Определение метода
Интроспекция – это тщательное углубленное изучение своих чувств, мыслей, переживаний, образов, мышления без самоосуждения. Это определение интроспекции в психологии близко к самоанализу. Дословный перевод термина означает «взгляд внутрь себя». Главной чертой интроспекции в психологии считается ее безоценочность: человек должен констатировать факт наличия признаков действия раздражителя. Не допускается давать этим ощущениям качественные характеристики, высказывать свое мнение о происходящем.
Отчет исследователя о самонаблюдении дает ему информацию, которую необходимо будет проверить с помощью других методов исследования.
Метод интроспекции открывает перед исследователем возможность научиться использовать собственную интуицию для глубокого понимания окружающей действительности. Некоторые исследователи полагают, что интроспекция – это единственный метод, дающий ключ к пониманию внутреннего мира человека. Другие авторы оспаривают это утверждение. Однако мнения ученых сходятся в том, что интроспекция априори свойственна любому научному исследованию. До появления экспериментальной психологии, особенности психики и содержание сознания индивида изучались только с помощью самонаблюдения.
Этот метод имеет огромные преимущества
- С его помощью каждый может узнать себя лучше, чем кто-либо другой;
- осознание собственного уровня развития является эпистемически достоверным;
- человек может регулировать свои психические состояния.
Отличие интроспекции от других методов познания заключается в том, что она дает человеку прямой доступ к объекту исследования.
Интроспекция имеет свои преимущества перед иными методами самопознания
История развития метода
Разобравшись с тем, что означает термин интроспекция, нужно сказать, кто является автором метода интроспекции.
Инстроспекция как метод научного исследования своим появлением обязана Р. Декарту и Дж. Локку. Эти философы рассматривали интроспекцию как особую разновидность познания.
Синонимичные подходы можно найти у Ф. Брентано, который применял метод внутреннего наблюдения в своей экспериментальной деятельности.
Последователями идей основоположников интроспекции стали В. Вундт, Э. Титченер и вся Вюрцбургская школа психологии. Вундт соединил самонаблюдение с лабораторным экспериментом и разными способами его проведения.
Позднее в гештальтпсихологии эта разновидность изучения собственного внутреннего мира приняла вид феноменологического самонаблюдения.
В 19 веке метод интроспекции использовался как термин для обозначения субъективных переживаний участников психологических исследований. Это означает, что ученые делали выводы о тех или иных психологических явлениях и феноменах на основании не собственных интроспективных ощущений, а на основании отчета о самонаблюдениях испытуемых.
Метод самонаблюдения подвергся серьезной критике со стороны бихевиористов, которые утверждали, что доказательными фактами тех или иных психологических проявлений могут служить только наблюдаемые внешне поведенческие реакции индивидов. Сторонников самонаблюдения упрекали в отсутствии объективности их метода.
В связи с этим первоначальная концепция претерпела некоторые изменения: теперь от участника эксперимента требовалось только ответить на заданный вопрос и сообщить о произошедших изменениях с помощью нажатия специальной кнопки. С помощью этих преобразований удалось отойти от субъективизма в самонаблюдении.
Образовавшиеся чуть позже школы объективной и когнитивной психологии были противниками самонаблюдения по причине низкой объективности метода. Специалисты этих направлений утверждали, что получить достоверные сведения о человеке можно через специально организованное стороннее наблюдение.
В начале 20 века самонаблюдение было признано ненаучным идеалистическим методом, основной проблемой которого являлось отсутствие объективности. Но при этом оно использовалось в изучении внутреннего мира и духовных установок личности, прослеживалась в рефлексивных моментах психолого-педагогических опытов.
С уверенностью можно сказать, что такой метод, как интроспекция, используется и в современной психологии. Например, в методической литературе есть упоминание о практическом применении методики самонаблюдения в гуманистической и трансперсональной психологии для отслеживания индивидом изменения хода собственных мыслей, формирования моральных установок.
ПЕРВЫЙ ЭТАП
После неизбежного подготовительного этапа, связанного с пост-анализом своих эмоций и чувств, следует первый этап наблюдения собственных реакций прямо во время каждой ситуации.
Чем больше становится осознание, тем глубже и детальнее мы способны наблюдать за проявлениями в нашем внутреннем пространстве. Это могут быть не только проявления Самости, но и другие проявления нашего существа. Однако в начале практики Самость настолько доминирует, что все другие проявления на ее фоне незначительны. Самость всегда «кричит» внутри нас, требуя реализации ее команд, в то время как другие «голоса» звучат тихо и ненавязчиво. С годами практики «крики» Самости становятся тише, на их фоне мы начинаем различать что-то еще.
Мы должны научиться «отворачиваться» внутри себя от криков Самости. От этого Самость слабеет, ведь она живет за счет нашей жизненной силы, которую мы направляем на те или иные явления, фокусируя на них наше внимание. Если мы уделяем внимание реализации команд Самости, то мы наполняем ее нашей жизненной силой. Подробнее об этом механизме написано в статье «О векторе жизненных усилий». Когда мы научимся не растрачивать нашу жизнь на реализацию команд Самости, мы посадим Самость на голодный паек, а жизнь направим на приведение себя в состояние человека разумного, то есть пойдем по пути нашей реализации.
Как осуществлять эту практику? Надо постараться непрестанно часть внимания удерживать на своих самоощущениях. То есть внимание должно разделиться – его должно хватать как на сами действия в какой-то ситуации, так и на непрерывное (!) наблюдение своих реакций при этом. Так мы сможем отдавать себе отчет в своих поступках.
Ситуации будут стараться поглотить целиком все наше внимание. Эмоции будут стараться реализовать себя в нашем внутреннем пространстве, будут стараться затопить наше сознание. Но мы должны хотя бы часть нашего внимания сохранять в состоянии «стороннего наблюдателя» — того, кто наблюдает за внутренними процессами без участия в них. С годами тренировок это не составит труда. Безусловно, состояние «отдавать себе отчет» не появляется за неделю или даже за месяц. Даже спустя годы практики всегда будут находиться ситуации, когда «атака» Самости будет столь велика, что мы будем на какое-то время терять состояние самонаблюдения. Обычно это выглядит так: мы наблюдали себя, все было нормально, а потом мы вдруг обнаруживаем, что на протяжении уже какого-то времени мы полностью захвачены каким-то событием и потеряли контроль. При этом мы были какими-то – хорошими, печальными, агрессивными, веселыми, но мы на время потеряли себя, свое самовосприятие. Все наше «я» выполняло какую-то программу, но эта программа не есть наше «я».
Подобные случаи бывают время от времени. Ведь выслеживание себя – существенная часть процесса самоочищения, а он длится всю жизнь.
Проблема самонаблюдения
В процессе многочисленных проверок выяснилось, что метод самонаблюдения не отвечает таким критериям, как воспроизводимость и возможность точной фиксации результатов. Это объяснялось тем, что участники эксперимента являлись обычными людьми, которые в ходе опыта отвлекались, не всегда точно и своевременно давали обратную связь экспериментатору.
Таким образом, самонаблюдение было признано не методом исследования самих психических процессов, а тех следов, которые эти процессы оставляют в сознании человека.
Еще одной проблемой применения метода является его ограниченность: результаты самонаблюдения констатируют факт наличия признака, но не позволяют его объяснить. Исследовать с помощью него можно только представления, ассоциации и ощущения.
Что такое самонаблюдение?
Цель самоанализа – приблизиться к различным сферам нашей психики, о которых мы даже не думаем на ежедневной основе. Когда человек смотрит на свою собственную психику, то должен учитывать, какие эмоции над ним возобладают и почему. Например, чувствуя крайнюю степень гнева по отношению к близкому человеку, личность может думать о том, откуда взялась столь выраженная степень этого негативного чувства: дело в простой гиперчувствительности или его действительно что-то задело?
Во время интроспекции могут анализироваться различные психологические аспекты, такие как:
- чувства, которые нас мучают;
- решения, которые мы приняли или планируем принять;
- наше поведение и различные факторы, которые заставляют нас вести себя именно таким образом, а не по-другому;
- наши потребности;
- отношения с другими людьми – как с близкими, так и с коллегами или случайными знакомыми.
В общем целью интроспекции является необходимость посмотреть на себя со стороны и тщательно проанализировать собственную психику. Остается только вопрос: «Как это можно сделать?»
Место метода в философии
В философии интроспекция – это основа психологической методологии ретроспективного направления данной науки. Суть метода интроспекции по Августину в том, чтобы освобождать сознание и систематизировать чувства человека, с чем соглашались его ученики. Зацикленность на собственных эмоциях может препятствовать нормальным межличностным отношениям.
Интроспекция в переводе означает «самонаблюдение», которое в философии помогает человеку усмирить бурю чувств внутри себя. Интроспекция как метод исследования в психологии лежит в основе познания человеком собственных личностных особенностей.
Что такое интроспекция
Интроспекция – это метод сознательного самонаблюдения. Название происходит от латинского (introspecto) и означает “смотреть внутрь”. То есть это один из методов повышения самознания. Интроспекция и самонаблюдение являются синонимами, и оба используются в психологических исследованиях. Важность этого метода трудно переоценить, ведь с его помощью можно научиться глубинному восприятию действительности, и тогда раскрываются сознание и интуиция личности. Шизофреники страдают чрезмерной интроспекцией, заменяя реальный мир своим собственным внутренним миром.
Метод интроспекции в психологии используется для наблюдения за собственными психическими процессами и осуществляется без помощи каких-либо инструментов или средств, только через собственное сознание.
Интроспекция в психологии – это точное знание и изучение собственных мыслей, чувств, переживаний, деятельности ума, образов, установок и так далее. Метод интроспекции в психологии был основан Дж. Локком.
Интроспекция – это субъективный анализ, при котором человек не стремится к самоосуждению, что отличает этот метод от раскаяния.
Интроспекция в философии – это метод самонаблюдения, на котором основывается ретроспективная философия с целью достижения рефлексивного освобождения сознания и иерархии чувств в структуре личности. Слишком глубокий самоанализ или склонность к углубленному самоанализу может способствовать подозрительному отношению к другим личностям и окружающему миру. Дуалистическая философия отделяет материальную природу от духовной (сознания), поэтому интроспекция в философии является основой психологической методологии. Она имела большое значение для многих философов: Дж. Локка, Дж. Беркли, Т. Гоббса, Д. Юма, Дж. Милля и других. Все они считали, что сознание – это результат внутреннего опыта, и что наличие чувств и переживаний является свидетельством знания.
Место метода в психологии
В советский период интроспекция являлась основным методом психологии, который люди применяли для контролирования работы собственной психики. Интроспекция характеризуется необходимостью долгих тренировок. Только так можно справиться с субъективизмом.
Метод интроспекции и самонаблюдение позволили вскрыть содержание таких элементов сознания, которые невозможно разложить на чувства. Кроме того, были обнаружены бессознательные причины некоторых закономерностей.
Однако результаты самонаблюдений того или иного психического процесса были противоречивыми не только у разных людей, но и у одного и того же испытуемого. Так метод интроспекции и породил серьезную проблему объективности самонаблюдения в психологии, поставив под сомнение предмет изучения, основные концепции и положения данной науки.
Ученые пришли к выводу, что такое наблюдение обладает ограниченными возможностями. Со временем этот метод трансформировался в ретроспекцию.
Как научиться интроспекции
На практике самонаблюдение – это не так просто. Далеко не все люди владеют этом методом, а дети, так и вовсе, до определенного возраста не способны ни к интроспекции, ни к рефлексии. Хотя любой взрослый человек может приобрести навык самонаблюдения. Как начать? Все не так сложно.
Просто сейчас, в данный момент времени, тебе нужно остановиться, выдохнуть и начать внутренний диалог с самой собой. Что я сейчас делаю? Зачем я это делаю? Что я чувствую? Что я получаю от этих эмоций?
Тренировать навык самонаблюдения лучше всего в спокойной обстановке, когда есть свободное время, когда ничего тебя не отвлекает. Легче для начала записывать на бумаге все свои чувства и мысли, написать экспрессивное письмо самой себе. Сначала это может показаться не так просто.
Giphy
Держа перед собой пустой чистый лист тебе может показаться, что в голове нет ничего. Ни мыслей, ни чувств. Но, сделав пару выдохов, ты поймешь, что внутри тебя происходит очень многое – в твоей душе кипит целая жизнь из эмоций, переживаний, мыслей, идей, сомнений и желаний. Запиши все, что приходит в голову. Не думай о смысле, сконцентрируйся на процессе самопознания.
Со временем ты овладеешь этим навыком настолько, что тебе больше не понадобиться лист бумаги – эти мысли будут потоком формироваться в твоем сознании.
Научившись самонаблюдению в спокойной обстановке, ты поймешь, что и в более сложных ситуациях этот поток не останавливается. И вот тут-то интроспекция откроется для тебя с практической точки зрения.
Виды интроспекции в психологии
Со временем в психологии определились несколько вариантов самонаблюдения. Это:
- Феноменологическое самонаблюдение является методом гештальтпсихологии. Его задача – описание феноменов психики в целостности и непосредственности с целью выделения базовых чувств и ощущений. В дальнейшем эта разновидность самонаблюдения нашла применение в описательной и гуманистической психологии.
- Интроспективная психология или самоисследование. Это направление развивала Р. Махарши. Опыты исследователя были направлены на изучение собственных чувств и определения их причин.
- Аналитическая интроспекция, основоположником которой считают Э. Титченера. Экспериментальная деятельность ученого была направлена на то, чтобы разбить чувственный образ на составные части, устойчивые к действию раздражителя. Этот метод лег в основу структурализма.
- Систематическое самонаблюдение – это метод ментального анализа, используемый в Вюрцбургской школе. Он ориентирован на контроль мыслительной деятельности с опорой на ретроспективный отчет.
Примеры интроспекции
Интроспекция не имеет жестких форм для использования. Эту форму самонаблюдения можно практиковать при любых обстоятельствах: как самостоятельно, так и во время психотерапии под наблюдением специалиста. Способы самонаблюдения могут быть самыми разнообразными. Это может быть:
- Написание дневника. При этом дневник может быть бумажным или электронным (например, блог). У автора есть шанс таким образом организовать свои мысли и проявить эмоции.
- Написание письма. Письмо должно быть направлено человеку, который каким-то образом навредил отправителю. Хорошо выражать свое отношение к поведению получателя. Вы можете отправить его или оставить письмо для себя.
- Сказка. Проговаривание ваших мыслей и чувств вслух – эффективная форма самоанализа. История может быть направлена на себя (ее нужно записать на диктофон) или ею можно поделиться с человеком, которому вы доверяете.
Любая проблема, которую человек хочет спроецировать, должна рассматриваться с точки зрения причинно-следственной связи. При решении жизненных вопросов или психологических задач необходимо задать себе всего два вопроса: почему и с какой целью.
Интроспекция в повседневной жизни
В повседневной жизни каждый может пользоваться этим методом для обретения гармонии с самим собой. Если внимательно прислушиваться к своим ощущениям, эмоциям, которые возникают в тех или иных ситуациях, можно наметить направления саморазвития. Если сочетать самонаблюдение с медитацией, можно развивать свою эмоционально-волевую сферу.
Кроме того, систематические занятия, обращенные к собственному внутреннему миру, развивают наблюдательность, помогают справиться с рассеянностью. Люди, освоившие данный метод, по-другому смотрят на мир: замечают детали в интерьере, учатся улавливать перемены настроения собеседника, считывать его эмоции по мимике. У них улучшаются навыки работы с информацией.
Однако обучить этому методу детей – практически непосильная задача, так как их психика подвижна, сосредоточиться на собственных ощущениях, мыслях и эмоциях им крайне трудно.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ВЫВОДЫ
Итак, внимание человека – магический инструмент. Если мы его фокусируем на деньгах, то мы обретем деньги. Если мы внимание фокусируем на муже – мы обретем мужа. Если внимание фокусируем на себе – мы обретем себя.
Однако практика пристального наблюдения требует многолетних тренировок и отречения от других ориентиров жизни – только фокусируясь на собственных проявлениях изо дня в день можно освоить пристальное наблюдение.
Вы скажете, что вы много работаете и у вас мало времени? Дело не в занятости, а в том, насколько вы понимаете значение вашей жизни. Если вы уже добрались до понимания жизни как подготовки к смерти, то и на работе (с начальством, с подчиненными), и по дороге на работу (в метро, трамвае), и на семейном пикнике (в лесу или на море) – везде у вас будет и поле для практики, и время для нее.
Возможно, вы скажете: «Нельзя же так фокусироваться на себе! Если так фокусироваться на себе, то не получится создать семью, родить детей, вырастить и воспитать их». Конечно, не надо фокусироваться на себе. Надо делать то, что считаете нужным. И всегда думать своей головой, а не головой советчиков. Этот текст не является исключением. В нем описан опыт человека, находящегося в пути. Подходит ли этот опыт вам? Указывает ли он на какие-то новые для вас возможности? Это решать вам. Поэтому если вам кажется, что фокусировка на своих реакциях испортит ваши планы, то не стоит следовать советам этой статьи.
Но если честно, и семейная жизнь, и воспитание детей – это не уход от практики, а наоборот, это огромное поле для практики самонаблюдения в весьма интенсивном (порой катастрофично интенсивном) режиме.
Преимущества и недостатки метода
Преимуществами данного метода являются следующие факты:
- метод основан на изучении собственных внутренних ощущений и личностных установок (лучше самого испытуемого эти особенности не может знать никто другой);
- он представляет психические факты в том виде, в каком они существуют.
Однако перечисленные достоинства метода не делают его идеальным. Как метод психологического исследования, самонаблюдение имеет существенные недостатки:
- высокая степень субъективности;
- экспериментатор не может быть уверенным в честности и самокритичности испытуемого;
- нет возможности применять его в групповой форме эксперимента;
- у экспериментатора отсутствует возможность проверки правильного понимания инструкции испытуемым;
- метод применялся в основном в искусственно созданных условиях, в естественной среде результаты лабораторных исследований не подтверждались;
- невоспроизводимость результатов метода даже у одного и того же испытуемого по прошествии некоторого времени;
- с помощью этого метода можно получить определенную информацию о человеке, но ее нельзя оценить количественно или качественно;
- если экспериментатор проводит опыты над самим собой, велика вероятность искажения психического процесса и фальсификации результата из-за исходной установки и двойной позиции исследователя;
Метод интроспекции и самонаблюдение
Рефлексия предполагает особое внимание к активности собственной души, а также к достаточной зрелости субъекта. У детей практически отсутствует рефлексивность; они в основном заняты изучением внешнего мира. Она не может развиться у взрослого человека, если он не проявляет склонности к размышлениям о себе и не уделяет особого внимания своим внутренним процессам.
Итак, есть два важных утверждения.
- Существует возможность раздвоения, или “удвоения” психики. Деятельность души может протекать как бы на двух уровнях: процессы первого уровня – это восприятия, мысли, желания; процессы второго уровня – это наблюдение, или “созерцание” этих восприятий, мыслей, желаний.
- Каждый человек, и даже ребенок, имеет первый уровень душевной активности. Второй уровень душевной деятельности требует особой организации. Это особая деятельность. Без этого познание жизни души невозможно. Без него впечатления от жизни души подобны “мимолетным призракам”, которые не оставляют в душе “ясных и прочных идей”.
Эти два тезиса, а именно возможность раздвоения сознания и необходимость организации специальной деятельности для понимания внутреннего опыта, были приняты психологией сознания. Были сделаны следующие научные и практические выводы:
- психолог может проводить психологические исследования только на себе. Если он хочет узнать, что происходит с другим человеком, он должен поставить себя в те же условия, наблюдать за собой и по аналогии вывести содержание сознания другого человека;
- поскольку интроспекция не происходит сама по себе, а требует особой активности, ее нужно практиковать, причем долгое время.
Эксперименты самых строгих интроспекционистов (Э. Титченера и его учеников) были осложнены двумя дополнительными требованиями.
- Во-первых, интроспекция должна была быть направлена на выделение простейших элементов сознания, а именно ощущений и элементарных чувств. (Дело в том, что метод интроспекции с самого начала был связан с атомистическим подходом в психологии, то есть с убеждением, что изучать – значит разлагать сложные процессы на их простейшие элементы).
- Во-вторых, респонденты должны были избегать в своих ответах терминов, описывающих внешние объекты, и вместо этого говорить только о своих ощущениях, вызванных этими объектами, и характеристиках этих ощущений. Например, респонденты не могли сказать: “Мне показали большое красное яблоко. Он должен был сказать что-то вроде: “Сначала у меня было ощущение красного цвета, которое пересилило все остальное, а затем сменилось круговым ощущением, за которым последовало легкое щекотание в языке, видимо, след чувства вкуса. Также было быстро проходящее мышечное ощущение в правой руке…”.
Ответ в терминах внешних объектов был назван Э. Титченером “стимульным заблуждением”, знакомым термином интроспективной психологии, отражающим ее атомистический фокус на элементах сознания.
По мере развития этого типа исследований начали возникать серьезные проблемы и трудности. Во-первых, бессмысленность такой “экспериментальной психологии” становилась все более очевидной. По словам одного автора, те, кто не считал психологию своей профессией, отвернулись от нее. Другим неприятным последствием стали растущие противоречия в результатах. Результаты не только не совпадали у разных авторов, но иногда даже у одного и того же автора при работе с разными предметами.
Более того, основы психологии начали колебаться и развиваться дальше. Психологи начали находить такие содержания сознания, которые нельзя разложить на отдельные ощущения или представить в виде их суммы. Они говорили: возьмите мелодию и переложите ее в другой ключ; в ней изменится каждый звук, но мелодия останется. Мелодия, таким образом, определяется не отдельными звуками, не просто их суммой, а особым качеством, связанным с отношениями между звуками. Это качество общей структуры (гештальта), а не сумма элементов.
Более того, систематическое использование интроспекции начало выявлять несенсорные, или несубстанциональные, элементы сознания. К ним относятся, например, “чистые” движения мысли, без которых процесс мышления не может быть достоверно описан. Таким образом, вместо триумфа науки с таким уникальным методом в психологии возникла ситуация кризиса.
Все потому, что аргументы, выдвигаемые в защиту метода интроспекции, не были подвергнуты тщательной проверке. Это были утверждения, которые только на первый взгляд казались правдивыми.
В психологии, в частности, исследовался вопрос о возможности одновременного протекания двух видов деятельности. Было показано, что это возможно либо при быстром переходе от одного вида деятельности к другому, либо когда один из видов деятельности относительно прост и выполняется “автоматически”. Например, можно вязать и смотреть телевизор, но вязание прекращается на самых интересных моментах.
Если применить все это к интроспекции, то следует признать, что ее возможности весьма ограничены. Интроспекция реального, полнокровного акта сознания может быть осуществлена только путем его прерывания. Надо признать, что интроспекционисты поняли это довольно быстро. Они заметили, что наблюдать нужно не столько за происходящим процессом, сколько за его исчезающим следом. И чтобы следы памяти остались как можно более полными, процесс должен быть разбит (актами интроспекции) на более мелкие части. Таким образом, интроспекция превратилась в “дробную” ретроспекцию.
Остановимся на следующем утверждении – о предполагаемой возможности выявления причинно-следственных связей в сфере сознания с помощью интроспекции.
Таким образом, практика применения и глубокое обсуждение метода интроспекции выявили ряд его фундаментальных недостатков. Они были настолько значительными, что подорвали метод в целом, а вместе с ним и предмет психологии – предмет, с которым метод интроспекции был неразрывно связан и постулирование которого было естественным следствием.
В современных исследованиях верно обратное. Основная нагрузка ложится на экспериментатора, который должен проявить изобретательность. Он организует подбор специальных объектов или особых условий для их презентации; использует специальное оборудование, выбирает специальные предметы и т.д. С другой стороны, экспериментатор обязан дать обычный ответ в обычных условиях.
Теория интроспекции в психологии занимает одно из ведущих методов самоанализа
История изучения
Дату первого применения определить сложно, поскольку изначально подобную практику использовали просто для наблюдения за собственным поведением без его коррекции.
Первое упоминание об интроспекции, как о психологическом методе, можно найти в работах Р. Декарта. Другой исследователь — Джон Локк разделял весь человеческий опыт на внешний и внутренний.
Вильгельм Вундт объединил практику интроспекции с аппаратными, лабораторными методами. После этого самонаблюдение стало одним из главных методов по изучению психических состояний.
С развитием психологии методика начала быстро терять популярность. К началу XX века большинство ученых сошлись во мнении относительно того, что интроспекция является ненаучным, субъективным, идеалистическим методом, которые не имеет права на существование.
К концу XX века данные суждения смягчились, методику самонаблюдения начали применять снова, но большинство специалистов до сих пор считают, что интроспекция не может существовать как отдельная практика из-за ложности получаемой информации. Ее можно использовать только к комбинации с другими методами исследования психики.
Виды
За всю историю развития психологии как науки, интроспекция рассматривалась с разных сторон. И учеными-психологами были выделены некоторые виды интроспекции:
Петр Осипов: самонаблюдение
Один из основателей самого крупного и известного на территории России и СНГ бизнес-сообщества «Бизнес-молодость», Петр Осипов, недавно выпустил новую книгу. Она так и называется – «Самонаблюдение». Это не просто очередной информационный продукт на рынке, основанный на выдуманных историях и завышенных ожиданиях. Книга представляет собой целый сборник разнообразных техник и навыков, целого ряда психологических инструментов. Автор сам внедрил их в свой бизнес и убедился в работоспособности каждой.
Дневник Петра Осипова «Самонаблюдение» будет интересен как состоявшимся и успешным предпринимателям, так и только начинающим свой путь бизнесменам, которым просто необходимо иметь большой запас нервов и психической энергии, чтобы пройти сложный путь становления своей компании. Он рассказывает об интроспекции именно с точки зрения управляющего бизнесом, поэтому здесь можно найти большое количество статей, в которых буквально по крупицам разбираются различные ситуации, люди, их бизнесы, обсуждаются философские вопросы саморазвития и индивидуального роста. «Самонаблюдение» Осипова напоминает собой дневник, тот самый, который психологи рекомендуют вести тем, кто хочет применять метод интроспекции на деле.