Ежедневно на каждого человека обрушивается огромное количество информации. Мы сталкиваемся с новыми ситуациями, предметами, явлениями. Одни люди без проблем справляются с этим потоком знаний и успешно используют его в своих интересах. Другие же с трудом способны запомнить хоть что-то. Во многом такая ситуация объясняется принадлежностью человека к определенному типу по способу восприятия информации. Если она подается в неудобной для человека форме, то ее обработка будет крайне затруднительной.
Что такое информация?
Понятие «информация» имеет абстрактное значение и во многом его определение зависит от контекста. В переводе с латинского языка это слово означает «разъяснение», «представление», «ознакомление». Наиболее часто под термином «информация» понимают новые факты, которые восприняты и поняты человеком, а также признаны полезными. В процессе переработки этих впервые полученных сведений люди получают определенные знания.
Восприятие и понимание речи
Восприятие речи и понимание тесно связаны и неотделимы друг от друга.
Понимание речи не может быть без ее восприятия на слух или зрительно, но и подлинного восприятия речи не может быть без ее понимания. Если человек слышит речь или видит текст на незнакомом языке, то никакого речевого общения с говорящим или пишущим не происходит.
Речевые звуки или знаки и их соединения в этом случае не несут второсигнальной функции, не являются сигналами сигналов.
Восприятие речи — один из сложных процессов речевой деятельности. Оно включает в себя восприятие звукового состава слова, грамматических форм, интонации и других средств языка, выражающих определенное содержание мысли.
Восприятие речи начинается с выделения речевых звуков (фонем), что существенно зависит от уровня развития фонематического слуха человека.
Если воспринимающий не различает сходные фонемы, например твердые согласные звуки от мягких согласных, то он не поймет точно, о чем идет речь (ср. слова «кон» и «конь», «мыло» и «мило»).
Различение фонем усложняется тем, что они изменяются под влиянием соседства с другими звуками (звук с в слове «сдать» звучит иначе, чем в слове «стать») и под влиянием ударения (звук о звучит по-разному в словах «вода» и «воды»).
Поэтому очень важно уметь различать фонемы как в их раздельном, так и в слитном с другими фонемами звучании. Это умение необходимо для восприятия и устной и письменной речи.
Восприятие речи предполагает также умение выделять из потока речи отдельные слова. Членению фразы на слова помогают паузы.
Однако при быстром темпе речи паузы сокращаются, и слушатель производит членение по ряду других словоразличительных признаков. При быстром темпе речи разделение фраз на отдельные слова иногда затруднено своеобразным слиянием фонем между двумя соседними словами, что ведет к образованию нового слова, и смысл фразы меняется.
В этом легко убедиться, если сравнить фразы, состоящие из одних и тех же фонем с одинаковой их последовательностью: «девицу вели» — «девиц увели»; «где же ребенок?» — «где жеребенок?»; «там арка упала»— «та марка упала»-—«Тамарка упала». В словосочетании «двумя соседними…» можно услышать новое слово «мясо». Указанное явление затрудняет восприятие устной речи.
Понимание речи — процесс не менее сложный, чем восприятие ее. Чтобы понять речь говорящего человека, надо прежде всего отчетливо слышать и понимать каждое слово. Но смысл слова часто выясняется только в составе фразы, предложения.
Восприятие устной речи
В устной речи ударение выделяют интонацией голоса, на письме оно обычно не обозначено, и смысл слова можно понять только в составе предложения.
Известно также, что некоторые слова имеют несколько значений. Так, слово «корень» означает часть растения, часть зуба, знак математического действия, скрытый смысл чего-либо и пр. Какое из значений имеется в виду в каждом конкретном случае, можно узнать опять-таки лишь из целой фразы.
Понимание фразы, предложения в свою очередь зависит от понимания значения каждого составляющего ее слова. Если кто-либо не знает, что означает слово «Терпсихора», то он не поймет смысла фразы «Чудная Терпсихора вспорхнула и скрылась».
Смысл предложения несколько изменится, если изменить последовательность входящих в него слов. Так, фраза «Началась Великая социалистическая революция» имеет иной оттенок смысла, чем фраза «Великая социалистическая революция началась».
Понимание речи затрудняют сложные грамматические конструкции предложений: наличие многоступенчатых придаточных предложений, причастные и деепричастные обороты, большое количество однородных членов предложения, некоторые инверсии (необычный порядок слов) и т. п.
Поскольку сложное построение предложений чаще бывает в письменной речи, ее труднее понять, чем устную того же содержания. Правда, при чтении всегда есть возможность повторного и замедленного восприятия текста, тогда как при восприятии устной речи эта возможность не всегда имеется.
Интонации речи могут быть не только логическими, но также эмоциональными и волевыми. С помощью интонации говорящий выражает свое отношение к людям, к предмету мысли, к ситуации разговора и к самому себе. Голосом можно выразить безразличие, восторг, удивление, уныние, упрек, сожаление, приказ, просьбу и другие чувства и эмоциональные состояния. Значение интонации голоса велико в работе актера, диктора, педагога, оратора.
Одним из средств выразительности речи, помогающим ее пониманию, является выбор слов и выражений. Удачно подобранные эпитеты, сравнения, метафоры, пословицы и поговорки, «меткие» слова не только украшают речь, но часто и облегчают проникновение в сущность того, о чем говорят и пишут.
Восприятие и понимание речи тесно связано с ее содержательностью.
Содержательной будет та речь, которая несет слушателям большой объем ценных мыслей, пригодных к практической и теоретической деятельности.
Однако содержательность информации, передаваемой с помощью речи, зависит не только от подготовленности говорящего или пишущего, но и от подготовленности лиц, воспринимающих ее.
В одном случае информация воспринимается как очень содержательная, новая, в другом — та же самая информация воспринимается как малосодержательная, потому что слушатель или читатель не находят в ней для себя ничего нового.
Малосодержательной для воспринимающего будет и та информация, для восприятия и понимания которой у него нет основы в виде минимума знаний: чтобы лекция по высшей математике была воспринята и понята, слушатели должны знать элементарную математику.
Источник
Как воспринимается информация?
Восприятие информации человеком — это ознакомление с явлениями и предметами посредством их воздействия на различные органы чувств. Анализируя результат воздействия того или иного предмета или ситуации на органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, индивид получает определенное представление о них. Таким образом, основа в процессе восприятия информации — пять наших органов чувств. При этом активно задействованы прошлый опыт человека и ранее полученные знания. Обращаясь к ним, можно отнести полученную информацию к уже известным явлениям или выделить из общей массы в отдельную категорию. Способы восприятия информации базируются на некоторых процессах, связанных с психикой человека:
- мышление (увидев или услышав предмет или явление, человек, начиная мыслить, осознает, с чем он столкнулся);
- речь (возможность назвать объект восприятия);
- чувства (различные виды реакций на предметы восприятия);
- воля (способность человека организовывать процесс восприятия).
Человек воспринимает, а также делится информацией тремя способами: через звуки, изображения и движения. В зависимости от того какой вариант используется людьми чаще всего, их разделяют на три группы по типам восприятия. Это:
– аудиалы;
– визуалы;
– кинестетики
А так как к внешнему восприятию добавляется внутренний диалог, работающий со словами и цифрами, то условно выделяют четвертую группу. Это:
– дигиталы.
Людей, которые бы пользовались исключительно одним каналом, практически не существует. Так что все мы представляем смешанные типы восприятия. Попробуем детальнее разобраться, в чем выражается разница в восприятии информации.
Заговори, а я тебя узнаю
Аудиалы воспринимают этот мир на слух. Звуки для них самый важный источник информации. Они отличаются отличным слухом и прекрасной памятью. Любят не только слушать, но и говорить. Причем перебивать их нежелательно, так как могут обидеться и уйти в себя.
Как выглядит аудиал?
Как правило, у них прямая поза с легким наклоном вперед. Часто хорошо развита грудная клетка. Их голоса очень выразительные, приятные, мелодичные. При разговоре аудиалы не любят смотреть в глаза, это им мешает слушать. Внимая собеседнику, люди с этим типов восприятия, часто слегка наклонят вправо голову и скрещивают руки на груди.
Речь аудиала
Они часто употребляют слова и выражения, связанные со звуковым восприятием. Например:
- послушайте;
- звучит заманчиво;
- благозвучный;
- какой загадочный тон;
- звучит замечательно;
- рад это слышать.
Аудиалы как раз те люди, которые любят ушами, поэтому разговаривайте с ними при любой возможности, говорите приятные слова и слушайте их очень внимательно, им очень обидно, если их «не слышат».
Мне все видно – так и знай
Люди, которые большую часть информации воспринимают с помощью зрения, называются визуалы.
Они мечтатели, так как отлично могут представлять себе различные картинки и сюжеты. В то же время люди, которые четко все планируют. Для них не составляет труда разделять работу между сотрудниками, составлять стратегии. Они так же предпочитают наглядные отчеты и любят, когда «все красиво».
Как выглядит визуал?
Его внешний вид всегда на высоте. Эти люди не позволяют себе неаккуратно одеваться. Они способны выбрать неудобную одежду, только ради того, чтобы выглядеть привлекательно.
Визуалы обладают зорким взглядом и высоким голосом. Много жестикулируют, как бы показывая то, о чем говорят. При этом их жесты направлены от себя и горизонтальны.
Они обычно стоят и сидят прямо, а если сутулятся, то голову задирают вверх. Их взгляд обычно направлен вверх. При этом они всегда смотрят на собеседника и того же требуют от него. Часто у визуалов слегка приподнятые брови.
Речь визуала
При разговоре они часто употребляют слова связанные со зрительным восприятием:
- это выглядит;
- посмотри какая;
- там видно будет;
- видите ли;
- я вижу.
Эти люди предпочитают находиться на расстоянии от собеседника, чтобы лучше его рассмотреть и не выносят прикосновений и объятий. Любят глазами.
Не поверю, пока не потрогаю
Люди, воспринимающие мир через движение, обоняние и осязание, называются кинестетиками.
Это люди действия, которым просто необходимо все понюхать, попробовать на вкус и потрогать. Они не воспринимают информацию, если ее тут же нельзя пустить в ход и выполнить то, что узнали.
Кинестетики очень восприимчивы, так как все пропускают через себя. Они не умеют скрывать чувства и часто прячут глаза, которые их выдают.
Как выглядят кинестетики?
Они одеваются в удобную одежду, внешний вид которой для них не очень важен. Как правило, обладают плотным телосложением. У них чаще всего полнокровные и широкие губы.
Они часто сутулятся, стоят и сидят с наклоном вперед. К собеседнику стараются быть как можно ближе, чтобы иметь возможность прикасаться к нему во время общения.
Двигаются кинестетики плавно. Взгляд практически всегда направлен вниз.
Речь кинестетика
Люди этого типа восприятия предпочитают использовать слова и выражения, которые описывают движения и чувства. От них нередко можно услышать:
- я так чувствую (ощущаю);
- рука об руку;
- сохранять спокойствие;
- вступить в контакт;
- улавливать что-либо;
- владеть собой.
По нраву кинестетики веселые люди. Они любят на ощупь.
Мы сразу видим смысл и суть
Казалось бы, мы рассмотрели все каналы поступления информации, а значит, можно просто пройти тест на тип восприятия и узнать, кем является ваш малыш, но стоит узнать еще об одном типе.
Люди, воспринимающие информацию через логическое осмысление, с помощью знаков, цифр и логических доводов, называются дигиталами.
Для них более всего важны смысл и функциональность. Дигитальный канал контролирует речь, потому люди, этого типа восприятия ориентированы на слова. Они способны создавать документы, в которых не будет двузначных формулировок.
Как выглядит дигитал?
У них зажатая прямая поза, монотонная речь, практически отсутствует жестикуляция. Они предпочитаю смотреть в лоб собеседнику, либо поверх его головы. Не любят прикосновений. Хотя внешне напоминают кинестетиков. Эти типы восприятия очень близки. Более того, дигиталы как раз и получаются из сверхчувствительных кинестетиков. Когда чувства становятся слишком сильными, то человек пытается от них дистанцироваться, уйти в рассуждения.
Речь дигитала
При общении дигиталы часто могут использовать выражения:
- давайте подумаем;
- если рассуждать здраво;
- подумав логически.
А внутренний диалог дигитала изобилует такими выражениями:
- или я ошибся;
- я сделал что-то не то;
- вот я ему в следующий раз отвечу;
- почему он так меня назвал?
Дигитал любит умом.
Представление информации
По этому параметру информацию можно разделить на следующие виды:
- Текстовая. Она представляется в виде всевозможных символов, которые, сочетаясь друг с другом, позволяют получить слова, фразы, предложения на каком-либо языке.
- Числовая. Это сведения, представленные числами и знаками, которые выражают определенное математическое действие.
- Звуковая. Это непосредственно устная речь, благодаря которой сведения от одного человека передаются другому, и различные аудиозаписи.
- Графическая. К ней относят схемы, графики, рисунки и прочие изображения.
Восприятие и представление информации неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант подачи данных, который обеспечит наилучшее их понимание.
Способы восприятия информации человеком
В распоряжении человека есть несколько таких способов. Они определяются пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия:
- визуальная;
- звуковая;
- тактильная;
- вкусовая;
- обонятельная.
Визуальная информация воспринимается с помощью глаз. Благодаря им в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. Слух необходим для восприятия информации, поступающей в виде звуков (речи, шумов, музыки, сигналов). Органы осязания ответственны за возможность восприятия тактильной информации. Рецепторы, расположенные на коже, позволяют оценить температуру исследуемого объекта, тип его поверхности, форму. Вкусовая информация поступает в мозг от рецепторов на языке и преобразуется в сигнал, по которому человек понимает, какой это продукт: кислый, сладкий, горький или соленый. Обоняние также помогает нам в познании окружающего мира, позволяя различать и идентифицировать всевозможные запахи. Главную роль в восприятии информации играет зрение. На него приходится около 90% полученных знаний. Звуковой способ восприятия информации (радиопередача, например) составляет около 9%, а остальные органы чувств отвечают всего за 1%.
Восприятие сути сцены по Кастелано и Хендерсену
Вы когда-нибудь задумывались, что на самом деле означает выражение «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? Или почему мы воспринимаем изображение лучше, чем текст?
Это не значит, что изображение сообщает нам всю необходимую информацию. Просто человек обладает способностью ухватывать основные элементы сцены с одного взгляда. Когда мы фиксируем взгляд на предмете или предметах, то формируем общее представление и распознаем смысл сцены.
Что такое восприятие сути сцены? По мнению исследователя из Nissan Research & Development Рональда А. Ренсинка (Ronald A. Rensink):
«Восприятие сути сцены (scene gist), или восприятие сцены — это визуальное восприятие окружающей среды в качестве наблюдателя в любой момент времени. Оно включает в себя не только восприятие отдельных объектов, но и такие параметры, как их взаиморасположение, а также представление о том, что встречаются другие виды объектов».
Представьте, что вы видите некие объекты, представляющие собой две вывески с символами, и схему, символизирующую развилку и указывающую два разных пути. Скорее всего, перед вами возникла следующая сцена — вы посреди джунглей/леса/шоссе и впереди два пути, которые ведут в два разных пункта назначения. На основании этой сцены, мы знаем, что необходимо принять решение и выбрать один путь.
В 2008 году Моника С. Кастелано (Monica S. Castelhano) из Университета Массачусетса в Амхерсте и Джон М. Хендерсон (John M. Henderson) из Эдинбургского университета в ходе эксперимента изучили влияние цвета на способность восприятия сути сцены.
Эксперимент включал в себя три различных испытания. Студентам показывали несколько сотен фотографий (природных или сделанных человеком объектов) в различных для каждого испытания условиях. Каждое изображение было показано в определенной последовательности и момент времени. Участников попросили ответить «да» или «нет», когда они увидят детали, соответствующие сцене.
Нормальные и размытые фотографии были представлены с цветными и монохромными соответственно.
Для определения роли цветов в восприятии сути сцены для следующих примеров фотографий использовались аномальные цвета:
Авторы исследования также изучили диапазон отклонений с помощью следующих образцов:
Как мы воспринимаем визуальную информацию на основании выводов Кастелано и Хендерсена?
- Испытуемые схватывали суть сцены и целевой объект за секунды. Это значит, что люди могут быстро понимать значение нормальной сцены.
- Испытуемые быстрее устанавливали соответствие цветных картинок, чем черно-белых. Таким образом, цвет помогает нам лучше понять картинку.
- В целом, цвета определяют структуру объектов. Чем лучше цвет соответствует тому, как мы обычно воспринимаем мир, тем легче нам понять смысл изображения.
Совет: используйте подходящие иконки и изображения на лендинге для представления данных; располагайте контент в правильной последовательности; используйте привычные цвета для важных объектов.
- Все, что вам нужно знать о визуальном восприятии и дизайне сайтов
Типы восприятия
Одна и та же информация, полученная каким-либо определенным способом, воспринимается каждым человеком по-разному. Кто-то после минутного прочтения одной из страниц книги может без труда пересказать ее содержание, другой же не запомнит практически ничего. А вот если такому человеку прочитать тот же текст вслух, он с легкостью воспроизведет в памяти услышанное. Такие различия определяют особенности восприятия информации людьми, каждые из которых присущи определенному типу. Всего их четыре:
- Визуалы.
- Аудиалы.
- Кинестетики.
- Дискреты.
Зачастую очень важно знать, какой тип восприятия информации является для человека доминирующим и чем он характеризуется. Это значительно улучшает взаимопонимание между людьми, дает возможность максимально быстро и полно донести нужные сведения до своего собеседника.
Нарушения восприятия
1) Иллюзии — это ошибочное восприятие реальных предметов и явлений. Они могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.
При определенных условиях возникают у большинства людей и могут вызываться физическими (восприятие ложки в стакане чай, кажущейся изломанной), физиологическими (раздвоение изображения предметов, если в момент восприятия надавить сбоку на глазное яблоко) и психологическими причинами (переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными).
Иллюзии восприятия
а) Иллюзия Эббингауза
Это оптическая иллюзия восприятия относительно размеров. Два предмета равного размера могут выглядеть по-разному. Если один предмет расположить среди более мелких предметов, то он будет казаться крупнее, чем если такой же предмет расположить среди более крупных предметов.
б) Иллюзия Понцо
Это оптическая иллюзия восприятия. Марио Понцо предположил, что мозг человека определяет размер объекта по его фону. Он нарисовал два одинаковых отрезка на фоне двух сходящихся линий, наподобие уходящего вдаль железнодорожного пути. В итоге, горизонтальные линии воспринимаются разными.
в) Иллюзия Аристотеля
Это иллюзия осязания. Небольшой предмет (карандаш) помещают между (под) скрещенными пальцами (проще использовать средний и указательный пальцы) так, чтобы он касался одного пальца с внутренней стороны, а другого пальца — с наружной. При движениях пальцев (и руки) по предмету (вперед-назад) через некоторое время возникает впечатление, что пальцы касаются 2 предметов.
г) Иллюзия Цельнера
Оптическая иллюзия, которая заключается в том, что параллельные линии, пересеченные серией коротких диагональных отрезков, кажутся расходящимися.
д) Иллюзия Мюллера — Лайера
Оптическая иллюзия, возникающая при наблюдении отрезков, обрамленных стрелками. Отрезок, обрамленный «остриями», кажется короче отрезка, обрамленного «хвостовыми» стрелками.
е) Иллюзия Поггендорфа
Оптическая иллюзия, где красная линия является продолжением черной линии, а не синей.
Галлюцинации
2) Галлюцинации — это ошибочное восприятие при отсутствии предмета.
Галлюцинации встречаются при злоупотреблении спиртным (алкогольный делирий), наркотиками, психостимулирующими средствами (ЛСД, кокаин и пр.), медикаментами (например, антидепрессанты), при психических заболеваниях (шизофрении, эпилепсии), органических поражениях головного мозга, при катаракте (галлюцинации Шарля-Боннэ).
Визуалы
Это люди, для которых главным органом чувств в процессе познания окружающего мира и восприятия информации является зрение. Они прекрасно запоминают новый материал, если видят его в виде текста, картинок, схем и графиков. В речи визуалов часто встречаются слова, так или иначе связанные с характеристикой объектов по их внешним признакам, самой функцией зрения («посмотрим», «светло», «яркий», «будет видно», «мне кажется»). Такие люди говорят обычно громко, быстро, активно жестикулируют при этом. Визуалы большое внимание уделяют своей внешности, окружающей обстановке.
Аудиалы
Для аудиалов гораздо проще усвоить то, что они один раз услышали, а не сто раз увидели. Особенности восприятия информации такими людьми заключаются в их умении слушать и хорошо запоминать сказанное как в разговоре с коллегами или родственниками, так и на лекции в институте или на рабочем семинаре. Аудиалы имеют большой словарный запас, с ними приятно общаться. Такие люди умеют прекрасно убеждать собеседника в разговоре с ним. Активному времяпровождению предпочитают спокойные занятия, любят слушать музыку.
Дискреты
Способы восприятия информации напрямую связаны с органами чувств человека. Основная масса людей получает знания при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Однако типы восприятия информации включают в себя и тот, который связан в первую очередь с мышлением. Людей, воспринимающих окружающий мир подобным образом, называют дискретами. Их довольно мало, причем встречаются они только среди взрослых, так как у детей логика развита недостаточно. В молодом возрасте основные способы восприятия информации дискретами – визуальный и аудиальный. И лишь с возрастом они начинают активно размышлять об увиденном и услышанном, открывая при этом для себя новые знания.
Восприятие и понимание информации называют какой речью
Коррекционному педагогу надо учитывать в своей работе данные психолингвистических исследований, в которых с позиций психологии и психолингвистики освещаются вопросы формирования речевой деятельности у детей. В них рассматриваются, в частности, особенности овладения детьми грамматическим строем родного языка, синтаксическими средствами построения высказываний (И. Н. Горелов, В. Н. Овчинников, А. М. Шахнарович, Д. Слобин и др.), планированием и программированием речевых высказываний (В. Н. Овчинников, Н. А. Краевская и др.). Так, например, весьма важное значение имеют полученные Н. А. Краевской данные о том, что речь нормально развивающихся детей 4—5 лет принципиально уже не отличается от речи взрослых по наличию в ней этапа внутреннего программирования (113).
Тип восприятия и обучаемость
Способы восприятия информации людьми во многом определяют ту форму обучения, которая будет максимально для них эффективной. Конечно, нет таких людей, которые бы получали новые знания целиком при помощи одного органа чувств или их группы, например, осязания и обоняния. Все они выступают в роли средств восприятия информации. Однако знание того, какие органы чувств являются у конкретного человека доминирующими, дает возможность окружающим быстро довести до него нужные сведения, а самому человеку позволяет эффективно организовать процесс самообразования.
Визуалам, например, нужно представлять всю новую информацию в читаемом виде, на рисунках и схемах. В этом случае они гораздо лучше запоминают ее. Визуалы преуспевают обычно в точных науках. Еще в детстве они отлично складывают пазлы, знают многие геометрические фигуры, хорошо рисуют, чертят, строят из кубиков или конструктора.
Аудиалы, напротив, легче воспринимают информацию, полученную из устной речи. Это может быть разговор с кем-либо, лекция, аудиозапись. При обучении иностранному языку для аудиалов предпочтительнее аудиокурсы, чем напечатанный самоучитель. Если все же требуется запомнить написанный текст, его лучше проговаривать вслух.
Кинестетики очень подвижны. Им сложно концентрироваться на чем-либо длительное время. Таким людям трудно усвоить материал, полученный на лекции или из учебника. Процесс запоминания будет проходить быстрее, если кинестетики научатся связывать теорию и практику. Им легче обучаться таким наукам, как физика, химия, биология, в которых конкретный научный термин или закон можно представить в виде результата опыта, проведенного в лаборатории.
Дискретам требуется немного больше времени, чем прочим людям, чтобы принять к сведению новую информацию. Они сначала должны осмыслить ее, соотнести со своим прошлым опытом. Таким людям можно, например, записывать лекцию преподавателя на диктофон, чтобы впоследствии прослушать ее второй раз. Среди дискретов много людей науки, так как рациональность и логичность для них превыше всего. Поэтому в процессе учебы им будут наиболее близки те предметы, в которых точность определяет восприятие информации — информатика, например.
Виды восприятия
Существует несколько классификаций видов восприятия. Сначала, разделяют восприятие преднамеренное (произвольное) или преднамеренное (произвольное).
Преднамеренное восприятие имеет ориентировку, с помощью которой регулирует процесс воспринимания – это воспринять предмет или явление и ознакомится с ним.
Произвольное восприятие может включаться в какую-то деятельность и реализовываться в процессе ее деятельности.
Непреднамеренное восприятие не имеет такой четкой направленности, и субъект не задается целью воспринять определенный предмет. На направленность воспринимания влияют внешние обстоятельства.
Как самостоятельное явление восприятие проявляется в наблюдении. Наблюдение является преднамеренным, планомерным и длительным в каком-то промежутке времени восприятием, направленным на отслеживание течения какого-то явления или изменений, происходящих в предмете восприятия.
Наблюдение является активной формой чувственного познания человеком действительности. Во время наблюдения, как самостоятельной целенаправленной деятельности с самого начала существует вербальная формулировка задач и целей, которые ориентируют процесс наблюдения на определенные объекты. Если долго упражняться в наблюдении, можно развить такое свойство, как наблюдательность – умение замечать характерные, малозаметные, которые не бросаются сразу в глаза особенности и детали предметов.
Для развития наблюдательности необходима организация восприятия, соответствующая необходимым условиям успешность, ясности задачи, активности, предварительной подготовке, систематичности, планомерности. Наблюдательность есть необходимой во всех сферах жизнедеятельности человека. Уже с детского возраста, в процессе игры или обучения, необходимо делать упор на развитие наблюдательности, многогранности и точности воспринимания.
Существует классификация восприятий по: модальности (зрительная, обонятельная, слуховая, осязательная, вкусовая) и формы восприятия существования материи (пространственная, временная, двигательная).
Зрительное восприятие – это процесс создания зрительного образа мира, основываясь на сенсорной информации, воспринимаемой, благодаря зрительной системе.
Слуховое восприятие – это процесс, который обеспечивает восприимчивость звуков и ориентации по них в окружающей среде, осуществляется с помощью слухового анализатора.
Осязательное восприятие – основанное на мультимодальной информации, ведущей среди которых есть тактильная.
Обонятельное восприятие – это способность к ощущению и различению пахучих веществ, как запахов.
Вкусовое восприятие – воспринимание раздражителей, действующих на рецепторы рта, характеризуются вкусовыми ощущениями (сладкого, соленого, горького, кислого).
Более сложные формы восприятия – это восприятие пространства, движения и времени.
Пространство образуется восприниманием формы, размеров, расположения и удаленности.
Зрительное восприятие пространства базируется на восприятии размера и формы предмета, благодаря синтезу зрительных, мышечных, осязательных ощущений, восприятии объема, удаленности предметов, которое осуществляется бинокулярным зрением.
Человек воспринимает движение, потому что оно происходит на каком-то определенном фоне, что позволяет сетчатке в определенной последовательности отображать возникающие изменения в положениях, находящихся в движении относительно элементов, перед и позади которых перемещается предмет. Существует автокинетический эффект, когда в темноте светящаяся неподвижная точка кажется подвижной.
Восприятие времени исследовано немного меньше, поскольку существует немало сложностей в этом процессе. Сложность объяснения того, как человек воспринимает время, в том, что в воспринимании отсутствует очевидный физический стимул. Длительность объективных процессов, то есть, физическое время может быть измеренным, но сама по себе длительность не есть стимулом в прямом смысле слова. Во времени нет энергии, которая бы воздействовала на некий временный рецептор, например, как это наблюдается в воздействии световых или звуковых волн. На сегодняшний день не обнаружено механизм, который косвенно или прямо преобразует физические интервалы во времени на соответствующие сенсорные сигналы.
Восприятие информации – это активный, полусознательный процесс деятельности субъекта по приему и переработке существенных знаний об окружающем мире, событиях и людях.
Восприятие информации осуществляется под влиянием определенных обстоятельств. Во-первых, имеет значение ситуация, в которой произошло знакомство с информацией. Благоприятная ситуация способствует более благожелательному восприятию, чем информация этого стоит, и наоборот, неблагоприятная ситуация будет способствовать негативному восприятию информации, чем на само деле.
Во-вторых, глубина понимания ситуации. Человек, хорошо разбирающейся в ситуации в большинстве случаев спокойнее относится к информации, связанных с ней событий и окружающих в тот момент людях. Он не драматизирует происходящее, не превозносит и очень адекватно оценивает ситуацию, чем человек с ограниченным кругозором.
В-третьих, на воспринимание информации влияют характеристики явления, субъекта или предмета, о которых свидетельствует информация.
В-четвертых, большое влияние имеют стереотипы (упрощенные стандартизированные представления сложных явлений и объектов окружающей действительности). Стереотипы – это основанное на чужих взглядах представление о тех вещах, с которыми человек еще не встречался, но может встретиться и, таким образом, облегчают его понимание этих вещей.
В-пятых, восприятие зачастую становится сложнее, под влиянием непредсказуемости или искривлений сведений, неспособности правильно поднести информацию.
Роль в общении
Типы восприятия информации влияют и на то, каким образом с человеком лучше общаться, чтобы он прислушался к вам. Для визуалов очень важен внешний вид собеседника. Малейшая небрежность в одежде может оттолкнуть его, после чего будет совсем неважно, что он говорит. Беседуя с визуалом, нужно уделять внимание своей мимике, говорить быстро с использованием жестикуляции, подкреплять разговор схематичными рисунками.
В разговоре с аудиалом должны присутствовать слова, которые ему близки («послушайте меня», «звучит заманчиво», «это говорит о многом»). Восприятие информации человеком-аудиалом зависит во многом от того, как собеседник говорит. Тембр голоса должен быть спокойным, приятным. Важный разговор с аудиалом лучше отложить, если вы сильно простужены. Такие люди не терпят также визгливых нот в голосе.
Переговоры с кинестетиком нужно проводить в помещении с комфортной температурой воздуха, приятным запахом. Таким людям требуется иногда прикоснуться к собеседнику, так они лучше понимают услышанное или увиденное. Не стоит ждать от кинестетика быстрого принятия решения сразу после беседы. Ему необходимо время на то, чтобы прислушаться к своим ощущениям и понять, что он все делает правильно.
Диалог с дискретом должен быть построен на принципе рациональности. Лучше всего оперировать строгими научными фактами, правилами. Для дискрета более понятен язык цифр.