходимо изменить в себе.
Чаще всего люди в той или иной мере знают о своих недостатках, наблюдают их в себе, проявляют, а потом мучаются и сожалеют об этом. Либо не видят причин в себе, а ссылаются на несправедливость жизни или отдельных людей по отношению к ним. И так происходит изо дня в день, пока человек не поймёт, что именно мир «антиценностей» становится магнитом для притяжения несчастья, разочарований и неблагоприятных ситуаций в его жизни.
К 30-ти годам меня стал волновать вопрос: что такое быть правильным, достойным человеком. Какую жизнь я хотела бы видеть вокруг себя? Какие ценности для меня значимы сейчас? Отстранившись на время от внешних социальных общепринятых ценностей, я открыла собственные качества, навыки, цели, приоритеты — всё то, благодаря чему я могу осознавать себя полноценной личностью. Безусловно, все ценности друг с другом взаимосвязаны и произрастают одна из другой. Например, желание быть хорошей дочерью, подругой, женой и матерью, а также быть доброй, мудрой, умной, сильной женщиной, живущей среди таких же людей, являются составляющими потребностями и предпосылками для постижения более глобальной ценности – достичь идеального человеческого образа, который мне удалось представить для себя. Это — образ совершенного человека, олицетворяющего мудрость, великодушие, знание, созидательную силу доброты и любви. Конечно, этот процесс никогда не прекращается и, становясь лучше, мы видим (понимаем), что можно быть ещё лучше и так длится вечно. Здесь важно понять, что главным является сам этот процесс – а не конечный результат. Процесс постоянного изменения и трансформации психических состояний, идеалов, потребностей в желаемом направлении; нужно научиться принимать и радоваться своим достижениям, пусть даже это будут совсем маленькие шаги.
Сейчас я стараюсь с особой чуткостью относиться к значимым для меня вещам, интересам, увлечениям и внутренним процессам; стараюсь наблюдать за тем, какие «антиценности» во мне проявляются и мешают развиваться дальше. Причём окружающие люди являются нашими хорошими помощниками в самонаблюдении. Если что-либо в нашем поведении вызывает в другом человеке непонимание и непозитивное отношение, то это первый признак присутствия в нас какого-то несоответствия в нашей системе взглядов, требующего внутренней гармонизации. Благодаря практике осознанной жизни, которой я сейчас стараюсь учиться, в моём окружении стало появляться всё больше людей со схожими интересами и ценностями. И такие мудрые высказывания: «Подобное притягивается подобным», «Что посеешь, то и пожнёшь», «Мы сами заслуживаем тот мир, в котором мы живём» стали подтверждаться на практике в моей жизни. Тогда я поняла, что каждый из нас несёт персональную ответственность за то, в каком обществе он живёт. Пока нам будет «интересно» проявлять недовольство, испытывать страхи, лениться, ставить собственные интересы выше потребностей других – мы будем пребывать в обществе, способном отражать подобные желания или нежелания. Многочисленные внутренние конфликты, страдания, ссоры, которыми наполнена жизнь многих людей, рано или поздно вынуждают признать собственное несовершенство, в результате чего и возникает главная цель – стать человечнее и выстраивать с людьми неподдельные гармоничные отношения на основе понимания, доброты, любви и терпения. Ведь человек – это не просто биологический вид. Это — высокое звание, которое еще нужно заслужить.
Далее мне хотелось бы поделиться с вами некоторыми из тех духовно-развивающих ценностей, которые стали для меня актуальными и значимыми на текущее время. Я бы их назвала своими текущими ценностями-целями, которые мотивируют меня на качественные изменения своего образа жизни и мышления.
Их можно коротко выразить следующим образом:
- Саморазвитие и самосовершенствование. Способность уделять время и внимание раскрытию внутреннего потенциала, своих благородных сторон. Понимание и адекватная оценка своих недостатков с целью их изменения.
- Ответственность. Ответственность за свою жизнь, решения, за свои успехи или ошибки. Осознание сопричастности ко всему происходящему в своей жизни и в мире.
- Осознанность. Способность быть наблюдателем за своими психическими состояниями и мотивами поведения; сопровождать сознательностью свои актуальные состояния, действия, течение своей жизни.
- Воля и разумность. Преодоление трудностей для достижения поставленных целей, благодаря понимаю и анализу ситуаций для их разумного урегулирования.
- Конструктивность и самовзыскательность. Привычка активно искать решения, а не жаловаться. Собственное исполнение тех требований, какие предъявляются другим.
- Оптимизм и позитивное мышление. Умение быть счастливой, уверенной в успехе. Благодарность и умение прощать чужие ошибки. Радость за успехи других людей.
- Открытость и честность. Способность и желание быть Собой, «дарить» лучшую часть своего внутреннего мира другим без двуличия, наигранности и закрытости.
- Доверие к жизни. Восприятие любых ситуаций, процессов, как необходимых, справедливых и целесообразных. Понимание причинно-следственных взаимосвязей.
- Вера в людей. Умение видеть недостатки людей, но при этом всегда и находить их сильные стороны и таланты. Желание радовать и вдохновлять других.
- Альтруизм и забота о других. Искреннее желание быть полезным другим. Содействие, сопереживание, созидательное участие в жизни людей и общества.
- Человечность. Высшее достоинство человека. Обладание наилучшими качествами, которые способны изменить не только собственную жизнь, но и мир в целом.
Вышеперечисленные ценности-цели – это только лишь часть целого ансамбля качеств и достоинств, которые мне бы хотелось развить в себе наравне с другими жизненными ценностями: быть заботливой женой, хорошим другом, тактичным собеседником; заниматься творческими проектами, быть здоровой и финансово независимой и так далее.
Наша система ценностей довольно часто может коренным образом меняться, но мы не всегда это понимаем, улавливаем и можем контролировать. На мой взгляд, это происходит, когда человек готов и открыт к этим изменениям. Пересмотр старых ценностей и формирование новых у многих людей сопровождается сложными психическими процессами, связанными с перестройкой восприятия. В моём случае радикальные изменения в личностной системе ценностей на данном этапе произошли благодаря изучению книг по психологии человека и ииссиидиологии. Оба этих направления помогли расширить привычные границы восприятия собственного существования и узнать о глубоких взаимосвязях каждого из нас с окружающей действительностью.
Для себя я провела прямую аналогию с тем, как мои жизненные ценности определили моё направление в жизни, а также мировосприятие. Наши собственные ценности произрастают изнутри в зависимости от зрелости, потенциала, устремлений, планов на будущее и от многих других факторов. Я убедилась, что духовные ценности, как сад нашей души, собираются по крупицам, зёрнам, которые долго вызревают и только потом дают плоды, приносящие истинный вкус глубокого счастья. Но в нас также есть наши «антиценности», которые мы определяем как недостатки и несовершенства. И ценности, и «антиценности» образуют диапазон наших интересов от самых обыденных, бытовых до самых высоконравственных. А в пользу чего мы делаем выбор, то и определяет путь становления себя как личности. И сейчас я глубоко уверена в том, что если для меня важно видеть вокруг себя здоровых, радостных, благородных и благодарных людей, то начинать прежде всего необходимо с себя, с поддержания у себя тех ценностей, которые хотелось бы видеть у других.
Какими бывают групповые ценности, примеры
Групповые ценности в психологии обозначают нормы поведения, принятые в определенном обществе, организации или среде, с целью максимально эффективного существования и понимания.
Групповые ценности могут иметь разное происхождение:
- групповые ценности как результат культурно-исторического опыта (неосознанное копирование традиции);
- групповые ценности, целенаправленно созданные для поддержки существования формальной организации (например, корпоративная культура в ), или неформального движения (например, правила солидарности среди альпинистов или молодежных группировок).
Независимо от масштабов групповых ценностей, их главная цель – это создание понятного для всех языка общения и норм поведения.
Поэтому они регулируют социальное поведение, задают критерии самых важных аспектов человеческого существования, придают специфическое представление о добре и зле, справедливости и красоте – аспектах, отношение к которым может различаться в разных групповых культурах.
Примеры групповых ценностей | Ключевые характеристики |
Возрастные ценности | В зависимости от возраста, человеку свойственно разделять ценности, характерные для разных демографических групп: школьников, студентов, молодежи или пенсионеров. |
Национальные ценности | Они свойственны некой группе людей, вне зависимости от возраста, профессионального или социального статуса. Национальные ценности лежат в основании идентичности человека и его самоидентификации с некой культурой, историей и местностью. |
Половые ценности | Характерные признаки поведения, которые усваиваются мужчинами и женщинами в зависимости от пола. |
Религиозные (конфессиональные) ценности | Они являются частью ценностей, которые формируют мировоззрение человека о закономерностях и причинах существования мира. |
Профессиональные ценности | Они формируются у человека в зависимости от среды деятельности. Профессиональные ценности лежат в основании межличностного поведения, стиля общения и командной работы. |
Субкультурные ценности | Чаще они свойственны молодому поколению, субкультуры ценности объединяют соумышленников вокруг общего интереса к музыкальным, игровым или танцевальным жанрам. |
Общественные ценности | Они лежат в основании принятых норм поведения среди членов группы, считаются самыми базовыми проявлениями оптимального понимания как взаимодействовать с другими и как приносить пользу обществу. |
Независимо от цели, групповые ценности определят оптимальное поведение среди участников, устанавливают рамки приемлемого и желательного. Им также свойственна стойкость в последовательности и ригидный характер изменчивости.
Обычно изменение одних ценностей другими сопровождается кризисом и созданием новых правил поведения. Не менее важно также учитывать, что приемлемые для одной группы ценности могут оцениваться другими людьми как деструктивные, вредные или ложные.
Какие жизненные ценности важны для человека?
О том, что по-настоящему ценно в жизни человека задумывается каждый. Размышления всегда связаны с поиском смысла жизни. Личность делает выбор в пользу той или иной категории, стремится к ней.
Одна из самых больших жизненных ценностей – сама жизнь человека. Общество осознаёт значимость жизни каждого индивида. Государство разрабатывает программы, направленные на сохранение жизни. Убийство, причинение тяжкого вреда здоровью караются законом. Никто не вправе посягнуть на жизнь человека. В некоторых странах запрещена смертная казнь. Даже особо опасных преступников не лишают жизни, несмотря на тяжесть совершенных ими преступлений.
Вторая важнейшая ценность человека после жизни, – это, конечно, здоровье. В общеобразовательных учреждениях проводятся воспитательные работы, пропагандируется здоровый образ жизни.
В нашей стране каждый человек вправе получить бесплатную медицинскую помощь. Сейчас мы не будем говорить о том, что услуги чаще всего низкого качества. Тем не менее власти заботятся о том, чтобы главные жизненные ценности, вошли в список благ, охраняемых законом и Конституцией.
Важна и такая общечеловеческая ценность, как культурные традиции. Достопримечательности, памятники культуры также охраняются законом. Каждая нация стремится сохранить свои традиции, передаёт свой опыт подрастающему поколению. Это тоже жизненная ценность.
Семья, мир на планете, дети – это все те жизненные ценности, которые важны для каждого человека.
Иерархия ценностей
В процессе личностного формирования, каждый человек задает собственную иерархию ценностей, формирует некий идеал поведения. Поэтому, вопрос различия иерархии ценностей состоит в личностном опыте и потребностях, которые каждый осознанно или неосознанно поддерживает как главные нормы поведения.
Формируя некую иерархию ценностей, можно отсылаться к разным критериям выбора (наслаждение, безопасность, польза или добродетель), из-за чего, ценностная картина будет отличаться даже среди ровесников одной социальной группы.
Например, здоровье, семейные или религиозные ценности чаще лежат в основании ценностной иерархии старшего поколения, и им уступают остальные – профессиональные, социальные или материальные.
С другой стороны, у молодого поколения, акцент будет сделан на патриотических, профессиональных или материальных ценностях, а политические или религиозные – могут полностью отсутствовать.
Не менее важно учитывать, что иерархия тех или иных ценностей всегда помогает понять, чем человек дорожит больше всего, и чем он готов пожертвовать в случае конфликта ценностных ориентиров.
Список жизненных ценностей
Каждый человек выбирает для себя собственные ценностные ориентиры. Их список обширен. В процессе жизни он может расширяться, дополняться или, наоборот, сужаться.
Некоторые из ориентиров становятся приоритетными. Личность живёт так, чтобы добиться того, что для неё главное. Например, человек ценит покой. Он строит свою жизнь так, чтобы всегда находиться в гармонии с самим собой, он избегает конфликтов, ссор, общения. Он может стремиться к жизни за городом, в отдалённой местности. Для этого он много работает, чтобы купить дом и переехать. Так или иначе, его жизнь определяется приоритетом – стремлением к покою.
Назовём основные ценности в жизни человека:
- семья;
- здоровье;
- дети;
- душевный комфорт;
- карьера;
- финансовое благополучие;
- успех;
- развитие;
- образование;
- независимость;
- свобода;
- покой;
- активность;
- решительность;
- честность;
- самопожертвование;
- стабильность;
- благотворительность;
- щедрость;
- прагматизм;
- личная выгода, расчёт;
- любовь;
- стремление к власти;
- справедливость;
- дисциплина и самодисциплина;
- мир;
- порядок;
- открытость;
- дружба;
- слава;
- традиции;
- счастье;
- красота.
Список ценностных ориентиров расширяется. У человека не может быть только одна жизненная ценность. Их всегда несколько. Но какая-то становится главной, приоритетной. Например, если человек мечтает о власти, он строит свою жизнь так, чтобы прийти к ней. Жизненные ценности – это ещё и цели, к которым стремится личность.
Как меняется поведение человека, если знать личные ценности
Система ценностей каждого человека способна показать, что для него является естественным и приемлемым, а наоборот – чего человек не способен допустить. Поэтому, если знать личные ценности каждого человека, тогда эти знания могут иметь двоякое значение.
Во-первых, они помогают максимально раскрыть профессиональный потенциал человека, а во-вторых, ими также можно успешно манипулировать.
Таким образом, если знать личные ценности человека, это помогает прогнозировать его поведение, понимать приоритеты и стремления в карьере, отношениях, и в саморазвитии.
Как применять созданные приоритеты?
Очень часто не осознавая того, человек может игнорировать собственные базовые ценности (например, семья или хобби) из-за давления общества и иллюзорного стремления к успеху.
После осознания собственных ценностей обычно легко выстроить иерархию приоритетов, оценить собственные слабые и сильные стороны, определить потенциальные направления развития и гармоничной жизни.
В психологии также делается акцент на важности постоянного напоминания себе самому о том, какие именно ценности является важным и значимым для себя самого.
Такое напоминание – это важный прием, который всегда помогает придерживаться правильного пути, не расстраиваться по пустякам и поддерживать собственное достоинство в стрессовых ситуациях.