Интеллект: виды, уровни, способы определения и развития

Интеллект в психологии и не только рассматривается в качестве комплекса способностей умственного и психического характера. В общем случае его определение следующее: это ум, качестве психики, выражающееся в способностях к познанию, к осознанию чего-либо, к обучению, запоминанию. Функции интеллекта основаны на опыте и его качестве. Интеллектуальный человек – такой, которые способен понимать, применять не только стандартные, но и нестандартные идеи. Он может использовать знания для управления окружающим миром.

Больше о том, что собой представляет ум, вы сможете узнать из статьи. Также мы показываем методы развития и даем ответ на вопрос, как определить собственный IQ (коэффициент интеллекта).

История изучения: основные и важные точки зрения

История изучения интеллекта

Говоря об исторических вехах понятия «интеллект», следует отметить наработки некоторых исследователей и ученых. Есть множество теорий, подходов и школ, однако считать какую-либо или какой-либо единственно верным нецелесообразно без погружения в теорию.

Примечательным в истории изучения видится опыт создателей специальных тестов для оценки IQ – Дж. Кеттелла и Л. Термена. Но основная заслуга их не в том, что они создали информативные методики выявления интеллектуальных способностей. Они стали одними из первых, кому удалось обосновать отсутствие зависимости развития интеллекта от условий, в которых протекает становление личности. Позже все их доказательства были разрушены, а работы признаны несостоятельными.

В некотором смысле противоположная точка зрения была высказана А. Бине и Т. Симоном. Они в своих работах рассматривают ум в качестве комплекса способностей, основанных на опыте, как совокупность достижений в умственном развитии.

Примечательной следует считать работу, которую проделал Д. Векслер. Он смог показать, что разумное поведение всякого человека базируется в первую очередь на влиянии интеллектуальных факторов.

С точки зрения детской психологии важным является вклад, который внес в изучение и анализ проблемы В. Штерн. Он смог доказать, что на развитие умственных способностей детей влияет качество отношений с окружающими людьми. Не только со взрослыми, но и с ровесниками, например, в детском саду или в школе.

Представим точки зрения других исследователей, деятелей, не связанных с наукой, их взгляды и подходы к определению анализируемого понятия:

  • Фома Аквинский рассматривал божественный ум как сущность, «частями» существующую в каждом из людей. Он полагал, что человеческие умственные способности ограничены только сферой разума, который способствует созерцанию, постижению чего-либо;
  • Л. С. Готтфредсон рассматривала интеллект в качестве уникальной умственной способности. Она говорила, что в нее включены способности к планированию, решению разных задач, к мышлению, к обучению и учению;
  • Ф. Н. Ильясов рассматривает показатель IQ как выражение способности материальной системы (человек для него – материальное существо) к самостоятельному обучению, к построению разных программ и алгоритмов деятельности.

Отметить следует также мнение Ч. Спирмана. Ему удалось доказать то, что все умственные способности связаны и имеют статическую связь. Он обосновал это тем, что если человек способен к решению одной условной группы сложных и нестандартных задач, то он без труда сможет решать и другие, даже если потребуется усилие.

Так, можно говорить, что история изучения понятия является многовековой. Проблемой занимались и ученые в древности (Фома Аквинский, XIII в.), и ученые XIX-XX вв. (Ч. Спирман и другие). Есть и множество современных исследователей, продолжающих работу, начатую столетия назад.

Заслуживает ли тема, по вашему мнению, пристального внимания?

Да! Столько всего неизведанного… И сфера интеллекта – часть этого неизведанного.

80%

Нет. Есть куда более важные и насущные проблемы. Сначала нужно разобраться с ними.

20%

Не могу сказать. Не осознаю важности таких исследований.

0%

Проголосовало: 5

Интеллект

Интеллект — это система всех познавательных способностей человека и его общая способность к восприятию и решению проблем, которая обеспечивает успех любой деятельности. Совокупность когнитивных процессов человека определяет его интеллект.

Согласно D. Векслера, интеллект — это глобальная способность действовать разумно, мыслить рационально и хорошо справляться с обстоятельствами жизни, то есть интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Интеллект выступает как общий фактор психической энергии.

К.Э. Спирмен в своих исследованиях доказал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от общего фактора, общей способности. С его точки зрения, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, который определяет, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, все люди обладают разными уровнями специфических способностей, которые проявляются в решении определенных задач.

В этом контексте Спирмен выделил общий фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, который служит индикатором специфических способностей.

В своей аргументации Спирман использовал политическую метафору. Он рассматривал набор способностей как набор людей — членов общества. В обществе возможностей может возникнуть анархия — они не связаны и не скоординированы. Может существовать «олигархия» — несколько базовых способностей могут определять успех (так считал тогда Л. Терстоун, противник Спирмена). Наконец, царством способностей может управлять «монарх» — общий фактор, которому подчиняются 5-факторы.

Ч. Спирмен, который объяснил корреляцию результатов различных методов измерения влиянием общего свойства, предложил в 1927 году.

Метод факторного анализа интеркорреляционных матриц для выявления латентного общего фактора. Более подробно суть метода описана в литературе.

Впоследствии Г. Айзенк интерпретировал общий фактор как скорость обработки информации центральной нервной системой (психический темп).

Л. Терстоун (1938), используя статистические факторные методы, исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными ментальными потенциями, и выделил семь таких потенций:

1) числовой, то есть способность оперировать числами и выполнять арифметические действия; 2) вербальная (словесная) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясниться наиболее подходящими словами 3) Вербальное восприятие — способность понимать устную и письменную речь; 4) Пространственная ориентация — способность представлять себе различные объекты и формы в пространстве; 5) Память; 6) Способность рассуждать; 7) Скорость восприятия сходства или различия между объектами и изображениями.

Позже Д. Гилфорд (1959) выделил 120 факторов интеллекта на основе того, для каких ментальных операций они необходимы, к каким результатам приводят эти операции и какое содержание они имеют (образное, символическое, семантическое, поведенческое).

Д. Хебб (1974) дал следующие определения:

  • Интеллект L — потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей индивида;
  • интеллект В — формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой.

Оценить этот «результирующий интеллект» можно только наблюдая за тем, как человек выполняет умственные операции, поэтому мы никогда не сможем узнать, насколько умным был А. Коэффициент интеллекта, сокращенно IQ, позволяет соотнести уровень интеллектуальных способностей человека со средними показателями его возрастной и профессиональной группы. Вы можете сравнить интеллектуальное развитие ребенка с развитием его сверстников:

средний показатель IQ (умственный возраст равен хронологическому возрасту) равен 100 баллам;

самые низкие показатели могут быть близки к нулю;

самые высокие значения могут быть близки к 200.

Основные функции интеллекта

Функции интеллекта

Выделим 4 основные функции и привяжем их к реальным примерам из жизни. Это нужно для упрощения понимания сути и содержания отдельных функций. Вот они:

  1. Содействие занятию определенных положений в разных общностях, а также принятию ролей и статусов. Без развитого интеллекта ни один человек не может адекватно действительности принимать на себя те или иные обязанности. Пример – принятие мужчиной роли отца после рождения ребенка. Если IQ недостаточно высок, сопутствующие отцовству задачи будут решаться неудовлетворительно.
  2. Получение знаний, освоение навыков, развитие. Здесь все точно так, как и в случае с первым пунктом. Покажем все на примере: интеллектуально развитый человек способен обучаться, может самостоятельно искать информацию, обрабатывать и систематизировать ее. Все иначе, если дело касается людей со слабым умом.
  3. Проявление талантов и реализация потенциала. От качества умственных способностей зависит то, насколько полно конкретный человек раскрывает собственные таланты и реализует потенциал. Пример: высокоинтеллектуальная личность принимает решение освоить новую сферу деятельности. Ей это дается легко. Недостаток же ума в данной ситуации приведет либо к сложностям в деле, либо к абсолютной неспособности личности использовать собственные ресурсы во имя достижения цели.
  4. Самореализация. Это почти то же, что и пункт третий. Но здесь справедливее говорить о качестве способностей и «крепости» порывов конкретного человека в части решения задач, стоящих на пути его развития, в том числе личностного. Простой пример: ученик средней школы ставит перед собой задачу закончить год «отлично», то есть получать одни пятерки. Если его IQ достаточен, все будет хорошо. В ином случае будут проблемы.

Так, можно говорить, что без развитого интеллекта любая деятельность, любая мысль – то, что не будет иметь продуктивного результата или воплощения. Ни мысли, ни поступки не могут быть эффективным и результативными без развитого интеллекта.

Какая функция вам кажется наиболее значимой?

Первая. Мне кажется, что роли и статусы нужно воспринимать адекватно их значимости.

0%

Вторая. Без знаний и развития ни один из нас не смог бы существовать в мире, в котором мы живем.

100%

Третья. Талантливые люди делают мир лучше.

0%

Четвертая. Считаю самореализацию очень важной.

0%

Проголосовало: 2

Что такое интеллект

Интеллект – это умственная способность организма, выражающаяся в умении решать различные задачи, справляться с проблемами, осуществлять познавательную деятельность, приспосабливаться к изменяющимся условиям среды и управлять ею.
Интеллект проявляется в учебной, исследовательской, трудовой деятельности, общении и социальной жизни в целом. Данное понятие объединяет отдельные познавательные способности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, воображение, волю, рефлексию, внимание.

Понятие об интеллекте возникло относительно недавно – только в конце девятнадцатого века. В то время высокими темпами развивалась психология, исследователи изучали умственные способности человека и животных. Иногда при этом они допускали серьёзные ошибки. Так, в то время господствовало убеждение, что человек использует свой мозг только на несколько процентов, тогда как остальная его часть остаётся незадействованной. В обыденной жизни такое представление сохраняется до сих пор, однако оно в корне неверно и давным-давно опровергнуто наукой. Но как вообще могло возникнуть такое предположение? Дело в том, что в конце девятнадцатого века функции значительной части отделов головного мозга были ещё не изучены, и исследователи не могли понять, для чего они нужны. Кроме того, некоторые процессы в мозге протекают как бы в автоматическом режиме, без участия сознания человека. То есть нам кажется, что какая-то часть мозга неактивна, но на самом деле она незаметно для нас проводит чрезвычайно важную работу, без которой, наверное, сам интеллект стал бы невозможен.

Однако вопрос взаимоотношения интеллекта и мозга достаточно сложный. Есть ли интеллект у человека? Разумеется, есть. Но есть ли он у кошки? Наверное, тоже есть. А у ящерицы? Можно думать, что и у неё есть. А у муравья, микроба, растения? С первого взгляда кажется, что чем более развит организм, тем в большей степени можно говорить о наличии у него интеллекта. Но и здесь не всё так просто.

Муравьи, как и все остальные насекомые, головного мозга не имеют вообще. Их «мозг», рассредоточенный по всему телу, представляет собой примитивное нервное скопление. Да и всё строение муравьиного организма весьма примитивное. Между тем интеллектуальные способности муравьёв некоторые даже на полном серьёзе сравнивают с человеческими. Муравьи могут накапливать и передавать информацию, общаться, обучаться, у них существует сложная иерархия. Они могут ориентироваться на местности; последние исследования показывают, что они, по-видимому, умеют даже считать. В муравьином обществе имеется множество «профессий», разнообразие которых различно у каждого вида. В самом деле, жизнь муравейника очень напоминает человеческое общество.

Ящерица – организм совсем другого рода. Её общее развитие в десятки раз сложнее и организованнее, чем у муравья. И полноценный головной мозг имеется, притом достаточно развитый. Но вот интеллектуальные способности ящерицы весьма скромные и не идут ни в какое сравнение с интеллектом муравья (и уж тем более человека).

Получается, что интеллект – скорее функция, чем некая материальная структура. Реализовать интеллектуальную деятельность можно различными способами.

Как же реализуется эта функция? Реализация интеллектуальной функции происходит посредством работы его составляющих: это умение находить связи между разрозненными данными, синтезировать и анализировать, сравнивать, классифицировать, строить ассоциации и т. д. Каждая такая способность по отдельности не формирует интеллект, о нём можно говорить только в совокупности этих способностей.

Особенности интеллектуальной системы человека состоят из нескольких параметров:

  • Объём рабочей памяти, способность к предсказыванию, использованию орудий, логике;
  • Многоуровневая иерархия отбора ценной информации – в этом задействованы шесть слоёв нейронов;
  • Сознание;
  • Память.

Интеллект не возникает внезапно и сам по себе, а развивается с течением времени. Интеллектуальный уровень человека можно повышать посредством специальных методик; он же может и понижаться в силу различных обстоятельств (пожилой возраст, травмы головы, психические заболевания и т. д.).

Виды интеллекта в психологии

Виды интеллекта

Есть одна примечательная классификация. Это классификация интеллекта по Гарднеру. Он сторонник концепции множественности интеллекта.

Ученый смог выделить следующие 9 видов:

  1. Визуально-пространственный. Это о ярком воображении, о способности фантазировать и ориентироваться в любых ситуациях.
  2. Лингвистический. Это о любви к чтению, общению. У людей с таким видом интеллекта развиты таланты в части подготовки сочинений, способности к изучению иностранных языков.
  3. Музыкальный. В таком случае развиты следующие сферы: восприятие музыки и ритма; способность к пению и овладению музыкальными инструментами; чувство стихов и такта. С таким видом интеллекта чаще всего встречаются люди, имеющие успехи в преподавании музыки, в дирижерском мастерстве.
  4. Межличностный. Это о способности выстраивать коммуникации, о понимании настроения людей, о продуктивности при условии работы в команде. Нередко люди с такими способностями становятся лидерами, психологами, дипломатами.
  5. Внутриличностный. В данном случае все противоположно тому, что написано в пункте четвертом. Однако высокая способность к рефлексии у людей с таким доминирующим видом ума делает из них отличных писателей, философов и не только.
  6. Натуралистический. Это о высоком интересе к окружающему миру. Это о тяге к биологии, химии, физике. Часто натуралисты – это экспериментаторы, геологи, экологи.
  7. Телесно-кинетический. Он свойственен людям, которые способны передавать эмоции «телесными средствами». Высокая координация, развитая моторика, тяга к спорту и постоянная активность – все это о них.
  8. Логико-математический. Данный вид сопровождается способностями оперативно анализировать данные, визуализировать их, рассуждать логично и быстро запоминать информацию. Люди с ним часто становятся математиками, программистами, инженерами.
  9. Экзистенциальный. Есть мнение, что данный вид является характерным для людей априори. Он выражается в способности мыслить.

Изначально Гарднер выделял только 8 типов. Им не был выделен внутриличностный тип. Однако по мере своей деятельности психолог решил пересмотреть классификацию под давлением коллег и дополнили ее. Нами представлена более поздняя версия, хотя и принято чаще всего говорить, что на самом деле Гарднер – автор классификации из восьми видов интеллекта. Это не совсем верно.

Есть две примечательные группы интеллектуальных способностей, выделенных учеными с опорой на критерии «способность понимать поведение людей» и «способность понимания эмоций, чувств».

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект

Его принято рассматривать в качестве совокупности знаний и навыков, способностей личности в части того, чтобы распознавать чувства, управлять эмоциями. Если эмоциональная сфера развита достаточно, человек будет способным к пониманию намерений, мотиваций. И своих, и чужих. Принято говорить об эмоциональном интеллекте как о гибком навыке, то есть он поддается развитию и формированию.

Есть мнение, что от уровня развития эмоциональной сферы интеллектуальных способностей зависит то, насколько будет та или иная личность успешна в жизни и в карьере.

Если данный вид ума развит слабо, если в данном направлении наблюдается низкий уровень IQ, человеку будут свойственны такие качества:

  • раздражительность;
  • конфликтность;
  • нерешительность.

Можно говорить, таким образом, что если страдает эмоциональный компонент общего IQ, то человек испытывает трудности с коммуникациями с другими людьми, является нерешительным. Однако эту своего рода недостаточность можно компенсировать, либо развив в себе соответствующие навыки, либо «прокачав» социальные компоненты интеллекта.

Социальный интеллект

От того, насколько он развит, зависят способности взаимодействия в социуме, поведение личности. Интеллектуальный социально человек способен правильно понимать людей. Он обладает навыками, в некотором смысле приобретенными, в части межличностного взаимодействия, а также в части социальной адаптации.

Для людей, у которых данный вид способностей интеллектуального спектра развит хорошо, характерны такие качества:

  • быстрота составления суждений об окружающих;
  • развитость аналитических навыков;
  • глубина понимания вещей, предметов и явлений, людей.

Принято полагать, что если у человека одинаково и хорошо развиты эмоциональная и социальная сферы интеллекта, то он почти, что гений. Но это достаточно спорное утверждение. Добиться успехов и быть эффективной личностью, способной к саморазвитию – не значит обладать выдающимися показателями IQ.

Как вы считаете, какой из показанных психологических видов характерен для вас?

Мне кажется, что эмоциональный. Описание подходит.

0%

Считаю, что социальный. Я быстро и легко «раскусываю» людей, обладаю хорошими аналитическими навыками и глубоко проникаю в то, что мне интересно.

66.67%

Думаю, что в моем случае все примерно на одном уровне.

0%

Затрудняюсь с ответом.

33.33%

Проголосовало: 3

Мотивация и стимулирование

Миф №2. Людей можно «мотивировать».

Хочется начать с разбора примеров неверного употребления терминов. «Мотивация (от лат. movere) — динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость». Другими словами мотивация, которой хотят добиться большинство руководителей, является сугубо внутренним процессом человека, и а внешнее воздействие на него всегда опосредовано.

Стимулирование, в свою очередь – воздействие на чье-то поведение посредством внешних факторов. Стимулы могут быть позитивными: премии, бонусы, надбавки, предоставление оплачиваемого отдыха, улучшение условий труда, так и негативными: выговор, лишение премии, штраф и т.п. Есть интересная закономерность: позитивные стимулы (премия, повышение зарплаты) незначительно повышают уровень мотивации и действуют короткое время, а отрицательные стимулы сильно снижают уровень мотивации и запоминаются надолго. И еще, со временем требуется применять все более сильные стимулы, чтобы добиваться тех же результатов.

Нужно отказаться от идеи «мотивирования». Использование глагола «мотивировать», часто подразумевает под собой попытки стимулирования или манипулирования. В этом есть что-то неблагородное, архаичное и нелепое. Сотрудник, приходя в организацию, обычно имеет высокий уровень мотивации, и, задача менеджмента сводится не к дополнительной «мотивации», а в устранении факторов ведущих к «демотивации».

В ИТ-компаниях, работающих по модели 1С-Франчайзи традиционно высокая текучка среди начинающих специалистов. Несмотря на интересную работу с разнообразными задачами и практически неограниченные возможности профессионального роста, система вознаграждения, построенная на сдельной оплате за выполненный объем, из-за нестабильности часто приводит сотрудников к демотивации. Это является распространенной причиной перехода на фиксированную оплату в организацию к клиенту.

Миф 3. «Система мотивации» компании позволяет поднять эффективность.

Будем исходить из того, что мотивы у всех людей разные. Деньги далеко не единственный мотив, который движет человеком. Люди приходят в компанию, имея индивидуальные цели и мотивы, стабильную систему ценностей и принципов. Очень недальновидно пытаться влиять на нее.

Если руководитель хочет создать коллектив мотивированных профессионалов, необходимо помимо профессиональных качеств, внимательно изучить личные мотивы кандидата, сопоставить их с целями, которые стоят перед организацией и коллективом. Другими словами, необходимо найти того, кто сам заинтересован делать ту работу, которая требуется с ожидаемым результатом и нужной интенсивностью. Самое большое количество ошибок совершается именно на первом этапе – во время приема на работу.

Однако мотивы работающих сотрудников со временем меняются. Это происходит по мере смены жизненных обстоятельств, профессионального роста, приобретения знаний и опыта. Вначале сотрудник может быть мотивирован на обучение, потом у него появляются потребности профессионального признания, в какой-то момент приоритетом может стать построение карьеры и т.д. На вопрос о причинах ухода сотрудников из компании можно ответить так: они уходят из компании по тем же причинам, по которым они приходят в нее. Если сотрудник искал возможность профессионального роста, он может уйти, как только почувствует свой потолок и у него не появится новых целей. Если кандидат приходит к Вам за большими деньгами – он наверняка уйдет, как только получит предложение с еще более высоким вознаграждением. Тот, кто ценит стабильность – может начать искать другое место работы в тот момент, когда компания окажется в кризисе. Если к Вам приходит сотрудник, который ищет командной работы и возможности самореализации – вы должны создать эти условия, иначе его тоже можно потерять. На поведение всегда влияет множество таких мотивов. В зависимости от обстоятельств, некоторые из них могут выходить на первый план и становиться ведущими.

Можно услышать протест менеджера: «Чтобы выявлять мотивы каждого – я вынужден буду работать 24 часа в сутки». Отслеживать динамику мотивов сотрудников можно разными способами: выстраивать личные отношения с каждым, чтобы быть в курсе всех жизненных обстоятельств, либо использовать формализованные процедуры. Регулярная (раз в 3 месяца или полгода) обратная связь от сотрудников в виде анкеты удовлетворенности с развернутым списком вопросов позволит выявить соответствие ожиданий сотрудника ситуации в организации (в соответствии со всеми факторами, описанными в модели Герцберга – см. ниже).

Страхи руководителей получить слишком низкие или неискренние оценки, спровоцировать этим негативные последствия, как правило, беспочвенны. В компании с демократичной моделью управления, сотрудники склонны честно излагать свои ожидания и давать объективную оценку текущей ситуации. Такая практика позволяет получить объективную картину, которая может быть не заметна руководителю из-за двери его кабинета. «Мониторинг мотивов» – это как гигиеническая процедура, фактор здорового образа жизни коллектива, без которого легко можно подхватить инфекцию «профессионального выгорания» или «внутреннего увольнения».

На собственном опыте могу отметить, что получение обратной связи через анкетирование, неоднократно позволяло разглядеть потенциал будущих руководителей, выявить скрытые мотивы наиболее способных сотрудников и предотвратить их уход из компании.

Уровни интеллектуальной активности

Уровни интеллектуальной активности

Принято выделять 3 интеллектуальных уровня, которые, кстати, рассматривались и рассматриваются многими учеными, посвятившими себя разработкам в части определения показателя IQ.

Каждый представленный далее интеллектуальный уровень характеризуется уникальными особенностями. Опишем их:

  1. Стимульно-продуктивный уровень. В таком случае умственная активность зависит от того, насколько сильно влияют на личность внешние факторы. Речь именно о стимулах и продуктивности реакций на них. На таком уровне справедливо говорить о всяком акте умственной деятельности как об ограниченном изначально полученными представлениями о чем-либо. Человек при этом способен решать разного рода задачи, но связности и последовательности в этих решениях почти нет: все осуществляется шаблонно, иногда машинально.
  2. Эвристический. Здесь дело касается спонтанности в познании, что обеспечивает чаще результативность освоения и понимания разных закономерностей. На таком уровне личность получает способности в части составления общих представлений из разрозненных проблем и явлений. Она сама при этом начинает выявлять разные закономерности и находить им объяснения.
  3. Креативный. Данный уровень является высшим. Здесь личность становится аналитиком, способным решать даже самые сложные проблемные задачи. Здесь она ценой усилий или же без них легко «докапывается» до сути всех вещей, предметов и явлений.

Признаки высокого интеллекта

Считается, что наиболее очевидные признаки того, что с интеллектом у человека все в полном порядке, следующие:

  • отточенные профессиональные умения, способность осваивать без усилий новые навыки. Если говорить только о профессиональной сфере, применять понятие «интеллектуальный» нецелесообразно: профессионалом в том или ином деле может стать даже такой человек, который не обладает выдающимся умом. Это о машинальности, о запоминании. Это о закономерности, благодаря которой длительные занятия чем-либо почти всегда приводят к как минимум хорошим результатам. Такие качества способствуют тому, что любая адаптация для человека – это всегда исключительно легкая адаптация;
  • способность концентрировать внимание на важном, переключать его на необходимые вещи и удерживать на них. Невнимательность и рассеянность же при этом рассматриваются в качестве признаков того, что с IQ человека что-то не так;
  • развитый самоконтроль. При этом личность может контролировать не только собственные действия и поступки, но и в некоторой степени влиять на эмоции, чувства, поведение окружающих людей;
  • адекватное действительности чувство юмора. Речь не о том, что человек ценит и поощряет только интеллектуальный, например, юмор. Речь исключительно о том, что он осознает, буквально ощущает и чувствует грань уместности. В данном случае человеку могут одинаково нравиться и «черные» шутки, и те, которые требуют умственного напряжения для понимания. Но в любой ситуации он в первую очередь на машинальном уровне оценивает уместность. Если тот или иной акт юмора не является уместным, не будет смеха. Будет только порицание, пусть и молчаливое.

Какой параметр говорит об «отсталости»?

Таких параметров несколько. Конечно, целесообразнее использовать тесты и опираться на мнения исследователей, однако можно выделить следующую группу сигналов того, что IQ находится на недостаточном уровне. Вовсе не обязательно, что на низком. Речь исключительно о недостаточности развития как такового.

Вот симптомы:

  • внушаемость. Объяснить ее можно тем, что человек попросту не является способным к тому, чтобы идти, как говорится, своей дорогой. Ему проще слушать других, поступать так, как поступают другие. Ему проще идти «по накатанной»;
  • ведомость. Это почти то же, что и внушаемость, но в контексте деятельности и принятия решений. Даже если личность решает для себя, что тот или иной путь будет для нее единственно верным, к примеру, ее можно выбить из колеи, поставив в пример поступок или мнение другого «авторитетного» человека;
  • бедный словарный запас. Скудность словарного запаса часто привязывают к проблемам с запоминанием и обучаемостью. Это один из сигналов низких интеллектуальных способностей. Простейший пример, характерный для невыдающейся молодежи – использование и обилие в речи слов и фраз: «ну»; «типа»; «как бы» и так далее. В худших случаях молодые люди на 10 слов используют 5 значимых. Все остальное – просто словесный мусор.
  • склонность мыслить узко. Это, например, о неспособности смотреть на привычные вещи под непривычным углом.

Какие признаки вы смогли обнаружить у себя?

Только хорошие. Испытываю гордость. Ура!

50%

Печально признавать, но негативные. Надо бы подтянуть знания и способности.

25%

И те, и те. Запутался (запуталась).

0%

Не могу сказать. Веду себя и проявляю качества с опорой на контекст конкретных ситуаций.

25%

Проголосовало: 4

75

О ПСИХОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

А. И. КРУПНОВ

Анализ ряда определений понятия активности позволяет заключить, что одни из них фиксируют ее проявления в особых реакциях, действиях, деятельности и внешнем взаимодействии в целом, другие — как внутреннюю способность к взаимодействию [6].

Правомерно допустить, что активность человека выступает как в форме внутренних процессов взаимодействия, так и в форме внешних их проявлений. Иными словами, она может быть охарактеризована как особая способность «в себе», с одной стороны, с другой — как свойство, проявляющееся в различных взаимоотношениях с действительностью [17]. Способность «в себе» (внутренняя активность) может рассматриваться как нечто пассивное до тех пор, пока она не проявила себя (внешняя активность). Вместе с тем непроявление или проявление ее в одном отношении вовсе не исключает ее проявления в другом отношении. Стало быть, для сколько-нибудь полной и объективной оценки активности необходимо комплексное изучение ее проявлений в самых различных сферах поведения и деятельности человека [7].

Виды проявлений активности и их основания будут иметь специфику в зависимости от того, в каком аспекте (со стороны содержания, процесса, результата) рассматриваются поведение и деятельность человека.

Мы считаем, что комплексный подход к оценке активности человека предполагает учет: а) содержательных характеристик, т. е. комплекс внутренних побуждений, установок, мотивов поведения и деятельности, направленности интересов и т. д.; б) уровня и качества результатов, т. е. тех реальных достижений, которые были получены в итоге деятельности человека; в) процессуальных особенностей деятельности (темп, скорость, интенсивность, объем), т. е. динамических характеристик, которые являют нам сам процесс взаимодействия человека с окружающей средой в ходе реализации его поведения и деятельности.

Вполне понятно, что, исследуя активность человека в том или ином аспекте, необходимо выделить критерии ее оценки. Если исходить из наиболее общих и формальных признаков активности человека, характеризующих степень или уровень взаимодействия, то можно, очевидно, говорить о запасе каких-то «энергетических» резервов и внутренних возможностей к взаимодействию, о скорости и интенсивности этого взаимодействия, о разнообразии используемых средств и приемов в процессе взаимодействия и, возможно, других каких-то признаков, раскрывающих его динамику.

Разумеется, что для характеристики активности человека не безразлично, во имя чего она происходит и. каков результат того или иного взаимодействия или деятельности, т. е. важен учет содержательного и

76

результативного аспектов активности, которые имеют свою специфику, так же как и критерии ее оценки. Априори можно сказать, что между выделенными сторонами активности человека существуют определенные связи, в реальном взаимодействии и деятельности они слиты, а не разобщены. В целях же анализа мы их разделяем.

«Говоря о динамических (в отличие от содержательных) личностных параметрах, мы как раз имеем в виду ту форму,— подчеркивал В. Д. Небылицын, — в которую облекается психологическое содержание личности индивида в актах его конкретного поведения. Различение содержательности и динамических аспектов личности представляет значительную важность с точки зрения той стратегии, которая должна быть выработана для изучения нейрофизиологических или, может быть, более широко — биологических оснований индивидуально-психологических различий» [16; 118].

Ранее нами были выделены наиболее общие параметры оценки динамических проявлений активности человека [4], [5], [12], [13]. Таковыми, в частности, являлись:

а) степень выраженности внутренних побуждений, потребности, деятельности и стремлений к продолжению начатых действий и деятельности;

б) скоростные характеристики реакций и действий индивида;

в) разнообразие приемов и действий, использованных индивидом при выполнении предлагаемых заданий.

В последующих исследованиях динамического аспекта активности человека в разнообразных сферах их проявления: психомоторной [1], [2], [12], [13], [16], [19], интеллектуальной [1], [2], [3], [11], [15], [19], волевой [18] и сфере общения [8] — подтвердилась правомерность использования этих параметров.

В ряде работ вышеназванные параметры активности получили несколько иное терминологическое обозначение. Так, в исследованиях В. М. Русалова [19], М. В. Бодунова [1], [2] они соответственно обозначались как «эргический», «скоростной» и «вариационный» аспекты активности. В исследованиях В. Д. Мозгового [11], Б. Р. Кадырова [3], В. С. Юркевич [20] были введены новые параметры оценки психодинамических характеристик активности, такие, как «стремление к новизне» и «устойчивость активности». Однако следует отметить, что проблема диагностики динамических проявлений активности человека еще не является окончательно решенной, так же как и вопросы структуры динамических проявлений активности, психологических механизмов ее реализации. Мало известно и в отношении нейрофизиологических ее оснований.

В статье предпринята попытка рассмотреть указанный выше, круг проблем на примере одного из видов динамических проявлений активности — активности в интеллектуальной сфере — наиболее изученной и имеющей достаточный экспериментальный материал, позволяющий сделать некоторые обобщения.

Первый вопрос, на котором следует остановиться, связан с проблемой диагностики динамических признаков активности в интеллектуальной сфере.

Нужно отметить, что если в отношении параметров оценки динамических проявлений активности в интеллектуальной сфере в целом наблюдается общность в подходе различных авторов, то в конкретных показателях, входящих в набор этих параметров, имеется большое разнообразие. Так, для оценки склонности испытуемых к длительному умственному напряжению в работе В. Д. Мозгового [11] служило среднее количество задач в условиях максимального темпа, выполненных по желанию. В исследованиях же М. В. Бодунова [1], [2] этот

77

параметр оценивался по времени поиска решения неразрешимой задачи из Марбургской игры, времени поиска в неразрешимом варианте лабиринта, числу отказов от продолжения решения задачи, среднему времени, предшествующему отказам от продолжения решения задач.

Аналогичное многообразие используется авторами и при оценке параметра «стремление к новизне, разнообразию». В одном случае он диагностировался по среднему времени поиска второго способа в решении задач к количеству разнообразных типов решенных задач [11]. В другом — по вариативности способов прохождения лабиринта, количеству отказов решить задачу вторым способом [1], [2].

Анкетные варианты диагностики ряда психодинамических признаков активности были предложены в зарубежных работах [21], [22],

В наших исследованиях для оценки параметра «внутренних побуждений и стремления к продолжению интеллектуальных действий» служило количество дополнительных попыток, взятых испытуемым при решении вербальных, пространственно-арифметических задач и задач на творческое воображение.

В качестве показателей, оценивающих тенденцию к новизне и разнообразию приемов и действий, служило количество использованных испытуемым разнообразных приемов при решении вербальных, пространственно-арифметических и творческих задач. И наконец, скоростные характеристики интеллектуальных действий оценивались по удобной и максимальной скорости решения сложных и простых арифметических задач.

Думается, что имеющееся многообразие методических приемов, с одной стороны, имеет положительное значение, ибо расширяет в целом методический арсенал измерений психодинамических характеристик интеллектуальной активности. С другой стороны, множественность и разнообразие этих показателей создают затруднения для проведения сколько-нибудь объективных обобщений. Вместе с тем последнее все-таки в какой-то степени возможно, поскольку выделенные параметры и конкретные показатели получены в типичных экспериментальных ситуациях, в которых находились испытуемые. Так, интенсивность внутренних побуждений и склонность к продолжению интеллектуальных действий измерялась в ситуации возможного, но не обязательного продолжения тех или иных действий. Стремление к новизне и разнообразию оценивалось в ситуации свободного выбора приемов и действий решения тех или иных задач, а скоростные характеристики — на основании выполнения интеллектуальных заданий в удобном и максимальном темпах.

В пользу суждения о типичности выбранных экспериментальных ситуаций для оценки активности свидетельствует и тот факт, что в большинстве исследований обнаружены достаточно высокие коэффициенты корреляций между различными экспериментальными пробами внутри каждого из выделенных параметров [1], [2], [19].

Второй вопрос, на котором мы остановимся, — структура психодинамических признаков интеллектуальной активности.

Ряд полученных к настоящему времени экспериментальных данных свидетельствует о достаточно сложной картине соотношений между основными психодинамическими признаками активности: скоростным, склонности к деятельности и тенденции к новизне и разнообразию.

Так, в исследовании М. В. Бодунова [1], [2] при факторизации психодинамических признаков интеллектуальной активности была выявлена относительная независимость трех факторов: скоростного, определяющего индивидуальный темп действий; эргического, характеризующего склонность к напряженной умственной деятельности и ее продолжению; вариационного, отражающего стремление к разнообразию использования

78

приемов и умственных действий. Правда, при проверке нелинейных соотношений между исследуемыми подизмерениями активности была выявлена тенденция к v-образной зависимости между индивидуальным темпом умственной деятельности и стремлением к разнообразию. Смысл этой зависимости свидетельствует о том, что индивиды со средней привычной скоростью умственных действий характеризуются более выраженной тенденцией к разнообразию по сравнению с индивидами с высокой скоростью. Автор приходит к заключению, что выделенные параметры активности представляют собой линейно независимые и устойчивые характеристики.

Мы думаем, что это утверждение еще не может быть заключительным, поскольку есть ряд данных, которые свидетельствуют в пользу существования, в отдельных случаях, и прямолинейных связей между указанными параметрами. Так, в нашем исследовании при факторизации матрицы интеркорреляций психодинамических показателей интеллектуальной активности обнаружен тот факт, что экспериментальные показатели из разных параметров активности входили в один фактор. Из двух выделенных нами факторов в первый вошли скоростные характеристики решения задач и показатели, оценивающие уровень внутренних побуждений и стремления к продолжению интеллектуальных действий. Во второй фактор также вошли показатели стремления к продолжению интеллектуальных действий и показатели разнообразия использования приемов и действий в процессе решения задач. Причем факторные веса всех показателей, вошедших в данный фактор, имеют отрицательные значения.

Психологический смысл полученных соотношений сводится к тому, что повышенная потребность в интеллектуальных действиях сочетается с достаточно высокой скоростью решения задач, в то время как пониженная потребность сочетается с меньшей выраженностью тенденции индивида к разнообразию приемов и действий в процессе решения задач.

Что касается соотношений скоростных характеристик интеллектуальных действий и тенденции к новизне и разнообразию приемов решения задач, то они казались достаточно автономными и обособленными.

Таким образом, согласно нашим данным, центральным элементом в структуре психодинамических качеств интеллектуальной активности является стремление к продолжению интеллектуальных действий или потребность в интеллектуальной деятельности. Она проявляется или в скоростных характеристиках предпринимаемых действий, или в тенденции к разнообразию в использовании интеллектуальных приемов в процессе решения задач.

Скоростные характеристики интеллектуальных действий и тенденция к разнообразию использования приемов в процессе решения задач не коррелируют между собой, т. е. являются достаточно обособленными и автономными. Вместе с тем они оказываются каждый в своеобразных соотношениях со стремлением к продолжению интеллектуальных действий, т. е. потребностью в интеллектуальной деятельности. Этот факт дает основание предположить, что, очевидно, существует различный стиль или индивидуальная манера в реализации интеллектуальной активности. Если одни индивиды реализуют ее за счет скорости выполнения интеллектуальных операций, то другие преимущественно за счет использования разнообразных вариантов и приемов решения интеллектуальных заданий.

Некоторые указанные выше расхождения между нашими и другими экспериментальными данными происходят, очевидно, от неодинаковости

79

используемых экспериментальных показателей (хотя и полученных в типичных экспериментальных ситуациях). Дальнейшее исследование в этом отношении и унификация экспериментальных проб позволят уточнить предварительные заключения и предположения.

Третий вопрос, который необходимо обсудить, связан с выявлением нейрофизиологических оснований динамических признаков активности в интеллектуальной сфере. В этом отношении накоплен достаточно большой экспериментальный материал [1], [2], [3], [10], [11], [15], [16], [19].

Так, в исследовании В. Д. Мозгового [11] обнаружены положительные связи психодинамических показателей интеллектуальной активности с суммарной энергией ритма бета-2, средним уровнем асимметрии ЭЭГ-волн лобного отведения, частотой бета-2 ритма затылочного отведений, а также отрицательные связи показателей интеллектуальной активности с суммарной энергией дельта-ритма лобного отведения, длительностью восходящей и нисходящей фаз волн ЭЭГ, коэффициентом периодичности автокорреляционной функции и дисперсией мгновенных значений амплитуд суммарной ЭЭГ лобного отведения.

Психофизиологический смысл этой группы зависимостей сводится к тому, что более активные индивиды имеют большую величину суммарной энергии ритма бета-2, среднего уровня асимметрии единичных волн ЭЭГ лобного отведения, а также тенденцию к меньшим значениям суммарной энергии дельта-ритма, дисперсии мгновенных значений амплитуд суммарной ЭЭГ, коэффициента периодичности автокорреляционной функции лобного отведения, длительности восходящей и нисходящей фаз волн ЭЭГ мозга [11].

При дифференцированном рассмотрении связей отдельных параметров интеллектуальной активности с ЭЭГ-показателями в работах М. В. Бодунова и В. М. Русалова [1], [2], [19] выявились положительные корреляции скоростных характеристик интеллектуальной активности с пространственно-временной согласованностью суммарных биоэлектрических процессов различных областей головного мозга, вариационного компонента активности (стремление к новизне и разнообразию) с медленными частотами ЭЭГ-ритмов, а также отрицательные связи эргического компонента активности (стремление к продолжению интеллектуальной деятельности) с суммарной энергией медленных ЭЭГ-ритмов вариационного компонента с параметрами пространственно-временной согласованности ЭЭГ-процессов.

Сопоставление психодинамических характеристик интеллектуальной активности с показателями активированности [3], [10] выявило два различных типа взаимосвязей между двумя указанными переменными. Так, уровень активности в таких показателях, как коэффициент вариативности, количество правильных ответов при сличении, разница между узнаванием и воспроизведением, удобный темп реакций — при погрупповом анализе в наибольшей мере выражена у высокоактивированных, в меньшей — у среднеактивированных и в наименьшей — у низкоактивированных. Иначе говоря, в этом случае достаточно четко выступает прямолинейная зависимость, которую можно было ожидать, исходя из представлений об активированности как энергетической базе психической активности [9]. Вместе с тем другие показатели активности, использованные в этих же работах: стремление к разнообразию, устойчивость активности, работоспособность и др. — обнаруживают более сложную, криволинейную зависимость от уровня активированности. Здесь достоинства группы высокоактивированных явно обнаруживаются только при сопоставлении с группой среднеактивированных, группа же низкоактивированных близка по величине своих показателей к группе высокоактивированных. Предположительное объяснение авторами данного

80

факта сводится к тому, что прямолинейная зависимость активности от уровня активированности обнаруживается в относительно более простых показателях, непосредственно зависящих от энергетической базы. Показатели же, имеющие более сложный опосредствованный характер, допускающий включение компенсаторных механизмов, обнаруживают криволинейные зависимости [3], [10].

Психофизиологический смысл этой группы зависимостей сводится к тому, что высокий уровень активации является благоприятным условием успешного осуществления интеллектуальных действий, особенно в тех случаях, когда необходим их высокий темп, скоростное реагирование, сравнительно большие энергетические затраты. Низкий же уровень активации в сочетании с развитым комплексом компенсаторных механизмов является более благоприятной основой для успешного осуществления деятельности в относительно постоянных условиях, требующих систематичности [3], [10].

В наших исследованиях по соотношению динамических признаков интеллектуальной активности с фоновыми ЭЭГ-данными и показателями силы нервной системы по отношению к возбуждению (ЭЭГ-вариант угашения с подкреплением и навязывание ритмов на низкие частоты световой стимуляции) выявился также целый ряд зависимостей. Так, характер выявленных связей между психодинамическими признаками интеллектуальной активности и силой нервной системы свидетельствует о том, что испытуемые с сильной нервной системой характеризуются меньшей скоростью решения задач в удобном темпе, большим разнообразием в использовании различных приемов в ходе решения задач и меньшей выраженностью внутренних побуждений, стремлений к продолжению интеллектуальных действий. В то же время испытуемые со слабой нервной системой обладают повышенным привычным темпом решения задач, меньшим набором разнообразных средств и приемов их решения, повышенным уровнем внутренних побуждений и стремлений к продолжению интеллектуальной деятельности.

Полученные факты, по всей видимости, свидетельствуют о различной манере и индивидуальных особенностях в реализации интеллектуальной активности. Если у испытуемых с сильной нервной системой она реализуется преимущественно за счет выраженности стремления к новизне и разнообразия использованных приемов и действий при относительно средней выраженности скорости привычного темпа решения задач и выраженности внутренних побуждений и стремлений к продолжению интеллектуальных действий, то у испытуемых со слабой нервной системой реализация интеллектуальной активности в основном осуществляется за счет более сильной выраженности внутренних побуждений и скорости интеллектуальной деятельности.

Подводя итоги обсуждения данных в отношении трех вышеобозначенных вопросов, необходимо отметить следующее:

1. В исследовании психодинамического аспекта интеллектуальной активности накопился достаточно большой, хотя и разнородный методический арсенал, позволяющий диагностировать наиболее устойчивые индивидуальные особенности в реализации интеллектуальных действий в типичных экспериментальных ситуациях. Нам представляется, что дальнейшее уточнение определения содержания наиболее общих параметров и подизмерений активности, типичных экспериментальных ситуаций, унификация и стандартизация конкретных экспериментальных приемов изучения динамических проявлений активности, проверка их надежности и валидности составляют важный раздел исследования, необходимый для успешной разработки активности поведения человека и ее проявлений в различных сферах деятельности, в том числе и интеллектуальной.

81

2. Исследование психологической структуры динамических проявлений активности в интеллектуальной сфере выявило достаточно сложную картину соотношений между основными параметрами активности: скоростным, склонности к деятельности и тенденции к новизне и разнообразию. Во-первых, выявилась их относительная самостоятельность, а во-вторых, обнаружились как прямолинейные, так и криволинейные связи между ними. Центральным элементом в структуре психодинамических признаков интеллектуальной активности является «стремление к продолжению интеллектуальных действий» (потребность в интеллектуальной деятельности). Она проявляется или в скоростных характеристиках предпринимаемых действий, или в тенденции к разнообразию в использовании интеллектуальных приемов в процессе решения задач. Найденные соотношения свидетельствуют о разнообразии в реализации интеллектуальной активности у испытуемых. Так, если одни индивиды реализуют ее за счет скорости выполнения интеллектуальных действий, то другие преимущественно за счет использования разнообразных вариантов и приемов решения задач.

3. Выявленные соотношения между некоторыми ЭЭГ-показателями и психодинамическими проявлениями активности в интеллектуальной сфере позволяют говорить о возможных нейрофизиологических предпосылках в реализации интеллектуальной активности человека. Обнаружены, с одной стороны, положительные связи скоростных характеристик интеллектуальной активности с пространственно-временной согласованностью суммарных биоэлектрических процессов различных областей головного мозга; вариационного компонента активности с медленными частотами ЭЭГ-ритмов; с другой — отрицательные связи эргического компонента активности с суммарной энергией медленных ЭЭГ-ритмов.

Указанные соотношения в какой-то мере могут объяснить обнаруженную относительную самостоятельность и обособленность выделенных параметров активности, которая, по всей видимости, в свою очередь, может объясняться различными физиологическими основаниями и нейрофизиологическим обеспечением в процессе их реализации и функционирования целостного интеллектуального поведения.

В качестве природных предпосылок в реализации индивидуальных особенностей интеллектуальной активности могут выступать свойства активированности и силы нервной системы. Обнаруженные связи указанных свойств с отдельными параметрами и входящими в них конкретными экспериментальными показателями оказываются далеко не однозначными. Одна группа показателей интеллектуальной активности, отражающая стремление к разнообразию, потребность в продолжение деятельности, устойчивость активности и др., обнаружила криволинейные зависимости с активированностью нервной системы. Другая же группа (коэффициент вариативности, количество правильных ответов при сличении, удобный темп реакции и др.) обнаруживает прямолинейные связи с активированностью.

Аналогичные неоднозначные связи обнаружены между отдельными параметрами интеллектуальной активности и силой нервной системы. А именно, большая выраженность силы нервной системы относительно возбуждения сочетается с пониженной удобной скоростью решения задач, большим набором использованных вариантов и приемов в процессе их решения, меньшей выраженностью стремлений к продолжению интеллектуальных действий и наоборот.

Таким образом, анализ имеющихся данных в отношении психодинамических проявлений активности человека в интеллектуальной сфере в определенной степени проясняет, с одной стороны, некоторые психологические механизмы реализации интеллектуального поведения, с другой —

82

нейрофизиологические их предпосылки. Дальнейшие исследования в этом аспекте позволят уточнить и расширить наши представления о природных основаниях интеллектуальной активности человека и индивидуальных формах ее реализации.

1. Бодунов М. В.

Нейрофизиологические основы психической активности как черты темперамента: Автореф. канд. дис. — М., 1977.

2. Бодунов М. В.

О связи интегральных ЭЭГ-параметров с формально-динамическими проявлениями активности человека. — Физиология человека, 1977, № 3, с. 394—403.

3. Кадыров Б. Р.

Уровень активации и некоторые динамические характеристики психической активности. — Вопросы психологии, 1976, № 4, с. 133—138.

4. Крупнов А. И.

О понятии психической активности как компонента темперамента и возможных параметрах ее измерения. — В кн.: Материалы Московской городской конференции молодых психологов. М., 1969, с. 24—25.

5. Крупнов А. И.

О соотношении различных показателей психической активности как черты темперамента. — Там же, с. 26—27.

6. Крупнов А. И., Прядеин А. П.

К вопросу о понятии «активность». — В кн.: Личность и деятельность: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1977, с. 46.

7. Крупнов А. И.

Актуальные вопросы исследования индивидуальных различий в динамических проявлениях активности человека. — В кн.: Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. — Свердловск, 1980, с. 3—11.

8. Крупнов А. И., Жемчугова Л. В.

Исследование индивидуальных различий в динамических характеристиках активности общительности старших школьников. — В кн.: Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1978, с. 63—69. .

9. Лейтес Н. С.

О психофизиологических основах активности. — В кн.: Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1975, с. 14—35.

10. Лейтес Н. С, Голубева Э. А., Кадыров Б. Р.

Динамическая сторона психической активности и активированность мозга. — В кн.: Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М., 1980, с. 114—124.

11. Мозговой В. Д.

Исследование факторов биоэлектрической деятельности некоторых отделов мозга и их отношения к умственной активности: Автореф. канд. дис. — М. 1973.

12. Небылицын В. Д., Крупнов А. И.

Электрофизиологические корреляты динамических характеристик активности поведения. Сообщение 1: Показатели активности и фоновая ритмика ЭЭГ-покоя. — Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — М., 1970, № 2, с. 121 — 126.

13. Небылицын В. Д., Крупнов А. И.

Электроэнцефалографические корреляты динамических характеристик активности поведения. Сообщение 2: Показатели активности и асимметрии волн ЭЭГ-покоя. — Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — М., 1971, № 1, с. 117—123.

14. Небылицын В. Д.

Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. — Вопросы психологии, 1971, № 6, с. 13—26.

15. Небылицын В. Д., Мозговой В. Д.

Электроэнцефалографические корреляты умственной активности. — Журнал высшей нервной деятельности, 1972, № 5, т. 22, с. 899—906.

16. Небылицын В. Д.

К проблеме мозговых механизмов индивидуально-психологических различий у человека. — В кн.: Нейрофизиологические механизмы психической деятельности человека. — Л., 1974, с. 118—123.

17. Прядеин А. П., Крупнов А. И.

К понятию «активность». — В кн.: Вопросы психологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1976, с. 5—13.

18. Прядеин А. П.

Исследование динамических характеристик волевой активности в интеллектуальной и психомоторной сферах. — В кн.: Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1978, с. 26—33.

19. Русалов В. М.

Биологические основы индивидуально-психологических различий. — М., 1979. —352 с.

20. Юркевич В. С.

Экспериментальное исследование «реакции на новизну» как проявление умственной активности. — В кн.: Вопросы диагностики психического развития. Таллин, 1974, с. 198—200.

21. Guilford J. P.

Personality. — N. Y.: Wiley, 1959.

22. Heyrnans C., Wiersma E.

Beiträge zur speziellen Psychologie auf Crund einer Massenuntezsuchung. — Z. Psychol. Physiol., 1909, Bd. Si, I. Abt., S. 1—72.

Какие факторы влияют на умственные способности?

Что влияет на умственные способности?

На них оказывают влияние в той или иной мере такие факторы: наследственность; развитость мышления; питание, в том числе питание матери во время беременности; таланты воспитания родителей и другие.

Вот конкретные примеры:

  • генетика (наследственность). Есть множество исследований, подтверждающих тот факт, что мужчины и женщины с высокими показателями IQ выращивают таких же детей;
  • влияние внешних факторов. Это, к примеру, применяемые родителями человека в его детстве методы воспитания, доступность образования и так далее;
  • влияние сверстников и друзей.

Говорить однозначно о факторах, влияющих на интеллект, нецелесообразно. Многое зависит от индивидуальных черт и характеристиках конкретных людей, об их подверженности чему-либо.

Интересный и обоснованный научно факт: есть различия в умственных способностях, обусловленные половозрастными характеристиками.

Гендерные различия

Говоря о них, следует в первую очередь развеять популярный миф, касающийся того, что мужчины умнее женщин. Это не так. Но есть различия, доказанные множеством исследований, которые в тезисном виде можно показать так:

  • девочки активнее развиваются с точки зрения становления интеллекта до 15 лет, в то время как мальчики до момента достижения этого возраста часто демонстрируют некоторые признаки неспособности к взрослению и развитию;
  • больше всего ученых мужского пола действует в сферах, связанных с точными науками, женщины же, являющиеся выдающимися исследовательницами, трудятся в гуманитарных направлениях.

Возрастные различия

Говорить о том, что фундамент интеллекта – это возраст, нецелесообразно. Пик познания чего-либо в среднем у разных людей приходится на примерно одинаковые возрастные периоды. Вот конкретные примеры:

  1. IQ стремительно повышается до восемнадцати лет. Переходные периоды тормозят его.
  2. В примерно 20 лет развитие интеллекта начинает замедляться.
  3. Максимум раскрытия арифметического и логического потенциала приходится на возраст в примерно 30 лет.
  4. После пятидесяти некоторые люди начинают смотреть вопросы психологии, ранее казавшиеся им сложными, как на полностью понятные и простые.

Можно говорить, что все возрастные различия, которые были показаны, обусловлены именно тем, в каком возрасте находится человек.

Структура умственных способностей

Структуру совокупности умственных способностей человека пробовали представить многие учёные, в результате появились структурные модели интеллекта Спирмена, Терстоуна, Гилфорда, Кетелла и др.

Структура умственных способностей человека разными исследователями рассматривалась по-разному. Так, структура Т. Гарднера основывалась на потенциале личности и складывалась из целого ряда способностей:

  • лингвистических, демонстрирующих понимание смысла слов и текста, речевую беглость, и проявляющуюся в быстроте нахождения слова по заданному принципу;
  • логико-математических;
  • пространственных, позволяющих в уме моделировать нахождение предмета в пространстве и использовать эту модель;
  • натуралистических;
  • музыкальных;
  • телесно-кинестетических;
  • интраперсональных, предусматривающих формирование и использование правильной модели самого себя.

Структура М. М. Холодной описывает четыре основных типа умственных способностей:

  1. Конвергентные. Они демонстрируют, насколько эффективен процесс обработки информации, что прежде всего выражается в показателе скорости нахождения правильного ответа.
  2. Дивергентные, выражающиеся в креативности, в генерации оригинальных идей. Рассматриваются оригинальность и беглость, образность мышления, восприимчивость к необычным деталям. Для творческих достижений необходим высокий интеллект, но высокий интеллект – не показатель высокой креативности.
  3. Обучаемость – в широком смысле это способность впитывать новые знания, а в узком – скорость и величина показателя роста эффективности умственной деятельности при разных обучающих воздействиях.
  4. Познавательные стили – это разные способы восприятия информации, её оценивания, структурирования по категориям. Например, аналитичность или синтетичность, рефлективность или импульсивность.

Структура умственных способностей человека в обыденном понимании не так строга. Группируясь, интеллектуальные способности проявляются в разных сферах жизни человека: учебной и профессиональной, научной и творческой. Мы находим проявление умственных способностей человека в его социальном статусе (в стиле жизни и социальной роли, в образовании и избранной профессии, в уровне владения речью).

Умственные способности отражаются и в морально-нравственном начале, присущем человеку, демонстрируя его идеалы, его видение добра и зла, ответственности и совести, тактичности и справедливости.

Умственные способности человека складываются из множества взаимосвязанных составляющих, которые проявляются в разных сферах человеческой жизни.

Как повысить IQ?

Как повысить IQ?

Методы развития простые и очевидные. Вот 9 рекомендаций:

  1. Тренируйте мозг и память. Хорошие примеры: решение математических задач, запоминание номеров телефонов знакомых и набор их без обращения к телефонной книге.
  2. Следите за питанием. С едой в наш организм поступают необходимые вещества. От некоторых зависит работа мозга. Если питание некачественное, вероятность проблем с умственной активностью будет высокой.
  3. Не перенапрягайтесь. Режим бодрствования и сна должен быть сбалансированным, должен подходить вам.
  4. Читайте книги. О полезности чтения говорить не стоит.
  5. Найдите интеллектуальное хобби или увлечение. Плюс – возможность делать интересные для себя вещи и «прокачивать» IQ.
  6. Осваивайте новое. Пример – изучение «симпатичного» иностранного языка.
  7. Смотрите познавательные фильмы. Комедии и боевики, триллеры – все это здорово, но в вашей недельной «афише» всегда должен быть какой-либо фильм, снятый, например, National Geographic.
  8. Попробуйте начать изучать то, что давно хотели. Может, в детстве вам нравились темы, касающиеся космоса? Тогда вперед к «звездам».
  9. Не давайте рутине «пожирать» себя. Меняйте привычки, делайте перестановки дома, ходите на работу разными дорогами.

Как повысить интеллектуальные способности ребенка?

Вот рекомендации, которые помогут развить детей:

  • приучайте их к правильному питанию и регулярному выполнению физических упражнений;
  • следите за тем, чтобы режим учебы, занятий и отдыха был сбалансированным. Умственное и физическое утомление негативно влияет на развитие неокрепшего организма;
  • приучайте детей к чтению. Совсем не обязательно, чтобы их интересовали только книги из школьной программы;
  • предлагайте во время совместного досуга интеллектуальные игры типа «Монополии», шахмат;
  • запишите ребенка на курсы иностранного языка;
  • предлагайте совместное решение разных интеллектуальных задачек, прохождение тестов на определение IQ.

Если все представленные советы во время практической реализации будут сочетаться с любовью и заботой о ребенке, он станет очень умным. И со временем все то, чему вы учили чадо, войдет в сферу его привычек.

Как развить интеллект у ребёнка?

Как повысить интеллект у взрослого человека?

Прочтите раздел «Как повысить IQ». Там представлены хорошие рекомендации. Вы сможете повысить показатель, если будете стремиться к тому, чтобы следовать им.

Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин

С древних времён в обществе господствовал взгляд на женщин как на существ неполноценных и менее развитых, чем мужчины. Традиции и законы, не позволяющие женщинам заниматься определёнными видами деятельности, привели к появлению мифа о том, что женский интеллект развит существенно ниже мужского. Из-за этого считалось, что женщина должна «знать своё место» и не вмешиваться в «мужские дела», иначе ничего хорошего из этого не выйдет.

Облегчение положения женщин и их уравнение в правах с мужчинами показали, что женский интеллект ничуть не уступает мужскому. Больше того, с некоторыми видами умственной деятельности женщины справляются заметно успешнее, чем мужчины.

Но до сих пор во многих странах господствуют прежние установки: в народном сознании женщины предстают более глупыми и неразвитыми, и им отводится второстепенная и подчинённая роль. Женщина не может быть главой семьи, она не может наследовать родительское имущество, кое-где женщинам даже запрещается водить автомобиль. Представления о неполноценности интеллекта у женщин имеются и в низовых слоях населения развитых стран. Как правило, такие люди склонны принимать желаемое за действительное. Они руководствуются сильно устаревшей научной информацией, а также мифами и легендами, религиозными догмами. Более актуальную информацию они предпочитают не признавать, поскольку она не соответствует их личным представлениям.

Исследования соотношения пола и развития мозга ведутся уже давно. Имеющиеся результаты показывают, что различия в строении головного мозга у мужчин и женщин имеются, но они не являются определяющими в плане интеллекта: мужчины и женщины могут одинаково успешно выполнять одинаковые задачи.

Так, было показано, что объём и масса мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин. Однако существенного влияния на умственные способности это не имело. Результаты изучения влияния гормонов на интеллект были спорными; было показано, что высокий уровень определённых гормонов может как повысить, так и понизить умственные способности.

Другие исследования показали, что хотя мужской мозг и имеет несколько большие размеры, он заметно более уязвим к нарушениям внутриутробного развития. Так, плохое питание матери в период беременности во многих случаях снижает умственные способности родившихся мальчиков, но на девочек это никак не влияет.

Отдельные исследования проводились над восприятием стереотипов. И они показали, что в обществах, где на женщин оказывают неблагоприятное психологическое воздействие, их уровень интеллекта действительно оказывался ниже, чем там, где женщин воспринимают как равных с мужчинами и относятся к ним уважительно. Всё дело в том, что в условиях постоянных унижений женщины в большей степени задействуют те участки мозга, которые отвечают за эмоциональные реакции, а те участки, которые отвечают за решение тех или иных задач, остаются невостребованными и не получают развития.

Стереотипы влияют и другими способами; например – через воспитание детей. С самого детства в традиционных обществах девочек приучают к одним видам деятельности, а мальчиков – к другим. Зачастую девочкам не позволяют заниматься физикой, математикой и другими науками, поскольку считается, что им это не пригодится в жизни. Из-за этого мозг мальчиков и девочек тренируется в разной степени и по-разному, в результате чего их способности к определённому возрасту действительно сильно различаются.

Коэффициент интеллекта: методы определения

Есть несколько интересных способов определения коэффициента. Это тесты. Нам видятся примечательными следующие 5:

  1. Тест Айзенка. Позволяет определить нейропсихическую лабильность, экстраверсию и интроверсию с позиции интеллектуального развития.
  2. Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Методика применяется для определения того, какой является структура интеллектуальных способностей личности. Подходит для детей и взрослых.
  3. Тест прогрессивных матриц Равена. Используется психологами и не только для выявления степени умственного развития, а также для оценки логической деятельности личностей.
  4. Тест Векслера. Наиболее распространен в англоязычных странах, применяется для исследований умственной сферы людей.
  5. Тест Беннета. Это методика выявления механической понятливости, применяется множеством западных работодателей для оценки качеств потенциальных сотрудников.

Часто задаваемые вопросы

Далее представлены ответы на вопросы, связанные с рассмотренной темой.

Чем отличается интеллект от ума?

Есть две точки зрения. Согласно первой понятия тождественны. Однако есть и такое мнение, согласно которому ум – это мышление в одной плоскости. Интеллект же при этом рассматривается в качестве совокупности качеств и способностей, включает и мышление, и память, и воображение. Мы считаем верной первую позицию и рекомендуем рассматривать понятия без отрыва друг от друга.

Чем интеллект отличается от эрудиции?

Посмотрите ответ на предыдущий вопрос. В общем смысле понятия тождественны, однако есть не всегда справедливое деление «компетенций»: интеллектуальной сфере приписывают только обработку информации, а сфере эрудиции способность воспроизводить, усваивать знания и навыки.

Что такое искусственный интеллект в широком смысле этого понятия?

Это «очеловечивание» компьютера в части привития ему способности мыслить. Искусственным он именно потому и называется. В общем смысле ИИ – это способность компьютера к обучению и решению задач, к действиям.

Какой уровень IQ у знаменитостей?

Самый яркий пример – Билл Гейтс. Его IQ равен 180. Сергей Шнуров же, для сравнения, обладает IQ, который равен 135. Вот не совсем выдающийся пример: согласно оценкам экспертов, Дана Борисова обладает IQ в 35 баллов. Чуть дальше «ушла» Ольга Бузова. Ее результат – 45 баллов.

Какой должен быть IQ у нормального человека?

Нормой принято считать 90-115 баллов.

Какой IQ у самого умного человека?

Это математик Теренс Тао. Он работает в одном из университетов Соединенных Штатов. Результат – 230 баллов.

Чем отличается интеллект от ума?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]