В самом общем и широком смысле, мотив – это вопрос, причина, обстоятельство среди других альтернатив, которые побуждают кого-то делать что-то или вызывают то или иное действие.
Это позволяет нам поддерживать постоянный интерес к действиям, которые, если они выполнены, способны удовлетворить потребность или осуществить мечту.
С того момента, как мы осознаем свой потенциал и окружающую нас реальность, мы испытываем потребность понять природу эмоций, их связь с мыслью и то, как эти два измерения взаимодействуют и обуславливают наши действия и нас. Они мотивируют вас для достижения личного успеха.
Мотивы и мотивация с точки зрения психологии
Мотив и мотивация – это два термина, связанных друг с другом, но они не имеют одинакового значения. Они дополняют друг друга. Таким образом, понимание разницы между двумя концепциями важно для понимания человеческих действий в целом, а так же того, как и почему человек решает сделать что-то конкретное в частности.
Мотив в психологии – это причина, а мотивация — это сила, двигатель, который заставляет нас выполнять наши действия, и является продуктом наших мыслей и эмоций, это стремление к благополучию. Мы можем классифицировать мотивацию по социальным и биологическим критериям согласно классификации Халла.
Социальные причины основаны на отношениях с субъектами общества, связанные с общим ростом личности субъекта.
Выделяется три типа :
- достижение— это то личное желание сделать что-то трудное, преодоление препятствий;
- власть — состоит из достижения статуса , который позволяет влиять на других людей или быть проводником других;
- принадлежность — необходимости общаться с другими членами группы, будь то, по соображениям интересов, религии и т.д.
Первичные (биологические) мотивы с врожденными характеристиками необходимы для обеспечения выживания организма или вида, среди которых выделяются основные: голод, жажда, сон и секс. Они присущи всем видам. Есть еще материнский импульс, причины температуры, выделения, кислорода, активности и избегания боли.
Вторичные мотивы (социальные) мотивы, приобретаемые в процессе обучения на протяжении всей жизни человека, важны для увеличения вероятности социального и личного роста указанного человека в обществе, к которому он принадлежит.
Первичными мотивами являются те, которые связаны с существенными потребностями для выживания индивида.
Есть много интерпретаций мотивации. Вот несколько теорий:
- Баланс: гомеостатический (по Халлу), когда организм испытывает какой-то дефицит, появляется какая-то биологическая или психическая потребность, импульсы действуют, чтобы восстановить утраченный баланс.
- Потребности: мотивация активируется в ответ на потребности человека.
- Когнитивные (по Толмену): мотивация побуждает поведение к выполнению ожиданий и целей, которые каждый субъект поставил в результате предыдущего обучения.
- Поведенческие: мотивация определяется стремлением к удовольствию и бегством от боли, вызванной убеждениями.
- Психоаналитические : наше поведение мотивировано бессознательными импульсами, сексуальными и агрессивными инстинктами.
- Гуманистские: пирамида/иерархия потребностей Маслоу формулирует иерархию человеческих потребностей и утверждает, что по мере удовлетворения самых основных потребностей (нижняя часть 9, у людей развиваются более высокие потребности и желания (верхняя часть).
Пирамида Маслоу — это психологическая теория, предложенная Абрахамом Маслоу в его работе «Теория человеческой мотивации». Он формулирует иерархию человеческих потребностей и утверждает, что по мере удовлетворения самых основных потребностей (внизу) у людей развиваются более высокие потребности и желания (вверху). Согласно пирамиде диспондриамов Маслоу:
- основные физиологические факторы, поддерживающие гомеостаз (дыхание, еда, сон, избегание боли и т.д.);
- безопасность и защита, физическая безопасность и здоровье, ресурсы и защита вашего имущества и активов;
- общение, дружба, социальная интеграция и социальное признание;
- уважения, высокая оценка (потребность в самоуважении, уверенности, достижениях, независимости и свободе) и низкая оценка (уважение к другим людям, потребность во внимании, признательности, признании, репутации и т.д.).
- расстройство является тормозом некоторого поведения, направленного на достижение цели, все ситуации, в нашей жизни, когда это происходит, появляется неудовлетворенная потребность.
Чем сильнее мотив цели, тем сильнее разочарование, когда цель не достигается.
Столкнувшись с неприятной ситуацией, нам удастся признать свои ошибки, мы можем начать процесс, с помощью которого мы постараемся не повторять те же ошибки прошлого еще раз.
Мотивация — это гормональный процесс
Мотивация – это психофизиологический процесс. Что это значит? Психоэмоциональные реакции человека неразрывно связаны с физиологией. Гормон дофамин, вырабатываемый нашим организмом, также называется гормоном удовольствия. Сделал что-то → получил удовольствие.
Это происходит на подсознательном уровне – гормон вырабатывается в момент поощрения. Его действие на организм напоминает дрессировку: встал на задние лапки – возьми кусочек сахара.
Процесс мотивации также «завязан» на воздействии дофамина на центральную нервную систему. Как бы мы себя ни мотивировали, но если в организме мало дофамина, успеха будет добиться очень сложно.
Уровень гормона дофамина можно повысить 2 способами:
- Правильным питанием (мясо, рыба, зеленые овощи, клубника).
- Формированием оптимальной системы мотивации: «от простого – к сложному». Сначала нужно ставить перед собой мелкие цели и достигать их, и только затем добиваться чего-то более значимого.
Функции мотивов
Понятие мотива обусловлено причиной или обстоятельством, которое движет или вызывает действие. Выделяется три основные функции мотива:
Кроме того, все мотивы обладают избирательными функциями и своими свойствами.
Человек выбирает мотив в соответствии со своими потребностями.
Не все мотивы и стимулы одинаково сильны. Они меняются в зависимости от времени и окружающей среды. Человеческая природа всегда хочет избавиться от напряжения, поэтому опыт обучения всегда полезен.
Виды мотивов
Мотивы обычно делятся на побуждения и влечения. Влечения в первую очередь биологические, такие как жажда, голод, сон и потребность в воспроизводстве — все это побуждает нас искать и принимать участие в определенных действиях. Считается, что побуждения возникают внутри человека и могут не требовать внешних стимулов для поощрения поведения. С другой стороны, мотивы в основном определяются социальными и психологическими механизмами, такими как работа, семья и отношения. Они включают такие факторы, как похвала, одобрение, и т.д.
Факторы, определяющие уровень мотивации
Сила мотивации состоит из факторов, ее составляющих:
- внутренний мотив – потребность в действии, развитии, переменах формирует причину движения.Цель или желаемый предмет (результат действия) – должен быть настолько значимым, чтобы влиять на картину мира, захватить сознание и внимание.
- Возможности удовлетворения потребности – иногда они гораздо меньше, чем обстоятельства, которые приходится преодолевать. Потому важна трезвая оценка слабых и сильных сторон.
- Способность к планированию – план необязательно должен быть на бумаге, а только в голове. Чтобы выполнить действие, нужно обладать знаниями, инструкциями по его свершению. Нехватка знаний может быть причиной низкого уровня мотивированность.
- Самоконтроль и выполнение плана – зависит от того, чем приходится пожертвовать ради достижения цели. Недостаточное вознаграждение способно разочаровать – потому мотивированность всегда состоит из внутренних и внешних факторов.
Вектор приложения усилий, направление – важно то, чтобы человека привлекали внешние стороны процесса или результата.Именно внутренний мотив – потребность в действии, развитии, переменах формирует причину движения.
Внешние и внутренние мотивы
Мотивы в основном делятся на две категории: внешние и внутренние. Исследователи выявили впечатляюще эффективные два типа мотива:
Внешний
Выполнение действия для достижения или предотвращения отдельного результата
Скорее всего, многие вещи, которые вы делаете каждый день, имеют внешний мотив.
Согласно исследованию внешний мотив — это конструкция, которая присутствует всякий раз, когда деятельность выполняется для достижения некоторого отдельного результата.
Например, заниматься спортом, чтобы похудеть, научиться говорить по-итальянски, чтобы произвести впечатление на друзей, или вовремя приступить к работе, чтобы на вас не накричал начальник.
Внешний мотив — это делать что-то ради «внешнего» вознаграждения, которое вы получаете от него. В вашей карьере это может включать финансовую выгоду, льготы и даже возможность избежать наказания.
Когда вы обнаруживаете, что ваше вдохновение ослабевает, переориентация на внешние награды — это быстрый способ вернуться к цели или деятельности, будь то хорошие результаты на работе или соблюдение режима упражнений. Если вы обнаружите, что каждый день ворчите во время поездок на работу, чтобы выполнить работу, от которой вы не в восторге, попробуйте сосредоточиться на внешнем вознаграждении — будь то зарплата, из которой вы оплачиваете квартиру, продукты или даже бесплатные подарки детям на Новый год — это отличный способ получить мотивацию.
Внутренний
Это внутреннее стремление к успеху или целеустремленность.Специалисты определяют внутренний мотив как выполнение деятельности для внутреннего удовлетворения, а не для каких-то отдельных последствий. Когда человек внутренне мотивирован, он движется к действиям ради развлечения или вызова, а не из-за внешних продуктов, давления или вознаграждения.
Ваша работа может не обеспечивать очевидных источников внутренней мотивации, но, возможно, вы отправляетесь на пробежку, потому что вам нравится «отключать вилку от сети» и бегать по дорожкам в парке или помогать своему соседу нести продукты вверх по лестнице, потому что вам действительно это нравится.
Внутренний мотив — это делать что-то, потому что вам это нравится. Вы чувствуете внутреннее вознаграждение за это от самого себя. На работе это может быть целенаправленная работа, приятное времяпрепровождение с товарищами по команде или достижение целей, которые вы перед собой поставили.
Скажем, например, вы финансовый консультант и испытываете искреннее удовлетворение от того, что можете помочь людям управлять своими деньгами таким образом, чтобы улучшить их жизнь. Или вы менеджер по маркетингу, которому нравится проводить мозговой штурм с коллегами по новым проектам.
Виды мотиваций и их отражение в психике
Назвать определенное количество видов окажется практически нереально. Любой человек может найти что-то новое, то, что кардинально изменит его представления и жизнь. Виды мотивации в психологии всегда активно обсуждались в кругу специалистов. Многочисленные теории философов опубликованы во многих учебных пособиях. Какие бывают мотивации?
Внешняя мотивация — не зависит от человеческого желания, происходит с участием посторонних лиц или явлений, трудно поддается контролю.
Внутренняя мотивация — это душевное желание достичь результата с четким пониманием, что для этого нужно, какие средства понадобятся.
Устойчивая мотивация — связана непосредственно с биологическими потребностями человека, например, желание найти воду или пропитание, устроить жилье, завести семью.
Неустойчивая мотивация — требует постоянного контроля со стороны другого человека. Это может быть побуждение вести здоровый образ жизни, бросить курить и пить.
Индивидуальная правильная мотивация — затрагивает конкретную личность, при этом может оказывать влияние и на ближайшее окружение. Например, жажда, поддержка благоприятной температуры тела.
Групповая сильная мотивация — объединяет людей в группу, которая стремится достичь одной цели: найти работу, выйти замуж/жениться.
Познавательная мотивация достижения — проявляется в исследовательской деятельности, когда человек с помощью собственных знаний стремится изучить новый объект.
Существует и неосознанная мотивация, виды мотивации при этом отличаются от стандартных. Так, у человека появляется необъяснимое желание добиться своей цели, при этом назвать причину, вызвавшую такую эмоцию, он не может.
Классификация методов мотивирования индивидуальна для каждой теории. Рекомендуется изучать данную тему с помощью работ американских исследователей в области психосоматики.
Понятие и виды мотивации были выведены на основании поведения человека, учитывались при этом его индивидуальные качества.
Положительные и отрицательные мотивы
Человеческие существа естественным образом стремятся к удовольствиям и избегают боли. Мы — организмы, ищущие награды, и все, что мы делаем, содержит в себе награду, сознательную или бессознательную, воспринимаемую или реальную:
- Положительный мотив (награды).
Это тип мотива, который вы используете, когда выполняете какое-либо действие по той причине, чтобы получить вознаграждение, которое обычно находится в будущем. Это будущее может быть ближайшим или далеким. Ожидание награды — вот что вами движет.
- Отрицательный мотив (избегание боли).
Отрицательный мотив — это наказание. Это происходит, когда предпринимаются действия, чтобы избежать боли или неудачи.
Еще одна важная вещь, которую следует учитывать при отрицательном мотиве — это то, что если у вас нет под рукой решения, то отрицательный мотив может вызвать беспомощность и депрессию.
Существует разница между отрицательным и положительным мотивом:
- Отрицательный мотив коренится в страхе, а положительный мотив — на служении.
- Разница между отрицательным и положительным мотивом — это разница между выживанием и жизнью.
- Если у вас есть положительный мотив, ваши действия, скорее всего, будут иметь положительный результат. С другой стороны, если вы настроены отрицательно, ваше действие приведет к нежелательному отрицательному результату.
- Отрицательный мотив может нанести вред самому себе, а положительный мотив — уверенность в себе.
- Когда вы убегаете от чего-то, тогда у вас отрицательный мотив, а положительный побежите к чему-то.
Ежедневные тренинги для себя и семьи
Мотивировать себя на выполнения задач можно в кругу близких людей, просить совета и узнавать, что думают о тебе другие люди. Такие способы мотивации помогают посмотреть на себя с другой стороны, увидеть, что делается неправильно, где совершается ошибка:
- Хвастун. Где найти мотивацию, как ее развить? Данный комплекс поможет изменить представления о собственной жизни. Упражнение направлено на развитие внутреннего мира, раскрытие творческого потенциала. Человеку необходимо представить себя главой какой-либо известной компании, в распоряжении у начальника имеются профессиональные работники. В первый раз руководитель должен порицать своих сотрудников, показывать свое преимущество, лишать работников заслуженной премии. Во втором случае начальнику следует благосклонно относиться к своему коллективу. Выслушивать их просьбы, идеи, награждать лучших сотрудников компании. Так, человек наглядно видит, что многое зависит от него самого. Результат действий напрямую зависит от отношения человека к самому процессу. Четкое понимание целей и способов их достижения является залогом успеха и самореализации.
- Анализ оправданий. Как часто человек находит вроде бы логичное объяснение ситуации, но при этом ничего не говорит о совершенных ошибках? Задача данного упражнения — это понять, что все зависит лишь от собственных сил, а не от выдуманных проблем. Упражнение работает как механизм мотивации, вовремя позволяет найти недостающую деталь, упущенное действие. Большинство причин неудач связаны с неверным мышлением, выбором неправильного пути. Человек сам виноват в том, что добиться желаемого не удалось. Но это не повод бросать все идеи и уходить в депрессию, это лишь отправная точка для новых свершений. Когда индивид начинает искать внешние причины провала, то этим он блокирует свои истинные побуждения и желания. Поиск иных причин может свидетельствовать о том, что человек:
- не умеет организовывать и контролировать себя;
- не умеет правильно расставлять приоритеты;
- не умеет систематически выполнять работу.
Для выполнения упражнения следует взять чистый листок бумаги и написать предложение, например: «Не выполнил данное задание, потому что…». Необходимо проанализировать оправдание и ответить на вопросы:
- Почему было выбрано именно это оправдание, есть ли этому альтернатива?
- Зависит ли это от внешних и внутренних факторов?
- Что мешает исправить данное положение?
На этом этапе следует подумать, какие меры можно предпринять для достижения цели. Главные инструменты мотивации: деньги, здоровье, связи.
Мотивация достижения успеха
Мотивация и успех идут рука об руку, чтобы довести корабль важных проектов нашей жизни до их кульминации.
Если удается создать личную мотивацию, то человек разовьет в себе особые качества, которые будут отличать его от других и держать в фокусе на успехе.
По сути, он становится человеком:
- Ответственным и продуктивным,чтобы выполнить необходимые задачи на пути к успеху.
- Настойчивым, сосредоточенными обладающим силой, чтобы легко не сдаваться из-за невзгод.
- Посвященным и эффективным, всегда стремящийся к достижению целей наилучшим образом в кратчайшие сроки.
- Организованным и спокойным, со своими идеями, решениями и со всем, что является частью ее целей.
- Оптимистичным и позитивным,чтобы иметь четкое приближение к цели даже в самые критические моменты.
В общем, когда у нас есть мотивация на успех, мы становимся более оптимальным человеком для достижения своих целей и создания того, о чем мы всегда мечтали.
Как мы получаем мотивацию к успеху? Первое, что следует знать, это то, что мы все время чувствуем мотивацию в своей жизни.
Хотите ли вы спать, или есть, или думать, или плавать, или писать, или плакать, или говорить… Все это происходит от вашей мотивации.
Важно то, что эта мотивация не всегда направлена на успех, или, другими словами, мы не всегда будем чувствовать мотивацию предпринимать усилия в поисках своей мечты.
Мотивация как таковая уже является частью вас. Что нужно, так это указать ему правильное направление. А как это сделать? Следует помнить о нескольких вещах:
- Действия, которые вы собираетесь выполнять, или цели, которых вы стремитесь достичь, должны быть направлены на достижение мечты всей вашей жизни. Если то, что вы делаете — это то, что вы действительно не хотите делать или не способствует вашему счастью, а скорее способствует конформизму, тогда вам очень трудно почувствовать мотивацию сделать это и добиться в этом успеха.
В своем уме вы должны четко представлять себе цель, которую вы собираетесь достичь, ведущую к успеху. Испытывайте восторг от успеха каждый день, когда вы находитесь в пути к ней, как будто вы уже достигли ее. Обычно это дает большой стимул продолжать работу.
- Помните о разнице между прогрессом и результатами. Ваш ум всегда должен быть сосредоточен на прогрессе, которого вы собираетесь достичь, а не на цели, которую вы хотите достичь. Разница между ними критическая. Если вы думаете о целях, прогресс ничего не стоит, потому что независимо от того, какого прогресса вы добьетесь, если вы не достигли конечного результата, ваш разум считает, что вы ничего не сделали.
- Ваша мотивация должна быть направлена на позитивные для вас вещи, то есть стремление к достижению ваших целей или задач, она должна быть позитивной, например, получение награды или признания, или просто получение того, чего вы хотите. Это может быть мотивация, основанная на негативных вещах, например, что вы должны действовать, потому что в противном случае вы будете наказаны, или вы останетесь без работы, или вы просто будете страдать или чувствовать некоторую боль (внутреннюю или внешнюю) не подчиняясь. Отрицательное подкрепление никогда не приносит пользы, поскольку оно перестает быть мотивацией и становится обязательством.
- Не ограничивайтесь только созданием мотивации, ищите вдохновения. Вы можете рассчитывать на поддержку других людей на своем пути к успеху, или вы можете просто искать некоторую поддержку в опыте других людей через Интернет, книги и т. д.
Классификация и возможности побуждения
Зачем нужна мотивация, каким образом она влияет на человека? На основании общих признаков можно поделить мотивацию на 4 большие группы, которые играют ключевую роль во время всего процесса.
Первая — базовые группы. Классификация мотивации в данном случае будет следующей:
- материальная (стремление к достатку, роскоши, обеспеченности);
- трудовая (желание заработать повышение на работе, получить положительные санкции в виде премии или награждения);
- статусная (побуждение к изменению положения, смене карьеры, переменам в личной жизни);
- духовная (мысли о достижении внутреннего постоянства, изучение важной детали, которая еще не была описана).
Отвечают за первичное возникновение желания достичь нужного результата. Сохраняются на протяжении всего процесса, при этом могут изменяться или заменяться. В некоторых случаях могут служить поводом для прекращения мотивирования. Например, когда есть более легкая и доступная альтернатива, которая заставляет отказаться от ранее придуманного плана.
Вторая группа — способы достижения цели:
- нормативная (внушение, убеждение, информирование);
- принудительная (оскорбления, угрозы, запугивание, давление);
- стимулирующая (предоставление реальных благ и условий, заключение письменного и устного соглашений).
Влияют на выбор средств, которые будут использованы во время побуждения. В частых случаях комбинируются и используются в определенных ситуациях. Для эффективного действия применяются также и материальные блага. Умение уговорить/надавить на собеседника во многих случаях позволяет добиться положительного результата, однако любой успех необходимо закреплять.
Третья группа — причины возникновения. Классификация:
- внутренняя (появляется во время умственного или физического процесса, когда человек решает задачу, формирует мотивы);
- внешняя (источники влияние извне, например оплата труда или распоряжение).
Сильная мотивация возможна лишь в том случае, если имеются внутренние и внешние источники. В момент, когда хочется бросить выполнять этапы для достижения цели, человек подсознательно начинает вспоминать о других причинах, которые в дальнейшем побуждают его трудиться еще больше.
Четвертая группа — направленность на достижение результата:
- положительная (поощрения, награждения, похвала);
- отрицательная (взыскания, штрафы, публичное порицание).
В действительности бывают такие случаи, когда человек стремится достичь одного результата, но в итоге получает совершенно другое. Ошибка кроется в выборе направления мотивации. Общая характеристика мотивации подскажет, как действовать дальше.
Проблема борьбы мотивов
В сфере волевой деятельности в психологии существует понятие «борьба мотивов».
В процессе определения наиболее значимого стимула волевого действия происходит борьба мотивов — это столкновение сразу нескольких желаний, либо побуждений к действию. Исходом этой борьбы является осмысление цели и принятие решения.
Как правило, происходит одна из ситуаций:
Приближение – избегание | Ситуация, когда человек попадает тогда, когда сталкивается с целью, имеющей амбивалентное мотивационное значение. Например: стоит ли принимать необходимую сейчас помощь от неприятного человека. |
Приближение – приближение | Ситуация характеризуется наличием двух позитивных целей. Выбор из двух благ. |
Избегание – избегание | Ситуация характеризуется наличием двух негативных целей. Выбор из двух зол. |
Двойное приближение – избегание | Ситуация, при которой перед субъектом стоит выбор между амбивалентными, т.е. одновременно и позитивными, и негативными целями. |
Разнообразие теорий мотивации человека
Теории мотивации изучаются в психологии для того, чтобы лучше понять, что побуждает человека к действию и как формируется его поведение. Над теориями мотивации трудились такие известные психологи, как Маслоу, Альдерфер, Герцберг, Адамс, Врум и многие другие. Детальный анализ потребностей человека позволил выделить два основных направления в сфере теорий мотивации:
- Процессуальные;
- Содержательные;
Каждая из этих теорий мотивации привлекла к себе многих сторонников. Изучив основные теории можно лучше понять виды мотивации личности, проанализировать характер действий человека в разных жизненных ситуациях.
Основные мотивы человека
Если рассматривать основные мотивы человека как индивида и вида в целом, то основными (первичными) будут являться мотивы, связанные с существованием, т.е. биологические (физиологические), врожденные: голод, жажда, сон и секс. Они не могут быть изменены усилием воли. Некоторые из них цикличны – еда, сон.
Многие из основных мотивов игнорируются из-за повседневности, однако они являются основой многих видов экономической деятельности и если не могут быть удовлетворены, они подвергают опасности для продолжительности жизни: движения, чистый воздух, адекватная температура окружающей среды и т.д.
Следовательно, они являются важными и необходимыми процессами для обеспечения выживания человека и вида. Другие основные мотивы – это бегство от опасности или поиск убежища, чтобы защитить себя.
Современная теория Z Оучи
Понятие мотивации отличается в культурах многих народов. Японские опыты в сфере психологии и медицины подтолкнули гениального американского психолога Уильяма Оучи к созданию собственной модели Z. За основу взят принцип коллективизма, когда человек представлен не как отдельно стоящий элемент, а как важная деталь всего механизма. И если он откажется от своей работы, то все устройство тотчас разрушится.
Для того чтобы воспользоваться теорией Z, необходимо понимать, что большинство сотрудников любят работать в коллективе, нежели справляться с тяжелым заданием в одиночку. Кроме того, работники твердо уверены в том, что работодатель позаботится о них, а они, в свою очередь, качественно выполнят работу. Модель Z будет активно развиваться, если компания пойдет навстречу желаниям сотрудников. Руководитель должен давать возможность работникам повышать квалификацию, получать повышение по карьерной лестнице.
Взаимопонимание и взаимоотдача — главные принципы мотивации, залог успешного бизнеса и отличное подспорье для стимуляции работников. Заинтересованные в повышенной оплате труда, получении наградных орденов и значков, премий и смене должности сотрудники укрепят позиции компании и выдвинут ее на лидирующие позиции.
Применимы в данном случае методы мотивации, затрагивающие персонал, учащихся и собственно самого человека. Во всех случаях необходимо акцентировать внимание на материальных поощрениях и соблюдении моральных норм. Так, например, студенты получают стипендию за успешную учебу, а персонал за качественную работу, сделанную в срок. Однако с самомотивацией дело обстоит немного сложнее. Всегда трудно начать, а именно найти причину, ради которой будут приложены все усилия. Тем не менее именно собственное желание способно кардинально изменить не только жизнь, но и самого человека.
Что такое соподчинение мотивов?
Соподчинение мотивов – одно из важнейших новообразований в развитии и формировании личности. Этот период начинается еще в дошкольном возрасте. Соподчинение мотивов происходит в тот момент, когда разные мотивы утрачивают свое равноправие, выстраиваются в свою индивидуальную систему (мотивационную схему). Появляются новые и доминирующие мотивы, из которых выстраивается иерархия.
В этом возрасте в приоритете социальные мотивы: соревнования, достижения успеха, самоутверждение, нравственные мотивы и т.д. Появляется стремление быть как взрослый и оценивать свое поведение.
Но чтобы предотвратить неблагоприятно складывающиеся основы личности, необходимы воспитательные меры перестроечного характера. Важно понимать, что это не значит, что ребенок будет постоянно прибегать к одним и тем же мотивам. Так не бывает даже у взрослых, т.к. у любого человека в поведении присутствует множество мотивов.
Самый сложный выбор происходит между общественным и личным. Соподчинение мотивов происходит на основе их борьбы, но что поделать: вся жизнь – борьба.
«Наивысшее значение имеет мотив. Обстоятельства или мотивы господствуют над человеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это.»
Георг В. Ф. Гегель
ппп
Наталья Шахова
Сферы применения
Чтобы реализовать потенциал, индивид должен использовать правильный мотив, подходящий для конкретной деятельности:
- Работа — профессиональная реализация. Руководители в качестве стимула часто выбирают штрафы, бонусы. Материальное вознаграждение влияет на работника только на начальном этапе. Работник привыкает к денежной стимуляции очень быстро. Когда эффект от нее проходит, а новых методов побуждения нет, работоспособность снижается. Чтобы повысить ее, у работника должна быть установка на раскрытие своего профессионального потенциала.
- Учеба — получение знаний. Основным стимулом становятся высокие отметки. Низкие не только расстраивают, но и лишают стремления попробовать понять сложную тему. В учебной деятельности главным стимулом должно стать повышение уровня знаний. Если его нет, обучение будет восприниматься как наказание и ученик будет его избегать.
- Спорт — победа над собой. Достижение нового спортивного рекорда мотивирует малую часть людей. Спортсмен должен хотеть улучшить собственные результаты, а не превзойти соперников. Иначе он постоянно будет сравнивать себя с другими и у него быстро наступит профессиональное выгорание.
- Личные цели — стремление к самосовершенствованию. Выбрав целью получение новой профессии, открытие собственного бизнеса, человек должен стремиться раскрыть свой потенциал. Если мотив деятельности — доказать кому-то свою состоятельность, то желание исчезнет, как только пропадет внешний стимул.
- Реклама, развлечения — получение удовольствия. Психологический комфорт связан с уровнем дохода и покупательной способностью. Мотивировать человека, который изначально не заинтересован, сложно. Для него лучше сработают методы самомотивации, которые можно придумать для себя самостоятельно.