Биография Эрика Берна – известного психиатра и создателя трансакционного анализа


Биография американского психолога

Эрик Берн родился в канадском Монреале в небогатой еврейской семье, приехавшей из России. Отец Берна – Давид Бернштейн был практикующим врачом-терапевтом и оказал на формирование личности сына существенное влияние. Он часто брал Эрика с собой, когда посещал своих пациентов. Эрика травмировала ранняя смерть отца, который, можно сказать, был для него самым большим другом. В одной из своих книг он поместил посвящение, адресованное отцу.

Мать будущего учёного – Сара Гордон была профессиональным литератором. Она тоже оказала определённое влияние на Эрика, который в будущем приобрёл обыкновение писать о лечении своих пациентов. После смерти Давида мать поддерживала всю семью.

Базовое медицинское образование Эрик Берн получил там же, в Монреале, в Университете Макгилла. Через некоторое время он переехал в США. Учитывая распространение антисемитских настроений, он изменил свою фамилию на Берн. Первое время он был практикующим врачом – как в частном порядке, так и в психиатрических больницах.

Во время Второй мировой войны Берн вступил в Армейский медицинский корпус. Именно в это время он впервые стал работать с группами. Полученный опыт стал материалом для его научных исследований. Одним из главных направлений его исследований в это время стало изучение так называемых эго-образах. Эго-образ представляет собой некое интуитивное представление о пациенте, основанное на его рассказах о самом себе.

Неофрейдизм

Фрейдизм или психоанализ Фрейда представляет собой систематизированное объяснение бессознательных связей с помощью ассоциативного процесса. Фрейдом была предложена новая структура личности человека с ее разделением на «Я» (Эго), «сверх Я» (суперэго) и «Оно» (ид).

Любые психические состояния, как и все человеческие действия, а затем и все исторические события и явления в общественной жизни, ученый подверг психоанализу. Он толковал их в качестве проявления бессознательных, и, в первую очередь, сексуальных влечений.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Последователей Фрейда называют представителями неофрейдизма. Они считают, что основное место в положении индивида принадлежит общественно-культурными воздействиями. То есть они сосредоточили собственное внимание на социально-культурных процессах.

По мнению неофрейдистов, именно такие процессы способны значительно влиять на возникновение внутриличностных конфликтов. Основой любого теоретического построения неофрейдизма считается понятие бессознательного и принципиальная конфликтность отношений личности и общества.

Основные представители неофрейдизма — К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм и др. К последователям данного направления нередко также относят Ф. Александера и А. Кардинера.

К. Хорни в 1932 году после эмиграции в США обнаруживает, что подоплёка невротического конфликта у пациентов в Новом свете существенно отличается от таковой у пациентов из Германии и Австрии. Осмысление этого факта приводит исследовательницу к отказу от фрейдистской теории инстинкта. Она признает социокультурную обусловленность психопатологии.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Представители неофрейдизма: Эрик Берн 460 ₽ Реферат Представители неофрейдизма: Эрик Берн 240 ₽ Контрольная работа Представители неофрейдизма: Эрик Берн 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Таким образом, неофрейдисты остаются приверженцами идеи бессознательной эмоциональной мотивации человеческой деятельности с выдвижением утверждения о том, что психопатология является относительной и специфичной для каждой культуры.

Фрейдистские идеи в дальнейшем развивались в трудах последователей. Так, одним из ближайших сподвижников Фрейда А. Адлером был перенесен акцент с сексуально-бессознательного на бессознательное стремление к власти в качестве базового побуждения. Оно проявляется в поведении человека в рамках семьи, межличностных отношениях и взаимоотношениях социальных групп.

Еще один близкий сподвижник ученого К. Г. Юнг занимался развитием учения о коллективном бессознательном. Оно включало систему архетипов, которые определяют поведение отдельных людей и больших социальных групп.

Трансакционный анализ и его направления

Но главным детищем Эрика Берна является его трансакционный анализ. Эта система позволяет анализировать поведение человека и его взаимоотношения с окружающей действительностью.

Прежде всего трансакционный анализ выделяет в человеке три эго-состояния

:

  • Родитель
    : это установки, воспринятые человеком извне, в первую очередь от родителей. Такие установки внешне проявляются как критическое отношение к окружающим, заботливость по отношению к ним; внутренне они осознаются как старые родительские наставления, которые продолжают влиять на человека в течение многих лет.
  • Взрослый
    : это эго-состояние, вопреки названию, не зависит от возраста человека. Оно направлено на изучение окружающего мира, получение объективной информации о нём. Такое эго-состояние отличается организованностью, умением действовать находчиво и решительно, способностью всё тщательно проверять и рассчитывать.
  • Ребёнок
    : это состояние содержит все побуждения, которые естественным образом возникают у ребёнка. В нём же концентрируются ранние детские впечатления и переживания. Состояние Ребёнка выражается как некое архаичное, «старое» поведение; также оно отвечает за творческую деятельность.

Что всё это означает? Когда мы сталкиваемся с текущей реальностью, мы поступаем как «взрослые»; когда мы действуем и думаем так, как это делали наши родители, мы находимся в состоянии «родителя»; а когда мы думаем и действуем так, как мы это делали в детстве, мы находимся в состоянии «ребёнка». В каждый момент времени человек пребывает в одном из этих состояний.

Общаясь с окружающими, человек обменивается с ними трансакциями. Их основная структура включает стимул и реакцию. Так, стимул «Привет!» вызывает ответную реакцию «Привет. Как дела?».

Во время обмена трансакциями наше текущее эго-состояние вступает во взаимоотношения с эго-состоянием собеседника.

Трансакции бывают трёх видов

:

  • Дополняющие, или параллельные
    . В таких трансакциях стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», а жена отвечает: «В шкафу». При таком взаимодействии собеседники находятся в одинаковых эго-состояниях (в данном случае это состояние «взрослого»).
  • Пересекающиеся
    . Направления стимула и реакции в данном случае пересекаются, что может стать основой для скандала или конфликта. В этом случае на вопрос мужа «Где мой галстук?» жена раздражённо отвечает: «Я у тебя всегда во всём виновата!». Собеседники при этом находятся в разных эго-состояниях: стимул направлен от «взрослого» мужа к «взрослому» жены, а реакция исходит от «ребёнка» к «родителю».
  • Скрытые
    . В этом случае человек говорит одно, но имеет в виду совершенно другое. В скрытых трансакциях слова, интонация, жесты, мимика часто не соответствуют друг другу. Скрытые трансакции являются основой для возникновения психологических игр. Трансакционный анализ одной из своих главных задач видит исследование таких психологических игр.
  • Ещё одна теория, входящая в трансакционный анализ, — это теория сценариев.

Здесь поведение человека разделяется на три составляющие

:

  • Сценарий
    . Это установка, некий «план жизни», полученный в детстве. Сценарий выбирается ребёнком из тех вариантов, которые предложены родителями или обществом. Благодаря этому мы уже в детстве знаем, какими будут основные моменты нашей дальнейшей жизни. Берн для примера приводит историю с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку»; в результате один стал психически больным, а второй – психиатром.
  • Контрсценарий
    . Это действия, направленные на «преодоление сценария». Например, если человеку с детских лет «суждено» страдать, то он даёт себе другую установку – он избавится от страданий, если получит высшее образование. Контрсценарий и сценарий закладываются в разных эго-состояниях.
  • Антисценарий
    . Это действия, выполняемые в том случае, если действовать согласно сценарию невозможно. В этом случае человек действует вроде бы по изначальному «плану», однако его поступки имеют как бы противоположный знак: то, что по сценарию нужно делать хорошо, он делает плохо. Таким образом, он продолжает быть зависимым от сценария, и его жизнь в целом становится предсказуемой. Антисценарий, можно сказать, определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий – его судьбу.

Считается, что родитель считает ребёнка взрослым только тогда, когда он ведёт себя в точном соответствии с предложенным им сценарием.

В своих работах Эрик Берн писал, что наиболее продуктивным он считает состояние «взрослого». В этом случае поведение человека наиболее адекватное, оно соответствует объективной реальности. В данном случае человек способен познавать окружающую обстановку и принимать правильные решения.

Эго-состояния «взрослого» и «ребёнка» он считал менее конструктивными и менее продуктивными. Ведь в этих состояниях наблюдается искажение объективной реальности. Человек в состоянии «взрослого» излишне требователен, впадает в повышенный перфекционизм; а в состоянии «ребёнка» он становится слишком управляемым, зависимым от обстоятельств, пассивным.

Эрик Берн приводит наглядный пример. Человек совершил какую-то оплошность. Если он находится в состоянии «взрослого», то он осознаёт свою ошибку, берёт на себя ответственность, но при этом понимает, как её исправить, извлекает из этой ошибки полезный опыт для себя и в будущем её больше не повторит. Он по-настоящему может изменить ситуацию.

Если же он находится в состоянии «взрослого», то он начинает «пилить» себя и берёт на себя чрезмерную ответственность. В патологических случаях такие угрызения совести могут продолжаться десятилетиями. Ситуацию они не изменяют, а психологическое напряжение растёт. Результатом могут стать тяжёлые психические расстройства.

А человек в состоянии «ребёнка» обижается и начинает обвинять в своей оплошности других. Ситуацию это тоже не меняет и также может стать причиной психических расстройств.

Таким образом, человеку следует находиться в состоянии «взрослого» и не опускаться до «ребёнка» и «родителя», только тогда он может решать свои проблемы. Однако в некоторых случаях можно позволять себе «впадать» в другие эго-состояния. На вечеринке можно «стать ребёнком» — веселиться, «заниматься ерундой», давать выход эмоциям. А для преподавателя или начальника полезно будет иногда «становиться взрослым», чтобы осуществлять контроль за ситуацией и подчинёнными, нести ответственность за других людей, если этого требуют обстоятельства.

Говоря о реализации сценариев, Эрик Берн выделяет исходные позиции человека по отношению к себе и другим. Эти позиции могут быть позитивными и негативными.

Из этого исходят четыре варианта развития событий

:

  • «Я – хороший, ТЫ – хороший»
    . Это позиция успеха, здоровой личности, победителя. Эту позицию человек либо приобретает в самом раннем детстве, либо постигает тяжёлым трудом впоследствии. Такую установку невозможно приобрести только лишь простым желанием.
  • «Я – хороший, ТЫ – плохой»
    . Это позиция превосходства. Человек издевается над своими собеседниками, супругом, партнёром, такие люди сдают своих детей в детские дома и интернаты для трудных подростков, любят искать недостатки в окружающих. Они постоянно ищут врагов, и если их нет в реальности, то они обязательно их себе создадут.
  • «Я – плохой, ТЫ – хороший»
    . Это позиция депрессивности. Такие люди постоянно унижаются перед другими, используя их слабости. Депрессивное состояние они передают и своим детям. Здесь реализуется сценарий неудачника.
  • «Я – плохой, ТЫ – плохой»
    . Это позиция безнадёжности. При этом человек испытывает стойкое желание покончить с собой и/или со всем окружающим. Они стремятся к средствам самоуничтожения (алкоголь, наркомания, безнравственное поведение). Считается, что в этой позиции содержатся признаки шизофрении.

Работы и научная деятельность

Самые существенные предположения о происхождении трансакционного анализа Берн описывал в своих первых статьях, которые он выпускал с 1949 года. Несмотря на то, что он вдохновлялся Зигмундом Фрейдом, в своих работах он не боялся бросать вызов его концепции. После трех отказов от психоаналитического института Сан-Франциско в нем проснулись те самые детские амбиции, из-за которых он стал психоаналитиком и вспомнил, что всегда хотел привнести что-то свое в психоанализ.

Первая его статья объясняла принцип разделения человека на «ребенка» и «взрослого. Во второй статье к этой небольшой цепочке он добавил составляющую «родитель», метод построения диаграмм и собственный психотерапевтический подход. Третья статья уже раскрывала с новой стороны групповую терапию. Она была опубликована в 1958 году и стала началом зарождения инновационного метода диагностики и лечения под названием «трансактный анализ», который также стал регулярно появляться в соответствующей литературе.

В 1961 году Берн издает полноценную книгу «Трансактный анализ в психотерапии». Два года спустя он публикует «Структуру и динамику организации групп». В 1964 году общедоступной становится книга «Игры, в которые играют люди» и создается Международная ассоциация трансактного анализа. Через два года Эрик заканчивает книгу «Принципы группового лечения», а в 1972 году перед читателями предстает концепция сценарного анализа.

В своих работах психотерапевт старался переводить психотерапевтические концепции, которые были сложны для понимания простого обывателя, что и является еще одной его заслугой.

Тематика книг

Свою первую книгу автор выпустил в 1964 году. «Игры, в которые играют люди» на протяжении двух лет продавалась многотысячными тиражами. В ней психоаналитик рассказал об основных принципах, на которых базируется теория трансакционного анализа. Основное внимание уделил межличностным отношениям и тому, какие типы взаимодействия (трансакции) лежат в их основе. Всего в книге собрано около 120 сценариев так называемых игр, в которые играет каждый человек, вовлекая в них других.

Изложенные в первой книге принципы стали основой для других работ автора. После нее в скором времени мир увидели следующие книги:

  • «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных»;
  • «Люди, которые играют в игры»;
  • «Психика в действии»;
  • «Секс в человеческой любви»;
  • «Лидер и группа» и другие.

Книги американского психоаналитика, хоть и основаны на научном подходе, но написаны доступным языком. Поэтому они интересны широкой аудитории – как профессионалам, так и тем, кто просто интересуется человеческой психологией.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]