Определение познания
Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.
Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.
Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.
Структура познания:
- Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.
- Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.
- Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:
- Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).
- Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.
- Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.
Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.
Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания соответственно являются либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (сенситивным) познанием (от нем. sensitw — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются: а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств; б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства; в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум). На этом этапе, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим мирсм, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения. Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Суждение есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления. Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме. Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики — что это можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только разум. В истории философии существовали различные определения понятия «истина». Наиболее часто употребляемым является следующее: истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего. Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития. Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях). • Перейти к списку вопросов »
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.
Эмпирические методы — выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.
Теоретические методы — это выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение скрытых проявлений за видимыми, внутренние связи и отношения.
Эмпирические методы:
- Наблюдение — исследователь изучает объект в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.
- Измерение — исследователь получает численные характеристики объекта через, за которым наблюдает, и сравнивает его свойства с образцовыми значениями.
- Эксперимент — исследователь намеренно создает особые условия и далее изучает объект, который помещает в них.
- Классификация — исследователь объединяет изучаемые объекты в группы по одинаковым свойствам.
- Систематизация — исследователь объединяет накопленные знания в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.
- Описание — исследователь фиксирует сведения об объектах и данные в наблюдении с помощью естественного или искусственного языка.
- Сравнение — исследователь сопоставляет свойства объекта, который изучает, со свойствами других объектов.
Теоретические методы:
- Исторический метод — исследователь изучает историю во всей ее полноте, обобщает эмпирический материал и устанавливает на этой основе общую историческую закономерность.
- Восхождение от конкретного к абстрактному — метод, при котором исследователь сперва находит главную связь, а после шаг за шагом наблюдает, как она изменяется в разных условиях и открывает новые связи.
- Восхождение от абстрактного к конкретному — метод изучения действительности, суть которого в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней к более конкретному ее воспроизведению в теоретическом мышлении.
- Формализация — построение абстрактных математических моделей, которые раскрывают сущность изучаемых процессов.
- Математизация — применение методов и понятий математики в естественных, технических и социально-экономических науках для количественного анализа явлений, которые они исследуют.
Также существуют общенаучные методы познания. Среди них выделяют:
- Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.
- Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.
- Аналогия — это прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.
- Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.
- Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).
- Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.
- Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.
- Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.
- Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.
У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Чувственное познание
Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
- Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.
- Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.
- Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.
ЕГЭ. Познание Тема 1. Познание и его формы.
ЕГЭ. Познание
Тема 1. Познание и его формы
Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.
Результатом познания является знание.
Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.
Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.
Гносеология – (греч. gnosis — знание, logos — учение)
это наука, изучающая особенности процесса познания.
Познание имеет две формы (или уровня).
Познание, его уровни и ступени
Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.
Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).
Ступени чувственного познания
- Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
- Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
- Представление – создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.
Роль чувственного познания
- При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
- Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
- Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
- При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.
Рациональное познание – (от лат. ratio — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.
Ступени рационального познания
- Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
- Суждение – это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.
Пример.
Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.
Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.
Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:
Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.
Для рационального познания свойственно абстрактное мышление, то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.
Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.
Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.
Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.
Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).
Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)
Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.
Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Рациональное познание
Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.
Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
- Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.
- Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.
- Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.
Разновидности умозаключений:
- Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
- Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
- То, которое получается по аналогии.
Содержательная линия «Познание». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012
(по материалам аналитического отчёта ФИПИ о результатах ЕГЭ 2011 г.)
Проблемы с освоением материала по рассматриваемой теме выявило и задание с развернутым ответом С5. Объяснить, какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина», и составить да предложения, содержащих обществоведческую информацию об этом понятии, смогли 32% отвечавших. Еще 37% смогли составить только одно предложение.
Предлагаю выполнить ряд заданий на анализ двух суждений по темам «Виды знаний» и «Понятие истины, ее критерии».
1. Верны ли следующие суждения об истине? А. Истина – это соответствие знаний интересам человека. Б. Истина – это соответствие мысли действительности.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
2. Верны ли следующие суждения об истине? Истина – это А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений. Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
Комментарий. Для того, чтобы выполнить эти два задания, нужно вспомнить, что такое истина. Существуют различные трактовки понятия «истина».
Истина – это: – соответствие знаний действительности; – то, что подтверждено опытом; – некое соглашение, конвенция; – свойство самосогласованности знаний; – полезность полученного знания для практики.
Классическое определение звучит так: истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Формами познания являются не только понятия, суждения, но и представления, восприятия, ощущения, умозаключения.
3. Верны ли следующие суждения об истине? А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен. Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
4. Верны ли суждения? А. Любая истина объективна и относительна. Б. Абсолютная истина практически недостижима.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
5. Верны ли следующие суждения? Относительной истиной называется знание А. С которым не все согласны. Б. Неполное, верное лишь в определенных условиях.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
Комментарий. Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина – это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
6. Верны ли следующие суждения об истинном и ложном в познании? А. Все явления действительности могут быть оценены с точки зрения истинности или ложности. Б. Ложное знание, принимаемое за истинное, – это заблуждение.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
Комментарий. Заблуждение – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь – сознательное искажение образа объекта.
7. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире. Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
8. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания? А. Критерием истинности знания является простота, ясность и непротиворечивость знания. Б. Критерием истинности знания является практическая направленность знания.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
9. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? Практика – это относительный критерий истины, потому что А. Не все явления могут быть оценены как истинные или ложные. Б. Существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
Комментарий. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. Возможны критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам науки; соответствие фундаментальным законам; простота, экономичность формулы; парадоксальность идеи; практика. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Формы практики: материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент. В философии выдвигается идея: ведущий критерий истины – практика.
10. Верны ли следующие суждения о познании? А. Познание мира может происходить в процессе повседневной жизни. Б. Объектом познания может быть человек.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
11. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания? А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира. Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
12. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания? А. Функции художественного образа в искусстве подобны функциям понятия в науке. Б. Художественные образы – это всего лишь результат вымысла, они не отражают действительность.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
13. Верны ли следующие суждения? А. Наука и религия являются формами познания мира Б. Религия и наука формируют два разных типа мировоззрения человечества.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
14. Верны ли следующие суждения? А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов. Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
15. Верны ли следующие суждения о познании? А. В структуру познания входят цель, средства, результат. Б. Познание требует наличия объекта и субъекта познания.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
16. Верны ли следующие суждения? А. Понятие, суждение, умозаключение создают чувственный образ предмета. Б. Умозаключение – это логическая связь суждений.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
17. Верны ли следующие суждения о формах познания? А. Результаты чувственного познания существуют в форме образов. Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в языке.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
Комментарий. Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Многозначность термина «знание»:
Виды знаний: 1) житейское – строится на здравом смысле; 2) практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира; 3) художественное – строится на образе; 4) научное – строится на понятиях; 5) рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении; 6) иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки; 7) личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
Формы знаний: 1) научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание; 2) ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами; 3) донаучное – прототип, предпосылки научного знания; 4) паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием; 5) лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки: 6) антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.
Согласно большинству мыслителей, для того, чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять трем критериям: • быть подтверждаемым; • быть истинным; • заслуживающим доверия. Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).
Рациональное познание – познание посредством мышления.
Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства. Формы чувственного познания: 1) ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса; 2) восприятие – чувственный образ целостной картины предмета; 3) представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти. Формы рационального познания: 1) понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса; 2) суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе; 3) умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: индуктивное (от частного к общему); дедуктивное (от общего к частному); по аналогии. Виды интуиции: мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.
Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон.
Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.
Ответы:
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
ответ | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 |
При составлении статьи были использованы материалы: 1. Аналитический отчёт ФИПИ о результатах ЕГЭ 2011 г. 2. Открытый сегмент ФБТЗ. Обществознание. ФИПИ. 3. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/П.А. Баранов, А.В. Воронцов; С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.; АСТ: Астрель.
Марина Офёркина, 29.10.2011, 83853
Сравнение чувственного и рационального познания
Чувственное | Рациональное |
Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта. Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов. Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов. | Опора на результаты чувственного познания. Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов. Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений. |
Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Виды знаний
Познание
– это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Структура
процесса познания:
- Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
- Объект познания — то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
- Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.
Характеристика основных видов познания
Вопросы для характеристики | Чувственное познание |
средства | органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). |
формы |
|
особенности | — непосредственность; — наглядность и предметность; — воспроизведение внешних свойств и сторон. |
Вопросы для характеристики | Рациональное познание |
средства | мышление |
формы |
|
особенности | — опора на результаты чувственного познания; — абстрактность и обобщенность; — воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений |
Вопросы для характеристики | Интуиция |
средства | озарение, наитие, прозрение |
формы | мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; интеллектуальная – связана с умственной деятельностью |
особенности | внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний. |
Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений. Эмпиризм
— единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм
— наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.
Знание
— результат познания действительности, содержание сознания.
Виды знаний:
Заблуждение
– знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь — сознательное искажение образа объекта.
Житейское
— основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое
— основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное
— строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное
— характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное
— отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное
— отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.
Формы познания
Научное — объективное, системно организованное и обоснованное знание | |
эмпирический уровень методы: – наблюдение; – эксперимент; – описание. | теоретический уровень методы: – индукция (от частного к общему); – дедукция (от общего к частному); – анализ (разложение целого на части) – синтез (соединение отдельных знаний в единое целое) |
Ненаучное — разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами | |
донаучное – предпосылки научного знания паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности |
Особенности социального познания:
— субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений); — ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент); — сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.
При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход
: — устанавливать зависимость между прошлым и будущим; — выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов; — изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости; — рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.
Особенности познания средствами искусства:
— эмоциональная окрашенность; — осуществляется при помощи образов.
Образ
– это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон
– свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).