Обновлено 23 июля 2022 423 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Люди, которые увлекаются чтением научной литературы, часто встречают это слово.
Студент, прогулявший почти все лекции по философии, приходит в аудиторию, слышит рассказ профессора об эмпириках и впадает в уныние.
Напрасно – это понятие при всей его внешней сложности, на самом деле, может понять даже ребенок.
Эмпирический и эмпиризм — это…
Термин эмпиризм образовался от греческого слова empeiría, которое переводится как «опыт».
Эмпирический – это явленный нам в чувствах, приходящий извне, данный непосредственно, полученный опытным путем.
Эмпиризм — это философское направление, которое зародилось в XVI веке. Именно в этот период научное мышление начало вытеснять религиозный взгляд на устройство мира.
Основоположник эмпиризма – английский философ Фрэнсис Бэкон. По его мнению, наука должна иметь исключительно практический вектор применения, а ее главная цель – подчинение природы человеком.
Наиболее радикальные сторонники эмпиризма предлагали отвергнуть бесполезное теоретизирование и признать, что наблюдение – единственный источник истинных знаний.
Эмпиризм делится на два направления:
- Материалистическое. Вокруг нас окружающая действительность, существующая сама по себе, независимо от нашего сознания. Мы постигаем этот мир при помощи органов чувств, черпаем из него опыт. Этот чувственный опыт — главный источник подлинного знания.
- Идеалистическое. Основа опыта – совокупность наших ощущений и представлений. Реальность существует только в пределах нашего сознания, а вне его – ничего нет.
дизайн
На каждом из этапов научного исследования следует ответить на три основных вопроса, направленных на определение соответствующей информации для решения проблемы и установить, как приступить к интерпретации и анализу данных должным образом..
- По каким причинам мы проводим эмпирические исследования? И, зная это, проанализируйте, будут ли результаты иметь научную и практическую ценность.
- Что будет расследоваться? Например: кому это адресовано? Характеристики, свойства, переменные и т. Д..
- Как это должно быть исследовано? Какие методы измерения будут использоваться, как они будут использоваться, измеряться, анализироваться и т. Д..
Эмпирический и теоретический уровни научного познания
Эмпирический уровень научного познания — это чувственное изучение реально существующих объектов и явлений. Главная задача ученого на эмпирическом уровне – фиксация и группировка научных фактов.
Научный факт – утверждение, которое было проверено, подтверждено и описано в соответствии с определенными требованиями.
На этом уровне происходят следующие процессы:
- Сбор, накопление эмпирических данных об объекте изучения.
- Выявление ценной информации, которая может быть отнесена к сфере научных фактов.
- Определение, измерение физических величин исследуемого предмета.
- Сравнение объектов между собой для выявления закономерностей, взаимосвязей.
Далее в дело вступает теоретический уровень познания, где происходит мысленная обработка информации, полученной эмпирическим путем.
Эмпирическое исследование в виде сравнения
Это метод познания, с помощью которого устанавливаются сходства и различия между несколькими объектами.
Есть два воздушных шара красного цвета. Один из них более красный, другой менее – скорее ближе к розовому. Или два стакана с чаем – один горячее, другой холоднее.
Сравнение помогает прийти к общему знаменателю в спорных вопросах. Гораздо проще добиться согласия, если оценивать теорию не в абсолютных значениях – правда/ложь, а в сравнительных степенях: «эта теория точнее другой подобной», «эта гипотеза проще для понимания».
Еще сравнительные степени используют, когда нет возможности перейти к прямым математическим единицам измерения. Например, в гуманитарных науках.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Наблюдение — как основа эмпиризма
Метод, который заключается в целенаправленном восприятии, фиксации поведения и свойств предмета исследования. Это не просто задумчивое созерцание или приятное времяпрепровождение.
Вот бабушка сидит на лавочке у подъезда, запоминает всех, кто входит и выходит. С научной точки зрения, она не занимается наблюдением. К этому процессу предъявляются жесткие требования:
- Целенаправленность и избирательность. Исследователь осуществляет наблюдение совсем не от скуки, а для достижения определенной цели – проверки или опровержения гипотезы, сбора сведений. Если наша бабушка будет избирательно считать, сколько усатых мужчин входит в подъезд, то требование будет соблюдено.
- Фиксация результатов наблюдения. Нужно завести журнал наблюдения и записывать все, что получится выяснить.
- Системность. Данные должны быть упорядочены, зафиксированы на определенном языке – формальном или естественном. Вот бабушка-исследователь берет толстый блокнот и пишет: «10 января 2019 года, 09:15 – прошел мужчина среднего телосложения, длина усов – 5 сантиметров».
Наблюдение включает в себя:
- объект – то, на что смотрим;
- субъект – самого исследователя;
- технические средства – с помощью чего смотрим (глаза, бинокль, подзорная труба).
Наблюдение бывает прямое и косвенное. При прямом наблюдении изучаем сам объект, а при косвенном – эффекты от его существования.
Некоторые предметы невозможно исследовать, потому что они слишком маленькие или находятся очень далеко. Например, элементарные частицы не увидеть даже в мощный микроскоп. Но при движении они оставляют следы, которые можно зафиксировать.
Еще различают два способа наблюдения – непосредственный и инструментальный. Непосредственное наблюдение ведется при помощи органов чувств – глаз, ушей, рук, а инструментальное – с использованием технических средств – телескопов, датчиков, микроскопов.
Если вы хотите узнать больше об эмпирическом знании, смотрите это видео:
Измерение — это еще один эмпирический уровень познания
Это эмпирический метод исследования, позволяющий выяснить точные количественные характеристики изучаемого объекта.
Вот есть земной шар, он огромный. «Огромный» – это качественная характеристика, не дающая никакой полезной информации. А вот «диаметр земного шара – 12,7 тыс. километров» — это количественный параметр, который важен для науки.
Чтобы провести измерение нам понадобятся:
- величина – что будем мерить;
- субъект – сам исследователь с линейкой в руках;
- методика – шкала и технические средства, которые будем использовать.
Измерения бывают прямые и косвенные. При прямых измерениях результат определяется непосредственно – приложили циркуль, узнали радиус. При косвенных измерениях результат получается путем вычисления нужной величины.
Чтобы узнать площадь квадрата, измерим линейкой любую его сторону и умножим это значение само на себя.
черты
Основными характеристиками эмпирического исследования являются следующие:
-Он имеет ряд заранее установленных этапов, которые необходимо выполнить, чтобы добиться успешного расследования.
-Хотя у него есть ряд заранее установленных этапов, которым следует следовать, это не делает его типом жесткого исследования, он сохраняет гибкость и адаптивность с точки зрения своих правил в зависимости от ситуации, проблемы, интересов, целей и т. Д..
-В ходе расследования устанавливаются вопросы, на которые необходимо ответить.
-Население, поведение или явление, которое необходимо изучить, должны быть определены.
-Опишите процесс, используемый для изучения населения или явления, включая выбор критериев, средств контроля и инструментов, используемых для сбора данных (например, обследования)
-Обычно он включает графики, статистический анализ и таблицы для объяснения полученных результатов..
-Они существенны, они собирают много информации.
Эксперимент – это эмпирическое познание наивысшей формы
Это метод исследования, при котором происходит контролируемое, целенаправленное воздействие на изучаемый предмет. Эксперимент возникает из-за нежелания ждать.
Вот ученый хочет знать, что будет, если сбросить один камень на другой с большой высоты. Ему пришлось бы провести годы в ожидании, пока нужное событие наступит. Настоящий ученый не станет терять времени. Он поднимется на возвышенность и сбросит камень вниз. Это будет экспериментом.
Эксперимент считается достоверным, если при многократном повторении он дает одинаковые результаты.
Вот мы подкинули монетку и выпал орел. Если ограничиться одним-единственным опытом, то можно сделать ошибочный вывод – монета всегда падает орлом вверх. Но проведя сотни таких экспериментов, мы придем к правильному следствию: распределение между орлом и решкой соответствует теории вероятности – 50/50.
Эксперимент – это мощный, быстрый, действенный эмпирический метод познания. Для него характерно отсутствие жалости к объекту исследования, который в процессе может быть изменен до неузнаваемости или даже уничтожен.
В этом плане наблюдение – более пассивный и гуманный способ исследования.
Эксперименты классифицируются по изучаемым объектам: химические, физические, социальные, экономические. Но также их можно разделить по целям и задачам:
- исследовательские – для формирования новых гипотез, выдвижения догадок;
- проверочные – для подтверждения или опровержения существующих гипотез и теорий;
- решающие – из двух противоречащих друг другу теорий по результатам эксперимента выбирается единственная верная.
Критерии, которые обычно оцениваются
-Одним из основных критериев, подлежащих оценке, является вопрос, является ли исследуемая проблема новой или актуальной..
-Проверьте, есть ли у вас практический, теоретический, социальный интерес и т. Д..
-Определите, написано ли это от третьего лица.
-Это имеет согласованность, последовательность, качество, точность.
-Проанализируйте, отвечает ли она гипотезе и соответствует ли ее целям.
-Использование и адаптация библиографических ссылок.
-Убедитесь, что результаты и выводы действительно предоставляют ценную информацию, которая улучшает предыдущие знания по предмету.
Источник
Описание — это фиксация результатов эксперимента или наблюдения
Описание осуществляется с помощью естественного языка — такого, на котором написана эта статья — или формализованного искусственного языка. При этом используются графики, схемы, изображения, таблицы, диаграммы.
Проблема этого метода в его субъективности. Один и тот же предмет можно описать совершенно по-разному.
Возьмем обычного кота. Любитель котов будет рассказывать о нем в ярких красках, восхищаясь окрасом, характером, повадками. А вот у аллергика описание того же самого животного будет другим – настоящее исчадие ада.
Чтобы уйти от неоднозначности и неточности, используют такие приемы:
- стандартизация (что это такое?) структуры изложения материала;
- определение используемых терминов, их значений;
- установка критериев для применения тех или иных оценок;
- переход от естественного языка к формализованному виду;
- сопоставление информации из разных источников.
Описание – это метод, который тесно связан с другими способами эмпирического исследования. Нельзя говорить, что он чем-то лучше или хуже других. Все вместе – это единый цикл.
Результаты, полученные во время наблюдения или эксперимента, нуждаются в фиксации и грамотном изложении. Тогда настает время для описания.
Эмпиричные формы
Теперь стоит привести две формы эмпиризма, которые вытекают из различных толкований понятия «опыт».
Имеются две формы эмпиризма:
- Имманентный эмпиризм — попытки философов в разные исторические периоды предоставить объяснения состава и законосообразности человеческого познания комбинациями из единичных представлений и ощущений. Такие философские попытки различных мыслителей приводили к разным последствиям. Некоторые таким образом приходили к скептицизму, другие — к безмолвному предложению трансцендентного;
- Трансцендентный эмпиризм — при упоминании данной формы эмпирического направления, сразу следует указать материализм, который является его типичнейшей формой. Материализм провозглашает реальность так называемого мира опыта. С этой точки зрения, истинная реальность представляет собой всевозможные комбинации частичек материи, которые двигаются в пространстве и при этом вступают во взаимодействие. Это и есть всё мир опыта. При этом законы познания и содержания сознания являются результатом взаимодействия человеческого организма со всеми проявлениями окружающей его среды.