Кажется ли вам, что философия является сложной наукой? И что во всех этих философских словах, терминах, понятиях и направлениях можно разобраться, лишь закончив соответствующий факультет и перелопатив половину Интернета? Если вы намерены стать кандидатом философских наук, тогда, конечно, да.
Если же вы просто хотели бы разобраться и разложить «по полочкам» в собственной голове, что к чему, тогда спешим обрадовать: большинство философских понятий можно объяснить простыми словами. Да и не только философских. В этом вы легко убедитесь, пройдя нашу программу «Когнитивистика».
А сегодня мы расскажем, что такое эмпиризм в философии Нового времени, и у вас сложится вполне понятная картинка, как зародилось и развивалось это течение философской мысли. Итак, поехали!
Философия нового времени
Философия нового времени имеет временные рамки с XVII по XX век. Ее часто связывают с периодом революционных движений в странах Западной Европы. Именно в этот период зародилось и развивалось философское направление эмпиризма.
Основными чертами философии нового времени выделяют:
- зарождение проблемы во взаимосвязи субъекта и объекта;
- вопрос познания природы выдвигается на первый план, опираясь при этом на опыт и эксперимент;
- познание в основе своем опирается на изучение системы в целом, а не отдельных ее частей;
- зарождается новая форма материализма, нашедшая свое отражение в таких науках, как механика и математика.
Именно этот период стал своеобразным собранием необходимых условий для развития нового философского направления. И, благодаря ему, мы можем знать, что такое эмпиризм.
Философия эмпиризма Ф. Бэкона
Сразу скажем, что Фрэнсис Бэкон был сторонником строгого доказательного научного подхода, основанного на анализе данных, полученных опытным путем. В основе научного знания, по Бэкону, лежат эксперимент и индукция как метод обработки полученных данных. Бэкон предлагал двигаться от частных, полученных в ходе эксперимента наблюдений к более общим выводам.
В этом и заключается эмпиризм – философия Бэкона. Он считал правильным положить принципы эмпиризма в основу дальнейшего развития наук. Сам Бэкон подробно рассказал о своих идеях в книге «Великое восстановление наук. Разделение наук» [Ф. Бэкон, 1620]. Продолжение содержится во второй части под названием «Великое восстановление наук. Новый Органон» [Ф. Бэкон, 1620]. Уточним, что словосочетание «Новый Органон» в названии книги является отсылкой к известному труду «Органон», где изложен метод дедукции Аристотеля, которому оппонировал Бэкон.
Интересно, что страсть к экспериментам сыграла злую шутку с самим Бэконом. Он серьезно заболел в результате переохлаждения, когда взялся исследовать хладосберегающие свойства снега, закопал в сугроб тушку курицы и постоянно проверял ее сохранность. Регулярный выход на мороз и копание в снегу привели к тому, что ученый скончался на пятый день своего эксперимента.
На всякий случай напомним, что Бэкон был философом и историком, а не физиком или биологом, да и в 65 лет длительное переохлаждение опасно само по себе. Так или иначе, эта новая философия Нового времени (эмпиризм Бэкона) имела огромное значение для развития философской мысли.
Понятие эмпиризма
Для того чтобы разобраться, что такое эмпиризм, первостепенно стоит выяснить суть термина эмпирика, являющегося его основой. Эмпирика подразумевает под собой обобщенное понятие всего, что основывается на достижении результатов в процессе практической деятельности. Именно это понятие стало фундаментом для образования и дальнейшего развития такого философского течения, как эмпиризм.
Эмпиризм в философии – это направление, утверждающее, что все достоверные знания могут иметь своей основой только чувственный опыт, который включает в себя наблюдения и опыты.
Что такое эмпиризм
Понятие «эмпиризм» объединяет более 10 отдельных направлений в теории познания. Общая черта различных теорий эмпиризма: познание – результат жизненного опыта. Он является достоверным знанием, поскольку отображает события, произошедшие в действительности. Но нельзя считать жизненный опыт единственным источником достоверного знания. Единичный опыт не отражает полноту наблюдений, он – одна из версий объективной реальности.
Эмпиризм базируется на положениях:
- Череда событий создает ассоциативную связь. Если произошло событие А, произойдет событие Б.
- Связь между опытом и реакцией на событие возникает в результате многократного повторения.
- Постепенно, ассоциативный ряд становится привычным и неразрывным. Отделить восприятие события от пережитого опыта становится невозможным.
- Подобные связи возникают не только в течение жизни конкретного человека. Они формируются на протяжении нескольких столетий, тысячелетий. Также предрасположенность к возникновению связей вызывает развитие животного мира. Спенсер полагал, что человек склонен обладать ассоциациями от рождения. Они формируются в процессе эволюции и постепенно усложняются.
- Помимо биологических условий, в процессе формирования опыта участвует социальная среда. Культурное поле влияет на развитие индивида, создавая условия для формирования познавательных процессов. Опыт стоит рассматривать, как психологическое явление.
Познание становится возможным благодаря воздействию опыта на психофизические процессы и образованию ассоциативных связей из отдельных элементов сознания. У законов познания высокая степень вероятности, но они не являются достоверными. Законы познания изменяются и развиваются.
Методы эмпирического познания
Поскольку суть эмпиризма заключается в познании мира путем чувственного восприятия, то изучаемый объект отображается преимущественно со стороны своего внешнего состояния, которое имеет возможность быть оцененным человеком тем или иным органом чувств. Опытное исследование в эмпиризме основывается на познании объекта с помощью таких методов:
- описание;
- сравнение;
- измерение;
- наблюдение;
- эксперимент.
Вышеизложенные методы эмпиризма дают возможность человеку создать выводы по проведению того или иного опыта. Все полученные результаты должны быть обобщены с помощью индуктивного метода, а точнее частных умозаключений к общим. При этом необходимо избегать дедуктивный способ. Используя индуктивный метод, эмпиристы могли обобщать полученную в ходе опыта информацию с большой постепенностью, переходя при этом от конкретных фактов к небольшим научным положениям, а уже далее ко все более высоким.
Эмпиризм Бэкона
Фрэнсис Бэкон, английский философ, академик, юрист, учёный, 1561–1626
Сэру Фрэнсису Бэкону, которого называют отцом эмпиризма, приписывают создание и популяризацию «научного метода» исследований природных явлений.
В то время ещё со времён Аристотеля в науке доминировали дедуктивные рассуждения (метод логического мышления, как целая цепь умозаключений, при которой частный вывод происходит из более общей идеи). А Бэкон ввёл новую на то время индуктивную методологию — тестирование и уточнение гипотез путём наблюдения, измерения и эксперимента.
Любой последователь Аристотеля мог бы логически вывести, что вода необходима для жизни, утверждая, что её недостаток вызывает смерть.
Разве пустыни не безводные и безжизненные? Это обоснованное предположение, но оно ограничено субъективным опытом наблюдателя и не основано на каких-либо объективных фактах, собранных о наблюдаемом.
Последователь Бэкона захотел бы проверить эту гипотезу и поэкспериментировал бы, используя при этом различные формы жизни, лишая их воды в различных условиях.
Результаты этих экспериментов позволили бы сделать более точные и разъясняющие выводы о зависимости жизни от воды.
Эмпиризм и рационализм
Эмпиризм новой философии противостоит такому направлению, как рационализм, чьим основным источником знаний был и остается разум. Рационализм приветствует такие методы, как теоретические домыслы и абстрактные принципы знания. Его основоположниками стали Ф. Декарт, Б. Спиноза, В. Лейбниц.
Пока рационалисты выводят формулы и теоретические домыслы о космосе, эмпиристы утверждают, что все это не факт, ведь надо еще и проверить.
Суть понятия
Эмпирическое мышление в философии противопоставляют мистическому и рациональному. Однако оно не столько является антагонизмом, сколько находится между этими способами познания, сочетая в себе часть свойственных им элементов.
Для данного типа познания характерны:
- опора на ощущения;
- возведение опыта в абсолютную величину;
- принижение или игнорирование рациональных методов – теорий, аналитических цепей, додуманных понятий;
- интуитивное осознание или же «чутье».
Эмпирическое мышление не отрицает наличие теорий и раздумий полностью, но понимает их не так, как это свойственно рациональным методикам познания. Единственным истинным источником знаний, а также их критерием при этом способе мыслительного процесса выступает опыт. Только естественное течение вещей, которое можно ощутить, наблюдать, ложится в основу данного варианта организации мышления. При этом понятию свойственно и наитие, и внутренние переживания. Эти проявления входят в эмпирические характеристики мышления, как и созерцание, наблюдение, опыт.
Формы эмпиризма
Стоит понимать, что разные философские направления, примером которых могут служить рассматриваемые выше эмпиризм и рационализм, не всегда исключительно отрицают постулаты другу друга. Логически это и не представляется возможным. Таким образом, суть эмпиризма и противостоящих ему взглядов заключается в доказательстве того, что именно является основным, а не абсолютным источником знания. Другими словами, они допускают отражение в реальной жизни идей друг друга, но в гораздо меньшей степени в сравнении со своими.
Многие направления познания имеют различные формы. Эмпиризм – не исключение, он подразделяется на две основные формы:
- имманентный;
- трансцендетный.
Наблюдение — как основа эмпиризма
Метод, который заключается в целенаправленном восприятии, фиксации поведения и свойств предмета исследования. Это не просто задумчивое созерцание или приятное времяпрепровождение.
Вот бабушка сидит на лавочке у подъезда, запоминает всех, кто входит и выходит. С научной точки зрения, она не занимается наблюдением. К этому процессу предъявляются жесткие требования:
- Целенаправленность и избирательность. Исследователь осуществляет наблюдение совсем не от скуки, а для достижения определенной цели – проверки или опровержения гипотезы, сбора сведений. Если наша бабушка будет избирательно считать, сколько усатых мужчин входит в подъезд, то требование будет соблюдено.
- Фиксация результатов наблюдения. Нужно завести журнал наблюдения и записывать все, что получится выяснить.
- Системность. Данные должны быть упорядочены, зафиксированы на определенном языке – формальном или естественном. Вот бабушка-исследователь берет толстый блокнот и пишет: «10 января 2019 года, 09:15 – прошел мужчина среднего телосложения, длина усов – 5 сантиметров».
Наблюдение включает в себя:
- объект – то, на что смотрим;
- субъект – самого исследователя;
- технические средства – с помощью чего смотрим (глаза, бинокль, подзорная труба).
Наблюдение бывает прямое и косвенное. При прямом наблюдении изучаем сам объект, а при косвенном – эффекты от его существования.
Некоторые предметы невозможно исследовать, потому что они слишком маленькие или находятся очень далеко. Например, элементарные частицы не увидеть даже в мощный микроскоп. Но при движении они оставляют следы, которые можно зафиксировать.
Еще различают два способа наблюдения – непосредственный и инструментальный. Непосредственное наблюдение ведется при помощи органов чувств – глаз, ушей, рук, а инструментальное – с использованием технических средств – телескопов, датчиков, микроскопов.
Если вы хотите узнать больше об эмпирическом знании, смотрите это видео:
Имманентная форма
Имманентная форма подразумевает под собой способы доказать, что все существующее знание состоит из комбинации отдельных ощущений. Как показывает история, такие способы в конечном своем итоге доводили до скептицизма или до предположения трансцендентного.
Один из представителей данной формы эмпиризма Юм придерживался идеи отсутствия реальности вне сознания. В его взглядах впечатления являются сильным продуктами психической деятельности человека, тогда как идеи слабыми и бледными. Соответственно, именно впечатления могут быть источником знания, а идеи нет. Но, развивая данную точку зрения, Юм сам пришел к осознанию того, что даже впечатления могут существовать помимо сознания.
Другой представитель имманентного направления эмпиризма Милль также, как и его единомышленник, развивал идею о существовании сознания исключительно в рамках таких психических проявлений, как представления и эмоции. Но и он в конечном итоге допустил возможность существования бытия вне сознания.
Имманентный эмпиризм
Это попытки философов описать структуру и закономерности нашего познания из сочетания отдельных впечатлений и взглядов. В истории это приводило и к полному скептицизму (например, учения Протагора из Абдер, Пиррона из Элиды или Мишеля де Монтень), и к предположению трансцендентного эмпиризма (система философа Дэвида Юма).
Трансцендентный эмпиризм
Самой типичной формой трансцендентного эмпиризма является материализм. При этом он принимает перемещающиеся в пространстве разновидные комбинации частицы материи за мир опыта (истину).
С этой точки зрения всё содержимое сознания и все законы знания изображаются как продукт взаимодействия организма с окружающей его физической средой, таким образом с помощью внешнего опыта формируется его внутренний мир.
Фрэнсис Бэкон
Среди представителей эмпиризма нового времени можно услышать много знакомых имен, часто пестрящих на страницах изданий, посвященных философии. Среди них можно выделить Томаса Гоббса, Джона Локка, Джона Дьюи, но именно Бэкона считают родоначальником данного направления. Таким образом, сегодня знать, что такое эмпиризм, мы можем благодаря учению этого философа. Он являлся не только мыслителем, но и политическим деятелем, среди письменных трудов которого выделялись «Новый Органон» и «Новая Атлантида». А известный во всем мире афоризм «Знание — сила» принадлежит именно ему.
Бэкон не придерживался радикальных форм эмпиризма. Напротив, он вполне поддерживал идею его взаимодействия с другими философскими взглядами, считая, что теоретическое мышление и практический опыт могут существовать в единстве. Так, в качестве доказательства своих слов в одном из трудов он в качестве образца приводит в пример такое насекомое, как пчела. Ведь она не ограничивается сбором нектара с растений, но и создает из нее в дальнейшем новый продукт – мед.
Но все-таки, как представитель эмпиризма, основным источником познания в идеях Бэкона признается опыт, который насыщает разум, утверждает или опровергает достоверность конкретного знания. Для того чтобы узнать истину, по мнению Бэкона, необходимо получить достаточный объем опыта, а если речь заходит о гипотезах, то опыт является лучшим методом их доказательства.
Одна из основных целей человечества – познание Вселенной. И для этого Бог наделил человека умом. Но, согласно теории Ф. Бэкона, на пути достижения человеком истины и понимания Вселенной, имеют место преграды или другими словами ошибки. Их он прозвал идолами или призраками, а также распределил в четыре группы.
Измерение — это еще один эмпирический уровень познания
Это эмпирический метод исследования, позволяющий выяснить точные количественные характеристики изучаемого объекта.
Вот есть земной шар, он огромный. «Огромный» – это качественная характеристика, не дающая никакой полезной информации. А вот «диаметр земного шара – 12,7 тыс. километров» — это количественный параметр, который важен для науки.
Чтобы провести измерение нам понадобятся:
- величина – что будем мерить;
- субъект – сам исследователь с линейкой в руках;
- методика – шкала и технические средства, которые будем использовать.
Измерения бывают прямые и косвенные. При прямых измерениях результат определяется непосредственно – приложили циркуль, узнали радиус. При косвенных измерениях результат получается путем вычисления нужной величины.
Чтобы узнать площадь квадрата, измерим линейкой любую его сторону и умножим это значение само на себя.
Виды идолов (призраков)
Преграды понимания мира в восприятии Бэконы имеют следующие категории:
- Идолы рода – это заблуждения, которые присущи практически всему человечеству. Они выражаются в том, что разум навязывает определенные ярлыки, определения вещам, которые он сам же выработал, даже если они не верны. Примером может служить то, что часто случается в жизни каждого человека, когда разум находит легкий способ решения какой-либо проблемы, он готов закрыть глаза на противоречащие этому решению обстоятельства. Стереотипы – это то, что можно отнести к данной категории.
- Идолы пещеры выражаются в искаженном понимании человека в связи с его индивидуальным жизненным опытом. Каждый человек рождается и проживает свою жизнь в определенных условиях. Семья, школа, книги, друзья – все это составляет определенный индивидуальный набор ценностей человека, который можно представить в виде пещеры. В связи этим, имея уже некие заложенные устои, людям порой сложно понять друг друга или правильно воспринять саму природу, жизнь, вселенную. Встретить человека, который смотрит на жизнь исключительно беспристрастным взглядом, не обращаясь к своим интересам и знаниям, заложенным у него буквально с пеленок, практически невозможно.
- Идолы площади (идолы рынка) – наиболее сложные препятствия на пути познания, по мнению Бэкона. Они подвергают людей заблуждениям, появившимся в связи с неправильным пониманием смысла тех или иных слов и фраз. Так часто бывает, что люди одну и ту же фразу или словосочетание воспринимают по-разному. Слова, как правило, многозначны, это и делает их источником возникновения искаженного понимания вещей. Порой они и вовсе могут не объяснить, а напротив, сбить с толку.
- Идолы театра (идолы теорий) – выражаются в слепой вере в уже имеющиеся научные теории, учения, авторитеты, которые мешают разуму увидеть истину новым взглядом.
Представители эмпиризма
К представителям эмпиризма следует отнести: эпикурейцев, стоиков, скептиков, Роджера Бэкона, Галилея, Кампанеллу, Фрэнсиса Бэкона (родоначальника нового эмпиризма), Гоббса, Локка, Пристли, Беркли, Юма, Кондильяка, Конта, Джона Милля, Бэна, Герберта Спенсера, Дюринга, Ибервега, Геринга и многих других.
Во многих из систем этих мыслителей рядом с эмпиристическими элементами уживаются и другие: у Гоббса, Локка и Конта заметно влияние Декарта, у Спенсера — влияние немецкого идеализма и критицизма, у Дюринга — влияние Тренделенбурга и других. Среди последователей критической философии многие склоняются к эмпиризму, например Фридрих Альберт Ланге, Алоиз Ригль и Эрнст Лаас. Из слияния эмпиризма с критицизмом выработалось особое направление эмпириокритицизм, основателем которого был Рихард Авенариус, а последоватетелями — Карстаньен, Мах, Петцольд, Вилли, Клейн и др.
Томас Гоббс
Гоббс являлся не только продолжателем взглядов Бэкона, но и его непосредственным учеником. Самым известным его трудом стал «Левиафан».
Он развивал мысль, что каждый человек изначально рождается с очищенным сознанием, в котором отсутствуют какие-либо знания, и приобретает он их в процессе жизни именно при помощи опыта и чувственного восприятия. Поскольку органы чувств воспринимают различные сигналы от окружающей среды и передают их человеку, Гоббс обращает особое внимание на них. Он назвал их знаками, упорядочил в следующую классификацию:
- сигналы – речевые звуки, издаваемые животными, например, рычание, мяуканье и иное;
- метки – своего рода знаки, которые человек придумывает для обобщения чего-либо;
- естественные знаки – звуки природы, такие как звук дождя, свист ветра, гроза;
- произвольные коммуникативные обозначения – существующие языки общения;
- знаки – речь, имеющая узкую сферу применения по причине своей специфичности. Например, религиозные термины, научные фразы.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания
Эмпирический уровень научного познания — это чувственное изучение реально существующих объектов и явлений. Главная задача ученого на эмпирическом уровне – фиксация и группировка научных фактов.
Научный факт – утверждение, которое было проверено, подтверждено и описано в соответствии с определенными требованиями.
На этом уровне происходят следующие процессы:
- Сбор, накопление эмпирических данных об объекте изучения.
- Выявление ценной информации, которая может быть отнесена к сфере научных фактов.
- Определение, измерение физических величин исследуемого предмета.
- Сравнение объектов между собой для выявления закономерностей, взаимосвязей.
Далее в дело вступает теоретический уровень познания, где происходит мысленная обработка информации, полученной эмпирическим путем.
Джон Локк
Еще один приверженец эмпиризма Джон Локк известен своей работой «Опыт о человеческом разуме». Основные идеи Локка сводятся к следующим постулатам:
- у человека не существует абсолютно никаких врожденных идей и принципов;
- при рождении человек имеет абсолютно нетронутый разум, подобно чистой доске;
- в человеческом разуме нет того, что не существовало бы ранее в ощущениях и чувствах.
Таким образом, все вышесказанное сводится к мысли, что человек обогащает свой изначально чистый разум посредством получения опыта. Согласно взглядам Локка, все ощущения, которые человек получает от окружающей его среды, являются основным источником познания.
Опыт подразделялся Локком на два вида:
- опыт внешний – он выражался в ощущениях, которые можно испытать при контакте с материальными формами мира;
- внутренний – этот вид опыта получил название рефлексия, которое выражается в своих собственных наблюдениях.
Джон Локк считается одним из первых, кто выдвинул чувственные восприятия, вызываемые окружающим внешним миром, в качестве основного момента всей психической жизни человека.
Эмпиризм Локка
Джон Локк, английский философ, 1632–1704
Основное утверждение эмпиризма — «Всё знание человека основывается на опыте». Джон Локк
Английский философ Джон Локк предложил фундаментальный принцип эмпиризма: все наши знания и идеи возникают из опыта.
По мнению Локка, изначально пустая комната ума меблирована идеями двух видов. Первый: ощущения, которые мы получаем, представление о вещах, которые, как мы предполагаем, существуют вне нас в физическом мире. Второй: размышления, которые появляются у нас от нашего собственного мыслительного процесса.
Так, например, «твёрдый», «красный», «громкий», «холодный», «сладкий» и «ароматный» — всё это идеи ощущений. В то время как «восприятие», «запоминание», «абстрагирование» и «мышление» — идеи размышлений.
А такие как: «удовольствие», «сплочённость» и «существование», утверждал Локк, — это идеи, которые приходят к нам как из ощущений, так и из размышлений.
Всё, что мы знаем, всё, во что мы верим, каждая мысль, которую мы можем принять, состоит из идей, ощущений и размышлений, и ничего больше.
Мы, конечно, можем думать о том, что мы сами не испытали. Мы можем думать о динозаврах или единорогах, хотя никогда их не видели. Таким образом, Локк утверждает о первичном происхождении наших идей, об источнике их содержания.
Он различал простые и сложные идеи и признавал, что мы часто используем наши умственные способности, чтобы создавать сложные идеи, соединяя более простые компоненты.
Идея «единорога», например, может быть составлена из идей «лошади» и «одинарного спирального рога», а эти идеи, в свою очередь, составлены из менее сложных элементов.
Локк считал, что каждая сложная идея может быть проанализирована на составные части и что конечными элементами любого полного анализа должны быть простые идеи, каждая из которых получена непосредственно из опыта.
Эмпирическая психология сознания
Возникновение эмпирического направления в психологии связано с именем английского философа Дж. Локка (1632–1704).
Эмпирическая психология полагала, что психические процессы по своей природе недоступны для объективного наблюдения, что является методом научного исследования в естествознании, что в психологии возможно только внутреннее наблюдение, или интроспекция, во время которой человек может наблюдать только свои собственные психические переживания.. Естественно, что метод самонаблюдения в силу своей субъективности не мог обеспечить построение истинно научной психологии.
Эмпирическая психология рассматривала сознание как замкнутый внутренний мир психических переживаний, непосредственно данный человеку, управляемый своими собственными законами, познание которых возможно только через внутренний опыт или самонаблюдение.
Это утверждение было основано на идеалистическом понимании природы психики.
Эмпирическая психология заняла позицию дуализма, то есть идеалистического учения о том, что мир состоит из двух независимых и не связанных между собой принципов — духовного и материального.
Представители дуализма рассматривали протяженность как главную черту материальных явлений. Психические явления не различаются в этой степени: нельзя сказать, что мысли, чувства, желания имеют размеры, находятся справа или слева и т. д. Их отличительная особенность в том, что они даны только в сознании человека. Это послужило основанием для философов-дуалистов выделить эти явления в особый духовный мир, который существует и развивается по своим законам, совершенно независимо от явлений расширенного материального мира.
Дуализм создал непреодолимые трудности для эмпирической психологии в решении так называемой психофизической проблемы.
Экспериментальные данные показывают, что существует определенная связь между телесными процессами в организме и внутренними психическими процессами. Нарушение правильного протекания физиологических процессов немедленно приводит к соответствующим изменениям протекания психических процессов. Например, в зависимости от физического состояния тела человек чувствует усталость или бодрость. Необходимость научного объяснения этой связи составляет суть психофизической проблемы. Для решения этой проблемы в эмпирической психологии было предложено несколько теорий.
Теория психофизического взаимодействия утверждала, что существует взаимодействие между психическими явлениями и материальными процессами в теле: физиологические процессы влияют на психические и наоборот. Однако этот вывод противоречил основному принципу дуализма, согласно которому психическое, не различающееся по протяженности, не может перейти в физическое, так же как физическое не может перейти в психическое. Стоя на позициях дуализма, нельзя было одновременно признать истинность теории психофизического взаимодействия.
Теория психофизического параллелизма утверждала, что физиологические и психические процессы протекают только параллельно, будучи полностью независимыми друг от друга. Например, когда в теле человека при ходьбе происходят определенные физиологические (нервные и мышечные) процессы, в его сознании одновременно, но совершенно независимо от первого, происходит определенное изменение психических переживаний (человек воспринимает свою ходьбу).
Согласно этой теории, нервно-мышечные процессы, с одной стороны, и двигательные ощущения, с другой, существуют одновременно, но только как параллельные и существенно не связанные между собой процессы: ряд материальных явлений в организме и, независимо от него, существующее число. психических явлений в сознании человека совпадают друг с другом во времени, так что определенные изменения в одном ряду соответствуют строго определенным, но полностью независимым от первого, изменениям во втором ряду.
Чем объясняется этот удивительный параллелизм?
Представители дуалистической философии, вслед за ее предком Декартом, стоя на позициях идеализма, утверждали, что хотя мир состоит из двух начал — материального и духовного, но все же мир основан и управляется духовным (божественным) принципом. Наблюдаемое на опыте параллельное существование материальных и духовных явлений, столь разных по своей сути, является результатом заранее установленной гармонии. Такое объяснение показывает, что теория психофизического параллелизма ненаучна, и в то же время разрушается научная основа эмпирической психологии.
За время своего существования эмпирической психологии удалось собрать большой материал о субъективных характеристиках отдельных психических процессов, например, ощущений, памяти, внимания и т. д. Однако при всем этом она оказалась совершенно несостоятельной и неспособной к созиданию. научная психология, поскольку в понимании предмета психологии она стояла на позициях идеализма.
В своем развитии эмпирическая психология породила множество направлений, по-разному описывающих и объясняющих психические процессы, но согласованных между собой в идеалистическом понимании их сущности.
Структурная психология, как и все другие области эмпирической психологии, отличаясь от них деталями, идеалистически рассматривала сущность психических процессов, обусловленную внутренними психическими законами их строения. Исходя из этой позиции, гештальтисты пытались объяснить поведение животных как обусловленное не взаимодействием организма с окружающей средой, а структурными особенностями действий, совершаемых животными. Гештальт-теория поведения животных, выдвинутая Колером, подверглась резкой критике со стороны И. П. Павлова, вскрывшего ее идеалистическую сущность.
Несостоятельность этих и других областей эмпирической психологии объясняется не теми или иными недостатками, присущими каждой отдельной области, а идеалистическим пониманием сущности общих для всех них психических процессов.
Эмпирическая психология посредством самонаблюдения и экспериментов смогла накопить определенное количество описательных знаний о психических процессах. Однако она накопила эти знания, несмотря на свою идеалистическую основу и дуалистическое понимание человеческой природы. Поскольку объяснение психических процессов давалось эмпирической психологией, исходя из идеалистического понимания природы психики, она не могла дать истинно научное объяснение накопленным ею фактам.
Термин эмпирическая психология был изобретен немецким философом 18 века. X. Вольф обозначил особую дисциплину, задачей которой было изучение конкретных явлений душевной жизни, в отличие от рациональной психологии, которая имела дело с вечной, бессмертной душой. Эмпирическая психология сознания получила развитие в трудах французских материалистов и просветителей Ж. Ламетри, К. Гельвеция, Э. Кондильяка. Представители французской эмпирической психологии уделяли больше внимания, чем английские единомышленники, деятельности субъекта в восприятии окружающего мира, рассматривая психику с естественно-научных позиций.
Эмпиризм, его формы и представители
метки:
Познание, Эмпиризм, Воспитание, Единичный, Метод, Мышление, Развитие, Известный
СОДЕРЖАНИЕ
Эмпиризм………………………………………………………………………………2стр.
Формы Эмпиризма…………………………………………………………………….3-5стр.
Представители Эмпиризма( Френсис Бекон и Джон Локк)…………………..6-10стр.
Литература……………………………………………………………………………11стр.
Эмпиризм
Эмпири́зм
(от др.-греч. —
опыт
) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории).
Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. (Фрэнсис БэконТомас ГоббсДжон ЛоккДжордж БерклиДэвид Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).
В метафизике направление это охватывает весьма разнообразные точки зрения, то переходя в догматические системы известного типа, то превращаясь в скептицизм. Это объясняется различием толкований, какие нередко тот же мыслитель может придавать понятию «опыт». Как теоретическое направление рассматривающее процессы мышления и познания, которое в противовес рационализму считает единственным источником и критерием познания естественный опыт (профессиональное чутье, наитие).
А в формах мышления видит сугубо субъективный способ систематизации представлений, в целом недооценивая теоретическую роль в процессе познания. Сторонники идеалистического течения рассматривали «Эмпиризм» как внутреннее переживание субъекта, одну из форм чувственного восприятия, интуитивного созерцания поставленной цели (проблемы).
Выйти за грань эмпиричного, значит выйти за рамки накопленного опыта, устоявшихся, общепринятых теорий, или же за рамки материального восприятия реальности.
Под опытом в узком смысле этого слова разумеют познание единичного. Но единичное можно понимать как:
- субъективное ощущение, если речь идёт о внешнем опыте, или как «единичное представление», если речь идёт о внутреннем опыте;
- восприятие чего-то единичного, что обладает независящим от сознания существованием в виде части внешнего мира и продолжает существовать, помимо сознания и в то время, когда восприятие прерывается.
Эмпири́чное и теоретическое
– два основных, связанных между собой видов знания (способов познания), качественно отличающиеся, по сути, смыслу и формой отображения объективной реальности. Эмпиричное отображает действительность со стороны ее внешних связей и отношений. Фиксирует внешние проявления процессов и событий, заключая в себе все доступное созерцанию (все, что можно увидеть, услышать, почувствовать и осмыслить).
10 стр., 4634 слов
Принцип системности, его значение в познании мира
… и эмпирического. Существуют и другие подходы. Что же такое чувственное и рациональное? В понимании и объяснении чувственной природы познания многое сделали сторонники сенсуализма (от латинского “sensus” – … случаи системообразования. И хотя она не увенчалась успехом, имеющийся опыт позволяет рассматривать всякий объект научного познания как систему. Последние иногда подраз деляются на стабильные, …
Теоретическое – выходит из эмпиричного, систематизируя накопленный материал, придерживаясь принципа внутренних взаимосвязей, и закономерностей в движении.
Формы эмпиризма
Это различное понимание опыта создаёт две типичных формы эмпиризма: имманентный и трансцендентный.
Имманентный эмпиризм
Имманентным эмпиризмом называются философские попытки объяснить состав и законосообразность нашего познания из комбинации единичных ощущений и представлений. Такие попытки в истории философии приводили или к полному скептицизму (Протагор, Пиррон, Монтень), или к безмолвному предположению трансцендентного (системы Юма и Милля).
Юм подвергает сомнению существование реальности вне сознания. Он противопоставляет сравнительно бледным и слабым психическим переживаниям — Идеям — более яркие и сильные — Впечатления, но признает эту границу текучей, не безусловной, как это обнаруживается в сумасшествии и в сновидениях. Отсюда, казалось бы, следовало ожидать, что Юм будет считать недоказанным реальное тождество впечатлений, но, провозглашая подобную точку зрения, он не выдерживает её, принимая незаметно для себя впечатления за объекты, существующие помимо сознания и действующие на нас как раздражения.
Подобным же образом Милль, ограничивая весь материал познания единичными психическими переживаниями (ощущениями, представлениями и эмоциями) и объясняя весь познавательный механизм как продукт ассоциации между единичными психическими элементами, допускает существование вне сознания некоторого бытия в виде постоянных возможностей ощущения (permanent possibilities of sensation
), которые сохраняют своё реальное тождество помимо нашего сознания.
Трансцендентный эмпиризм
Его типичнейшей формой является материализм, принимающий двигающиеся в пространстве и вступающие в разнообразные комбинации частицы материи за истинную реальность, за мир опыта. Все содержание сознания и все законы познания представляются, с этой точки зрения, продуктом взаимодействия организма с окружающей его материальной средой, образующей мир внешнего опыта.
Основные положения
Итак, под понятие эмпиризма подходят различные направления: от крайнего скептицизма до крайнего догматического реализма в форме материализма. В истории философии между этими крайними типами можно установить множество промежуточных ступеней и разновидностей. В теории познания и в психологии эмпиризм характеризуется тем, что вопрос о ценности и значении познания ставится в тесную зависимость от его происхождения из опыта. Знание наше с этой точки зрения постольку достоверно, поскольку его источником является опыт. Но считать такой источник единственным и в то же время признавать возможность безусловно всеобщего и необходимого познания, значит допускать явную несообразность: черпая критерии истинности из единичных опытов, мы никогда не можем быть уверенными в полноте наших наблюдений и в безусловной необходимости (то есть неразрывности) известных единичных связей в опыте; опыт может, поэтому, гарантировать лишь большую или меньшую (хотя бы и очень высокую) вероятность познания.
7 стр., 3250 слов
Эмпирическая психология сознания. Эмпиризм и ассоцианизм
… складывалась психологическая мысль. Глава I . Эмпиризм (Empiricism; Empiric) — в философии — направление в теории познания, признающее источником знания чувственный опыт и полагающее, что содержание знания … психич. жизни; А. стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. Философская энциклопедия Ассоцианизм — иначе ассоциативная психология теория, сводящая психические …
Признание Локком математического познания безусловно достоверным объясняется лишь тем, что в эпоху Локка ещё не были продуманы до конца те следствия, к которым логически необходимо приводит отправной пункт эмпиризма. Чтобы психологически объяснить возникновение и существование в сознании человека известной структуры логических, гносеологических и математических законов, которые кажутся безусловно всеобщими и необходимыми, эмпиризм принимает следующие положения:
- Всеобщность и необходимость известных связей в опыте объясняется повторяющимся единообразным воздействием на нас известных впечатлений.
- Повторение известных впечатлений А и В одного за другим образует в нашем уме ассоциацию представлений а и b, так что появление в сознании одного из этих представлений тотчас же влечет за собой появление другого.
- Подобные ассоциации, повторяясь бесчисленное множество раз, становятся привычными и, наконец, неразрывными, так что у нас не только два представления неизменно связаны в сознании одно с другим, но всякая попытка разорвать связь между ними, то есть сознавать их порознь, становится невозможной или, как говорится, немыслимой (Милль).
- Предрасположения к подобным неразрывным ассоциациям могут стать по истечении огромных промежутков времени, охватывающих развитие не только человечества, но и всего животного мира, унаследованными свойствами, накопленными совокупным опытом миллионов поколений, так что человек может рождаться с предрасположениями к известным неразрывным ассоциациям, и то, что в настоящее время является априорным для индивидуума, могло возникнуть апостериорным путём для рода (Спенсер).
- Сверх этих биологических условий на наши представления об опыте как законосообразном целом влияют социальные условия.
25 стр., 12246 словТрансцендентный эмпиризм
… законов нашего познания есть результат единообразных воздействий опыта на нашу физико-психическую организацию, породивших такую ассоциационную связь между известными элементами сознания, которая стала … sensation), которые сохраняют своё реальное тождество помимо нашего сознания. править]Трансцендентный эмпиризм Его типичнейшей формой является материализм, принимающий двигающиеся в пространстве …
Мы рождаемся в общественной среде, которая своими культурными воздействиями на наше умственное развитие облегчает и ускоряет в нас сознание законосообразности наших познавательных процессов. В этом смысле опыт является «социальным, а не индивидуально психологическим понятием» (Риль), продуктом коллективного, общественного мышления.
Итак, с эмпирической точки зрения относительная всеобщность и необходимость законов нашего познания есть результат единообразных воздействий опыта на нашу физико-психическую организацию, породивших такую ассоциационную связь между известными элементами сознания, которая стала неразрывной благодаря аккумулированному наследственному опыту, индивидуальной привычке и влиянию окружающей социальной среды. Если так называемые всеобщие и необходимые законы познания отличаются лишь высокой степенью вероятности, а не безусловной достоверностью, то ничто не препятствует нам допускать возможность их изменения, хотя бы и очень медленного, что и высказывают Спенсер и другие эволюционисты.
Исходя из указанных предпосылок, эмпиризм считает произошедшими из опыта законы мышления, формы познания, основания математического и естественноисторического познания. Уже Локк утверждал, например, что дети и дикари вовсе не пользуются законами тождества и противоречия, ибо, если бы пользовались ими, то знали бы, что пользуются, так как нельзя сознавать что-нибудь и не знать, что сознаешь, если только не предполагать возможности бессознательных представлений, что было бы нелепо. Милль называет закон противоречия «одним из самых ранних и самых знакомых обобщений из опыта».
Другой эмпирист, Геринг, замечает: «Наблюдая естественное мышление, скоро можно убедиться, что оно не знает закона тождества и не следует ему, скорее возится с противоречиями, не получая повода усомниться в истинности своих мыслей» («System der Krit. Philosophie», т. I, стр. 310).
Подобным же образом эмпиристы пытаются объяснить происхождение из опыта и других необходимых элементов познания.
Представители эмпиризма
Фрэ́нсис Бэ́кон
англ.
FrancisBacon
); 22 января1561 — 9 апреля1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма. В 1584 был избран в парламент. С 1617 лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей. В дальнейшем был помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе.
Бэкон начал свою профессиональную деятельность как юрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом БэконаИндукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году. В этом трактате он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого быть использованным человеком.
25 стр., 12060 слов
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
… познание жизни в Тонком Мире. Но припомнить тонкие существования очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, … интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может … неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, …
Бэкон создал двухбуквенный шифр, называемый теперь шифр Бэкона.
Существует не признанная научным сообществом «бэконианская версия», приписывающая Бэкону авторство текстов, известных под именем Шекспира.
Научное познание
В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила» (лат. Scientia potentia est
).
Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы, как, например, утверждают[источник не указан 498 дней
] некоторые теологи. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей.
Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.
Метод познания
Указывая на плачевное состояние науки, Бэкон говорил, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью.
Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом — ранний предшественник научного метода. Метод был предложен в сочинении Бэкона «Novum Organum» («Новый Органон») и был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Organum» («Органон») Аристотеля почти 2 тысячелетия назад.
В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.
Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция
означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. В этом саду вся сирень белая — вывод из ежегодных наблюдений в период её цветения.
Неполная индукция
включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим чёрную особь. Это заключение всегда носит вероятностный характер.
12 стр., 5559 слов
Вклад Гоббса в развитие психологического познания
… и границах познавательных возможностей человека, а именно его чувственного опыта и логического мышления. Сторонники эмпирического направления Френсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк полагали, что источником всех … провел пять лет, изучая аристотелевскую логику и физику, а также совершенствуя свои познания в греческом и латинском языках, в конце обучения получил степень бакалавра. Не …
Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения. С помощью своего метода он, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела.
Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком.
Препятствия на пути познания
Фрэнсис Бэкон разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы, которые он назвал «призраками» («идолами», лат. idola
).
Это «призраки рода», «призраки пещеры», «призраки площади» и «призраки театра»
- «Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде».
- «Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые. «Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы».
- «Призраки площади (рынка)» — следствие общественной природы человека, — общения и использования в общении языка. «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум».
- «Призраки театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. «При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности».
Джон Локк
англ.
JohnLocke
; 29 августа1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.
13 стр., 6130 слов
Анимация как метод и форма физического воспитания человека
… рамках валеологии, эта наука тесно связана с физическим воспитанием человека. Объектом нашей работы является физическое воспитание человека посредством анимационной деятельности. Предмет работы — валеологические знания … организма) [7]. Валеология использует и методы эмпирического познания, и общелогические методы, и методы теоретического познания, которые, в свою очередь, можно подразделить на общие …
Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как Давид ЮмИммануил Кант. Локк был первым философом, который выражал личность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской», то есть вопреки декартовской философии Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.
Биография
Родился 29 августа1632 года в небольшом городке Рингтон на западе Англии, близ Бристоля, в семье провинциального адвоката.
В 1646 году — по рекомендации командира его отца (который во время гражданской войны был капитаном в парламентской армии Кромвеля) зачислен в Вестминстерскую школу.
В 1652 году — один из лучших учеников школы, Локк поступает в Оксфордский университет. В 1656 г. получает степень бакалавра, а в 1658 г. — магистра этого университета.
1667 — Локк принимает предложение лорда Эшли (впоследствии графа Шефтсбери) занять место домашнего врача и воспитателя его сына и затем активно приобщается к политической деятельности. Приступает к созданию «Посланий о веротерпимости» (опубликованы: 1-е — в 1689 г., 2-е и 3-е — в 1692 г. (эти три — анонимно), 4-е — в 1706 г., уже после смерти Локка).
1668 — Локка избирают членом Королевского общества, а в 1669 г. — членом его Совета. Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, отношение государства к церкви, проблема веротерпимости и свобода совести.
1671 — решает осуществить тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума. Это был замысел главного труда ученого — «Опыта о человеческом разумении», над которым он работал 16 лет.
1672 и 1679 — Локк получает различные видные должности в высших правительственных учреждениях Англии. Но карьера Локка напрямую зависела от взлетов и падений Шефтсбери. С конца 1675 г. до середины 1679 г. из-за ухудшения здоровья Локк находился во Франции.
1683 — Локк вслед за Шефтсбери эмигрирует в Голландию.
16881689 — наступила развязка, положившая конец скитаниям Локка. Совершилась Славная революция, Вильгельм III Оранский был провозглашен королем Англии. Локк участвовал в подготовке переворота 1688 г., находился в тесном контакте с Вильгельмом Оранским и оказывал на него большое идейное влияние; в начале 1689 г. он возвращается на родину.
1690-е — вновь наряду с правительственной службой он ведет широкую научную и литературную деятельность. В 1690 г. издаются «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», в 1693 г. — «Мысли о воспитании», в 1695 г. — «Разумность христианства».
5 стр., 2143 слов
Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2
… покупки эта возможность превратилась в реальность и он стал обладателем субъективного гражданского права — права собственности на автомобиль. Объем правоспособности у всех граждан одинаков. Каждый из граждан … е. самостоятельно, могут приобретать не все, а только определенный круг гражданских прав. Другие же права они вправе приобретать только с согласия родителей, усыновителей или попечителей или …
1704, 28 октября — в загородном доме своего друга леди Дэмерис Мэшем, Локк, силы которого были подточены астмой, умер.
Философия
Основой нашего познания является опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как «tabula rasa», на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом.
Педагогические идеи
Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт – рефлексию.
«Девять десятых людей делаются такими, какими они есть, только благодаря воспитанию». Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания – воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении.
Разработал систему воспитания джентльмена построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы утилитаризм – каждый предмет должен готовить к жизни. Воспитание джентльмена включает
: Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера. Формирования образованного делового человека.Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу, как высшему существу.Нравственное воспитание – воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения.Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным).
Труд предотвращает возможность вредной праздности. Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны.
Методы обучения и воспитания.
Основной дидактический принцип: в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются: пример и среда.Устойчивые положительные привычки воспитываются : ласковыми словами и кроткими внушениями.Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чуму способствуют физические упражнения и закаливание.
9 стр., 4304 слов
Гносеологические и социально-философские идеи Дж. Локка
… В своей классификации идей, он утверждает, что основанием мировых идей являются 3 идеи: идея добра, идея истины, идея красоты. Идея красоты выражается, … в чувственном мире. Дж. Вико. Критика картезианства: 1. Принцип «когито» не может быть основанием философии, на … власть и правомощность взаимны – это действует естественное право чел., тогда можно исключить войны. Этика: сторонник утилитаризма …
Содержание обучения: чтение, письмо, рисование, география, этика, история, натурфилософия, хронология, бухгалтерия, родной язык, Французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астрономия, фехтование, верховая езда, танцы[1].
«Философские, социально-политические и педагогические идеи Д. Локка составили целую эпоху в становлении педагогической науки. Его мысли были развиты и обогащены передовыми мыслителями Франции XVIII в., нашли продолжение в педагогической деятельности И.Г. Песталоцци и русских просветителей XVIII в., которые устами М.В. Ломоносова называли его в числе «премудрых человечества учителей»
[2]
.
Политика
- Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность.
- Естественное право — право на частную собственность; право на действия, на свой труд и на его результаты.
- Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора.
- Локк — теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закону).
- Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях.
- Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы.
- Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.
Наиболее известен разработкой принципов демократической революции. «Право народа на восстание против тирании» наиболее последовательно развито Локком в работе «Размышления о славной революции 1688 года».
Литература
- Джон Милль, «Система Логики» и «Исследование философии с. Вильяма Гамильтона»;
- Спенсер, «Психология» (преимущественно IV-й том, заключающий в себе теорию познания Спенсера);
- Лаас, «Идеализм и позитивизм»;
- Тэн, «Об уме и познании» (пер. под ред. Страхова);
- Дюринг, «Курс философии»;
- Льюис, «Вопросы жизни и духа»;
11
Примеры похожих учебных работ
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
… стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо … познание жизни в Тонком Мире. Но припомнить тонкие существования очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, …
Тема : Сознание как физиологическая проблема
… взрослыми, то можно утверждать, что в онтогенезе сознание базируется на коммуникации между людьми, развивается по мере приобретения индивидуального опыта и в результате овладения речью. У …
Характеристика познания в работах Локка
… опыта». В признании приоритета чувственного познания Локк близок эмпиризму Бэкона. Сенсуализм в области теории познания … наблюдения за детьми, душевнобольными людьми свидетельствуют о том, что … сознания». Это тоже один из тех моментов учения Локка, …
Трансцендентный эмпиризм
… происхождение из опыта и других необходимых элементов познания. К представителям эмпиризма следует отнести: стоиков, скептиков, Роджера Бэкона, Галилея, Кампанеллу, Фрэнсиса Бэкона (родоначальника нового эмпиризма), Гоббса, Локка, Пристли, Беркли, …
Классическая психология сознания (в.Вундт, э.Титченер, у.Джеймс)
… познания. Но все же Бэкон скептически оценивал возможности человеческого познания. Бэкон совершает переход от отождествления души и психического к трактовке психики как сознания. … ситуациям, людям, задачам … эмпиризм, ассоцианизм). Фрэнсис Бэкон … опыта): …
Создатели эмпиризма
Эмпиризм обязан своим развитием нескольким десяткам философов. Среди представителей эмпиризма, внесших наибольший вклад в становление и популяризацию теории, выделяют:
- Ф. Бэкона;
- Томаса Гоббса;
- Джона Локка.
Помимо развития непосредственно эмпиризма, многие философы параллельно занимались изучением других направлений философии. Поэтому эмпиризм скорее является результатом сочетания смежных философских течений, чем самостоятельным учением.
Ф. Бекон
Его считают родоначальником эмпиризма. Бэкон был не только философом, ученым, влиятельным политическим деятелем. Он пропагандировал идеи по реорганизации общества, стремился рационализировать подходы к познанию мироустройства. Мыслитель был сторонником научного подхода и способствовал популяризации науки в эпоху Нового времени. Ему принадлежит крылатое выражение «Знание – сила».
Взгляды Бэкона на собственную теорию познания были достаточно либеральны. Он поддерживал идею взаимодействия философских учений. Опыт и теоретические размышления могут быть гармонично объединены и преобразованы. Как подтверждение теории, в одной из своих работ он описывает процесс создания меда. Пчела не просто собирает нектар, она производит мед, используя практический опыт и теоретическую цель.
Источником познания Бэкон считал опыт, который подтверждает или опровергает конкретную информацию. Чтобы определить, истинно ли знание, необходим достаточный объем опыта. С помощью опыта можно подтверждать или опровергать гипотезы. Главной целью Бэкон считал познание Вселенной. Бог создал человека разумным, и дал возможность исследовать мир. Но на пути постижения истины есть преграды – заблуждения. Задача философа – избавиться от них, научится отделять истину от навязанного впечатления.
Т. Гоббс
Он был учеником Бэкона и одним из его самых преданных последователей. Гоббс придерживался теории, согласно которой человек рождается с очищенным сознанием. Все знания он приобретает в течение жизни, накапливая практический опыт. Восприятие, основанное на органах чувств, субъективно, поэтому необходимо различать настоящее восприятие и ложное.
Настоящее восприятие появляется на основе:
- сигналов – звуков, издаваемых животными;
- меток – знаков, созданных человеком для обобщения;
- естественных знаков – звуков природных явлений;
- знаков – человеческой речи, в которой преобладает специфическая терминология.
Ложное восприятие базируется на внутренних ощущениях человека. Оно – результат снов, неверных толкований воспоминаний или сумасшествия.
Дж. Локк
Знаменитым, Локка сделала его работа «Опыт о человеческом разуме».
В идеях Локка прослеживаются 3 основных постулата:
- у человека нет врожденных идей;
- разум новорожденного чист;
- в разуме не может появиться того, что прежде не существовало в ощущениях.
Эмпирические знания
Если говорить об эмпирическом методе, то нельзя не упомянуть и эмпирические знания. Это термин, который используется для описания рационального знания низшего уровня, то есть того, что человек опробовал на своем собственном опыте, но пока еще не смог проанализировать. Именно с эмпирических знаний и начинается постройка человеческого познания. Сначала он познает что-либо через опыт, а затем начинает анализировать, рационализировать, придумывать способы использования и так далее. Однако именно эмпирические знания являются самым нижним уровнем, с которого все и начинается.