Комплекс превосходства: признаки, причины возникновения, особенности

Психология о недостатках

А. Адлер — австрийский ученый, сформировавший теорию о комплексах. В своих трудах он утверждал, что они способны привести человека к успеху как во взаимоотношениях с людьми, так и в финансовом благополучии. Психология А. Адлера основывается на утверждении, что эти комплексы взаимно дополняют друг друга, то есть если человек стремится к превосходству, то вполне возможно, что это связано с его комплексом неполноценности. Парадокс, но на сегодняшний день миру известно немало людей, причиной успеха которых стало именно болезненное осознание своих недостатков. Например, такие знаменитости, как:

  • Глюкоза;
  • Джордж Клуни;
  • Бейонсе;
  • Роберт Паттинсон;
  • Леди Гага;
  • Том Круз.

Сила интеллектуальной честности

Чтобы «найти» истину, мы должны видеть вещи такими, какими они являются в действительности, а не фильтровать их в угоду себе.

Как пишет Перри Тэм: «Что такое интеллектуальная честность? Это значит всегда искать истину, независимо от того, согласуется ли она с вашими личными убеждениями или нет».

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Интеллектуальная честность заключается в том, чтобы найти лучшее решение, а не выиграть в споре.

Моральное превосходство способствует групповому мышлению — мы обращаем внимание только на тех, кто думает так же, как и мы. Разнообразие мышления необходимо для того, чтобы помочь группам найти наилучшие решения. Однако даже в самых «объективных» организациях лидеры используют моральное превосходство, чтобы заставить замолчать своих «подчинённых».

Начните с выравнивания игрового поля.

Это требует создания бесстрашной культуры, где люди могут:

  • высказывать своё мнение без боязни;
  • выражать альтернативные точки зрения;
  • бросать вызов статус-кво или боссам;
  • признавать ошибки, не боясь наказания.

Это требует от лидеров принятия уязвимости. Из своего опыта знаю, что это легче сказать, чем сделать. Требуется время, чтобы научить руководителей высшего звена отпускать власть и потребность всегда быть правыми. Как поясняет Тэм, решения должны «основываться на фактах, а не на статусе или положении лица в компании, представляющей их».

Интеллектуально смиренные взрослые с большей вероятностью учатся у людей, с которыми они не согласны. Мы должны выйти за рамки правильного или неправильного, интегрируя противоположные идеи, а не исключая их.

Причины появления комплексов

Адлер комплекс неполноценности и комплекс превосходства расценивал как рычаг к успеху, ведь в начале своей карьеры он стал наблюдать, что взрослые люди с каким-либо недостатком часто стараются компенсировать его с помощью упорного труда, изнуряющих тренировок и упражнений, что непосредственно приводит к развитию мастерства или силы. А. Адлер считает, что причину этого необходимо искать в детстве. Когда ребенок начинает понимать, что он не такой, как все, или недостаточно хорош для своих родителей, то он начинает искать способы доказать обратное. Он будет много времени уделять какому-либо занятию, говоря этим: «Смотрите, я преуспел в этом деле, не смотрите на мои недостатки!». Причины такого поведения могут быть самыми разными:

  • внутреннее принятие и преувеличение своих недостатков;
  • насмешки окружающих;
  • сравнение себя с другими;
  • упреки со стороны близких.

Но это не всегда хорошо. Комплексы неполноценности и превосходства являются причинами появления неврозов, нездоровой самооценки, агрессии, депрессии, хронической усталости и т. д., что не самым лучшим образом влияет на здоровье человека.

Как понять, есть ли у тебя комплекс превосходства

Если ты беспочвенно хвастаешься, тебе важно описать предмет гордости перед другими, уделяешь чрезмерное влияние внешнему виду, не принимаешь мнения окружающих, у тебя постоянные перепады настроения, то возможно у тебя есть «комплекс Бога».

Тебе может показаться, что с точностью такие симптомы видишь у другого человека. Они легко идентифицируются. Но, сопоставить эту «симптоматику» с самим комплексом – задача не из простых.

Характерные черты комплекса превосходства

Характерные признаки комплекса превосходства:

  • Постоянное сравнение себя с другими, причем не в свою пользу. Человек видит, что недостаточно хорош в том или ином вопросе. Он не может прожить даже нескольких часов, чтобы не провести сравнение.
  • Сложность принятия ошибок. Если человек считает, что он лучше других, то ему сложно брать ответственность за события. Даже, когда он видит, что неправ, то наденет маску идеала, которая не всегда всем нравится. Признание ошибок – это показ своей не идеальности, что противоречит человеку с «комплексом Бога».
  • Частая смена настроения на фоне внутренних противоречий. Такой человек находится в постоянной борьбе с собой, что влечет перемену поведения. Ложно предугадать, что он скажет или сделает в следующий раз.
  • Постоянная потребность в одобрении. Человек будет удовлетворен только в том случае, когда его действия заметят окружающие. Таким образом он заполняет пустоту внутри себя. Причем похвалы хватает ненадолго. Вскоре он будет снова испытывать недовольство.
  • Человек сосредоточен только на себе. Он не расточает комплиментов, похвал, обесценивает достижения других. Не промолчит, что сам бы сделал быстрей и лучше.
  • Такая личность не стесняется произносить свои желания, требует, чтобы окружение к нему прислушивалось.

Интересно! Определить комплекс превосходства можно по жестам. Такой человек покачивается назад-вперед, у него пальцы рук сложены, говорит снисходительно, словно с усмешкой.

Влияние комплексов на личность

Человек, обладающий комплексом неполноценности, старается восполнить свои недостатки. Адлер комплекс превосходства, напротив, характеризовал нездоровым желанием обогнать другого в чем-либо, то есть если обычный человек ставит перед собой цель выполнить определенные задачи, то индивидуум с комплексом неполноценности ставит перед собой цель выполнить задачи в два раза лучше, чем кто-то другой. Влияние двух этих комплексов на личность велико:

  • люди, обладающие этими комплексами, становятся замкнутыми;
  • они неудобно чувствуют себя в обществе;
  • боятся высказывать свое мнение или считают его единственным верным;
  • становятся обладателями слишком высокого мнения о себе или обесценивают собственные силы и себя как личность;
  • появляется желание избежать трудностей;
  • чрезмерный трудоголизм;
  • из чувства превосходства люди могут начать убивать, грабить, насиловать;
  • наблюдаются постоянные попытки оправдать свое бездействие усталостью, недостатком ресурсов и пр. приводят к остановке развития личности.

Качества людей, обладающих комплексом превосходства

Человек, обладающий чувством превосходства, отличается следующими качествами:

  • воинственностью;
  • агрессивностью;
  • враждебностью;
  • хвастовством;
  • нетерпимостью;
  • завистью;
  • самоуверенностью;
  • подозрительность;
  • жадностью.

Такой человек уверен, что он лучше других на порядок, стремится к власти, унижает тех, кто, по его мнению, опасен для него. Он получит удовлетворение только в том случае, если испытает превосходство.

Последствия комплексов

Комплекс неполноценности, комплекс превосходства или неуверенности могут привести к разным последствиям. Это зависит от самого человека. Кто-то благодаря им становится успешным и знаменитым, а другие погружаются на дно жизни. Но есть у этих комплексов одно общее последствие. Человек, страдающий одним из них, будет чувствовать себя некомфортно, кем бы он ни был. Возможными последствиями являются:

  • Распад семьи. Нередко пары распадаются из-за ярко выраженного комплекса неполноценности или превосходства одного из партнеров.
  • Самоубийство. Для некоторых людей наличие одного из комплексов приводит к отчаянию, вследствие которых они решаются на суицид.
  • Одиночество. Нездоровая самооценка способна вызвать негативную реакцию общества по отношению к человеку, что грозит одиночеством.

Бред или бредовая идея

Бредовая идея представляет собой ложное суждение, которому свойственно одновременное наличие следующих характеристик:

  • «паталогическая почва», т.е. бред обязательно возникает на основе болезни;
  • чрезвычайная значимость для человека;
  • всецелое овладевание сознанием больного;
  • неоспоримость (идея явно противоречит действительности, но разубедить больного невозможно) [И. Мартынихин, 2015].

Чтобы лучше понять сущность бредовых идей, рассмотрим их основные классификации.

Виды бреда по масштабности и необычности

Первая классификация предполагает деление бреда по степени масштабности и необычности. Так, выделяют бред обыденных отношений, который еще называют малым бредом, и более тяжелую форму бреда – мегаломанический бред:

  • Бред обыденных отношений проявляется в бытовой сфере и охватывает одного или нескольких представителей ближайшего окружения больного (родственников, друзей, соседей и т.д.) Обычно проявляется в виде идей об ущербе: например, больной убежден в том, что его соседи каждый день подкладывают ему в почтовый ящик письма с угрозами, или его мать целенаправленно кормит его просроченными продуктами.
  • Мегаломанический бред имеет абсолютно нелепые и фантастические формы грандиозного масштаба. Проявляется идеями величия («Я – Властелин Галактики, мне подвластно управление материей, пространством и временем»), самообвинения («Из-за меня был распят Иисус Христос») и ипохондрическими идеями («Я был заражен страшной болезнью, теперь все человечество вымрет»).

Таким образом, бред может иметь вид как абсолютно абсурдных идей, так и вполне правдоподобных, что значительно усложняет его диагностику.

Виды бреда по степени систематизации

Вторая классификация подразумевает разделение бреда по степени систематизации идей. Так, выделяют:

  • Систематизированный бред – структурированную и взаимосвязанную систему отдельных идей, которая подтверждается конкретными доказательствами и фактами.
  • Несистематизированный бред – отрывочные, никак не связанные между собой идеи.

Систематизированный бред, как правило, является результатом длительного и постепенного развития бредовых идей, а несистематизированный в большинстве случаев говорит именно об остром формировании отклонения.

Виды бреда по механизму образования

Бред имеет несколько причин возникновения и появляется в результате нарушения логического мышления или неправильной оценки реальности, а также может передаваться от других людей.

В зависимости от механизмов образования бред подразделяется на три вида:

  • Бред толкования представляет собой систематизированный бред, основанный на ошибочной интерпретации из-за нарушения мышления. Человек толкует реальные факты и события избирательно: выбирает то, что соответствует его идее, а остальную информацию отвергает, в результате чего происходит ошибочное восприятие реальности.
  • Чувственный бред возникает вследствие того, что человек опирается при суждении не на логику, а на интуицию, т.е. чувства воспринимаются сознанием, как объективная реальность, не требующая никаких оснований и доказательств.
  • Индуцированный бред является следствием «заражения» бредовыми идеями от другого человека. Возникает в случае, если имеет правдоподобный вид, а индуцируемый имеет высокую внушаемость и продолжительное время общается с индуктором. Хорошо иллюстрируется примером группового заблуждения участников сект.

Бред толкования имеет самый стойкий характер, чувственный бред может поддаваться частичной коррекции, а индуцированный бред является самым непрочным и обычно распадается при отделении человека от его источника.

Виды бреда по содержанию

Самой очевидной является классификация бредовых идей по их содержанию, однако его анализ имеет ограниченные возможности при диагностике, поскольку фабула бреда во многом зависит от второстепенных факторов, т.е. не от самой болезни, а от среды, в которой находится человек. На формирование бредовых идей большое влияние оказывает эпоха, в которой живет больной, его социальное окружение, интересы и т.д.

Однако выделяют три основных содержания бреда, которые встречаются повсеместно:

  • Бред преследования (параноидный бред) представляет собой уверенность человека в том, что кто-то следует за ним, желая причинить ему вред. Это вызывает панику, тревогу, страх и отчаяние, в результате которых больной стремится избежать преследования, изолируя себя от преследователей (переехав в другой город, не выходя из комнаты, установив несколько замков и т.д.) или пытаясь превратить их «из охотника в жертву» (человек начинает сам преследовать своих недоброжелателей, угрожать им, а иногда и применять физическую агрессию).
  • Бред самообвинения (депрессивный бред) проявляется в стойкой убежденности человека в том, что он виноват в чем-то ужасном и его непременно ждет наказание. Является самым опасным видом бреда, поскольку зачастую толкает больных к совершению суицида, в том числе расширенного (желание убить не только себя, но и всех своих родных, чтобы огородить их от расплаты за грехи их родственника).
  • Бред величия (маниакальный бред) имеет вид значительной переоценки собственной уникальности и важности, а также своих возможностей [И. Мартынихин, 2015].

Вот мы и дошли до основной темы нашей статьи. «Мания величия» – что это такое с научной точки зрения? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо изучить, почему возникает «мания величия», признаки и симптомы, которыми она характеризуется.

Возможно ли избавиться от комплексов

Полностью искоренить комплексы невозможно, ведь корень всех проблем лежит в глубоком детстве, и полностью убрать его, будучи взрослым, достаточно сложно. Если вы все же решились бороться с комплексом превосходства или неполноценности, то следует обратиться к специалисту, чтобы подойти к этой проблеме более правильно и разумно. Но есть несколько универсальных рекомендаций, которые помогут решить эту непростую задачу.

  • Следует полюбить себя. Это непросто и требует много усилий, но необходимо понять и принять тот факт, что мы не идеальны, и иметь недостатки — вполне естественно.
  • Необходимо верить в себя. Надо проверить, на что вы способны, протестировать себя в деле.
  • Уважение к себе. Начните заниматься тем, что доставляет вам удовольствие, не общайтесь с теми, кто неприятен, начните наслаждаться моментами жизни.
  • Относитесь к критике отстраненно. Рассматривайте все советы, которые даются, как момент для корректировки, но не в качестве оскорбления в свой адрес.

Профилактика «мании величия»

Исчезновение идей бреда величия напрямую зависит от результатов лечения основного заболевания: если терапия исходной патологии приводит к ремиссии, то идеи бреда величия исчезают вместе с другими его симптомами. Важно отметить, что риск рецидивов очень велик, поэтому для предупреждения повторного возникновения бреда величия необходим регулярный медицинский контроль над состоянием пациента.

Специфические методы профилактики бреда величия отсутствуют, поскольку причины его возникновения кроются в психических расстройствах различного происхождения. Однако минимизировать риск как первичного, так и повторного возникновения бреда величия можно, если:

  • своевременно диагностировать психические заболевания и психотические состояния при органических поражениях ЦНС;
  • следить за общим состоянием здоровья;
  • научиться правильно справляться со стрессом и избегать стрессовых ситуаций;
  • отказаться от приема алкоголя и наркотических веществ.

Наша онлайн-программа «Психорегуляция» обязательно поможет вам научиться управлять своими психическими и эмоциональными состояниями, а на онлайн-программе «Здоровье человека» вы научитесь поддерживать свой организм в тонусе, а также своевременно отслеживать и устранять возникающие в различных системах организма проблемы, что позволит вам предотвратить возникновение легких отклонений и минимизировать риск развития более серьезных заболеваний любого генезиса.

Желаем вам удачи и искренне верим в то, что у вас непременно получится следить за своим здоровьем правильно!

А если есть желание, можете пройти небольшой тест, чтобы узнать, насколько хорошо удалось понять и запомнить материал статьи:

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Виды мышления
  • Как стать машиной для генерации идей: руководство
  • Мировоззрение как жизненный путь
  • Психология: псевдонаука или нет?
  • «Мания преследования»: симптомы, причины возникновения, диагностика и лечение
  • Неопозитивизм и принцип верификации
  • Как создавать новые идеи
  • Эндогенная депрессия: признаки, симптомы и лечение
  • Эмпатия простыми словами: что это такое и для чего это вообще нужно
  • Научное мышление: значение, особенности и методы

Ключевые слова:1ЗОЖ, 1Психорегуляция

Советы родителям

Комплекс превосходства, так же, как и комплекс неполноценности, способен сформировать неуверенность, застенчивость, фобии у ребенка. Нельзя с точностью сказать, что в будущем он сможет стать успешным благодаря комплексам, поэтому способствовать их возникновению не стоит. Что делать, чтобы не сформировать у ребенка комплексы неполноценности и превосходства? Для этого необходимо выполнять следующие рекомендации:

  • Не нужно сравнивать своего ребенка с кем-то другим. Следует помнить, что ваш ребенок никогда не будет похож на «идеального» малыша вашей подруги. Навсегда забудьте о том, чтобы сравнивать чадо с кем-то, ведь этим вы заставляете дитя ревновать, чувствовать себя недостойным вашей любви.
  • Похвалы много не бывает. Многие ошибочно полагают, что если хвалить своего ребенка, то он перестанет стараться. Это абсолютно не так. Дети в этом вопросе похожи на взрослых. Представьте, что вас совершенно не хвалят, а наоборот, делают замечания и критикуют. Согласитесь, вам это не понравится. То же самое чувствует ваш малыш. Так что не скупитесь на похвалу.
  • Не злоупотребляйте опекой над ребенком, но и не будьте равнодушны. Эти две крайности одинаково плохо подходят для воспитания. Сделайте так, чтобы ребенок чувствовал себя нужным, дайте ему свободу, позвольте почувствовать ответственность. Это важно, поскольку предотвращает формирование комплексов и учит ребенка самостоятельности.
  • Ребенок не виноват в том, что вы несчастны. Не делайте малыша заложником ситуации и виновником ваших бед. Помните: на все, что происходит в вашей жизни, влияете только вы сами.

ЦВЕТ АУРЫ
ОРАНЖЕВЫЙ цвет
– ГОРДОСТЬ — преувеличенная уверенность в своих выдающихся способностях и совершенстве, в презрении к порокам других людей. Ты слишком серьезно к себе относишься, — медленно проговорил дон Хуан, — И воспринимаешь себя как чертовски важную персону. Это нужно изменить! Ведь ты настолько важен, что считаешь себя вправе раздражаться по любому поводу. Настолько важен, что можешь позволить себе развернуться и уйти, когда ситуация складывается не так, как тебе хочется. Возможно, ты полагаешь, что тем самым демонстрируешь силу своего характера. Но это же чушь! Ты — слабый, чванливый и самовлюбленный тип! Я попытался было возразить, но дон Хуан не позволил. Он сказал, что из-за непомерно раздутого чувства собственной важности я за всю жизнь не довел до конца ни единого дела. Я был поражен уверенностью, с которой он говорит. Но все его слова, разумеется, в полной мере соответствовали истине, и это меня не только разозлило, но и здорово напугало. — Чувство собственной важности, так же как и личная история, относится к тому, от чего следует избавиться, — веско произнес он. К. Кастанеда. Путешествие в Икстлан. В христианстве гордость относится к одному из смертных грехов. И надо сказать, не без основания. Именно гордыня, чувство собственной важности, является причиной страданий и болезней, часто неизлечимых, а также смерти. Именно гордыня является источником всех пагубных мыслей и эмоций. Ведь когда человек ставит себя выше кого-либо, то он начинает осуждать, презирать, ненавидеть, раздражаться, предъявлять претензии. Ощущение собственного превосходства над другими рождает высокомерие и желание унизить (словом, мыслью, поступком). Чувство собственной важности порождает огромную подсознательную агрессию, которая затем оборачивается против самого автора. Это чувство означает стремление человека поставить себя, свой разум, свою мудрость выше Вселенной, Бога, выше чего-либо или кого-либо в этом мире. Человек гордый никак не может и не хочет принять травмирующие ситуации в своей жизни, то есть те ситуации, которые не соответствуют его ожиданиям. У него есть свое понимание окружающего мира, и он считает, что именно оно является самым верным и самым лучшим. Он стремится подчинить себе окружающий мир, часто с помощью насилия. Поэтому любое несоответствие его представлениям о том, каким должен быть окружающий мир, вызывает в его душе всплеск агрессивных эмоций: злости, обиды, ненависти, презрения, зависти и др. А это, в свою очередь, приводит к различным болезням и смерти.
Гордыня
— это ощущение внутреннего превосходства над другими. Это прежде всего результат непонимания своего истинного места во Вселенной, своего предназначения в этой жизни, отсутствия осознания цели и смысла жизни. Получается, что вся энергия уходит на прямое или косвенное доказательство своей правоты, на борьбу с окружающим миром. Представьте, что клетка начинает бороться со всем организмом и отстаивать свои интересы, не считаясь с интересами всего организма. Нужна ли такая клетка организму? Может ли клетка диктовать свои условия организму? Нет. Организм будет стремиться избавиться от нее, иначе такая клетка превратится в раковую. В Библии по поводу гордыни есть замечательные строки: «Придет гордость, придет и посрамление, но со смиренными — мудрость». «Погибели предшествует гордость, и падению — надменность». «Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми». «Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе». «Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех». «За смирением следует страх Господень, богатство и слава, и жизнь». «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь». САМЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОРДЫНИ: 1. Гордыня прежде всего, проявляется чувством собственной непогрешимости и правоты и неправоты окружающих. Такие люди чувствуют, что всегда правы, склонны критиковать кого-то, обсуждать, сплетничать и обвинять. 2. Следующее проявление гордыни – это жалость к себе. Чувство собственной важности является скрытой жалостью к себе. Такой человек сконцентрирован только на себе, он начинает играть роль жертвы, из его жизни уходит собранность, трезвость и уравновешенность. 3. Отношение свысока, снисходительность. Человек чувствует себя выше других, следовательно, всех людей считает ниже себя. 4. Покровительственное отношение к кому-либо. Такое проявление гордыни находится рядом со снисходительностью. Обычно эти люди помогают кому-то, после чего требуют благодарности и уважения. От таких людей можно слышать: «Ты должен быть благодарным мне за то. Что я для тебя сделал!» 5. Унижение других и себя. Есть люди, которые считают себя неудачниками, ни на что не способными, низки духом, и если видят кого-то выше себя, они готовы ползать перед ними на коленях. Но в то же время, если они замечают людей, ниже себя, вынуждают их вести себя точно так же. 6. Проявлением собственной важности есть мнение, что «без меня мир не сможет существовать». Такие люди думают, что только от них все зависит, на них все держится: мир, работа, семья. Здесь существует тонкая грань между чувством ответственности и собственной важности. 7. Слишком серьезное отношение к себе. У человека возникает чувство, что он очень важная персона. И это чувство дает ему повод раздражаться по поводу и без. И когда что-то в жизни складывается не так, как хочется, он может встать и уйти. Такую ситуацию часто можно видеть в семьях при разводе. Каждый из супругов считает, что тем самым проявляет силу своего характера, но это не так. Таким образом, они наоборот проявляют слабость. 8. Чрезмерная важность в свою очередь порождает другую проблему – человек начинает сосредотачиваться на том, что другие думают и говорят о нем. Он зациклен на своих проблемах и постоянно говорит о них, у него проявляется нарциссизм и самолюбование. 9. Хвастовство. Чувство превосходства над другими. Человек начинает восхвалять свои достоинства. А делает это он потому, что у него есть комплекс неполноценности, и ему просто нужно получить одобрение окружающих, почувствовать свою значимость. 10. Отказ о помощи. Гордый человек не позволяет другим людям себе помогать. А почему? Потому, что он хочет получить все плоды сам, он боится, что придется с кем-то делиться. 11. Желание получить славу, уважение и почет, возвыситься. Люди приписывают себе заслуги и труды других людей. Но также в них присуща склонность делать из людей кумиров. 12. Мысль о том, что деятельность, которой занимается человек, нужнее и важнее всех остальных. 13. Соперничество. Желание сделать плохо, больно сопернику. Любая конкуренция приводит к напряжению, вызывает агрессию, подсознательное желание унизить соперника, что в итоге приводит к срывам и болезням. 14. Стремление осуждать людей за их ошибки, поступки и действия. Такой человек сознательно ищет в людях недостатки, мысленно их наказывает, все это делается с чувством гнева, раздражения и ненависти. Иногда даже хочется проучить человека. 15. Использование слов, значение которых другим людям непонятно. Обычно этим пороком страдают ученые. 16. Нежелание делиться своими знаниями. 17. Нежелание благодарить и прощать. Обидчивость. 18. Нечестность к себе и к другим людям. Такой человек может не выполнять своих обещаний, специально вводить людей в заблуждение, врать. 19. Сарказм. Стремление съязвить, зло подшутить над человеком, обидеть едким замечанием или грубостью. 20. Нежелание признавать, что у вас есть недостатки – духовные проблемы и гордость.

Как же избавиться от этого пагубного чувства?

Любое поведение человека имеет свое позитивное намерение. Гордыня, как способ мышления и восприятия окружающего мира, тоже имеет позитивное намерение. Оно многогранно. Это и стремление к совершенству, и желание чувствовать себя спокойно и комфортно, и желание заявить о себе на весь мир. Каждый человек хочет чувствовать, что живет в этом мире не зря, что есть в его жизни какой-то смысл. Но чувствовать свою ценность и исключительность за счет возвышения над другими — это означает вынашивать в подсознании программу уничтожения других миров. Ведь если я лучше и выше, то другие хуже и ниже. Но на самом деле, на тонком уровне, мы все равны. Гордыня рождает самую высокую подсознательную агрессию, которая возвращается мощной программой самоуничтожения в виде травм, несчастных случаев, неизлечимых болезней и, наконец, смерти.

Важно осознать, что нет людей плохих или хороших, лучших или худших. Есть просто люди, а мы их делаем такими, какими ожидаем увидеть. Чем выше человек превозносит себя, тем ниже он падет. Чем лучше он хочет выглядеть для других, тем хуже о нем скажут.

Гордый человек — закрытый человек. Не желая принять мир другого человека, он делает свой мир бедным и убогим. И в конечном итоге это приводит к одиночеству. Много болезней возникает из-за гордыни и как важно избавиться от этого чувства. Составьте для себя программу освобождения от гордыни. Для этого в первую очередь научитесь брать на себя ответственность за свою жизнь, за свою судьбу. Сразу отпадет потребность обвинять кого-то и себя в том числе.
Научитесь принимать любую ситуацию в своей жизни — без претензий и обид. И не просто принимать, а благодарить Бога, свой подсознательный разум за эти события, какими бы негативными на первый взгляд они ни казались.
Все знают поговорку: «Все что Бог дает — к лучшему». Постарайтесь находить позитивные стороны в любой ситуации. Иногда они очевидны, иногда скрыты от нашего сознания, и часто понимание того, какой позитивный урок мы из нее извлекли, приходит позже. Что такое принятие? Это глубокое понимание того, что мы живем в очень гармоничном и справедливом мире, и все происходящее с нами в жизни нужно принимать безоговорочно, без претензий и обид.
Какая бы ситуация с вами ни произошла — примите ее как данную Богом. Пройдите через нее спокойно.
Остановите свои мысли и подумайте — чем вы ее создали? Примените на практике те законы, о которых вы уже знаете: «Внешнее отражает внутреннее» и «Подобное притягивает подобное». Какой важный и позитивный урок вы должны извлечь из этой ситуации? Научиться принимать ситуацию — это искусство. В христианстве это называется смирением. «Ударили по одной щеке — подставь другую «. Многие просто не понимают смысла этой фразы. Многие люди не могут принять ее, потому что воспринимают буквально, не видя в ней скрытый смысл. Она означает: на внешнем, на сознательном уровне можно выразить несогласие с ситуацией и стремиться ее изменить, но на внутреннем, на подсознательном уровне, то есть душой, эту ситуацию нужно принять без претензий и обид. «Не говори: «Я отплачу за зло»; предоставь Господу, и он сохранит тебя». Наше сознание находится в роли наблюдателя и оценщика тех жизненных событий, которые нам преподносит наш подсознательный разум. Поэтому сознательно можно выражать недовольство, но подсознательно ситуацию необходимо принять. Мы сами создаем все события своей жизни. Внешнее можно изменить только тогда, когда мы меняем что-то внутри себя.
Научитесь принимать людей такими, какие они есть
. Помните, что каждый человек живёт в своём мире и создаёт свой уникальный мир. Именно этим и определяется исключительность и уникальность каждого человеческого существа. Представьте человеческий организм. В нем триллионы разных клеток. Что их объединяет вместе? Жизнь! Стремление к целому, то есть служение единому организму. На этом уровне все клетки равны между собой. Нет клеток лучше или хуже. Клетка сердца или головного мозга ни в чем не лучше клетки прямой кишки. Они не могут существовать друг без друга. Любой организм — это глубоко сбалансированная система. Все клетки связаны между собой. Но при этом каждая клетка по-своему уникальна, так как осуществляет свои, специфические функции на благо всего организма. И если клетка прекрасно справляется со своими обязанностями, то получает от организма все, что ей необходимо. На тонком подсознательном уровне каждый человек — это частица Вселенной. И не только человек, а любое живое существо, любой предмет. И здесь мы все равны. Все в этом мире объединяет одна общая цель — стремление к Целому, то есть к Богу, Вселенной, Высшему Разуму. И каждый вносит свой уникальный вклад в общий вселенский процесс развития. Все мы идем в одном направлении, но каждый своей дорогой. Очень важно, чтобы человек почувствовал свою ценность, важность и уникальность в этом мира, но не за счет возвышения над другими потому что каждый человек и предмет важен по-своему, а за счет осознания своей уникальности в едином организме Вселенной. Каждый идет своей дорогой. А цель у всех одна. Каждый, в конце концов, приходит к тому, что искал. Искал интуитивно, подсознательно, проходя через определенные жизненные уроки. И единственное, что человек всегда имеет при себе на этом пути и с чем он заканчивает свой путь, — это его личная жизненная история, судьба. Если бы люди научились принимать без агрессии все жизненные ситуации и воспринимать события как уроки, а не как стрессы, учиться на них, то есть в любой ситуации делать позитивные выводы, то жизнь была бы прекрасна. Есть одно хорошее упражнение, которое я рекомендую проделывать регулярно. Сядьте поудобней, расслабьтесь, успокойтесь. Остановите свой разум, внутренний диалог. Мысленно поместите перед глазами ровное светящееся поле светло-синего цвета. Теперь представьте себе, что вот такой светло-синий свет наполняет вас изнутри, постепенно становясь все ярче и светлее. И в этот момент мысленно обратитесь к Высшей Силе, Богу. Не важно, верите ли вы в Бога или в Космический Разум, любое представление о разумном начале Вселенной достаточно для такого обращения. Обратитесь к этим Высшим Силам с необычной просьбой. Не просите для себя каких-то благ, пусть даже не материальных, а духовных. Просто попросите эту силу войти в вас, направлять вас, делать с вами то, что гармонично для Вселенной. Просите об одном — помочь вам найти то единственное место в гармонии Вселенной, которое вам предназначено. Стать именно таким, каким вы самым лучшим образом впишетесь в систему Мира. Достигнуть того совершенства, мира и покоя, которое позволит вам познать истинное счастье и свободу. Если в момент такой молитвы или сразу после нее вам захочется подвигаться или посидеть в какой-то непривычной позе, а может быть, просто походить, дыша особым образом, или даже танцевать — не сопротивляйтесь. Это продолжение вашей медитации, динамическая ее часть. Вселенная может отозваться на вашу готовность к сотрудничеству через ваше тело. Люди, которые довольно часто практиковали подобные медитации, по словам специалистов, могут в точности копировать упражнения и элементы различных систем гимнастики, дыхательные упражнения — все, что найдено было человеческой мудростью за долгие века поисков совершенства духа через совершенство тела. В Библии, в Новом Завете, есть такая молитва, которая нейтрализует гордыню самым лучшим образом, — это «
Отче наш
«. Читайте ее каждый день, но читайте не бездумно, а стремитесь понять ее смысл. Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое; Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим; Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого; ибо Твое есть Царствие и сила и слава во веки. Аминь. Есть и еще одна сторона гордыни, которая часто остается незамеченной, даже для религиозных деятелей. Ведь гордыня — это не только высокомерное отношение к окружающему миру, порождающее агрессию, направленную вовне, но это еще и принижение себя самого, неправильное отношение к себе самому, также порождающее агрессию. Различные религиозные школы учат правильному отношению к другим людям, к окружающему миру, но мало уделяют внимания правильному отношению к самому себе. Многое в их учениях основано на чувстве вины, страхе и наказании за грехи. Они учат любить Бога, Первопричину всего сущего, а любовь к Богу начинается с любви к себе, как частице Бога. Ведь Бог находится в душе каждого из нас. И если человек, например, ругает себя за какое-то действие, то он ругает Бога, а это уже проявление гордыни.
Поэтому постигать окружающий мир и вселенские законы нужно с изменения отношения к самому себе, а через самоизменение и самосовершенствование — и к окружающему миру. «Я не желаю быть гордым, как драгоценный камень»
***

Пробуждённому не свойственна та самонадеянность, которую обычный человек считает своим правом, поскольку пробуждённый не только чрезвычайно скромен, но и не оказывает разуму того почтения, какое свойственно обычному человеку. Таким образом, он намного более разумен, чем обычный человек, так как считать, что разум полностью обосновывает необходимость избегать вызовов в жизни, означает вести себя совершенно неразумно. Пробуждённый использует свой разум лишь для того, чтобы он направлял его к восприятию жизни в её полноте, а не в качестве оправдания побега от вызовов. Существует огромная разница между высокомерием и смирением. Высокомерие основано на предположении о том, что человек превосходит кого-то или что-то. Смирение опирается на знание о том, что человек не выше и не важнее, чем всё остальное. В отличие от обычного человека, пробуждённый знает, что он не более и не менее значим, чем всё остальное. Это известно ему благодаря тому факту, что он живёт. Бесценный дар жизни, которым он наделён, представляет собой ту самую жизненную силу, которой награждены царь, нищий и насекомое. Такое знание чрезвычайно отрезвляет, и только тщеславный глупец не смирится, размышляя над этим фактом. Пробуждённому не свойственно высокомерие, в своём смирении он испытывает глубокое уважение ко всему живому, независимо от того, что это за жизнь — его собственная, жизнь царя или нищего, животного или растения, насекомого или атома. Люди часто путают смирение с высокомерием, и потому у них нет подлинного уважения к жизни. См. Смирение.

ЛЕСТЬ

Лесть — это похвала с корыстной целью. Притворное одобрение, лукавая угодливость. Человек льстивый готов вознести другого на какие угодно высоты, лишь бы получить от него что-нибудь, будь то материальная выгода или внимание, одобрение. Человек льстивый разрушает самого себя и окружающий мир. Ведь возвышая кого-либо, он принижает себя. Бывает лесть, как одна из производных гордыни. Наверное, каждый, кто общался с такими людьми, ощущал неприятные чувства. Эти неприятные ощущения появляются потому, что лесть несет в себе заряд подсознательной агрессии. Не зря раньше говорили, чтолестью душу вынимают. Человек самодостаточный стремится выразить свою индивидуальность в этом мире; человек, который уважает себя, свободен от лести.
Научитесь искренне и бескорыстно хвалить людей, одобрять их поступки, делать им комплименты. Просто так! Пусть это будет один из способов делать людям приятное.
© В. Синельников

Чувства и эмоции.

Чувство ненависти. Ревность — Прелюбодеяние. «Гордость» — В. Синельников. Вирус избранности. Чувство собственной важности. Отслеживание проявлений гордыни. Потребность в превосходстве. Чувство обиды. Чувство мести. Презрение — Неприязнь.

Copyright © 2022 Любовь безусловная

Стремление к превосходству и чувство неполноценности

В основе концепции Адлера лежит представление о единой движущей силе, которая лежит в основе структуры личности и на­правляет все ее ресурсы на достижение самой главной цели, придающей смысл всему существу личности. Такой целью, по мнению Адлера, является стремление к превосходству или самоутверждению.

Стремление к превосходству (самоутверждению) — этостремление к преодолению собственных недостатков и наиболее полному раскрытию своего потенциала.

Именно эта цель подчиняет себе все движение к более полному развитию и осуществлению, реализации нашего Я. Адлер был убежден, что данное стремление к превосходству является врожденным фактором, его следы легко можно обнаружить во всех аспектах проявления личности.

Подлинной движущей силой личности является генерализованное чувство неполноценности. Чувство неполноценности — это переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности; связано с органической и функциональной неполноценностью человека.

Сильное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности, может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, стать таким же сильным или даже сильнее других, стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей. Т.е. стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека.

Первоначально Адлер относил это чувство неполноценности к телесным недостаткам. Ребенок с наследственны­ми органическими недостатками попытается их компенсировать за счет более интенсивного развития дефектной функции. Например, ребенок-заика при помощи речевой терапии может стать великим оратором, ребенок со слабыми конечностями после интенсивных физических упражнений становится хорошим атлетом или танцором.

Позднее Адлер расширил понятие неполноценности, включив в него все виды физических, душевных или социальных недостатков — реальных или мнимых. Он также полагал, что слабость и беспомощ­ность ребенка, его зависимость от окружающей обстановки ведет к появлению чувства неполноценности, столь знакомого каждому человеку. Ребенок осознает свою неполноценность и необходимость преодолеть недостаток, но при этом им движет врожденное стремление к превос­ходству. В итоге такой процесс движет индивида по направлению ко все большему совершенству и реализации.

Отсутствие друзей

Легко завоевать популярность, когда есть много денег. Вот уже те люди, которые были враждебно настроены, теперь стали такими милыми. И те, кто ранее не желал общаться, теперь охотно идет на контакт. Но на самом деле оказывается, что в окружении нет никого, кто бы не преследовал меркантильных целей. И качество дружбы, безусловно, хромает. Рядом оказываются только лживые, льстивые, алчные люди, которые никогда не протянут руку помощи в тяжелую минуту.

Явный и скрытый нарциссизм

Эксперты разделили НРЛ на два подтипа: явный нарциссизм и скрытый нарциссизм. Оба типа имеют общие черты, такие как потребность в восхищении и отсутствие сочувствия. Однако внешнее поведение людей с каждым подтипом может быть очень разным.

Люди с явным нарциссизмом обычно экстраверты, смелы и стремятся привлечь к себе внимание. Они могут стать агрессивными и жестокими, если человек или ситуация бросают вызов их чувству статуса.

Скрытый подтип менее очевиден. Человек со скрытым нарциссизмом может показаться застенчивым, замкнутым или самоуничижительным. Однако он все равно будет поглощен собой и верить, что он лучше других людей.

Аморальность

Жажда денег делает человека аморальным. Некоторые предприниматели хвастаются своими предметами роскоши, а потом оказывается, что все это богатство достигнуто благодаря тому, что сотрудникам не выплачивались зарплаты, что деньги воровались из бюджета. Но человек уже не испытывает чувства стыда, угрызений совести. Он аморален, поскольку заточен только на то, чтобы брать больше и больше денег. И совершенно неважно, каким способом.

Чувство общности

Стиль жизни – это сложившаяся в детстве система целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности». Это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека Он тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру Я.

Чувство общности (общественный интерес) — это чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком, расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе, заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции. Сотрудничество — одно из проявлений чувства общности.

Чувство общности является своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Хотя это чувство и является врожденным, оно может остаться неразвитым, что становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов.

Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается.

Не развивается оно и у избалованных детей. Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы препятствует личностному росту, провоцирует развитие неврозов.

Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства – неполноценности и стремления к превосходству – являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, для самосовершенствования.

Таким образом, по мнению Адлера, жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе.

Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех – не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим.

Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, – компенсация.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]